Между богами добрыми славился более прочих Святовид, которого храм был в городе Арконе, на острове Рюгене, и которому не только все другие Венды, но и Короли Датские, исповедуя уже Христианскую Веру, присылали дары. Он предсказывал будущее и помогал на войне. Кумир его величиною превосходил рост человека, украшался одеждою короткою, сделанною из разного дерева; имел четыре головы, две груди, искусно счесанные бороды и волосы остриженные; ногами стоял в земле, и в одной руке держал рог с вином, а в другой лук; подле идола висела узда, седло, меч его с серебряными ножнами и рукояткою. – Гельмольд рассказывает, что жители острова Рюгена обожали в сем идоле Христианского Святого, именем Вита, слышав о великих чудесах его от Корбейских Монахов, которые хотели некогда обратить их в истинную Веру. Достойно замечания, что Иллирические Славяне доныне празднуют день Св. Вита с разными языческими обрядами. Впрочем, Гельмольдово предание, утверждаемое и Саксоном Грамматиком, не есть ли одна догадка, основанная на сходстве имен? Для того, по известию Мавро-Урбина, один из Христианских Князей в Богемии выписал мощи Св. Вита, желая обратить к ним усердие народа своего, который не преставал обожать Святовида. Привязанность не только Бальтийских, но и других Славян к сему идолослужению доказывает, кажется, древность оного. Народ Рюгенский поклонялся еще трем идолам: первому – Рюгевиту, или Ругевичу, богу войны, изображаемому с семью лицами, с семью мечами, висевшими в ножнах на бедре, и с осьмым обнаженным в руке (дубовый кумир его был весь загажен ласточками, которые вили на нем свои гнезда); второму – Поревиту, коего значение неизвестно и который изображался с пятью головами, но без всякого оружия; третьему – Поренуту о четырех лицах и с пятым лицем на груди: он держал его правою рукою за бороду, а левою за лоб, и считался богом четырех времен года. Главный идол в городе Ретре назывался Радегаст, бог странноприимства, как некоторые думают: ибо Славяне были всегда рады гостям. Но сие толкование кажется несправедливым: он изображался более страшным, нежели дружелюбным: с головою львиною, на которой сидел гусь, и еще с головою буйвола на груди; иногда одетый, иногда нагой, и держал в руке большую секиру. Надписи Ретрского истукана его доказывают, что сей бог хотя и принадлежал к числу добрых, однако ж в некоторых случаях мог и вредить человеку. Адам Бременский пишет о золотом кумире и пурпуровом ложе Радегаста; но мы должны сомневаться в истине его сказания: в другом месте сей Историк уверяет нас, что храм Упсальский весь был сделан из золота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Все прочие недоразумения, по которым не соглашаются отнести это событие к нашим руссам, а приписывают ругийцам, разрешаются уже весьма удобно. «Ни один, – говорят, – из западных летописцев не называет сие посольство от великой княгини Ольги, а от Елены». Но Ольга уже и была в то время (т. е. в 959 г.) Еленою, следовательно, эта точность должна напротив служить новою порукою за то, что дело идет о нашей великой княгине. «Если бы это так случилось, то преподобный Нестор, верно, не преминул бы поместить в своей летописи важное известие об отступничестве руссов от христианской веры и покушении на жизнь первого епископа Русской Церкви». Но отступничества здесь не было никакого: Адальберт не был прошен и не был принят епископом в Россию. «Если бы в самом деле наша Ольга перешла в недра католической Церкви, то ужели отступницу от православия причла бы Восточная Церковь к лику святых?» Но, повторяем, отступничества здесь вовсе не было: Римского епископа Ольга не просила, и не приняла, и до конца жизни оставалась самою ревностною блюстительницею православной веры и благочестия. «Адам Бременский, летописец саксонский, исчисляя епископства ругийского апостола Альберта, им основанные, ограничивается городами и землями саксо-славянскими; ни Киевского, ни Новгородского епископства, которое бы подчинено было Альберту, нигде не приводится». Но Альберта у нас не приняли, он не основал у нас ни Киевского, ни Новгородского епископства, потому они и не могли быть подчинены ему. «Кромер преясно говорит, что Адальберт архиепископ 12 лет проповедовал христианскую веру на Эльбе, а не в России; сам папа, возводя его на Магдебургскую митрополию и исчисляя его подвиги, говорит, что он проповедовал за Лабой и Салой соседним славянам, а Адам Бременский исчисляет основанные Альбертом епископства между Эльбой, Эйдером и рекою Пеною, следовательно, все к западу от реки Одера, – там, где обитали ругийцы». Но все это совершил Альберт уже после того, как от нас был изгнан, что преясно видно из слов самого же Дитмара и частик) папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все прочие недоразумения, по которым не соглашаются отнести это событие к нашим руссам, а приписывают ругийцам, разрешаются уже весьма удобно. “Ни один, – говорят, – из западных летописцев не называет сие посольство от великой княгини Ольги, а от Елены”. Но Ольга уже и была в то время (т. е. в 959 г.) Еленою, следовательно, эта точность должна напротив служить новою порукою за то, что дело идет о нашей великой княгине. “Если бы это так случилось, то преподобный Нестор, верно, не преминул бы поместить в своей летописи важное известие об отступничестве руссов от христианской веры и покушении на жизнь первого епископа Русской Церкви”. Но отступничества здесь не было никакого: Адальберт не был прошен и не был принят епископом в Россию. “Если бы в самом деле наша Ольга перешла в недра католической Церкви, то ужели отступницу от православия причла бы Восточная Церковь к лику святых?” Но, повторяем, отступничества здесь вовсе не было: Римского епископа Ольга не просила, и не приняла, и до конца жизни оставалась самою ревностною блюстительницею православной веры и благочестия. “Адам Бременский, летописец саксонский, исчисляя епископства ругийского апостола Альберта, им основанные, ограничивается городами и землями саксо-славянскими; ни Киевского, ни Новгородского епископства, которое бы подчинено было Альберту, нигде не приводится”. Но Альберта у нас не приняли, он не основал у нас ни Киевского, ни Новгородского епископства, потому они и не могли быть подчинены ему. “Кромер преясно говорит, что Адальберт архиепископ 12 лет проповедовал христианскую веру на Эльбе, а не в России; сам папа, возводя его на Магдебургскую митрополию и исчисляя его подвиги, говорит, что он проповедовал за Лабой и Салой соседним славянам, а Адам Бременский исчисляет основанные Альбертом епископства между Эльбой, Эйдером и рекою Пеною, следовательно, все к западу от реки Одера, – там, где обитали ругийцы”. Но все это совершил Альберт уже после того, как от нас был изгнан, что преясно видно из слов самого же Дитмара и частию папы 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Рубрики Коллекции «Православного священника убили за отказ принять католичество»: из истории западного миссионерства в Прибалтике 2 мин., 20.01.2024 Поделиться В 1907 году, за десять лет до начала тяжелейших гонений на Русскую Церковь, в самом центре Петербурга был освящен храм во имя святого Исидора Юрьевского, принявшего вместе со своими прихожанами мученическую смерть за веру православную. В его строительстве участвовали и святой Иоанн Кронштадтский, и даже сам Николай II. А через 30 лет настоятеля этой церкви протоиерея Александра Пакляра расстреляли… Спасение поневоле? В 1472 году священник Никольской церкви Юрьева Ливонского (Дерпт, ныне Тарту в Эстонии) Исидор был убит за отказ принять католичество. Для славянской Прибалтики это было дикостью. Во всяком случае, русские князья, налагая дань на местные племена, никогда не вмешивались в их религиозную и внутриполитическую жизнь. Православие не насаждалось насильно, к нему присоединялись только те, кто хотел. Уже в первой половине XII века в Новгородской и Псковской епархиях существовали правила оглашения новокрещеных эстов. Сщмч. Исидор Юрьевский Но в начале XIII века северную Эстонию завоевала Дания, а южную — сначала Тевтонский орден, а потом — Орден меченосцев. В отличие от западных проповедников русские священники действовали в «чисто апостольском духе»— эту черту православного миссионерства в Прибалтике подчеркивали практически все авторы, писавшие на эту тему. А о характере западного миссионерства немецкий историк XI века Адам Бременский писал: «Прибалтийские славянские племена, без сомнения, давно были бы обращены в христианскую веру, если бы не препятствовало тому корыстолюбие саксонцев, которых душа больше чувствует охоты к десятинам, чем к обращению язычников. Они новообращенных христиан в Славонии сперва возмутили корыстолюбием, потом, покорив, довели до бунта жестокостью, и   теперь, домогаясь только денег, нерадят о спасении тех, кто и захотел бы уверовать». Крещение в жизнь вечную По договору, заключенному в1463 году Московским великим князем Иваном III c Ливонским орденом, последний обязался оказывать православным в Дерпте всяческое покровительство. Но ливонцы договор нарушили и стали буквально насильно загонять православных в унию.

http://foma.ru/pravoslavnogo-svjashhenni...

Со вступлением на престол герм. кор. Генриха II (1002-1024, имп. с 1014), преемника Оттона III, ситуация радикально изменилась. В 1002 г. Б. X. захватил имперские полабские марки Лужица (Лаузиц) и Мильско, а в 1003 г. Чехию и Моравию, вмешавшись в междоусобие пражских князей, причем отказался признать захваченные территории леном империи. Это привело к продолжавшейся с короткими перерывами до нач. 1018 г. немецко-польск. войне. Против Б. X. сложилась мощная коалиция, в к-рую помимо Германии вошли Венгрия, Чехия (ее Б. X. вынужден был оставить в 1004), языческий племенной союз лютичей и на последнем этапе Русь киевского кн. Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Война завершилась в целом благоприятно для Б. X.: он удержал полабские марки, хотя утратил контроль над завоеванной к рубежу X-XI вв. частью Поморья (ок. 1005 Колобжегская епархия оказалась de facto ликвидированной), а в 1018-1022 гг. ему пришлось отказаться от Моравии. Несмотря на то что имперская программа Оттона III не была осуществлена, Б. X. пытался продолжать миссионерскую деятельность, поддержав, в частности, в кон. 1008 - нач. 1009 г. прусскую миссию св. Бруно Кверфуртского (о причастности Б. X. к отправленной тем же Бруно, видимо, также из Польши ок. 1005 швед. миссии с определенностью судить трудно). В послании к Генриху II в 1008 г. Бруно превозносит Б. X. как образцового христ. правителя, упрекая герм. короля в недостойном союзе с язычниками-лютичами. В 70-х гг. XI в. хронист Адам Бременский называл Б. X. «христианнейшим королем» (rex christianissimus: Adam v. Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Sehmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 95. Schol. 24); аналогичная формула «воин Христов» (athleta Christi) находится и в надгробной надписи Б. X. Вместе с тем у Галла Анонима ( Gall. I. 19) и в Киево-Печерском патерике (Слово 30 «О прп. Моисее Угрине») содержатся сведения о конфликте между Церковью и Б. X., очевидно, ближе к концу правления последнего: об интердикте, наложенном на всю страну первым Гнезненским архиеп. св. Гауденцием (братом св. Адальберта Пражского), о том, что Б. X. «въздвиже гонение велие на черноризци и изъгна вся от области своеа».

http://pravenc.ru/text/149681.html

В кон. I тыс. земли куршей (совр. Западная Л.), ливов и латгалов (по Даугаве) стали объектом торговой и военной экспансии викингов. В XI в., согласно летописным источникам, Даугава попала в сферу интересов Древнерусского гос-ва. К 60-м гг. XI в. в даннической зависимости от Полоцкого княжества оказались земли латгалов и ливов по Даугаве, а также земгалов (освободились в нач. XII в.). С нач. XII в. дань Новгороду платили латгалы, проживавшие на территории совр. Сев. Л. Источники называют данниками Руси также и куршей. Связи с Зап. Европой и Русью оказали большое влияние на развитие социально-дифференцированного общества. В нач. II тыс. на территории совр. Л. образовались административно-территориальные объединения, которые в дальнейшем превратились в феодальные республики (у куршей и курземских ливов) или раннефеодальные монархии (у ливов по Зап. Двине и Гауе, у земгалов, селов и латгалов): на рубеже XII и XIII вв. сложились латгальские протогос. образования в областях Талава (Толова) и Адзеле; к кон. XII в. на Зап. Двине возникли княжества Ерсика (Герцике) и Кокнесе (Кукенойс) - данники Полоцка. В этот период сформировался пантеон языческих богов, среди к-рых главенствовал Перконс (бог грома и молнии; см. ст. Перун ). Проникновение христианства началось в XI в. Хронист Адам Бременский под 1076 г. упоминает католич. церковь на побережье Курземе, к-рую соорудили дат. купцы для своих нужд. Однако степень влияния католичества в среде местных куршей и ливов неизвестна. Князья Ерсики и Кокнесе и их окружение были православными. Судя по археологическим данным (находки языческого святилища на городище Асоте и погребения по языческим обрядам в могильниках Ерсики и Кокнесе), христианство здесь сосуществовало с язычеством. В Ерсике и, вероятно, в Кокнесе в нач. XIII в. были правосл. церкви. О знакомстве местного населения с Православием («русской верой») свидетельствуют находки нательных крестиков, медальонов с изображением св. Георгия, энколпионов. Они встречаются в основном на землях латгалов и даугавских ливов - в ареале древнерус. влияния, в основном в женских погребениях в составе ожерелья. Им могло придаваться сакральное значение, так же как и символам языческого культа. Большинство крестиков производилось местными мастерами, к-рые заимствовали форму изделия, но оформление отвечало местным художественным канонам.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Ведь по рассказам, были то два короля в Ютландии, третий на Фюне, четвертый на Зеландии, пятый в Сконе, то два над всей Данией, то один над всей Данией, то один разом и над всей Англией, и над Данией...» (Роскилльская хроника. III). Кор. Кнуд I Великий с супругой перед алтарным крестом - даром новому собору в Уинчестере. Миниатюра из Liber Vitae. Ok. 1031 г. (Lond. Brit. Lib. Ms. 944) Кор. Кнуд I Великий с супругой перед алтарным крестом - даром новому собору в Уинчестере. Миниатюра из Liber Vitae. Ok. 1031 г. (Lond. Brit. Lib. Ms. 944) С восшествием на престол франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840) разрозненные попытки обратить скандинавов в христианство сменились продуманной гос. политикой, осуществление к-рой связано с именами Реймсского архиеп. Эбона и Ансгара , еп. (831) и архиеп. Гамбургского (832-864), а затем Гамбургского и Бременского (864-865). В 822 г. Эбон получил от папы Римского Пасхалия I полномочия возглавить миссионерскую деятельность в сев. странах. Известно, что осенью 823 г. Эбон уже возвратился вместе с посольством императора из Д., где окрестил нек-рых датчан. Проповедники скорее всего посетили только Юж. Ютландию (обл. Шлезвиг), к-рой владел тогда вассал Людовика Благочестивого конунг Харальд Клак. В 826 г. изгнанный из Д. Харальд Клак, стремившийся найти союзника в лице франк. императора, вместе с 400 спутниками принял крещение в Ингельхайме, принеся вассальную присягу императору. Этот успех побудил имп. Людовика направить в Д. св. Ансгара, который в 827 г. прибыл в Хедебю, а затем направился в Бирку (Швеция). Распространение христианства в Сев. Европе стало главной задачей основанного в 832 г. архиеп-ства в Гамбурге; первым архиепископом стал Ансгар. Больших успехов Ансгар достиг в 849-850 гг. Он проповедовал в Хедебю и получил разрешение конунга Хорика I построить там церковь. Через 4 года была открыта 2-я церковь в Рибе. К 873 г. власть над Д. делили конунги Сигфрид и Хальвдан. По словам Адама Бременского, мн. властители занимались морским разбоем на границах Франкского гос-ва ( Adam Bremensis. Gesta. I 37). В 891 г. правителем Д. стал конунг Хельги, принявший христианство. Адам Бременский называет его набожным и справедливым королем (Ibid. I 48). Хельги был последним представителем династии Скьёльдунгов, к-рую сменили конунги - выходцы из Свеаланда, под их властью находилась юж. часть Ютландии. В 934 г. герм. кор. Генрих I Птицелов вторгся в Д., обложил население данью и заставил кор. Гнупу (Кнуда) принять крещение. Прибывший в 935 г. в Д. Гамбургский архиеп. Унни застал во главе гос-ва яростного противника христ. веры кор. Горма Старого, который убил Гнупу и др. претендентов на власть.

http://pravenc.ru/text/171341.html

VII, c. 52). Таким образом, весьма возможно допустить, что Владимир до христианства действительно неумеренным образом предан был пороку сластолюбия, но из этого ничего не будет следовать, так как предан был вместе со всеми другими, а не исключительно против других. Но за тем, есть основания думать, что между Норманнами нашими Русскими или Киевскими во время Владимира уже не господствовало прежнего невоздержания, и что и сам Владимир уже не был до принятия христианства тем сластолюбцем, какими могли быть его предшественники. (И каким, может быть, и представляет его Титмар по общим слухам об этих последних). Малушу или Малку, мать Владимирову, за то, что она позволила себе вступить в связь со Святославом, Ольга отослала в гневе в село Будутино (Никоновская летопись I, 54). Митрополит Иларион, монах Иаков и преподобный Нестор, когда говорят, что Владимира расположила к принятию христианства благодать Св. Духа, как будто устраняют мысль о нём, как о тяжком грешнике в язычестве (Когда второй говорит, что Владимир, став христианином, каялся о прежних грехах своих: „акы зверь бях, много зла творях в поганьстве и живях якы скоти наго”, то, может быть, намекает на языческое сластолюбие, а может быть – просто разумеет нечистоту языческой жизни, как таковой). Что касается до того, чтобы Владимир приводил к себе чужих замужних жён и растлевал девиц (подразумевается, – дочерей свободных людей), то Адам Бременский говорит: Capitali pena mulctatur (у Норманнов), si quis uxorem alterius congoverit aut vi oppresserit virginem, Lib IV c. 21. Для объяснения того, что Владимиру усвояется это привожение чужих жён и растлевание девиц, может быть, должны быть приняты в соображение те известия о Норманнах, что они, делая свои разбойничьи набеги на другие народы, uxores stuprabant, puellas devirginabant, – Dudo Viromandensis De moribus et actis primorum Normanniae ducum libri tres, Lib. I нач., y Миня в Патрологии t, 141 p. 622). 275 Т. е. говорящей, что Владимир взял Киев вследствие измены воеводы Ярополкова Блуда, прельстившегося на обещания Владимира, и при этом прямо прибавляющей, что Блуд сам было хотел убить Ярополка, но не решился это сделать, боясь граждан («сам мысля убити Ярополка, гражаны же не бе лзе убити его»: а мнимая Иоакимова летопись: «Ярополк не любим есть у людей, зане христианом даде волю велику»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деятели Римско-католической Церкви АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВЕРГЕРИЙ Петер Пауль (Пьетро Паоло) (1498-1565), папский нунций, позже лютеран. теолог и политический деятель ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма

http://pravenc.ru/rubrics/130161.html

Среди античных сочинений, содержащих описания собакоголовых людей, наибольшую популярность получил «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена, повествующий о многочисленных народах, встреченных Александром Великим на пути в Индию. В романе кинокефалы описаны как дикий народ, гиганты-людоеды, обитающие на границе мира. Переводы, вариации и пересказы «Романа об Александре» послужили главным источником сведений о фантастических народах в средневековье. Описание Псевдо-Каллисфена позволило Псевдо-Мефодию Патарскому отождествить кинокефалов с армиями Гога и Магога ( Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в визант. и славяно-рус. литературах. М., 1897. С. 20). В Зап. Европе кинокефалов могли связывать с гуннами, с парфянами, со скифами, с аланами, с монголами и др. народами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона рассказано о том, как лангобарды успешно использовали слух о присутствии в своем войске свирепых кинокефалов, чтобы напугать противников ( Paul. Diac. Hist. Langobard. I 11-13). По мере того как расширялась известная европейцам география, множились и предположительные места обитания кинокефалов. Помимо традиц. размещения в Индии (Гонорий Отёнский, Марко Поло, Иордан из Северака, Одорик из Порденоне) назывались некий сев. остров («Космография Этика Истра», VIII в.; Чекин. 1999. С. 200-201), возможно находящийся в Балтийском м. (XI в.; Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви//Из ранней истории шведского народа и гос-ва. М., 1999. С. 91), мыс на Скандинавском п-ове (Херефордская карта мира; ок. 1285, собор г. Херефорд, Великобритания), юг Африки (Эбсторфская карта мира; XIII в., не сохр.), северо-восток Руси (карта Пьера Деселье; 1550, Lond. Brit. Lib. Add. 24065). Дж. дель Плано Карпини и Бенедикт Поляк, участники дипломатической миссии к монг. хану в сер. XIII в., упоминали кинокефалов в рассказе о завоеваниях монголов ( Плано Карпини Дж., дель. История Монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в Восточные страны/Пер.: А. И. Малеин. М., 1957. С. 42). Известие о собакоголовом народе включил в описание своего путешествия Христофор Колумб. Изображения кинокефалов помещались на средневек. картах мира (лат. mappae mundi), иллюстрациях к географическим трактатам и энциклопедиям (напр., миниатюра сер. XIV в. из кн. «La fontaine de toutes sciences» - Amsterdam. Bibliotheca Philosophica Hermetica. MS 116. Fol. 1).

http://pravenc.ru/text/1684666.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010