Мучч. Евгения и Макария , в житии Артемия. Мил. (19 февр.). Аверкия . Остром. У. 1398. В Охр. Арсевия (22 окт.). Корнилия сотника. Син. 1. Неап. Вас. Рум. и др. (13 сент.). Преподобномуч. Андрея в Крисе. Иер. Кал. Акад. Нан. 2. (17 окт.). Св. Клеопатры . Ефемер. Строг. (19 окт.). Муч. Манафо девицы. МГр. (13 нояб.). Леонтия философа. 1295. (МГр. 19 окт.). Филика, Евсевия . 1295. (МГр. 19 окт.). Германа, Никифора, Антонина . МГр. (13 ноября). Пренесение мощей на Афон Игнатия из Ески-Зогоры. Афон. патер. (1 мая и 8 окт.). 21 I. Пр. Илариона Великого. Подвизался в Маиюме палестинской, † в 371 или 372 г. в Кипре. Конст. 42 и все. М. Р. Б. и все †. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (Охр. 22). Пренесение мощей св. Илариона , еп. меглинского, в Тернов в 1206 г., † 1164 г. Следов. псалтири XV в. Служба. Свв. мучч. Дасия, Гаия, Зотика , утоплены в Никомидии в 303 г. Вас. Петр. Асс. М. Р. Иерон. мР. А. У. Н. II. Мучч. Феодоты и Сократа пресвитера. (Вас. и 1295 окт. 23). Преподобном. Евкрата мечем. Сирл. (1296. Хлуд. 144 окт. 23). Преподобномуч. Захарии в море. (1295 нояб. 15). Пр. Варуха в мире. (1295 и Сирл. 15 нояб.). Муч. Азыогнем . (1295 нояб. 15). Пр. Филофея . Афон. патер. Муч. Иоанна пелопонезского, пострадавшего от турок в 1773 г. Солов. III. Препп. Феофила и Иакова омучских. Основали Успенскую пустынь, ныне приходский храм, на р. Омуче в 65 верстах от Порхова, † 1412 г. окт. 21. 209. По Погод. мощи Феофила под спудом Тропарь и кондак есть ( Филим. 8 июня). IV. Иакова монастырского эконома. Сирм. Мучч. 60 паломников, убитых арабами в Иерусалиме. Маз. В УКр. 63 мученика. Известны имена трех: Георгия, Иоанна, Юлиана, † ок. 723 г. сн. страдание их, описанное I. Дамаскиным, в Деян. св. Oct. IX, 358. V. Мучч. Андрея, Стефана, Петра и Павла . 1295. МГр. (28 нояб.). Муч. Корнилия . Охр. (13 сент.). Мучч. Александра, Ираклия, Анны, Елисаветы, Гликерии. 1621. 51 (22 окт.). Иакова брата Господня. Екл. (23 окт.). Муч. Ликариона . Филим. (6 февр.). 22 I. Св. равноапостольного Аверкия , еп. иерапольского, во 2 в. († ок. 167 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ефрема Св. слово о страстях Христовых. Март. 31. О женах. Авг. 29. Сент. 30. Житие христианское. Авг. 27. Житие Пресв. Богородицы. Авг. 15. Жития Святых: – Аверкия Епископа Иерапольского. Окт. 22. – Авива мучен. Нояб. 15. – Авксентия Архиеп. Февр.17. – Авксентия мученика. Декабр. 13. – Авксентия Преп.Февр.14. – Авраамия Еписк. Аравийского муч. Февр. 5. – Авраамия Преп. Архимандр. Ростовского. Октября 29. – Авраамия Преп. Городецкого. Июл. 20. – Авраамия Преп. Смоленского. Авг. 21. – Авраамия затворника. Октября 29. – Авфония муч. Ноября 2. – Агапия муч. Сент. 20. – Агапита Киевопечерского инока и врача. Мая 3. – Агафии мученицы. Февр. 5. Июл. 29. Апр. 16. – Агафоника муч. Окт. 13. – Агафопода муч. Апр. 5. – Аглаиды муч. Дек. 19. – Агриколая Святого; слово о нем. Марта 13. – Адриана муч. Авг. 26. – Аифала муч. Нояб. 3. – Акакия пресв. Нояб. 9. Житие Акакия Митр. Мелетийск. Апр. 17. – Акепсимы Еписк. муч. Ноября 3. – Акиндина муч. Ноябр. 2. – Александра Невск. Вел. Кн. Фев. 29. Нояб. 23. – Александра пресвитера муч. Март. 15. – Александра муч. Мая 13. – Александра муч. Июл. 9. – Александра Преп. Каргопольского. Апр. 20. – Александра Преп. Свирского. Авг. 30. – Александра Преп. игумена Куштского. Июн. 9. – Александра Преп. Февр. 19. – Алексия Митр. Киевск. И Московского. Окт. 5. Февр. 12. Мая 20. – Алексия человека Божия. Марта 17. – Амфиана муч. Мая 2. – Амфилохия Еписк. Иконийского. Ноября 23. – Анагноста муч. Окт. 25. – Анагноста исповедника. Апр. 5. – Анании Апостола. Окт. 1. – Анастасии великомучен. Дек. 22. – Анастасии Римляныни муч. Окт. 29. – Анастасии Преподобной. Марта 10. – Адриана муч. Авг. 26. – Анатолия муч. Ноябр. 20. – Андрея Ап. Первозванного. Ноября 30. Житие Андрея Архиеп. Критского. – Июля 4. – Андрея (Стратилата) великомуч. Авг. 19. – Андрея юродивого Цареград. Окт. 2. Апр. 30. – Андроника муч. Окт. 12. – Андроника и Афанасии Преп. Окт. 9. – Анекта муч. Март. 10. – Анемподиста мученика. Ноября 2. – Анина Препод. Март. 18. – Анны Праведныя, матери Пресв. Богород. Септ. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Мучч. 3 в Мелитине сокрушением бедр. Хлуд. 146. Муч. Николая хиосского, пострадавшего от турок в 1754 г. Солов. III. Пр. Анатолия печерского, затворника в Антониевой пещере, в XII в. IV. Освящение молельни ( εκτ ηρου) Богоматери в патриархии, где лежит глава Аверкия иерапольского. Акад. Нан. 2. В Царьграде был монастырь – Патриархия и также еще древняя Ирина называлась патриархиею. Дю-Канж IV. 160. Бандурий Anmiq. 32 сн. 6 сент. Муч. Панталеона . Остр. (27 июля). Германа . Син. 1 (сн. 30). Св. Романа и Ниссия . Син. 1. Феодора купца. 1621. 51. По случаю повести о сем купце в прологе. По свидетельству паломника Антония в 1200 г. образ Спасителя, его же Феодор христианин дал в поручение жидовину Аврамию, быд в приделе Хадкопратийском в Царьграде. Ему покланялся диакон Игнатий в XIV в. V. Муч. Ираклия . Син. 1. Неап. Екл. Остр. Асс. (22 окт.). Св. Павла великого. Мст. Рум. 112 (15 янв). Маркиана , еп. сиракузского. Иер. Синод. 400. Нан. 1 и 2. Моск. Сирм. (окт. 30). Зиновия и Зиновии . Син. 1 и 2. Вас. 239. Готф. и др. (окт. 30). Иакова , еп. Мигдонии т.е. нисивийского. Сирл. МГр. Хлуд. 146 (1З янв.). Леонтия Философа. Ап. 346. Нан. 2. Мед. (19 окт.). Евстолии, Матроны и Сопатры , дочери импер. Маврикия. Италогр. (9 нояб.). Гордиана и Епимаха римского. Гр. 111. Петр. МГр. и Копт. 1425 (9 мая втор.). Пр. Мароя , целителя от огневицы и трясавицы. Старопечатн. славян. канонник. (Марон 14 февр.). Иулиана, Крониона, Макария, Александра и инех 13 при Декии. Петр. 239 (МГр. 30 окт.). Св. Кириака , еп. константиноп. Нан. 3 (МГр. 27 окт.). Пр. Аврамия . У. XII в. Тип. У. 1236 (29 окт.). Зинаиды . Рум. ев. 106 (11 окт., если не из Зиновия 30 окт.). Клавдия, Астерия и Неона . Син. 2 (29 окт.). Ноябрь 1 I. Свв. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана . Сыны Феодотии от Асии погребены в Феремане. Конст. 42 и все, (кроме Неап.). МКр. М. 11 и 12 в. Первый канон Иосифа, он в Гр. Мин. 1 июля, второй I. монаха. Кондак Романа. Стих. Германа, Феофана и др. Служба. (Феодотии, матери их, 1295 и Никод. 2 янв., Вас. 1 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– Хотя ты, противник людей, и постарался привести в исполнение то, что ты в гордости своей обещался сделать мне, однако, ты не возвеселишься; я твердо уповаю на Бога и надеюсь, что не напрасно придется трудиться мне в старости, но там уничтожу я твою гордость силою Христа моего, Который в видении обещал мне Свою благодать. Приготовив все, что было нужно для путешествия, святой отправился в путь, призывая на помощь Всесильного Бога. А приготовление его к путешествию состояло в следующем: Он взял немного хлеба и в один кожаный мех влил вино, масло, уксус и воду, и сделал так, чтобы эти жидкости не смешались между собою. Когда во время дороги ему нужно было вино, то текло из меха одно только вино; когда ему требовался уксус, лился один уксус, нужна ли ему вода, текла она одна; так каждая жидкость вытекала в отдельности, несмотря на то, что все они были вместе в одном и том же мехе. Однажды ученик святого без благословения его хотел нацедить себе чашу вина, и вот потекли сразу все жидкости: и вино, и масло, и уксус, и вода, так что невозможно было вкусить ему этой смеси; в ужасе он исповедал свой грех святому, просил у него прощения, и тогда, по благословению блаженного, каждая жидкость стала истекать снова отдельно. Когда святой Аверкий прибыл в Рим, император вместе с женою своею Фаустиной принял его с честью и отвел к дочери своей, которую мучил бес. Последний, увидев, что пришел святой Аверкий, засмеялся и сказал: – Разве не говорил я тебе, Аверкий, что отомщу тебе за мое поругание и на старости заставлю тебя прийти в Рим? – Да, это действительно так, – сказал святой, – но не на радость тебе будет сие, проклятый диавол. И велел святой вывести девицу из палаты наружу. Когда ее вели, бес препятствовал, не желая идти, но девицу все-таки повели силою; тогда диавол стал бросать ее на землю и бить, святой же Аверкий, устремив взор свой к небу, усердно молился Господу об исцелении страждущей отроковицы. Тогда бес начал кричать: – Заклинаю тебя Христом твоим, не посылай меня ни в бездну, ни в какое другое место, но дай мне возвратиться туда, где был я до сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В последующем все основные труды архиеп. Аверкия были опубликованы издательством этого монастыря. Первым значительным трудом архиеп. Аверкия, изданным Свято-Троицким монастырем, стало «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», часть I «Четвероевангелие», изданная в 1954 г., и часть II «Апостол», изданная в 1956 г. Затем в 1961 г. вышло в свет «Руководство по гомилетике». В 1971 г. был издан первый сборник статей и речей архиеп. Аверкия «Истинное Православие и современный мир». В 1974 г. архиеп. Аверкий издал жизнеописание своего аввы – «Высокопреосвященный Феофан, Архиеп. Полтавский и Переяславский», где в качестве приложения были помещены проповеди владыки Феофана. Затем последовал фундаментальный четырехтомник слов и речей архиеп. Аверкия «Современность в свете Слова Божия», охватывающий церковно-публицистическое наследие владыки с 1951 по 1975 гг. Первый, второй и третий тома были изданы в 1975 г., четвертый – в 1976 г. В качестве посмертного издания в 2000 г. увидел свет учебник архиеп. Аверкия «Литургика», под редакцией митр. Лавра Восточно-Американского и Нью Йоркского. В 2004 и 2005 гг. в журнале «Православная Русь» были впервые опубликованы беседы архиеп. Аверкия по аскетике и нравственному богословию под общим названием «Современность и духовная жизнь», читанные им еще до приезда в Джорданвилль. Отдельным тиснением с тем же названием беседы изданы Свято-Троицким монастырем в 2006 г. Нужно отметить, что с началом перестройки труды архиеп. Аверкия активно переиздаются в России, где пользуются большой популярностью. Ряд его трудов был также издан на английском, сербском и других языках. Архиеп. Аверкий по праву считается главой джорданвилльского богословского направления, которое, в свою очередь, сформировало все охранительное богословие русского зарубежья. §3. Учение 1.      Краеугольным камнем богословия архиеп. Аверкия является понятие о Единой Истинной Православной Церкви Христовой. Он призывает охранять Святое Православие от какого-либо искажения, ибо где прервана апостольская преемственность, где введены неправославные новшества в веро- и нравоучение, там не может быть истинной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

ПРАЗДНОВАНИЕ НА НЕБЕСАХ 1 14 апреля 1967 года иеромонах Серафим Роуз писал в своей «Хронике»: «Сегодня нам сообщили о смерти нашего духовною наставника и учителя богословия, Архиепископа Аверкия. Мы воистину остались сиротами»... Через несколько месяцев, 22 октября 4 ноября, отец Серафим пришел в церковь на утренние службы и рассказал одному из братьев о чудесном сне, который он видел ночью. Он видел своего любимого архиепископа Аверкия. Архиепископ стоял на ступенях, поросших зеленой травой, ступени эти вели вверх. Вокруг было много людей, как на богослужении под открытым небом, и отец Серафим был среди них. Архиепископ Аверкий выглядел лучезарным. Он был одет весь в белоснежные сверкающие одежды и все остальные, включая и стоящего рядом диакона, который стоял немного ниже архиепископа Аверкия, прямо напротив его. Шло торжественное богослужение. Диакон должен был возгласить прокимен, но неожиданно забыл слова, и смущенный, пытался вспомнить. Отец Серафим знал, что нужно сказать, и посмотрел на архиепископа Аверкия. Тогда Архиепископ дал ему знак, чтобы он произнес прокимен вместо диакона. — Да воскреснет Бог, — громко возгласил отец Серафим, — и расточатся врази Его! Да воскреснет Русь! Аллилуиа!  Как только он сказал это, огромный хор вокруг них подхватил слова прокимена, они громогласно разносились повсюду как волны. В этот момент архиепископ Аверкий радостно улыбнулся, и начал медленно подниматься по ступеням, весь в клубах фимиама. Тысячеголосый хор продолжал петь, и отец Серафим понял, что праздновалось великое, торжественное, неслыханное событие — Воскресение Руси. И тогда он проснулся. Отец Серафим чего-то недоговаривал, но было ясно, что его посетил сам архиепископ Аверкий. Заканчивая свой рассказ, он спросил: — Не знаю, что это значит? — Разве ты не знаешь, какой сегодня день? — сказал ему брат. — Сегодня день памяти св. равноапостольного Аверкия, первое тезоименитство архиепископа Аверкия на небесах! В этот день празднуется память свв. Семи отроков Ефесских (прообразующих всеобщее Воскресение) и Казанской иконы Божией Матери, которая спасла Россию в прошлом. Твой сон не простой; он должен иметь духовный смысл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2768...

На следующий день о. Серафим оставил в летописи следующую запись: «Братию известили о кончине нашего духовного и богословского наставника, архиеп. Аверкия Джорданвилльского, теперь мы осиротели. Наступило время «безвластия» — неизвестно, найдется ли кто способный продолжить эту духовную линию. Наше Братство сейчас чувствует еще большую ответственность: сейчас как никогда важно передавать истинное учение и дух святоотечества». Два дня спустя о. Серафим так отозвался о смерти Владыки: «Большая, невосполнимая утрата для всех нас. Слава Богу, что мы при его жизни поняли, что он «живое связующее звено со святыми Отцами». Обычно такое начинаешь понимать, когда человека уже нет рядом». Отец Герман вместе с двумя иерархами из Сан–Франциско и еп. Алипием Чикагкским отправился в Нью–Йорк на погребение архиеп. Аверкия в Свято–Троицкий монастырь. Там обнаружилось, что даже по смерти Владыку Аверкия не оставили в покое. На отпевании, за которым служил друг усопшего еп. Петрос, священники из «сверхправильной» группировки стояли в алтаре как истуканы — индейские идолища, демонстративно отказываясь принимать участие в службе. Простых верующих, любивших архиеп. Аверкия, потрясло такое неслыханное хамство. Потерявшие всякий стыд «слуги Церкви» даже богослужение (не говоря уже о самих похоронах) использовали для демонстрации своих «политических» взглядов. Как верно обличают их слова самого архиеп. Аверкия. Он подчеркивал: «Церковь дана нам для спасения наших душ и не для чего более! Нельзя делать ее орудием или каким-то плацдармом для игры своих страстей и сведения личных счетов!» С мирской точки зрения, архиеп. Аверкий проиграл сражение в своей земной жизни. Битва сатаны с любым проявлением праведности закончится временным воцарением зла. В жизни небесной Владыка Аверкий, без сомнения, признан победителем! Он прожил жизнь в Боге, готовясь к вечной жизни с праведниками и святыми. За год до кончины он написал вдохновенные слова, призывая следовать этим путем: «Да будут праведность и благочестие единственными светочами для нас в духовной тьме этого лукавого мира и вдохновляющими примерами для подражания в этой столь быстротечной жизни. Тогда еще здесь, на земле, мы сподобимся воспринять Христа, если не на руки свои, как праведный Симеон, то таинственным образом вглубь душ и сердец наших и при исходе нашем из жизни сей сможем от души воззвать, подобно ему: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение, Твое!»»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Через пять лет, окончив семинарию, Игорь Капрал остался в монастыре, стал отцом Иларионом и сделался келейником владыки Аверкия (Таушева). Вскоре после этого я повстречал свою будущую супругу Елену и вернулся в семинарию преподавать там, рассчитывая, что владыка Лавр вскоре вернется в Джорданвилль. Так оно и случилось. Мы хорошо знали и уважали друг друга, потому что я был келейником владыки Лавра, а он – владыки Аверкия, которые очень дружили между собой Безусловно, я не был так близок с отцом Иларионом, как, например, протоиерей Виктор Потапов – настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, учившийся с ним в одном классе. Но мы хорошо знали и уважали друг друга, потому что я был келейником владыки Лавра, а он – владыки Аверкия, которые очень дружили между собой и помогали друг другу. Благодаря этому и мы часто общались с будущим владыкой Иларионом. Мы хорошо друг друга понимали и знали, что наша деятельность взаимосвязана. У владыки Аверкия два раза был инсульт, он с большим трудом передвигался, и отец Иларион все время находился при нем и помогал. Владыка Аверкий был замечательный проповедник – все мечтали, чтобы он приехал к ним на приход и прочитал проповедь. Он был настоятелем монастыря, хотя многое делалось через владыку Лавра, который руководил ежедневной жизнью обители. Если нужно что-то купить или уплатить какие-то расходы – все было в его руках. И даже когда он жил в Синоде, ему часто звонили и спрашивали, что делать в тех или иных вопросах. Поэтому после кончины владыки Аверкия братия единогласно проголосовала за то, чтобы ему стать настоятелем. К тому времени отец Иларион стал уже и диаконом, и иеромонахом. Моим духовником в те годы был отец Киприан (Пыжов), который окормлял почти всю братию, включая владыку Лавра. Но однажды его по какой-то причине не было, и я пошел на исповедь к отцу Илариону. Тогда он сделал мне краткое наставление, которое мне помнится до сих пор. Я даже слышу его голос, как он говорит: «Виктор, не забывай, что все люди должны в конце концов умереть и предстать перед Богом – будь ты епископ, диакон или просто рабочий. Поэтому мы все равны перед Ним и должны стараться не возвышаться над другими, потому что будем отвечать за себя». Я это запомнил на всю жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/16/16_dek...

Существенное значение этой надписи в плане изучения истории христианского символизма придавал кардинал Питра, доказывавший ее подлинность. С ним был солидарен аббат Тиймон. В то же время многие исследователи, не принадлежащие к католицизму, видят в этой надписи синкретические тенденции (приспособление христианства к другим, более ранним римским религиозным взглядам). Так, в 1894 г. Г. Фикер, поддержанный О. Хиршфельдом, пытался доказать, что упоминаемый в надписи Аверкий был жрецом Матери богов – Кибелы. В 1895 г. А. Гарнак предложил весьма расплывчатое толкование, согласно которому этот Аверкий был представителем трудноопределимой синкретической религиозной группы, заявляя, что иначе невозможно свести воедино смысл всех частей его эпитафии. В 1896 г. Дитрих представил Аверкия жрецом Аттиса. Эти шаткие теории опровергали известные католические церковные археологи де Росси, Дюшен и Кюмон. Надпись повествует о хождении Аверкия в Рим и обратно. Маршрут его в Рим упомянут вскользь, но на обратной дороге Аверкий прошел через Сирийское побережье, дошел, можно думать, до Антиохии и оттуда, пройдя всю Сирию, отправился в Нисибин (допускается, что он мог идти и через Эдессу). Тем самым подтверждается достоверность ряда событий, упоминаемых в более позднем «Житии» Аверкия. Намек на апостола Павла, содержащийся в тексте, лакуна делает необъяснимым. Возможно, путешествие Аверкия было как–то связано с маршрутом третьей миссионерской экспедиции апостола: через Иссос, Таре, Дервию, Иконию, Антиохию Писидийскую и Апамею – до самой Фригии. Надпись Аверкия повествует о Рыбе (=Христе), которую поймала Святая Дева, – эта Рыба служит христианам пищей под видом хлеба и вина; о Риме, где Аверкий посетил общину избранных (= Церковь ). В ней ясно находятся свидетельства относительно таинства крещения, запечатлевающего христиан «блистающей печатью»; о распространении христианства, приверженцев которого Аверкий встречал повсеместно; о таинстве Евхаристии, в котором христианин соединяется с Иисусом, Сыном Бога и Девы Марии; и, наконец, о том, что Евхаристия преподается верным под видом хлеба и вина 1730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Призванные быть советчиками и посредниками, они вступают в соблазнительную борьбу между собою из-за влияния при дворе, подкапываются друг под друга, интригуют, стараются уронить один другого во мнении царя и патриарха, пишут друг на друга жалобы, обвинения, так что правительству приходится умиротворять вздорящих, мелочно самолюбивых иерархов. О возможности получить от них истинные сведения о действительном положении и нуждах Востока, найти в них беспристрастных, искренно преданных интересам Православия советчиков и руководителей невозможно было и думать; в конце концов пришлось самого видного из них, Аверкия, лишить архиерейского сана и удалить из Москвы в ссылку, так как его бесчестные проделки перешли, очевидно, всякую границу возможного. Но этого мало: русским приходилось созерцать не только ссоры, интриги и разные проделки поселившихся в Москве греческих иерархов, но и видеть участие в этой борьбе своекорыстных интриганов из числа самих восточных патриархов. Феофан Иерусалимский деятельно вмешивается в борьбу двух враждующих митрополитов, принимает сторону одного из них и всеми мерами старается подорвать значение при московском дворе Аверкия. Побуждения, руководившие в этом случае Феофаном, были не особенно высокие – это подозрение, что ему под влиянием Аверкия прислана скудная милостыня, тогда как он рассчитывал на получение большей. По этому только побуждению он решается раскрыть Московскому патриарху глаза на Аверкия и все его проделки, о которых он знал ранее, но о которых умалчивал, пока не счел себя обиженным Аверкием. Ничем не замаскированное своекорыстие даже патриарха, прикрывающего до поры до времени, пока его не заденут, нечестные проделки проживающего при московском дворе митрополита, не могли производить хорошего впечатления в Москве. Недоброе мнение о греческих иерархах составлялось у русских, а думать иначе они не имели данных. После митрополита Веррийского Аверкия особенно резко выдается по своему громадному влиянию при московском дворе известный Паисий Лигарид, приехавший в Москву 12 февраля 1662 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010