Так, святой пророк и псалмопевец Давид, видя помощь Господа, не оставляющего его среди многих трудностей, благодарит Бога за то, что Он: услышал [молитвы его] и от всех скорбей (опасностей) избавил (см.: Пс. 33: 5); сохранил душе нашей жизнь (см.: Пс. 65: 9); вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (см.: Пс. 135: 23–24); прощает все беззакония [наши], исцеляет все недуги [наши]; избавляет от истления (смерти) жизнь [нашу], венчает [нас] милостью и щедротами (см.: Пс. 102: 3–4); дает пищу всякой плоти (см.: Пс. 135: 25); подает хлеб алчущим (см.: Пс. 145: 7); освобождает узников (см.: Пс. 145: 7); хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову (см.: Пс. 145: 9); отверзает очи слепым, возводит (поднимает) низверженных (см.: Пс. 145: 8). Святитель Тихон Задонский благодарит в своих молитвах Бога за то, что Он: «меня создал по образу Своему и по подобию; меня падшаго искупил; обо мне недостойном промышлял; меня согрешившаго на покаяние призвал; согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои; помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях; при бедственных и смертных случаях меня сохранял, меня предающегося печали, скорбящего утешал; мне недостойному подавал пищу, которою мое немощное тело укреплялось; подавал одежду и кров, в чем я находил упокоение». Святой праведный Иоанн Кронштадтский в им составленных молитвах также обращается к Богу с благодарностью: за дарование бытия, за рождение в христианской вере; за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя; за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою; за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою дарованные; за то, что без числа спасал от лютости страстей. В акафисте «Слава Богу за всё» благодарность Богу приносится: за щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне (икос 1); за то, что Ты призвал меня к жизни (икос 1); за то, что Ты явил мне красоту вселенной (икос 1); за то, что возлюбил нас любовию глубокою, неизмеримою, Божественною (икос 12); за тайные и явные милости Твои (икос 1); за непрестанные заботы обо мне (икос 5); за промыслительное стечение обстоятельств (икос 10); за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости (икос 1); за то, что посылаешь нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других (икос 9); за промыслительные встречи с людьми (икос 5); за любовь родных, за преданность друзей (икос 5); за отдых благодатного сна (икос 4); за земную жизнь, предвестницу небесной (икос 2); за нашу неутолимую жажду Богообщения (икос 6); за всё открытое нам по благости Твоей; за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей (икос 7).

http://pravoslavie.ru/118124.html

В других акафистах 7-й икос начинается словом «дивный»: «Дивная показал еси дела Твоя в Пречистой Матери Твоей, Господи» (акафист Покрову Пресвятой Богородицы). – «Дивны дела твоя, Господи, вопияше ветхий денми старец» (акафист св. Симеону Богоприимцу); «Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую, Неопалимую Купину именуемую, Богородице Дево» (акафист иконе Божией матери «Неопалимая Купина»); «Дивни апостоли явишася святая братия, не имуще покоя в трудех своих» (акафист свв. Кириллу и Мефодию); «Дивный во истину Победоносец показался еси на страсти плотския» (акафист св. Ефрему Новоторжскому). Кондак 10: «Спасти хотя мир, иже всех украситель, к сему самообетован прииде» (акафист Пресвятой Богородице). – «Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси» (акафист Николаю Чудотворцу); «Спасти хотя магометан и язычников, в новой пастве твоей находящихся, ты, яко добрый пастырь, всю мудрость твою к сему употребил еси» (акафист Гурию Казанскому); «Спасти можеши всякаго, к твоему предстательству и заступлению прибегающаго» (акафист праведному Иосифу, обручнику Пресвятой Девы); «Спасти хотяй от заточения и уз преподобнаго Петра Афонскаго, яве предста ему Богоприимец в темнице» (акафист св. Симеону Богоприимцу); «Спасти хотя многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости, от Своея иконы роду нашему» (акафист в честь Иверской иконы Божией Матери); «Спасительное и тихое пристанище от треволнений моря житейскаго видим святую обитель Твою на Толге» (акафист в честь Толгской иконы Божией Матери); «Спасения залог даровася нам святая и всечестная Твоя икона, Богородительнице Дево» (акафист иконе Божией матери «Троеручица»); «Спаса Христа умоляти не престай за град и люди, тя почитающия» (акафист Петру, митрополиту [Московскому]); «Спасение и блаженство райское житием праведным унаследовал еси, святче Божий» (акафист Иакову Боровичскому). Начальные слова кондаков и икосов всех акафистов, соответствуя начальным словам акафиста Благовещению, сообщают им черты сходства с прототипом и в остальном их построении, именно: определяют точку зрения на изображаемые в кондаках и икосах разнообразные предметы. Только акафист св. Ферапонту Можайскому, отчасти акафист св. Макарию Унженскому (в конд. 2–3, 9, 12 и в ик. 3, 5, 7, 9) и некоторые другие не следуют установившейся традиции. Установление рассматриваемой условности относится еще к Досинодальному периоду русского церковного песнотворчества. В главе об акафистах Досинодального периода мы показывали, как перерабатывался акафист свт. Николаю Чудотворцу, не имевший сначала в своих кондаках и икосах начальных слов, однородных с начальными словами акафиста Пресвятой Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Кондак 4: «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф сметеся» (акафист Пресвятой Богородице). – «Буря помыслов смущаше родителя твоя, отче наш Макарие, егда внезапу оставил еси отай дом их» (акафист св. Макарию Желтоводскому); «Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщащься блаженный Гермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся» (акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной иконы Казанской); «Бурею злобы дышаще, нечестивии болгаре терзаху тя, яко агнца незлобива зверие дивии» (акафист св. мученику Авраамию Болгарскому); «Бурю страстей и искушений вражиих препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца» (акафист св. Савве Сторожевскому); «Бури житейских бед и напастей бежавши, преподобная, паче брака честна, житие девственное возлюбила еси» (акафист св. Евфросинии, княжне Полоцкой); «Буря скорбных помышлений обдержаша тя, преподобная, егда юный князь, блага ради людей своих, волею пойде в жилище ярящихся злонравных агарян, яко овча в ложа дивиих зверей» (акафист св. Евдокии-Евфросинии). Икос 7: «Новую показа тварь, явлься Зиждитель» (акафист Пресвятой Богородице). – «Новаго тя Ноя, наставника ковчега спасительнаго разумеем, отче святый Николае» (акафист Николаю Чудотворцу; ср. с акафистом Симону Кананиту); «Новаго тя Николая Мирликийскаго стяжа град Ростов, святителю отче Леонтие» (акафист свт. Леонтию Ростовскому); «Новаго тя Николая Мирликийскаго и Златоуста Цареградскаго видим, святителе Димитрие» (акафист св. Димитрию Ростовскому ; начало: «Избранный чудотворче»); «Новому царствующему граду святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле в Цареграде» (акафист Казанской иконе Божией Матери); «Новый источник чудес в стране северной явися икона Твоя Тихвинская, Пресвятая Владычице» (акафист в честь явления Тихвинской иконы Божией Матери); «Новград и всю землю Российскую дивная икона Знамения твоего, Богородице Дево, чудесы благодатными осия» (акафист иконе «Знамение»); «Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво» (акафист св. Савве Сторожевскому); «Новую купель Силоамскую зрим, Пресвятая Богородице, храм Твой, иже в Раифе» (акафисты Грузинской иконе Божией Матери, Трифону Печенгскому); «Новый труд и новый подвиг по возвращении в пещерная ваша жилища восприяли есте, отцы преподобнии» (акафист свв. Антонию и Феодосию); «Новую казнь измышляя мучитель злый, повеле воем своим отнюд не впускати в темницу к узником жен, из града приходящих утешения ради и облегчения страдальцев Христовых» (акафист свв. Адриану и Наталии).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Параскеве, св. мц. Церковной печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1860, 1866, 1894. Служба и акафист. СПб., 1862. Гражданской печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1877, 1894. Петру и Февронии Муромским, свв. благоверным князьям Церковной печати: Акафист. М., 1885, 1900. Петру митрополиту, всея России чудотворцу, св. Церковной печати: Акафист. М., 1900. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, при. Церковной печати: Служба и акафист. М, 1886. Покрову Пресвятой Богородицы Церковной печати: Акафист. Киев, 1856, 1860, 1861, 1864, 1865, 1867, 1873, 1875, 1876, 1878, 1879, 1881, 1883, 1884, 1885, 1886, 1888 2 ; М., 1848, 1849; СПб., 1847, 1848, 1853 2 , 1858, 1887 2 , 1891, 1894 2 . Служба и акафист. Киев, 1890, 1893, 1895, 1898, 1899; СПб., 1899. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1883 2 ,1886, 1887, 1891, 1893, 1894, 1897, 1900 2 . В собрании сочинений архиеп. Херсонского Иннокентия (Т. 8. СПб., 1874; Т. 10. СПб., 1901). Отдельное издание М. О. Вольфа. Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радосте» Церковной печати: Акафист. СПб., 1863, 1864 2 , 1865, 1866, 1868, 1869, 1871, 1872, 1881, 1883, 1885, 1887, 1890, 1893, 1896. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы «Боголюбивая» Церковной печати: Акафист. М., 1886 2 , 1899. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Владимирская Церковной печати: Акафист. М, 1886. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Иверской Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1888, 1892, 1896; М., 1864, 1868, 1875, 1881, 1886, 1889; СПб., 1861. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Казанской Церковной печати: Акафист. СПб., 1868 2 , 1869, 1871, 1872, 1881, 1884, 1886, 1890, 1893, 1897. Служба и акафист. М., 1883. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1890, 1892, 1895, 1900. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» Церковной печати: Акафист. М., 1888, 1899. Служба и акафист. М., 1883; Киев, 1884 2 , 1886, 1888. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Церковной печати: Акафист. М., 1883, 1888 2 , 1899; СПб., 1879. Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Троеручица» Церковной печати: Акафист. М., 1884, 1886, 1887, 1890, 1895, 1899. Пресвятой Богородице ради чудотворного Ее образа «Нечаянная Радость» Церковной печати: Служба и акафист. М., 1893, 1894, 1896, 1898. Гражданской печати: Акафист. М., 1898. Пресвятой Богородице ради чудотворной Ее иконы Феодоровская Церковной печати: Акафист. М., 1886; СПб., 1889. Пресвятой Бородице «Утоли моя печали» Церковной печати: Акафист. Киев, 1883. Служба и акафист. Киев, 1861, 1862, 1864, 1865, 1866, 1874, 1877, 1878, 1899; М., 1889, 1899; СПб., 1862. Пресвятой Владычице нашей Богородице, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская» Церковной печати: Служба и акафист. СПб., 1899. Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной Ее иконы «Достойно есть – Милующая» Церковной печати: Акафист М., 1887, 1889, 1896. Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления Ее иконы «Скоропослушница» Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1888, 1891, 1894, 1898. Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря (в память посещения Святой Горы и обители епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом). Гражданской печати: Акафист. М., 1892. Пресвятой Владычице нашей Богородице, честному Ее Знамению, еже в Великом Новгороде Церковной печати: Акафист. СПб., 1891, 1892, 1895, 1899. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1892, 1895, 1899. Пресвятой и Животворящей Троице Церковной печати: Акафист. Киев, 1856, 1860, 1861, 1866, 1870, 1872, 1874, 1880, 1883, 1889, 1894, 1896, 1898; М., 1897; СПб., 1849, 1853, 1854, 1886, 1888, 1892 2 . Гражданской печати: Акафист. СПб., 1883, 1886, 1887, 1892, 1894. В собрании сочинений архиеп. Херсонского Иннокентия (Т. 8. СПб., 1874; Т. 10. СПб., 1901). Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу, св. блж. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1898. Савве, Вишерскому чудотворцу, св. Церковной печати: Акафист. СПб., 1813, 1821. Гражданской печати: Акафист. Новгород, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Наряду с использованием «типовых» иконографических схем в иконах встречаются редкие варианты сюжетов, опирающиеся на апокрифические тексты. На иконе «Рождество Христово» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в миниатюрных сценках, расположенных на фоне плавно очерченных отрогов горок, подробно воспроизведено место из Протоевангелия Иакова, где говорится о Рождестве Спасителя с такими эпизодами, как «Елисавета, укрывающаяся с младенцем Иоанном в горе». Иногда программа иконы предстает не менее сложным организованным смысловым пространством, чем храмовая роспись, в образах раскрывающая догмат о Воплощении (напр., «Благовещение Устюжское» , нач. XII в., ГТГ). На Киккской иконе Богоматери (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) вокруг средника с изображением Богоматери с Младенцем на престоле, на боковых полях, представлены попарно пророки с развернутыми свитками и символами их пророчеств о Богоматери; под средником, в центре,- прав. Иосиф Обручник со свитком, по сторонам от него - в молении родители Богородицы праведные Иоаким и Анна и родители св. Иоанна Предтечи праведные Захария и Елисавета; над средником - сидящий на радуге Спаситель во славе с символами евангелистов, серафимы и херувимы. Сюжетом иконы могли стать рассказ из аскетической лит-ры, напр. «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), один из праздников годового круга - «Чудо в Хонех» (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или образ моления святого перед Христом или Богоматерью, к-рые изображены как икона в иконе - «Прп. Евфимий Великий в молении Богоматери» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Именно в иконописи наиболее полно воплотились идеалы комниновского искусства.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Дело об акафисте свт. Иннокентию в цензуре возникает 30 лет спустя. В 1860 году в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет поступило дело об акафисте свт. Иннокентию. Акафист был прислан из г. Горбатова Нижегородской губернии от состоявшего в отставке смотрителя Енисейских духовных училищ, кандидата Льва Митропольского. Л. Митропольский, извещая, что «Акафист Иннокентию, епископу Иркутскому, чудотворцу» составлен им по службе святителю, отпечатанной в 1849 году отдельной книжкой в Московской Синодальной типографии, писал цензурному комитету: «Считаю долгом указать места службы, которые были приняты мной в основание. За исключением кондаков 1 и 3, равно икоса 12 и молитвы святителю Иннокентию, которые вновь составлены мной из соображения подвигов святителя, места его действия и отношения его к верующим, все прочее основано на службе св. Иннокентию. Так, икос 1 составлен по икосу службы; кондак 2 – по 1-му тропарю 8-й песни канона; икос 2 – по 3-й стихире на литии; кондак 3 – по 3-й стихире на «Господи, воззвах»; икос 3 – по 2-й стихире; кондак 4 – по 1-му тропарю 1-й песни канона; икос 4 – по 2-му тропарю той же песни; кондак 5 – по 1-му тропарю 7-й песни; икос 5 – по 3-му тропарю 1-й песни; кондак 6 – по 1-му тропарю 3-й песни; икос 6 – по 2-му тропарю той же песни; кондак 7 – по 3-му тропарю 3-й песни; икос 7 – по седальну по 1-м стихословии; кондак 8 – по 1-му тропарю 4-й песни; икос 8 – по 3-му тропарю 6-й песни; кондак 9 – по 2-му тропарю 4-й песни; икос 9 – по стихире евангельской; кондак 10 – по 3-му тропарю 4-й песни; икос 10 – по 2-й стихире на литии; кондак 11 – по 2-му тропарю 9-й песни; икос 11 – по 2-му тропарю 6-й песни; кондак 12 – по 1-му тропарю 5-й песни канона». Цензор архимандрит Макарий одобрил акафист; 8 сентября 1860 года цензурный комитет представил его на благоусмотрение Святейшего Синода. Святейший Синод 28 сентября/16 октября 1860 года поручил рассмотреть рукопись викарию Санкт-Петербургской епархии, епископу Леонтию. Преосвященный Леонтий 27 октября 1860 года донес рапортом Святейшему Синоду, что служба и акафист составлены согласно с учением Православной Церкви, изложены вразумительно и назидательно для верующих, а потому могут быть одобрены: первые – к новому изданию без перемены, а последний – к печатанию с некоторыми исправлениями, сделанными цензором.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Со времени постройки Красноярского острога (1628) православные на енисейских землях особо почитали вмц. Параскеву. С XVIII в. в Канском окр. известны явленные иконы вмц. Параскевы, ей посвящены св. источники. Источник вмц. Параскевы в с. Ирбейском стал почитаться после явления святой во время эпидемии сибирской язвы в 1790 г. Вмц. Параскева явилась во сне отроку-пастуху, привела его к источнику и повелела омываться в нем людям и окроплять водой животных. Ирбейцы сделали, как велела св. Параскева, мор животных прекратился. Заброшенный в советские годы источник вновь стал местом паломничества после открытия в селе в 1990 г. Спасского храма, над источником построена часовня. Со 2-й пол. XIX в. в с. Бражном, в дер. Ашкаул и в Канске почиталась явленная икона вмц. Параскевы. По преданию, течением р. Кан икону святой прибило к берегу в с. Бражном, трижды ее пытались оттолкнуть от берега, но она возвращалась, тогда позвали священника Петропавловской ц., и он вынул икону из воды. Вскоре о событии стало известно в Канске, власти потребовали передать икону в Спасский собор, но браженцы воспротивились. Спор затянулся, и при посредничестве епархиального епископа было решено на середине пути из села в город поставить часовню, где и поместить икону. Часовню выстроили в дер. Ашкаул (1887), еще одна часовня была поставлена на пути из Канска в Бражное (1893). В день Св. Духа из дер. Ашкаул совершался крестный ход с явленным образом в Канск, накануне 9-й пятницы по Пасхе икона возвращалась в часовню в дер. Ашкаул, во время крестного хода икону торжественно встречали в браженском Петропавловском храме. С иконой вмц. Параскевы совершался крестный ход по засеянным полям. В 10-х гг. XX в. икону перенесли в канский Спасский собор, образ исчез, по-видимому, в годы гражданской войны. В 30-х гг. XX в. часовни и Петропавловский храм в Бражном были разорены. 19 авг. 2011 г. между Канском и Бражным, на месте бывш. часовни, был установлен поклонный крест. До 30-х гг. XX в. иконы вмц. Параскевы почитались в храмах: Никольском в с. Агинском (Агинский р-н), Никольском в с. Апано-Ключи, Христо-Рождественском в с. Христорождественском, Покровском в с. Новоалександровском. В 1946-1964 гг. образ вмц. Параскевы хранился в Спасском соборе в Канске, в 1964 г., после закрытия собора, икона была перенесена в Спасский храм на берегу Кана. Особо почитаемым стал образ святой и во вновь построенном Петропавловском храме в Бражном (освящен в июле 2007).

http://pravenc.ru/text/1470267.html

2000. Кат. S-20); иконы (нек-рые работы мастеров Оружейной палаты) в собраниях Музеев Ватикана, Галереи Академии во Флоренции, Музея икон во Франкфурте-на-Майне. Широкое распространение почитания Е. отражает появление ее деревянных скульптур: «Вмц. Екатерина», Подвинье, XVII в. (АМИИ); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой», XVII-XIX вв. из с. Ныроб (ПГХГ); «Вмц. Екатерина», XVIII в. (собрание В. М. Момота). В XVIII в. прославление Е. как небесной покровительницы 2 царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений Е. на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Е. создавались для новых храмов С.-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений Е. способствовало ее почитание как покровительницы наук. Облик Е. и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевроп. образцам. Одежды Е. покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой - венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719, Москва, ГМИР); «Вмц. Екатерина», мастер Григорий Попов (1743, АМИИ). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) Е. представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне,- сцена перенесения 2 ангелами мощей Е. на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне Е. представлена на стихаре XVIII в. рус. работы (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке - на иконе «Вмц. Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX - нач. XX в., мастерская Новотихвинского мон-ря, ЕМИИ); на иконе «Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые» (сер. XIX в., собрание Е. В. Ройзмана); с раскрытым свитком в руке - образ «Вмц. Екатерина, с избранными святыми на полях» (XIX в., частное собрание, Екатеринбург); как царица - в плате, украшенном жемчугами и каменьями, с красной накидкой на горностаевом меху, с ветвью, мечом и сломанным колесом у ног на иконе «Вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Рождество Христово в Великом акафисте Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января, 2012 Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января — Собор Пресвятой Богородицы Великий акафист (акафист Пресвятой Богородице, акафист «Взбранной Воеводе…» или просто Акафист) – произведение византийской гимнографии, созданное неизвестным автором не поздне 626 года (возможно, существенно ранее). Этот гимн нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником: достаточно сказать, что первый кондак и первый икос Акафиста одновременно представляют собой кондак и икос благовещенского канона. Однако содержание гимна не исчерпывается одним лишь благовестием архангела Гавриила: в исторической части Акафиста (1-й икос – 7-й кондак) отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. Акафист Пресвятой Богородице Скачать Скачать Акафист Пресвятой Богородице (текст) Первое из событий рождественского цикла, нашедшее отражение в Акафисте, – «смущение Иосифа». Вот как говорит об этом Евангелие: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф 1: 18–19). Византийский же гимнограф, в соответствии с общей стилистикой своего произведения, отходит от простоты евангельского текста, и расцвечивает строфу метафорами и эпитетами: «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя…» (4-й кондак).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010