Это обучение не так должно вестись, чтобы главной задачей его являлось моральное полезное правило, или отвлечение догматических понятий. Скорее дети должны быть ведены к полному и внутреннему пониманию фактов спасения ... ибо этим путем они, так сказать, проживут историю христианской религиозной жизни» 718 . А чтобы читатель не подумал, что тут, собственно, трактуется не о религиозном образовании в целом, а о значении для него и правильном способе преподавания части его – св. истории; прибавляю дальнейшие слова: «Напротив, из элементарной школы исключается систематическое сообщение христианского учения, заключайся оно в развитии догматического и нравственного содержания катехизиса, или в самостоятельной катехизической обработке отдельных пунктов (христианского) учения» 719 . Слово «самостоятельной» могло бы придать тираде такой смысл, что не годится обособленная от св. истории катехизация катехизиса, а необособленная, значит, дозволяется. Но против такого толкования прямо говорят предшествующие запрещения пользоваться историей для вывода катехизических понятий. Таким образом, едва ли можно сомневаться, что у прусского правительства обратить религиозное обучение в предметное обучение св. истории. Дальнейшее законодательство – регулятивы 54 года, сходясь во взгляде на значение св. истории до совпадения в языке, смягчило, как мы уже знаем, крайности приведенного меморандума и, через это, дало жизнь другим формам разбираемого употребления. Засим, что касается и остальных германских местностей, мы знаем лишь о бременских школах, где по однообразным известиям 63-го и 74-го годов 720 не ведется никакого обучения догматического и религиозное обучение есть обучение св. истории. Зато в швейцарских школах форма получила широкое применение. От 57-го г. имеется известие об исключительно св. историческом обучении в Бернском кантоне 721 . 59-м годом помечена книга Вельти, которая говорит о недавно вышедшем плане религиозного обучения для школ кантона Ааргау и приводит этот план – из которого мы видим 722 , что кроме историй (и, судя по методике Вельти 723 , текстов) в религиозном обучение нет ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Лишь в 594 г. король Австразии и Бургундии Хильдеберт II, подавив восстание варнов и уничтожив большую часть этого народа, упрочил власть над Тюрингией. Среди тюрингов, в отличие от их соседей саксов, распространялось христианство. Крещеными были, вероятно, лица, принадлежавшие к королевской династии, возможно, также значительная часть знати и, наверно, немало тюрингов из числа простолюдинов, но никаких определенных данных на сей счет не имеется. Большинство народа сохраняло приверженность национальным германским верованиям. К северу от Тюрингии обитали варны. Этноним «варны» содержит некую загадку. Дело в том, что документально зафиксировано два народа с этим именем. Один из них – это славянское племя, входившее в состав племенного союза бодричей. Этот этнос впервые упоминается у Адама Бременского под латинским названием «Warnabi», по-немецки – «Warnower». Местом их обитания в ту пору был Мекленбург. Их поселения располагались тогда по берегам небольшой реки Варнов, которая впадает в Балтийское море у города Ростока. В то же время, по меньшей мере, с рубежа эр, существовал германоязычный народ, первое упоминание о котором содержится в «Естественной истории» Плиния Старшего. Он пишет о варинах (Varinnae), которых он вместе с бургундами, гутонами (готами) и неизвестными из других источников харинами относит к вандалам. В «Германии» Тацита они включены в перечень племен, обитавших к северу от лангобардов: «Ревдигны, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте» 987 . Географ Клавдий Птолемей, живший во 2 в. от Р. Х., упоминает малочисленное племя «уируни» («Ορουνοι»), которое занимало территорию между поселениями саксов на юге Кимбрского полуострова (Ютландии) и свевов. Хотя Плиний, Тацит и Птолемей не совпадают в локализации ареала древних варнов, все же этот регион у них явным образом относится к северу Германии и правобережью Эльбы, иными словами, к Мекленбургу, где столетия спустя обитал славянский народ с почти идентичным этнонимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Внутренние и внешние достоинства Гларнской «библии для семьи» были причиной того, что она вызвала хвалебные отзывы и в течение короткого времени в громадном количестве экземпляров распространилась в Германии, Швейцарии и Австрии. Однако же, наряду с одобрительными отзывами о библии, были высказаны и порицательные. Главным основанием для порицания ее послужило то, что текст ее в некоторых местах значительно уклоняется от Лютерова перевода. Поэтому библейское общество в Бремене предприняло новое издание школьной библии, которое и вышло в 1894 году, под заглавием: «Школьная библия. Библия в извлечении для юношества в школе и дома, обработанная по поручению Бременского библейского общества». Это издание, подобно Гларнскому, сделано было с большой тщательностью, при участии 43 богословов. Особенности его таковы. В Бременской библии нет кн. Есфири, Песни Песней, кн. Авдия и Наума, а из новозаветных книг – послания ап. Иуды. Но в тех местах, где должны бы следовать эти книги, сделаны краткие замечания: так, о кн. Есфирь замечено, что она «повествует о происхождении иудейского праздника Пурима во время Ахашвероша или Ксеркса», а о послании Иуды: «предостережение от порочных искушений». Те места библейские, которые могут подать повод к неправильному пониманию, в бременском издании изменены (например, Исх. 12:36 ) или опущены, как Суд. 3 , 2Цар. 10 , Еккл. 3:19 и др. Кроме того, издатели внесли в библию и несколько критических замечаний: например, 1Иоан. 5:1 напечатали под текстом, как слова неподлинные, а касательно отдела Иоан. 7:1–11 , помещенного в тексте, сделали оговорку, что в древнейших рукописях Евангелия этого отдела не существует. В приложениях, которыми снабжена библия, находятся краткие объяснения малоизвестных предметов и непонятных слов и выражений, затем хронологическая таблица библейских событий и 6 карт (передней Азии, Синайского полуострова, древнего Ханаана, Палестины в новозаветное время, Иерусалима и путешествий ап. Павла). Внешняя сторона издания производит хорошее впечатление, а весьма низкая цена книги (2 марки) делает ее доступной большинству. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

По той же причине и различные школы обставляются различно: в Вюртемберге на 210 человек 4 школы; а в бременском округе на те же 4 школы приходилось 155 человек; в первых четырех школах было 11 чиновных лиц, а во вторых в 2½ раза больше. – Успехи методизма в Германии казались достаточно большими на взгляд американских немцев-методистов, так что присутствовавший на конференции германских методистов епископ евангелического общества счел нужным посвятить для германской конференции несколько новых духовных лиц. Обращаясь к статистике, мы действительно видим, что в 1857 году методистов в Германии было уже на 237 человек больше сравнительно с предшествующим годом. Вообще мы должны сказать, что с конца 50 годов методизм все более и более сживается по своим тенденциям с германским протестантизмом. Так напр., собрание евангелических христиан в Германии в 1857 году имело своего представителя и среди немецкого методизма. Последнее обстоятельство было важно в том отношении, что с одной стороны общество евангелических христиан признало в методистах своих союзников, с другой стороны участие методистов в собраниях евангелических христиан сообщало методистам некоторую популярность, ставя его представителей на одну точку с представителями других религиозных обществ Германии. Успехи методистов к 1858 году были настолько велики, что стала чувствоваться потребность в специальном заведении для образования проповедников методизма; для этой цели общины на первый раз собрали 390 талеров, – сумму, которая вполне была достаточна для покрытия расходов по содержанию трех методистских стипендиатов в университете. Но методисты Германии с согласия американского миссионерского общества решили открыть собственное высшее учебное учреждение для образования проповедников, что и было сделано в 1858 году. Конференция этого года разделила все общины германского методизма на четыре округа: бременский, ольденбургский, южно-немецкий и швейцарский. Первый обнимал собою город Бремен с окрестностями, Гамбург и другие пункты к востоку от реки Везера.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

стал вместо Бремена центром немецкого методизма. В год столетнего юбилея епископального методизма «Евангелическое общество» с немецких проповедников методизма сняло все лежавшие на них ограничения. Германия стала округом епископального методизма, который получил право посылать своих делегатов в Америку для заседания в общей конференции «Евангелического общества». В 1869 году весь немецкий методизм был разделен на 7 округов: бременский, ольденбургский, берлинский (!), 1038 франкфуртский, хайлбронский (Heilbronn), 1039 цюрихский 1040 и базельский. Сюда же относится община епископальных методистов, находящаяся в Париже. – Нужно заметить, что распространение германского методизма заслуживает более серьезного труда, чем тот, который мы посвятили ему. Дело в том, что немецкий методизм под знаменем чистого протестантизма с евангелическою нравственностью может сделаться весьма серьезным противником лютеранской церкви: он увлекает на свою сторону многих членов этой церкви, прельщая их своею нравственною стороною, своею строгою дисциплиною, основание которой состоит в нравственном превосходстве одних лиц пред другими. В методизме первенство принадлежит не более образованным личностям, потому что таких, собственно говоря, у методистов нет, – но тем личностям, которые своею проповедью доставляют методизму наибольшее число вновь обращенных членов. Таким образом неутомимый проповедник, способный потрясать массы слушателей глубоко прочувствованною речью с террористическим характером, – речью о страхах загробной жизни, ожидающей грешника, – такой проповедник выдвигается в ряду обыкновенных членов общества, становится сначала руководителем других, а потом и представителем методизма в данном месте. Правда, что, как необразованный или полуобразованный, он не может быть хорошим руководителем; тем не менее в массе необразованной или полуобразованной части общества, которая и в Германии составляет большинство, такие люди силою своего нравственного влияния и проповеднического слова могут производить сильное впечатление и находить себе многих последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Новейшие открытия в истории Востока, обязанные раскопкам, дали новые материалы для религиозно-исторических параллелей, хотя ничего принципиально нового они не внесли. Вопрос остается и теперь в той же принципиальной постановке, какую он имел не только при гражданине Дюпюи, но и в эпоху древних апологетов и отцов Церкви. В работах религиозно-исторического направления старательно отыскиваются параллели на протяжении всей истории: рождество Христово, 16 важнейшие события евангельской истории, страсти Христовы, воскресение, 17 „паулинизм“, образы Апокалипсиса, – всему этому приискиваются многочисленные параллели с тем, чтобы лишний раз подтвердить общий тезис о синкретистическом характере христианства. При этом проявляется далеко не всегда достаточно разборчивости, и только теперь под ударами агитации Древса, имеющего неоспоримую заслугу привести к абсурду это направление, пробуждается самокритика 18 и наступает отрезвление и некоторая резиньяция. До последнего времени методом религиозно-исторических параллелей пользовались преимущественно затем, чтобы, по старому рецепту Штрауса, отметать такие черты, которые не укладывались в „научно“ выкраиваемый – каждым на свой манер – образ „исторического Иисуса“, причем, однако, не подвергалась сомнению самая эта возможность. Напротив, по господствовавшему мнению, „время, когда можно было еще ставить в науке вопрос о том, существовал ли исторический Иисус, прошло“. 19 И вдруг именно этот вопрос: hat Jesus gelebt? оказывается опять в центре внимания и делается предметом шумного обсуждения. Древсу с единомышленниками удалось снова нарушить равновесие. За последние годы выдвинут целый ряд наукообразных теорий для объяснения христианства без Христа, причем они резко между собою противоречат или взаимно исключают друг друга. С решительным отрицанием исторического существования Иисуса выступал еще покойный бременский „пастор“ Кальтгоф, на основе предпосылок экономического материализма развивавший свою „социальную теологию“. Этим талантливым богословом-марксистом отстаивался тезис, будто христианство зародилось в движении рабов в разных местностях, преимущественно в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  65.129      Первохристианство и новейший Булгаков: Два Града, 182   человеческую сторону в богочеловеческомделе. Объяснение первохристианства с точки зрения социально–экономической, естественно, является излюбленным школьным упражнением для сторонников экономического материализма. Для них заранее известно, что никакой особой религиозной проблемы не существует и что первохристианство было идеологической надстройкой к социально–экономическому фyhдaмehmy I – II века нашей эры, естественно, под эту схему и подгоняется истолкование событий евангельской истории. Для экономического материалиста, конечно, нет более мертвого и неинтересного предмета, чем история религии, в частности история христианства; однако агитационные потребности вызывают появление ряда книг и брошюр, пропагандирующих атеизм и с этой целью вскрывающих " земные корни " религии. О том, каковы могут быть результаты подобного истолкования для религиозного чувства, свидетельствуют работы хотя бы недавно умершего бременского пастора (!) Кальтгофа, доказывавшего в своей " социальной теологии " , что исторической личности Христа вообще не существовало и первохристианство было движением социально–экономическим . В таком   65.130      Первохристианство и новейший Булгаков: Два Града, 182   же роде выводы известного Каутского, только что выпустившего толстый том о происхождении христианства , где он по старым еще схемам Бруно Бауэра еще раз экономически истолковывает происхождение христианства, конечно, также вне всякого отношения к личности его Основателя и Его апостолов. То же самое делается в партийной и брошюрной литературе, не представляющей ни научного, ни религиозно–философского интереса, но, конечно, оказывающей свое влияние на массы. И в более независимой научной литературе наблюдается интерес к этой стороне изучения первохристианства. Так, на  19–м евангелически–социальном конгрессе в Дессау (9 – 11 июня 1908 г.) имели место в высшей степени интересные дебаты по докладу проф. Дейсмана " Первохристианство и низшие классы " , в котором обсуждался тот же вопрос о социальном составе первохристианства и об его экономической подпочве . На этой стороне более или менее останавливается теперь большинство выдающихся новейшихисториковпервохристианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Следует еще отметить, что Карл Лысый получил императорский титул уже незадолго до своей смерти (коронован 25 дек. 875 г., умер 11 окт. 877 г.), причем, эти полтора года, когда он носил императорскую корону, почти сплошь прошли в боевых столкновениях и политических тревогах: едва ли тогда у Карла было время и охота заниматься богословскими вопросами. В 867 году, или немного позже, написано Ратрамном сочинение – Contra Graecorum opposita. В конце этого года папа Николай I обратился к митрополитам западной части франкского государства с предложением написать ответ на окружное послание патриарха Фотия, какое было направлено против римской церкви. На епископском соборе под председательством Гинкмара составление ответа было возложено на епископа парижского Энея (в архиепископии санской), потом на епископа Бове Одона (в архиепископии реймсской). Задача этого же рода была поручена и Ратрамну. В своем сочинении в первых трех книгах Ратрамн защищает filioque (главным образом, на основании Августина), в следующих двух он доказывает, что обрядовые разности не имеют того значения, какое им приписывают греки, – здесь им оправдывается практика римской церкви, защищается примат римского епископа пред константинопольским и пр. В общем, это сочинение, которое можно отнести на конец жизни Ратрамна, доставило ему наибольшую славу. – Из мелких трудов Ратрамна можно упомянуть, прежде всего, о двух его сочинениях о душе. Из них первое De quantitate animae (еще не изданное, напечатано лишь письмо к Одону, по поручению которого написано сочинение, – Mon. Germ. hist. Ер. VI), опровергает мнение одного монаха из Бове, который вместе с ирландцем Макарием на основании неверно понятого места из блаж. Августина учил, будто все человечество имеет одну душу и одну субстанцию. От второго сочинения известно только предисловие (Mon. Germ. hist., Poetae lat., III, 715), из которого видно, что автор отвечал на вопрос Карла, sitne anima circumscriptiva sive localis, – ответ давался отрицательный. Еще одно маленькое сочинение было написано Ратрамном в ответ на вопрос епископа Римберта (впоследствии преемника по бременской архиепископии Ансгаря), можно ли считать людьми кинокефалов, сведения о которых были сообщены Ратрамну (по его просьбе) тем же Римбертом (Mon. Germ. hist., Ер. VI, 155). Вопреки мнению Исидора Севильского , Ратрамн, на основании полученных от Римберта данных, склонен был считать кинокефалов потомками Адама. Сохранилось еще письмо Ратрамна к Римберту и к корбейскому аббату Адаларду о недопустимости браков между родственниками (Mon. Germ. hist., Ер. VI, 157).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Трубадур Доктор- (Айболит) , Курочка- (Ряба) Ведущая Черепаха- (Тортилла) , Папа- (Карло) Трубадур Барон- (Мюнхгаузен) , Василиса- ( Премудрая) Ведущая Ну что, справились ребята с заданием? Атаманша Просто энциклопедические познания! Разбойник Умные детишки! Трубадур А раз справились, тогда выпускайте первого пленника! Разбойник Какого пленника? А мы разве договаривались? Трубадур (подходит сзади, поднимая гитару) А кто сказал, что гитара не ударный инструмент? Атаманша Отпускаем, отпускаем – договор дороже денег! Музыка. Выходит осел. Осел Как много ребят собралось! Какие все радостные, красивые! Христос Воскресе! (ответ) Теперь и я буду помогать вам освобождать остальных Бременских музыкантов. Атаманша Второе задание будет посложнее. Оно называется «Хвост удава». Осел Я знаю, как это сделать. Нужно построиться в цепочку и взяться за руки. Вот здесь будет голова, а вот здесь – хвост. Ведущая А теперь разойдемся на большое расстояние. Голова догоняет хвост. Внимание… Начали! Музыка. Атаманша Ну и быстрые ваши детки, ну и ловкие! Трубадур Значит, выпускай нам следующего пленника! Разбойник Ой, ключи что-то найти не могу, куда подевались? Осел А хочешь, я покажу тебе один трюк – «ослиные уши» называется? Берешь вот так разбойничка за уши и вытягиваешь, вытягиваешь… Разбойник Нашел ключи, нашел, удивительное дело, нашел… Открывает зал, выходит петух. Петух Здравствуйте ребята! Христос Воскресе! Рад, сердечно рад встрече с вами! Вот бы повеселиться вместе, но нужно друзей выручать. Теперь и я вам буду помогать. Атаманша Посмотрим, знают ли что-нибудь о Пасхе ваши детишечки! Третье задание – загадки! Ведущая Итак, ребята, сначала внимательно слушайте загадку до конца и только в конце все вместе хором отвечайте. Договорились? Трубадур От них апостолы узнали, Что Бог воскрес, и нет печали. Устами их благая весть приносится Мы зовем их жены … (мироносицы) Осел Нам в великую субботу Много праздничной работы. В храме прямо из печи Освящаем ….. (куличи) Петух Солнце светит в небесах,

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДИН [Древнеисл. Óinn; Вотан, Водан - древнеангл. Wo  den, Wo  tan; герм. Woanaz], в сканд. мифологии верховный бог-ас, глава пантеона (Alför - Всеотец). Внук первочеловека Бури, вылизанного коровой Аудумлой из соленого льда, сын Бура (Бёра) и великанши Бестлы. Отец асов Тора (мать - богиня земли или Фьёргюн (Фьёргвин)), Тюра (мать - великанша, сестра Гимира), Бальдра, Хёда и Хермода (мать - супруга О. Фригг), Вали (мать - великанша Ринд), Видара (мать - великанша Грид), Хеймдалля (от «девяти матерей») и 1-го скальда Браги (мать - великанша Гуннхольд). Общепризнанно происхождение имени Один от герм. tós > древнеисл. ór - «безумный», «неистовый» (ср. лат. vates - поэт, провидец, гот. wos, древненем. wut - «неистовствующий»), что согласуется с определением О. у Адама Бременского (70-е гг. XI в.) - «Один, то есть неистовство, ярость» (Odin id est furor - Adam Bremensis Gesta. Hammaburgensis ecclesiae pontificum. IV 26). Сопоставляется с ведическим Варуной (верховный хранитель справедливости, судья, бог-владыка) и Рудрой (персонификация ярости и гнева). В 3-функциональной системе Ж. Дюмезиля олицетворяет 1-ю функцию - власть, в т. ч. интеллектуальную. Образ О. наиболее полно раскрывается в мифологических песнях «Старшей Эдды» (рукопись датируется 70 г. XIII в., но представляет собой копию более ранней, вероятно созданной до 1220; отдельные песни могли возникнуть намного раньше) и в учебнике скальдической поэзии Снорри Стурлусона «Младшая Эдда» (1222-1225), особенно в 1-м разд. «Видение Гюльви». Аллюзии на мифы, связанные с О., содержатся в кеннингах (вид метафор) в стихах скальдов (Х в. и позднее), а отдельные упоминания об О. и связанных с ним мифах - в германских и англосаксон. памятниках (особенно в заклинаниях). Древнейшим свидетельством существования культа Водана является его упоминание под именем Меркурий в качестве наиболее почитаемого германцами бога (см.: Paul Diac. Hist. Langobard. I 9). Соответствует ему и наименование дня недели, посвященного в римской культуре Меркурию, в германской - Водану (совр. англ. Wednesday, др.-англ. wo  dnesdæg). В рассказе о происхождении наименования «лангобарды» («длиннобородые») Водан дарует победу лангобардам (Ibid. I 8).

http://pravenc.ru/text/2578207.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010