следующее: «В нынешнем в 162 году писал к нам из Великого Новгорода боярин и воевода князь Юрья Петрович Буйносов-Ростовский, что по нашему указу купил он в Вел. Новгороде к нашему монастырскому каменному строению кирпичу и по нашему указу посланы наши грамоты» и пр. (Акт. Ивер. мон. 24 А. Ю. и З. России. 10. 13. Ст. 8. 619–624 А. э. 4. 71 Доп. А. и. 3. 119 Доп. А. и. 3. 120, 121, 123 А. э. 4. 86 Доп. А. и. 4. 1, 14 1-е Полн. собр. закон. 1. 163 А. и. 4. 103 Павла Алепп. Путеш. Макария. Кн. 8. Отд. 7, в т. 1. 410; кн. 9. Отд. 12; кн. 13. Отд. 7, 11, 12, 14, в т. 2. 47, 230, 239, 244, 255–256 Наместником своим, как известно, царь оставил тогда в Москве боярина князя Григория Семеновича Куракина (1-е Полн. собр. закон. Т. 1. 149 В Дворц. разрядах поименованы и назначенные ему помощники (3. С. 461 Павла Алеппск. Путеш. Макария. Кн. 8. Отд. 7, в т. 1. 410; кн. 10. Отд. 7, в т. 2. 74–75 Замечательно, что о таком письменном обязательстве со стороны царя упоминает и бывший тогда диаконом придворного Благовещенского собора Федор Иванов, говоря: «Царь Никону запись даде своею рукою в начале поставления его, еже во всем его послушати, и от бояр оборонить, и его волю исполнять» (Материал. для истор. русск. раскола. 6. 197 Павла Алеппск. Путеш. Макария. Кн. 8. Отд. 7, в т. 1. 409–410; кн. 10. Отд. 7; кн. 11. Отд. 6; кн. 13. Отд. 13, в т. 2. 77–78, 130, 248 1-е Полное собр. закон. Т. 1. 200, 201 Павла Алеппск. Путеш. Макария. Кн. 8. Отд. 7, в т. 1. 410; кн. 10. Отд. 7; кн. 11. Отд. 10, в т. 2. 75–77, 151 Темницы существовали тогда у нас не при одной Московской, или патриаршей, но и при других архиерейских кафедрах для наказания виновных, как заметил и сам Павел Алеппский (Путеш. Макария. Кн. 6. Отд. 9, в т. 1. 314 1-е Полн. собр. закон. Т. 1. 93 Переписная книга домовой казны патр. Никона, во Временн. М. истор. общ. 15. С. 72 Акт. Ивер. монаст. 44. С. 98 В рассказе Павла Алеппского о вотчинах и доходах Никона, составленном только по слухам, естественно, кое-что преувеличено. Павел говорит, будто прежде у патриарха нашего было до 10 тысяч крестьянских дворов, а Никон увеличил число их до 25 тысяч, будто он получал доходов ежегодно от столичных и сельских церквей до 14 тысяч, а доходов из других источников, между прочим от лошадиной пошлины, взимавшейся при продаже лошадей, до 20 тысяч и пр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Подлинная грамота митроп. Сильвестра доселе хранится в библиотеке Супральского монастыря и значится по Описи под 19 . Самая середина грамоты вырвана. Упоминается в Вилен. археогр. сборн. 9. С. 48–49 Вилен. археогр. сборн. 9. 21. С. 51 И эта грамота, также прорванная в середине, доселе цела в подлиннике — в библиот. Супральского монастыря, под 20, по Описи . А. З. Р. 3. 22, 31 и прим. 26 Вилен. археогр. сборн. 6. 22 А. З. Р. 3. 20, 21, 30 и прим. 19, 25 Сборн. грамот Минск. губ. 18 А. и. 1. 168 А. э. 1. 289. С. 353 Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 4, 5 и предисл. XVI, XXI Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. Предисл. XVI, XXV Здесь сказано, будто Марк Жаровницкий управлял Луцкою епархиею с 1561 по 1567 г., а между тем в 1564 г. епископом Луцким был, несомненно, Никифор (Вилен. археогр. сборн. 7. 16. С. 29 Supplem. ad Hist. Russ. monum. 169. Р. 463 Зубрицк. Галицкая Русь, в Чтен. М. истор. общ. 1862. 3. Отд. 3. 63 А. З. Р. 3. 29 Вилен. арх. сб. 6. 27; 10. С. 10 А. Ю. и З. Р. 2. 145 Вилен. археогр. сборн. 6. 30, 32; 7. 16 Акт. Вилен. ком. 1. 3 А. Ю. и З. Р. 1. 146 Материалы для истор. Киев. митрополии. С. 57 А. З. Р. 3. 32 А. Ю. и З. Р. 2. 146 Циховский говорит, что в то время «praeter duos episcopos in senatu Lithuanico vix unus atque alter reperiebatur, qui non fuerit heresin professus [в Литовском сенате кроме двух епископов едва ли можно было сыскать еще одного или двух, кто не проповедовал бы ереси (лат.)]» (Alloquior. Ossiecensium. P. 210 А. Ю. и З. Р. 1. 131, 139, 145 Собр. грам. Минск. губерн. 16 А. З. Р. 3. 22 Supplement. ad Hist. Russ. monum. 168 А. Ю. и З. Р. 1. 133 Вилен. археогр. сборн. 9. С. 427–428 Акт. Вилен. комис. 1. 33. С. 126 Увязчий лист на Троицкий монастырь дан Федору Белькевичу в октябре 1567 г. (Вилен. арх. сборн. 6. 27 О грамоте короля, данной в 1565 г. Холмскому епископу Феодосию на митрополию по смерти митр. Сильвестра, свидетельствует митр. Евгений в Истории росс. иерархии. Ч. 1. С. 416–414. Изд. 2 хотя и не указал, где грамота эта находится.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Письма Лазаря Барановича. 1. Черниг., 1865 Акт. Ю. и З. России. 4. 6 Архив Мин. юстиции. Дела малоросс. Столб. 5832 Никона письмо к Дионис., в Записк. Отд. русск. и слав. археол. 2. 528 А. Ю. и З. России. 4. 6, 7; прибавл. к А. Ю. и З. России. Т. 11. 3. С. 802–803 Письма Барановича. 1, 2 А. Ю. и З. России. 4. 35, 36, 46. Стат. 4 Архив. Мин. юстиц. Дела малоросс. Столб. 5865 В Черниговских губерн. ведомостях, 1858 г., 26 напечатана расписка митрополита Дионисия от 19 генв. 1658 г. о приеме им от Лазаря Барановича денег Софийской митрополии А. Ю. и З. России. 4. 53, 56 А письмо Выговского к Никону от 30 марта 1658 г. с ходатайством за Зюзина напечатано в Чтен. М. истор. общ. 1848 г. 8. Отд. 4. С. 70 А. Ю. и З. России. 4. 58. С. 100 Москов. главн. архив. М. и. д. Дела малоросс. Связк. 10. 12 Самуил. Величк. Летоп. 1. С. 326 Архив. Мин. юстиц. Дела малоросс. Столб. 5865 Памятн. Киев. комис. 3. Отд. 3. 51 А. З. России. 5. 52 А. Ю. и З. России. 4. 65 Архив Мин. юстиц. Дела малоросс. Столб. 5850 Памятн. Киевск. ком. 3. Отд. 3. 56 А. Ю. и З. России. 4. 79. С. 166; 5. 144. С. 315–317; 7. 82 Гадяцкий договор в окончательной редакции 8 (по новому стилю 18) сентября напечат. в А. Ю. и З. России. 7. 85 а в редакции 6 (16) сентября — в А. Ю. и З. России. 4. 77 О присяге и подписях при заключении этого договора — А. Ю. и З. России. 5. 249 Архив. Мин. юстиц. Столб. 5850 и 5855 А. Ю. и З. России. 4. 115. С. 255–257, 262–269 Архив. Мин. юстиц. Столб. 5888 Акт. и. 4. 144 Памятн. Киев. ком. 3. 3. 95 Солов. Истор. России. 11. 111–112 А. Ю. и З. России. 5. 12, 21 А. Ю. и З. России. 3. 376, 380, 381; 4. 109–111 А. и. 4. 123 Копия этой подтвердительной грамоты царя Алексея Михайловича, равно как копии всех прежних грамот Киево-Печерского монастыря на его владения — в Москов. главн. арх. М. и. д. Дела малоросс. Год 1658. Апр. 20. 12 Памятн. Киев. ком. 2. Отд. 1. 20 А. и. 4. 142 Архив. Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 4. 9 А. Ю. и З. России. 10. 4. С. 266 Москов. главн. арх. М. и. д. Дела малоросс. Связк. 9. 23

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

1 О церковном разделении праздников на великие, средние и малые и о различии церковной службы в оные, см. Церковный Устав, гл. 47. 2 De dominicis et hebdomadibus Graecorum. 11, Allatii. 3 История, акты, том III, 149, изд. Археограф. Комм. 1841 г. 4 Опыт о времясчислении Штейнгейля, кн. 2, гл. 5, § 223. 5 Карф. Собор, прав. 43, 62. 6 Свод Закон, том 14, с. 29, 32. 7 Как некоторые священные события, предсказанные и прообразованные в Ветхом Завете, воспоминаются Церковью не в великие праздники, то события из этих праздников предваряются песнопениями, напр., праздник Происхождения древ Креста 14 (1) августа. 8 О праздничных знаках см. выше. 9 Пение " Господи воззвах к Тебе " заимствуется из псалмов 140, 141, 129 и 116 и называется иногда " стихирами на Господи воззвах», т. е. песнопениями, которые предваряются стихами, избранными из этих псалмов. 10 На утреннем богослужении каноном называется определенный состав пения во славу Бога и в честь святых. 11 Церковный Устав, гл. 47. 12 Церковный Устав, гл. 17: о стихологиях. В Царской грамоте об уложении Собора, бывшего в 1651 году сказано: " полиелеос — хвалите имя Господне». См. Истор. акты археогр. экспедид., том 4, 327, По пению полиелея, которым начинается и отличается служба праздника, часто называют ее полиелейной, праздник — полиелейным, равно и колокол, которым призывают к богослужению, — полиелейным. 13 Церковный Устав, гл. 2, 50. 14 Церковный Устав, гл. 47. 15 В главе 50. 16 См. Церковный Устав, гл. 2, лист 7 на обороте. 17 Кн. 2, гл. 59. 18 Quaest. ad orthodox. 115. 19 О молитве, 17. 20 Прав. 15. 21 Прав. 91. 22 Serm. 61. 23 20 прав. 1 Вселенск. и 90 прав. 6 Вселенск. Собора. 24 64 прав. св. Апостол. 55 прав. Трулл. Собор. Церковный Устав, гл. 32, 33, 35. 25 Свод Закон., том 14, часть 4, с. 33, 38—39, 59, 64. 26 Там же, с. 121, 123, 124, 126. 27 Грамотой московского патриарха Иосифа в 1650 г. 20 марта было постановлено, чтобы там, " где при Церкви два священника или более служба была во всю светлую седмицу и чтобы не чередные священники ходили с образы; где же один священник, там он, отправив службу в воскресный день и в понедельник, потом ходил с образы по приходу». См. Истории, акты археограф, экспед., т. 4, 326. — В 1655 г. грамотой царя Алексея Михайловича о выдаче руги на Повровский девичий монастырь предписывается в росписи оной давать славленого и от св. воды (Истор. акт., т. 4, 47). Древле славили у царя в навечерие 25 декабря. См. патриаршие выходы при Алексее Михайловиче в дополнении к Историч. акт., т. 5. — Император Петр 1 именным указом 1724 г. 16 августа запретил было священникам как от монастырей, так и от приходских церквей ходить незванными в дома со св. водой и для славления, кроме праздника Р. X. Но древний обычай доселе удержался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Отд. 3. 6 мы уже сказали, что она не может относиться к 1504 г., а относится разве к 1517 г. (прим. 168, 186). Известна еще грамота, данная будто бы в 1492 г. митрополитом Макарием I детям Гринка Ходкевича, в которой митрополит называется и Галицким (Вилен. археогр. сборн. 9. С. 414, 415 Но а) в 1492 г. Макарий еще не был митрополитом, и индикт был 10, а не 3, как показано на грамоте без означения самого года; б) митр. Макарию († 1497) грамота не могла принадлежать, потому что в ней Гринко Ходкевич называется уже «небощиком» т. е. покойником, а этот Гринко, или Гринашко, Ходкевич еще был жив в 1505 г. (там же. С. 417 в) в грамоте митрополит убеждает братьев Гринкевичей, перечисляя их по именам, чтобы они исполнили запись своего покойного родителя, данную Коложскому монастырю, но эти именно братья Гринкевичи дали в 1526 г. фундушевую запись на Спасскую церковь в своем родовом имении Бале, исполняя «приказание отца своего преставшегося пана Григория Ходкевича», который, как можно догадываться по записи, только пред тем и скончался (Акт. Вилен. ком. 7. 3 Следовательно, если грамота писана была митр. Макарием, то уже после 1526 г. Макарием II (1534–1555) и, судя по индикту 3, могла быть написана в 1544 г., а при этом-то митрополите Макарии Гринкевичи и обижали Коложский монастырь (Вилен. археогр. сборн. 9. 423–425 Зубрицк. Летопись львов. братства под 1521 годом Галицк. Русь в XVI столетии. Чтен. М. истор. общ. 1862. 3. Отд. 3, 24–25 Максимович. Собрание сочин. 1. 165–167 Хойнацк. Препод. Феодор, князь Острожский, в сборнике «Древняя и новая Россия». 1867 г. 3. С. 5–6 По словам литовских и польских писателей, князь К. Ив. Острожский одержал 33 или даже 63 победы и два раза по воле короля имел торжественный въезд в Краков и в Вильну (Stebelsk. Chronologia XX. Ostrogskich. S. 81–90 А. З. Р. 2. 65, 78, 99 и др. А. З. Р. 2. 45, 72 Прот. Лебединцев. Материалы для истор. Киев. митрополии. С. 35–36 На грамоте короля год не показан, а помечено только: «Сен. 26 день, индикт 10», что именно и соответствует сентябрю 1521, а не 1513 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

342 Иерлич. Latopisiec. S. 57 Иерлич, конечно, не был очевидцем события, а рассказывает о нем, может быть, только на основании народной молвы, с неизбежными преувеличениями и искажениями; но отвергать действительность события нет оснований. 343 Иерлич. Там же. С. 58 И здесь, вероятно, не без преувеличений. 344 Лебединц. Материалы для истор. Киев. митрополии. С. 25–33 345 Собран. грамот Вильны, Ковно. 2. 92–94 Вестн. Западн. России. 1865–1866. Кн. 12. Отд. 1. С. 57 Собр. минск. грам. 95 346 Вилен. археогр. сборн. 6. 82. С. 181 Тому же Феодору Корсаку поручено было отобрать от униатов и передать православным по одной церкви в Бресте и Кобрине (Собр. минск. грам. 94 347 Вилен. арх. сборн. 2. 101–103. С. 240 Harasiwicz. Annal. Eccl. Ruth. Р. 312 348 Вилен. арх. сборн. 2 Записки Ореста. С. ¤ . 349 Грамоты в пользу униатов — А. З. Р. 5. 2–4, 6–8 Акт. Вилен. ком. 1. 17, 21 Собр. грам. Вильны. 2. 31 и др. 350 Собр. грам. Вильны. 2. 42 Вестн. Западн. России. 1865–1866. Кн. 8. Отд. 1. С. 13 351 Собр. минск. грам. 123 Акты Вилен. археогр. ком. 11. 36 Вестн. Западн. России. 1863–1864. Кн. 5. Отд. 1. С. 6 352 Памятн. Киев. комис. 3. 10 Петрушевич. Сводн. галицко-русск. летоп. С. 293 Зубрицк. Летоп. Львов. братства, под 1634 г. 353 А. З. Р. 5. 9 354 Вилен. арх. сборн. 2. 34, 35, 37, 39 355 Собр. минск. грам. 164 356 Рукопись моей библиот. 105 содержащая как грамоты об учреждении Кременецкого братства, так и уставы самого братства и его школы с несколькими другими статьями. Уставы эти буквально заимствованы у братства Луцкого (напеч. в Памятн. Киев. комис. 1 357 А. Ю. и З. Р. 2. 56 358 Памятн. Киев. комис. 1. 31 359 Вилен. археогр. сборн. 2. 38. С. 52 360 Volum. legum, под 1635 г. Бант.-Каменск. Истор. изв. об унии, под тем же годом 361 Кулеш. Wiara prawos³awna. P. 261–262 Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 356; 2. 44. С. 60 362 Рукопись моей библиотеки 106 содержащая собрание папских грамот, решений Римской конгрегации о распространении веры, королевских и сеймовых декретов и других документов, касающихся унии и униатского базилианского ордена.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Вилен. арх. сборн. 6. 23, 28; 10. 2. С. 218. Снес. с. 11–12 Окружное послание князя К. К. Острожского по этому случаю к дворянству Киевской земли от 30 янв. 1577 г. хранится в архиве бывших униатских митрополитов при Св. Синоде (по Описи . 615). А. З. Р. 3. 71, 80 А. З. Р. 3. 83 Этот позывный лист находится в архиве бывших униатских митрополитов при Св. Синоде (по Описи . 669). А. З. Р. 3. 110 Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. Предисл. XIII и 6, 13. С. 58 А. З. Р. 3. 54 Акт. Вилен. ком. 3. 6. С. 9 Архив Юго-Зап. России. Ч. 1. Т. 1. Предисл. XXVI и 10, 46. С. 209 А. Ю. и З. России. 1. 165 Supplement. ad H. R. monum. 169–176. Р. 460–466 А. З. Р. 3. 65 и прим. 48 В грамоте этой неточно сказано, будто паны рады отдали Пинскую кафедру Кириллу Терлецкому после Макария Евлашевского: ее занимал после Макария, хотя и очень недолго, Иона Протасевич, скоро избранный на митрополию, и за ним еще нареченный епископ Андрей Русин, правивший Пинскою епархиею несколько лет (см. прим. 385). Вилен. археогр. сборн. 6. 124. С. 285 А. З. Р. 3. 75, 91, 98 и прим. 51 Акт. Вилен. ком. 1. 33. С. 126 Вилен. арх. сборн. 9. С. 429 А. Ю. и З. Р. 1. 157, 164 Собр. грам. Минск. губ. 22. 24 А. З. Р. 3. 53 Архив Юго-Зап. России. Ч. 1. Т. 1. Предисл. XVI и 11 А. Ю. и З. Р. 1. 172. 174 А. З. Р. 3. 89, 101, 110 Собр. грам. Минск. губ. 27, 28 Вилен. археогр. сб. 2. 88 А. З. Р. 3. 44, 49, 52 А. Ю. и З. Р. 1. 156, 161, 163; 2. 147 А. Ю. и З. P. 1. 162, 168, 189 Вилен. арх. сборн. 4. 12, 13 Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 14, 15. Снес. 86. С. 353 М. А. Максимович. Собр. сочинений. 2. 262. Киев, 1877 Архив Юго-Западн. России. Ч. 3. Т. 1. С. 236 Вилен. археогр. сб. 9. 22. С. 58 Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 17 А. З. Р. 3. 79 Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 7. С. 25, 27 и 16 А. З. Р. 3. 64 Зубрицк. Летоп. львов. братства под 1572–1578 гг. Галицк. Русь, в Чтен. М. истор. общ. 1862. 3. Отд. 3. С. 60, 66 А. З. Р. 3, прим. 66 А. Ю. и З. Р. 1. 200 А. З. Р. 4. 149. С. 206 Галицко-русские дворяне в своем послании к митрополиту Онисифору выражались: «Есмо братья вашей милости» (А. З. Р. 3. 146. С. 290

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Мних Иаков. в Сказ. о чудесах св. Бориса и Глеба по обширной редакции То же в Степ. книге. 1. 212 Степ. кн. 1. 235 П. собр. р. лет. 2. 90–91 П. собр. р. лет. 1. 132; 2. 4, 12, 14; 3. 122 Святой Симон в рукоп. Патерике: «Сын же того (Владимира Мономаха) Георгий князь... и той в своем княжении созда церковь в граде Суздале в ту же меру» (см. выше прим. 317). Доп. в Акт. истор. 1. 3 П. собр. р. лет. 2. 14; 3. 5, 7, 9, 123, 124, 214 Кроме того, упоминается о церкви святого Георгия, построенной в 1144 г. князем Всеволодом в Каневце (П. собр. р. лет. 2. 21 П. собр. р. лет. 1. 89, 128 Никон. лет. 1. 192 Степ. кн. 1. 229 П. собр. р. лет. 3. 4, 7, 123, 124, 213 Там же. 2. 9, 19; 3. 6, 10, 214. См. в рук. Патер. послание Поликарпа. П. собр. р. лет. 2. 26–27 Там же. 1. 129; 2. 10; 3. 6, 123. Симона послан. в Печер. Патер.; П. собр. р. лет. 3. 214 Нестор. Рукоп. Сказ. о св. Борисе и Глебе. Симон. Посл. в рук. Патер. Новгор. Соф. библ. 502. Л. 9 об. П. собр. р. лет. 1. 119, 128 О двух последних церквах, ростовской и суздальской, святой Симон в начале XIII в. заметил: «Яже по летех вся та распадошася, сия же (киево-печерская) едина Богородица в векы пребывает» (рук. Патер.). А черноризец Поликарп свидетельствует, что падение ростовской церкви случилось при нем, когда он сам находился в Ростове (сказ. об Алипии в рук. Патер.). Полик. в сказ. о преп. Алипии. А святой Симон именно говорит: «Вдаша же (цареградские купцы) и мусию, иже бе принесли на продание, еюже святый олтарь устроиша» (рук. Патер.). Фундукл. Обозр. Киева. С. 52, 53 См. выше прим. 333. П. собр. р. лет. 1. 89, 129 Как видно из слов летописца при описании нападения половцев на Печерский монастырь: «Нам бежащим за дом монастыря, а другим възбегшим на палати» (1. 99 Симон. Послан. к Полик. о созд. Печерск. церкви (рук. Патер.). Мних Иаков. Сказ. о чудесах св. Бориса и Глеба по обширной редакции То же — Степ. кн. 1. 212 П. собр. р. лет. 3. 3, 5, 9, 123, 213, 214 Святой Симон в начале XIII в. писал: «Суть же ныне свиты их на полатах (на хорах) и книги их греческиа блюдомы в память чудеси» (рукоп. Патер.). Живописцы, всего естественнее, могли принести с собою не другие свитки и книги, как те, которые им необходимы были для руководства в иконописании, т. е. подлинники, которые в Церкви Восточной тогда уже существовали и употреблялись (Didron. Manuel d’iconogr. chret. grecque et latine. Introduction. P. XX–XXIX. Par., 1845 Сильвестр Коссов свидетельствует, что даже в его время (в XVII в.) еще целы были эти книги греческих иконописцев в киево-печерской кладовой (Опис. Киево-Печер. лавры. С. 108. Изд. 2-е

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

1803 П. собр. р. лет. 1. 150, 165, 195; 2. 111–112 (228). О Владимирской иконе Богоматери летопись замечает, что Боголюбский «вкова в ню боле тридесять гривен золота, кроме серебра, и каменья драгаго, и женчюга» (1. 148; 2. 78 (228)). 1804 Митрополит Евген. Истор. княжества Псков. Ч. 4. 17. Киев, 1831 (111). В торопецком соборе сохранился письменный акт о перенесении этой иконы из Полоцка в Торопец (Историч. свед. о жизн. преподоб. Евфросинии, княжны полоцкой. С. 10–12. СПб., 1841 (140)). 1806 На иконе есть несколько славянских надписей. Одна из них на краю нижнего поля говорит, что эта икона находилась в 1164 г. при войске Андрея Боголюбского в сражении против болгар и что князь «с воинством его видеша от сего образа лучи огненны и весь полк покры». 1807 П. собр. р. лет. 3. 15, 215; 4. 12 (228). Подробнее – 5. 9–10 (228). Отдельная повесть об этом событии встречается в рукописях XV и XVI вв. (Первая рукоп. Новг. Соф. библ. в 4-ку. 8. Л. 1–5; сборн. моей библ. 2. Л. 315 об. (35); 14. Л. 109 и 161 об. (32); 51. Л. 57 (29)) и в печати – Временник Моск. ист. общ. (Кн. 16. Отд. 3. С. 26–28 ). Лучшая редакция этой повести напечатана в П. собр. р. лет. 5. 9–10 (228). 1808 П. собр. р. лет. 1.174 (228); Никон, лет. 2. 313 (241); Степ. кн. 1. 290 (156); Снегир. о соборе Успенск. в Памятн. москов. древ. С. 12 (264). 1809 Сказание о перенесении этой иконы помещено в Русск. временнике. Москва, 1790. С. 77 (244). Другая редакция сказания недавно напечатана во Временнике Москов. ист. общ. Кн. 15. Отд. 3. С. 11–21 (233). Встречается то же сказание и в рукописях (сборн. моей библ. 14. Л. 151 (32)). 1811 Описание и изображение этого креста см. в История, изв. о жизни преп. Евфросинии, кн. полоцкой. С. 22–28 (140). Достойно замечания, что крест сделан, кажется, русским художником, который в надписи сам назвал себя Лазарем Богшею, так как фамилия Богши доселе существует в Слуцком уезде Минской губерн. (Кеппен. Список русск. памяти. С. 41. М., 1822 (150)). 1813 На кресте надпись: «Господи, помози рабу своему Антону, архиеп. Новго-родьскуму, давшюму крьст святой Софии». Снимок с этого креста помещен в Древн. Росс. государ. Отд. 1. 25 (109).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Письмо Никона к патр. Дионисию — в Записк. Отд. русск. и славян. археол. 2. 524 Москов. главн. арх. М. и. д. Дела греч. Связк. 44. 15 А о том, что означенное письмо Никоново было представлено патриархам и рассмотрено ими, говорится в настольной грамоте, данной ими новому Московскому патриарху Иоасафу II, как увидим в своем месте. Москов. главн. арх. М. и. д. Дела греч. Связк. 41. 15 Лигарид. О Соборе на Никона. Ч. 1. Гл. 20, 21 Солов. История России. 11. 334–335 Самая грамота патр. Дионисия к царю, помеченная 12 ноября, напечатана в том же томе «Истории» Соловьева, в прим. 71. С. 469 Москов. главн. архив. М. и. д. Дела греч. Связк. 45. 2 Записки Отд. русск. и славян. археол. 2. 594, 600 Москов. главн. архив. М. и. д. Дела греч. Связк. 41. 1, 13, 18 связк. 42. 1 связк. 43. 1, 15 связк. 44. 2 Записки Отд. русск. и славянск. археол. 2. 9–10, 510–530 Солов. 11. 350–354 Москов. главн. арх. М. и. д. Дела греч. Связк. 43. 17 Древн. росс. вивлиоф. 3. 409–412 Лигарид. О Соборе на Никона. Ч. 1. Гл. 24 Солов. 11. 333 Записки Отд. русск. и славян. археол. 2. С. 10 Здесь сказано, что с келарем Саввою посланы были грамоты и к Цареградскому патриарху Парфению. Лигарид. О Соборе на Никона. Ч. 1. Гл. 20, 33 Солов. 11. 354–355 Грамота Собора Астраханскому архиепископу — в Подлинн. деле патр. Никона, по списку Моск. Дух. Акад. С. 348 . Об отнятии у патриарха Антиохийского Макария всей царской милостыни турками — Москов. главн. арх. М. и. д. Дела греч. Связк. 40. 28 Лигарид. О Соборе на Никона. Ч. 1. Гл. 34, 35; ч. 2. Гл. 1–5 Дворцов. разряды. 3. 645–654 Дополн. к Акт. истор. 5. 26 Сказки архимандритов Павла и Филарета, встречавших патриархов, грамота от Собора к патриархам и речи им Илариона Рязанского, Лаврентия Казанского, Павла Крутицкого — в Подлинн. деле Никона, по списку Моск. Дух. Акад. С. 359–372 . Те же речи, а равно и речь Питирима Новгородского находятся в рукописн. сборн. Моск. Синод. библ. 229. Л. 451–457 и напечатаны в Материал. для истории раскола. 2. 149–165 А все вообще речи, сказанные тогда, поместил в означенных главах своего сочинения Паисий Лигарид, который едва ли не был и автором или редактором большей части этих речей. «Ученым» называет Илариона Рязанского тот же Паисий (там же Подробное изложение, как происходили встречи патриархов на всем пути от Астрахани до Москвы и в самой Москве, в рукописях Москов. главн. арх. М. и. д. Дела греч. Связк. 45. 8, 9

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010