Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор 12:12). Она — община чад Божиих, “род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел некогда не народ, а ныне народ Божий” (1 Пет 2:9–10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14). Духовная родина всех христиан — не земной, но “вышний” Иерусалим (Гал 4:26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян 2:3–11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы “пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил 2:10–11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф 8:20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу” (Ин 4:21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: “Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев” (Ин 4:22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф 22:16–21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — “Еврей от Евреев” (Фил 3:5), а по гражданству — римлянин (Деян 22:25–29).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она — община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10-11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22. 25-29).

http://patriarchia.ru/db/text/419128.htm...

" И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. " " Пути Господни неисповедимы " и Он не обязан перед нами отчитываться за то, что делает, ибо Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит. р.Б. Евгений 19 сентября 2018, 14:19 " А четвертому Риму - не бывать " ! Так может быть - это знак для РПЦ и ее пастырей - принять лидерство Православия (в согласии - разумеется - с другими автокефальными Православными Церквями)? Точнее - начать движение на этом пути (С Божьей помощью). Почему именно Константинопольский Патриарх должен быть Вселенским и обладать статусом " primus inter pares " ( " первый среди равных " ) среди предстоятелей остальных Православных Церквей? р.Б. Евгений 19 сентября 2018, 14:01 " наташа19 сентября 2018, 09:30 Для чего так поступил Константинополь? Если на всё воля Бога и раз мы находимся под кровом Всевышнего и под сенью Всемогущего покоимся значит мы Богу доверяем ,а не только верим. Может таким образом Господь спасает и сохраняет Церковь Православную " . Согласен. Подумалось - а может это промысел Господень? Есть Русская Православная Церковь. Есть Патриарх. Есть Третий Рим - Москва (в расширенном токовании этого смысла). Когда в 1453 году пал Константинополь и Византийская Империя (Второй Рим) - недаром (тогда еще княжество московское) приняло эстафету продвижения Православия. А уже в 16 веке Московское царство стали называть Третьим Римом. Александр 19 сентября 2018, 13:35 Нет у нас земного царя, который защитил бы св. Церковь, остается уповать на Царя Небесного. Наверное Бог и посылает испытания для укрепления веры, и чтобы очистить пшеницу от плевел. А смотрите как дьявол предупреждает о началах своих действий, осквернив Храм Христа Спасителя в 2012-м.

http://pravoslavie.ru/115812.html

Совершительной формулой Крещения являются слова: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Условием принятия Крещения являются покаяние и вера. 431 . «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ) Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды» 432 . 2.2. Миропомазание «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной» 433 . Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук ( Деян. 8:14–17 ). Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета ( Исх. 30:25 ; 3Цар. 1:39 ). О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: «вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» 434 . Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: «вы имеете помазание от Святого и знаете всё… помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20, 27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» [ ]. Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей — «освящение сердца и желаний»; в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»; г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина» [ ]. В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника — Иисуса Христа [ ]. 2.3. Таинство Евхаристии 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии Евхаристия есть таинство, в котором а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа; б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную [ ]. Чинопоследование таинства Евхаристии — Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза — призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (см.: Деян.8:14–17, 19:2–6 ), но вскоре способ совершения таинства был изменен, и дары Духа Святого стали преподаваться новопросвещенным через помазание миром. Возможно, это было обусловлено численным и пространственным ростом Церкви, вследствие которого апостолы и епископы сочли целесообразным заменить возложение рук действием миропомазания, которое могли совершать также и пресвитеры, при условии что миро для таинства будет освящаться самими апостолами и епископами. Однако можно предположить, что апостолы, вместе с возложением рук, изначально использовали и помазание. Прямых свидетельств об этом в Священном Писании нет, но в то же время в книгах Нового Завета имеется ряд мест (см.: 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; 1Ин.2:20, 27 ), где говорится о благодатном помазании, контекст которых вполне позволяет отнести эти высказывания к рассматриваемому таинству 1267 . Веществом таинства является святое миро 1268 , представляющее собой жидкое благовонное вещество весьма сложного состава: обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием 1269 – обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Собора епископов, как преемников апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» 1270 . При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового. Право самостоятельно освящать миро является одним из важнейших признаков церковной автокефалии. Избрание для совершения таинства именно мира, а не какого-либо иного вещества было обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (см.: Исх.27:41, 30:25 ; 1Цар.16:13 ; 3Цар.1:39 ). О внутреннем действии таинства миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: ...вы имеете помазание от Святого и знаете, всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20, 27 ). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   Веществом таинства является святое миро, представляющее собой жидкое благовонное вещество весьма сложного состава: обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием — обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Собора епископов, как преемников апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа». При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового. Право самостоятельно освящать миро является одним из важнейших признаков церковной автокефалии.    Избрание для совершения таинства именно мира, а не какого-либо иного вещества было обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (см.: Исх.27:41, 30:25; 1 Цар.16:13; 3 Цар.1:39).    О внутреннем действии таинства миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: ...вы имеете помазание от Святого и знаете, всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин.2:20, 27). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор.1:21-22).    По словам «Православного исповедания», мы «чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати... Силою Святого Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда душе нашей».    Способом совершения таинства является крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа. Совершительной формулой таинства миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», которыми сопровождается каждое помазание. Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение. Так, помазание

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог им судья. А Церковь остается единой, и внешняя ограда ее только одна. И называется она «Русская Православная Церковь ». Она пятая в числе братских автокефальных православных церквей. И во всех ее храмах поминается ее предстоятель: Патриарх Московский и всея Руси. Итак, от наших православных предков, от наших духовных Отцов, мы получили великое сокровище: нашу Православную христианскую веру. И мы сполна ответим перед Богом, как мы сохраним это сокровище, как будем пользоваться им, и в каком виде передадим нашим духовным потомкам. И самое первое сокровище, которое нам передано, главный для нас источник истины, это – Святое Евангелие. Это – «твердое основание того учения, в котором» ( Лк. 1:4 ) каждый христианин наставлен. Человек, не знающий Евангелия, но называющий себя христианином, порой мыслит, как язычник. Для него просто есть Бог, для которого надо что–то делать, чем–то жертвовать, чтобы тебе было хорошо. Единственная для такого человека разница – что, в отличие, например, от «мусульманского бога», Аллаха, имя нашего, «русского Бога», Иисус Христос. В Евангелии описаны и земная жизнь, и смерть Господа нашего Иисуса Христа, и Его святое Воскресение. Из Евангелия мы узнаем главную благую весть: что все уже совершилось, что мы спасены, что мы искуплены, и не кем–то, а самим Сыном Божиим. Что, ценою смерти Единого Безгрешного, нам прощен огромный, неоплатный долг. И что уже ничто не может воспрепятствовать наследовать спасение тому, кто по–настоящему увидел свою погибель. И даже настолько должны мы принять эту благую весть, чтобы, в свою очередь, перед всем миром быть живыми свидетелями Его жизни и смерти. Как и Апостолы свидетельствовали «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2Пет. 1:16 ). И поэтому прямым следствием их проповеди было то, что у новообращенных был «перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» ( Гал. 3:1 ). И православные христиане, даже спустя две тысячи лет, заявляют, что покланяются Господу Иисусу, не просто услышав о Его воскресении, но – «воскресение Христово видевше»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И не только в будущей жизни обещается такое воздаяние, но и в этой жизни предписана смерть за отступление от Ислама, так же, как было и в Ветхом завете. «Воздаяние тем, которые воюют с Аллахом и Его посланником, и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них – позор в ближайшей жизни, а в последней для них – великое наказание» (Сура 5, 33). И опять, как в Ветхом завете, до Боговоплощения, – запрет на священные изображения. Отчасти под влиянием Ислама в христианстве и возникла последняя из так называемых «великих» ересей: иконоборчество. Ислам обвинял христиан в идолопоклонстве, не понимая, что мы не невидимого Бога дерзаем изображать, но – воплотившегося. Последний из семи вселенских соборов и собирался в 787 году по поводу этой ереси. Собор определил, что чествование икон и поклонение им не является идолопоклонством, потому что относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе, и невидимо присутствует с нами. Кажется, сформулировано достаточно ясно, однако протестанты последующих времен, и вплоть до наших дней, упорно не хотят этого слышать и понимать, и продолжают упрекать в идолопоклонстве православных, почитающих святые иконы. Они спрашивают нас: а где сказано, что нужно делать священные изображения? Но мы спросим их: а где сказано, чтобы писать Священные Книги, которые они признают? А тоже нигде. В Писании сказано: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Господь не предписал, как учить, и не ограничил в методах. Вот, Христиане, и описывают то, что слышали, и изображают то, что видели, вплоть до «Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин. 1:51 ), и одинаково почитают как Священные Писания, так и Священные изображения. Православие представляет собой братскую семью Автокефальных, то есть самостоятельных Церквей. И среди них первой по чести всегда была, естественно, Римская кафедра, как кафедра Царствующего града. Второй была Константинопольская, как кафедра второго, восточного, царствующего града. Потом – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

У Вас, Андрей, есть некоторое противоречие. В одном месте Вы пишите, что « вся эта история показывает, что в Православном мире пока нет единства», а в другом утверждаете, что: «…если это единство оказалось невозможным, то оказалось невозможным и наше участие в Соборе». Без дополнительных уточнений, следуя Вашей же логике, можно заключить о том, что тогда зачем было назначать Собор, раз единство недостижимо? И о каком единстве здесь идет речь? Вопрос отнюдь не праздный, так как в предсоборных документах вопрос о единстве ставиться «во главу угла» и не один раз. Насчет Вашего первого изречения об отсутствии единства в Православном мире, то здесь скорее Вы имеете в виду не Истину Христову, а внешнюю сторону.. Мы действительно все разные. Богу и нам не нужна одинаковость, клонирование и повторение под «копирку». Мы все не можем быть одним членом Тела Христова, ибо мы по – отдельности разные члены, а вместе составляем одно Тело, где глава - Христос. Члены разные, но служащие друг другу: глаз, ухо, рука, нога … Вмещаем Божью Благодать тоже в меру своих сил, способностей, желаний, умения, воли, веры, надежды и любви. (1 Послания к Коринфянам гл 12): Дары различны, но Дух один и тот же… И служения различны, а Господь один и тот же.… И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу...Одному дается Духом слово мудрости. Другому слово знания, тем же Духом. Иному вера, тем же Духом. Иному дары исцелений..Иному чудотворения…Иному пророчество, иному различение духов. Все производит один и тот же Дух. Он действует не как Ему поведено, но как Ему угодно. Все грешны как в отношении себя и окружения, так и Церкви. Поэтому нестроения были и сейчас есть. Но преодолеваются покаянием, терпением, верой, Божьей благодатью в Церкви. Так же в отношении Автокефальных Православных Церквей по поводу споров о территориях и т.д.. А вот насчет невозможности единства на Соборе, то это только в случае искажения учения о вере и Церкви. Единомыслия, как нам говорит св. Писание, не было и в апостольское время. Главное, чтобы были все едины в Духе Святом. Духе Любви и Премудрости, Духе Разума. Тогда выявятся искусные. Но это при условии, что мы истинно веруем в Бога, в Троицу Единосущную и Нераздельную и в Едину святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не в перевертыши. Далее Вы пишите: «Не было никаких оснований считать, что наше священноначалие готово поступиться Истиной». Андрей, а на Ваш взгляд, почему единство (в Истине Христовой) оказалось невозможным? Только ли внешние причины послужили причиной несогласия? (А отвечая на этот вопрос можно тогда будет заключить, были или нет основания считать, что священноначалие готово поступиться Истиной). Но для этого необходимо изучить вносимые предложения и поправки, которые должны теперь быть опубликованы и уже начато широкое общественное обсуждение их и предсоборных материалов.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/13/ru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010