Обращение Сербской Церкви к предстоятелям Православных Поместных Церквей и другим Церквам, религиозным объединениям и организациям Белград, 15 сентября 2011 г. Письмо с внеочередного совместного заседания Священного Архиерейского Синода и Совета по Косово и Метохии Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, направленное предстоятелям автокефальных Православных Церквей, а также главе Римско-католической Церкви, архиепископу Кентерберийскому, генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей и генеральному секретарю Конференции Европейских Церквей: «Как известно Вам и всем, после бомбардировок Сербии и Черногории (1999 г.) и погрома на территории Косово и Метохии, совершенного албанскими террористами в 2004 году, было разрушено более 150 православных храмов, изгнано несколько сотен тысяч православных сербов, из которых лишь незначительное число вернулось сейчас к своим вековым очагам. В наши дни нависла новая непосредственная угроза для мира и безопасности в Косово и Метохии. А именно: в целях постепенного завершения процесса одностороннего провозглашения албанцами независимости Косова, вопреки действующей резолюции ООН 1244, готовится новое насилие над сербами, особенно живущими в северной части Косово, путем прекращения его связи с центральной Сербией. Если, не дай Бог, это произойдет, притом при помощи КФОР и ЕУЛЕКС, ответственных перед ООН и Европейским сообществом за мир и безопасность всех на территории Косово и Метохии, это, несомненно, приведет к окончательной этнической чистке православных сербов и других неалбанских общин на этой территории, являвшейся всегда и являющейся и сегодня сердцем сербского государства, нашей Церкви и нашего православного сербского народа. Поэтому молим Ваше Святейшество о Вашей молитвенной помощи и о молитвенной помощи Вашего благочестивого народа, как и о том, чтобы Вы сделали все от Вас зависящее для того, чтобы предотвратить насилие и помочь всем ответственным за мир, чтобы они мирным образом с помощью переговоров нашли пути разрешения сложившейся ситуации и пришли к разумному справедливому преодолению трагического кризиса, который на протяжении длительного времени угрожает миру на Балканах и в Европе».

http://pravoslavie.ru/48681.html

Собрание 1–3 сентября 2011 г. в Фанаре Древних Патриархатов под председательством Константинопольского Патриарха проясняет картину. Цель и атмосфера Собрания выражена в «Послании Собрания Предстоятелей древнейших Патриархатов» : «Мы, на кого возложена ответственность управления и пастырского руководства исторически древнейшими Церквями, основанными Апостолами Христовыми и провозглашенными автокефальными на Вселенских Соборах единой неразделенной Церкви, собрались здесь, дабы возродить древний обычай, а также обменяться мнениями и оказать друг другу любовь и поддержку в связи с последними событиями на исторических территориях тех географических областей, где Провидению Божию было угодно с древнейших времен поместить наши Церкви» . Это утверждение свидетельствует о продолжающемся общении на всех уровнях собравшихся в Фанаре иерархов и их Церквей — Церквей Средиземноморского региона. Преимущества этого взаимообщения перед общением с другими Поместными Церквями очевидны и налицо: апостольское происхождение, древнее происхождение автокефальных Церквей единой, неразделенной Церкви, которые выделяются (иначе о них не было бы сказано особо) среди других автокефальных Церквей, возникших после разделения Западной и Восточной Церкви (1054 г.). Также акцентировано внимание на традиционности встречи («дабы возродить древний обычай»). Данное Собрание — неполное собрание Церковной полноты (без участия других Поместных Православных Церквей) — происходит не впервые и касается не только религиозных проблем Средиземноморского региона, но и политических вопросов. Вот некоторые примеры, демонстрирующие тесные взаимоотношения четырех Древних Патриархатов и Кипрской Церкви: 1) Длительное сосуществование Церквей во время Османского владычества, с окончанием которого некоторые территории (например, Северная Греция, Додеканесские острова) находились в юрисдикции Константинопольского Патриархата, затем Элладской Церкви. 2) Мелетий Метаксакис последовательно возглавлял три автокефальные Церкви: Кипрский архиепископ (1910–1918 гг.); Афинский митрополит (1918–1920 гг.); Константинопольский патриарх (1921–1923 гг.) .

http://bogoslov.ru/article/2239930

Патриарший Местоблюститель: Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле способствовала упрочению православного единства 25 января 2009 г. 14:30 25 января 2009 года в докладе на Архиерейском Соборе Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к важнейшим событиям последних месяцев Первосвятительского служения почившего Предстоятеля. В частности, владыка Кирилл отметил, что участие во встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле 10-12 октября 2008 года делегации Русской Православной Церкви, которую на заключительном заседании возглавил Святейший Патриарх Алексий, служило упрочению православного единства. «В соответствии с определением Архиерейского Собора, принятым в июне прошлого года, делегация Русской Православной Церкви в Стамбуле включала Предстоятелей Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата », — сообщил Патриарший Местоблюститель. Он также рассказал о достигнутом компромиссном решении: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. «Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Докладчик отметил, что конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена делегациями братских Поместных Церквей с пониманием и одобрением. «Встреча в Стамбуле предоставила возможность для литургического общения Предстоятелей Православных Церквей, а также для проведения переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем , на которых обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений, — рассказал Местоблюститель Патриаршего престола. — Прощаясь с Предстоятелем Константинопольской Церкви, Святейший Патриарх Алексий еще раз указал на особое значение церковного единства, к которому необходимо стремиться ради блага Вселенского Православия, с братской любовью и терпением преодолевая существующие разногласия». Пресс-служба Архиерейского Собора Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/538079.htm...

конференция, участники к-рой изложили понимание ими важнейших богословских вопросов и выработали план будущей богословской дискуссии. В окт. 1959 г. в Арнольдсхайне (ФРГ) прошло 1-е богословское собеседование представителей РПЦ и Евангелической Церкви Германии, положившее начало длительному диалогу с одной из влиятельных протестантских Церквей. Одновременно с установлением контактов с инославными конфессиями шло развитие отношений РПЦ с др. православными Церквами. В 1956 г. были восстановлены дружественные отношения с Сербской Православной Церковью, прерванные из-за советско-югославского конфликта в предшествующий период; начатые Н. в ходе его визита в Финляндию в 1953 г. переговоры с Финляндской Православной Церковью завершились в 1957 г. признанием РПЦ ее автономного статуса в юрисдикции К-польского Патриархата. Во многом это рассматривалось как жест доброй воли со стороны Русской Церкви по отношению к К-польской Церкви. Наиболее серьезной проблемой во взаимоотношениях с К-польским Патриархатом был отказ К-польского патриарха в признании священноначалия Поместных Церквей Восточной и Юго-Восточной Европы, находившихся в сфере влияния СССР: Польской, Чехословацкой, Болгарской и Албанской. В мае 1958 г. в Москве было созвано Совещание глав и представителей автокефальных Церквей, приуроченное к празднованию 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. В нем участвовали делегации 12 из 14 Поместных Церквей (кроме Кипрской и Иерусалимской), только 3 из прибывших делегаций не были представлены главами Церквей (К-польская, Элладская и Сербская, последняя - из-за проблем с югославским руководством). Руководители СССР планировали использовать новое совещание в своих интересах, о чем свидетельствует встреча 17 мая 1958 г. руководителя Советского государства Н. С. Хрущёва с патриархом Алексием I и Н. Хрущёв выразил пожелание, чтобы совещание приняло подготовленную Советом по делам РПЦ декларацию по проблемам защиты мира, хотя патриарх предлагал предоставить составление документа самим участникам совещания.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Таким образом, по смыслу 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил объектом церковной миссии являются конкретные люди, а не та или иная «территория» или «национальность». Люди же могут принадлежать к тем или иным народам, имеющим свой язык, свои особенности, и проживать на тех или иных территориях, находящихся в различных внешних условиях. Именно эти особенности и учитывают оба канона с точки зрения практической целесообразности для своих исторических эпох. Неизменным в обоих правилах остается одно: в качестве основы церковного строя утверждается гармоничное сочетание соборного и иерархического начал в жизни Церкви; единство и общение церквей должно обеспечиваться балансом между властью собора епископов и властью примаса. Какое же значение имеют приведенные соображения для решения стоящих сегодня перед Церковью актуальных проблем? Первое Реализация заложенных в 34-м Апостольском правиле принципов в перспективе исторического развития могла приводить и приводила к образованию не одного, а нескольких уровней церковной централизации. В решении вопросов, превосходящих компетенцию епархиального епископа, последний обращался к митрополиту. Необходимость применения лежащих в основе 34-го Апостольского правила принципов в новых условиях привела в начале IV-ro века к появлению 9-го правила Антиохийского Собора. Митрополии со временем объединялись в патриархаты. Патриархи становились как бы «митрополитами для митрополитов». В ходе дальнейшей централизации церковной системы конкуренция первенствующих патриарших кафедр – Рима и Константинополя – на уровне Вселенской Церкви привела в XI веке к печальному разделению Церквей. Вопрос о первенствующем епископе на универсальном уровне каноническим сознанием Церкви до конца разрешен не был. В ХХ веке Поместные Православные Церкви оказались в совершенно новых условиях, требующих от них оперативного и скоординированного решения многих вопросов и проблем, возникающих в сфере межцерковных и межправославных отношений. Следует признать, что стабильные механизмы решения подобных проблем в Православной Церкви отсутствуют до сих пор. Предложенная трактовка 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил не противоречит возможности реализации лежащего в их основе принципа на уровне Вселенской Церкви. Если экстраполировать указанный принцип на универсальный уровень, в решении вопросов, выходящих за рамки внутренней жизни автокефальных Церквей, особая координирующая роль могла бы принадлежать епископу признанного всеми первенствующего престола при условии соборного участия в принятии решений предстоятелей (непосредственно или через их полномочных представителей) остальных Поместных Церквей. Это могло бы существенно снизить остроту проблем, связанных с провозглашением и признанием новых автономий и автокефалий, скоординировать деятельность Поместных Церквей в окормлении диаспор и т.д.

http://bogoslov.ru/article/2607957

3. Один или несколько вице-председателей назначаются exofficio из епископов-членов собрания, представляющих непосредственно следующие по порядку Церкви согласно диптихам Православных Церквей. Секретарь, казначей и прочие ответственные лица избираются собранием и могут не иметь епископского сана. Статья 5 1. Полномочия епископского собрания таковы: а. Проявлять заботу о сохранении единства и о содействии Православной Церкви региона в ее богословской, экклезиологической, канонической, духовной, благотворительной, образовательной и миссионерской сферах деятельности. б. Координация представляющей общий интерес деятельности в области духовного окормления, катехизации, литургической жизни, издания религиозной литературы, массовой информации, церковного просвещения и т.д. в. Отношения с прочими христианскими Церквами и другими религиями. г. Все, что входит в круг обязанностей Православной Церкви в ее отношениях с обществом и государственными властями. д. Подготовка проекта устройства православных данного региона на канонической основе. 2. Определение сферы полномочий епископского собрания никоим образом не должно допускать вмешательства в епархиальную юрисдикцию каждого епископа и ограничивать права его Церкви, в том числе в ее отношениях с международными организациями, государственной властью, гражданским обществом, средствами массовой информации, другими конфессиями, государственными и межконфессиональными организациями, а также другими религиями. По вопросам языка, просвещения или пастырской деятельности какой-либо Церкви епископское собрание может сотрудничать со Священноначалием данной Церкви с тем, чтобы многообразие национальных традиций утверждало единство Православия в общении веры и союзе любви. Статья 6 1. Епископское собрание принимает к сведению избрание епископов региона, а также их отношение к Святейшим Православным автокефальным Церквам. 2. Епископское собрание изучает и определяет канонический статус тех местных общин региона, которые не имеют отношения к Святейшим православным Автокефальным Церквам.

http://patriarchia.ru/db/text/4362819.ht...

п. Если же кто либо из членов священного синода нарушит на заседаниях порядок и благочиние или окажется небрежным к исполнению своих обязанностей, экзарх, как председатель синода, имеет право на первый раз сделать ему келейно замечание и братское назидание; если же эта мера окажется недостаточною, то вторично делается ему замечание в самом заседании в присутствии других членов священного синода; а если он не исправится и после этого, то экзарх делает священному синоду формальное предложение о примерном наказании виновника. Но с другой стороны священному синоду предоставлено право принимать меры и против председателя, если он дозволит себе превысить свои председательские права или нарушить вообще требования устава. В этом случае, после нескольких напоминаний и предостережений, члены священного синода, с своей стороны, могут обращаться к министру исповеданий и просить его принять меры к исправлению виновного председателя; если же и влияние министра окажется недостаточным, то вместе с министром они могут ходатайствовать пред королем о лишении его экзаршеского звания. Если нарушителем благочиния и требований устава будет председательствующей в синоде заместитель экзарха, и частные замечания, сделанные ему, не окажутся достаточными для его исправления, то члены священного синода имеют право обратиться к экзарху с просьбою, чтобы он дал своему заместителю надлежащие советы, а если и такие советы будут бесплодными, то члены синода в праве потребовать от экзарха заменить этого заместителя другим лицом. Все постановления и решения священного синода неопустительно вносятся в протокол или журнал, который должен быть подписуем всеми присутствовавшими на заседаниях членами и скрепляем подписью секретаря священного синода и приложением синодской печати. Ведению священного синода, как высшей духовной власти, подлежат все церковные дела болгарского экзархата по законодательству, администрации и судопроизводству. Как и в уставах других православных автокефальных церквей, они разделяются на внутренние и внешние.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Письмо Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Патриарху Константинопольскому Варфоломею от 21 марта 2019 года 2 апреля 2019 г. 17:21 29 марта 2019 года на официальном интернет-портале  Албанской Православной Церкви   был опубликован  текст письма  Блаженнейшего  Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия  Предстоятелю  Константинопольской Церкви . Как отмечается во вводной части публикации, в своей предшествовавшей переписке с Константинопольским Патриархом Архиепископ Анастасий не получил ответа на недоумения, изложенные в  письме  от 14 января, где сообщалось о решении Священного Синода Албанской Церкви воздержаться от признания созданной Константинопольским Патриархатом так называемой «Православной церкви Украины». В опубликованном письме Блаженнейший Архиепископ Анастасий указал, в частности, на то, что решениями  Патриарха Варфоломея  по украинскому вопросу не было достигнуто уврачевание разделения, при этом возникла опасность разделения Вселенского Православия. Особое внимание Его Блаженство уделил проблеме апостольского преемства принятых Константинопольским Патриархатом в общение украинских раскольнических лидеров и их последователей. Текст письма ниже приводится полностью. Всесвятейший и Божественнейший Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх г-н Варфоломей, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашего смирения. Ваше Божественнейшее Всесвятейшество о Господе лобызая, мы с превеликим удовольствием приветствуем. С большим интересом ожидая Ваш ответ на озабоченность Автокефальной Православной Церкви Албании в отношении Предстоятеля новой Автокефальной Православной Церкви Украины, мы получили Ваше письмо от 20 февраля 2019 года и на заседании нашего Священного Синода 7 марта с.г. обстоятельно изучили его содержание. В силу огромной важности этого вопроса мы неизменно с искренним уважением обязаны дать некоторые объяснения и разъяснения. 1. В нашем письме от 14 января с.г. не было никаких сомнений в отношении ответственности и права Вселенского Патриарха предоставлять автокефалию всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. Наш вопрос касался, главным образом, процедуры и, в частности, одной крайне важной для православной экклесиологии проблемы. Очевидно, что содержание первых страниц Вашего ответного письма не имеет никакого отношения к сформулированному нами недоумению. И потому мы никоим образом не будем здесь упоминать о нем, а просто ограничимся тем, что, не находясь под каким-либо влиянием аргументации других автокефальных Церквей, отметим только три вопроса, которые имеют непосредственное отношение к духовной традиции и сознанию Православной Церкви: 1) Божественная Евхаристия; 2) апостольское преемство и 3) соборность.

http://patriarchia.ru/db/text/5403657.ht...

Румынская же Патриархия ставит своё признание англиканских рукоположений в зависимость от принятия всей Англиканской церковью решений англикано-румынской богословской конференции 1935 г. Такого принятия не последовало до сих пор. Более того, в этой связи, огромное значение имеет Московское Совещание 1948 года, в котором участвовало большинство автокефальных церквей и которое вынесло отрицательное решение о действительности англиканского священства. Нельзя также согласиться с формулировкой Константинопольского и некоторых других решений, согласно которым англиканские рукоположения имеют для Православной Церкви такую же действительность, как и рукоположения римско-католические, армянские и старо-католические. Подобное приравнивание не убедительно. Так как у армян и римо-католиков сохранилось древнецерковное священство с признанием его таинством и с верою в евхаристическую жертву. Нужно отметить, что у армян все это сохранилось в более чистом виде, у римо-католиков со многими богословскими искажениями, не затрагивающими, однако, существа священства, чего отнюдь нельзя сказать об англиканцах. В таком же соответствии с принципиальным отношением к англиканской иерархии должна быть и практика Православной Церкви в отношении к переходящим в Православие лицам в англиканском сане. а) Их нельзя принимать в сущем сане. Как мы это делаем в отношении с армянами и римо-католиками. б) Они должны быть рукополагаемы православными иерархами. Только когда они сами того хотят. В противном случае они могут быть приняты только в качестве мирян. Таковы решения Св. Синода Русской Православной Церкви от 1904 г. Кстати, об этот свидетельствует практика Православной Церкви от самого начала англиканства до наших дней. Пример: рукоположение перешедшего в Православие англиканского священника о. Варнавы (Яна) Бартона в 1961 г.т в Париже. Не было вообще ни одного случая, чтобы англиканский священник был принят в Православие в сущем сане, даже со стороны автокефальных церквей, признавших англиканское священство. Мнение митрополита Филарета Московского было: «что, только в случае принятия Англиканской Церковью православной веры в её едином целом, можно было бы себе представить массовый переход англикан в Православие и принятие их иерархии и духовенства в сущем сане, в порядке особой церковной икономии».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«Очевидное политическое давление с обеих сторон подрывает духовный авторитет Православной Церкви, а мобилизация безответственных людей для высмеивания тех, кто выражает отличные мнения, и в то же время лести тем, кто их поддерживает, подрывает межправославный диалог в критический для Православия момент. Некоторые церковные круги выражают надежду, что все Православные Церкви будут постепенно признавать получателя томоса. Более того, даже если некоторые Автокефальные Церкви признают его, несколько других заявили в своих публичных заявлениях, что они будут продолжать отказываться делать это», - пишет архиепископ Анастасий. По его словам, в итоге раскол этнофилетизма (на греков, славян и тех, кто желает гармоничных отношений со всеми) наносит серьезный удар по многонациональному, многокультурному и экуменическому характеру Православия. «Время не обязательно исправляет и лечит церковные расколы; скорее это углубляет и увековечивает их», - считает он. По его словам, решения есть. «Они, конечно, не будут достигнуты путем обмена оскорбительными и угрожающими текстами, ни посредством внецерковных вмешательств, они не могут быть навязаны в одностороннем порядке и не придут автоматически с течением времени. Каждая задержка ухудшает и без того болезненную ситуацию», - считает архиепископ Анастасий. Владыка заявил, что единственным ключом к выходу из кризиса является основополагающий принцип соборности, который всегда лежал в основе развития Православной Церкви, и представителям всех Православных Церквей необходимо собраться вместе, во взаимном уважении и с единственной целью найти мирное соглашение, приемлемое для всей Православной Церкви. «Чем дольше откладывается проведение Всеправославного собора, тем опаснее становятся многочисленные расколы в православном мире. Современные технологии усиливают шум, растерянность и смятение среди православных, и доверие к Православию в современном мире уменьшается», - говорится в Послании. «Инициатива исцеления новой реальности несомненно принадлежит Вселенскому патриархату. Но все Автокефальные Церкви, все без исключения православные, несут ответственность за содействие примирению», - заявил архиепископ Анастасий, по словам которого, примирение принесет мир миллионам верных людей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/25/vs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010