В синксаре субботы 5— ой седмицы Великого Поста отмечается, что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя, которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей. Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще. Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную. Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого, поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет. Структура Акафиста: Кондаки и икосы Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют « икос«. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист. Икосы принято заканчивать на слове “ радуйся” а кондаки на  воспевании “ Аллилуйя”, которое означает « хвалите Бога«. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято. Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют  двадцать строфы:  двенадцать из них более краткие, с восхвалением « аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления которые, начинаются со слова « Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже « Радуйся«. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

http://pravmir.ru/akafist/

Акафистник. Как явствует из названия, это есть сборник акафистов. Надо сказать, что уставное богослужение предполагает чтение акафиста раз в год. Когда меня спрашивают, как я отношусь а акафистам, я отвечаю, что не вполне понятно: что такое акафисты? Что такое акафист — понятно. Дело в том, что изначально акафист был, если угодно, исключительным явлением. Акафист Божией Матери я имею в виду (иногда его называют акафистом Благовещения Пресвятой Богородицы). На протяжении нескольких веков других акафистов просто не было. И даже акафист Иисусу Сладчайшему, который возник на Афоне в 12 или 13 веке, изначально не назывался акафистом, а назывался: «Кондаки и икосы, составленные наподобие акафиста». Есть, правда достаточно древние и доброкачественные акафисты — например, акафист свт. Николаю Мирликийскому. Но большинство акафистов не отличаются подобными свойствами. Особенно распространилась мода писать акафисты в прошлом веке. Было написано огромное количество акафистов различным иконам Богородичным, не все они равноценны. Зачастую они писали людьми, имеющими малое отношение к Церкви — скажем, светскими поэтами. Сам я не видел, но мне говорили, что в каком-то акафисте есть даже такое: «Радуйся, в куплях и продажах помогающая». Согласитесь, что это не очень вяжется с духом православного богослужения. Или акафист свт. Тихону. Как-то не очень мне нравится такая строка: «Радуйся, от юности патриархом прозванный». Тем не менее я ничего не имею против чтения акафистов на молебнах, хотя все, конечно, должно иметь меру. Мне рассказывали, что в Рязанской епархии священники просто хватаются за голову: молебны заказывают обязательно с акафистом. 12 бабушек заказывают 12 акафистов. Тогда из одного акафиста читается 1 кондак и 1 икос, из другого — 2 кондак и 2 икос и т. д. Получается некий избранный акафист. Назвать такое явление нормальным нельзя. С другой стороны, молебен с акафистом свт. Николаю — почему бы нет? Единственное, против чего я всегда возражаю, — это вставка акафиста в рядовую службу — вечерню или утреню. Совершенно недопустимо читать акафист на утрени вместо кафизм. Получается, что мы дерзаем выкидывать из богослужения Св. Писание (Псалмы) и вставлять на их место человеческое творчество, не всегда к тому же на должной духовной высоте исполненное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Приводим для сравнения начало акафистов по изданиям 1813 и 1837 годов. Акафист св. великомученику Георгию 1813 года. Кондак 1: «Избранному Богом и призванному во язык свят, в люди обновления, воину Христову зовем тебе: Радуйся, Георгие, воине Христов, славный победоносче». Икос 1: «Ангела образом, земнаго суща естеством яви тебе всея твари Создатель, благоплодную доброту души твоея провидев, святый великомучениче Георгие, научи вопити тебе сице: Радуйся, от родителей просвещенный; радуйся, в добродетели совершенный; радуйся, цвете райскаго прозябения; радуйся, славу мирскую ни во что же вменивый; радуйся, многий народ просветивый. Радуйся, Георгие воине Христов, славный победоносче». Акафист св. великомученику Георгию по изданию 1837 года. Кондак 1: «Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю нашему и скорому помощнику да зовем ти: Радуйся, Георгие, великий победоносче». Икос 1: «Ангелов Творец и всея твари содетель, явивый тя Церкви Своей веры поборника и за веру непобедимаго страстотерпца, внушает нам за подвиги страданий твоих восхваляти тя, святе Георгие, сице: Радуйся, до конца Иисуса Сына Божия возлюбивый; радуйся, за имя его с любовию душу свою положивый; радуйся, исповедниче, от Бога призванный; радуйся, подвижниче, Божиею благодатию прославленный; радуйся, ангелов сожителю; радуйся, пророков равностоятелю. Радуйся, Георгие, великий победоносче». В 1846 году в Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете был рассмотрен новый акафист св. великомученику Георгию, написанный прот. В. Дем-м. Акафист не был одобрен цензурою к напечатанию как неудовлетворительный. В 1848 году акафист этот снова был представлен в цензурный комитет. Член Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета прот. Тимофей Никольский дал следующий отзыв о нем: «Акафист св. великомученику Георгию, сочиненный протоиереем Дем-м, разноречит с акафистом тому же великомученику Георгию, напечатанным при Св. Синоде 1813 года, и по своему достоинству ниже акафиста, изданного от Св. Синода. Но как чин Православной Церкви не терпит разноречия и разногласия в священных своих песнопениях, то совершать молебное пение св. великомученику Георгию благоприличнее по одному акафисту, нежели по двум разным, и притом преимущественно по акафисту, от Синода напечатанному, ибо сие согласно с разумом 116-го правила Карфагенского Собора». Журналом 14 февраля 1848 года было постановлено: «В напечатании акафиста протоиерею Дем-ву отказать» 113 . 10 Акафист свт. Митрофану, первому епископу Воронежскому

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Стоит отметить его покаянный характер как основу внутреннего бытия человека. При написании этого молитвенного гимна владыка ставил во главу угла прежде всего свой личный духовный опыт. Предназначался акафист для личного келейного пользования, так как он больше похож на произведение, подталкивающее человека к покаянию. Несмотря на келейное употребление, Высокопреосвященнейший автор при составлении этого произведения обогатил и украсил его многими образами и ссылками на Слово Божие. Владыка строит свой акафист на евангельских речах Господа Иисуса Христа, которые нашли свое отображение в большей части кондаков и икосов. Так, в 1-м кондаке речь идет об Агнце Божием, пришедшем с неба на землю, и вспоминается призыв Святого Предтечи: «Покайтесь и веруйте во Евангелие» (Мк. 1:15); 2-й кондак и икос о том, что Бог послал в мир Своего Сына (Ин. 3:16), и о спасении блудницы от побиения камнями (Ин. 8:2-11); 3-й икос – приводится притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37); 4-й кондак – идет речь о Хлебе Жизни (Ин. 6:22-71); 5-й кондак посвящен призванию апостолов (Мф. 4:18-22); 7-й кондак и икос посвящены крестной жертве Иисуса Христа, где автор приводит шестое слово, сказанное Спасителем со Креста: «Совершилось» (Ин. 19:30); 10-й икос – автор приводит слова святого Иоанна Крестителя: «Порождения ехидны, кто сказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите убо плоды, достойны покаяния» (Мф. 3:7). Ссылается архиепископ и на мысли апостола Павла (2 Кор. 7:10) о том, что ко спасению ведет печаль о Боге, а печаль о мире ведет к смерти.  10-й, 11-й, 12-й икосы основываются на библейских событиях Ветхого Завета. Проанализировав данный акафист, можно увидеть прекрасное литургическое произведение, опирающееся на личный опыт осмысления Священного Писания. Все это показывает достаточно богатый кругозор, осведомленность Словом Божиим и литургическими принципами составления молитвенного последования. Архиепископ Никон создал еще одно похожее произведение – Акафист Господу Иисусу Христу с припевом «Господи, помилуй мя падшего!», который  состоит из 13-ти кондаков и 12-ти икосов.

http://bogoslov.ru/article/5607981

Святейший Синодом поручено было рассмотреть акафист высокопреосвященному митрополиту Санкт-Петербургскому Палладию. 15/29 декабря 1895 года за 4012 Святейший Синод по выслушании донесения Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета и отзыва, данного Санкт-Петербургским митрополитом Палладием, разрешил означенный акафист к напечатанию третьим изданием 258 . Акафисты Пресвятой Богородице в честь чудотворных икон «Скоропослушница» и «Достойно есть – Милующая» были составлены харьковским помещиком Андреем Феодоровичем Ковалевским 259 . Издавались акафисты многократно 260 . 95 Акафист прп. Иосифу, Волоколамскому чудотворцу Акафист прп. Иосифу Волоколамскому был представлен настоятелем Волоколамского монастыря архимандритом Сергием в 1885 году в Московский духовно-цензурный комитет. Представленный архимандритом Сергием акафист списан был со старинной рукописи, написанной в 1809 году иеромонахом Волоколамского монастыря Иоакимом, но с некоторыми исправлениями. Получив акафист, Московский духовно-цензурный комитет поручил дать о нем мнение цензору прот. М. Капустину. 31 октября 1885 года прот. Капустин доносил об акафисте прп. Иосифу Волоколамскому следующее: «Акафист сей списан со старинной рукописи, составленной в 1809 году иеромонахом Волоколамского монастыря Иоакимом, дополненный некоторыми словами и двумя молитвами. Изображая святую жизнь и назидательные подвиги преподобного, акафист не чужд и весьма важных недостатков как по своему содержанию, так и по изложению. Так, например, описание чуда в кондаке 5, что по преставлении преподобного «лице его облиста, паче солнечных лучей возсиявше», жизнеописанием преподобного не подтверждается. Изложение акафиста по местам бессвязно, язык по большей части неправилен по словосочинению и изобилует выражениями темными и не соответствующими предметам: Икос 1: «Радуйся, пресветлая звездо, в полудни (?) возсиявшая». Кондак 2: «(Моисей) через пустыню не мятежным умом (?) люди проведе. Яко пресветлый светильник посреде еретичеству ющих (?) возсиял еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Акафист Слава Богу за всё 4 апреля, 2012 Благодарственная молитва — акафист Слава Богу за всё. В этой статье Вы сможете найти полный текст с ударениями. Акафист — это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой хвалено-благодарственную песнь. Акафист «Слава Богу за всё!» изначально написали на русском языке, его текст в 70-е годы XX столетия передавали друг другу из рук в руки, написанным на обычной бумаге, из-за чего существуют разночтения в чтениях акафиста. Его автором является митрополит Трифон, а написан акафист «Слава Богу за всё!» был после революции. Митрополит Трифон пережил суровые годы гонения на Церковь, а его акафист стал духовным завещанием для людей, знавших и любивших его. «Слава Богу за всё!» — слова этого церковного гимна митрополит Трифон написал незадолго до своей кончины. Когда-то, в далеком 1924 году безвинно осужденный и приговоренный к расстрелу через смертную казнь митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) тоже закончил свое выступление фразой «слава Богу за всё!». Этот духовный подвиг долгие годы служит примером всем, кто находит силы благодарить Господа за все, что нам дается. Ведь и страдания Господь обращает во благо человеку. Акафист Слава Богу за всё Кондак 1 Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного промысла Твоего, благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки. Икос 1 Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего Промысла явлены с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тя: Слава Тебе, призвавшему меня к жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного.

http://pravmir.ru/akafist-slava-bogu-za-...

7 сентября 1887 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет титулярный советник Иван Павлович Протопопов представил акафист св. мученику и чудотворцу Иоанну Воину с просьбой рассмотреть его. В прошении своем И. П. Протопопов писал, что «акафист составлен по поручению брянского купеческого брата Алексия Никифоровича Комарева, пожелавшего почтить память святого мученика Иоанна Воина, имени которого посвящен престол соборной церкви города Брянска Орловской епархии». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет поручил рассмотреть акафист архимандриту Тихону. В своей записке, представленной комитету 26 июля 1888 года, архимандрит Тихон изъяснял: «Акафист святому мученику и чудотворцу Иоанну Воину составлен согласно с житием святого и представляет собой ряд восхвалений мученических его подвигов; не чужд назидательности и написан языком правильным церковнославянским, а потому может быть одобрен к печати». Донесение Святейшему Синоду духовно-цензурный комитет послал того же 26 июля 1888 года за 754. 31 августа 1888 года за 4677 акафист св. мученику Иоанну Воину был препровожден преосвященному Гермогену, епископу Псковскому и Порховскому, для отзыва. В своем отзыве о рукописи титулярного советника Ивана Протопопова, содержащей акафист св. исповеднику и чудотворцу Иоанну Воину, преосвященный Гермоген от 6 сентября 1888 года за 2612 писал, что «акафист не особенно богат содержанием, но составлен правильно по образцу обычных употребляемых в богослужении акафистов, изложен достаточно правильным церковнославянским языком и потому может быть в исправленном виде разрешен к напечатанию». Святейший Синод 7/19 сентября 1888 года за 1918 определил: «Представленный Санкт-Петербургским духовно цензурным комитетом акафист св. мученику Иоанну Воину разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 20 сентября 1888 года за 4873 267 . 101 Акафист св. Петру митрополиту, всея России чудотворцу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

23 июня 1839 года в Святейший Синод поступило следующее предложение от обер-прокурора графа Н. А. Протасова: «Генерал-адъютант граф Бенкендорф сообщает мне, что он получил от Санкт-Петербургского купца 3-й гильдии Сергея Феодорова Масленикова написанный им акафист святителю Митрофану, чудотворцу Воронежскому, с просьбой о содействии в одобрении к напечатанию». В журнале Святейшего Синода от 28 июня состоялось определение: «Предложенную рукопись препроводить к Преосвященному Антонию, архиепископу Воронежскому, чтоб он, рассмотрев содержащийся в сей рукописи акафист, представил о нем Св. Синоду заключение». Архиепископ Антоний, рассмотрев рукопись, в рапорте донес Святейшему Синоду (1839, 7 сентября. 5521), что акафист свт. Митрофану «найден сочиненным не по чину употребляемых Церковью акафистов, состав его не сообразен с составом церковных акафистов, а притом и язык акафиста сего недовольно церковный». Святейший Синод 25 сентября/16 октября 1839 года за 89 по заслушании дела определил, что составленный С. Маслениковым акафист не может быть пропущен к напечатанию. 11 ноября того же года в Святейший Синод снова поступило предложение от обер-прокурора графа Протасова с сообщением: «Ныне Маслеников изъяснил, что упомянутый акафист он исправил и дополнил по замечаниям Преосвященного и просит об одобрении его рукописи». 17 ноября Святейший Синод «препроводил акафист к Преосвященному Воронежскому при указе на рассмотрение, с тем чтобы он представил Св. Синоду касательно напечатания оного для церковного употребления свое мнение». Во втором рапорте (1839, 22 декабря. 8104) Антоний, архиепископ Воронежский, писал Святейшему Синоду: «Рассмотрев акафист, остаюсь при прежнем своем мнении; впрочем, как по моему прошению Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Киевский, принял на себя труд послужить Святой Церкви составлением службы с акафистом новоявленному святителю и чудотворцу Митрофану, и от меня для соображения препровождено к нему подобных тому несколько акафистов, от разных лиц на имя мое присланных; то, дабы труд купца Масленикова не остался без внимания, не благоугодно ли Св. Синоду и сей акафист представить рассмотрению Высокопреосвященного Филарета». По заслушании рапорта архиепископа Воронежского Антония состоялось журнальное определение Святейшего Синода 15 января 1840 года за 23: «Представленную купцом Маслениковым рукопись «Акафист святителю Митрофану Воронежскому » препроводить при указе синодальному члену Преосвященному Филарету, митрополиту Киевскому, на рассмотрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

20 июля 1859 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет были доставлены два акафиста и отношение от преосвященного Евлампия, бывшего архиепископа Тобольского, с 30 июля 1856 года уволенного на покой в Свияжский Богородицкий монастырь Казанской епархии. Преосвященный писал комитету: «1. Препровождаю в оный комитет акафист на день Успения Божией Матери. Акафист составлен по такой мысли, что в нем сколько возможно соблюден порядок происшествий, предшествовавших Успению Божией Матери, бывших при оном и сопровождавших оное, дабы при чтении для слушающего важнейшие обстоятельства Успения Божией Матери точнее и раздельнее напечатлевались в мысли и памяти. При том в Свияжском монастыре главный собор, сооруженный самим святителем Германом, есть во имя Успения Божией Матери. 2 . Акафист святителю Герману, основателю Свияжского монастыря, первому настоятелю и священноархимандриту оного. Побуждением к составлению акафиста служила потребность удовлетворить благочестивому желанию местных и окрестных жителей, усердных к святителю и с благочестивым усердием притекающих к мощам его. Многие из таковых, совершая моление при мощах святителя, дабы теплее принести молитву . свою, просят, чтобы на молебне читаем был акафист святителю, полагая по примеру других подобных мест, что таковой имеется в составе службы его; но акафиста при службе нет. И этот акафист составлен применительно к историческому порядку обстоятельств жизни святителя, и в случае дозволения будет и может иметь не инаковое, как только местное употребление в обители, так же, как и будет печататься на мой собственный счет». Акафисты по поручению цензурного комитета были рассмотрены архимандритом Фотием и одобрены. Об акафисте святителю Герману цензурный комитет 10 августа того же года сообщил Святейшему Синоду, что согласно с отзывом цензора акафист мог бы быть напечатан. В своем сообщении комитет воспроизводит содержание просьбы преосвященного Евлампия. Святейший Синод 18 августа/7 сентября 1859 года за 10, выслушав донесение Санкт-Петербугского духовно-цензурного комитета, приказал: означенную рукопись препроводить при указе епископу Агафангелу, викарию Санкт-Петербургской епархии. Преосвященный Агафангел 20 января 1860 года донес Святейшему Синоду, что рукописи с акафистами могут быть напечатаны, но с условием, чтобы акафист Успению, в отличие от имеющегося уже в Святой Церкви акафиста на сей праздник, озаглавлен был так: «Новый акафист Успению Пресвятой Богородицы, составленный в Свияжской Успенской обители». 5/18 февраля 1860 года Святейший Синод слушал дело о рукописях и определил: « " Акафист иже во святых отцу нашему Герману, Архиепископу Казанскому и Свияжскому» согласно с отзывом Преосвященного Агафангела разрешить к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Слава Богу за все и Слава Царице Небесной!!! р.Б. Людмила 2011/08/13, 12:02:54 Прошу прощения, но в тексте молитв и акафиста вкрались ошибки - смущают. Письмо можно не опубликовывать на всеобщее обозрение. Молива 1: " море явлыпаяся Божественных дарований и чудес " . Молитва 2: " яко да яепреткновенно во всяком благочестии " , " сподобимся благодатию И человеколюбием " . Икос 1 Ангелов л й цы, вопием Ти си н е: Кондак 2 В й дяще милосердие Икос 2 Скоропослушницею наименовала есй гласом; возрастившая нам клас живота. Радуйся, брашна нег й блющаго Икос 7 чествуется с е я иконы Твоея изображение, Радуйся, приятелище непороч jh ое Духа Святаго Икос 8 Небесе и земли n Творца. Кондак 9 имя Твое, иноков же л й цы Икос 9 Радуйся, падших прародителей осуждения древняго избав лып ая; Икос 10 Радуйся, светоносная еене небесная, Икос 12 Радуйся, Петра пустыннолюбиваго посещением Твоим " зде озарившая; радуйся, Афанасия богомудраго явлением Твоим зде облагодатствовавшая. Радуйся, многия преподобныя афонския славою небесною прослав лына я; радуйся, насельником горы сея особую любовь Твою являющая. Кондак 13 Богородице Марие! Приим й Простите. Спаси Господи за вашу ревность! Исправил. Выражение " горы сея особую любовь " - правильно. Этой горы... р.Б.Раиса 2011/08/13, 05:09:01 Пресвятая Богородица! Матушка Скоропослушница! Помоги пожалуйста нам, упроси у Господа нашего прощение грехов моей маме, тяжело болящей рабе Божией Надежде, исцели ее пожалуйста от рака. 2011/08/12, 17:26:14 Богородица наша " Скоропослушница " , умоли Сына Своего Иисуса Христа разрешить мои проблемы со здоровьем духовным и телесным, с жильем, с денежным доходом, с работой и всеми теми, о которых Ты знаешь Сама - я совсем ослабла, опустились руки, держусь только верой в Твоего Сына и в Твоё заступничество перед Ним. Прости и помилуй меня грешную. Аминь. р.Б.Раиса 2011/08/12, 05:51:13 Пресвятая Богородица! Матушка Заступница! Помоги пожалуйста нам грешным, упроси у Господа нашего прощение грехов моей маме, тяжело болящей рабе Божией Надежде, исцели ее пожалуйста от рака.

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=108

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010