Мы бы сказали, что сегодня никто не имеет основания и права отменять в одностороннем порядке эти правила в отношении территориальной целостности как РПЦ МП, так и каждой из канонических поместных автокефальных Церквей. Но претензии на такие права предъявляются. Такие изменения у некоторых людей в „от века утверждённом " понимании канонического устройства Православной Церкви, которое определяет её образ управление, и их попытка навязать это видение на остальные поместные православные Церкви приводит к напряжению и разочарованию в межправославных отношениях. - Владыка, в интервью порталу «Гласове» Вы справедливо отметили, что «спор на Украине - не просто спор между двумя Поместными Церквами. Он имеет отношение ко всей Православной Церкви». В связи с этим, какие последствия именно для Болгарской Православной Церкви могут иметь действия Константинопольского патриархата и его специфическая «экклезиология» «восточного папизма»? - Прямо в настоящий момент мы имеем официально заявленные претензии со стороны Константинопольского Патриарха на исключительные привилегии Константинопольской Церкви в отношении «надграничной юрисдикции» не только на территориях так называемой «диаспоры " , но и на территориях автокефальных поместных Церквей - так как он сам высказался о «надтерриториальном уврачевании всех церковных вопросов». В так называемом Томосе, который Константинопольский Патриархат издал 6 января текущего года, открыто постановлено, что новообразованная церковная структура на Украине признаёт своим главой Константинопольского Патриарха и делается попытка установить эту позицию также в отношении других поместных Церквей, с выражением, что эти церкви также признают Патриарха Константинопольского в качестве их главы. Эти претензии вступают в прямое противоречие с 34 апостольским правилом, которое постановило о церковном управлении в поместной Церкви и, с другой стороны, со 2 правилом III Второго Вселенского собора и 8 правилом 3 Вселенского собора, которые, как мы говорили, запрещают главам поместных Церквей распространять свою власть на территории других поместных Церквей.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/9/mit...

Такие города православной диаспоры, как Лондон или Париж, являются резиденциями нескольких православных архиереев, правда с разными титулами. Проблема канонически правомерного размежевания юрисдикции Поместных Церквей в диаспоре приобрела особую остроту в 20 в., когда православная диаспора в Западной Европе многократно возросла как вследствие переселения православных, так и, в меньшей мере, в результате присоединения к Православию инославных христиан. Идеальным решением проблемы размежевания юрисдикции Поместных Церквей в диаспоре было бы образование на ее территории новых Автономных, или Автокефальных, Церквей, но для этого, по меньшей мере, должны сложиться надлежащие условия: находящиеся в диаспоре общины должны для этого вырасти и созреть, в частности иметь достаточное число епископов. К тому же уважения заслуживает и стремление оказавшихся в диаспоре православных христиан сохранить юрисдикционную связь с Поместной Церковью, к которой принадлежат они сами и принадлежали ранее их предки, и такое стремление может препятствовать образованию новых Поместных Церквей в диаспоре. В связи с этим в вводной главе Устава Русской Православной Церкви, озаглавленной «Общие положения», вслед за обозначением канонических границ Русской Церкви, включающих в себя территорию всех государств, ранее входивших в состав Советского Союза, за исключением Грузии и Армении, ввиду того что Грузия составляет каноническую территорию Грузинской Православной Церкви, а православные приходы в Армении находятся в юрисдикции не только Русской, но также Грузинской Православной Церкви, содержится положение о том, что юрисдикция Русской Церкви «простирается также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах» (Устав 1, 3) – очевидно, что под этими странами подразумеваются не Болгария, Сербия и другие православные страны, территория которых находится в исключительной юрисдикции своих автокефальных, или автономных, Православных Церквей, а страны диаспоры, например Западной Европы или Дальнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Единственными промежуточными образованиями в католицизме, которые удаленно могут напоминать Поместные Православные Церкви, являются так называемые «Восточные католические церкви»церкви sui juris , функционирование которых и отношения с Римом регулируются декретом Orientalium Ecclesiarum (1964) и отдельным Кодексом канонов Восточных церквей (CCEO), изданным в 1990 году. Однако, в отличие от Поместных Православных Церквей, самостоятельность Восточных католических церквей значительно ограничена: они обладают лишь автономией, поскольку все важные вопросы их внутренней жизни решаются Конгрегацией Восточных церквей в Риме, а самые принципиальные – минуя местные ассамблеи напрямую папой. Вопрос о том, являются ли они вообще полноценными «частными церквами» ( ecclesia particularis ), остается в католическом праве и богословии дискуссионным . Кроме того, региональный статус этих образований и их иерархии довольно двусмыслен. Каноны 27–28 CCEO говорят о них как об объединении верующих, возглавляемых подлинной иерархией, на основе обряда, то есть позиционируют их как церковные сообщества. Тем самым территориальный, то есть собственно региональный, вопрос их существования вынесен за скобки, что объясняется ситуацией сосуществования таких церквей на одной территории с верующими латинского обряда. В итоге, с какой стороны ни посмотри, существующие в Католической церкви промежуточные образования, которые можно условно рассматривать в качестве церковных структур регионального уровня, могут быть квалифицированы только как автономные, но не автокефальные в православном понимании. Получается, что в ходе богословского диалога с Православием католическая сторона сознательно выставляет в качестве объединительной модели неактуальную церковную структуру I тысячелетия, поскольку действующая структура не имеет развитого и сопоставимого с Православием регионального уровня. Метаморфозы церковной структуры В Православной Церкви сложилась исключительно двухуровневая структура: местные епископии и региональные образования разных масштабов (от митрополий до Поместных Церквей). Вселенский уровень в Православной Церкви не институционализирован . Вопросы общецерковного масштаба решались консенсусом региональных Церквей в разных формах: от соборов и совещаний до обмена письмами и объезда всех Церквей учиненными лицами.

http://pravoslavie.ru/119831.html

Только предварительное сближение в состоянии подготовить и облегчить будущее воссоединение всех Церквей. Константинопольский престол считает, что именно переживаемый исторический момент особенно благоприятствует взаимному сближению христианских Церквей. Излагая далее мысли и мнения Константинопольской Церкви по вопросам сближения, энциклика испрашивает отзывы и мнения остальных христианских Церквей, как Восточных Православных, так и западных исповеданий. По мысли энциклики достижению желаемого сближения Церквей могут содействовать два условия: 1) окончательное прекращение прозелитизма, вызывающего вражду и обострение отношений, и восстановление искренности и доверия; 2) возгревание взаимной любви между Церквами. Храня братолюбный интерес друг ко другу, Церкви будут с готовностью оказывать при случае взаимную помощь и содействие. По мнению Константинопольского престола дружба и расположение Церквей могут, в частности, проявляться в установлении общего календаря, в постоянном взаимообщении представителей различных Церквей, в сотрудничестве богословов и богословских школ, в обмене студентами и т. п. Все дальнейшие последствия энциклики проистекли из ее внутренних пороков. Основным несоответствием канонического характера был самый факт обращения одной поместной Церкви к христианским Церквам мира с предложением, включавшим вопросы вероисповедного характера, и составленным в форме, предполагающей согласие на это других поместных Церквей, и как бы от лица всей полноты Православной Церкви, что на самом деле не соответствовало действительности. Издание подобной энциклики находилось в вопиющем противоречии с установившейся практикой, а постановка вопроса не отразила мысли поместных Церквей, выраженной при известном обмене мнений в 1902—1904 гг. о проблемах сближения с инославными исповеданиями. И в то время православные автокефальные Церкви не отрицали желательности ими известного контакта с инославными в целях облегчения для ищущих воссоединения с истинной Церковью, однако единодушно предлагали соблюдать известную осторожность в отношениях, а наипаче — хранить единодушие в подобных вопросах, посредством письменного или личного «уста с устами» предварительного их обсуждения.

http://pravoslavie.ru/115755.html

«Администратор» УАПЦ демонстрировал столь неожиданную перемену в отношении к статусу акта 8 октября 1942 г. и щедрую уступчивость в пользу Автономной Церкви не случайно. Причиной такой его позиции стало резкое осуждение немецкой администрацией деятельности иерархов УАПЦ в направлении объединения с Автономной Церковью, предпринятой без санкции оккупационных властей. В этой связи начальник политического отдела Генерального комиссариата потребовал от Поликарпа (Сикорского) и Мстислава (Скрыпника) устраниться от дальнейшего участия в объединительном процессе на том основании, что они являются лицами, политически ангажированными. Скрыпника категорически воспрещалось даже вводить в состав будущего общего Как видим, митрополит Алексий соглашался на объединение с УАПЦ при условии исправления «автокефалистами» допущенных ими нарушений церковных канонов и поддержки этого решения остальными епископами Автономной Церкви. Однако остается необъяснимым согласие митрополита на главный пункт «акта объединения», который, по сути, превращал весь объединительный процесс в присоединение Автономной Церкви к «Автокефальной» и ее подчинение юрисдикции митрополита Дионисия (Валединского). Как мы помним, незадолго перед этим митрополит Алексий оспаривал легитимность так называемой второй Варшавской автокефалии периода немецкой оккупации, через которую «автокефалисты» якобы имели общение с Вселенской Православной Церковью, и которая в действительности не была признана ни одной из Поместных Православных Церквей. В упоминавшемся сопроводительном письме митрополит Алексий по этому поводу коснулся только вопроса об управлении митрополитом Дионисием православной Церковью на Украине. Экзарх писал, что он был заверен делегатами УАПЦ в том, что «Владыка Дионисий никакого управления в дальнейшем времени иметь не будет, но только желательно, чтобы он для связи с восточными Патриархами считался Местоблюстителем Киевского митрополичьего Из приведенного свидетельства трудно уяснить, интересовался ли митрополит Алексий в данном случае только вопросом о непосредственном управлении Дионисием церковными делами на Украине или его все-таки волновала проблема возможного создания автокефальной Украинской Церкви на основании ее связи с Польской автокефалией.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Односторонний характер этого решения, принятого вопреки официальной позиции Русской Православной Церкви, на протяжении многих столетий имевшей духовное попечение о проживающих на эстонской земле православных христианах, породил временное прекращение богослужебно-канонического общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, продолжавшееся с 22 февраля по 16 мая 1996 г. Инициатором временного разрыва отношений выступило священноначалие Русской Православной Церкви. Восстановление братского общения между Русской и Константинопольской Церквями стало возможным после проведения целого ряда двусторонних встреч и переговоров, завершившихся принятием компромиссного решения по вопросу церковной ситуации в Эстонии 169 . 5.3. Длительный разрыв канонического общения между Поместными Церквями, обусловленный противоречиями взаимоотношений Одной из возможных причин разрыва богослужебно-канонического общения между автокефальными Церквями может быть крайнее осложнение взаимоотношений между ними, обусловленное конфликтом интересов и/или конфликтом нерелигиозных ценностей и порожденное административными, политическими, этническими, культурными и иными мотивами. Наиболее опасным следствием углубления противоречий в отношениях Поместных Церквей является эволюция расколообразующего конфликта, когда в истолковании произошедшего разделения подлинные причины замещаются аргументами доктринального характера. Перерождение конфликта интересов и/или конфликта нерелигиозных ценностей в конфликт религиозных ценностей всегда чревато длительным (многолетним или даже многовековым) разрывом отношений между автокефальными Церквями, когда каждый участник противостояния воспринимает своего оппонента погрешающим против истины христианского вероучения. Длительное отсутствие общения между разделившимися частями кафолической Церкви способно закрепить возникшее разделение и привести к возникновению реальных доктринальных разногласий. Утрату церковного единства между автокефальными Церквями, не мотивированную расхождениями в основных положениях христианского вероучения, корректнее относить не к церковному расколу, влекущему за собой непременное повреждение благодатной жизни в схизматическом сообществе, а к церковному разделению, при котором каждая из отделившихся сторон сохраняет причастность к кафолической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Президент России примет в Кремле иерархов всех 15 автокефальных Православных Церквей 24 июля, 2013. Новостная служба В четверг Большом Кремлевском дворце Президент России Владимир Путин встретится со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, а также с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в торжествах в связи с 1025-летием Крещения Руси. 24 июля, ПРАВМИР. В четверг Большом Кремлевском дворце Президент России Владимир Путин встретится со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, а также с  Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в торжествах в связи с 1025-летием Крещения Руси. В Кремле  впервые соберутся Предстоятели и иерархи всех 15 автокефальных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии, а также Православной Церкви в Америке, — сообщает Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/prezident-rossii-prime...

2) членам Секретариата в их работе помогают соответствующие консультанты: клирики, монахи или миряне, которые выбираются из консультантов делегаций Поместных Православных Церквей и должны поддерживать многостороннюю работу Всеправославного Секретариата. Количество таких советников не может превышать двух человек от каждой делегации. Статья 7 Полномочия Секретариата Собора К полномочиям Секретариата Собора относятся: 1) формирование папок с соответствующими материалами предсоборного процесса для подготовки текстов по вопросам соборной повестки дня на официальных рабочих языках; 2) ведение Протоколов заседаний Собора; 3) помощь в работе пленарных заседаний и соборных комиссий ; 4) обеспечение надлежащей организации синхронного перевода соборных дискуссий на официальные языки; 5) создание Специальных комиссий — как для составления Сообщений с целью непосредственного информирования общественности о ходе работ Собора, так и для подготовки его Послания; 6) надлежащее информирование присутствующих наблюдателей из других христианских церквей или конфессий путем предоставления им соответствующих папок с вопросами соборной повестки дня; 7) немедленное решение всех иных непредвиденных вопросов практического или процедурного характера. Статья 8 Работа Собора Работы Собора начинаются и завершаются совершением всеправославной Божественной литургии , за которой предстоятельствует Вселенский Патриарх и в которой принимают участие все Предстоятели автокефальных Православных Церквей или их представители в соответствии с диптихами Вселенского Патриархата; 1) они проходят в форме пленарных заседаний или/и соборных комиссий, согласно выработанной программе работ по вопросам повестки дня, тексты по которым были единогласно одобрены Всеправославными предсоборными совещаниями и Собраниями Предстоятелей автокефальных Православных Церквей; 2) на соборное обсуждение не могут выноситься тексты или новые вопросы, которые не были единогласно одобрены Всеправославными предсоборными совещаниями и Собраниями Предстоятелей, за исключением Послания Собора. Его проект будет подготовлен специальной Всеправославной комиссией за неделю до созыва Собора и одобрен Предстоятелями Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/4361369.ht...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Диптих 14 июня 2020 Тезаурус Диптих (греч. δπτυχος - сложенный вдвое, двустворчатый, состоящий из двух дощечек) - общепризнанный список Поместных Православных Церквей. В Древней Греции слово диптих обозначало книжечку из двух скрепленных дощечек из дерева или другого материала. На ее внутренней поверхности, покрытой воском, выцарапывались записи, а внешние стороны украшались рельефными изображениями. В раннехристианскую эпоху такие книжечки использовались для записи имен мучеников, основателей церквей, епископов, благотворителей. Постепенно диптихами стали называть не только книги для записи имен, но и сами помещенные в них списки. Просуществовавшие в такой форме около тысячи лет диптихи стали прообразом для церковных календарей, мартирологов, епископских списков, синодиков и помянников. Место (порядковый номер) той или иной Церкви в современном диптихе (списке Поместных Церквей) принято именовать рангом чести. Это понятие лишено догматического значения, а обусловлено исторически. На формирование современного диптиха оказали влияние разные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автоке­фалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. В соответствие с диптихом распределяются места при сослужении Предстоятелей Церквей, на Соборах и всеправославных форумах. Диптих также является основой межцерковного этикета. Поскольку в настоящее время среди Поместных Церквей нет единства в вопросе о порядке учреждения новых автокефальных и автономных Церквей, то диптихи, принятые в разных Церквах отличаются друг от друга. Диптих, принятый в Русской Православной Церкви Диптих, принятый в Константинопольской Церкви Автокефальные Церкви 1. Константинополь­ская 2.Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Грузинская 7. Сербская

http://bogoslov.ru/article/192554

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Издательстве Московской Патриархии вышел учебник «История Поместных Православных Церквей» 27.01.2024 В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет учебник бакалавра теологии «История Поместных Православных Церквей », подготовленный Учебным комитетом Русской Православной Церкви и Издательством Московской Патриархии. Автор — В.С. Блохин . Учебник по дисциплине «История Поместных Православных Церквей» отвечает требованиям федерального государственного стандарта по направлению подготовки «Теология». Автор анализирует методологические особенности и дает историографический обзор истории зарубежного Православия ; использует собственный подход при раскрытии главных этапов истории зарубежных Поместных (автокефальных) Православных Церквей с древности до настоящего времени; приводит материал, посвященный судьбам автономных Православных Церквей и Святой Горы Афон; рассматривает исторические предпосылки явлений, характеризующих облик современного православного мира, — складывания канонической территории Поместных Церквей и формирования православной диаспоры, созыва Критского Собора, возникновения «Православной церкви Украины» и провозглашения канонической автокефалии Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. В учебнике имеются справочные материалы: словарь терминов и историко-географических понятий, действующие органы управления в Поместных Православных Церквах, актуальные статистические данные. Содержание учебника построено с учетом использования компетентностного подхода в образовательном процессе. Учебник имеет четкий методический аппарат: каждая глава завершается перечнем разноуровневых вопросов и заданий, направленных на активное восприятие и творческое применение исторического материала, развитие у студентов навыков работы с исторической картой. Авторская интерпретация содержания дисциплины предусматривает выявление проблем и событий церковной истории, имеющих значение для понимания актуальных сторон жизни православного мира. Учебник рекомендован студентам, обучающимся в системе высшего духовного и светского образования по направлению подготовки «Теология». Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.01.2024 15:47:01

http://drevo-info.ru/news/29578.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010