М. 1871, главы II и III; Соловьева Древняя Россия – Русск. Вести: 1856, 1; Костомарова Очерк домашней жизни и нравов великор. народа в XVI и XVII стол. Спб. 1860, главы XIII, XVII – XXI; Соловьева Ист. России т. XIII (1863), стр. 144 – 170; Воробьева Русские религ. вольнодумцы XVII в. – Странник 1887, т. II, 286 – 295; Соловьева Религиознонр. сост. р. общ. пред реформой Петра Велик. – Странник 1878, т. III, 222, IV. 216, 369. Филарета Черн. Ист. Р. Церкви IV, 106 – 206; Макария Ист. Церкви X, 212 – 224, 231 – 232, XI, 204 – 219; XII, 247 – 263: Амвросия Ист. р. иерархии чч. II – VI (о монастырях). Филарета Черн. Русск. святые, чтимые всею Церк. и местно и Истор. Словарь о свят., просл. в Русск. Церкви. 615 Дополн. к Ист. Акт. III, стр. 264; У], стр. 376; Акты Ист. IV, 98, стр. 242; Рущинского 201 и 194. 616 Акты Ист. III, 137; IV, 35; Акты Экспед. III. 176; IV, 18; Полн. Собр. Зак. I, 442. 624 Акт. ист., III, 92, X, стр. 96, IV, 35. Прилож. к кн. Каптерева, Патр. Никон, стр. 172. Правосл. Собес. 1861,111, 342 – 343. 641 См. Акт. аксп., III, 264; IV, 59 и 98. Акт. ист., III, 92, VIII и X; IV, 35. Полн. собр. зак., 1101. Костомарова, 140 – 147. Рущинского, 99. 644 См. Напр. грам. верхотурского воеводы (на основании госуд. указа) 1649 г., в Акт. ист., IV, 35. Грам. патр. Иосифа 1646 г., в Акт. эксп., IV, 321. Постан. соборов 1647 и 1667 г., в Акт. эксп., IV, 19 и 324 и в Деян. соб. 1667 г., гл. II ст. 7, стр. 228; грам. 1683 г., в Полн. собр. зак. 976. Грам. Мисаила рязанского у Воздвиженского, в Ист. ряз. иерархии, 91. Гранату Макария новгор., в Акт. ист. IV, 151. Намять из Солотчинского ряз. мон. на основании грамоты патр. Адриана и указа ряз. митр. Авраамия – в Журн. ряз. архива, комиссии 1889 г. 9 февр. стр. 20 – 21 и др. 650 Авраамия Палицына, патр. Филарета, Иоасафа I, Иосифа, Никона, Иоакима, ростовского митр. Ионы, новгородского Макария, рязанского архиеп. Мисаила, холмогорского Афанасия, соборов 1667 и 1682, Алексея Михайловича, Кошихина, Желябужского, иконописца Григория и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Не пошла и грамота к Царю. 332 Как говорит сам Иона в послании Киевск. Князю Александру Владимировичу. Акт. Ист. т. 1, 47. 336 Это видно из следующего: до нас дошло другое послапие Великого Князя к тому же Константину Палеологу, отправленное позже и совершенно согласное с этим, но несколько полнее написанное (Акт. Ист. т. 1, 262). Странно было бы предположить, что Василий Васильевич об одном и том же писал дважды. 338 Ibid. 263. «Обошли честным твоим писанием о всем... и за Божью Ц. и за святительскую нам честь». 342 Об этом говорит сам Иона в ответном послании к Королю, – «чтобы ваш богомолец общий попечение имел межю вас великих Государей о вашем братстве и любви и о прочном о добром житии, чтобы како дал Бог ваше братство и любовь прочна была». В этом же послании он благодарит Короля «о великом пожаловании». Акт. Эксп. т. 1, 47. 348 Что в начале 1451 г. Св. Иона был в Литве, это видно из подписи его под грамотой на наместничество Киевское от 9 февраля 1451 г. «дан лист сей в Новегородку» (по сборнику Царск. Акт. Ист. т. 1, пр. 31). 359 О Черв. Руси – Зубр., стр. 379–383; Прав. и рус. нар. в Литве Борич., стр. 82: Wilno. Kracz. т. 1, p. 162–175. 360 Об этом сам он писал к нареченному на Епископию Полоцкую Архим. Каллисту. Акт. Ист. т. 1, 270. 362 Об этом писал Царь Иоанн Васильевич к Ионе Архиеп. Новгородскому. Акт. Эксп. т. 1, 80, стр. 58. 365 Акт. Ист. т. 1, 45. Издатели Истор. Актов неопределенно приписывают это послание к годам после 1448 г. Правда, в нем нет ни малейшего указания на пришествие Исидора. Но зная последние события и рассматривая внимательно самое послание можно думать, что это то самое, которое было послано с Вассианом и Кассианом. Так, в нем Иона говорит, что он сам хотел ехать по тому великому Божию делу, но удержан был немощью; а об этом желании ехать в Литву и немощи, воспрепятствовавшей выполнить это намерение, Святитель писал в 1456 г. к Каллисту (ibid. 270). Далее говорится: «и того ради ныне послал есмы к вам, к своим детям, да и ко князем и к паном и ко всем Православн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Грамота напечатана по двум редакциям в Дополн. к Акт. истор. 1. 3 в «Повести о начале и основании псковского Печер. монастыря». С. 94–98, Псков, 1849 и в Правосл. собеседн. 1861. 3. 221 О других товарах, какие взвешивались при той же церкви, видно из последующих грамот (Доп. к Акт. ист. 1. 95 Акт. арх. экспед. 1. 334 Некоторые из этих несообразностей указаны издателями грамоты в Дополн. к Акт. ист. 1. Прим. 3 Грамота встречается в рукописях (например, сборн. моей библ. 71 ) и напечатана в упомянутой «Повести о начале и основании псков. Печер. монастыря». С. 98–104 и в Правосл. собеседн. 1861. 3. 212 Четыре сличенные нами списка (XVII–XVIII вв.) представляют мало разностей и принадлежат к одной фамилии. См. приложение 14. Грамота напечатана в Русск. достопам. 1. 82–85 и с некоторыми объяснениями у Карамз. 2. Прим. 267 П. собр. р. лет. 1. 90, 92–94 Симон в сказ. об освящении Великой печерск. церкви (Печер. Патерик П. собр. р. лет. 1. 110, 117, 130 Там же. 1. 78, 89, 90; 2. 6; 3. 179, 212, 213. Симон в сказ. об освящен. Печерск. церкви. Летопись обыкновенно об этом выражается: Постави митрополит или поставиша такого-то епископом (1. 119, 127, 128, 130, 133 и др.). П. собр. р. лет. 1. 120; 3. 122 См. выше прим. 147. П. собр. р. лет. 3. 122, 179, 213 Там же. 1. 127–133; 2. 3, 7–9. Надобно, однако ж, заметить, что, по древним правилам Церкви, хотя самовольное перехождение епископов с одной кафедры на другую строго запрещалось, но перемещение их по определению высшей власти всегда было дозволено (апост. 14; I Вселен. 15; IV Вселен. 5; Антиох. 13, 16, 18, 21; Сард. 1, 2; Карф. 59 П. собр. р. лет. 2. 3 Впрочем, сама же летопись свидетельствует, что Иоанн Черниговский находился при освящении Киево-Печерской церкви в 1089 г. и перенесении мощей преподобного Феодосия в 1091 г., следовательно, не всегда лежал на одре болезни (1. 89, 90 Там же. 3. 6, 179, 214. Там же. 1. 130; 2. 3; Татищ. 2. 253 М. Иоанна Прав. церковн. к Иакову чернор. 33 Дополн. к Акт. истор. 1. 4 П. собр. р. лет. 1. 97

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

вере, и посему хулят её, не слушайте п удаляйтесь: ибо они, скажу словами того же Апостола, ревнуют по вас нечисто, но хотят отлучить вас от нашей Церкви для того, чтобы вы ревновали по них, не для вашей духовной пользы, а для их земных выгод ( Гал.4:17 ). Внушая вам это по долгу пастырскому и радея о спасении вашем, преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа и молю Его, да даст Он вам по богатству славы своей, крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, дабы вы, – будучи укоренены и утверждены в Нем, и укреплены в вере, как вы научены, и преуспевая в ней с благодарением, – могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову и исполниться всею полнотою Божией. А Тому, кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, – Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:14–21 ; Кол.2:7 ). Платон архиепископ рижский 4 Из числа их, с Х до половины XV века более тридцати прославлены Богом и признаны святыми. См. словарь русск. святых. 8 О бывших в России соборах см. начертание церк. истории, арх. Иннокентия, 2 отдел., а также истор. русск. Церкви, еписк. Филарета, пер. III, стр. 28, в примечании. 10 Поэтому соборные определения рассылались иногда в виде царских указов (см. акт. истор. Т. I. 1504г.). 19 Богемские или Моравские братья суть последователи Иоанна Гусса (или Гуся), предшествовавшего Лютеру в реформации латинской Церкви. Они соединялись в учении с лютеранами и реформаторами: ныне более известны под именем гернгутеров. 23 В это время, по внушению новгородского митрополита Иова, учёные греки Лихуды составили «показание и обличение ересей Лютера и Кальвина», а митрополит Стефан Яворский написал знаменитое сочинение «камень веры», в котором подробно рассматриваются и обличаются протестантские заблуждения. 25 См. истор. русск. Церкви, еп. Филарета, пер. IV, стр. 187–190, 205–210, 229–232. Пер. V, стр. 134–146. 33 Pavli Iovii de legat. Basilii Magni Princip. Moscovit. Ad Clementem VII, см. в библиотеке иностр. Писателей о России, стр. 41. СПб. 1836. 34 Johann Cobencell. De legat. Ad Moskovitas, см. в журнале «министерст. Народ. Просвещ.» ч. 35, стр. 130. Читать далее Источник: Шестое пастырское послание преосвященного Платона, архиепископа Рижского и Митавского, к православным эстам и латышам Прибалтийского края, о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную древлеотеческую и благодатную веру христову. - [Санкт-Петербург], ценз. 1866. - 15 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

120 Дополн. к Акт. Ист., III, 67, стр. 246. Сравн. также воеводский указ 1685 года, где эти сборы поручены посадскому обществу, Акт. Ист., V, 125, стр. 213 и след. Сравн. также грамоту таможенникам (от 1557 года) проживавшим в Ивановском погосте к Бежецком верху; Акт. Эксп., I, 252, стр. 274. 121 Как выражено в одном акте (Доп. к Акт. Ист., I, 176, стр. 308), само устроение старост и целовальников в погостах делалось «для кормов и для всяких дел». 122 Правительственный приказчик («посельский») ведал дворцовыми имениями в разных погостах; ему поручен был суд в этих дворцовых волостях «опричь разбою и татьбы с поличным и душегубства»; Доп. к Акт. Ист., I, 167. В погост. на монаст. дворах управляли и хозяйничали монаст. землями особые приказные; Акт. Ист., V, 177, стр. 310. 123 Дела эти ведались, как известно, царским наместником, а погощанские полицейские власти только «обыскивали» эти дела и посылали обыскные списки; см. Доп. к Акт. Ист., I, 51 (XI), стр. 77; то же, 176, стр. 308. 125 Доп. к Акт. Ист., I, 51 (XI), 167, 176; VI, 56 (I); Акт. Ист., II, стр. 157; V, 177; Акт. Эксп., II, 30, III, 203. 126 О существовании на погостах схожих изб и о собрании погощан в трапезах для обсуждения своих мирских дел упомянуто было выше. 131 См. Акт. Ист., V, 223, стр. 378; IV, 39, стр. 129; Акт. Холм. и Уст. епархий, I, стр. 589, 594; Доп. к Акт. Истор., VI, 172, VII, 301–302, VIII, 88; Акт. Ист., II, 204; Акт. гражд. распр. Федотова-Чеховского., II, стр. 609. 135 См. о жаловании священникам и церковникам в Либелицком и Иломанском погостах (в Карелии) «с особливым к тому от прихожан доходом» в Полн. Собр. Закон., т. XVII, 1765 года, 12392. Также т. XII, 9199. 137 В заключение своего сочинения: «О пятинах и погостах Новгородских» Неволин говорит: «Установление погостов сделанное великою княгинею Ольгою запечатлено было такою мудростью, такою живущею силой, что в 1837 году оно возобновлено было до некоторой степени разделением уездов во всех губерниях на станы, а в общежитии до настоящего времени обыватели тех мест, где оно издревле существовало, определяют местоположение своих селений по погостам. «Знаменья» мудрой Ольги – «погосты» её – «суть и до сего дне».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

355 См.: Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции. Кн. 2. М., 1872. Отд. III. С. 120. 356 О монастырских «детенышах» см. у М. А. Дьяконова в его труде «Очерки из истории сельского населения в Московском государстве XVIXVII вв.» (Спб., 1898). Название имеет отношение к греческому paidopoulin, о котором см. у Дюканжа. См. также «Акт. Эксп.» (т. IV, 14, с. 25 fin.). 358 О монастырской десятинной пашне см. Акт. Истор. (т. V, 171, с. 300; пахалась местными монастырскими крестьянами повытно (Акт. Истор., т. V, 65, с. 95 col.1). 359 О бобылях см. статью М. А. Дьяконова в Журнале Мин. Народ. Просвещ. (1896, 4) и в его труде «Очерки из истории сельского населения в Московском государстве XVIXVII вв.» (Спб. 1898); также статью Успенского «О больших строителях». 360 Павел Алеппский называет их монастырскими архонтами (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 24 sub. fin.). 361 «Жители (подмонастырных слобод), кои без земли остались и числом прежних (получивших землю) почти в (3)/ 4 превосходят, называются бобылями; однакож различными рукоделиями, постоялыми дворами и извозом не менее (чем получившие землю) имеют случаев снискать себе довольное пропитание; потому здешние обыватели без различия, а особливо те, кои собственное свое прилежание к тому употреблять не оставляют, довольно зажиточны и следовательно для них двухрублевый оклад, положенный на каждую душу мужескаго пола, чт(они вносят в Коллегию экономии или определенному от оной казначею, да сверх того подушных по 70 коп. с души, не может быть тягостен». 362 В географическом лексиконе Российского государства, собранном Федором Полуниным и изданном Герардом Миллером в Москве в 1773 г., в статье о Троицком Сергиевом монастыре (принадлежащей самому Миллеру) говорится о жителях Посада, что «многие из них упражняются в рукоделиях, делают и продают разныя крашеныя и писаныя деревянныя вещи, ларчики, чашки, детския игрушки и тому подобное» (буквально повторяется в «Новом и полном лексиконе Российской империи» Льва Максимовича, напечатанном в Москве в 17881789 годах, только с ошибочным: «каменныя» вместо «крашеныя»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

725 Новг. II лет. под 6971 г. стр. 141. Древности архим. Макар. ч. 1 стр. 105. Воспоминание ошибочно относит построение Сергиева храма к возвращению святит. Ионы из первой поездки в Москву. 727 Новг. II лет. под 6975 г. стр. 141; Новг. IV лет. 127. Прол. под 5 ч. ноября. Симеоновский мор подробно описан в житии свят. Ионы стр. 38–41. 728 Истор. Кар. т. V стр. 210; Грам. изд. в истор. иер. ч. 2 стр. 380–389. Точнее в описании Соловецк. мон. стр. 48–51. 729 О составлении служб и житий Новгорд. угодникам Божиим Прол. под 5 нояб. Воспоминание стр. 31. Толстого 2. 364, III, 59; Царского 103, 132, 133, 326, 379. Муз. Румянц. 592–595, 597, 704. Службы Предтече и преп. Онуфрию писаны, без сомнения, ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершившемуся в 1462 г. До нас дошли минеи служебные на апрель, май, июль, октябрь, февраль, писанные по благословению архиеп. Ионы. Изд. акад. VI, 296, 297. См. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. ноябрь примеч. 33, 34, 35 и 36. 732 Жит. Русск. свят. Мур. за м. ноябрь стр. 23; сн. Русс. свят. Филар. Архиеп. Черниг. за тот же месяц прим. 23. 733 Новг. III лет. стр. 241. «Пред взятием В. Новгорода от в. князя Ивана Васильевича всея России, сказано в летописи, како хоте первое пленити, начаша знамения быти в В. Новеграде. Сия же знамения быша не на добро граду, якоже слышахом от тамо сущих житель». Далее описываются самые вышесказанные знамения; но год их не показан. 734 По описанию чудес, это чудо было первое и совершилось около 1540 г.; а в житии угодника Божия оно показано под 1655 г. 735 Описание чудес святит. Ионы в житии его стр. 58–86. Святит. Иона называется св. чудотворцем в грамоте 1563 г. (Истор. акт, 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь м. 1645 г. Макар. древности 1, 297; письмен. устав. Соф. соб. под 5 ноября. 736 Рукоп. спис. Новгород. святителей 1 и 2 в моей библиотеке. Автор. При описании жизни святит. Феофила, мы, естественно, должны были коснуться подробностей истории покорения Новгорода, ибо, во-первых, жизнь святителя весьма тесно связана была с этим важным событием, а во-вторых, и потому, что летописцы, описывая события Новгорода в период святительства Феофила, ни о каких других деяниях его не говорят с такой подробностью, с какой повествуют о постоянном ходатайстве за Новгород при нашествиях на оный, и о его деятельном участии в ведении переговоров с в. князем. Нет сомнения, что добродетельный архипастырь немало трудился на пользу своей беспокойной паствы, но его пастырские труды обойдены молчанием по причине, вероятно, тогдашнего крайне смутного времени. Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

551 Временник Импер. Москов. Общ. Истор. и др. Рос. XXII, 71, 111. Шуйские акты 56 (Шуя в 1643 г. Сузд. епархии). Акт. Истор. IV, 230. Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. кн. 87, л. 88. Записано: «Юрьево-Польская десятина променена Стефану, архиепис. суздальскому и юрьевскому на Калужскую десятину» 176 (1668 г.); кн. 62, лл. 597–612; кн. 65, лл. 429–463. 554 Там же, кн. 1669 г. 65, лл. 429–463. Срав. кн. 68 (1670 г.) лл. 413–444; кн. 1671 71, лл. 607–635. 556 Московск. Синод, (бывш. патриарш.) библиот. 99 (второго счета). Настольная грамота м. Питириму. Питирим посвящен 12 августа 163 г, а грамота написана много позже в декабре 164 (1656 г.). Такой промежуток можно объяснить недоразумениями, возникшими между патриархом и Питиримом, по поводу его перевода на Дон. 557 История Церкви Платона, ч. II, стр. 258, 1823. Если верить письму самого Никона к Зюзину, то Питирим вместе с чудовским архимандритом собирались отравить патриарха (Соловьев. Истор. Рос. III, XI, 223). На следствиях по делу Никона особенно много говорил в обвинение патриарха Питирим: Он один показал, будто Никон говорил: «если он помыслит впредь быть патриархом, да будет анафема». Этого свидетельства никто не подтвердил. (Субботин. Дело патр. Никона. Москва. 1862 г. стр 20, 47). 558 Проф. о. И. Ф. Николаевский «Патр. обл. и рус. епар. XVII в.» в «Христ. Чт.». 1888 г. ч. 1, 157 стр. 559 Арх. Мин. Юст. Каз. Патр. Прик. кн. 39 (1656 г.) лл. 892–983. Ср. кн. 37 (1655 г.) Тут этих городов еще нет. 560 Там же кн. 40 лл. 916–926. Проф. о. Николаевский «Патр. обл. и рус. епарх. XVII в.», стр. 156. Недригайловское городище, Городецкое, Каменское, Ахтырка, Ольшанск уступлены России Польшей в 1643 г. вместе с Трубчевском (Соловьев Ист. Рос. II, IX, 1286). 561 Проф. Николаевский. Патр. обл.... стр. 155. Собр. Гос. Гр. и Дог. III, 59, стр. 277. Подпись на имя Никона сделала 25 февраля 1657 г. 562 Арх. М. Юст. Прих. кн. нагр. каз. прик. 39. Тут назван весь состав патриаршей области 1656 г. Нет только Каменного и Недригайлова. Цифровые данные о количестве церквей приводятся по исследованию проф. П. Ф. Николаевского «Патриаршая обл. и рус. епарх. XVII в.», стр. 152–155. Они извлечены из кн. Патр. Каз. Прик. 33 (1653 г.), 35 (1654), 39 (1656), 40 (1657 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

2555 Акт. эксп. 1. 4, 18, 21, 38 (232) и др.; Акт. до юрид. быта. 1. С. 90, 95 (229). В некоторых грамотах ясно определяется, что это были за стчрожильцы, которых предоставлялось монастырям перезывать и принимать на свои земли (Акт. эксп. 1. 39 (232); Акт. ист. 1. 25 (228)). В конце грамоты Отрочу монастырю после слов: «Архимандриту из нашея отчины людей волостных в монастырские села не приимати», прибавлено: «А приметли кого прикащик архимандричь, ино его казнити» (Акт. эксп. 1. 34 (232)). В одной только грамоте князь рязанский как будто позволяет монастырю перезывать к себе людей не только с иных сторон, но и из своего княжения (Акт. ист. 1. 36 (228)). 2558 Название тарханного права, тарханных грамот занято нами от татар, у которых тарханом назывался человек, освобожденный от всех повинностей, какие взносились царю. 2563 Грамоты эти суть: Акт. эксп. 1. 4, 5, 7,15 (232); Акт. истор. 1. 2 (228); Акт. Запад. России. 1. 14 (230). Грамота, составляющая исключение, напеч. в Истор. росс. иерарх. 6. 229 (234). 2564 Акт. эксп. 1. 37, 38, 41 (232); Акт. истор. 1. 15, 29 (228); Акт. Запад. Росс. 1. 43 (230); Акт. до юрид. быта. 1. С. 97 (229). 2565 Истор. росс. иерарх. 6. 229–231 (234); Акт. эксп. 1. 19 и 28 (232). Последняя грамота вновь напечатана в Акт. до юрид. быта. 1. С. 93–94 (229). 2568 Для старожильцев на два года – Акт. ист. 1. 25, 36 (228); на три – Акт. эксп. 1. 18, 21 (232); на пять лет – Акт. эксп. 1. 39 (232). Для пришлых на три года – Акт. ист. 1. 13 и 36 (228); на двадцать лет – Акт. эксп. 1. 36 (232); на десять – Акт. эксп. 1. 17, 21, 31, 39 (232); Акт. ист. 1. 25, 28 (228); Акт. до юрид. быта. 1. С. 95 (229). 2573 Акт. эксп. 1. 19, 28, 31, 36 (здесь: «опроче одного душегубства»), 37, 41 (232); Акт. ист. 1. 15 и 29 (228). 2578 Акт. Запад. Росс. 1. 28 (230); Акт. ист. 1. 2. С. 3 (228). Сохранилось известие, что десятиною пользовался (1446) еще один из наших монастырей, именно Рождественский во Владимире Кляземском, и пользовался по старине – с некоторых сел князей суздальских (Собр. госуд. грам. 1. 62. С. 136 (391)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Да прислали бы есте к мне единаго от священник, человека искусна, и аз научю его о всех: о церковных правилех, и о пении церковнем, и о святых службах,— и миро святое великое с тем же пошлю, и что како будет потребно вам Святое Писание, и то все, списав, пошлю к вам» (там же. 35. С. 69 Правила Владимирского Собора напечатаны в Русск. достопамятн. 1. 106–118 Окончание их — в Опис. Румянц. муз. С. 302, 321 Мы пользовались еще списком этих правил из Кормчей Новгор. Соф. библ. XVI в. 437 (л. 331 об.— 335), который, впрочем, почти буквально сходен с печатным, только на несколько строк короче его. Ответы Константинопольского Собора на вопросы Феогноста напечатаны в статье арх. Варлаама Обозр. рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 32–38 Из посланий митрополита Киприана сюда преимущественно относятся помещенные в Акт. истор. 1. 8, 11 и 253 Из посланий Фотия — помещенные в Акт. ист. 1. 22, 35 Допол. к Акт. ист. 1. 181 Акт. эксп. 1. 369 Русс. достоп. 1. 113 Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 33, 38 Акт. истор. 1. С. 17, 20, 68, 477 Дополн. к Акт. ист. 1. 330 Акт. эксп. 1. 462 Русск. дост. 1. 113 Акт. ист. 1. 68–69 Акт. ист. 1. 474–475, 478 Русс. достоп. 1. 114–116 Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 34, 36, 37, 39 Акт. истор. 1. 17, 19, 20, 46, 477, 478 Акт. эксп. 1. 461–462 Это уставил митрополит наш, без сомнения, по примеру Церкви Греческой, где законом определено было взимать количество пошлин с каждого, поставляемого в церковный чин, даже с епископов и митрополитов. Justin. Novell. 123 Русск. достоп. 1. 108–112 Акт. истор. 1. 20, 478 П. собр. р. лет. 1. 202, 208 и др. Акт. истор. 1. 477 Акт. эксп. 1. 462 Дополн. к Акт. истор. 1. 330 Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 35 Акт. истор. 1. 474, 477, 479 Касательно монашеских имен Никонова летопись под 1244 г. делает замечание, что у нас «тогда даваху имена не с первого слова, но в который день постризашеся кто в иноцы, того дни имя даваху» (3. 18 То же замечание повторяется как в летописи этой под 1391 г. (4. 221 так и в житии преподобного Сергия Радонежск. (см. прил. 20. Числ. 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010