В 1813-1814 г.г. архитектор Андрей Меленский пристроил к западному притвору трехъярусную ампирную колокольню. Одновременно на средства купца Федора Рябчикова проведен значительный ремонт. В 1863-1867 г.г. древние фрески были " обновлены " масляными красками, после чего их пришлось расчищать и реставрировать в 1906-1914 и 1935 г.г. Архитектурная реставрация древнерусской части, с которой была снята поздняя штукатурка, проведена в 1909-1913 г.г. под руководством Петра Покрышкина. В следующем году были полностью раскопаны фундаменты разрушенной части древнерусского храма. В результате всех перестроек Спас на Берестовом превратился в настоящую энциклопедию архитектурных и художественных стилей. До 1889 г. Спас использовался как приходская церковь Дворцовой части. Известно, в частности, что здесь в 1825 г. состоялось венчание будущего декабриста князя Сергея Волконского с дочерью генерала Марией Раевской. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не проходили. После сооружения церкви Александра Невского его передали религиозной общине единоверцев, а в 1913 г., когда построили единоверческий храм Иисуса Сладчайшего, Спас на Берестовом вернули православным. В советское время храм превратили в музей. В 1932 г. церковь Спаса на Берестовом, отобранную у церковной общины, открыли для посещений экскурсантов как объект " Всеукраинского музейного городка " . Богослужение было возобновлено в 1992 г. Настоятелем храма являлся архимандрит Тихон (Софийчук). С 2002 г. Спасо-Преображенский храм находится на реставрации. В настоящее время службы совершаются на улице, у входа в храм, в связи с закрытием храма " на ремонт " . В июле 2010 г. был поврежден ураганом центральный Крест храма. 18 января 2013 г., по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в сослужении епископа Бородянского Варсонофия освятил отреставрированный крест центрального купола храма Спаса на Берестове. Во время реставрации специалисты сняли старый позолотный слой с поверхности креста, исправили его каркас, изогнутый при падении, изготовили и установили утраченные декоративные элементы и основу для крепления креста на макушке, а также нанесли слой сусального золота.

http://sobory.ru/article/?object=06203

В февр. 1921 г. в Киеве был образован Собор (также именовался как синод) епископов Украины, в состав к-рого вошел и Н. Собор епископов принял ряд резолюций по поводу «отпадших от единства со Святейшим патриархом Тихоном». Опираясь на эти постановления, 25 марта 1921 г. Н. подписал указ о лишении Липковского священнического сана. 14 июля того же года Н. подписал обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского «Украинского церковного собора Киевщины». Н. управлял епархией до прибытия в авг. 1921 г. в Киев патриаршего экзарха митр. Михаила (Ермакова) . В сент. Н. был направлен к поддерживавшему связи с УАПЦ Полтавскому архиеп. Парфению (Левицкому) с патриаршим посланием, в к-ром архиерея призывали отмежеваться от автокефалистов. После этого архиеп. Парфений прекратил отношения с раскольниками и отказался участвовать в «епископской хиротонии» их лидера (в результате автокефалисты были вынуждены прибегнуть к антиканоническому самосвятскому «соборно-мирянскому рукоположению» Липковского в «архиепископа-митрополита Киевского и всея Украины»). В нач. окт. 1921 г. Н. был перемещен на новоучрежденную Радомысльскую викарную кафедру Киевской епархии. Н. не признал обновленчества и в кон. 1922 или нач. 1923 г. был уволен на покой постановлением обновленческого Высшего церковного управления . 25 янв. 1923 г. обновленцы назначили на Радомысльскую кафедру прот. Александра Раевского. Н. не согласился с увольнением и не признал прибывшего на Киевскую кафедру обновленческого «митрополита» Тихона (Василевского) . Митр. Михаил (Ермаков) в тайном завещательном распоряжении от 22 янв. 1923 г. о передаче управления Киевской епархией на случай своего устранения от должности указал Н. 6-м в списке преемников среди киевских викариев. 5 февр. митр. Михаил был арестован, а в ночь на 23 марта органами ГПУ был задержан и Н. (по др. данным, он был арестован в ночь на 4 апр. 1923 одновременно с епископами Димитрием (Вербицким ; впосл. архиепископ), Василием (Богдашевским), архим.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Дьякон Николай Десницкий служил в погосте Камено до 21 ноября 1916 г., когда был рукоположен в сан священника погоста Жельно Торопецкого уезда. С 8 сентября 1916 г. дьяконом в Знаменской церкви служил Нил Раевский. До этого он служил дьяконом в погосте Залесье Псковского уезда. Псаломщик-дьякон Михаил Васильевич Соколов (1862 - ?), сын протоиерея, был родом из погоста Дубровно Порховского уезда. Обучался в Псковской духовной семинарии, но не окончил её, по собственному прошению назначен псаломщиком в погост Настцы Великолукского уезда, в сентябре 1882 г. переведен в погост Камено. 9 мая 1898 г. возведен в сан дьякона, служил на псаломщической вакансии. Служил Михаил Васильевич до 27 января 1904 г., до того, как покинул здешние места. В 1895 г. начал преподавать в церковно-приходской школе. За особое усердие и труды по обучению детей ему выражено архипастырское благословение. Псаломщик Димитрий Андреевич Орлов (1875 - ?) родился в семье псаломщика погоста Заволочье Опочецкого уезда. Окончил Великолукское духовное училище, служил в погосте Шушелово Порховского уезда. В 1914 г. по прошению его перевели псаломщиком погоста Камено. За трудолюбие и ревностное исполнение обязанностей дважды получал архипастырское благословение. Как сложились судьбы священника Смирнова, дьяконов Панова, Светлова, Алмазова, Ильменинова, Лаврова, Десницкого и Раевского, псаломщика Соколова и Орлова в дальнейшем – неизвестно. Церковным старостой в 1900 г. был опочецкий мещанин Михаил Петрович Сингович. Им пожертвована металлическая риза на икону Святителя Николая, построен дом для Каменской церковно-приходской школы на собственные средства, он был попечителем церковно-приходской школы. За строительство школы ему выражено архипастырское благословение. Уроженец этих мест, сын священника, Александр Васильевич Савицкий был директором женской гимназии в г. Двинске Витебской губернии. Приход составляли населённые пункты: погост Камено, деревни: Артюхово, Астратково, Белохребтово, Бор, Богданово, Богданцево, Богры, Васьково, Водобеги, Воронино, Гнилки, Горелая Будка, Гребени, Дорошово, Дятлово, Екимово, Елдино, Еремино, Ериховы Мхи, Зеленое, Зеленцы, Иванцово, Климетки, Клин, Красная Горка, Крышово, Лавы, Лемешово-1, Лемешово-2, Лучно, Медведица, Меленка, Мельницы, Момотово, Мочальница, Мошки, Нефедкино, Панино, Петрухово, Плюшнево, Погоды, Подгорье, Пестово, Посихново, Рыгозы, Рычково, Самсониха, Сехново, Сорокино, Столбово, Стрелино, Тараскино, Филипцево, Ханево, Хлебцево-1, Хлебцево-2, Черепяги, Шишово, Ястребово-1, Ястребово-2. В 1914 г. в приходе проживало 1911 мужчин и 1996 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=09371

Е. В. Семенищева, Э. П. Р. Иконография Первое известное прижизненное изображение М.- живописный портрет работы неизвестного художника 1-й пол. XIX в. (ГИМ; 1-е воспроизведение: Русские портреты XVIII и XIX ст./Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1908. Т. 4. 201). М. изображена по пояс, в легком повороте фигуры и головы влево; в монашеском облачении, на голове клобук, на груди наперсный крест. Левая рука с четками покоится на балюстраде со стоящей на ней беломраморной вазой (или урной), обвитой плющом. Кисть правой руки лежит поверх левой. Фоном являются темные и густые ветви старой ели. Портрет мог быть написан с натуры в 40-х гг. XIX в. Из Спасо-Бородинского мон-ря происходит сохраненный одной из насельниц после закрытия обители живописный портрет М., к-рый был написан на рубеже XIX и XX вв. неизвестным художником (Музей-заповедник «Бородинское поле», с 1994 в экспозиции «Дом-музей игумении Марии»). По формату и композиции он близок к прижизненному портрету (с незначительными расхождениями в трактовке фигуры), но представлен на фоне темно-зеленой драпировки, спадающей тяжелыми складками с перил балюстрады; за фрагментом колонны на горизонте розово-голубого неба угадывается Бородинский монумент на батарее Раевского. Меньший по формату портрет М. (ГИМ) выполнен неизвестным художником маслом по картону; вероятно, он указан в каталоге выставки 1812 г. как «масляный портрет игумении Марии, в миру Маргариты Михайловны Тучковой, вдовы Александра Алексеевича Тучкова, убитого в Бородине. Дар Сергея Николаевича Цветкова (московского антиквара.- Авт.)». М. изображена сидящей почти в фас, в монашеском облачении, клобуке, с наперсным крестом на золотой цепи. В правой руке держит раскрытую книгу, в левой - четки. Взгляд устремлен на зрителя. Малый формат портрета обусловил его камерный характер. Портрет не мог быть создан ранее нач. 40-х гг. XIX в., т. к. представленная здесь игуменией М. была возведена в этот сан в 1840 г. Существовало неск. копий этого портрета (возможно, авторские повторения), о чем свидетельствуют фотоотпечатки с неизвестных живописных оригиналов, очень близких к нему по композиции. Один из фотоотпечатков хранился в Спасо-Бородинском мон-ре и был воспроизведен на черно-белой почтовой карточке, изданной мон-рем к 100-летнему юбилею Бородинской битвы. Лицо игумении на нем написано более контурно, хорошо видна спинка кресла, в к-ром она сидит; в раскрытой книге читается текст Пс 91 («Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний»).

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Л. 4 об. Диакон Иоанн Иоаннов Раменский, 62 лет. Сын священника села Раевского Вышневолоцкого уезда. Награды: серебряная медаль на Александровской ленте в память Императора Александра 3 с 1881 г. по 1894 г. Грамоту имеет. Имущество: имеет хозяйственные постройки. Образование: По окончании курса в Тверском духовном училище поступил в тверскую духовную семинарию. По увольнении из 1 класса семинарии при поведении отличном поступил в военную службу. 1878 г. ноября 6 дня, Окончил военную службу 1881 г. декабря 31 дня. Преосвященнейшим Антонием Епископом Старицким Викарием Тверским определен по диакона в с. Лощемля Вышневолоцкого уезда 1885 г. ноября 24. Был учителем в Лощемльской церковно-приходской школе 1887 г. августа 13. Был законоучителем в Лощемльской Земской школе 1893 г. октября 1 по 28. и Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским переведен в с. Раевское Вышневолоцкого уезда 1894 г. 28 апреля. Был учителем в Раевской церковной школе 1894 г. июля 21. Уволен от учительства 1901 г. сентября 11. Л. 5. Вдов. Сын Иоанн, род. 1889 г. марта 14 дня, священник в с. Залазине (?) Бежецкого уезда. Л. 4 об. Псаломщик Александр Петров Пушков, 35 лет. Жалования получает 100 руб в год. Указ имеет, а равно и грамоту. Сын крестьянина д. Марьино Воскресенской волости, Тверского уезда. 1899 г. мая 11 окончил курс в Ремязинском (?) второкласной церковно-приходской школе учительской Тверского уезда, со званием учителя школы грамоты. 1899 г. ноября 1 дня по 1909 г. апреля 30 дня состоял учителем в церковно-приходских школах в Старицком, Тверском и Вышневолоцком уездах. 1902 г. декабря 4 дня выдержал экзамен при Тверском духовном училище на звание учителя церковно-приходской школы. 1909 г. апреля 30 дня Преосвященнейшим Алексием Епископом Старицким викарием Тверским определён во псаломщика в с. Раевское Вышневолоцкого уезда. Л. 5. Женат, жена Анна Павлова, род 1875 г. января 11 дня. Дети их: Антонина, род. 1910 г. 26 февраля, Борис, род. 1911 г. июля 20 дня. Л. 5 об. Учительница Раевской церковно-приходской школы Мария Ивановна Овечкина, определена в Раевскую церковноприходскую школу 1907 г., девица.

http://sobory.ru/article/?object=10560

Никольский храм в переделанном виде сохранялся вплоть до начала 1960-х годов, до того, как между храмами был построен каменный мост через Клязьму, а дорога прошла прямо через старинный погост. Деревянная церковь была прямоугольной в плане, с пятигранной алтарной апсидой. Северная и южная стена храма в 1824 году были увенчаны фронтонами в стиле ампир с полукруглыми окнами. Тогда же храм был расширен с трёх сторон за счёт пристройки трапезной, а барабан с куполом покрыт железом, на котором были нарисованы ложные окна. К сожалению, старый деревянный храм и отдельно стоящая колокольня не сохранились до нашего времени. Обращаясь к истории села, стоит сказать, что Тимонино-Никольское было куплено в 1791 году почётным опекуном Московского воспитательного дома, предводителем дворянства Московского уезда Московской губернии, гвардии капитаном, князем Михаилом Ивановичем Долгоруковым (1731-1794). После его кончины в 1794 году село унаследовала его супруга-княгиня Анна Николаевна (1731-1813), дочь барона Николая Григорьевича Строганова. С марта 1813 года село Никольское-Тимонино переходит по наследству к её сыну Ивану Михайловичу Долгорукову (1764-1823). Другая часть села (деревня Новинки), находившаяся во владении князей Волконских, в 1816 году (по другим данным - в 1818 году) была продана супруге оберцеремониймейстера и начальника Московского дворцового управления, главноначальствующего Кремлёвской Оружейной палаты и " первого русского археолога " , Петра Степановича Валуева (1743-1814), Дарье Александровне Валуевой (1757-1836), урождённой Кошелевой. Схоронив в 1814 году мужа, Дарья Александровна, вместе с сыновьями Александром, Павлом, Степаном и 5-ю дочерьми: камер-фрейлиной Екатериной, Анной, Софьей, Анастасией и Прасковьей в 1819 году подала прошение о строительстве в своей части имения села Никольское-Тимонино каменной " холодной " церкви в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " - иконы-утешительницы матерей, сыновья которых погибли на ратном поприще. Строительство храма было обусловлено тем, что сын помещицы, Пётр Валуев 7 сентября (26 августа по ст. стилю) 1812 года погиб в Бородинском сражении на батарее Раевского. Благословение было получено и строительство началось вблизи деревянной зимней Никольской церкви. Одновременно строилась церковная ограда на каменных столбах, окружающая оба храма и дом причта.

http://sobory.ru/article/?object=03811

Ольга Куксевич, супруга секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, поблагодарила митрополита Варсонофия за внимание, которое тот оказывал находившемуся на покое его предшественнику: правящий архиерей навещал болящего владыку, поздравлял с праздниками, вручал подарки. Кроме того, он разыскал во Ртищеве Саратовской области могилу Гликерии Ефимовны Котляровой (1901-1966), матери владыки Владимира, и совершил заупокойную литию. Присутствовавшие спели «Многая лета» митрополиту Варсонофию и «Вечную память» митрополиту Владимиру. Днем ранее, 19 января, в праздник Богоявления Господня, годовщину преставления приснопамятного митрополита Владимира (Котлярова), у его могилы на Никольском кладбище Александро-Невской лавры состоялась панихида. Богослужение совершил секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич в сослужении протодиакона Андрея Левина. Почтить память архиерея пришли настоятельница Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга игумения София (Силина), протоиерей Петр Мухин, протоиерей Алексий Скляров, иерей Артемий Наумов, епархиальный древлехранитель Иван Раевский, духовенство епархии, прихожане. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru за темою На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами поминання   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5998056...

Островица (во имя прп. Параскевы; согласно легендам, расположен на месте древнего мон-ря, основанного монахами из афонского мон-ря Ивирон в XIV в.; новая церковь была возведена инженерными войсками серб. армии в 1898 в благодарность за чудесное спасение во время морской бури серб. кор. Александра I Обреновича), Каменица (во имя вмч. Георгия Победоносца; основан во 2-й пол. XV в., в XVI в. в нем действовал скрипторий), Крупац близ г. Пирот (в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи; возведен в 1876-1877 в память о воинах, погибших при освобождении Пирота), Куршумльский монастырь , Манастирче в г. Димитровград (во имя вмч. Димитрия Солунского; основан в 1870, восстановлен в 1996), Муштар в с. Трнски-Одоровци (в честь Собора св. Иоанна Крестителя), Петра и Павла в с. Калудра (церковь построена в 1922, восстановлена в 1994), Пирковац близ г. Сврлиг (во имя арх. Гавриила; согласно легенде, основан во время правления Неманичей, неоднократно подвергался сожжению и разрушению, возобновлен в 2005), Планиница близ г. Пирот (во имя свт. Николая Чудотворца; согласно ктиторской надписи, храм возведен и расписан в апр. 1606, когда духовником в мон-ре был Стефан), Плочник (во имя свт. Николая (Велимировича), еп. Жичского и Охридского; метох Куршумльского мон-ря; возведен в нач. XXI в.), Погановский монастырь , Рсовци близ г. Пирот (во имя прор. Илии; в ХХ в. на фундаменте раннехрист. храма была поставлена деревянная церковь, в 2010 вместо нее был возведен каменный собор), Свети-Николе в с. Ораовица (во имя свт. Николая Чудотворца; основан в 2011), Свети-Роман близ с. Джунис (в честь Благовещения Пресв. Богородицы; предположительно впервые обитель упом. под названием Сфенторомон в «Повелье» визант. имп. Василия II Болгаробойцы (1019), позже она пришла в запустение и была возобновлена серб. кн. Лазарем во 2-й пол. XIV в.; в 1796 возведена новая церковь, в к-рой в 1876 был похоронен рус. полковник Николай Раевский, позже его останки были перенесены на родину, но могила почитается до сих пор), Свети-Стефан близ с.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

Отца Григория освободили из заключения в начале 1934 года, и он вернулся служить в Завидово, в Успенский храм. 12 мая 1935 года от скоротечной чахотки умерла супруга отца Григория. В конце зимы, придя в храм во время уборки, она пожалела труд убиравших, разулась, сильно простудилась, слегла и через три месяца скончалась. Дочь Нина осталась на попечении отца и крестного, священника Николая Дмитрова. Весной 1937 года она окончила семь классов. Училась она хорошо, и отец Григорий, просмотрев ее аттестат, похвалил ее и сказал: «Дочка, надо учиться обязательно. Я не знаю, что со мной будет, но ты обязательно учись». Она исполнила завет отца, старательно училась, окончила впоследствии полиграфический институт, работала, занимая начальствующие должности, но ни от кого не скрывала, что ее отец был священником. И молитвами отца-мученика Господь управлял ее путь во благое, она никогда не чувствовала, что чем-то обделена из-за того, что ее отец — священник гонимой Церкви. Отец Григорий был арестован 30 июля 1937 года. Когда сотрудники НКВД пришли его арестовывать, его дома не было. Он вернулся, когда обыск уже подходил к концу. Впрочем, искать и что-либо брать было нечего, взяли лишь письмо священника Александра Преображенского, которого после выхода из заключения приютил отец Григорий. Отец Александр писал ему: «Вас искренне и сердечно, дорогой батюшка, благодарю за Вашу помощь и приют; не забуду никогда Вашего доброго, братского отношения и отзывчивости». На следующий день после ареста следователь допросил священника. — Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? — спросил он. — Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю, так как я никакой агитации, направленной на опошление, как вы утверждаете, мероприятий советской власти и партии, среди населения не проводил, — ответил священник. — Расскажите, о чем вы говорили в своих проповедях верующим? — В проповедях я говорил о значении исповеди, приготовлении к ней и о причащении. Стали вызывать на допросы соседей отца Григория, но и они показали, что хорошо знают священника как человека лояльного к государственной власти.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-grigo...

Посему и папа Римский, и католические бискупы и ксендцы, и Евдоким, и Пимен, и Ювеналий, и К. Спасский – являются, по сознанию Церкви Божией – мирянами и неправославными: и все их «таинства», в том числе и рукоположения, поэтому оказываются недействительными... Что касается приема в Церковь Божию этих отступников и еретиков, и раскольников, то здесь не играет существенной роли принимать ли их в сущем сане или вновь рукополагать. Все равно они безблагодатные, ибо находятся вне Церкви. Вот почему, ради экономии, для блага Церкви допускается та или иная практика. Когда обращается к Церкви целая область со своим лжеепископом, то ради приобщения к Церкви многих клириков неправославных, Церковь принимает их в сущем сане. Обращающихся от латинства ксендзов Православная Церковь принимала в сущем сане не потому, что признавала благодатность их, а ради пользы Церкви: чтобы облегчить прием желающих обратиться к Церкви. Такая именно мысль выражена в 79 правиле Карфагенского Собора, которое я позволю себе привести, хотя Ты его и знаешь: «заблагорассудно послати грамоты к братиям и соепископам нашим, и наипаче к апостольскому престолу... о том, чтобы по известной великой нужде Африки, ради и пользы Церкви, и из самых донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших прийти к кафолическому соединению, по рассуждению и изволению каждого епископа, управляющего Церковью в том месте, принимати в своих степенях священства, еще сие окажется содействующим к миру христиан»... Вот почему и Святейший Патриарх, когда обращался к Церкви обновленческий епископ, то для блага Церкви, Патриарх принимал его ставлеником в сущем сане, как это было с ныне Преосвяшеннейшим Владыкою Александром (Раевским). Заметь, дорогой Друг, слова сего 79 правила Карфагенского собора: «ради мира и пользы Церкви... по великой нужде... аще окажется содействующим к миру христиан…» Ты видишь, что здесь говорится не о норме, а об уступке, о снисхождении, ради мира и пользы... А если сего мира и сей пользы не будет, то этих уступок употреблять нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010