Этот второй пишет: «Архимандричьи и властиныя, также братския и учительския кельи о двух этажах с открытыми на каменных столбах, а в некоторых местах и на сводах, утверждающимися переходами по всем четырем сторонам монастыря изрядно построенныя, придают оному немалое украшение». Выше мы сказали, что галлерея у западной линии, или у западного корпуса, келей была уничтожена в 1820–1821 годах. Вероятно, что около того же времени были уничтожены галлереи и других линий, или корпусов. В первой половине XVIII века, как это видим в книге планов и фасадов 1745 года, все здания лавры были покрыты так называемой голландской крышей (как бы двухэтажной и имеющей вид катафалка), которая заменена была на всех зданиях нынешней простой крышей при митрополите Платоне. Все здания в лавре, не исключая и царских чертогов и со включением даже и двух церквей (Духовской и Михеевской), до митрополита Платона покрыты были деревом и постепенно все перекрыты железом при нем. Замощение камнем дорог в монастыре начато было (и может быть, в один прием и произведено было) в 1784 году. Что задворки монастыря оставались, так сказать, в первобытном состоянии до позднейшего времени, видно из того, что какая-то яма за свечной, находящейся в нижнем этаже казначейского, или западного, корпуса, была завалена только в 1832 году. Примечания 1 На восточной стороне монастыря в 1628 году были поставлены две палаты (каменные) по обе стороны Святых ворот, а в следующем, 1629 году – две палаты по правую сторону Святых ворот (Краткий летописец монастыря). Это не кельи для жилья, а здания с каким-либо служебным назначением (как показывает название, ибо кельи называются именно кельями, а не палатами). Когда в 1640 году были ставлены кельи, палаты, вероятно, были разобраны или вошли в состав келей. Во всяком случае, не имеем о них никаких дальнейших сведений. 2 Акт. Истор. Т. II. 240. С. 284 со1. fin. 3 Речи Павла Алеппского о деревянной келии преп. Сергия см. в " Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 35). 4 Отзывы Павла Алеппского о погребах с напитками и о самых напитках см. в " Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 25–27, 37). 5 См. в статье о. Арсения " О служках Троицкого монастыря " , с. 59. 6 [См. ее вид на фототипической таблице X.] 7 О ней говорит Павел Алеппский (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1898. Кн. IV. С. 35). 8 Павел Алеппский считает всего 3 пруда (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1898. Кн. IV. С. 35). 9 Симон Азарьин в житии преподобного Дионисия говорит: " Егда же во гроб положено было тело его, тогда вси со услаждением на него взирали: ибо лице его было благолепно, очи и уста веселы, яко (аки) смеющиеся; сего ради многие от иконописец (монастырских) любве ради благолепие лица его списали, дабы таковый блаженный муж у всех в памяти вечно пребывал " . Из слов этих следует то, что до нас мог дойти более или менее действительный портрет преподобного Дионисия.

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

651 Акты Собора 1667 года напечатаны в V т. Доп. Акт. Ист. 102 и в Материалах для истории раскола II, стр. 376–382. Братское Слово 1876 года. 652 Иванов. Описание Государ. Архива старых дел, стр. 296. Курская Епарх. Вед. 1890 г., прибавление 22, стр. 324. 653 Материалы для ист. раскола II, 426–430. Тут напечатана грамота об открытии Белгородской митрополии. По официальным данным около того времени в Белгороде было 2008 служилых и жилецких с семьями. Церквей было 9 с 18 священнослужителями. В других соседних городах было: в Курске – 2888 чел., Старом Осколе – 993; в Новом Осколе или Цареве Алексееве – 923, Обояни – 1389, Короче – 1015, Хотмыжске – 647, Болхове – 691, Карпове – 859, в Судже – 1387 чел. жителей, преимущественно служилых. Допол. к Акт. Ист. т. IX, стр. 257. Д. И. Багалей. Истор. колонизации, 53, 202. 654 Там же, стр. 430. Допол. к Акт. Истор. V, 107. Строев. Списки иерархов, стр. 633. Амвросий ошибочно считает Украинскую Белгородскую епархию за епархию около Киева. I, 170. Поставление Феодосия совершено торжественно в присутствии государя в праздник Вознесения Господня. Молитву на голове Феодосия читал патриарх Макарий. 655 Грамота об учреждении митрополии в Белгороде, к Матер. для истор. раскола, II, 428–429. Братское слово 1876 г. Здесь новыми названы 18 городов, между ними Царев и Борисов. Ошибочно разделено название одного города Царево-Борисова на два города. Еще со времен Бориса Годунова известен был на окраине гор. Царево-Борисов на р. Донце. (Багалей. Истор. колонизации. 481, 485). Царево-Борисов, как известно, принадлежал к числу тех городов, которые возникли давно и были разорены, так что их приходилось строить вновь. Отсюда вернее считать к Белгородской епархии не 38, а 37 городов. В грамоте ошибка могла произойти от писца, плохо знакомого с тогдашней географией. 656 Г. Тор (Соляной), ныне Славянск на р. Торце и соляных озерах, устроен и заселен в 1676 г. (П. Семенов – геогр. стат. словарь IV, 628. Неволин VI, 88). 657 Изюм, западнее Царево-Борисова, в качестве города с постоянным населением возник в 1681 году. Он, вероятно, явился там, где еще в XVI в. был острожек Изюм, откуда получили свое название Изюмовская сакма и шлях (Багалей – 533). Границы проведены, конечно, приблизительно по карте, приложенной у Багалея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

5. Мы упоминали выше, что в монастыре во время его осады находилась королева Марья Владимировна, укрывшаяся от Поляков из Подсосенского монастыря. Вместе с Марьей Владимировной находилась в монастыре Ксения Борисовна Годунова. В одном своем письме Ксения Борисовна говорит, что при ней и под ее ведением живут у Троицы «все старицы» какого-то монастыря. Под этим монастырем со всею вероятностию должно разуметь тот же Подсосенский монастырь, из которого была Марья Владимировна, именно нужно представлять дело так, что сосланная самозванцем в Горицкий Воскресенский монастырь, находящийся близ Кириллова Белозерского монастыря, и вызванная из него Шуйским для перенесения тел отца с матерью и брата из Москвы к Троице, Ксения Борисовна не возвращалась потом в Горицкий монастырь, а поселилась или поселена была близ гробов своих родных, в Подсосенском монастыре, который был ктиторией ее отца. 6. Митрополит Платон в своей «Краткой церковной Российской истории», не знаем на чем основываясь, утверждает вовсе невероятное – будто всех осажденных с женами и с детьми было пятнадцать тысяч человек (т. II, с. 195) 7. См.: Акт. Истор., т. II, 240, с. 283, col. 1 8. Один взятый у Поляков осажденными «язык» (пленный, захваченный с целию расспросов) говорил: «Видел есми: в Лисовского полку поделаны щиты, на четверых санех рублены бревна вдвое, и окошка поделана, по окнам стреляти» (Акт. Истор., т. II, 181, с. 211 col. 2 Приступали к городу «под вежами», то есть под подвижными башнями в 1097 году (Лаврент. лет., 2-е изд., с. 261 fin.) 9. Что обвинение на Иосифа Девочкина в измене и в намерении предать монастырь Полякам было вымышленным, или клеветническим, на него обвинением – это не может подлежать сомнению. Палицын говорит, что убежали к Полякам пять сообщников Девочкина – слуга Осип Селевин и четверо невеглас поселян, или мужиков (гл. 34); Долгорукий в письме к Палицыну говорит о двух заговорщиках Девочкина, звание одного из которых не указывается, а другой тоже называется мужиком (Акт. Истор., т.

http://sedmitza.ru/lib/text/438603/

669 Ник. лет. часть VII, стр. 335–346. Часть VIII, стр. 20–22. Карамзин. Истор, т. X, примеч. 265. 676 Истор. росс. иерархии, часть IV. Историч. акт. том V, 276. Дополн. к актам историч. т. 3, 110. Матер. для статист. Росс. имп. Архангельская губерния. 683 Название иконы Пирогощею произошло не оттого, что она привезена была гостем Пирогощею, как сказано в Степенной книге и у Татищева, а от заложенной Мстиславом в 1151 году во имя Богородицы церкви, рекомой Пирогощи; и самая эта церковь получила название от места, на котором она создана была, – именно в Пирогове. Место Пирогово и теперь известно около так называемой Феодоровской пещеры, лежащей на юге от Киева, – между селениями Пироговым и Лесннками (Полн. собр. русских летописей, т. II, 12. Также см. Ермолаевский список). Следовательно, название Пирогоща произошло от последующего обстоятельства, так же как и наименование первой иконы Владимирскою. 684 Вышгород (ныне село) в древности был удельным городом княгини Ольги (Нестор. летоп. под 945 годом. Степен. кн. I, 535). 687 Рассказывали, что икону неоднократно находили и видели не на том месте, где она поставлена была, а на ином. Стенен. кн. I, ст. 6, гл. 12. Древ. лет. 1775 г., кн. 2, стр. 245. 693 Новгород. 4-я лет. под годом 6663. Нпкон. спис. часть II, стр. 151. Отечеств. записки Свиньина 1824 г., 51. 696 См. выше день Происхождения Древа Креста Господня. Никон. спис. часть 2, стр. 159. Древн. летоп. 1775 г., кн. 2, стр. 251. 705 Древн. лет. 1775 г., кн. 2, стр. 261–273. Степен. кн. I, ст. 13, стр. 546–555. Карамзина том V, примеч. 157. 706 Грамота 1598 года 1 августа об избрании Годунова царем,– Историч. актов том II, 7, Археограф. экспед. 1-я Софийск. летоп. под 6903 (1395) годом. Акт. историч. 1, 25–26. 707 Чет.-Мин. и Пролог 26 августа. Древн. росс. внвлиоф. часть VI, гл. 7. Никон. лет. под 1395 годом. 709 Степен. кн. 1, ст. 13, стр. 570–575. Ник. лет. часть 5, стр. 25. Древн. лет. 1775 года, кн. 2, стр. 385. 710 Степен. кн. II, ст. 14, стр. 83–84. Ник. лет. ч. V., стр. 218–220. Карамзина том V, гл. III, нашествие татар. 712 Пролог в 23-й день июня. Ник. лет. ч. VI, стр. 112–114. Истор. Карамзина, том VI, поход Ахмата на Россию. 715 Степен. кн. II, ст. 16, гл. 16, стр. 200 и Русск. Времен. 280. История Карамзпна, том VII, гл 2. Нападение Махмет-Гирея и казанцев на Россию. Древн. российской вивлиофики издан. 2, часть VI, гл. 7. Материалы для статистики Росс. имп. о Московской губернии. 718 Историч. акт. Археограф. экспед. 1836 r., том 2, 7. Полн. собр. закон. Росс. имп. 1676 года, чин поставл. на царство Феодора Алексеевича, том 2, 648. Читать далее Источник: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви/[Соч.] прот. Г.С. Дебольского. - 9-е изд. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: И.Л. Тузов, 1894./Т. 1. – XVI, 664 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Дана 11 сент. 1458 г. 3 См. Лист Исидора к холмским старостам и воеводам, в Чтен. Моск. Историч. Общества 1846 г. N 1. О поисках в познанской библиотеке, стр. 14. – Грам. св. Ионы Епископу владимирскому Даниилу, в Акт. Истор. Т. I. N 52. 5 В 1465 г., сказано в Летописи, -прибеже на Москву Евфимий, Еп. брянский и черниговский, покиня свою епископью, и даша ему Суждаль и Колугу и Торусу. Летопис. издан. 1784 г. стр. 261. 6 Narbulh Dzieje narodu Litewskiego Т. VIII. s. 153. Dlugoss. Hist. Polon. L. XIII, an. 1461. p. 265. 7 Длугош, современник, прямо свидетельствует, что кроме литовского, и притом, не княжеского, происхождения киевляне указывали на его разноверие с ними: alterius ritus ob disparitatem cnltus. Ibid. an. 1471 . p. 462. 9 Казимир скончался в 1484 г. и причислен латинянами к святым. В житии его (пис. в 1520 г.) сказано » Rutheuos, qui S. Apostolicae sedi minime parent et quorum per Lithuaniam ipsam maximus est numerus, ео sancto insectaretur odio, ut regi Poloniae parenti suo eorum antiqua Fana instaurari publico edicto prohiberetur, modo opportune, modo importune persvaderet (Act. SS. Martii. T. I. d. 4. pag. 349.). Другой жизнеописатель того же Казимира, позднее живший (1554 г.), прибавляет, что в кафедральной церкви виленской хранился в его время самый акт королевский, которым воспрещалось возобновлять ветхие и строить новые церкви. (Ibidem). 11 Иоанн говорил послам Короля польского: «не те одны городы и волости русские, которые ныне за нами, – наша отчина и вся русская земля, с Божией волею и из старины, от наших прародителей – наша отчина.» Акт. Зап. Рос. Т. I, стр. 280. «Нам ныне своей отчины жаль; а их отчина – лятская земля, да литовская.» Стр. 331, см. Памятники Дипломат. сношений России. Т. I, стр. 11. 12 Акт. Истор. Т. I. N 63. «Слышахом, яко нецын тамо в вас приобщаются ему и служат с ним (Григорием), писал св. Иона к Епископам литовским. 13 Это знаем из грамоты В. К. Иоанна Васильевича в Новгороде, а к нему писал Иосиф Митрополит Кесарии палестинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

    Калачев. О значении Кормчей. Прим. 23. (Чтен. Москов. истор. общества. 1847. 3. Отд. 1. С. 61—72 (145)).    Грамота напечатана по двум редакциям в Дополн. к Акт. истор. 1. 3 (106); в «Повести о начале и основании псковского Печер. монастыря». С. 94—98, Псков, 1849 (139), и в Правосл. собеседн. 1861. 3. 221 (205). О других товарах, какие взвешивались при той же церкви, видно из последующих грамот (Доп. к Акт. ист. 1. 95 (106); Акт. арх. экспед. 1. 334 (65)).    Некоторые из этих несообразностей указаны издателями грамоты в Дополн. к Акт. ист. 1. Прим. 3 (106).    Грамота встречается в рукописях (например, сборн. моей библ. 71 ) и напечатана в упомянутой «Повести о начале и основании псков. Печер. монастыря». С. 98—104 (139) и в Правосл. собеседн. 1861. 3. 212 (205). Четыре сличенные нами списка (XVII—XVIII вв.) представляют мало разностей и принадлежат к одной фамилии. См. приложение 14.    Грамота напечатана в Русск. достопам. 1. 82—85 (306) и с некоторыми объяснениями у Карамз. 2. Прим. 267 (148).    П. собр. р. лет. 1. 90, 92—94 (228).     Симон в сказ. об освящении Великой печерск. церкви (Печер. Патерик (217)); П. собр. р. лет. 1.110,117,130 (228).    Там же. 1. 78, 89, 90; 2. 6; 3.179, 212, 213.     Симон в сказ. об освящен. Печерск. церкви.    Летопись обыкновенно об этом выражается: Постави митрополит или поста-виша такого-то епископом (1.119,127,128,130,133 (228) и др.).    П. собр. р. лет. 1.120; 3.122 (228).    См. выше прим. 147.    П. собр. р. лет. 3.122,179, 213 (228).    Там же. 1. 127—133; 2. 3, 7—9. Надобно, однако ж, заметить, что, по древним правилам Церкви, хотя самовольное перехождение епископов с одной кафедры на другую строго запрещалось, но перемещение их по определению высшей власти всегда было дозволено (апост. 14; I Вселен. 15; IV Вселен. 5; Антиох. 13, 16, 18, 21; Сард. 1, 2; Карф. 59 (155)).    П. собр. р. лет. 2. 3 (228). Впрочем, сама же летопись свидетельствует, что Иоанн Черниговский находился при освящении Киево-Печерской церкви в 1089 г. и перенесении мощей преподобного Феодосия в 1091 г., следовательно, не всегда лежал на одре болезни (1. 89, 90 (228)).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

85 Собран. Госуд. Грам. и Догов. II, 58–59, Никон. Летоп. VIII, 12–23; Срв. Новгород. летоп. II и III, стр. 379. Макарий. – Истор. Русск. церкв. X. стр. 58–59. На архангелькую архиепископию не посвящали в России, а назначали готовых из греков или сербов (Платон. кратк. Р. Церк. Истор. II, 214); назначались и русские – История Российской Иерарх. Амвросия – I, 32, 251–252. Справ. у Строева, Списки – 1052.). 88 Епископские кафедры до-монгольского периода существовали в стольных городах главных или первичных уделов, – таковы Киевская, Черниговская, Переяславская, Владимиро-Волынская, Туровская, Полоцкая, Галичская, Рязанская (Муромская), Новгородская, Смоленская и Владимиро-Клязменская (Суздальская), одна кафедра существовала в стольном городе частнейшего удела – Перемышльская, одна в бывшем удельном городе – Ростовская и только три представляли исключение и не соответствовали гражданскому делению тогдашней Руси – это Белогородская, Юрьевская и Угровская ( Е. Голубинский . История русской церкви, I т. ч. 1-я, стр. 295–297. Подробнее в общем обзоре территорий этих епархий в до-монгольский период см. стр. 545–579). 92 Соловьев. Ист. России I. IV, 1145. Ср. Оп. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. I, 2770. Котельнич (Каршаров) на р. Вятке и Никулицын (Болвановск) на р. Чепце – старинные новгородские города. 94 Акт. Арх. Эксп. I 93. В Акт. Эксп. I, 94 приведены три списка тогдашних двинских Новгородск. земель. Спр. Соловьев, Ист. России, I, V, 1356. 95 Собр. Госуд. Гр. и Догов. III, 71; стр 275. Акт. Ист. I, 97, 98, 261. Акт. Эксп. I, 66, III. 166. 98 Полн. Собр. Рус. Лет. III, стр. 81. Христиан. в пред. Арханг. епархии, стр 9, 11–12. С легкого почина началась довольно успешная колонизация края. При устье Двины в конце XIV или начале XV в. основан Архангельский монастырь, около него в 1584 г. возник г. Архангельск; одновременно на Корельском берегу явился Николаевский монастырь, в 120 в. от Архангельска возникла Пертоминская пустынь, в 32 в. на устье р. Лявли Лявльский монастырь; 2 монастыря открыты в Емецком стане, в Мезенском уезде – Чирцева пустынь; кроме того, в Двинском уезде в XV и XVI в. построено 12 церквей (Правосл. Собеседн. 1860 г. II, 272–274).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1 Деян. москов. соборов 1666 и 1667 годов. Москва. 1881 г. Деян. моск. собор о разных церковн. исправлениях в 1666 году. л. 47: книга соборн. деян. 1667 г. л. об .– 6 и 29. 2 Есть впрочем основание думать, что некоторые из расколоучителей были знакомы с греческим языком по крайней мере настолько, что могли различать, сугубая или трегубая аллилуйя находится в той или другой греческой книге. Так напр. диакон Феодор не раз ссылается в своих сочинениях на греческие книги, в которых будто бы «стоит аллилуйя, аллилуйя, докса си о Феос (Матер. для истор. раск. т. VI, стр. 5, 160–161 и 274) Точно также на соборе в грановитой палате, бывшем в 1682 году, по поводу раскольнического под предводительством Никиты пустосвята мятежа, ревнители старины показывали холмогорскому епископу (Афанасий холмогорский, о котором здесь речь, был назначен в Холмогоры в сане архиепископа, акт. истор. т. V, греческий часословец в осьмуху, в котором после псалма: благослови душе моя Господа – было напечатано: аллилуйя, аллилуйя, докса си о Феос (три челобитн. С.-Петербург. 1862 г., стр. 129–130). 3 Увет дух. по издан. 1753 г. л. 117 об. и 118. Сделать это патр. Иоаким мог тем легче, что он сам был членом собора 1667 г. (см. подписи его в «книге соборн. деяний 1667 г.» на л. 8, 35, 73, 86 и др.), на котором «испытывались и подробну рассматривались древние славянероссийские харатейные книги, содержавшие в себе святый символ без прилога истинного, аллилуйя вряду, трижды, таже слава тебе Боже, и прочая вся, якоже и в исправленных печатных книгах» (там же, л. 3 об.) 9 Помор. отв. 3, показание 6; снес. отв. 16, показ. 2-е, § 3. Хотя «Поморские ответы» писаны были от имени всех «выгопустынных жителей» и хотя в составлении их принимали участие кроме Андрея Денисова брат его Семен, Трифон Петров и другие более видные члены выговского общежительства; тем не менее, по словам Павла Любопытного, «главнейшим творением и исправщиком всех выгорецких ответов» был Андрей Денисов (Соборн. для истор. старообр. т. II, вып. V. прил. стр. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

главн. арх. Мин. инос. дел. Дела греч. Связк. 32. 15 Павла Алепп. Путеш. Макария. Кн. 14. Отд. 9, в т. 2. 300 Подлинный акт этого Собора напечатан в Материал. для истор. русск. раскола. 1. 124–133 В Записной книге облач. и действ патр. Никона написано, что мая в 18 день (1656), в седьмую неделю по Пасхе, благовест к литургии в соборной церкви был очень продолжительный, «понеже Собор был со властьми в крестовой (патриаршей) палате в благовест на бывшаго протопопа Преч. Богородицы Казанския Ивана Неронова». По окончании Собора Никон служил в соборной церкви вместе с патр. Макарием литургию и во время малого выхода с Евангелием повелел своему архидиакону «взыти на амвон и чести вся вины написанныя бывшаго протопопа Ивана Неронова, что он, протопоп, ему, великому государю, и всему освященному Собору не покоряется да и св. Собор весь укоряет. А по прочтении его, Нероновых, вин велел архидиакону возгласить: да будет проклят. И повелел государь патриарх и Антиохийский патриарх всему освященному Собору пети: да будет проклят. И по них пели дьяки-певчие по крилосам: да будет проклят. И потом пели подьяки среди церкве: да будет проклят. И паки пели власти все Собором: да будет проклят. И паки дьяки, и подьяки трижды» (рукоп. Москов. Синод. библ. 93. Л. 65 об.— 68 Материалы для истор. русск. раскола. 1. 145–157 О том же кратко говорил впоследствии в своей челобитной и сам Неронов (там же. С. 238). О встрече царя в Успенском соборе 14 генв. 1657 г. записано в Записной книге облач. и действ патр. Никона (л. 127–128 Материал.— там же. 1. 157 Равно и о самом себе Неронов говорил в своей челобитной к Собору 1666 г.: «Доселе держах прежние печатные книги, Служебники и Потребники, а новопечатных не хулих, токмо не приимах» (там же. С. 242 Материал. для истор. русск. раскола. 1. 157–163 В числе рукописей, отобранных у бывшего златоустовского игумена Феоктиста, находилась «отписка Григория Неронова за его рукою, что он верует Скрижали» (Материал. для истории русск. раскола. 1. 338 Феоктист касательно этой рукописи дал следующее показание: «Что похвалял старец Григорей Скрижаль духовную и сложение триех перстов за его Григорьевой рукою, те отписки я взял у тех людей, к кому оне писаны» (там же.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

687. Васильевский, мужской, совсем уничтоженный, против быв. гор. Старой Ладоги (село Успенское), С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на правом берегу р. Волхова. Он уже существовал в 1555 г., когда в нем был игуменом Макарий; в 1593 г. Иоанн Грозный прислал в монастырь список для поминовения убиенных на Валааме в 1581 г. 37 старцев и 47 послушников. В 1618 г. м-рь, как значится в грамоте, «стоит пустъ, игумена и братии в нем нет, лишь де живут три служки», почему он и отдан тогда Валаам. старцу Сильвестру с братиею. По подробной описи 1666 г. в м-ре был строитель, 3 старца и 9 челов. слуг и служебников; церковь во имя Василия Кесарийского развалилась, а другая во имя Благовещения стояла на полугоре. В 1687 г. приписан к строившемуся Зеленецкому-Троицкому мон.; в 1699 г. отписан к Новгор. архиер. дому и в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», III, 502; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 143; “Остров Валаам и тамошн. монаст.», 29, 30, 31; “Ист.-статист. свед. о Спбург. епархии», вып. I, Отд. I, 15, 25; Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.», I, 18 (в Архиве Мин. Иностр. Дел сохранилась грамота, в которой назван: «Монастырь Василия Кесарийского против г. Ладоги»); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 280, 9; “Акты Археогр. Эксп.», III, 96 (Ц. гр. 1618 г. о пожалов. опустевшего Васильев. м-ря и его вотчины старцу Валаам. м-ря Сильвестру с братиею). 114 (Ц. гр. 1620 г. об освобож. м-ря с деревн. от суда местн. властей, повинностей и пр.); “Акты истор.», III, 129 (Несудим. гр. 1624 г. строит. Селивестру; 1649 г. игум. Киприан), 146 (Ц. гр. 1627 г., о нена- рушении тархан. грамот м-ря о рыбн. ловлях; строит. Селивестр); “Дополнен. к Акт. истор.», I, 54 (Гр. 1555 г. о возвращении игум. Макарию денег, взятых с м-ря на корм тамошн. наместника); VI, 113 (Сказка 1674 г. игум. Андреяна о монаст. рыбн. ловлях); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 33; “Русск. истор. Библиот.», V, 580, 221 (досмотр 1666 г. зданий, земельн. угодий и рыбн. ловель Василь. м-ря, что против Ладоги, за р. Волховом), 608, 231 (отписка 1666 г. о рыбн. ловлях; строитель иеромон. Евфимий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010