При архиеп. Либентии II (1030-1032) в Г. был учрежден соборный капитул, построен госпиталь и приняты меры для ухода за больными и призрения бедных. При преемнике архиеп. Германа (1032-1035) архиеп. Бецелине Алебранде (1035-1043) в Бремене началась перестройка собора св. Петра и построен архиепископский дворец; центр архиеп-ства был перенесен в Г. Наиболее известным архиепископом Г.-Бремена был Адальберт (1043-1072). С первых лет правления «он обратил все [свои] надежды на помощь [императорского] двора» (Ibid. P. 147). В период между 1043 и 1056 гг. он был участником всех съездов и соборов, устраивавшихся имп. Генрихом III , и сопровождал императора во всех военных походах. В отличие от мн. герм. церковных иерархов в борьбе за инвеституру он поддерживал императоров. С отстранением Адальберта нем. князьями на съезде в Трибуре (1066) от дел влияние архиеп-ства резко снизилось. Тем не менее при Адальберте расширилась зона христианизации в Скандинавии: архиепископ назначил епископов в Исландию (Ислейв, сын Гицура, с 1056 епископ Скальхольтский) и на Оркнейские о-ва. После попытки дат. кор. Свена Эстридсена основать в Дании собственное архиеп-ство Адальберт предпринял ряд мер по созданию Гамбургского Патриархата, к-рые не имели никаких последствий. При Адальберте в христианство были обращены ободриты и основаны 3 подчиненных Бремену еп-ства в слав. землях: Ольденбург, Мекленбург и Ратцебург. Однако в результате восстания полабских славян в 1066 г. эти слав. еп-ства отпали от Церкви; дважды (в 1066 и 1072) Г. был опустошен и разрушен, после чего центром архиеп-ства вновь стал Бремен. С именами архиепископов Лиемара (1072-1101) и Гумберта (1101-1104) связана окончательная утрата архиеп-ством Г.-Бремен влияния в сев. нем. землях. Такое положение дел сохранялось и при архиепископах Фредерике (1104-1023) и Адальберте II (1123-1148). Архиепископы Лиемар и Гумберт были верными сторонниками имп. Генриха IV (1050-1106) в его противостоянии саксон. знати и в продолжавшейся борьбе за инвеституру. Архиеп. Лиемар был отстранен (1073), а затем восстановлен в сане папой Римским Григорием VII . В 1077 г. сопровождал имп. Генриха IV в Каноссу. При нем Адам Бременский написал «Историю гамбургских архиепископов».

http://pravenc.ru/text/161614.html

6 По свидетельству современника, экзарха Болгарского Иоанна, они сначала «переложили избор из Евангелия и апостола». См. у Галахова, Ист. Р. С. т. I, отд. 1, стр. 163. Ср. арх. Филарета Ист. Русск. церкви. 1857, т. I, стр. 37. 8 Многие из этих славян были уже крещены латинским духовенством, которое совершало богослужение на латинском языке; на этом же языке была и принесенная ими Библия. 12 Это отчасти подтверждается и паннонским биографом св. Мефодия; он замечает (гл. 15), что Мефодий перевел все Св. Писание вполне, за исключением (апокрифических) книг Маккавейских. 13 См. статью проф. Будиловича: «Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности свв. Кирилла и Мефодия» в Мефодиевском юбилейном сборнике, изд. Варшавским университетом в 1883 г., стр. 70–72. 14 Такого различия не знали, по-видимому, и авторы житий Кирилла и Мефодия и ученика последнего, Климента, называя перевод Св. Писания то болгарским, то моравским, а еще чаще просто славянским. Летописец уже XI века, Адам Бременский, замечает (II, 18), что прибалтийские славяне-поляки и чехи не отличались тогда ни внешностью, ни языком. 16 В одном лишь Киеве, если верить свидетельству иноземца (см. Thietmari Chronic. VIII, 16), насчитывалось до 400 церквей, ко времени Ярослава I. 17 Следовательно, против воли родителей даже. Вот первый пример в Европе обязательного обучения детей, в настоящем случае, очевидно, с главною целью бол– более прочного вкоренения в юных и впечатлительных сердцах подрастающего поколения истин христианской веры. Подобный прием постоянно употребляется и современными миссионерами среди языческих народов. 22 Не должно представлять себе тогдашнюю рукописную Библию в одной книге. как теперешние печатные Библии, столь удобные для пользования ими. Рукописная Библия – это была целая коллекция толстых дорогостоящих пергаментных манускриптов, заключавших в себе отдельные книги Св. Писания. В этом виде полная Библия доступна была лишь немногим: место ей было в монастырской, церковной или княжеской библиотеке, – большинство же довольствовалось лишь частями Библии и преимущественно Четверо-евангелием и Псалтирем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

В церковном отношении рус. первоиерархи были подчинены К-польскому престолу: Киевские митрополиты поставлялись в К-поле до сер. XIII в. только из визант. клириков. Попытки вел. князей возводить на митрополичью кафедру своих ставленников без ведома К-польского Патриарха были редчайшими исключениями (Иларион при Ярославе Мудром в сер. XI в., Климент при Изяславе Мстиславиче в сер. XII в.). Митрополиты назначали епископов (многие из к-рых также были выходцами из Византии), стараясь учитывать внутриполитическую ситуацию. Характерными чертами организации Русской Церкви, отличавшими ее от визант. практики и находящими параллели в зап. христианстве, были институт «десятины» (часть княжеских доходов, к-рая передавалась в пользу Церкви) и стремление князей участвовать в избрании епископов в своих владениях (ср. «спор об инвеституре» на Западе). В Византии осознавали значительность зап. влияния на Руси. Не случайно разрыв Рима и К-поля в 1054 г. нашел отражение в активной полемической деятельности греч. иерархов сер. XI - нач. XII в. на рус. почве: митрополитов Киевских Ефрема, Георгия , Иоанна II и Никифора I , Переяславского Леона . Связи вост. славян с Зап. Европой имели давние и глубокие корни. Еще в древности славяне заимствовали основную церковную терминологию (церковь, алтарь, крест, пост) от герм. народов; с Запада пришли в слав. языки названия римлян («влахов, волохов»), византийцев («греков») и их императоров («цесарей»). Зап. славяне познакомились с христианством не от греч., а от нем. проповедников. Торговые и политические связи Руси с Западом также не следует недооценивать. Попытки приглашения на Русь нем. епископа при кнг. Ольге (959, миссия еп. Адальберта в 961-962) и кн. Ярополке Святославиче (70-е гг. X в.) не были случайными эпизодами ( Назаренко. 2001. Гл. 5, 6, 7). Переговоры о союзе с папой бежавшего на Запад кн. Изяслава Ярославича (1075), положение мощей святых Бориса и Глеба в бенедиктинском мон-ре на р. Сазаве (Чехия, 1095), упоминание ряда зап. святых в рус. церковных календарях ( Лосева О. В. Русские месяцесловы, XI-XIV вв. М., 2001. С. 63-75), празднование Русской Церковью (единственной среди правосл. Церквей) перенесения мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари и русские паломничества туда в XII-XIII вв. свидетельствуют о продолжении церковных контактов Руси с зап. миром и после 1054 г. Однако к кон. XI в. в сознании самих зап. авторов Русь уже столь прочно ассоциируется с визант. правосл. миром, что в 70-х гг. Адам Бременский называет столицу Руси Киев «соперницей Константинопольского скипетра , славнейшим украшением Греции» (aemula sceptri Constantinopolitani, clarissimum decus Greciae - Adam i Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, 22 (19)//Quellen des 9. und 11. Jh. zur Geschichte der Hamburgischen Kirche und des Reiches. Darmstadt, 1978. S. 254).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Соображая известные Греческие обычаи, видим, что в России Леон имел в виду самое древнее правило о посте, но излишняя ревность его пренебрегла даже и древним правилом о Пятьдесятнице; Феодор и Поликарп хотели следовать Студийскому Уставу 10-го века; Нестор и Митрополит желали повиноваться правилам, принятым в Греции в 11 в., и их желание осталось, наконец, правилом Церкви. Вот примеры тому, как не каждая мысль старины может заслужить одобрение целой Церкви, а упорное защищение ее может обратиться и во вред душе. Заметим разность расположений, с какими принимали дело о посте в Греции и в России: а) в Греции появлялись только сомнения о посте среды и пятка, и сомнения спешили разрешить отзывом Патриарха, не заводя из того жарких споров; в России, напротив, бурно спорили о различии дней; б) в Греции не было видно ничего похожего на то, чтобы поставляли вопрос о дне в связи с верою; в России же говорили: воста ересь Леонтианская, и, разумеется, говорили в оскорбление чистому Христианскому смыслу 132 . 2 Известно, что все знаменитые песнопевцы: Дамаскин, Козма, Герман, Феодор, Феофан, Иосиф жили во время иконоборцев. 3 В древ.ркп.житии Св.Владимира (Румянц. ркп. 535), сказано, что на месте, где совершалось крещение народа, на Почайне, стоит церковь Св. Петра «и оттоле наречеся то святое место, идеже Церкви Петра», в Прологе: «идеже ныне церковь Бориса и Гле6а», труд последующаго времени, и в Степ.кн. «ту поставлена бысть Церковь Св.Мученика Турова (?). Далее в ркп. житии «повележе людем ставити церкви по всему граду и селом, и сам созда церковь Святую Богородицу Десятинную»; по Прологу последнее: «у дивов (?)» Нестор говорит: «И нача ставити по градом церкви и попы». По Печ. Хронике Дитмара (Chron. 8, 127), в Киев при Владимире было 400 церквей, 8 рынков и несметное богатство: но здесь, вероятно, надобно читать вместо: quadringenli quadraginta, сорок. Адам Бременский прежде 1076 г. называл Киев вторым Константинополем. 4 Павел Диакон: «Юстиниан построил также внутри Константинополя храм Христу Господу, который есть Премудрость Бога Отца» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Понятие о важности гаданий и гадателей осталось доныне. Помощью гадания узнают виноватого. Поселянин по жребию решает спорные дела в семье; в деревнях, на мирской сходке, по жребию выбирают в рекруты; в городах решали по жребию женихов для девушек, – и старожилы еще запомнят, как москвичи хаживали с жребиями в церковь Миколы Голстунского 340 . О выборе невесты по жребию читаешь и в Слове о полку Игоревом: «на седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу» 341 . Выбор людей во что-нибудь по жребию оставался долгое время очень обыкновенным 342 . Суд по жребию был также обычен у славян, особенно суд божий 343 . И здесь, как и всюду, где жребий имел религиозное значение, видно не равнодушие к решению случая, а желание предоставить высшей воле то, что выше воли человеческой. Гаданием решали предприятия общественные, походы и битвы сухопутные и морские: это видели мы в описаниях гадания конем и в некоторых других. Гаданием назначались дни богослужебных празднеств, как знаем из Гельмольда; гаданием назначалось и принесения жертв божествам, как знаем из Константина Порфиродного, Титмара, Нестора и Гельмольда 344 . 5. Рассмотрев в частности формы богослужения, остается обозреть общий ход богослужения и при этом обратить внимание еще на некоторые подробности, которые не могли войти в предыдущее исследование, между прочим на пиры и игры, обыкновенно следовавшие за торжественным исполнением обрядов богослужения. Замечая, что вход в храм не был запрещен только жрецу и желавшим приносить жертвы или узнавать волю богов, Адам Бременский и Гельмольд дают, кажется, знать, что приносить жертвы и совершать гадания можно было всегда, когда только находили нужным 345 . Из описания жертвоприношений видно также, что для них не всегда назначалось какое нибудь особенное время, что, напротив, они совершались всегда, когда нужно было благодарить или умилостивлять богов, напр. после битвы, после похода, при погребении мертвого и т. д. Впрочем, хотя эти жертвоприношения и были совершаемы торжественно, однако, не принадлежа к обрядам постоянным, ожидаемым всем народом, могли не сопровождаться всеми условиями обрядности.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Следующая крупная тема, которую затрагивает Олаус Петри в «Шведской хронике» – языческие верования древних жителей Швеции. Основой повествования о язычестве в данном случае является рассказ об Уппсальском языческом храме. Рассказ этот, как известно, впервые был приведен Адамом Бременским. Согласно Адаму, Уппсальское святилище было украшено золотом. Внутри находились статуи богов – Тора, Бодана (Одина) и Фриккона (Фрея). Тор «управляет громами и молниями, ясной погодой и урожаями». Бодан «ведет войны и дает человеку смелость перед лицом врагов». Фриккон «дарит смертным мир и наслаждение». Идол Фриккона снабжен огромным фаллосом; Бодана представляют вооруженным, подобно Марсу; Тор скипетром подражает Юпитеру. Возле святилища растет вечнозеленое дерево. Под ним находится источник, где язычники совершают жертвоприношения. Святилище опоясывает золотая цепь. К богам приставлены жрецы, которые приносят жертвы. Если грозит мор и голод, умилостивляют Тора, если война – Бодана, если свадьба Фриккона. Каждые девять лет устраивается всеобщее празднество свеев. В жертву богам приносят девять голов из живности мужского пола; кровью умилостивляют богов, тела развешивают в роще рядом со святилищем. Вместе с людьми там висят собаки и лошади. Один христианин поведал Адаму, что видел 72 тела, висевшие вперемежку. Первым из известных шведских исторических сочинений, где цитируется рассказ Адама Бременского об Уппсальском храме, является «Прозаическая хроника». Ее автор ссылается на «мудрого учителя по имени Адам», 715 и в ряде случаев близко следует его повествованию. Вместе с тем в «Прозаической хронике» присутствуют отличия от хроники Адама Бременского. Пример подобного сходства и различия – сообщение «Прозаической хроники» о боге Торе. Рассказ следует описанию, приведенному Адамом . Но «Прозаическая хроника» добавляет и другие сведения: Тора якобы изображают голым ребенком – «nakit barn», который сидит на повозке и держит в руке семь звезд. Добавлено, что в честь Тора назван четверг – «Torsdagen». Хронист указывает местонахождение святилища: гора Домберъет («Соборная гора»). Зато в «Прозаической хронике» нет упоминания о скипетре Тора; отсутствует уподобление Тора Юпитеру. Сообщения об Одине и Фрикконе (по «Прозаической хронике» – Фригг) близки к рассказу Адама, но добавлено, что в честь богов названы среда («odensdagh») и пятница («friggedaghr»). Хронист верно следует Адаму в описании храма, рощи и жертвоприношений. Место рощи в свою очередь четко определено: «Где ныне находится уппсальская Крестьянская церковь ». Есть отличие в сообщении о христианине, который видел тела принесенных в жертву существ: согласно «Прозаической хронике», их было 77, а не 72.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Не исключено, что мощи Космы и Дамиана попали в Германию не вполне праведным путем: мощами (как подлинными, так иногда и поддельными) в те далекие времена спекулировали некоторые бессовестные торговцы. В церковной хронике бременского автора по имени Адам (между 1072 и 1081 гг.) отмечается, что мощи Космы и Дамиана Аравийских «в 965 году архиепископ Адалаг доставил в Бремен прямо из Рима». Реликварий с мощами был случайно обнаружен в 1434 году в стене Домского собора в Бремене, куда при неизвестных обстоятельствах и были замурованы мощи. Когда реликварий открыли, от святых мощей исходило удивительное благоухание. После чудесного обретения в Бремене мощей Космы и Дамиана здесь были зафиксированы многочисленные случаи исцеления больных. Сохранились свидетельства, что великую святыню из Бремена весьма неохотно передавали в Мюнхен, ссылаясь на тот факт, что в баварской столице якобы уже были частицы мощей святых Космы и Дамиана, доставленные туда в 1606 году из Бамберга герцогом Вильгельмом V, отцом Максимилиана I, выступившего инициатором приобретения бременской святыни. В копиях документов, переданных священником Бернхардом Паалем, значились книги XVII века, где сообщалось, что в Мюнхене «хранилось много реликвий, привезенных из Рима». «Много»… А может, среди этого множества были и искомые мощи святых Кира и Иоанна? Старые книги можно найти только в специальном фонде Баварской государственной библиотеки. Среди книжных сокровищ Баварская государственная библиотека (Bayerische Staatsbibliothek, сокращенно (и далее) – BSB. – прим. А.Х. ), основанная в 1558 году герцогом Виттельсбахским Альбрехтом V, знаменита не только в Мюнхене и всей Германии, но и во всей Западной Европе. В апреле 2008 года она отметила свой 450-летний юбилей. Громадное здание BSB в стиле дворцовой архитектуры раннего итальянского Ренессанса известно всем любителям книг. Это хранилище бесценных архивных первопечатных изданий считается одним из старейших и самых значительных универсальных научных собраний в мире.

http://bogoslov.ru/article/1428021

56 «Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вроваша въ Исуса Христа. Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша православный вр». – Иларион, митрополит. Слово о законе и благодати//– «...и молиша его великимъ молениемъ, чтобы стоялъ крпко за православное хрестьяньство противу бесерменовству», – Повесть о стоянии на Угре//Полное собрание русских летописей. Т. 24: Летопись по Типографскому списку: Пг., 1921. 57 Такого рода мнения можно встретить, например, в книге В. Истархова «Удар русских богов», статьях Доброслава (А. А. Добровольского) и публикациях некоторых других лидеров современного неоязычества. 59 Подобные сюжеты есть в мифах о Зевсе и Ганимеде, Аполлоне и Гиацинте, Лае и Хрисиппе и многих других. 68 Зеньковский В... прот. На пороге зрелости. – 71 Баглай В. Е. Тлатоани Ауитсотль и пик ацтекских завоеваний//Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период). – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1998. 72 Жертвоприношение у инков. – 75 Хитобасира – древний японский ритуал человеческого жертвоприношения, при котором жертву заживо замуровывали в одну из опор для будущего строения (обычно моста). В качестве жертвы, как правило, выступала мать с младенцем. Считаюсь, что такой обряд должен защитить постройку в случае землетрясения, военных тревог и прочих бедствий. – URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Хитобасира 76 Уганда: детские жертвоприношения как бизнес. – URL: 77 Полное собрание русских летописей. Т 1, ст. б. 82. Те же сведения повторены в «Слове о том, како первое погани кланялися идолами» (XI в.): «... Приводяху сына и дщери своя, и заколоху пред ними, и бе вся земля осквернена» (Аничков Е. В., 1914, с. 264). Митрополиты Иларион и Кирилл Туровский писали о человеческих жертвах, как об оставленном в прошлом обычае: «уже не заколем бесом друг друга» (Иларион); «отселе бе не приемлете ад требы заколаемых отцы младенець, ни смерть почести: преста бо идолослужение и пагубное бесовское насилие» ( Кирилл Туровский ) (Аничков Е. В., 1914, с. 238). 78 Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. – М.: СПСЛ: Русская панорама, 2011. 79 Городище-святилище Звенигород находится в местности, называемой Бабина долина в Тернопольской обл., на Украине. 80 По подсчетам Г. Мюллера, на раскопках Арконы в слоях IX- XI вв. найдено более 1500 костей людей (Miiller Н., 1974, S. 293). 81 По данным индийских СМИ. в одном из храмовых комплексов округа Бирбхум было найдено обнаженное обезглавленное тело молодого мужчины. Труп обнаружили в храме, посвященном Кали. Отделенная голова была украшена цветами и красной краской. И это далеко не единичный случай – URL:http://focus.ua/society/113805/ 82 Обряд сати был запрещен в Индии колониальными властями еще в 1829 году, но самосожжение вдов на погребальном костре мужа всё еще не редкость в современной Индии –

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

684 В последней редакции рукою Евгения добавлено: «А Татищев полагает число погоревших домов и церквей до 700. Если число церквей по Никоновской летописи увеличено, то по-крайней мере можно здесь привести еще свидетельство одного франковского XII или XIII в. летописателя, Еггегарда, который под г. 1018 написал о Киеве, что в нем «plus trecento Ecclesias habentur». Но что Киев многочисленный город, то можно заметить от того, что в 1090 или, по Татищеву, от 1692 г., от половины ноября до февраля, умерло там язвою до 7000 народу. Адам Бременский, западный летописатель, живший около тогоже времени, называет Киев соперником Константинополя». 685 Между прочим говорит, что Ярослав уставил праздновать 21 ноября день освящения созданной им церкви св. великомученика Георгия (при градских златых кратах) и приводит следующую историческую справку (сравн. метод). «Ярослав последовал в сем примеру отца своего и Константина великого , седмь дней праздновавшего (едвали Ярослав знал об этом) освящение созданного им в Иерусалиме храма Воскресения Христова и уставившего ежегодно, сентября 13, воспоминать сие празднование (См. Sozomen. Histor. eccles., lib 2, cap. 26). Но самим им примером был Соломон: 2Цар.8 ; 2Цар.7 » 686 В «Истории киевской иерархии» достоверность предания о принятии м. Иларионом схимы пр. Евгений оставляет под большим сомнением (стр. 71). 687 Мнение свое преосв. историк направлял против Болтина, Карамзина и автора «Исследования банного строения, о котором повествует летописец Нестор» (Спб. 1809 г.). В последнее время его цитовал (по Истории киевской иерархии) и поддерживал м. Макарий (История русской церкви, т. II, издание 1857, стр. 267, пр. 291). 688 Знаменитый современник нашего автора H. М. Карамзин называет «летописец Иоакима мнимым» (т. 1, стр. XV, пр. 3, изд. Эйнерл.; ср. 347 и 385 примеч. к 1-му т.). 689 Более полный обзор мнений наших историков древних и новых относительно Российской истории Татищева вообще и Иоакимовской летописи в частности можно найти в труде г. Сенигова – «Российская История В. И. Татищева, как источник для русской истории в (Чтение в Обществе Истории и Древн. Росс., 1887 г., кн. IV, М. 1888 г., стр. 150–168).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Основными средневековыми историками были Григорий Турский (ум. 595), написавший историю франкской церкви; достопочтенный Беда (ум. 735), отец английской церковной истории; Павел Диакон (ум. 799), летописец лангобардов; Адам Бременский, лучший знаток истории скандинавской церкви с 788 по 1072 г.; Хаймо (Хеймо, Аймо), монах из г. Фульда, впоследствии епископ Хальберштадтский (ум. 853), который в десяти книгах описал, в основном опираясь на Руфина, историю первых четырех столетий ( Historiae Sacrae Epitome); Анастасий Библиотекарь (ок. 872), один из авторов «Жизни понтификов» (Liber Pontificalis), то есть жизнеописаний пап до Стефана VI (ум. 891); Бартоломео из Лукки (ок. 1312), который составил общую историю церкви от Христа до 1312 г.; св. Антонин (Антонино Пьероцци), архиепископ Флоренции (ум. 1459), автор крупнейшего средневекового труда по светской и священной истории (Summa Historialis), охватывающего период от сотворения мира до 1457 г. Историческая критика возникла с возрождением литературы, и ее первыми отголосками стали сомнения Лоренцо Баллы (ум. 1457) и Николая Кузанского (ум. 1464) относительно подлинности «Константинова дара», «Исидоровых декреталий» и некоторых других документов, подлинность которых ныне отрицается столь же единодушно, как некогда была признаваема. IV. Римско–католические историки Потрясение Реформации в XVI веке пробудило Римско–католическую церковь к бурной деятельности в области истории и в других отраслях богословия и вызвало к жизни несколько сочинений, авторы которых отличались высокой эрудицией и знанием древностей, но были движимы, скорее, любовью к папству и ненавистью к протестантизму, нежели чисто историческим интересом. Лучшие историки этой эпохи были либо итальянцами, ультрамонтанами по духу, либо французами, в основном сторонниками более либерального, но не столь последовательного галликанства. а) Итальянцы Первым в этом ряду стоит кардинал Цезарь Бароний (ум. 1607) с его «Церковными анналами» (Annales Ecclesiastici, Rom. 1588 sqq.) в 12 т. ин–фолио, отдавший этой работе тридцать лет неустанного труда. Он успел довести историю лишь до 1198 г., но его работу продолжили Рейнальди (до 1565 г.), Ладерки (до 1571) и Тейнер (до 1584).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010