Св. Афанасий родился в Александрии около 296 года по Р. X. от христианских родителей. Юность свою он провел при Св. Александре, Епископе Александрийском, и частью при одном из первых Христианских пустынников – Св. Антонии. Здесь, сверх образования себя науками, он приобрел непреклонную твердость в Православной вере, и высоту духовного просвещения, по коим Церковь наименовала его Великим. В молодых летах он поставлен был диаконом, и сопровождал своего Епископа на Никейский Собор. Здесь с такою силою он опровергал Ария, утверждая единосущие Сына Божия со Отцом, что ариане почитали его главным виновником своего поражения. По возвращении с Собора, на 28-м году своей жизни, он возведен был на престол Александрийской Церкви. Ариане преследовали его всеми кознями, клеветами, насилием, полагая, наверное, что с падением Афанасия пало бы и православие в империи. Оттого вся жизнь его была цепью бедствий и изгнаний, среди коих более и более возрастали твердость его веры и ревность об истине. Константин Великий , по клеветам ариан, сослал его в Галлию, впрочем, как полагал сам Афанасий, для того, чтобы спасти его от неистовых преследований со стороны ариан. Дети Константина, по смерти отца, возвратили Афанасия своей пастве (338); но, покровительствуемые Констанцием, ариане низложили его с престола, и он должен был два раза искать себе спасения и оправдания в Риме у Папы Юлия. Собор Сардикийский (344) торжественно оправдал Афанасия, и Констанций, против внутреннего своего желания, возвратил его в Александрию. Видя его непреклонность против ариан, он приказал отряду войска захватить его в храме (356); но любовь православных спасла его от верной погибели, и он, снова лишенный престола, среди тяжких бедствий и опасностей, скрывался в пустыне Верхнего Египта до смерти Констанция. При Юлиане, возвратившись в Александрию, он воспользовался кратким временем мира, чтобы умирить не только свою, но и прочие Церкви, потрясенные арианством, и возвратить к Православию уклонившихся от оного епископов по страху гонений. Но, преследуемый язычниками, должен был опять скрыться в пустыне. Утешенный покровительством Иовиана в краткое его царствование, при арианине Валенте снова доведен был до того, что четыре месяца скрывался в надгробном памятнике отца своего, за городом. Общее негодование заставило Валента вызвать Святителя к пастве; после чего, изнуренный трудами, изгнаниями и бедствиями, старец скоро окончил тягостную жизнь тела (373), не преставая до смерти призывать к исповеданию Божества Христова против ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Спасо-Бородинский монастырь, 8 сентября 2012 года. ЖМП 10 октябрь 2012 /  10 сентября 2012 г. 09:59 Молитва на Бородинском поле Раннее утро 8 сентября на Бородинском поле выдалось пасмурным и дождливым. Это было совсем некстати, поскольку в этот день Спасо-Бородинский женский монастырь ждал Святейшего Патриарха и еще несколько тысяч священников и паломников, собирающихся на Божественную литургию, а затем – Крестный ход от монастыря до батареи Раевского. Но случилось так, что примерно за час до богослужения сильный, холодный ветер разметал облака, и цветным коромыслом выгнулась над полем радуга. Храм не смог вместить всех желающих, Литургия шла под открытым небом, а престол стоял под искусственным шатром. Возле шатра под сенью установили и Смоленскую икону Божией Матери, перед которой два века назад молилось перед сражением все русское воинство. Около 400-х священников из Смоленской, Московских городской и областной епархий одетые в яркие голубые фелони, в два ряда вытянулись живой цепью от шатра до монастырских ворот. Мощные динамики доносили до вас слова молитв, даже вы оказались за стенами обители.  Пример стойкости и мужества Бросалось в глаза, что на Литургию собралось много молодых людей и семейных пар, приехавших вместе с маленькими детьми. Александру 17 лет. Он не многословен: " Для меня день Бородина - пример стойкости и мужества, который показали на этом поле российские войска. А приехал по внутреннему зову души и еще хочется воочию увидеть Патриарха Кирилла. Я считаю его одним из самых выдающихся людей нашего времени " . Александр вместе с друзьями приехал из Подольска. Юноша одет в форму воздушного десантника и является членом Центра духовно-нравственного воспитания молодежи. Молодые люди изучают там военную историю и занимаются начальной военной подготовкой. Так за спиной Александра уже два прыжка с парашютом. Он хочет стать профессиональным военным.  Марии 32 года, она из Москвы: " Как любая память о войне, воспоминание о Бородинской битве пробуждает в моем сердце радость и гордость за наших прадедов, - говорит она. - Мы здесь всей семьей, чтобы соборно помолиться о них. Я сама первый раз на Бородинском поле. Но много рассказывала своим детям (их у меня трое) об Отечественной войне 1812 года, часто читаем книги о русской армии. Мне кажется, это место дорого для каждого русского человека и хотелось увидеть его своими глазами " .

http://e-vestnik.ru/reports/molitva_na_b...

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Димитриевский монастырь, общежительный, в селе Троекурове, в 11 верстах от города Лебедяни. Основан в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Здесь находится чудотворная Владимирская икона, именуемая «Явленною»; по преданию, она обретена была одним полесовщиком в начале XIX века в росшем на занимаемом ныне монастырем месте густом лесу в урочище, называемом Лепяги, на дереве, с струившимся из-под него источником, где ныне устроен колодец, из которого богомольцы благоговейно почерпают воду. В монастыре находится келья затворника Илариона, над могилой которого в 1893 году выстроен новый храм. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В селе Троекурово, в 20 километрах от Лебедяни находится Свято-Димитриевский Илларионовский женский монастырь, основанный в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Своим появлением монастырь обязан лебедянскому мещанину Иллариону Фокину, более 30 лет жившему в Троекурово при местной Димитриевской церкви. Он согласился на предложение помещика села Троекурово Ивана Ивановича Раевского в 1824 году поселиться в его имении в специально устроенной для него келье близ храма. Живя затворником, он снискал себе широкую известность. Местные жители и жители соседних губерний почитали затворника Иллариона Троекуровского наравне с епископом Тамбовским Питиримом и Серафимом Саровским. Еще при жизни вокруг подвижника в Троекурово начала складываться небольшая община, руководимая Александрой Николаевной Голдобиной. В 1859 году здесь была построена деревянная Владимирская церковь. Еще раньше, в 1814 году на средства помещицы Прасковьи Раевской был выстроен храм в честь Димитрия Солунского, вместо прежней деревянной церкви. В 1865 году было завершено строительство каменной ограды с двумя башнями. С 1880 года в Троекуровском монастыре ведется обширное строительство: в 1880-1893 годах на месте деревянной Владимирской был сооружен Владимирский собор над могилой затворника Иллариона и с небольшой подземной церковью во имя Мефодия и Феодосия. Святитель Феофан пожертвовал иконостас для храма и им написанный образ Владимирской иконы Божией Матери. В 1870 году обитель получила в дар часть животворящего Креста Господня от братии русского Пантелеймонова монастыря со Святой горы Афон. В 1880 году над западными воротами построена надвратная Ильинско-Покровская церковь. Из других построек в монастыре находились двухэтажный корпус старой трапезной и одноэтажный странноприимный дом. Дом игуменьи, здание келий и просфорня были деревянными в один этаж. Монастырю принадлежало 560 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=10543

В книге для росписки посетителей Ростовского музея «Белой палаты» находится между прочим подпись: «Протоиерей Императорского Российского посольства в Вене Михаил Раевский, 28 февраля 1884 г.». Мог ли думать писавший эти строки, что не пройдет и трех месяцев, как рука, державшая перо, будет покоиться в могильном склепе, глаза, обозревавшие величественный памятник русской архитектуры XVII b., угаснут навсегда. Еще менее того мог думать покойный протоиерей, что в нескольких шагах от обозреваемого им места находятся его письма, писанные им в течение не одного десятка лет к известному профессору Московского университета Осипу Максимовичу Бодянскому. К сожалению, во время посещения о. Раевским нашего музея меня в Ростове не было, и по некоторым другим обстоятельствам я не имел возможности познакомиться с ним лично, хотя он в Ростове бывал неоднократно. Пока еще свежа память о покойном протоиерее Раевском и в воспоминание посещения им Ростовской «Белой палаты», я помещаю здесь его письма к О. М. Бодянскому. Письма эти, по-видимому, не особенно интересны, но они составляют характерный материал для биографии двух славянских деятелей. Подлинная переписка находится в моем рукописном собрании, под помещающемся ради безопасности в Кремле, в бывшей митрополичьей ризнице. А. Титов 9 июня 1884 г. Ростов, Яр 1 Почтеннейший Осип Максимович! Давно лежит у меня на душе ответ на Ваше письмо от 25 января. Дело по нему было покончено; поэтому я и откладывал писать Вам со дня на день. Остаток долга 10 гульденов 15 крейцеров (по ошибке двадцатью крейцерами больше) я получил по поручению Вашему от г. Гезена, и теперь все наши счеты кончены. А все ли вы получили книги? Мне крепко больно, если до сих пор еще не все нашлось, но, право, не я виноват, но рассеянный Ал. Федорович. Я аккуратен в пересылках, и никто по сю пору на меня не жаловался. Если вы хотите покупать книги, то покупайте теперь, потому что курс денег в Австрии для нас выгоднее, но покупайте только книги, в Австрии выходящие, а за книги, выходящие вне Австрии, вследствие того же курса, продавцы берут неслыханные деньги; например, за талер более двух гульденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии искусствоведов и историков искусства ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КОМЕЧ Алексей Ильич (8.08. 1936 - 28.02. 2007), искусствовед, историк архитектуры, знаток и защитник отечественного культурного наследия, прежде всего архитектурных памятников и градостроительного облика Москвы КОНДАКОВ Никодим Павлович (1(13).11.1844.- 17.17.02. 1925), российский историк искусства, археолог, музейный деятель, акад. СПбАН (1898) КОРЗУХИНА Гали Федоровна (1906-1974), российский археолог, историк искусства, исследователь художественного ремесла и материальной культуры Др. Руси, этногенеза в Вост. Европе КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог ЛАФОНТЕН-ДОЗОНЬ Жаклин (1928 - 1995), исследователь визант. и восточнохрист. искусства, представитель иконографического метода исследования ЛИФШИЦ (род. 19.01.1944, Москва), российский историк искусства, д-р искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ МАНГО Манго (Мэнго) Кирилл (Сирил) Александрович (род. 14.04.1928), брит. византинист, филолог, исследователь истории визант. лит-ры, архитектуры, искусства, эпиграфики и археологии, издатель исторических источников по разным аспектам визант. культуры

http://pravenc.ru/rubrics/123070_2.html

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Безмолвная проповедь», посвященная 800-летию благоверного князя Александра Невского Санкт-Петербург, 13 марта 2021 г.      12 марта 2021 года в комплексе «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге открылась выставка «Безмолвная проповедь», посвященная 800-летию со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского. В церемонии открытия принял участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Среди гостей были благочинный Московского округа протоиерей Алексий Крылов, настоятель храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в Московском парке Победы архимандрит Иероним (Тестин), епархиальный древлехранитель Иван Раевский, сообщает Патриархия.ru . На выставке представлены копии двенадцати наиболее значимых памятников собрания Новгородского музея-заповедника. Копии икон XIII-XVI веков дают возможность познакомиться со спецификой новгородской иконописной школы. «Мы продолжаем мероприятия юбилейного года святого Александра Невского, — сказал митрополит Варсонофий. — На этот раз мы увидим иконы: некоторые из них были написаны в эпоху великого князя, некоторые позже. В Православной Церкви икона — это святыня, перед которой мы молимся. Немыслимо, чтобы в храме или у нас дома не было икон, потому что они нас вдохновляют, заставляют обратиться к смыслу жизни — общению с Богом. На Руси любили писать иконы Спасителя, Божией Матери, святых и молились им. В трудные времена люди знали, что никто им не поможет, кроме Бога. Мы помним, какие испытания выпали на долю русских людей: несколько столетий длилось монголо-татарское иго. Князья, как могли, защищали народ от поборов, но все равно жить было тяжело, и люди уповали на Бога. Эти иконы — свидетельства веры наших предков. И нынешнему поколению нужно чаще обращаться к Богу, молиться». «У иконы свой язык — язык любви, — продолжил архиерей. — С иконы простирается к нам любовь: нас жалеет Господь, жалеет Божия Матерь. Посмотрите, как Богородица нежно держит Младенца на руках! Так и мы должны держаться своего спасения.

http://pravoslavie.ru/137981.html

Арзамас. Храмовый комплекс. Церкви Смоленской иконы Божией Матери и Рождества Христова. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1797 и 1852. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, ул.Рождественская Координаты: 55.382673, 43.823601 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Пройдя несколько сотен метров по улице Ленина от центра в направлении городских окраин мы обнаружим недавно отреставрированный, заслуживающий внимания ансамбль церквей Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери. Рождественский храм постройки 1845-1852 годов арзамасский историк Н.М. Щегольков, составитель монографии " Исторические сведения о городе Арзамасе " (1911), называет венцом арзамасского " храмосозидательства " . Средства на его постройку выделило купеческое семейство Заяшниковых, а проект составил к тому времени весьма знаменитый Константин Андреевич Тон. В советские годы храмы были разграблены, осквернены и пребывали вплоть до 2000-х годов в запустении. Христорождественский храм был изуродован - но всё же в меньшей степени, чем соседняя Смоленская церковь (1797, возведена на месте более старой). От неё остались лишь полуразобранные стены. А когда-то этот храм считался одним из самых благолепных и обширных в Арзамасе. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Приход имел два храма: холодный в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплый в честь Рождества Христова. С какого времени существовал в Арзамасе Рождественский приход, неизвестно. По крайней мере, есть сведения, что еще в начале XVII века в нижней части города, возле речки Шамки, стоял двухпрестольный храм в честь Рождества Христова. Один престол его был одноименный названию, второй престол в нем посвящен был Собору Пресвятой Богородицы. Теснота помещения побудила на месте прежнего соорудить новый храм, что и было сделано в 1850-1852 гг. Своим появлением храм обязан арзамасскому купцу Александру Михайловичу Заяшникову (1794-1846). Будучи поначалу бедным мещанином, он разбогател на откупных операциях и нажил миллионное состояние. Младшая дочь купца Евдокия, будучи невестой, получила от отца приданное в 50 тысяч рублей. Дело оставалось за малым – найти жениха. Однако 25 августа 1845 г. она внезапно умерла, и скорбящий отец по совету своего духовного наставника – настоятеля Рождественской церкви о. Дмитрия Раевского, решил всю сумму приданого истратить на постройку храма. Обет был дан, заказан план церкви у архитектора К.А. Тона, но видеть его исполнение Александру Михайловичу не пришлось. 4 ноября 1846 г. он умер и строительство перешло под ведение его жены и зятя – дворянина Николая Яковлевича Стобеуса.

http://sobory.ru/article/?object=44342

Арзамас. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Венцом храмостроительства " золотого века " Арзамаса является церковь Рождества Христова, построенная по проекту знаменитого русского архитектора Константина Тона, автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Церковь построена в 1845 - 1852 гг. на средства арзамасского купца А.Я. Заяшникова, который и обратился к Тону с просьбой разработать проект. В 1856 г. в Красноярске, опять же по проекту К. Тона, была построена церковь, буквально даже в деталях повторяющая Рождественскую церковь в Арзамасе. Единственным отличием является пристроенная колокольня, которой в Арзамасе не было, т.к. она уже существовала в расположенной рядом более древней Смоленской церкви 1797 г. (в настоящее время от которой сохранились только полуразобранные стены). Сейчас Рождественская церковь реставрируется, внешний облик храма восстановлен, но со значительными упрощениями в декоративной отделке фасадов. С какого времени существовал в Арзамасе Рождественский приход, неизвестно. Есть сведения, что еще в начале XVII века в нижней части города, возле речки Шамки стоял двухпрестольный храм в честь Рождества Христова. Один престол его был одноименный названию, второй посвящен Собору Пресвятой Богородицы. Теснота помещения побудила на месте прежнего соорудить новый храм, что и было сделано в 1846-1850 годах. Своим появлением храм обязан арзамасскому купцу Александру Михайловичу Заяшникову (1794-1846). Будучи в начале своей жизни бедным мещанином, он разбогател на откупных операциях и нажил миллионное состояние. Младшая дочь купца, Евдокия, получила от отца приданое в 50 тысяч рублей. Дело оставалось за малым – найти жениха. Однако 25 августа 1845 года она внезапно умерла, и скорбящий отец по совету своего духовного наставника – настоятеля Рождественской церкви отца Дмитрия Раевского, решил всю сумму приданого истратить на постройку храма. Обет был дан, заказан план церкви у архитектора К.А. Тона – автора Храма Христа Спасителя в Москве, но видеть его исполнение Александру Михайловичу не пришлось. 4 ноября 1846 года он умер и строительство перешло под ведение его жены и зятя – дворянина Николая Яковлевича Стобеуса.

http://sobory.ru/article/?object=04944

Арзамасское подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Арзамасское подворье – одно из трех подворий Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря : Московского, Нижегородского и Арзамасского. Арзамасское подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря включает в себя храмы бывшего Рождественского прихода города Арзамаса. Разорённый ансамбль прихода был передан монастырю в 1998 году. Приход имел два храма: холодный в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплый в честь Рождества Христова. С какого времени существовал в Арзамасе Рождественский приход неизвестно. Есть сведения, что еще в начале XVII века в нижней части города, возле речки Шамки стоял двухпрестольный храм в честь Рождества Христова. Один престол его был одноименный названию, второй — посвящен Собору Пресвятой Богородицы. Теснота помещения побудила на месте прежнего соорудить новый храм, что и было сделано в 1846 -1850 годах. Своим появлением храм обязан арзамасскому купцу Александру Михайловичу Заяшникову (1794-1846). Будучи в начале своей жизни бедным мещанином, он разбогател на откупных операциях и нажил миллионное состояние. Младшая дочь купца, Евдокия, получила от отца приданное в 50 тысяч рублей. Дело оставалось за малым – найти жениха. Однако 25 августа 1845 года она внезапно умерла, и скорбящий отец по совету своего духовного наставника – настоятеля Рождественской церкви отца Дмитрия Раевского, решил всю сумму приданного истратить на постройку храма. Обет был дан, заказан план церкви у архитектора К.А. Тона – автора Храма Христа Спасителя в Москве, но видеть его исполнение Александру Михайловичу не пришлось. 4 ноября 1846 года он умер и строительство перешло под ведение его жены и зятя – дворянина Николая Яковлевича Стобеуса. Вскоре церковь Рождества Христова была построена. Над иконостасом храма трудился известный строительством Арзамасского Воскресенского собора архитектор Михаил Петрович Коринфский (Веренцов), который руководил мастерской позолотчиков, резчиков и т.п. Кроме главного, храм получил еще два престола – правый в честь Благовещения Прествятой Богородицы и левый в честь святителя Николая Чудотворца. Освящение храма состоялось 1 октября 1850 года. Церковь в честь Рождества Христова считалась венцом храмостроительства «золотого века» Арзамаса.

http://azbyka.ru/palomnik/Арзамасское_по...

Часовне Ксении Блаженной - 120 лет июля 2022 Благочинный Василеостровского округа , настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Евгений Шогенов рассказал, что приход берет начало с XVIII века, когда образовалось Смоленское кладбище, а затем был построен храм. Это место прославилось подвигами и чудесами заступницы и молитвенницы Санкт-Петербурга Ксении Блаженной. Приход возобновил деятельность в 1947 году, когда община во главе с митрополитом Григорием добилась разрешения открыть церковь. Владыка поручил обустраивать его священнику Василию Раевскому. Храм был закрыт с 1940-го по 1947-й годы и полностью разорен, не осталось даже иконостаса. " Любой православный христианин желает посетить это святое место, особенно - часовню блаженной Ксении. Не проходит и дня, чтобы не совершилось какое-то чудо. Службы совершаются и в Воскресенском соборе , который отреставрирован и открыт, осталось только благоустроить территорию. Работают воскресные школы, центр православной культуры посещает молодежь и люди поколения 60+, которые в большинстве воспитаны в атеистической среде " , - отметил отец Евгений. Клирик Смоленского храма протоиерей Александр Лесюис рассказал, что на кладбище было несколько храмов, а центральным оставался Смоленский , в строительстве которого принимала участие блаженная Ксения. Троицкий храм разрушили в годы безбожия, на его месте установлена часовня с мозаичной иконой в стиле " Троицы " Андрея Рублева. Одним из инициаторов строительства недавно восстановленного Воскресенского собора была императрица Александра Феодоровна, супруга императора Николая II. В этом храме отпевали Александра Блока. " Кладбище появилось в местах, где жили рабочие из Смоленска, строители Санкт-Петербурга. Деревянный храм Смоленской иконе Божией Матери освятили в 1792 году. Самое почитаемое место на кладбище - часовня блаженной Ксении. Часто приходят и к могиле ее последовательницы - блаженной Анны Лашкиной, она не прославлена, но также несла подвиг юродства Христа ради " , - сказал отец Александр.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010