Богородице - «О, Всепетая Мати…». В навершии рамы на облачном фоне изображено «Коронование Богородицы» с предстоящими ангелами, по сторонам - святые. В клеймах (слева направо) иллюстрируются кондаки и икосы Акафиста Пресв. Богородице: 1) Кондак 1. «Взбранной Воеводе победительная…» - изображена композиция «Чудо от Ризы Богородицы в Константинополе»; 2) Икос 1. «Ангел предстатель…», кондак 2. «Видящи Святая Себе в чистоте…» - «Благовещение»; 3) Кондак 13. «О, Всепетая Мати…» - Богоматерь на престоле с предстоящими; 4) Икос 2. «Разум недоразумеваемый…», кондак 3. «Сила Вышняго осени тогда…» - «Благовещение у кладезя»; 5) Икос 3. «Имущи Богоприятную Дева утробу…» - «Встреча Марии и Елисаветы»; 6) Кондак 4. «Бурю внутрь имея…» - Дева Мария и Иосиф; 7) Икос 4. «Слышаша пастырие…» - «Рождество Христово»; 8) Кондак 5. «Боготечную звезду…» - «Путешествие волхвов со звездой»; 9) Икос 5. «Видеша отроцы халдейстии…» - «Волхвы приносят дары Богомладенцу»; 10) Кондак 6. «Проповедницы богоноснии бывше волсви…» - «Обратный путь волхвов»; 11) Икос 6. «Возсиявый во Египте…» - «Бегство в Египет»; 12) Кондак 7. «Хотящу Симеону…» - «Сретение Господне»; 13) Икос 7. «Новую показа тварь…» - «Иисус Христос благословляет апостолов на проповедь»; 14) Кондак 8. «Странное рождество видевше…» - Христос на престоле с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечей (Деисус); 15) Икос 8. «Весь бе в нижних, и вышних…» - Иисус Христос с предстоящими, в небесном сегменте - Божия Матерь «Знамение»; 16) Кондак 9. «Всякое естество ангельское…» - Иисус Христос на престоле в окружении небесных чинов; 17) Икос 9. «Ветия многовещанныя…» - Божия Матерь с Младенцем на престоле с предстоящими святителями, внизу - проповедники (витии) со свитками; 18) Кондак 10. «Спасти хотя мир…» - «Шествие Иисуса Христа на Голгофу»; 19) Икос 10. «Стена еси девам, Богородице Дево…» - Божия Матерь с омофором в облаках с предстоящими девами; 20) Кондак 11. «Пение всякое побеждается…» - благословляющий Христос в сиянии славы с предстоящими; 21) Икос 11.

http://pravicon.com/info-4044

1.1.7. Таким образом, можно констатировать, что во многих акафистах произошел переход 1) от воспроизведения конкретной лексемы «звезда» (как правило, в составе словосочетания «боготечная звезда») к употреблению синонимов и квазисинонимов и далее — 2) к более абстрактному уровню: к раскрытию темы света при помощи различных лексических и грамматических средств. 1.2. И6. 1.2.1. В абсолютном начале этой строфы у подавляющего большинства акафистов из анализируемого сборника обнаруживаем различные формы глагола «возсияти»: « Возсияли есте нам святии, украшеннии обильно многоразличными дары» (акафист всем русским святым [АРС 1: 26]), « Возсия и прославися обитель твоя» (акафист преподобному Александру Ошевенскому [АРС 1: 150]), « Возсияв от Римския страны ... просветил еси чудным твоим житием землю Новоградскую» (акафист преподобному Антонию Римлянину [АРС 1: 273]) т. п. 1.2.2. Вполне естественно, что субъектом «воссияния» (или объектом уподобления святому и его житию) часто являются всё те же «звезда», «свет», «светило», «свеща», «светильник» и др.: «Возсия свет радости в богоугодней души твоей» (акафист преподобному Авраамию Городецкому [АРС 1: 77]), «Возсиял еси ... яко солнце пресветлое , лучами добродетелей сияющее, души и сердца верных духовно просвещающее» (акафист преподобномученику Адриану Пошехонскому [АРС 1: 106]), «Возсия в богохранимей души твоей истинный боговедения свет » (акафист преподобному Александру Куштскому [АРС 1: 137]), «Возсиял еси в пустыни Свирстей богосветлое светило » (акафист преподобному Александру Свирскому [АРС 1: 164]), «Возсиял еси яко свеща многосветлая в земли Российстей, просвещая всякаго человека ... светом истины» (акафист преподобному Амвросию Оптинскому [АРС 1: 195]), «Возсия богоугодное житие твое яко красная заря » (акафист преподобной Анне Кашинской [АРС 1: 224]), «Возсиял еси на горах киевских ... яко денница светлая » (акафист преподобному Антонию Печерскому [АРС 1: 240]), «Возсиял еси яко звезда светлая , лучами святыни озаряя Россию» (акафист преподобному Антонию Сийскому [АРС 1: 310]), «Возсиял еси ... яко светильник , светяй на свещнице истинныя веры Христовы ... озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия» (акафист преподобномученику Афанасию Брестскому [АРС 1: 395]), «Возсиял яко лучезарное солнце ... Новград блистанием премудрых учений твоих чудно озарил еси» (акафист святителю Евфимию Новгородскому [АРС 2: 177]), «Возсиял еси житием твоим ... лучезарнее сияния севернаго, светом Евангелия Христова отечество наше просвещая» (2-й акафист праведному Иоанну Кроштадтскому [АРС 2: 323]) и др.

http://bogoslov.ru/article/486196

Секретнейшее наставление Князю Александру Вяземскому Императрицы Екатери-ны Второй Письма Государя Императора Павла Петровича к Генерал-Лейтенанту и Екатери-нославскому Военному Губернатору Н.М. Бердяеву Письмо Генерала от Кавалерии Графа Букегездена к Военному Министру, Графу Аракчееву, от 13-го Сентября, 1809 года Письмо Николая Ивановича Озерецковского к брату, Июля 31-го, 1813 года Протоколы Заседаний в Обществе истории и древностей Российских за 1857 год Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1858. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Исследования Летопись и описание города Киева, сочинение Н.В. Закревского, с 4-мя литогра-фированными рисунками II. Материалы отечественные Допросы Пугачеву Письмо Императрицы Екатерины II-й к Графу П.И. Панину Роспись Киеву 1682 года III. Материалы славянские Розыск о богохульных строках и о сомнении святых честных икон, Дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого. С предисловием О. Бодянского IV. Материалы иностранные Дипломатическое донесение Польскому Королю Сигизмунду III Льва Сапеги. Пе-ревод с Латинского V. Смесь Описание Новгородского первоклассного Юрьева монастыря, с литографирован-ным видом оного, сочинение Д. Чл. Архимандрита Макария Правая Грамота Троицкому Сергиеву монастырю с предисловием Д. Чл. С. Смир-нова Записка об Артемии Волынском Государыня Императрица Екатерина II-я Сенате по делу Иркутского следователя Крылова О взятках судей Об указных процентах Приказ 2-й армии, Графа Витгенштейна Мнение Вице-Адмирала Шишкова о представленном в Комитет Господ Министров Проекте и Уставе Общества соревнователей просвещения и благотворения Мысли по случаю учреждения вольных хлебопашцев в России 1803 г., М.В. Хра-повицкого Письмо к Министру Народного Просвещения, Графу А.К. Разумовскому, о сочи-нениях Карамзина Протокол заседания Общества истории и древностей Российских 28-го декабря, 1857 Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1858. Июль-Сентябрь. Книга третья

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1.1.5. Интересно отметить, что указанные лексемы (или их корни) нередко могут оказываться рядом, образуя словосочетание и/или композит: «Яко светлая звезда ... во град Тферь ... прибыла еси» (акафист преподобной Анне Кашинской [АРС 1: 223]), « Богосветлая лампада ... являешися ... в посмертных деяниих твоих» (акафист праведному Иакову Боровичскому [АРС 2: 219]), « Звезда многосветлая земли Российския, мрак греховный просвещающая, явился еси» (1-й акафист праведному Иоанну Кронштадскому [АРС 2: 306]), «Яко небосветлая звезда священнолепным житием твоим просиял еси» (2-й акафист праведному Иоанну Кронштадтскому [АРС 2: 322]), «Боготечная пресветлая звезда явился еси ... небо церковное украшаяяй, и всех ... данною тебе от Солнца правды ... благодатию озаряяй, мрак печалей и мглу недуг и скорбей прогоняяй» (2-й акафист преподобному Сергию Радонежскому [АРС 3: 374]), « Звезду , путь указующую и ум просвещающую , божественную благодать дарова ти Господь» (акафист преподобному Силуану Афонскому [АРС 3: 399]), « Пресветлая звезда явился еси ... сущих ... во тьме умныя очи озаряя светом Евангелия Христова» (акафист праведному Симеону Ветхотурскому [АРС 3: 516]), « Светозарный луч озари в нощней темноте место пустынное ... знаменуя собою светлость души твоея, и пламенеющее любовию ко Господу сердце твое» (акафист преподобному Александру Свирскому [АРС 1: 163]), « Светозарною звездою предносящимся мысленному твоему взору, образом Царствия водим, обитель ... оставил еси» (акафист преподобному Илариону Псковоезерскому [АРС 2: 245]), « Светосиянную тя звезду , в пустыни просиявшую, видяще, радуемся, и тоя зарею привлекаеми ... твою память совершаем ... светло торжествуще» (акафист преподобному Нилу Сорскому [АРС 3: 98]), « Светоносну лучу уподобился еси» (акафист благоверному князю Олегу Брянскому [АРС 3: 131]), « Светильника тя показа светла ... Отец светов, горяща и светяща в сей уединенной пустыни» (акафист преподобному Тихону Лухскому [АРС 3: 578]) и др. 1.1.6. Как видно из последних пяти иллюстраций, в ряде случаев в абсолютном начале строфы оказываются лексемы (в том числе композиты), начинающиеся с корня «свет-»; подобное явление обычно для И11 (см. ниже 1.3). При этом можно привести примеры текстов, где при наличии в начальном фрагменте К5 корня «свет-» лексема «звезда» и ее (квази)синонимы отсутствуют: « Свет оносное имя Иисусово ... непрестанно в сердцы с верою носяще, приснотекущий источник благодати обретосте ... огнь ко огню прилагающе» (акафист преподобным старцам Оптинским [АРС 3: 467]), «Божественный свет осия жилище твое» (акафист преподобному Серафиму Саровскому [АРС 3: 316]).

http://bogoslov.ru/article/486196

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы « Достойно есть«. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди. Какие акафисты читать в житейских нуждах О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста. Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам. Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом. Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве. Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы. Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак. Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры. Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей. Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

http://pravmir.ru/akafist/

Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

XVII в. из Московского Кремля, икона вмц. Екатерины (с надписью на обороте: «Моление воеводы Петра Головина, 1678» из ЦМиАР, 2-я четв.- сер. XVII в. ЦМиАР); «Вмц. Екатерина, со сценами жития», кон. XVII в., АМИИ; «Вмц. Екатерина, с 4 сценами жития», 1-я пол. XVIII в., Русский Север, ЦАК МДА - у Христа свиток; «Вмц. Екатерина» (2-я четв. XVIII в., ГТГ). На развернутом свитке Е. в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног Е. изображают коленопреклоненные фигуры (иконы 30-40-х гг. XVI в. и XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). В нек-рых произведениях в ответ на моление Е. Христос протягивает ей свиток (иконы из собрания М. Е. Елизаветина, ЦМиАР, ЦАК МДА). В XVIII в. под влиянием западноевроп. образцов, а также в связи с изменением текста Жития (об этом см. ниже) сложилась иконография «Обручение вмц. Екатерины». Е. сидит, на коленях Богоматери Младенец Христос надевает кольцо Е., что символизирует обручение святой с Церковью и Христом, у ее ног - орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева, 1778 г., Вел. Устюг (частное собрание) и на иконе 80-х гг. XVIII в., оклад 1786 г. (клеймо пробирного мастера «Н·М»), С.-Петербург (частное собрание). С XIX в. композиция встречается в гравюрах, лито- и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебрен(н)икова (1-я пол. XIX в., ГИМ). Кольцо в руках у Христа с XVIII в. встречается в изображениях молящейся Е.: икона 1-й четв. XVIII в., Москва (ГТГ); икона, 1721 (ГРМ). Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В рус. искусстве известно неск. икон XVII-XVIII вв., копирующих критские памятники с образом сидящей Е. («тип Палладаса»), напр. икона из ГРМ (ошибочно опубликованная как средиземноморский памятник в кн.: Синай, Византия, Русь.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Возможно, к сюжету Жития святой, содержащегося в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, восходит образ Е., попирающей нечестивого царя (рим. имп. Максенция), при этом она могла быть изображена с книгой в руках (каменная скульптура сер. XIII в., собор в Падерборне, Германия), с мечом (деревянная скульптура, XVI в., Германский национальный музей, Нюрнберг), с книгой и мечом (деревянная скульптура нач. XVI в., ГЭ), с колесом и мечом (каменная скульптура собора Страсбурга, ок. 1330), с колесом, книгой и мечом (картина «Вмц. Екатерина» неизвестного нидерландского художника последней четв. XIV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Луки Лейденского, XVI в., Городской музей, Пиза). С XIV в. распространение получил встречающийся и ранее (фреска в апсиде церкви в Монморийоне, Франция, кон. XII - нач. XIII в.) сюжет «Мистическое обручение вмц. Екатерины» (восседающий на коленях Богоматери Младенец Христос (реже - Христос-Средовек: рельеф из житийного цикла, Тино да Камаино, 1-я треть XIV в., ц. Санта-Мария Доннареджина в Неаполе) вручает Е. кольцо): образ Микелино да Безоццо, ок. 1420, Национальная пинакотека, Сиена; витраж капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской ц. св. Лаврентия, мастер П. Геммель, 1481; Дж. Б. Бертуччи, ок. 1510-1515, Музей изобразительных искусств, Будапешт; А. Корреджо, «Обручение вмц. Екатерины в присутствии св. Себастьяна и с мученичеством двух святых», ок. 1526-1527, Лувр, Париж; Пармиджанино, между 1531 и 1535, Национальная галерея, Лондон; А. Санчес Коэльо, 1578, Прадо, Мадрид). Помимо сцен видений Е. (наряду с темой мистического обручения «Явление Богоматери ап. Луке и вмц. Екатерине» - А. Караччи, 1592, Лувр, Париж) в качестве выделенных из житийного цикла сюжетов получили распространение композиции с изображением мучений (витраж «Св. Екатерина перед императором; Бичевание», кон. XIV в., собор архидиак. Стефана, Вена; картина Л. Орси «Мученичество св. Екатерины», ок. 1560, Галерея д " Эсте, Модена; средник «Алтаря вмц. Екатерины», Л. Кранах Старший, ок. 1506, Картинная галерея, Дрезден; Я. Бассано «Св. Екатерина и мученики Александрии» (или «Мученичество св. Екатерины»), 1545, Городской музей, Бассано-дель-Граппа; Веронезе «Заточение вмц. Екатерины», ок. 1580-1585, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также композиция «Диспут вмц. Екатерины с философами» (фреска Пинтуриккио с учениками в Зале святых, Ватикан, 1492-1494; фреска Дж. А. Порденоне в ц. Санта-Мария ди Кампанья, Пьяченца). Реже в качестве самостоятельного сюжета избирались эпизоды, связанные с чудесным сокрушением колес (миниатюра, ок. 1480,- Paris. lat. 920. Fol. 288v), коронованием, перенесением мощей Е. на Синай и вознесением ангелами души святой.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2–3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно постановлению VII Вселенского Собора, разработавшего догмат об иконопочитании, неотъемлемой принадлежностью иконы является надписание имени святого, устанавливающее тождество между изображением и его прототипом. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо Ж. и. В ранних памятниках они лаконичны. С увеличением повествования надписи становятся более содержательными. Если на Ж. и. XIV-XV вв. в сюжете исцеления больного надпись краткая, то в более поздних памятниках могут быть указаны имя исцеленного и его недуг. В настоящее время среди сохранившихся Ж. и. одной из древнейших является больших размеров кипрская икона «Вмц. Марина, с житием» (106×62 см) из ц. вмц. Марины (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). В среднике вмц. Марина изображена в позе оранты; клейма сохранились лишь на левом поле. Атрибуция иконы затруднена вслед. плохого состояния красочного слоя: по мнению А. Папагеоргиу, она стилистически близка к синайским памятникам VIII-IX вв. (см.: Παπαγεοργιου. 1991. Σ. 5, 8-9), кон. XII в. предлагает датировать образ Шевченко ( Š ev enko. 1999. P. 150). Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) К XI в. восходит фрагмент триптиха с изображением Богоматери из «Благовещения» и 2 сценами из Жития свт. Николая Чудотворца (сюжеты рукоположения) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из того же собрания происходит уникальный эпистилий 2-3-й четв. XII в. «Чудеса св. Евстратия», где на 2 досках представлено 11 сюжетов; смысловой центр эпистилия - 3-фигурный Деисус. Иное композиционное решение на иконе из того же собрания «Св. Иоанн Креститель, с житием» (посл. четв. XII в.): 3 сюжета («Благовестие Захарии», «Рождество Христово», «Крещение») расположены в медальонах, вписанных в завершение арочной формы. Много Ж.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Екатерина» (Екатеринбург, до 1923, ЕМИИ). С кольцом и мечом Е. изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Вмц. Екатерина» (ок. 1778, ВОКМ). Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах (в т. ч. домовых) традиция изображения Е. в синодальный период была весьма развитой, но о ней в наст. время известно мало. С XVIII в. дошло мн. образов Е., созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762, ГЭ), в Исаакиевском соборе, др. храмах С.-Петербурга, в церквах его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. И. Бельского). «Вмц. Екатерина и прор. Анна» (1748-1751), написанная для ц. Воскресения словущего в Аничковом дворце, С.-Петербург; образ «Вмц. Екатерина» (с кольцом и мечом) (ок. 1778, Алексей Колмогоров (?), ВОКМ); «Вмц. Екатерина и сщмч. Ианнуарий» (кон. XVIII в., из ц. вмц. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, ГЭ). На иконах XVIII-XIX вв. традиц. письма Е. представлена в ранней иконографии (в царском облачении, с короной на голове и крестом): икона «Избранные святые» из коллекции Н. Паниткова (кон. XVII - нач. XVIII в.), образ «Избранные святые жены (Параскева, Екатерина, Улита с сыном Кириком и Варвара) в молении пред образом Спасителя» (2-я четв.- сер. XVIII в., частное собрание). В этот период изображения Е. часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в., ГЭ), финифть (2-я пол. XVIII в., ГЭ). В связи с ее почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах ее иконы находились во мн. семьях. На образе «Богоматерь с праздниками и избранными святыми» из Деисуса (2-я пол. XIX в., Верхотурский у. Пермской губ., частное собрание, Екатеринбург; надпись: «Муч. Екатерина освобождение жен от трудного рождения»).

http://pravenc.ru/text/189599.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010