В связи с тем что клир Никольского собора в февр. 1924 г. перешел в обновленчество, архиерей служил в Константино-Еленинском храме в Кустанае. В литературе встречается утверждение о том, что в 1925 или 1926 г. К. в. было преобразовано в самостоятельную епархию, но документального подтверждения оно не имеет. Последним Кустанайским викарием был еп. Александр (Раевский) , возглавлявший К. в. с 8 июля по 30 сент. 1930 г. В 1932 г. была образована Актюбинская обл. с центром в Актюбинске, Кустанайский р-н вошел в ее состав; к этому времени почти все правосл. общины в регионе были ликвидированы. 12 марта 1934 г. Синод принял «Положение об областных Преосвященных», в котором указывалось, что кафедра в Кустанае преобразовывается в самостоятельную для окормления приходов Актюбинской обл. (ЖМП. 1934. 20/21. С. 5). 15 марта 1934 г. еп. Александр (Раевский) вновь был назначен в Кустанай, возглавлял епархию до 30 окт. 1935 г. Есть сведения о служении в 1936-1937 гг. Актюбинского и Кустанайского еп. Серафима (Зборовского) . 6 окт. 2010 г. епископская кафедра в Костанае была восстановлена (см. в ст. Костанайская и Рудненская епархия ). Значительная часть приходов на территории совр. Костанайской обл. в 1922-1933 гг. принадлежала к обновленческому расколу. Существовала обновленческая Кустанайская кафедра, ее занимали «епископы»: Александр Знаменский (1922-1924), Александр Смирнов (май-сент. 1924), Александр Филиппов (сент. 1924 - окт. 1925), Гавриил Ландышев (нояб. 1925-1926), Николай Шумовский (июль 1928 - авг. 1933). Лит.: Черныш П. М. Очерки истории Кустанайской обл. Кустанай, 1995; Тасмагамбетов А. Из миссионерской деятельности православной Церкви в Казахстане во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.//Вестник высшей школы Казахстана. 1996. 6. С. 81-84; Кузембайлы А. Казахская Сибирь. Кустанай, 1997; Боже В. С. Епископы Челябинские, викарии Оренбургской епархии (1908-1918). Челябинск, 2003; Каратаев К. До ХХ в.: (На примере костанайских - история казахстанских органов безопасности). Костанай, 2003; Иванов В.

http://pravenc.ru/text/2462335.html

Александр Лебедев 08(21).08.1922–1924: Новгородская (обн.), в. у. 08(21).03.1924–10(23).10.1925: Новгородская (обн.) 1925–1926: Старорусская (обн.) 05(18).02.1927–08(21).02.1928: Колпинская (обн.) 08(21).02.1928–1930: Череповецкая (обн.) Александр Ловчий Мюнхенская (заруб.) Александр Малинин 1928–1929: Яранская 1928–1929: Нолинская Александр Медведев 1926–1926: Горьковская (обн.) 1934–1936: Воронежская (обн.) 1935–: Горьковская (обн.), в. у. Александр Мигулин 09(22).11.1922–1923: Старобельская (обн.) 02 .1923–1924: Черниговская (обн.) 09 .1924–1924: Павлоградская (обн.) 11 .1924–1926: Полтавская (обн.) 01 .1927–01.1929: Прилукская (обн.) Александр Монастырёв 14(27).03.1923–1926: Орловская (обн.) Александр Надеждин 19 .02(04.03).1919–03.1921: Кашинская 03 .1921–11.1922: Вологодская, в. у. 11 .1922–03.1923: Калининская (обн.) 03 .1923–1926: Олонецкая (обн.) 1926–27.02(11.03).1931: Карельская (обн.) Александр Немоловский 06(19).07.1916–1921: Канадская 1917–1921: Американская, в. у., в третий раз 28 .11(11.12).1936–1940: Брюссельская 1945–03(16).11.1948: Берлинская и Германская Александр Паулюс 05(18).12.1920– 1923; Порховская 08 .1923–1944: Таллинская 1944–1953: Эстонская Церковь в Швеции (заруб.) Александр Петровский 17(30).10.1932–25.08(07.09).1933: Уманская 25 .08(07.09).1933–07(20).05.1937: Винницкая 20 .05(02.06).1937–1938: Харьковская 1937–1938; Киевская Александр Похвалинский 26 .06(09.07).1922–26.09(09.10).1929: Павловская (Нижегородское вик.) 13(26).09.1929–19.09(02.10).1932: Богородская 13(26).09.1929–29.01(11.02).1934: Горьковская, в. у. 19 .09(02.10).1932–20.10(02.11).1932: Подольская 07(20).10.1934–11(24).07.1937: Богородская, паки Александр Раевский 13(26).01.1923–1923: Севастопольская 1923–1924: Симферопольская (обн.), в. у. 1924–06(19).03.1928: Керченская 1924–06(19).03.1928: Симферопольская, в. у. 1928–1928: Рыльская, в. у. 25 .06(08.07).1930–17(30).09.1930: Кустанайская 24 .12(06.01).1930–12(25).09.1931: Сухиническая 12(25).09.1931–10(23).10.1932: Златоустовская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1918–1918: Леонтий фон Вимпфен, в. у. 1919–1920: Анатолий Соколов, в. у. 10 .1920–12.1920: Палладий Соколов 1920–1921: Анатолий Соколов. в. у. паки 1921–1923: Анатолий Соколов 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 25 .12(07.01).1921–06.1927: Фаддей Успенский 06(?).1927–1927: Иннокентий Ястребов 1927–1928: Стефан Гнедовский, в. у. 31 .05(13.06).1928–17(30).08.1933: Филипп Ставицкий 15(28).10.1929–30.09(13.10).1930: Андрей Комаров, в. у. 1931–1931: Алексий Орлов, в. у. 30 .09(13.10).1933–14(27).04.1939: Андрей Комаров 1939–1942: 1942–1943: Григорий Чуков , в. у. 12 .1943–17(30).10.1947: Филипп Ставицкий, паки Астраханская (григ.) 06 (?).1931 –1932: Иоасаф Рогозин, в. у. Астраханская (обн.) 1923–23.06(06.07).1927: Анатолий Соколов 1926–1926: Анатолий Левицкий 1927–1928: Модест Никитин 13(26).01.1928–02(15).04.1931: Гервасий Малинин 1931–: Макарий Быстров 08 .1932–1935: Александр Шубин 22 .03(04.04).1935–03(16).10.1935: Павел Масленников, в. у. Аткарская 05(18).03.1923–1925: Николай Парфёнов Ахтырская (обн.) 11(24).05.1924–1925: Филарет Яценко 08(21).09.1923–1927: Серафим Лядэ 1928–10.1930: Николай Поликарпов Ахтырская (укр.) Сергий Лубенцов (Лабунцов) Ачннская 03(16).01.1934–20.04(03.05).1934: Дионисий Прозоровский 20 .04(03.05).1934–27.08(09.09).1935: Антоний Миловидов 1935–01(14).04.1936: Серафим Зборовский, в. у. 01(14).04.1936–04(17).11.1937: Сергий Куминский Ачинская (григ.) 1941–1946: Феодосий Григорович-Борисов Ачинская (обн.) –07(20) .01.1928: Иоанн Житов Байкинская 02(15).11.1923–: Вениамин Фролов Бакинская 13(26).12.1912–13(26).11.1917: Григорий Яцковский 1917–1919: 01 .1919–1923: Павел Вильковский 05(18).12.1920–13(26).09.1923: Димитрий Добросердов, в. у. 1923–1924: 1924–08.1924: Митрофан Огиенко 27 .08(09.09).1924–1928: Арсений Соколовский 23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930; Серафим Протопопов 03(16).04.1930–11(24).10.1930: Никон Пурлевский 29 .10(11.11)1930–16(29).09.1931: Валериан Рудич 1931–1933: 03(16).02.1933–29.07(11.08).1933: Александр Раевский Бакинская (обн.) см. Закавказскин митрополитанский округ (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ввиду того, что Красноярск до 1824 года — времени приезда первого губернского архитектора П.Ф. Воцкого не имел своих архитекторов, проект иконостаса придела Александра Невского, мог быть выполнен томским губернским архитектором, в чьем ведении Красноярск находился с 1804 года. В период изготовления иконостаса пост томского губернского архитектора занимал Петр Васильевич Раевский, который до этого длительное время проработал помощником архитектора Императорского двора и был хорошо знаком с творчеством столичных зодчих, определявших художественные вкусы того времени. Особая общественная значимость строительства Благовещенской церкви заставляла лиц, ответственных за успешное ведение работ, обращаться к лучшим представителям строительных и художественных ремесел Приенисейского края того времени. Возможно, изготовление иконостаса в приделе Александра Невского было поручено " в сем предмете искусснейшему " мастеру Ефиму Родионовичу Попову — представителю известной енисейской фамилии потомственных мастеров по художественной обработке дерева. Известно, что в период завершения иконостаса А. Невского прихожане Благовещенской церкви намеревались подрядить этого мастера на изготовление иконостаса в придел Иоанна Богослова на деньги, пожертвованные красноярским купцом С.Г. Терсковым. Опись иконостаса 1825 года сохранила нам подробные сведения о внешнем облике этого произведения декоративно-пластического искусства первой четверти XIX века. Архитектоническую основу иконостаса составлял ритмический ряд колонн коринфского ордера, между которыми находился основной изобразительный ряд алтарной преграды. Венчающим элементом архитектурной композиции иконостаса была резная золоченая арка в виде " нимба " с сиянием, опиравшаяся на портики пономарских дверей. Особым изяществом отделки выделялись царские врата иконостаса. По словам С.И. Дараган, они " по легкости, соразмерности и изысканности резьбы и украшений при общей простоте форм, по спокойной и благородной расцветке и умеренной позолоте орнаментов, должны быть названы произведением искусства " . Основу колористического решения иконостаса составляло характерное для своего времени сочетание окрашенного под красное дерево фона, имитирующих цвет и фактуру белого мрамора стволов коринфских колонн, а также позолоты резных деталей.

http://sobory.ru/article/?object=00951

К осени с. г. мы надеемся иметь десять школ, пять – в Европейской части Союза и две – в Сибири. Если средний ежегодный выпуск каждой школы будет в начале тридцать человек, то мы получим триста человек пополнить опустошающиеся ряды наших церковных кафедр. Это конечно недостаточно. В православной церкви имеется около пятидесяти тысяч приходов, если на каждый уделить хоть по одному человеку, подготовленному к пастырским обязанностям, и при расчете, что каждые 25 лет приходится переменять этот кадр, то средний ежегодный выпуск наших школ должен бы быть не меньше двух тысяч человек. Это значит, что нужно иметь сорок школ при среднем выпуске пятьдесят кандидатов в год. Открыть такое количество школ конечно возможно, то будет менее одной на епархию» 374 . Деятельность Учебного комитета быстро активизировалась. В принятой на Пленуме обновленческого Св. Синода резолюции по докладу председателя Учебного комитета епископа Георгия говорилось: «3. Поручить Учебному комитету разработку вопросов о составлении и издании новых учебников Закона Божия. 4. Поручить Учебному комитету разработать вопрос о подготовке будущих пастырей на местах, из самой верующей массы, путем организации подвижных пастырских школ, кратковременных курсов и т. п.» 375 . 18 мая 1925 года был утвержден новый состав Учебного комитета. В него вошли: архиепископ Дмитровский Георгий (председатель), митрополит Александр Введенский , прот. Павел Красотин, профессора В. З. Белоликов, С. М. Зарин, Б. В. Титлинов, Ю. Ф. Геккер (ученый секретарь). В 1925 году председателем Учебного комитета стал митрополит Александр Введенский . В 1927 году в Учебный комитет входили проф. С. М. Зарин (заместитель председателя), архиепископ Гдовский Николай Платонов, прот. Павел Красотин, проф.-прот. Н. Попов , проф. Б. В. Титлинов, проф.-прот. Павел Раевский, а также митрополит Иосиф (Кречетович). Появились пастырские школы в Казани, Уфе, Воронеже... 18 августа 1925 года было утверждено «Положение о краткосрочных подвижных богословских курсах».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По новому стилю годовщина Бородинского сражения празднуется 8 сентября, как День воинской славы России. По традиции, начатой в 1813 г., празднование начинается в 9 ч литургией во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря. По окончании литургии крестный ход направляется к батарее Раевского, где в 12 ч служится панихида, отдаются воинские почести героям битвы. В этот день вход в музеи Бородина бесплатный. Можайск в Великой Отечественной войне На Можайском рубеже 5-я армия задержала наступление гитлеровцев на Москву на 6 долгих дней. 19 октября 1941 г. немцы заняли Можайск. Но народ не сдался, партизанские отряды в Можайском районе не давали покоя врагу, ещё мечтавшему о быстрой победе. Бывшая работница исполкома с. Уваровка Александра Мартыновна Дрейман в партизанском отряде обучала бойцов подрывному делу. Только в одну ночь обученные ею бойцы взорвали 4 моста. Но из отряда ей пришлось уйти домой, когда приблизились роды. Однажды ночью немцы арестовали Александру. В комендатуре Уваровки немцы избивали беременную женщину; родившегося мальчика закололи штыком. Потом Александру Мартыновну водили в лес, чтобы она показала, где скрываются партизаны. Она не выдала своих, и её расстреляли. В отличие от многих героев той войны, Александра Дрейман не осталась безвестной. В газете «Правда» появился очерк «Мать». Посмертно Александру наградили орденом Ленина. Она стала прообразом украинской партизанки Олены Костюк в повести Ванды Василевской «Радуга». Одноименный фильм режиссёра М. Донского, снятый в 1944 г., получил американскую премию «Оскар». Генерал Макартур после просмотра сказал: «Русские спасли цивилизацию». 20 января 1942 года Можайск был освобожден войсками той же 5-й армии. Сейчас в центре Можайска – мемориальный комплекс Великой Отечественной войны, где горит вечный огонь. В третье воскресенье октября празднуется годовщина боёв 1941 г. на Можайском рубеже. Праздник включает ритуал отдания воинских почествей павшим за Родину, реконструкцию эпизода боёв, встречи с ветеранами.

http://azbyka.ru/palomnik/Можайск

Простейший пример: подросток только что выздоровел от гриппа, пошел в школу и принял участие в кроссе. Могут быть осложнения на сердце, и он сам должен понимать, что ему стоит поберечься. Неподготовленный, физически не развитый молодой человек внезапно сам себя подвергает значительной физической нагрузке: друзья уговаривают его поплавать с аквалангом, а он не умеет правильно в нем дышать, его этому не учили. В таком случае можно и нужно себя поберечь. А если чья-то жизнь в опасности или речь идет об идеалах, которые значат для тебя больше, чем жизнь, то беречься не получится. Я искал родственную связь с Феофаном Затворником Какой главный урок вы усвоили от родителей? Родители оказали на меня колоссальное влияние, но очень трудно формализовать то, что усвоено в семье… Я вспоминаю, как мама говорила, что дома, в семье человек должен проявлять максимальную воспитанность, максимальную бережность к другим, максимальную осторожность, потому что, придя домой, человек очень часто расковывается, распоясывается и позволяет себе то, что он снаружи никогда бы себе не позволил. Я часто вспоминаю об этом. Дома надо быть очень внимательным к своим близким. Это очень важно. — Кто-то из семьи у вас был связан с медициной? — Мои родители не имели никакого отношения к медицине. Мама закончила автодорожный институт, но была библиотечным работником, трудилась библиографом в отделе истории науки и техники Центральной политической библиотеки. Она была из семьи священника, а в ту пору такие люди были лишены некоторых прав. Совсем уж тяжелые репрессии маминой семьи не коснулись, но уже в возрасте шести лет она услышала страшное словосочетание «концентрационный лагерь». Дедушку, который был священником, арестовали в 1918 году. Его звали отец Александр Раевский, имя мне дали в его честь. Спасло дедушку то, что его жена Татьяна Ивановна Русакова (Говорова по матери) вспомнила, что начальник или замначальника Тульской ЧК пел у деда в церковном хоре в храме Знамения Божьей Матери на оружейном заводе где-то в Заречье. Также дедушка был настоятелем храма Никиты Мученика в центре Тулы.

http://pravmir.ru/aleksandr-nedostup-gla...

10 . Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799–1803). 11 . Серапион (Александровский) (1803–1822). 12 . Евгений (Болховитинов) (1822–1837). 13 . Филарет (Амфитеатров) (1837–1857). 14 . Исидор (Никольский) (1858–1860). 15 . Арсений (Москвин) (1860–1876). 16 . Филофей (Успенский) (1876–1882). 17 . Платон (Городецкий) (1882–1891). 18 . Иоанникий (Руднев) (1891–1900). 19 . Феогност (Лебедев) (1900–1903). 20 . Флавиан (Городецкий) (1903–1915). 21 . Владимир (Богоявленский) (1915–1918). VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1 . И.В. Болтин (1722–1725). 2 . А. Баскаков (1725–1726). 3 . Р. Раевский (1726) (прокурор). 4 . Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность). 5 . князь Я.П. Шаховский (1741–1753). 6 . А.И. Львов (1753–1758). 7 . князь А.С. Козловский (1758–1763). 8 . И.И. Мелиссино (1763–1768). 9 . П.П. Чебышев (1768–1774). 10 . С.В. Ахчурин (1774–1786). 11 . А.И. Наумов (1786–1791). 12 . граф А.И. Мусин-Пушкин (1791–1797). 13 . князь В.А. Хованский (1797–1799). 14 . Д.И. Хвостов (1799–1802). 15 . А.А. Яковлев (1803). 16 . князь А.И. Голицын (1803–1817) (1817–1824 – министр). 17 . князь П.С. Мещерский (1817–1833). 18 . С.Д. Нечаев (1833–1836). 19 . граф Н.А. Протасов (1836–1855). 20 . А.И. Карасевский (1855–1856). 21 . граф А.П. Толстой (1856–1862). 22 . А.П. Ахматов (1862–1865). 23 . граф Д.А. Толстой (1865–1880). 24 . К.П. Победоносцев (1880–1906). 25 . князь А.Д. Оболенский (1905–1906). 26 . князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906). 27 . П.П. Извольский (1906–1909). 28 . С.М. Лукьянов (1909–1911). 29 . В.К. Саблер (1911–1915). 30 . А.Д. Самарин (1915). 31 . А.И. Волжин (1915–1916). 32 . Н.П. Раев (1916–1917). 33 . В.Н. Львов (1917). 34 . А.В. Карташев (1917). Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) . 1701– восстановление Монастырского приказа. 1702 – издание указа Петра I о веротерпимости. 1720 – составление «Духовного регламента». 1721 – учреждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

330-332 332-333 333-334 334-337 ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) 337-339 339-341 340-341 341-346 ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда 346-347 348-349 ДУРНОВО Николай Николаевич (1876 - 1937), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог 349-351 351-353 ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф 352-357 ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви 357-358 358-359 ДУХКХА в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида 359-360 ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье 360-361 361-368 368-372 372-374 374-390 390-392 392-394 «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением 394-418 ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению 418-420 ДУХОВНОЕ РОДСТВО связь при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, прочими родственниками 420-421 421-422 «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца 422-423 423-424 ДУХОВНЫЕ СТИХИ в русской народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединенных христианской тематикой 424-428 428-429 428-429 429-432 432-433 «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

А благочинный Пётр Лугарев в 1843 году помогает им с ремонтом, найдя благотворителей для устроения железной крыши и побелки стен. Тогда же при посещении города епископом Саратовским и Царицынским Иаковом отмечалось, что по бедности прихода штат Иоанно-Предтеченского храма переведен к соборной Успенской церкви. Богадельня при храме, содержавшаяся за счет частных пожертвований, также была в плачевном состоянии, представляя из себя несколько небольших изб. Сильно пострадала старая часть Царицына и от пожара в июле 1856 году (известно, что на этот момент дьячком в храме пребывал Александр Колпиков). Несмотря на это священники исполняли свой пастырский долг среди тех, кому было ещё тяжелее — в частности, в тюрьмах. Так, с 1861 года и до 1866 года обязанности увещевателя в присутственных местах исполнял священник Иоанн Поспелов. 26 марта 1883 года в его доме во 2-ой части Царицына откроется бесплатная лечебница, позже поддержанная и городскими властями, израсходовавшими на неё в 1884 году сумму в 2142 руб. Во второй половине 19 века положение выправляется. Известно, что тогда церковь имела более 150 богато украшенных серебром и позолотой икон, на колокольне били 8 колоколов, некоторые весом более полутоны. В конце 1873 года мещанин Д. Найдёнов дарит храму хоругвей на 90 руб. Однако наиболее уникальное имущество храма было замечено лишь в 1871 году отставным военным, журналистом А. П. Раевским во время описи вещей. Он обнаружил 8 изображений сивилл — древних пророчиц, предсказавших многое о пришествии Иисуса Христа. По оценкам специалистов. изображения принадлежали кисти неизвестного живописца XVI-XVII веков, возможно, писавшем на манер Рубенса и его учеников. А в 1892 или 1893 годах на месте древней Иоанно-Предтеченской церкви (вероятно, её деревянной предшественницы) были найдены золотоордынские кирпичи, осколки глазурованных сосудов и серебряная монета времён хана Менгу. В конце 19 века церкви было приписано всего 837 прихожан из 178 дворов. 15 ноября 1888 года при церкви открыли школу грамотности, построив каменный 1-этажный дом правее главного входа от Царицы.

http://sobory.ru/article/?object=50553

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010