В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского). Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо. Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

– Много зла творишь ты мне, Аверкий, и не даешь мне здесь мирно жить; постараюсь отомстить тебе и заставлю тебя под старость идти в Рим. Возвратившись в дом свой, святой семь дней не вкушал пищи и пития, но пребывал в посте и всенощных молитвах, Аверкий молил Бога, чтобы Он не попустил врагу заставить его идти, куда только захочет бес. В седьмую ночь Господь явился святому в видении и сказал: – Моим промышлением, Аверкий, ты будешь в Риме, чтобы и там познали имя Мое. Итак, не бойся, ибо благодать Моя с тобою будет. Это видение укрепило Аверкия, и он рассказал братии, что слышал от явившегося ему Господа. Вскоре после сего бес, который хвалился заставить Аверкия прийти в Рим, начал хитро приводить в исполнение свое намерение. В то время властитель Римский Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним дочь свою Лукиллу. Но еще не успело состояться брачное торжество, как бес вошел в девицу и стал ее мучить. Опечаленные болезнью девицы, отец ее и жених собрали со всей своей земли опытных врачей, волхвов и жрецов, всячески стараясь излечить Лукиллу. Старания их не только не увенчались успехом, но девице с каждым днем становилось все хуже и хуже. А бес начал кричать в ней: – Никто не может изгнать меня отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Лишь только услыхал об этом отец девицы, император Марк Аврелий тотчас послал в Евксениану Поплиону, восточному своему проконсулу 6889 , послание следующего содержания: – Нашему владычеству стало известно, что в подвластной тебе области находится некто Аверкий, епископ Иерапольский; муж столь сильный в христианской вере, что может и бесов изгонять и исцелять разные болезни. Так как он нужен нам, то мы посылаем двух сановников наших, Валерия и Вассиана, чтобы они с подобающей честью привели его к нам; тебе же мы повелеваем склонить его прийти к нам, за что немалая награда будет тебе от нас. Получив такое послание от царя, проконсул отправился к Аверкию и стал уговаривать его идти в Рим с царскими посланниками. Аверкий, вспомнив, что бес хвалился заставить его предпринять на старости трудное путешествие в Рим, подумал про себя:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А в 1649 году, в 22-й день октября, на праздник Пресвятые Богородицы чудотворные иконы Казанские, во время всенощного пения, Бог даровал, родился нам сын – государь цесаревич князь Димитрий Алексеевич; и мы указали ныне праздновать в 22-й день октября Пречистой Богородицы чудотворной иконе Казанской, во всех городах, по вся годы. Итак, по получении сей нашей грамоты, тыб, Богомолец наш, в соборной церкви, со всем освященным собором, и на посаде, и во всей архиепископии в городах и уездах, и в монастырях, и по всем церквам, велел праздновать Пречистой Богородицы чудотворной иконе Казанской, по вся годы октября в 22-й день, на память Аверкия, епископа Иерапольского». В своде отечественных законов 22-й день октября признаётся табельным. Церковная служба во дни празднования Казанской иконе Богоматери 8 июля и 22 октября совершается одна и та же. Каноны составлены иеромонахом Игнатием. В эти дни Церковь между прочим взывает к верующим: «притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, – скорой помощнице, готовому и тёплому спасению, – к Покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудные милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол благонравные и Богобоящиеся рабы Своя». О покровительстве Божией Матери благонравным и Богобоязненным христианам св. Димитрий Ростовский в слове своём на день явления иконы Пречистой Божией Матери в Казани говорит: «ужаснися, человече неблагонравный и небогобоящийся, ужаснися, слышав сие, яко благонравным токмо и Богобоящимся помоществует Божия Мати, и избавляет их от великих бед и зол, а развращённые нравы имущим и страх Божий от сердца отринувшим помоществовати не соизволяет. И что дивно? Ужели Мати начнет благодетельствовати тем, иже суть врази Сына её? Не паче ли прогневается на ня, видя их вторицею Сына ея распинающих грехами и ругающихся Ему беззаконии своими? Якоже бо древле Иудеи Христа распята и поругашася Ему: сице и ныне всяк человек христианский, нечистое житие проходяй и в сквернах своих яко в блате валяяйся, ни о покаянии помышляяй, распинает себе вторицею Божия Сына, ругается же Ему во удесех своих, кровью Христовою искупленных, егда взем уды Христовы, творит уды блудничи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Завершение раскопок и начало кладки фундамента Казанского собора. Фотография. 1990 г. Завершение раскопок и начало кладки фундамента Казанского собора. Фотография. 1990 г. Неширокая сводчатая арочная галерея (внутренний размер 2,8-3 м) окружала собор с 3 сторон. Ее юж. часть первоначально заканчивалась на уровне вост. лопатки собора, а северная вела к сев.-вост. приделу равноап. Аверкия Иерапольского, решение о строительстве к-рого было, по-видимому, принято в процессе возведения собора (в ходе строительных работ, когда основной объем вывели до высоты апсиды, кладку сев.-вост. плеча галереи остановили и над ним выложили четверик придельного храма в 2 раза шире, чем плечо галереи). Перед зап. галереей со стороны площади было расположено широкое (до 1/3 фасада) открытое белокаменное крыльцо (6-7 ступеней). Казанский собор в Москве после реставрации П. Д. Барановского. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Казанский собор в Москве после реставрации П. Д. Барановского. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Еще один принципиально важный элемент архитектуры собора - шатровая колокольня, известная по изображениям XVIII в. (существующая колокольня восстановлена по гравюрам). Квадратное основание колокольни (сторона 4/5 м), возведенное одновременно с собором, встык примыкало к зап. арке сев. галереи. Ее шатровое завершение с увенчанным арками 8-гранным звоном, кокошниками в основании шатра, плоскими гуртами на ребрах, одним рядом окошек-слухов и луковичной главкой в целом типично для зрелой архитектуры XVII в.; т. о., нельзя отвергать предположение, что в XVII в. колокольня могла быть перестроена. Однако наличие шатровой колокольни (еще более развитых форм) у ц. Св. Троицы в Никитниках, а также известия о строительстве шатровых колоколен в 30-х гг. XVII в. в Троице-Сергиевом и Макариевом калязинском мон-рях позволяют также считать, что одновременно с первоначальным зданием К. с. могла быть построена шатровая колокольня, к-рую в этом случае надо рассматривать как достаточно ранний пример становления этого типа колоколен.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Деятельность прихода [ править править код ] В школе-интернате Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе. В дни воспоминания трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды. Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, 1-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи». На приходе действуют: Святыни [ править править код ] Мощевик В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии. Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского , свт. Афанасия Александрийского , ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского. Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца , сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

—368— новением в тайны природной жизни, а выведыванием и насильственным выскребыванием с периферии природы скудных «секретов», которые можно было с бумажной помпой использовать по пути всемирно-исторического шествия в призрачные дали вне Бога. В. Эрн Шестаков Д.П. Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиях//Богословский вестник 1914. Т. 1. 2. С. 369–382 (2-я пагин.). —369— 1 . В последнем издании жития св. Аверкия Иерапольского во Фригии чудотворца 516 , русский перевод жития в Великих Минеях Четиях митрополита Макария 517 получает значение равносильного с греческими рукописями источника для установления греческого текста жития. Та начальная греческая редакция, с которой исполнен русский перевод в Минеях, восстановляется новым изданием на основе трех греческих рукописей: 1) Парижской рукописи 1540, X или XI века, представляющей собой минологий за октябрь месяц, 2) рукописи Московской Синодальной библиотеки 379, из лавры Афанасия, XI века, заключающей тридцать одно житие святых с сентября до июля, и 3) близкой к Московской, рукописи иерусалимской патриаршей библиотеки, из лавры св. Саввы, XI или XII века. Это рукописи Р, М и Н у Ниссена. И вот, не взирая на древность этих трех греческих рукописей, русский перевод в Макарьевских Минеях Четиях представляет в ряде мест наилучшее чтение, позволяющие исправить большие или меньшие искажения греческого текста. Житие св. Аверкия рассказывает, как святой разбил изваяния языческих богов, и какой яростью поступок св. Аверкия воспламенил языческое население города: κα —370— οον φιλε χλος μαινμενος σν οδεν λογισμ ρπσαντες ξλα κα λαμπδας κραζον. В подчеркнутом слове все три греческие рукописи согласны между собой. (Vita s. Abercii р. 6, 13 sqq.). Макарьевские Минеи вместо того имеют: «с безлепичным размышлением» (ст. 1741), что дает Ниссену право внести в греческий текст поправку: σν οτιδαν λογισμ 518 . Ниже христиане спешат предупредить св. Аверкия о грозящей ему опасности от возмущенной против него языческой толпы: κα ερντες ατν ς μηδετς γενομνου φαιδρ τ προσπ καθμενον. (Vita p. 7, 8 sqq.). Так согласно свидетельствуют все три греческие рукописи жития. Из Макарьевского перевода: «яко ни что же печалуяся» (ст. 1742) Ниссен добывает правильное греческое чтение: ς μηδενς κηδμενον.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богородицы в 22-й день октября: «В 1613 году, в 22-й день октября, милостию Божиею, молитвами и заступлением Пречистой Владычиды нашей Богородицы Казанской чудотворной иконы, на память Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, Московское государство от литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия устаиовили праздновать Пречистой Богородице чудотворной иконе Казанской, в царствующем граде Москве при отце нашем блаженной памяти Великом государе царе и Великом князе Михаиле Феодоровиче всея России. А в 1649 году, в 22-й день октября, на праздник Пречистой Богородицы чудотворной иконы Казанской, во время всенощного пения Бог даровал, родился нам сын – Государь цесаревич князь Димитрий Алексеевич; и мы указали ныне праздновать в 22-й день октября Пречистой Богородице чудотворной иконе Казанской во всех городах, по вся годы. И так по получении сей нашей грамоты ты б, богомолец наш в соборной церкви, со всем освященным собором и на посаде, и во всей архиепископии, в городах и уездах, и в монастырях, и по всем церквам велел праздновать Пречистой Богородице чудотворной иконе Казанской по вся годы октября в 22-й день, на память Аверкия, епископа Иерапольского» 621 . В своде отечественных законов 22-й день октября признается табельным. Церковная служба во дни празднования Казанской иконе Богоматери 8 июля и 22 октября совершается одна и та же. Каноны составлены иеромонахом Игнатием. В эти дни Церковь , между прочим, взывает к верующим: «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя» 624 . О покровительстве Божией Матери благонравным и богобоязненным христианам св. Димитрий Ростовский в слове своем на день явления пречистой иконы Божией Матери в Казани говорит: «Ужаснися, человече неблагонравный и небогобоящийся, ужаснися, слышав сие, яко благонравным токмо и богобоящимся помоществует Божия Мати и избавляет их от великих бед и зол, а развращенные нравы имущим и страх Божий от сердца отринувшим помоществовати не соизволяет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но до 1649 года праздник в честь чудотворной Казанской иконы, кроме Казани, совершаем был только в Москве. В этом же году царь Алексий Михайлович, обрадованный рождением сына Дмитрия Алексеевича, дарованного ему 1648 года октября 21 дня во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, в благодарение Богу и пресвятой Богородице установил день 22 октября праздновать по всей России. Так 29 сентября 1649 года в окружной Царской грамоте Царя и Великого Князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу вологодскому и велико-пермскому, о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы в 22 день октября: «в 1613 году, в 22 день октября, милостию Божею, молитвами и заступлением Пречистыя Владычицы нашей Богородицы Казанския чудотворный иконы, на память Аверкия, епископа Иерапольского чудотворца, московское государство от литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородице чудотворныя иконы Казанския, в царствующем граде Москве при отце нашем, блаженныя памяти Великом Государе, царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России: а в 1649 году, в 22 день октября на праздник пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения, Бог даровал, родился нам сын – Государь Царевич Князь Димитрий Алексеевич; и мы указали ныне праздновать в 22 день октября пречистой Богородице чудотворныя иконы Казанския, во всех городах по вся годы. И так, по получении сей нашей грамоты, ты б богомолец наш в соборной церкви, со всем освященным собором и на посаде, и во всей архиепископии в городах и уездах, и в монастырях, и по всем церквам велел праздновать пречистой Богородице чудотворный иконы Казанския, по вся годы октября в 22 день, на память Аверкия, епископа Иерапольского». В своде отечественных законов 22 день октября признается табельным 41 . В 1767 г. в мае месяце посетила Казань Государыня Императрица Екатерина II. 28 мая она, между прочим, посетила Казанский девичий Богородицкий монастырь. Отслушав здесь литургию, она к славной чудотворной иконе Богоматери приложила небольшую бриллиантовую корону, а другую, такой же величины, пожертвовала на местный образ Спасителя 42 . 5. Подтверждение того, что подлинная чудотворная Казанская икона Божие Матери находится до сего времени в женском монастыре в Казани

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

В житии св. равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, совершенно опущены: речь Аверкия о покаянии к обратившимся в христианство язычникам; беседа Евксениана, сына исцеленной от слепоты Фригеллы со св. Аверкием; рассказ о сношениях царя и царицы с женихом своей дочери Лукиллы; описание путешествия посланных за св. Аверкием сановников Валерия и Вассиана и их прибытие к святому; встреча святого с Трифимионом; приказ императрицы в Иераполь – исполнить волю св. Аверкия и эпизод о немилосердных земледельцах 502 . В житии св. великомученицы Параскевы, кроме некоторых подробностей допроса, опущена та замечательная молитва , которую произносит св. мученица перед своею смертью, а также и тот небесный ответ, который последовал на эту молитву 503 . В страдании св. первомученицы Феклы совсем пропущены приведенные у Метафраста, главного источника жития, некоторые речи (напр., матери и жениха к св. Фекле), а также весь тот отдел, где подробно рассказывается об учениках св. апостола Павла Димасе и Ермогене, так как этот отдел непосредственного отношения к страданиям св. Феклы не имеет 504 . В житии св. великомученика Артемия, по той же, вероятно, причине опущен тот спор о вере, который ведут свв.мм. Евгений и Макарий с Юлианом отступником 505 . В страдании св.м. Иулиана умолчено о том, что воины, сопровождавшие святого, били его «всю ту дорогу, которая ведет в Melsim» и что игемон Флавиан перед мучениями снова убеждал Иулиана отречься от Христа 506 . В житии свв.мм. Сергия и Вакха, кроме других выпусков, Святитель не передал рассказанное у Метафраста явление им Ангела, когда после прибытия к Антиоху, они находились в темнице 507 . Наконец, в иных, правда очень редких случаях, Святитель умалчивал и об юношеских годах святых, об их происхождении, возрастании и постепенном духовном развитии, и начинал свое повествование прямо с их подвигов и страданий за Христа 508 . Из произведенного нами разбора и анализа житий видно, что выпуски, которые делал свят. Димитрий, были весьма разнообразны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот и краткое описание успения святого: “… Тогда лицо его чудно просветлело, свидетельствуя, что душа его с радостью отделилась от святого его тела, а его мощи и до сих пор почивают в Антониевой пещере в Киево-Печерской Лавре” . Давайте остановимся и на выдержках из жития св. Аверкия, епископа Иерапольского , который святительствовал во время царствования римского императора Марка Аврелия (161–180). Обратим внимание на то, что святой лечил людей напрямую, в один миг, призывая имя Божие (Ванга никогда не делала так), возлагал руки даже и на слепых и они прозревали и что, прежде всего, он заботился о спасении человеческих душ. Не написано, что он использовал петушиные сердца или что разбивал кувшины. “А св. Аверкий обратился к народу своими боговдохновленными словами и поучал его познать Бога и говорил ему даже до девятого часа дня. После этого велел принести к нему всех больных, призывал над ними имя Иисуса Христа, возлагал на них руки и исцелял их Господней благодатью. А люди слушали с вниманием его слова и видели чудеса, которые он творил, и поверили в нашего Спасителя – Господа Иисуса Христа, и просили св. Аверкия их окрестить. … Была там и одна благородная женщина, по имени Фриелла, мать правителя восточных стран Евксениана Поплиона, которая была слепой. Она узнала, что у св. Аверкия дар от Бога лечить многие и самые разные болезни, и велела своим слугам привести ее к нему. Она застала его поучающим народ, пала к его ногам и просила исцелить ее слепые глаза. Но святой, который первым делом заботился о прозрении ее духовных глаз, спросил ее: – Веришь ли ты в Господа Иисуса Христа, Который открыл глаза слепорожденному? Женщина обещала, что поверит, и слезами омывала ноги его. Тогда святой архиерей помолился Богу, прикоснулся рукой к ее глазам и сказал: – Иисусе Христе, Который есть истинный Свет, приди и открой глаза Твоей рабыне! – Сразу после этих слов Фриела начала хорошо видеть и приняла Крещение из его рук. Она поверила в Христа от всего сердца и дала половину своего имения Божьему угоднику, чтобы он раздал его бедным, а он долго наставлял ее как спасти душу и проводил ее с миром” .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010