Порядок диптихов исторически менялся. В течение первого тысячелетия церковной истории первенство чести принадлежало Римской кафедре. После разрыва евхаристического общения между Римом и Константинополем в середине XI века первенство в Православной Церкви перешло к следующей в порядке диптиха кафедре — Константинопольской. С тех пор вплоть до настоящего времени первенство чести в Православной Церкви на вселенском уровне принадлежит Патриарху Константинопольскому как первому среди равных Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Источником первенства чести на уровне Вселенской Церкви является каноническое предание Церкви, зафиксированное в священных диптихах и признаваемое всеми автокефальными Поместными Церквами. Содержательное наполнение первенства чести на вселенском уровне не определяется канонами Вселенских или Поместных соборов. Канонические правила, на которые опираются священные диптихи, не наделяют первенствующего (которым во времена Вселенских соборов был Римский епископ) какими-либо властными полномочиями в общецерковном масштабе», - говорится далее. «Экклезиологические искажения, приписывающие первенствующему на вселенском уровне иерарху функции управления, - отмечает Синод, - свойственные первенствующим на других уровнях церковной организации, в полемической литературе второго тысячелетия получили наименование " папизма " ». «В силу того, что природа первенства, существующего на разных уровнях церковного устройства (епархиальном, поместном и вселенском), различна, функции первенствующего на разных уровнях не тождественны и не могут переноситься с одного уровня на другой. Перенесение функций служения первенства с уровня епископии на вселенский уровень, по существу, означает признание особого вида служения — " вселенского архиерея " , обладающего учительной и административной властью во всей Вселенской Церкви. Таковое признание, упраздняя сакраментальное равенство епископата, приводит к появлению юрисдикции вселенского первоиерарха, о которой ничего не говорят ни священные каноны, ни святоотеческое предание и следствием которой становится умаление или даже упразднение автокефалий Поместных Церквей. В свою очередь, распространение того первенства, которое присуще предстоятелю автокефальной Поместной Церкви (по 34-му Апостольскому правилу), на вселенский уровень наделило бы первенствующего во Вселенской Церкви особыми полномочиями вне зависимости от согласия на это Поместных Православных Церквей. Подобное перенесение понимания природы первенства с поместного уровня на вселенский потребовало бы и соответствующего перенесения процедуры избрания первенствующего епископа на вселенском уровне, что привело бы уже к нарушению права первенствующей автокефальной Поместной Церкви самостоятельно выбирать своего Предстоятеля», - отмечается в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/11/o_...

На основании всего вышесказанного можно установить, как определяется отношение Православия к другим христианским исповеданиям. Прежде всего, Православие сознает себя истинною Церковью, находящейся в обладании полноты и чистоты церковной истины в Духе Святом. Отсюда вытекает основное его отношение ко всем другим исповеданиям, как отколовшимся — непосредственно или посредственно — от церковного единства: оно может стремиться лишь к одному — оправославить весь христианский мир так, чтобы все исповедания влились в единое русло вселенского православия. Это не есть дух прозелитизма или империализма, это есть сама логика вещей, ибо истина едина, и она не может мерить себя полуистинами. И это не означает и горделивого надмения, потому что хранение истины вверяется не по заслугам, но по избранию, и история избранного народа, так же как и Православия, достаточно показывает, как мало достойны его могут быть эти хранители. Но истина неумолима и непреклонна, и она не терпит компромиссов. Однако, как же понимается это оправославление всего христианского мира? Есть ли это, прежде всего, вступление в определенную церковную организацию, завоевание церковного империализма, как это с неизбежностью оказывается для Церкви римско-католической? Но в Православии даже и нет такой единой церковной организации, к которой можно было бы присоединиться, ибо оно представляет систему автокефальных поместных церквей, находящихся в связи между собою. Разумеется, единичные присоединения к православию чрез вступление в одну из поместных церквей всегда бывали и бывают, но этим не решается вопрос о взаимоотношении церковных общин или исповеданий. Последний мог бы быть разрешен лишь через то, что эти общины, сохраняя свои исторические, национальные и местные черты, чрез приближение к Православию в учении и жизни, оказывались бы способны вступить в единство вселенской Церкви в качестве одной из автономных или автокефальных церквей. Это внешнее присоединение к Православию предполагает, конечно, и наличие внутреннего к тому движения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

См. также: Совершил ли св. Киприан Карфагенский переворот в учении Церкви? Великая война и вызванные ею потрясения с новой силой возбудили в христианском мире никогда не умирающую жажду своего единства. Православие в лице своих автокефальных церквей приняло участие в этих новых попытках христиан восстановить братское общение друг с другом. Участие его представителей в Движениях и организациях, стремящихся к соединению разрозненных современных конфессий в лоне Единой Вселенской Церкви, ставит перед Православным сознанием ответственнейшую задачу точного определения, как сущности единства вселенской Церкви, так и ее видимых границ. Её успешное разрешение потребует несомненно длительной и напряженной работы; но этот вопрос поставлен самой жизнью и настоятельная потребность в скорейшем ее обсуждении равно диктуется как наличием расколов внутри самого Православия, так и непрерывным развитием взаимоотношений Восточной Церкви с инославным миром. Православие обладает богатейшим материалом для исчерпывающего ответа на этот вопрос. Он содержится в Новом Завете, в творениях Учителей Церкви, в Соборных постановлениях и, наконец, в действующих правилах современных автокефальных церквей. Но этот материал в его теперешнем виде не может быть использован для нужды нашего времени, т.к. он не систематизировался и не проверялся в течение столетий соборным сознанием Церкви. Писания Святых Отцов, Каноны Соборов представляют из себя разнообразные попытки найти ответы на вопрос о единстве Церкви. Они части не только не согласованы, но даже иногда и противоречат друг другу. В них наряду с основными для всех обязательными постановлениями можно найти элементы временного и местного значения. Православные церкви уже давно отказались от ряда соборных предписаний, многие положения, выдвигавшиеся Святыми Отцами, тоже вышли из употребления, но это произошло без должного обсуждения, без санкций соборного решения всей церкви. Подобное положение явилось результатом почти полного прекращения соборной жизни Восточного христианства в течение последних десяти столетий. Порабощенное и разрозненное, оно не могло продолжать соборную работу над дальнейшим изучением и постижением таинства церковной жизни. Поэтому оно не имеет готовых ответов на ряд запросов нашего времени и не разрешает тех новых недоумений и проблем, которыми характеризуют взаимоотношения церквей в XX столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Синодальные учреждения, согласно «Уставу», «являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в самоуправляемых Церквях, экзархатах и епархиях, и, как таковые, имеют право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию» (VI, 9). Деятельность синодальных учреждений регулируется Положениями (Уставами), утверждёнными Патриархом с одобрения Синода. 36. Устройство высшего управления автокефальных Поместных Церквей Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдёт не о всех Православных Церквях, за исключением Константинопольского Патриархата, не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых малочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквями своих народов, их духовной колыбелью. 36.1. Константинопольский Патриархат Константинопольский Патриархат занимает со времени отпадения Рима от Вселенской Православной Церкви первое место в диптихе Поместных Православных Церквей. Особенность устройства Патриархата заключается в том, что лишь часть его духовенства и паствы находится на его канонической территории: в Турции, на Крите, на нескольких островах Эгейского моря и на севере Греции, епархии которой, однако, административно зависят не от Константинопольской Патриархии, но от высшей власти Элладской Церкви; остальная паства Патриархата представляет собой диаспору, рассеянную в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и на Дальнем Востоке. Полный титул предстоятеля Константинопольской Церкви – Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. Порядок избрания Патриарха до сих пор в основных чертах соответствует тем правилам, которые были составлены в 1860 году при султане Абдул-Азизе. В Избирательное собрание входят 12 митрополитов, образующих Патриарший Синод, а также клирики и миряне в числе 70 лиц. Причём, как членами Синода, так и представителями клириков и мирян могут быть исключительно граждане Турции, иными словами, они представляют лишь незначительную часть духовенства и паствы Константинопольского Патриархата. Избрание Патриарха начинается с того, что все члены Синода в запечатанных пакетах предлагают своих кандидатов на Патриарший Престол, при этом только из числа граждан Турции. Составленный таким образом список представляется на усмотрение турецкого правительства, которое исключает из него неприемлемых кандидатов. Затем, из оставшихся кандидатов, участники избирательного собрания тайной подачей голосов избирают троих. Окончательный выбор Патриарха из этих троих лиц принадлежит митрополитам – членам Синода, которые также при этом проводят тайное голосование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Таким образом, с нашей точки зрения, основой истинного экуменизма является христианский подвиг борьбы со всяким грехом, подготавливающий душу к принятию любви, которая возникает в сердце не по нашему пассивному желанию, но только вследствие личного подвига, и изливается в него Духом Святым (Рим. 5, 5). Дарованная же Духом Святым любовь, приближая нас к Богу и ближним, становится твердым залогом реальной экумены в духоназидательной основе единения всех мудрых (Мф. 25, 2) христиан. Православие в своем соборном единстве осознает себя имеющим всю Полноту церковной истины в Духе Святом. Поэтому оно не есть одно из вероисповеданий, хотя история вследствие разделений и делает его таковым. Однако в Православии нет горделивого самопревозношения перед прочим христианским миром, ибо свыше засвидетельствовано, что Господь хранение истины вверяет не по заслугам, но по избранию (1 Кор. 1, 27 — 28). Главной задачей Православной Церкви в экуменическом движении является приведение всех христиан не к формальному единству, а к раскрытию и принятию ими Истины, исповедуемой Древней Вселенской Церковью. Принявшие же Истину станут и едиными. В Православии нет такой единой внешней организации, к которой можно было бы присоединиться, ибо оно представляет собой для «внешних» систему Автокефальных Поместных Церквей, находящихся в связи между собой. Вопрос о взаимоотношении с инославными Церквами и церковными общинами может быть разрешен лишь таким образом, когда эти Церкви и общины, сохраняя свои национальные, исторические и местные черты, через приближение к Православию в вере (учении) и жизни оказывались бы способны вступить в единство Вселенской Церкви в качестве одной из автокефальных или автономных Церквей. Для Православной Церкви не существует вопроса о внешнем подчинении. Он возникает лишь в случае разрешения вопроса о каноническом устройстве вновь вступающей во Вселенское единство Церкви либо вследствие властолюбивых притязаний одной из Поместных Церквей. Православие считает, что искренние, сердечные, а не только по форме совершаемые молитвы о соединении всех, проводимые и совместно с разделенными братьями, привлекая благодать Божию, являются действенным средством приобретения любви и достижения искомого единства. Диалог, совершаемый с кротостью и долготерпением в духе любви (Рим. 15, 5 — 6), может способствовать уяснению Истины и соединению всех во Христе, «ибо где двое или трое собраны во Имя Мое», говорит Спаситель, «там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Мы также считаем, что в качестве действенного средства большое внимание необходимо уделять проповедничеству в духе экуменизма, ибо живое слово, обращенное непосредственно к верующим, особенно способно пробудить должные христианские чувства, для которых «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все… одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 29 Янв 2024 Фото: rop.ru В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви вышел в свет учебник бакалавра теологии «История Поместных Православных Церквей», подготовленный Учебным комитетом Русской Православной Церкви и Издательством Московской Патриархии. Автор Блохин В. С. Учебник по дисциплине «История Поместных Православных Церквей» отвечает требованиям федерального государственного стандарта по направлению подготовки «Теология». Автор анализирует методологические особенности и дает историографический обзор истории зарубежного Православия; использует собственный подход при раскрытии главных этапов истории зарубежных Поместных (автокефальных) Православных Церквей с древности до настоящего времени; приводит материал, посвященный судьбам автономных Православных Церквей и Святой Горы Афон; рассматривает исторические предпосылки явлений, характеризующих облик современного православного мира, — складывания канонической территории Поместных Церквей и формирования православной диаспоры, созыва Критского Собора, возникновения «Православной Церкви Украины» и провозглашения канонической автокефалии Македонской Православной Церкви — Охридской архиепископии. В учебнике имеются справочные материалы: словарь терминов и историко-географических понятий, действующие органы управления в Поместных Православных Церквах, актуальные статистические данные. Содержание учебника построено с учетом использования компетентностного подхода в образовательном процессе. Учебник имеет четкий методический аппарат: каждая глава завершается перечнем разноуровневых вопросов и заданий, направленных на активное восприятие и творческое применение исторического материала, развитие у студентов навыков работы с исторической картой. Авторская интерпретация содержания дисциплины предусматривает выявление проблем и событий церковной истории, имеющих значение для понимания актуальных сторон жизни православного мира. Учебник рекомендован студентам, обучающимся в системе высшего духовного и светского образования по направлению подготовки «Теология». Источник: Издательство Московской Патриархии Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 7  чел. Всего просмотров 446 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-izdatelstve-mosk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Екатеринбургская семинария издала учебное пособие по истории Поместных Православных Церквей Эта версия новости отклонена модератором по причине: в новостях используем только официальные источники 08.03.2014 Информационно-издательским отделом Екатеринбургской духовной семинарии выпушено очередное учебное пособие по семинарской дисциплине (курсу) «История Поместных Православных Церквей ». В книге анализируется методологические особенности и дается развернутое историографическое сопровождение курса. Рассматриваются этапы истории четырнадцати зарубежных автокефальных Православных Церквей с древности до современности, главные стороны их внутренней жизни. Приводится материал, посвященный судьбам автономных Православных Церквей (Синайской, Критской, Финляндской) и Святой Горы Афон. Включены справочные материалы (словарь терминов, органы управления Поместными Церквами, статистические данные). Содержание пособия построено с учетом компетентностного подхода в образовательном процессе. Учебное пособие получило одобрение Учебного комитета Русской Православной Церкви, гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» (ИС 14-322-2715), а также допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030600 «История». Издание предназначено студентам духовных учебных заведений, а также учебных заведений высшего профессионального (в т. ч. религиозного) образования, обучающимся по специальностям и направлениям подготовки «История», «Религиоведение», «Теология», «Культурология», а также всем интересующимся историей зарубежного Православия. Тираж издания составляет 500 экз. Всего в издании 608 страниц. Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. — Екатеринбург: Информ.-изд. отдел ЕДС, 2014. — 608 с. ISBN 978-5-8295-0246-1 Sergak.livejournal.com / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.03.2014 21:44:52 Последняя подтвержденная редакция: нет

http://drevo-info.ru/news/16773.html

Религиозные деятели Украины подписали декларацию, запрещающую использование авторитета Церквей в предвыборной агитации 3 марта 2006 г. 18:11 Члены Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций подписали декларацию, запрещающую использование авторитета Церквей в предвыборной агитации. Как сообщает в пятницу пресс-служба президента Украины, декларация была подписана по итогам встречи президента Виктора Ющенко с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, передает «Интерфакс». Целью подписанного документа является «достижение межконфессионального мира и согласия и неиспользование авторитета церквей и религиозных организаций в предвыборной агитации». Во встрече приняли участие Управляющий делами канонической Украинской православной церкви архиепископ Митрофан , муфтий Духовного управления мусульман Украины Ахмед Тамим, глава Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар, главы не признанных в православном мире Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви Филарет Денисенко и митрополит Мефодий, а также представители других религиозных организаций. В ходе встречи Виктор Ющенко подчеркнул, что вопрос гармонизации взаимоотношений государства и церкви на Украине находится под его личным контролем, и призвал всех присутствующих высказать свои пожелания по усовершенствованию механизма таких отношений. Среди актуальных вопросов, существующих в сфере взаимоотношений государства и церкви, участники встречи назвали выделение помещений и земельных участков для религиозных общин, образовательную и просветительскую деятельность, оптимизацию деятельности Департамента по делам религий, совершенствование механизма взаимодействия между церковью и государством. В.Ющенко высоко оценил усилия власти и церкви по поддержанию на Украине межконфессионального мира и согласия, отметив, что «государство готово содействовать достижению взаимодействия между православными христианами в Украине». Президент также заверил участников встречи в том, что в этот процесс «не будет никакого административного вмешательства», и по отношению к церкви государство и впредь будет проводить политику «согласия и доверия». Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/86504.html

На Западе, в латиноязычной части Римской империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул употребляется там и поныне, обозначая главу Поместной национальной Церкви. Отцы Карфагенского Собора в 48(39)-м правиле изрекли: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (то есть примасом. – В. Ц.)». На Востоке, однако, титул экзарха сохранился, несмотря на это правило. По-другому древних экзархов именовали архиепископами. В Русской Православной Церкви сан, или титул, архиепископа, как известно, ниже сана митрополита, но в некоторых других Церквах этот сан и ныне выше сана митрополита и усваивается предстоятелям автокефальных или автономных Церквей. Впервые сан архиепископа появляется именно в этом значении как титул предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, иными словами, как равнозначный с титулом экзарха. Ныне титул архиепископа имеют наряду с патриаршим предстоятели Церквей: Константинопольской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский). Но по преимуществу архиепископами стали именовать предстоятелей Автокефальных Церквей, которые не имели патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Новой Юстинианы, с которой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул архиепископа Новой Юстинианы носит как раз предстоятель Кипрской Церкви. В настоящее время помимо предстоятеля издревле Автокефальной Кипрской Церкви сан архиепископа имеют Первосвятители Автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула предстоятели Церквей в сане архиепископа стоят выше по диптиху предстоятелей с саном митрополита. Впрочем, предстоятели Автокефальных Церквей: Чешских земель и Словакии, а также Православной Церкви в Америке – наряду с титулом митрополитов имеют также титул архиепископов: первый – Пражского, а второй – Вашингтонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кроме этого следует упомянуть Международный миссионерский совет, история которого восходит к Эдинбургской конференции 1910 года. После создания Всемирного совета церквей он ассоциировался, а затем и полностью объединился с ним. В 1938 году был создан подготовительный комитет Всемирного совета церквей , но развитие экуменизма снова прервала мировая война. После ее окончания вновь, как и после Первой мировой войны, обострилось чувство ответственности христианского мира за произошедшее и необходимости единения ради сохранения мира. В первые послевоенные годы Европа жила стремлением восстановить и заново утвердить братство человеческого рода, подорванное двумя мировыми войнами, и христианский образ такого братства как нельзя более соответствовал чаяниям народов. В этой атмосфере в 1948 году в Амстердаме состоялась первая учредительная Ассамблея Всемирного совета церквей , в который вошли около 150 Церквей и церковных организаций, преимущественно протестантских. На этой Ассамблее произошло слияние «Веры и устроения Церкви» и «Жизни и деятельности», а затем к ним присоединился Международный миссионерский совет. В ее ходе были заложены основы идеологии и организации ВСЦ, хотя потом они подвергались существенным изменениям. Из Православных Церквей в работе Амстердамской ассамблеи участвовали только Константинопольская и Элладская Церкви, русское зарубежье было представлено в основном Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже. Почти одновременно в Москве проходило Всеправославное совещание Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей, которое представляло большую часть православного мира. Критическое отношение Совещания к экуменизму известно, и часто это объясняется давлением Советского государства, уже вступившего в холодную войну. В этом есть значительная доля правды, но фактом остается то, что православная критика ВСЦ, отраженная в документах Совещания, возымела прямое действие на дальнейшее развитие этой организации. Ее итогом стало принятие в 1950 году так называемой Торонтской декларации , которая до сих пор остается одним из основополагающих документов Всемирного совета церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010