Ярлыки напечатаны: все семь — в Древн. росс. вивлиофике. М., 1787. Т. 4 кроме Узбекова — в Суздал. летописи. СПб., 1792. Т. 3. 101, 123 кроме Тайдулина Иоанну — в Собр. госуд. грамот и догов. 2. 2, 7, 9, 10, 11, 12 все семь — в сочинении Григорьева «О достоверности ханских ярлыков». М., 1842. 112–130 Соображения о митр. Иоанне, которому дан ярлык Тайдулою, см. у Григорьева там же. С. 74–76 В ярлыках: Тайдулином Феогносту и Тюляковом Михаилу — упоминается еще о ярлыках, которые даны были нашему духовенству ханами Джанибеком и Азизом, но не дошли до нас. Григор. О достов. ханск. ярлыков. 36–51 Ник. лет. 3. 208 Степ. кн. 1. 454 См. еще нашей «Истории» т. 4. Прил. 17. Числ. 1 Чтобы лучше понять имена и значение многочисленных чиновников монгольских на Руси, упоминаемых в ханских ярлыках, чит. об этом статью Г. Беляева в Архив. историко-юрид. свед., изд. Калачевым. Т. 1. Отд. 1. 97–110 П. собр. р. лет. 1. 203, 226 Ник. лет. 3. 37, 59 Иловайск. Истор. Рязанск. княжества. М., 1858. С. 284–285 Акт. эксп. 1. 9 Грамота эта не могла быть дана в 1389 г., когда Киприан еще не приезжал в Москву из Константинополя, а дана в 1408 г. июня 28-го, индикта 12 . В грамоте сказано: а) чтобы бояре и слуги великого князя и митрополичьи не покупали земель луховских, а которые покупили, тем лезти вон, а серебро свое взяти; б) что луховцы ставливали хоромы на дворе великаго князя в Володимере, ино то обыскано, что то было учинилося ново, не по пошлине, а нынечя не наде, и в) что Сенег должен принадлежать митрополиту потому, как обыскано и управлено по старине. Так как в алтыне шесть денег, то сбор с каждой приходской церкви для митрополита простирался до 75 денег. Но при в. к. Василии Дмитриевиче деньга заключала в себе не менее 14 гран аптекарского веса, а иногда — 15 и 16 (А. Ч. Опис. древн. русск. монет. М., 1834. С. 4 Значит, каждая церковь ежегодно вносила митрополиту до 75 золотников серебра. Акт. эксп. 1. 20 и 23 Акт. истор. 1. 259 Грамот, пожалованных нашим монастырям в период 1240–1448 гг., напечатано: 24 — в Акт. археогр. экспед. Т. 1 девять — в Акт. истор. Т. 1 три — в Допол. к Акт. истор. Т. 1 пять — в Акт. Запад. России. Т. 1 восемь — в Акт., относ. до юридич. быта древней России. Т. 1 одна — в Истор. росс. иерархии. Т. 6. 229 нигде не перепечатанная. Из числа этих грамот три, именно напеч. в Акт. эксп. 1. 5 Акт. истор. 1. 2 и в Истор. росс. иер. 6. 229 упоминают о других древнейших грамотах, данных тем же монастырям в конце XIII и в начале XIV в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 35–36 Акт. истор. 1. 46, 474, 478 Акт. истор. 1. 20, 476, 477 Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 33, 35, 36, 39 Русск. достоп. 1. 117 Акт. истор. 1. 20 П. собр. р. лет. 3. 104, 235; 4. 113 Мы нашли это постановление Новгородского архиепископа Иоанна в рукописном Служебнике вместе с Требником Новг. Соф. библ. начала XVI в., in q. 79. Л. 114–116 . См. прил. 29. П. собр. р. лет. 2. 180; 4. 95; 8. 110 Карамз. 5. Прим. 121 и 291 См. прил. 17. Числ. 2. Ундольск. Замеч. для истор. церк. пения в России в Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 3. 4 П. собр. р. лет. 3. 114; 4. 87; 6. 101, 135, 139; 8. 64 Ник. лет. 5. 15 В новгородском Софийском соборе доселе сохранился золотой потир, устроенный в 1440 г. владыкою Евфимием и потом переделанный в 1669 г. (Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 2. 196 Сохранились также звездица и две золотые тарелочки святого митрополита Петра (рисунки их в Древност. Российск. государства. Отд. 1. 67 Историч. описан. Сергиев. лавры. М., 1857. 41–42 пр. Филар. Русск. свят. Июнь 14. С. 88 Снегирев. Памятн. моск. древн. 91 Пресв. Савв. Указат. Моск. Синод. ризницы. М., 1863. 17, 18, 28, 29 Пушкарев. Описан. Вологод. губернии. С. 110 Макар. Археолог. опис. церковн. древн. в Новгор. 2. 323, 330 П. собр. р. лет. 3. 83, 86 Acta Patriarch. Constantinop. 1. 348 Акт. истор. 1. 471 Ник. лет. 4. 131 См. еще прил. 10. Истор. опис. Сергиев. лавры. 21, 42 Варлаам. Опис. древност. Кирилло-Белоез. монаст. в Чтен. Моск. истор. общ. 1859. 3. 41–42 Савваитов. Опис. Прилуц. монаст. 33 Смирнов. Истор. опис. Саввино-Сторож. монастыря. 59 пр. Филар. Русск. свят. Апреля 1-го. С. 9 Что же касается до известного белого клобука, который будто бы прислан был из Царьграда Новгородскому владыке Василию, то сведения и соображения об этом предмете можно читать в Археолог. опис. церк. древн. в Новгороде Архим. Макария. 2. 343–357 Преосв. Савв. Указат. Моск. Синод. ризницы. 6, 34 Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 2. 258 пр. Филар. Русск. свят. Апр. 1-го. С. 9, и 26-го. С. 122

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Зубрицкого О Червон. Руси. 297, 305, 309, 317 Папские буллы к Свидригайлу и Герасиму по этому случаю, писанные в 1434 г., см. у Коцебу: Свидригайло, великий князь литовский. СПб., 1835. Прибавл. 2. С. 22, 26 П. собр. р. лет. 4. 209; 5. 28 Летоп. в. кн. литовск. 56 (в Зап. II Отд. Акад. наук. Т. 1 Акт. истор. 1. 41. С. 84 П. собр. р. лет. 3. 112; 4. 122; 5. 267; 8. 113 О своей скорби пишет сам Иона. Акт. истор. 1. 47. С. 95 Как сам сознается. Акт. истор. 1. 262. С. 493 П. собр. р. лет. 3. 112–113; 4. 211–212; 5. 30, 267; 8. 100–106, 108–110 См. прил. 15. См. об этих епархиях в Ист. росс. иерархии. Ч. 1. Изд. 2 Но что, например, Галицкая епископия существовала и прежде 1331 г., когда упоминается ее епископ, видно из того, что еще в начале XIII в. волынский князь хотел «претворить ее в митрополию» и для этого послал в Царьград ратского игумена Петра. В 1345 г., когда открылась было митрополия в Галиче, ей подчинены были, как мы видели, епархии Владимирская, Холмская, Перемышльская, Луцкая и Туровская. П. собр. р. лет. 1. 202–204; 8. 172, 179 Ник. лет. 3. 58, 86, 94, 96, 228 См. прил. 16. Акт. истор. 1. 1 и 3 Соображения о Червленом Яре см. у Иловайск. Истор. Рязанск. княж. 142–144, М., 1858 П. собр. р. лет. 7. 172, 210, 215 Ник. лет. 3. 86, 94, 96, 186, 193; 4. 9, 10 П. собр. р. лет. 8. 48 Ник. лет. 4. 131, 255 Act. Patriarch. Const. 2. 137, 192, 194 Акт. истор. 1. 251 П. собр. р. лет. 1. 209; 8. 48, 60, 78, 101 Ник. лет. 4. 131, 318; 5. 2 Евфросин называется архиепископом и в грамотах патриарха (Acta Patriarch. Constantinop. 2. 137, 192 Ник. лет. 4. 193, 231 П. собр. р. лет. 1. 233; 8. 60 Акт. истор. 1. 252 П. собр. р. лет. 1. 233, 234; 4. 102; 5. 249; 6. 140, 141; 8. 69, 86, 88, 90 Степ. кн. 1. 559 Карамз. 5. Прим. 254, под 1416 г. Акт. Западн. России. 24 Ник. лет. 4. 93 Карамз. 5. Прим. 232 Все это обстоятельно раскрыто у Григорьева: О достоверности ярлыков ханских. С. 33–50. М., 1842 Плано-Карпини, бывший у монголов в 1246 г., также свидетельствует: «Они не принуждают никого к отступлению от своей веры или закона» (Собр. путешествий к татарам. СПб., 1825. Изд. Языкова. С. 87

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Густынск. мон. С. 30–38 395 Собр. минск. грам. 106, 108 Юрьевская церковь в Вильне и в 1640 г. несомненно принадлежала еще униатам (Вестн. Западн. России. 1868 г. Т. 3. Кн. 9. Отд. 1. С. 45 396 Акт. Вилен. комис. 8. 57, 58, 60, 62, 63 Вилен. археогр. сборн. 2. 40, 46 О приходе в Москву названных старцев за милостынею — Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Связк. 16. 2 В 1641 г., авг.—ноябр., приходили в Москву за милостынею еще два старца виленского Свято-Духова монастыря — Иов и Игнатий и получили ее, хотя не в большом размере — там же. Связк. 19. 18 397 Книга, вышедшая в 1635 г. из типографии виленского Свято-Духова монастыря, имела такое заглавие: Echo ¿alu na g³os lamêtui¹cego po nieop³ahaney ˆsmierci patrona swego, odzywai¹ce sie w kongregacyi studentow œœ. Konstantyna i Heleny przy cerkwi Œ. Ducha, w Wilnie drukowano (См. каталог книг у Крашевского — Wilno. 4. 179 398 Акт. Вилен. комис. 9. 6 Памятн. Киев. комис. 1. С. 2; 3. С. 91 А что Древинский находился на Брестском Соборе 1596 г. и послан был тогда православными с Собора к королю, об этом сказано, под означенным годом, в известном «Синопсисе», изд. вилен. Свято-Духов. братством в 1632 г. 399 Акт. Вилен. комис. 9. 166 Вилен. арх. сборн. 6. 122 400 Вестн. Западн. России. 1867. Кн. 1. Отд. 1. С. 5–8 401 Вестн. Западн. России. 1865–1866 г. Кн. 12. Отд. 1. С. 60 Акт. Вилен. комис. 11. 37 402 Акт. Вилен. комис. 8. 57 403 Собр. грам. Вильны, Ковно. 2. 43 Снес. нашей «Истор.» 9. 272 404 Собр. минск. грам. 109 405 Акт. Вилен. комис. 8. 59, 60, 61, 62, 227 406 Собр. минск. грам. 91, 103 407 Там же. 98, 99 408 Там же. 96, 104, 107, 118 409 Вестн. Западн. России. 1865–1866 г. Кн. 10. Отд. 1. С. 1–6 Снес.: Собр. минск. грам. 113 410 Арх. Николая Опис. Минск. епархии. С. 114 А. Ю. и З. Р. 2. 52. С. 79 Русск. истор. библиот. 4. 54 411 Вестн. Западн. России. 1867 г. Т. 1. Кн. 1. С. 7 Акт. Вилен. ком. 8. 58 Собр. грам. Вильны. 2. 43 412 Вилен. арх. сборн. 1. 96 413 А. Ю. и З. Р. 2. 58 414 Вилен. арх. сборн. 2.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

233 Рассмотренные сочинения Иоанна из Вышни напечатаны в Акт. Ю. и З. России. 2. С. 205–254 Первые два написаны, когда явилась уния и еще при жизни митрополита Рагозы. Но два последние могли быть написаны и до унии, о которой и не упоминают, даже вскоре после того, как составил свою книгу о вере клирик Василий, т. е. около 1588 года 234 Сахаров. Обозр. слав.-русск. библиогр. 97, 98, 100–103, 108 Хронологич. указатель слав.-русск. книг. 124, 125, 127–130, 136 235 Еще в августе этого года, как увидим, король ходатайствовал пред папою об утверждении нового униатского митрополита Ипатия Потея. 236 А. З. Р. 4. ¹ 143 А. Ю. и З. Р. 2. ¹ 5 237 Theiner. Vetera Mon. Polon. et Lith. 3. 205. P. 274 238 А. З. Р. 4. 153, 175, 176 и др. 239 А. З. Р. 4. 142, 144–146, 149. С. 225 Справа братства Виленского, в Чтен. М. истор. общ. 1859. 3. Отд. 3. 17 240 А. З. Р. 4. 159 Акт. Вилен. комис. 8. 17 241 А. З. Р. 4. 159 Акт. Вилен. комис. 8. 10, 18, 20 242 Вилен. археогр. сборн. 4. 48. С. 87 А. Ю. и З. Р. 2. 16. С. 31 Голубев. Замеч. о старопеч. книгах, в Труд. Киев. Акад. 1876. 1. 359 Еще в 1600 г. от 9 сентября папа писал Виленскому бискупу Бенедикту Войне, чтобы он содействовал основанию в Вильне коллегиума для русских-униатов (Theiner. Veter. monum. Pol. et Lith. 3. 207. P. 275 А донесение Самуила Сенчилы о передаче Петру Федоровичу фольварка с селами хранится в Архиве униат. митропол. при Св. Синоде. Рукоп. 891 243 Справа виленск. братства, в Чтен. М. истор. общ. 1859. 3. Отд. 3 Акт. Вилен. комис. 8. 21 244 Акт. Вилен. комис. 8. 22, 24, 25, 27 А. Ю. и З. Р. 2. 19–22 Вилен. археогр. сборн. 2. С. 24–25 245 А. З. Р. 4. 164, 166 Вилен. археогр. сборн. 10. 6. С. 226 Снес.: А. Вилен. ком. 8. 29 246 А. З. Р. 4. 143 А. Ю. и З. Р. 2. 1 247 А. Ю. и З. Р. 2. 2 Вилен. археорг. сборн. 4. С. 81–82 Архив. Юго-Запад. России. Ч. 2. Т. 1. 5, 6 Вследствие папского бреве король в том же году писал Киевскому бискупу, чтобы он распорядился об избрании архимандрита в лавру, разумеется латинянина, и известил о том Потея (Голубев. Матер. для истор. Западнорусск. Церкви. 24, в Труд. Киев. Ак. 1878. Июнь. Прил. 181

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

О соф. соб. 201. 202. 105 Ист. акт. Т. 2, 43. Т. 3, 46. См. Т. 2, 346 царскую грамоту марта 18, 1605 г. об отправлении триоди в Верхотурье, Тобольск, Тюмень и Туринск. Другая такого же содержания 16 декабря 1648 г. Т. 4, 28. 106 Грамота января 10 и февраля 15, 1621 г. в 3 Т. Ист. акт. 93. 96. Следственно Киприан посвящен не в 1621 г. как сказано в Ист. иер. 1, 231, а 8 сентября 1620 г. 107 Новгор. 2 лет. стр. 188. Грамота Патриарха Филарета Митрополиту Киприану от 11 февраля 1662 г. нап. в 3 Т. собр. гос. грам. 108 В Турынске николаевский, в Алапаеве невьянский богоявленский, в Таре спасский, в Томске знаменский, на Тагиле христорождественский, в Тобольске николаевский (Ист. иер. 5, 141. 250. 561. 710. Ист. акт. 3, 141). В 1651 г. Игуменья верхотурского покровского монастыря писала Царю: «прежняя Церковь и кельи были ветхи и ограды не было», построенная на месте ветхой в 1646 г. сгорела в 1650 г. (Ист. акт. 4, 35); на существование сей обители при Киприане указывают и другие акты (Ист. акт. 3, 141. 407). Прежде Киприана основаны были монастыри березовский воскресенский в 1605 г., верхотурский николаевский 1606 г., знаменский тобольский около 1605 г., тюменский преображенский 1616 г. (Ист. акт. 2, 59. Ист. иер. 6). 109 Ист. иерар. 4, 549–553. 602. 609. Ист. обозр. Сибири, кн. 1. М. 1833 стр. 190. Первый из остатка принял христианство Князь Алачев. Это было в 1590 г. Князь построил в 1602 г. деревянную Церковь . На ее-то месте основался Троицкий монастырь с каменной Церковью в 1653 г. Спасского список с чертежа Сибирской земли. стр. 3. 26. 110 Ист. Акт. 4, 67–76. 454–456. Щукина подвиги Русских на Амуре в 17 стол. – в Сыне Отеч. 1848 кн. 9. Албазин является во власти Русских еще в 1650 г. Иеромонах Ермоген, основатель албазинского монастыря взят был из Киренского острога в 1665 г. (Ист. иер.). Нет сомнения, что взятые в плен Хабаровым в 1651 г. после сражения с Даурами, 243 женщины и 118 детей – все были крещены. 113 Ист. иер. 1, 234. Голикова о Петре Великом 3, 159–158. Das veränderte Russland, Frankfurt 1721. S. 209–215. Истор. обозр. Сибири 1, 358–362.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

.– . . I, . 230, 232; Истор. взгляд на состояние Грузии под властию царей-магометан. Сл. Иосселиани, стр. 12. 103 Перепис. Русск. госуд. с грузин. цар. Броссе, стр. 22–23; Послан. Иерус. патр. Досифея. Пл. Иосселиани, стр. 11–12. 104 Шарден и его пут. по Грузии, Сливицкого. стр. 9–10: Церк. Гудж. Д. Пурцеладзе. Бичвитской церкви: 1682 г., 1717, 1731, 1776, 1777, 1808... Мцхетского собора – 1721 и Кватахевского монастыря 1586; Грузин. Дворян. Грам. стр. 42, 56; Крестьянская Грамота 1755 г.; Сборник законов Грузинского царя Вахтанга VI-ro, §§ 96, 97; .-. . II, . 108, 196, 198, 199 прим. I, 204, 209, 211, 212, 215, 216, 217, 221, 225, 230, 239; Мат. для нов. ист. Кав. Буткова, т. I, стр. 166, 277, 319 прим. 1; т. III, стр. 120, 160, 198 и 340; Ист. генуез пос. в Крыму. Мурзакевича, стр. 35–39; о рел. и пол. сост. Грузии до XVII-ro века. Селезнева, Журн. мин. народ. просв. ч. XL, стр. 203–226, Акт. Кавк. Арх. Ком. т. II, стр. 491 105 Акт. Кавк. Арх. Ком. т. II, стр. 532. Здесь же кстати заметим, что пленопродавство в Западной Грузии существовало еще в древнее время. Так Прокопий к царствованию Юстиниана относит воспрещение между абхазцами торга невольниками. 108 Акт. Кавк. арх. Ком. т. I, стр. 52–58. Пленопродавцев в Гурии живьем сожигали. Бакрадзе. пут. по Гур. и Адж. стр. 159. 109 Истор. взгл. на сост. Груз. под. власт. цар.-магом. Иосселиани, стр. 89–90, 116; Снош. Росс. с Кавк. Белокурова, вып. I, стр. XXVIII, .– . . II, . 67, 90; Гиви Амилахвари послал Шаху пленных груз Двор. Акты. А. С. Хаханова, стр. 34–35. 115 Арабская энциклопедия Шихабеддина элькалькашанди († в 1418 г.). Зап. Вост. Отд. Имп. Русс. Арх. Общ. т. I, вып. III, стр. 208–216. 119 Истор. взгляд на состояние Грув. под власт. царей-магом. Пл. Иосселиани, стр. 81. .– . . II, . 12–21, Бутков. Мат. для нов. ист. Кавк. ч. I, стр. 228. 122 Хотя по корану правоверные должны пребывать среди неверных как можно меньше времени, но для торговли или чего либо другого разрешалось оставаться в христианской стране и на более продолжительный сроч. Фан-Ден-Берга. стр. 166; Кор. III, 27, 114–116; IV, 91, V, 56, 62, 63, 83; XXIII, 96; XL 1–2, 7–9, 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2370 Прп. Иосифа Волокоц. Сказан, о св. отцах, бывших в монастырях русск. (Чтен. Моск. истор. общ. 1847. 7. Отд. 4. С. 6 и 10 (293)). 2371 Этот «Завет мнихом» известен по трем спискам XIV в. и двукратно напечатан в Материал, для Истор. Русск. Церкви. 1. 23–25,156–161, при «Духовн. вестнике». Харьк., 1862 г. (304). 2372 Девять из таких поучений и посланий изданы г. Невоструевым в помянутых Материал, для Ист. Русс. Церкви. 1.104–195 (264). 2375 Пр. Иосифа Волокоц. Сказан, о св. отц., бывших в монастырях русск. (в указ. Чтен. 4. 12 (293)). А о Симоновом монастыре в житии преподобного Сергия Радонежского замечено: «Мнози ученицы Феодоровы в добродетелях зело превозсияша изрядне, яко произведенным быта от них не токмо в честная игуменства, но и на епископства в великодержавныя и славныя грады» (л. 211 (152)). 2376 Прп. Иосифа Волокоц. в означ. Сказан, о св. отцах русск. С. 4–8 (293). Этот Савва был уже священником, и след., игуменом в 1419 г. (Опис. рукоп. Толстова. С. 212 (93, 297)). В житии прп. Стефана Махрицкого также сказано, что по смерти его и двух его преемников в Махрицкой обители сами настоятели начали изменять его уставы и вводить свои обычаи (сборн. моей библ. 51. Л. 204 (151)). 2378 Посл. к игумену Афанасию в Акт. истор. 1. С. 479 (228), и другое послание об этом предмете в рукоп. сборн. Волоколам. монастыря. 573. Л. 208 об. (Шевырев. Ист. русс. слов. Лекц. 13. Прим. 7 (421)). 2379 Прп. Иосифа Волокоц. в означ. Сказании о св. отцах русск. С. 9 (293). Этот Варсонофий игуменствовал ок. 1416 г. (Опис. рукоп. Толстова. С. 323–324 (101, 297)). 2380 Савваитов. Опис. Спасо-Прилуц. монастыря. С. 33. СПб., 1844 (376); пр. Филар. Русск. свят. Янв. 11 и 19. Март. 2. Апр. 1. Июл. 8 и 27 и др. (418); Варлаам. Опис. древност. Кирилле-Белоезер. монастыря в Чтен. Москов. истор. общ. 1859. 3. 72 (242); Макар. Археолог. опис. церк. древн. в Новгород. 2. 149–150 (323). Читать далее Источник: История Русской церкви/Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 1. - 1994. - 406, с., л. ил.; Кн. 2. – 1995. - 702, с., л. ил.; Кн. 3. – 1996. – 702, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 1. - 1996. - 590, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 2. – 1996. - 468 с.; Кн. 5. – 1996. - 559 с., л. ил., факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ср. Деяния собора 1666–1667 года в рукописи патриаршей библиотеки, 376 и в Сборнике 1, стр. 6–62 и 3, стр. 105–111, 156–163. У нас был достоверный список с этих сборников. 394 «Мы слышали, – писал один современник, – что вельможи вовсе не уважали Алексея, потому что он был молод, нежен, откровенен, слабого сложения, и не любил крови и войны». Библ. для чт. 1846. XV. III, стр. 111. И сам царь писал впоследствии Никону: «И слово моё ныне во дворце добре страшно, и делается без мотчания (немедленно)». Не явный ли знак прежнего своеволия бояр? Акт. эксп. IV. 57. 404 О гражданских правах, предоставленных Никону, надобно судить по церковным греко-римским законам, в которых они ясно указываются. См. Журн. м. н. пр. 1847. ч. 8, 9 и 10. 408 Библ. для Чт. т. XV, стр. 109. Один современник наш говорит о патриархе Филарете Никитиче: «Бояр и всякого сана царского синклита зело томяше заточениями необратными и иными наказаньями». Ист. русс. ц. пр. Филар. т. IV. 1850, стр. 38. 410 Дворц. разр. т. 2, стр. 68. Дополн. к деян. Петра В. т. III, стр. 18. Карамз. т. VIII, стр. 318. Олеарий кн. III, гл. XVI. стр. 130. 411 С особенной подробностью описано это возмущение в III т. дополн, к деян. Петра В. – Голикова. 413 Главнейшие возмутители народного спокойствия были тогда же заключены в тюрьмы и впоследствии казнены кн. Хованским. См. Акт. о псковск. бунте, в дополн. к истор. акт. т. III, 74. 414 Тем выше надобно ценить подвиг Никона в укрощении новгородского возмущения, что подобное же возмущение в Пскове имело совсем не тот исход, какой возмущение новгородцев. См. там же. 415 Акт. экспед. т. IV, 57. Дополнит. статья к жизнеописанию Никона, составл. архим. Аполлос., 11. 416 Чт. моск. общ. ист. и др. росс. 1847. VII. 1–36. Опис. Киево-Софийского собора, в ст.: митр. Михаил Рагоза. Ист. изв. об унии, Бант-Кам., стр . 51–58. 423 См. малоросс, переп., в чт. моск. общ. ист. и др. росс. 1848. 8, в конце ст. XVI. Ср. Киев. акт. т. 1, отд. 3, стр. 60–63. 426 Киев. Пам. Т. I, отд. 3, стр. 345 и 346. Король от 12 января 1650 года писал: «По уговору, учинённому с киевским митрополитом и духовенством обещали мы на нынешнем сейме истребить унию, успокоить весь народ русский и удовлетворить его по отношению к греческой вере», – Ист. унии, Бантыш-Каменск. стр. 112–117.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

В 1613 году у нас многих латинян и вообще христиан-иноземцев перекрещивали (Летоп. занятий Археогр. комис. 2. Отд. 2. 63–64 184 Древн. росс. вивлиоф. 12. 414, 425–449 Муравьев. Сношения России с Востоком. 1. 229, 261, 265–278, 286–340 185 О начале унии в Западнорусском крае см. нашей «Истор. Русск. Церкви». 9. 478–689 186 А. З. Р. 4. 114 187 А. З. Р. 4. 109, 114 188 А. З. Р. 4. 111 189 Посланий, написанных Мелетием в 1597 году к православным Западнорусской Церкви, известно девять, и все они напечатаны у Малышевского. Александр. Патриарх Мелетий Пигас. Т. 2. Прил. 1. 17–26 А два из этих посланий напечатаны также в Акт. Южн. и Западн. России. 2. 162, 164 190 1) Извлечение из описания варшавского сейма, бывшего в 1597 г. (Голубев. Материалы для истор. Западнорусской Церкви. 15, в Труд. Киев. Акад. 1878. 1. Прил. С. 46–63 2) следственное дело об экзархе Никифоре (А. З. Р. 4. 117 3) сказание о том же деле в «Перестроге» (там же. 149. С. 216–220). 191 А. З. Р. 4. 124 Снес. 114. 192 А. З. Р. 4. 108 Грамота короля Никифору Туру — в Архиве униатск. митрополитов при Св. Синоде, рукоп. 619 Грамота короля Острожскому — там же, рукоп. 622 193 А. Ю. и З. России. 2. 163 194 Архив. униат. митропол., рукоп. 424 688 А. З. Р. 4. 123 195 Архив униат. митроп., рукоп. 626 196 А. З. Р. 4. 130 Вилен. археогр. сборн. 6. 43 197 Архив Ю. З. России. Ч. 1. Т. 2. 87 198 В Архиве униат. митропол., рукоп. 625 199 А. Ю. и З. России. 2. 167 200 А. Зап. Р. 4. 116 201 А. З. Р. 4. 101. Снес. 48 Акт. Виленск. археогр. ком. 8. 12 202 Акт. Вилен. археогр. ком. 8. 13–15 Снес. А. З. Р. 4. 138. С. 193 203 А. З. Р. 4. 133 204 Донесение митрополита Велямина Рутского в Рим (Harasiewicz. Annal. Eccles. Ruthenae. P. 283, 304. Leopoli, 1862 205 Еще от 10 окт. 1596 года с Брестского Собора, где принята была уния, митрополит Рагоза писал к воеводе Скумину-Тышкевичу, что старожитная вера восточная и в своем исповедании, и в своих церемониях и обрядах сохранена при этом в целости и неизменности и что принявшим унию даны «вольности» и от папы, и от короля, и от римских духовных, причем не забыт и он, Тышкевич, так как «ваша милость нам в том радил,

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010