В 1632 г. деревянный храм во имя Казанской Божией Матери сгорел, и на его месте в 1635–1636 гг. подмастерьем каменных дел Обросимом Максимовым был выстроен каменный собор. Новый храм освятили 16 октября 1636 г. в присутствии царя Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа. В нем был устроен северный придел равноапостольного Аверкия Иерапольского, чей праздник также приходится на 22 октября. Он был освящен осенью 1637 г. Собор был построен в формах, характерных для времени царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Это бесстолпный храм с приделом, который по форме повторял главный храм, но в уменьшенном виде. Непосредственными прототипами служили Малый собор Донского монастыря (1591 год) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626 год). Но были и новые черты в архитектурном облике. Во-первых, придел в храме был всего один, и вся композиция получилась асимметричной. Собор имел всего одну апсиду, выступающую далеко на восток. Верх имел горку кокошников, но расположены они были в шахматном порядке, а не один над другим, как в постройках годуновского времени. Кокошники были не только большие, они чередовались с маленькими, почти игрушечными. Нижний ряд не отделялся карнизом от стены, что было нетипично как для более раннего периода, так и для большинства построек XVII века. Стена была разделена на прясла лопатками, а в прясла поместили окна, чья верхняя часть наличников входила в кокошники нижнего пояса. Весь облик храма был очень торжественный, праздничный, что отвечало идее постройки. Его внешняя декорация была уникальна и почти нигде не повторялась. В 1640-х годах справа от главной церкви был построен южный придел святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, после чего композиция всего храма стала симметричной. Новый придел освятили 3 октября 1647 г. Около 1800 г. при расширении Никольской улицы его разобрали и возобновили только в новом храме. К 1650 г. перед собором построили новую паперть и колокольню. Колокольня была одной из первых шатровых звонниц в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=44871

Выше, под сводами, находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене, начиная от солеи Пименовского придела, представлены изображения: «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в день Пятидесятницы в Сионской горнице»; «Преображение Господне» (композиция Котарбинского); «Сретение Господне» •– по оригиналу В. М. Васнецова, выполненному в киевском соборе на двух панелях по сторонам иконостаса. Напротив этой картины помещена известная композиция «Крещение Господне» кисти М. В. Нестерова. Между ними, на западной стене, – «Воздвижение Креста Господня». В притворе храма – росписи на тему притчей о милосердном самарянине и о Добром Пастыре. В левом, северном приделе, посвященном Божией Матери, западную стену занимает композиция П. А. Сведомского «Вход Господень в Иерусалим». Другие настенные изображения этого придела отображают события из жизни Божией Матери: «Благовещение», «Рождество Богородицы», «Введение во храм»; здесь же – «Рождество Христово» (вариация композиции М. В. Нестерова). В центральном куполе храма (над парусами, в которых, как обычно, изображены святые Евангелисты) написан Богочеловек в центре небесного свода в окружении Ангелов, Серафимов и Херувимов. Росписи всех трех алтарей посвящены праотцам и святым первых веков христианства. Здесь представлены святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , а также довольно редко встречающиеся изображения святителей: Григория Неокесарийского , Амвросия Медиоланского – в левом, северном алтаре; святого Иринея Лионского , святого Аверкия Иерапольского – в правом, южном алтаре; святителей: Григория Двоеслова и Климента, пап Римских, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святителей Петра Александрийского и Спиридона Тримифунтского – в центральном алтаре; святых праотец: Иоакима и Анны – в северном алтаре; Авраама, Исаака, Иакова – в южном алтаре, где изображены также египетские подвижники Антоний Великий и преподобный Пимен Великий . На горнем месте в центральном алтаре помещено изображение «Воскресения Христова», выполненное на стекле, подсвечиваемом с противоположной стороны; во Владимирском Богородичном приделе – «Моление о чаше»; в Пименовском приделе – «Явление Христа Марии Магдалине».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II. После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус. Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

Казанский собор в сер. XVII в. Аксонометрическая реконструкция. Рис. С. С. Попадюка Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили мн. буд. соборяне каменного храма (напр., свящ. Василий Афанасьев, диак. Петр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апр. 1634 г., поэтому в окт. 1634 г. клир был переведен во Введенскую «Златоверхую» ц. Затем состав клира без изменений перешел в каменный храм на Красной пл. Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора. В соборе молилась царская семья и особо торжественно праздновали день освобождения столицы - 22 окт. (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящен во имя равноап. Аверкия Иерапольского, память к-рого приходится на 22 окт.; к 1636 г. ранее не столь известный на Руси епископ фригийского г. Иераполя стал св. покровителем первых Романовых. Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Мы не знаем, как благодарить Бога, по Своей неизреченной милости сподобившего нас окормляться под Вашим святительским омофором. Да дарует Вам Господь Бог наш Иисус Христос «право правити слово Своея Истины» на благо Святой Церкви на многая, многая лета! Ис полла эти, дэспота! Вашего Высокопреосвященства послушники-семинаристы: 22 октября 1971-го года. Св. равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского. Выслушанный с сосредоточенным вниманием, адрес тут же был вручен Владыке. И с внешней стороны, украшенный прекрасным изображением иконы Божией Матери Казанская, он производил самое лучшее впечатление. Беседа началась естественно выступлением Именинника – и он нарочито придал ему «личный» характер – но в чем выражалось это «личное»? В том, что с самого детства Владыка был пронизан тем, что мы сейчас лучше всего обозначаем словами «православная русскость». Юным отроком оказался он выброшен из своего Отечества, ставшего добычей сатанистов, и очутился в духовно родственной нам Болгарии, где получил и среднее и высшее образование. И тут, делая живым участником нашего единения Владыку Кирилла, яркими чертами обрисовал Владыка Аверкий присутствующим то, как он, именно в болгарской среде, оказался окружен атмосферой, способствующей раскрытию в нем, во всем ее глубочайшем содержании, его исконной православной русскости, органически близкой в смысле даже языка той болгарской церковной элите, которая становилась родной и русскому пришельцу, отдающему себя Церкви … С затаенным дыханием воспринимали присутствующие это столь живое «личное», что пред нами разворачивал Владыка Аверкий и что укрепляло всех нас в своем «личном» устремлении становиться всецело «православно-русскими» – чем и определилось все дальнейшее течение беседы, необыкновенно живое и содержательное. Надо ли говорить, что украсил нашу беседу своим искренним и проникновенным словом Владыка Кирилл – но и все то, что говорили другие, в частности и сами семинаристы, сводилось исключительно, причем в глубокой «личной» искренности, к одному основному и все определяющему: к «личной» горячей устремленности к действительному овладению и самоотданию «православной русскости».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Жрецы идольские, жившие недалеко от храма, проснулись и, слыша в храме великий стук, не понимали, что это могло значить. Прибежав ко храму, они увидели, что идолы богов их лежали на земле в прахе, а святой Аверкий попирал обломки идолов своими ногами и сокрушал их жезлом. При виде сего на жрецов напал страх, святой же, обратившись к ним, сказал с гневом: – Ступайте к начальникам города и ко всему народу, скажите, что боги ваши, упившись на вчерашнем празднике, который вы устроили для них, перебранились между собою и, упав на землю, разбились. Сказав это, святой отправился в свой дом, как сильный муж, победивший врагов; а такими воистину были идолы, приведшие к погибели много душ человеческих. Жрецы идольские отправились к городским начальникам и рассказали им обо всем, что сделал Аверкий. С наступлением дня, весть о случившемся быстро распространилась по всему городу, и вот все, от мала до велика, простой народ и начальствующие лица, собрались к храму. Увидев идолов своих разбитыми на мелкие части и разбросанными по земле, все сначала изумились. Потом, исполнившись ярости, все стали кричать: – Смерть Аверкию! Другие добавляли к этому: – Послать его к царю, там потерпит он муки, равные его преступлению! – Нет, лучше сейчас же пойдем и сожжем его со всем его домом, – предлагали третьи. Начальники остановили народ: – Не смейте зажигать дома Аверкия; мы опасаемся, как бы не пострадал от пожара весь город, если вы подожжете дом Аверкия; лучше схватим его и сами предадим суду, или же отошлем на суд к верховному правителю. Когда народ находился в таком волнении и уже хотел напасть на дом Аверкия, соседи епископа, услышав о сем, отправились к нему в дом; они застали его учащим собравшихся к нему верующих и рассказали ему все, что слышали в народе, который хочет идти к его дому и схватить его, как злодея. Услышав сие, верующие устрашились и молили своего пастыря выйти из дома и скрыться где-нибудь на время, пока не прекратится волнение народное. Святой же без страха сказал им в ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Спустя почти год, 26 июля 2004 года, в день памяти (канонизации) кимрских святых новомучеников Феодора Колерава, Анания Бойкова и Михаила Болдакова состоялось очередное богослужение, совершенное архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в сослужении местного духовенства. Решено было и впредь ежегодно в этот день совершать богослужения у святого источника. С самого начала этого богоугодного дела его действующих лиц заботил вопрос: в честь какого именно святого Аверкия именовать источник! Истории известны несколько святых с этим именем. Эта озабоченность была отражена и в материале В.В. Баженова «Часовня у святого источника», опубликованном в газете Кимрского благочиния «Родник православия» в сентябре 2003 года. В заметке описывалось освящение источника и часовни совершенное 20 августа, и, в частности, приведены следующие слова: «...все верующие получили возможность зайти в часовню, поставить свечи и приложиться к иконам святого равноапостольного Аверкия и святого мученика Аверкия (точно неизвестно, в честь какого из них был освящен источник), которые написал священник Игорь Остаев...». Поставленный вопрос волновал и автора этих строк. Было затрачено немало времени на просмотр различной литературы, архивных материалов. И, о - удача! В журнале «Тверские епархиальные ведомости» за 1903 год в 14 в информации о посещении архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием ряда приходских храмов (села Пухлимо, Белого Городка, Малышкова) на странице 415 написано: «В пухлимском приходе за рекой Волгой в деревне Селищи построена (год постройки не указан) деревянная часовня в честь святого Аверкия, епископа Иеропольского». Известно, что святой Аверкий, епископ Иеропольский, на заре христианства за свою проповедническую деятельность получил наименование равноапостольного. Так была раскрыта еще одна тайна нашего прошлого. По материалам издания: Коркунов В.И. Это было, было... К 10-летию канонизации кимрских новомучеников (Краеведческие очерки) - Тверь: Марина, 2008. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=32210

В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья. Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать. В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк. Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла. Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев. Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом – каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека – это очень тяжелое послушание. Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании – отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался. В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.

http://pravoslavie.ru/111136.html

Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры. Воссоздание [ править править код ] Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздание было осуществлено в 1990—1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере. Описание [ править править код ] Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского. По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья». Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Казанско...

Части мощей следующих святых: верхняя часть головы св. апост. Варфоломея; голова и часть от плеча св.великомуч. Меркурия; часть от ноги св. Иоанн Милостивого; две части св. Иоанна Предтечи Господня; часть от локтя священномуч. Харалампия; части от ног св. муч. Ореста и св. Аверкия Иерапольского             Икона апостолов Петра и Павла - Икона написана в 1640 году.     Икона двенадцати Апостолов Икона находится в деревянном резном иконостасе, в 1722 году ее описал в своем известном труде «Толкование Иконописного Искусства» монах Дионисий.           Каракалл - Филофей - Ивирон               Каракалл - 227 Филофей - 229   Зеленым тропа Каракалл - Филофей Красным - Ивирон - Филофей Желтым - поворот на Русскую Келью с добрыми насельниками...         Желтым - Каракалл -  в Святого Павла, переваливая хребет через Антиафон.  Крсным - поворот  и тропа в Лаккоскити. Комментарии Всего комментариев: 43 2020/02/22, 12:30:55 Помолитесь,пожалуйств, о здравии раба Божьего Никиты 2019/12/30, 03:10:15 Великая просьба помолиться за тяжело-онобольного Богданова Сергея из Улан - Удэ - за его выздоровление и направление в достойный Онкоцентр - иначе умрёт в Бурятии. А также финансовой помощи его семье. Обеднела семья. И огромная просьба помолиться за скорейшую и успешную продажу квартиры Любови. А мы за ваше процветание свечу поставим. За всё вас благодарим. Любовь 2019/08/21, 12:40:46 дорогие Отцы и братия Благословите пожалуйста владимира виктор 2019/05/10, 12:55:16 Дорогие братья святой горы Афон, прошу Ваших молитв об исцелении позвоночника моего ребенка, об исцелении Р.Б.Парисы от онкологии, о моем исцелении по жен.части, сердечной недостаточности, помолитесь о том, чтобы у меня прошли боли в ноге и восстановилась двигательная активность, помолитесь о том, чтобы я побыстрее рассчиталась с долгами и продала квартиру. Ангелина Ангелина 2019/02/12, 15:17:19 Дорогие отцы и братья , очень прошу ваших молитв об исцелении моего ребенка. Аминь. Ангелина 2018/11/28, 21:01:23 Dorogije Monahi,Zastititi menja molitvoj ot muza Zdravka i jego ljubovnic i jego rodstvennikov.

http://isihazm.ru/?id=510

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010