Священники этого храма сказали Царю Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея России о великих чудесах ее, которые были во время гетманского боя (24-го августа с гетманом Ходкевичем) и во время взятия Москвы. Царь же Михаил Феодорович всея России и мать его великая старица инокиня Марфа Ивановна начали иметь великую веру к этому образу, и повелели праздновать дважды в год, и установили крестные ходы… (первый ход 8-го июля в день явления иконы Богоматери в Казани), а другое празднество месяца октября в 22-й день на память иже во святых отца нашего Аверкия, Иерапольского чудотворца, когда очистилось Московское государство». Царь Михаил Феодорович всегда или ходил 22-го октября в крестном ходу сперва в Введенскую на Сретенской улице церковь , а с 1636 года, – новопостроенный Казанский собор на Красной площади или был в сих храмах у обедни. Празднование же Знамению Богоматери светло совершаемо было Царем Михаилом Федоровичем на старом его дворе, с 1631 года обращенном в Знаменский монастырь, а в день принятия царской власти (в Костроме 14-го марта) Михаил Феодорович торжественно совершал празднество во славу Феодоровской Костромской иконы Богоматери, пред которой убежден был Московским посольством принять царский жезл; в этот день он делал обеды и жаловал наградами 10 . Пред кончиной своей, приснопамятный Царь Михаил Феодорович, подвергся продолжительной болезни, но занимался делами царства. Он так чтил своего ангела хранителя, что, не смотря на свою усилившуюся болезнь, в день своего тезоименитства, пошел в церковь к заутрене; в этот день он молился в церкви Нерукотворенного образа Спаса, что у новых его Государя палат. Во время утрени с ним сделался такой припадок болезни, что его уже принесли в царские палаты 11 . В начале третьего часа с 12-го на 13-е июля 1645 года Великий Государь предал дух свой Богу, напутствованный Святыми Тайнами, простившись с супругой и благословивши на царство Алексея Михайловича, сына своего шестнадцатилетнего, то есть, имевшего такой же юный возраст, в каком сам воспринял царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Чтобы не быть голословным, приведу несколько подтверждений. О крещении младенцев: «От крещения и благодати Бога... никого не должно нам устранять. Это надо соблюдать по отношению ко всем, и особенно к новорожденным младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие» (святой Киприан Карфагенский. Письмо к Фиду, середина III века). О почитании святых мощей и дней памяти святых: в середине II века христиане города Смирна в своем послании о мученичестве их епископа Поликарпа писали: «сотник... положил тело (Поликарпа) в огонь... и сжег. А мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения» (Евсевий, Церковная история, IV.15). О молитвах святым: папирус из библиотеки Дж. Рейланда содержит молитву, которая до сих пор употребляется за православным богослужением: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная». Папирус датируется 250 годом. О молитвах за умерших: на надгробной плите святого Аверкия, епископа Иерапольского, написано: «Пусть помолится об Аверкии всякий единомышленный». Надпись датируется второй половиной II века. Что же касается икон , то иконографические изображения найдены в самой ранней христианской церкви в древнем сирийском городе Дура-Европос. В частности, изображения Христа, апостола Петра, Адама и Евы, ряда сцен из Ветхого и Нового Завета. Эти росписи датируются 232 годом по Р.Х. Иконы (религиозные изображения) имелись и у римских христиан — в катакомбах Рима обнаружены изображения Христа, а также ветхозаветных и новозаветных святых, созданные в III веке; тем же веком датируется и изображение Богородицы с Младенцем в сцене «поклонение волхвов», сохраненной на одном из христианских саркофагов. То есть, все это было в Церкви задолго до эпохи Константина Великого, и уж точно это было к концу IV века, когда епископы этой же Церкви утверждали канон Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

2) Гробница Аверкия еп. Иерапольского. В 1882 году Рамсей открыл гробницу Аверкия еп. Иерапольского 73 с следующей эпитафией, написанной самим епископом, которая является также неопровержимым свидетельством против Толстого. В этой эпитафии, написанной грубым греческим гекзаметром, мы читаем следующее: «Я, гражданин избранного города 74 , сделал сие во время моей жизни, чтобы в должное время иметь место упокоения чистого для моего тела. Аверкий по имени, я ученик пастыря 75 , который питает свои стада, овец на горах и равнинах 76 , который имеет великие очи, смотрящие во все стороны 77 , ибо Он научил меня верным писаниям 78 , послал меня в царственный Рим видеть его 79 и посмотреть на златоодеянную и златообутую царицу 80 , и там я видел также народ, который имеет яркую печать 81 . И я видел равнину Сирии и все города, даже Низибию, переправившись за Евфрат 82 . И повсюду я имел спутников. С Павлом я путешествовал, и Вера водила меня повсюду 83 , и повсюду служила для меня пищей рыба из источника 84 , весьма большая, чистая, которую уловила чистая Дева, и она (Вера) дала это друзьям в постоянную пищу, предлагая превосходное вино, давая вино вместе с хлебом 85 . Эти слова, стоя здесь, я, Аверкий, и велел так написать. Я истинно прожил мой семьдесят второй год. Пусть всякий собрат христианин, читающий это, помолится за меня» 86 . «В этой наиболее древней и, несомненно, подлинной надписи мы имеем в высшей степени замечательнее доказательство возрастания христианства подлинности новозаветных книг, высокого значения двух главнейших таинств, любви, веры и простоты христиан во 2 веке. Эпитафия эта, во всех своих чертах, обнаруживает те же самые особенности, как и надписи в катакомбах, представляющие нам некоторые из наиболее драгоценных, данных для ознакомления с духом древних христиан» 87 . Если Толстовцы желают отстоять свой взгляд на начало христианства, то пусть докажут подложность этого исторического памятника! 3) Письмо Плиния к Траяну. Этот правительственный документ, с ответом на него императора Траяна, является одним из важнейших свидетелей против Толстого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Аверкий молил Бога, чтобы Он не попустил врагу заставить его идти, куда только захочет бес. В седьмую ночь Господь явился святому в видении и сказал: — Моим промышлением, Аверкий, ты будешь в Риме, чтобы и там познали имя Мое. Итак, не бойся, ибо благодать Моя с тобою будет. Это видение укрепило Аверкия, и он рассказал братии, что слышал от явившегося ему Господа. Вскоре после сего бес, который хвалился заставить Аверкия придти в Рим, начал хитро приводить в исполнение свое намерение. В то время властитель Римский Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним дочь свою Лукиллу. Но еще не успело состояться брачное торжество, как бес вошел в девицу и стал ее мучить. Опечаленные болезнью девицы, отец ее и жених собрали со всей своей земли опытных врачей, волхвов и жрецов, всячески стараясь излечить Лукиллу. Старания их не только не увенчались успехом, но девице с каждым днем становилось все хуже и хуже. А бес начал кричать в ней: — Никто не может изгнать меня отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Лишь только услыхал об этом отец девицы, император Марк Аврелий тотчас послал в Евксениану Поплиону, восточному своему проконсулу [ 5 ], послание следующего содержания: — Нашему владычеству стало известно, что в подвластной тебе области находится некто Аверкий, епископ Иерапольский; муж столь сильный в христианской вере, что может и бесов изгонять и исцелять разные болезни. Так как он нужен нам, то мы посылаем двух сановников наших, Валерия и Вассиана, чтобы они с подобающей честью привели его к нам; тебе же мы повелеваем склонить его придти к нам, за что немалая награда будет тебе от нас. Получив такое послание от царя, проконсул отправился к Аверкию и стал уговаривать его идти в Рим с царскими посланниками. Аверкий, вспомнив, что бес хвалился заставить его предпринять на старости трудное путешествие в Рим, подумал про себя: — Хотя ты, противник людей, и постарался привести в исполнение то, что ты в гордости своей обещался сделать мне, однако ты не возвеселишься; я твердо уповаю на Бога и надеюсь, что не напрасно придется трудиться мне в старости, но там уничтожу я твою гордость силою Христа моего, Который в видении обещал мне Свою благодать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой отвечал ему: – К отцу твоему, сатане, пойдешь ты, дух злобы, но так как ты потревожил меня, старца, и заставил прийти сюда, то и ты не избегнешь труда и не вернешься отсюда пустым; вот лежит камень – (перед дворцом был камень таких громадных размеров, что множество народа лишь с большим трудом могло бы сдвинуть его на небольшое расстояние; на этот-то камень и указал святой), повелеваю тебе именем Господа моего Иисуса Христа, отнеси сей камень на мою родину, в Иераполь, и положи его около южных врат. И вот диавол, как раб и пленник, связанный клятвою вышел из царской дочери, взял тот камень и с тяжким стоном понес его по воздуху чрез ипподром 6890 . Все, бывшие там, люди с удивлением видели камень, двигавшийся по воздуху и слышали великий стон диавола, но самого его видеть они не могли. Отнеся камень в Иераполь, диавол положил его на том месте, где ему приказал святой Аверкий; жители же Иераполя, видя громадный камень, внезапно упавший с воздуха, были весьма поражены, и поняли сию тайну лишь тогда, когда к ним возвратился святой Аверкий. Освободившись от злого мучителя, царская дочь, однако, не могла подняться с земли и лежала, не издавая ни одного звука, у ног Аверкия. Видя сие, мать ее, царица Фавстина, подумала, что дочь ее скончалась, и начала плакать, но святой простер свою руку и воздвиг девицу живою, здоровою и в полном разуме. Тогда родители девицы предались великой радости и ликовал дом царский по поводу исцеления царевны. Родители ее послали радостное известие и к зятю своему Луцию Веру, который был в то время в походе против парфян 6891 , сообщая ему о выздоровлении невесты. Святому же они предложили богатые подарки и обещали дать ему все, чего бы он ни попросил. Но Аверкий не взял ни золота, ни серебра, ни какого-либо имения, говоря: – Не нужно богатство тому, для кого хлеб и вода то же, что царский обед и пир великий. Просил он только двух вещей: во-первых, чтобы в Иераполе бедным раздавалось ежегодно из податей, взимаемых для царя, по три тысячи мер пшеницы, а во-вторых, чтобы царь приказал построить на средства своей казны бани при источнике теплых вод, который святой извел молитвою из недр земли на исцеление больным. Царь с радостью обещался исполнить сии просьбы святого и дал ему для этого письменное свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский (память 22 октября/4 ноября) был епископом в Иераполе Малоазийском в годы царствования Марка Аврелия (161–180 гг.). Однажды в городе справлялось пышное торжество, посвящённое языческим богам. В этот день Аверкий во сне получил повеление сокрушить идолов. Он пошёл в языческий храм и стал разбивать изваяния богов. Когда на шум прибежали жрецы и спросили, что здесь происходит, Аверкий ответил: «Скажите жителям, что ваши боги напились вина на празднике, который вы устроили для них, и передрались между собой и, упав без сил на землю, разбились». Городские власти решили арестовать епископа, но бесстрашная проповедь и чудеса исцелений, произошедшие по молитве святого, привели к настоящему триумфу христианства в Иераполе. Слава об Аверкии донеслась даже до Рима. В это время Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним свою дочь Лукиллу. Но ещё не успело состояться брачное торжество, как Лукилла тяжко заболела. Все старания опытных врачей были напрасны, а бес, мучивший Лукиллу, начал кричать, что никто не может изгнать его, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Тогда Марк Аврелий послал к своему восточному проконсулу письмо с требованием доставить святого в Рим. Едва Аверкий предстал перед императором, как бес, бывший в Лукилле, начал кричать и заклинать епископа не мучить его, но разрешить вернуться в ад. Старец ответил: «К отцу злобы, сатане, пойдёшь ты, но за то, что ты заставил меня, старика, идти сюда, ты не избегнешь труда и не вернёшься отсюда пустым. Вот лежит большой камень, повелеваю тебе отнести его на мою родину в Иераполь и положить у южных ворот». В тот же час жители Иераполя с изумлением увидели огромный камень, упавший с воздуха у ворот города. Богослужебный канон, написанный Иосифом Песнописцем (ум. В 883 г.), упоминает, что это был не просто камень, а «столп», т. е. столб или колонна (МС. Т. 2. С. 571). Римский император, обрадованный исцелением своей дочери, стал предлагать Аверкию богатые подарки. Но святой отказался от золота и серебра и попросил у Марка Аврелия, чтобы в Иераполе ежегодно раздавалось бедным три тысячи мер пшеницы из податей, собираемых для Рима, а также чтобы император построил за счёт казны бани при источнике тёплых вод, который Аверкий молитвой извёл из недр земли для исцеления больных. Император обещал исполнить просьбу святого и дал ему письменное обязательство. После этого Аверкий отплыл в Сирию, где проповедовал христианское учение. Перед кончиной он вернулся в Иераполь, где был настоящим героем среди жителей. Особенно радовались бедняки, которые по ходатайству Аверкия получали императорскую пшеницу. Раздача пшеницы продолжалась до времени Юлиана Отступника, отменившего указ Марка Аврелия. (См. также: Четьи-Минеи–1910. 2. С. 495–507).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Священномуч. Папий занимал епископскую кафедру города Иераполя в Малой Азии. Мученическая кончина его последовала в промежутке между 156–165 годами. Память священномуч. Папия празднуется Церковью 22 февраля/7 марта. § 2. Сочинения Священномуч. Папию принадлежит «Пять книг изъяснений Господних изречений», но до нас дошли только отрывки этого сочинения: частично в подлинных словах автора, частично в пересказах других, главным образом, церковного историка еп. Евсевия Кесарийского . Несмотря на такую скудость сведений, сочинения священномуч. Папия позволяют проследить историю некоторых богословских воззрений его ученика, священномуч. Иринея Лионского , занимающего важное место в ряду христианских писателей. § 3. Учение 1.      Важность отрывков из «Пяти книг изъяснений Господних изречений» состоит в том, что они являются древнейшими свидетельствами о некоторых главных истинах христианского вероучения. 2. С другой стороны, по свидетельству еп. Евсевия Кесарийского , священномуч. Папий писал в «Пяти книгах изъяснений Господних изречений» о том, что по воскресении мертвых наступит царство Христово на этой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет. Под влиянием этих хилиастических воззрений священномуч. Папия, его ученик священномуч. Ириней Лионский придерживался подобных неверных мнений, которые, впрочем, еще не были осуждены соборно. Глава девятая. «Аверкиева эпитафия» § 1. История и авторство Под именем «Аверкиевой эпитафии» известен древний памятник церковной письменности, имеющий большое значение для характеристики учения и жизни древней Церкви. «Аверкиева эпитафия» – это собственно надгробная надпись. Ее открытие в новейшее время было сделано относительно недавно, при этом содержание ее соответствует известной ранее житийной эпитафии свят. Аверкия Иерапольского . Автор эпитафии, равноапостольный Аверкий Чудотворец, был епископом города Иераполя в Малой Азии. После многих трудов на благо Церкви он, на 73 году своей жизни, мирно почил о Господе. Случилось это около 167 года от Р. X. Память свят. Аверкия празднуется Церковью 22 октября/4 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Она была помещена в алтаре над престолом и имела следующий вид: в середине картины стоит Христос, а по сторонам его, апостолы Петр и Андрей, из которых последний подносит Христу на блюде две рыбы. У ног Христа несколько коробов, наполненных хлебами. На левом поле картины изображен брак в Кане с гостями, сидящими подле стола, между которыми видное место занимает фигура с надписью: αγα Μαρα. На правом поле представлено несколько человек, сидящих также за столом, с надписью над головами: τς ευλογας του Χρστου σθοντες, т. е. употребляющие в пищу благословенные хлебы Христа. Под термином ευλογα, означавшим в позднейшее время антидор, благословенные хлебы вообще, на древнецерковном языке разумелась евхаристия. Итак, в этой фреске, под оболочкой библейских сцен, имевших евхаристическое значение, центральным пунктом служит изображение рыбы. Как понятна была тогда эта символика рыбы, и какое широкое толкование допускала она, доказательством могут служить две древнехристианских эпитафии: одна над гробом Аверкия, епископа Иерапольского, который еще при жизни велел сделать ее на своей гробнице, а другая — на могильной плите некоего христианина Асхандия. Рассказав о своих путешествиях по городам Сирии и своей бытности в Риме, куда он отправлялся поклониться останкам апостолов и мучеников, Аверкий говорит, что во время этих странствований «вера предносила и предлагала ему в пищу рыбу (ιχθν) из источника жизни, великую непорочную рыбу, которую приняла пречистая Дева (αγν παρθνος), передала ее в пищу друзьям своим (по вере) и она же дала им доброе смешение из вина и хлеба». Аверкий заключает свое исповедание следующим обращением: «Всякий единоверный со мною помолись за меня!» Фигуральный язык эпитафии дает скорее аллюзии, намеки, чем ясное представление о Христе как хлебе евхаристическом, сообщаемом в таинстве верующим, но основной мотив понятен. Кроме евхаристического содержания надпись эта еще важна по своему отношению к учению о Богородице и представляет Ее источником, из которого получила начало, восприняла плоть " Ιχθς ζως.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Из его жира мастера сделали клеевой раствор и завершили приостановленные работы. Трапезная – постройка 1875 года, но на ее месте раньше стояла гораздо более древняя. Кроме соборного храма в обители Каракал есть еще малые храмы: Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы, святого пророка Ильи, святого великомученика Георгия, святителя Николая, великомученика Пантелеимона, праведной Анны, святого Иоасафа, преподобномученика Гедеона, святых Варлаама и Иоасафа. Также заслуживают упоминания башня обители Каракал, так называемая Петрова башня. Она была построена в XIV веке. Интересно, что мраморная табличка на строении в качестве ктиторов пирга указывает не только молдавского правителя Петра и монаха Иоасафа, но и мастера Дионисия Спиропулоса (такая практика для Афона редкость). Помимо уже упомянутых, в обители хранятся такие святыни: часть Животворящего Креста Господня, честная глава святого Христофора, частицы мощей Иоанна Предтечи, святых апостолов Андрея и Варфоломея, великомученика Меркурия (а также его шлем и меч), священномучеников Игнатия Богоносца, Гедеона, Трифона и Харалампия, мученика Ореста, великомученицы Варвары, святого Феодора Стратилата, святого Иоанна Милостивого, равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, святой Параскевы, святого Антипы, святого великомученика Георгия. Библиотека монастыря Каракал содержит 279 рукописей и 2500 печатных книг. В настоящее время в обители проживает около 30 насельников. Монастырь Филофей Монастырь Филофей занимает в святогорской иерархии двенадцатое место. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Монастырь Филофей стоит среди каштановых деревьев на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклепия. Монастырь Филофей – один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Недалеко, на границе филофеевских, лаврских и иверских владений, находился древнегреческий город Клеонэ. К тому же, здесь находилась епископская резиденция, построенная в 323 – 327 годах святым Константином.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

V. Муч. Миропии . Охр. (2 дек.). Пр. Иоанна Дамаскина, нареченного Варсанофия . 247. 249 (28 февр. Смешение разных лиц во 2 редак. слав. пролога). Св. Иоанна безмолвника. Мил. 51. ЧМин. Моск. Акад. (3 дек.). Св. Аверхия . Екл. (22 окт.). Грата , еп. ефесского. Сирл. (М. Гр. 5 дек.). Преставление Гурия , архиеп. казанского. Св. 382. Вершин. Филарет; Русск. Св. (5 дек.). 5 I. Пр. Саввы освященного. Основал лавру близ Иерусалима, † 532 г. Конст. и все (кроме Коал. 1). М. Р. † МКр. М. 12в. Канон Феофана. Служба. Св. муч. Анастасия . 1295. Ф. 26 авг. Едва ли не он 25 октября. Пр. Кариона монаха и Захарии сына его в Ските египетском, в конце 4 в. 247. 248. 1295. Мак. (Кариона М. Гр. 1295 ноября 24. 1469 обоих 29 февр. Копт. 1425 окт. 10). Захария в Харсиане 24 марта, по всей вероятности, отличен от сего и жил в Царьграде, сн. 23 окт. II. Иже во св. о. н. Гурия первого архиеп. казанского, † 1563 декабря 4. 1621. 878. Часослов 1652. Любоп. Мес. 1794. Мес. вс. св. Киев. Мес. (Св. 382. Вершин. Филар. 4 дек. †). Мощи в казанском благовещенском соборе. II. Муч. Аверкия мечем. Син. 1. 1295 (сн. V). Муч. Диогена камнями. 1295 (Охр. Мед. 4 окт.). Пр. Нонна в мире. 1295 (В М. Р. 2 дек. Нонн, еп. обративший Пелагию. Он 10 ноября в Гр. М. Вероятно, повторен и ныне). Пр. Грата в мире. 1295 (втор. в Гр. М. 24 дек. Сирм. Мед. 4 дек. епископа ефесского). Преподобномучч. афонских , обличавших патриарха I. Векка (1275–1282) и царя Михаила (1261–1281) за латиномудрие. Сказан. в рукописн. Пр. Нектария на афонской горе † 1500 г. Афон. Патер. и Св. Южн. Пр. Филофея карейского. Афон. Патер. Духовной отец Нектария. IV. Пр. Феоктиста . Белоз. 493 (20 нояб.). Обновление муч. Христины . Син. 2 (вероятно, тирская 24 июля). V. Св. о. н. Аверкия . Остр. Охр. и др. (22 окт. но или мученик Гр. М. явился из Аверкия иерапольского или сей здесь вместо муч. ошибочно). Иоанна еп. поливот. Сирл. (4дек.). Иоанна постника. Мак. (дек. 3 и 7). 6 I. Св.о. н. Николая , архиепископа Мир ликийских чудотворца, † ок. половины 4 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010