1-м епископом Бремена на соборе в Вормсе (13 июля 787) стал св. Виллехад . 1 нояб. 789 г. в Бремене им был заложен деревянный кафедральный собор св. Петра. Окончательно еп-ство Бремен оформилось при еп. Виллерихе († 837), когда город был подчинен Кёльнскому архиеп-ству. Виллерих укреплял положение бременского капитула, привлекая новых клириков и собирая богатые пожертвования. Согласно «Ксантенским анналам», в 823 г. Виллерих совместно с архиеп. Эбоном Реймсским проповедовал в Дании. По сообщению Адама Бременского , епископ возвел в Бремене 2 новые церкви и отстроил в камне собор св. Петра ( Magistri Adam Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. 1. Cap. 18). Он перенес мощи св. Виллехада из собора в некую капеллу на юге Бремена. Преемником еп. Виллериха стал еп. Леудерик († 845). В 831/32 г. Г. стал центром еп-ства для «нордальбингов, а также шведов, датчан, славян и остальных народов северных стран, все еще придерживающихся языческого обычая» (Vita Anskarii... P. 18), в 834 г. Г. получил статус архиеп-ства. 1-м епископом в 831-834 гг., а в 834-858 гг. его архиепископом и папским легатом в «северных странах» был монах из мон-ря Корвея Нового св. Ансгар , «апостол Скандинавии» и небесный покровитель Г. Все архиепископы Г. до сер. XII в. сохраняли за собой права легатов, подтверждаемые папой Римским. После набега викингов (845), полностью разрушивших Г., в 847-848 гг. произошло фактическое объединение Гамбургского архиеп-ства и Бременского еп-ства. Синод в Майнце актом от 1 окт. 847 г. объединил Бремен с Гамбургским архиеп-ством; центр нового архиеп-ства был перенесен св. Ансгаром из разрушенного пограничного Г. в более спокойный Бремен. В 858-865 гг. св. Ансгар одновременно возглавлял архиеп-ства Г. и Бремен. Соперничество между городами за то, чтобы быть центром архиеп-ства, продолжалось до 1223 г., когда Бремен стал постоянным местом пребывания архиепископа. До XI в. правомерность объединения Г. и Бремена оспаривалась архиепископами Кёльна. Противостояние Г. и Кёльна из-за Бременского еп-ства началось в 864 г. В 906/8 г. папа Римский Сергий III подтвердил объединение Г. и Бремена. История основания архиеп-ства Г.-Бремен до конца не прояснена из-за состояния источников, т. н. гамбургских фальсификатов - подложных папских и имп. привилегий архиепископству, сфабрикованных, вероятно, в разные периоды.

http://pravenc.ru/text/161614.html

По следам Бременских музыкантов Было ожидаемо, что многие православные публицисты и проповедники станут шинковать выставку «Диалог – двоесловие» в квашеную капусту. Меня печально удивило другое: вся критика пошла «по партийной линии». Большинство оппонентов не разбирает достоинств и недостатков конкретных произведений, а реагирует, как писали Стругацкие, по принципу «ночь, и горит городская свалка». Раскаленной метлой дурную траву с поля вон. 12 июня, 2010 Было ожидаемо, что многие православные публицисты и проповедники станут шинковать выставку «Диалог – двоесловие» в квашеную капусту. Меня печально удивило другое: вся критика пошла «по партийной линии». Большинство оппонентов не разбирает достоинств и недостатков конкретных произведений, а реагирует, как писали Стругацкие, по принципу «ночь, и горит городская свалка». Раскаленной метлой дурную траву с поля вон. …На главной площади города Бремена стоит большущий средневековый собор. Вокруг него – во всех видах музыканты. Осел, пес, кот и петух изваяны в бронзе, камне, бетоне, пластмассе… чуть только не спаяны из консервных банок – со всей экспериментальной прямотой современного искусства. Собор, впрочем, не выказывает никакого неудовольствия соседством своих знаменитых соотечественников. Немцы тоже не прочь: герои доброй сказки соборной площади не помеха… Нашим «музыкантам» из притвора университетского храма св.Татианы пока не так просто . Было ожидаемо, что многие православные публицисты и проповедники станут шинковать выставку «Диалог – двоесловие» в квашеную капусту. Меня печально удивило другое: вся критика пошла «по партийной линии». Большинство оппонентов не разбирает достоинств и недостатков конкретных произведений, а реагирует, как писали Стругацкие, по принципу «ночь, и горит городская свалка». Раскаленной метлой дурную траву с поля вон. Эта стадность очень опечаливает. Нет, я не знаток и не любитель современного искусства. Но скульптурные композиции «Поцелуй Иуды» и «Положение во гроб» из Барселонской «Саграда Фамилии» я склонен считать великими образцами иконописи. Притом что это, конечно же, произведения современного искусства. И тут со мной можно спорить. Но только спорить О ДОСТОИНСТВАХ КОНКРЕТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, а не о том, можно или нельзя вообще схематизировать черты Спасителя. Ведь сильнее всего схематизирует образ каноническая икона, которая в пору складывания канона была именно что современным искусством.

http://pravmir.ru/po-sledam-bremenskix-m...

— И чем занималась комиссия? — Помню, вели трудные переговоры в Будапеште, когда пришло сообщение, что Ельцин приехал туда с визитом и привез в подарок «Венгерскую коллекцию». Я так и обмер. Позже, к счастью, оказалось, что было подарено только две работы венгерских художников. Венгры нам говорят: «Мы взамен подарили России икону Андрея Рублева». И с гордостью предъявляют ее фотографию. «Мне все ясно, — говорю. — У нас такие «Рублевы» на вернисаже в Измайловском парке по 30 рублей идут». По возвращении в Москву мы на комиссии приняли решение, запрещающее дальнейшую передачу «венгерки», благодаря чему она до сих пор остается в России. — А с «Бременской коллекцией» у вас были проблемы? — Они остались до сих пор. Капитан советской армии Виктор Балдин в 1945 году нелегально вывез из Германии 362 рисунка и 2 картины старинных мастеров. И три года держал их в чемодане под кроватью. И только в 1948 году обстоятельства заставили его сдать коллекцию в Музей архитектуры. Когда уже в 90-е наша госкомиссия ездила в Германию на переговоры, работавший с нами профессор Вольфганг Айхведе сказал: «Ваш Балдин с нами торгуется, просит в обмен на коллекцию «сделать» ему зубы, глаза, «Мерседес», но мы хотим все оформить официально». Я тут же звоню тогдашнему министру культуры Губенко: «Коля, от Балдина можно ожидать чего угодно, срочно забирай коллекцию». И по приказу Губенко спецслужбы в ту же ночь все вывезли в Эрмитаж. Говорят, Балдин поносил меня на чем свет стоит. В феврале 1993 года мы подписали с немцами «Заявление о намерениях», касающееся судьбы «Бременской коллекции». Но ничего из этого не было выполнено. В России грянул кризис. Севший в кресло министра культуры Михаил Швыдкой госкомиссию по реституции распустил, а в марте 2003-го вообще пытался безвозмездно отдать немцам «Бременскую коллекцию», которая стоит под миллиард долларов. Но после обращения Николая Губенко с депутатским запросом в Генпрокуратуру сделку с немцами остановили. — Что же делать? — Я уверен, что сейчас с бухты-барахты мы ничего отдавать не должны. Такие решения должны принимать сообща многие специалисты этого дела.

http://pravmir.ru/savva-yamshhikov-vechn...

И постави (Володимер) церковь св. Василия на холме идеже стояше кумир Перун и прочии» 189 . О Перуне Новгородском сообщает нам известие летопись Новгородская: – Прииде к Новгороду Аким Архиепископ Корсуняиин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхов; поверзавше ужи волочаху по калу, бьюще жезлем, и заповеда никомуже нигде же не прияти. И ее иде Пидиблянин рано на реку, хотя горньци везти в город; и сице Перун приплы к берегови, и отрину его шестом» 190 . О разрушении кумира Велесова в Ростове св. Авраамием упомянуто в Прологе 191 . – Идолам поклонялись и поляки: Длугош упоминает о святилище идолослужения в Гнезне и об идоле Деваны, а Бельский об идолослужении в храме Кроковском 192 . Из Титмара знаем об идолослужении в Колобреге 193 , а из жизнеописания св. Оттона Бамберского – о Штетанском идоле Триглава. Идол этот изображался с тремя головами в знак того, что бог которого был он изображением, управлял тремя царствами – небом, землею и адом; а глаза и губы идола покрыты были повязкою в знак того, что бог не обращал внимания на грехи людей. Один из идолов Триглава был из золота, у другого головы были посеребрены, а повязка золотая и пр 194 . – Триглав был известен и чехам, как видим у Вацерада; но по его описанию, головы чешского Триглава были козлиные 195 . О других идолах чешских нет достоверных сведений; у Козьмы Пражского есть только общий намек о существовании идолов 196 . – Самые любопытные известия имеем о некоторых идолах балтийских славян. Видукин упоминает об идоле Сатурна, вылитом из меди 197 . За тем следуют сказания Титмара и Адама Бременского об идолах Ретрских. «Внутри храма Редигостского – говорит Титмар – стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и латы; на каждом нарезано его имя. Первый из них Сварожич». У Адама Бременского место Сварожича занимает Радагаст: идол его сделан был из золота, а ложе из пурпуровой ткани 198 . Хронограф Саксо упоминает об идолах Маликовских; Пулкава – о треглавом идоле Браниборском; Герберт – о множестве идолов Браниборских; Эббо – о Яровите Гавельберском, давая мимоходом намек, что идол имел свои собственные одежды; Андрей – об огромных искусно изваянных идолах храма Гуцковского; Гельмольд – об идолах Радагаста, Святовида, Подаги и пр., замечая притом, что идолами и пенатами были полны все города, и что многие из них были изображаемы с двумя, тремя и более головами; Саксо грамматик – об идоле Ростокском и об идолах Руянских 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

С конца V-ro века ещё меньше можно ожидать чего-нибудь нового, важного в латинской церковной историографии. Как известно, тогда произошёл разгром западной римской империи. Стали развиваться новые национальности, образовываться новые государства. Идеи папства и франкской империи ещё не выработались. Христианский мир находился в хаосе; не было цельности, никакого единства. Это сказалось и в церковной историографии. Даже идея об общей христианской истории исчезает в сознании западных народов. Являются только местные, национальные хроники. Таковы:- История франкской церкви – Григория Турского , британской – Беды Достопочтенного (Venerabilis), история первых веков христианства в Германии – Адама Бременского. Общей церковной истории не встречается до IX-ro века, когда уже образуется новый центр – папство. Попытка к её восстановлению принадлежит Анастасию Библиотекарю, аббату и библиотекарю в Ватикане, жившему в Риме, но бывавшему и на востоке. Его церковная история (chronographia triparlila) основана главным образом на византийских хрониках Георгия Санкела, Феофана, Никифора. Следовательно, это труд компилятивный – больше значения имеет другое сочинение Анастасия: Liber pontificalis. Это – собрание фактов для истории папства. В римской церкви был обычай уже с первых веков вести записи о папах и их деяниях. Так как ко времени Анастасия папы получают большое значение, то и эти записи получают большое историческое значение. Епископ гальберштадский Гаймон в IX веке оставил краткую и сухую общую церковную историю: далее уже в XIV u XV веках являются истории Одериха Вителиса, Бартоломея Лукского (Lucca), Антонина Флорентийского. Но эти труды не имеют почти никакого значения, как и вообще почти вся церковная историография западной церкви до XVI века. Церковно-исторические сведения в западном мире в то время находились на самой низкой степени. Некоторые сведения для средневековой церковной истории черпаются главным образом из средневековых хроник, которые дают иногда значительный материал и для церковной истории, особенно для эпохи основания христианства в Германии, для эпохи крестовых походов. Из этих хроникеров назовём Адама Бременского, Оттона Фрейзингенского, Ламберта Ашафенбурского, Вильгельма Турского и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

г. Встречаются иногда такие характерные заметки, писанные карандашем: 1) Процитовав в § 2 договоры Олега, Игоря и Святослава с греками, Евгений пишет: «надобно хорошенько прочитать трактаты сии»; 2) внизу заглавного листа преосвященный напоминает себе: «надобно справиться и с каталогом митрополитов у С. Коссова в польском Патерике»; 3) против § 39, где идет речь о церковном уставе Владимира, замечено: «Прибавить и Всеволода псковского»; и 4) добавив сравнительно с прежними редакциями свидетельства западных историков о населенности Киева в XI ст. и сославшись на Адама Бременского, Евгений тут же пишет: «Гораздо лучше выписать здесь (свидетельство Адама Бременского) из подлинника Шлецерова «Нестора», ч. III., стр. 70 etsq»... А ранее, на полях предыдущей страницы, по тому же вопросу заметил: «о сем справиться с разными летописями». Таким образом, наш автор отделывал свою историю и после 1815 г., даже после 1820 г.. и не расставался с надеждою отделывать ее и потом, на основании новых источников и более внимательного отношения к старым. К сожалению, надежда эта осталась одним лишь его pium desiderium 622 . Как шла у Евгения работа и отделка ее, это лучше, кажется, всего можно проследить на источниках, которыми он пользовался в разное время и которые отчасти дали начало отмеченным редакциям «Истории славено-русской церкви». При составлении «Краткой» истории у преосвященного были под руками следующие источники и пособия: 1) русские – Кенигсбергский список Несторовой летописи, Никоновская летопись, Иоакимовская, Новгородская 1-я, Софийская 1-я, русский Временник, Летописец, содержащий в себе российскую историю от 852 г. до 1598 (M. 1781 г.), Степенная книга, Истории Татищева, Синопсис Инн. Гизеля, церковные уставы в. кн. Владимира и Ярослава, Русская Правда (изд. 1792 и 1796 г.), Судебник И. Грозного (по Татищевскому списку, М. 1768 г.), 2-е изд. Др. Росс. Вивлиофики и продолжение ее, Кормчая книга, Патерик Печерский, История российской иерархии (ч. 3 и 4), Соборное деяние 1057 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 16.03.1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (с 1043), церковный и политический деятель средневек. Германии. В 1062-1065 гг. опекун малолетнего герм. кор. Генриха IV и фактический правитель гос-ва. Главной задачей А. стала борьба против планов дат. кор. Свена Эстридсена (1047-1075/76) вывести Датскую Церковь из юрисдикции Гамбургско-Бременской архиепископии, создав собственное архиеп-ство, а также за подчинение этой юрисдикции Церкви в Норвегии (к-рая управлялась самостоятельными епископами англ. поставления) и за возвращение Шведской Церкви в подчинение Гамбурга. Все это вылилось в неосуществившийся план А. создать на основе собственной архиепископии «Северный патриархат» из 12 еп-ств, а также привело к чрезвычайной активизации миссионерской деятельности, простиравшейся от Оркнейских о-вов до Финляндии. А. способствовал созданию новых еп-ств на западнослав. землях с центрами в Ратцебурге, Мекленбурге и др. Видеть в проекте «Северного патриархата» отражение конкуренции Германской и Византийской Церквей на севере Европы (H. Ludat) едва ли уместно, но бесспорны определенные греч. симпатии А., к-рый, по не вполне понятному замечанию Адама Бременского , «и церковное богослужение не желал более совершать по латинскому обычаю, а то ли на римский, то ли на греческий манер» (Adam. III 27. P. 170). Ученые-греки присутствовали при дворе А. и даже поставлялись им на епископские кафедры. А. был одним из последних защитников пришедшей в XI в. в упадок системы имперской Церкви . Ист.: Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. III [главный источник об А.]; Regeste der Erzbischöfe von Bremen/Hrsg. O. H. May. Hannover; Bremen, 1937. Bd. 1. N 53-79; Provincia Hammaburgo-Bremensis/Ed. W. Seegrün, Th. Schieffer. Gött., 1981. N 72-90. (Germania pontificia; T. 6). Лит.: Ludat H. Die Patriarchatsidee Adalberts von Bremen und Byzanz//Archiv für Kulturgeschichte. 1952. Bd. 34. S. 221-246; Glaeske G. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen als Reichsfürsten (937-1258). Hildesheim, 1962; Fuhrmann H. Provincia constat duodecim episcopatibus//Studia Gratiana. 1967. T. 11. P. 389-404; Lammers W. Adalbert von Hamburg-Bremen//Geschichte Schleswig-Holsteins. Neumünster, 1981. Bd. 4/1. S. 165-214; Johanek P. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und ihre Kirche im Reich der Salierzeit//Die Salier und das Reich. Sigmaringen, 1991. Bd. 2: Die Reichskirche der Salierzeit. S. 79-112.

http://pravenc.ru/text/63440.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИЛЛЕХАД БРЕМЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Виллехад, еп. Бременский. Икона работы Александра Столярова Редакция текста от: 26.09.2017 14:38:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673452.h...

Необходимо задуматься, почему Семьдесят пишут, что Бог нарек и мужчине, и женщине одинаковое имя Адам. Здесь невозможно понимать Адам в смысле личного имени и для мужчины, и для женщины, тем более, что в третьей главе говорится: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт. 3:20 ). Необходимо задуматься и над тем, почему прекрасный знаток древнееврейского языка блаженный Иероним в «Вульгате» ставит соответственно: «Адам, человек, человек». Приходится полагать, что он, приступая к переводу текста пятой главы и полагая, что вся хронология человеческого рода (родословная) идет от одного человека, считает необходимым родоначальника человечества, согласно традиции, назвать Адамом . В данном же случае текст: «Вот родословие Адама ...» – он мыслит согласно Евангелию от Луки, где родословная Иисуса Христа указывается в обратном порядке и завершается словами: «Сифов, Адамов, Божий» ( Лк. 3:38 ). Иначе он поступить не мог. Первый человек должен был иметь имя, и это имя было Адам. В двух других случаях он понимает адам в смысле всеобщем. Следовательно, мы можем сделать вывод, что наиболее авторитетные переводчики – Семьдесят и блаженный Иероним – мыслили, что тексты о сотворении человека надо понимать не как сотворение только первого человека по имени Адам, от которого далее произошел весь человеческий род 34 , а как сотворение человечества в целом. Вслед за этими двумя авторитетными переводами можем и мы мыслить, что Откровение говорит о сотворении всего человечества в целом, как нового биологического вида, именуемого в науке Хомо сапиенс, то есть человек разумный. «Адам» в значении «особенного» Уловить, где в Книге Бытия слово адам стоит в значении особенного, трудно. В 9 главе говорится об откровении, данном от Бога после потопа Ною и его потомкам: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю... все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу» ( Быт. 9, 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010