Житие св. благоверных князей Бориса и Глеба (Душеп. Чт. 1860, ч. 2). О христианском бдении над помыслами (там же, 1861, ч. 1). Известие о гвозде Господнем, хранящемся в московском Успенском соборе (там же, 1861, ч. 1). Покров Божией Матери над Москвою (там же, 1861, ч. 2). Слово в день освобождения троицкого сергиева монастыря от осады Поляков (там же, 1868, февраль). О воздеянии рук во время молитвы как древнем обычае христиан (там же 1876, ч. 3). Кто были виновники соловецкого возмущения от 1666 по 1676 год (Чтен. в моск. общ. истор. и древн. 1864, кн. 4). О времени сдачи Поляками Русским Кремля в 1612 году (там же 1869, кн. 3). Заметка о церковных диптихах V века и о потире (Древност. москов. археолог. общ. 1. 213). Лука Евангелист, как иконописец (там же, 2. 46). Надгробная надпись св. Аверкия иерапольского (там же 2. 132). Лабарум Константина Великого (Вестник археолог, общ. 1868 г.). О призыве к богослужению в восточной церкви (Труды первого археологич. съезда в Москве 1869 г. 1.300). О преподавании археологии (там же 1. 83). Фотина Павловна (Русс Архив. 1870. 4–5). Воспоминания об А. Н. Муравьеве (Душеп. Чт. 1875 г.). Критический обзор сведений о свято-троицкой Сергиевой лавре, сообщаемых в книге: опыт исследования об имуществах и доходах монастырей (Моск.Вед. 1876г.). Исследование о личности первого Лжедимитрия (Русск. Вести. 1877, август, сентябрь, октябрь). Мысли и чувствования м. Филарета по делу отобрания литографированного перевода книг В. Завета (Прав. Обозр. 1878. Январь). Очерк жизни архим. Антония, наместника троицкой Сергиевой лавры (Прав.Обозр. 1878, февр., март, июнь и декабрь). Арабы и их философия. И. М. Богословского -Платонова (Москвит. 1850, ч. 3). С. К. Смирнова (Отдельно изданные) Историческое описание саввина сторожевского монастыря. 1-е издание. М. 1846 г. 2-е дополненное 1860 года: 3-е изд. 1877. Церковно-исторический месяцеслов троицкой лавры 1-е издание. М. 1850 г. 2-е дополненное 1854 г. Историческое описание махрищского монастыря.М.1851г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

К числу таких городов принадлежал и Иераполь. Однажды св. Аверкий был свидетелем языческого празднества в городе и с прискорбием смотрел, как народ поклонялся идолам. Аверкий исполнился ревностью о славе Божией, взял в руки жезл и отправился к языческому храму, где только что окончились жертвоприношения. Войдя в храм, Аверкий начал сокрушать стоявших там идолов. Заметив это, идолопоклонники пришли в сильную ярость и хотели уже зажечь дом Аверкия. Друзья и соседи епископа, при виде, приближающейся толпы, желали спасти его от опасности и советовали ему скрыться где-нибудь на время, пока утихнет волнение, но святитель не испугался толпы, вышел к собравшемуся народу и стал говорить о суетности идолов, стараясь отвратить народ от идолопоклонства и привлечь к истинному Богу. Язычники уже готовы были броситься на святителя и умертвить его, как вдруг произошло событие, давшее другой оборот делу. Внезапно в толпе народа произошло смятение: трое бесноватых юношей подняли страшный крик, разодрали на себе одежду и с пеной у рта упали на землю. «Аверкий, – кричали они, – заклинаем тебя единым истинным Богом, Которого ты проповедуешь, не мучь нас!» Святитель сжалился над бесноватыми и начал молить Бога об исцелении юношей, после чего они почувствовали себя совершенно здоровыми и со слезами начали благодарить святителя. Это чудесное исцеление смягчило ярость народа, который увидел в Аверкие не врага, а целителя и благодетеля. Вместо криков гнева и ненависти в толпе начали раздаваться возгласы: «Един есть Бог истинный, Которого Аверкий проповедует». Многие стали обращаться к Аверкию со словами: «Докажи нам, человек Божий, примет ли нас Бог твой, если мы обратимся к Нему?» Вскоре весь Иераполь обратился в христианство. После этого св. Аверкию пришлось быть в Риме. Император Марк Аврелий выдавал свою дочь замуж, но незадолго до свадьбы она опасно заболела, и никакие средства врачей не могли помочь ей. Тогда император обратился с просьбой к правителю восточных областей, прося его прислать в Рим епископа иерапольского, о котором и в Риме знали, что он исцеляет всякие болезни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Каракалл, Каракал (греч. Кαραλλου) – греческий монастырь на северо-восточной стороне Афонского полуострова, основанный, по одной из версий, в конце X в. римским монахом Иоанном Каракаллом. В XII–XVI вв. неоднократно восстанавливался после разрушительных набегов. В 1813 г. грамотой патриарха Кирилла VI в монастыре был восстановлен общежительный устав. Каракалские монахи участвовали в греческом восстании 1821 г. Во второй половине XIX в. в монастырь поступило много русских монахов. К началу XX в. в Каракалле было около 100 монахов, монастырь отличался богатством. В нем находится собор в честь апостолов Петра и Павла и семь церквей, в которых хранятся такие святыни, как частицы Животворящего древа Креста Господня, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, вмч. Меркурия, свт. Иоанна Милостивого, мч. Ореста и равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, и др. В начале XXI в. в Каракалле подвизалось около 30 иноков. Карея Карея (греч. Кαρυς – административный центр Афона, основанный в конце IX в. как небольшой монастырь. Первоначально называлась «Меса» («середина») из-за месторасположения в самой середине полуострова, на северо-восточном склоне Святой Горы. В конце X в. стала резиденцией прота, исполнявшего по существу функции общего игумена Святой Горы, и административным центром Афона, а также местом торговли. Тогда же был построен собор в честь Успения Богоматери. Три раза в год, а именно в день Успения Богородицы, на Светлой седмице и на Богоявление, все иноки Святой Горы собирались в Карее для молитвенного торжества и для совещаний по общественным делам. В 1280 г. Карея была разорена за сопротивление Лионской унии, прот и все монахи убиты. В конце XIV в. она стала называться Карейской лаврой. После турецкого завоевания в ней располагался представитель турецкой администрации. В XVI в. Карея пришла в упадок; почти все ее многочисленные земельные владения были проданы. В 1626 г., после упразднения власти прота, Карея стала резиденцией представителей монастырей (членов Священного Кинота (Протата) и Священной Эпистасии). В ней были построены подворья (конаки) всех монастырей, а также келлии, зависящие от монастырей и населенные монахами-ремесленниками. По субботам в Карее устраивался торг, на котором монахи продавали свои изделия купцам-мирянам и покупали продукты и необходимые вещи. На Успение проводилась большая трехдневная ярмарка. Кроме высших административных органов управления в Карее находится афонское училище, в котором преподают богословие и иностранные языки; в него принимают по два молодых инока из каждого монастыря. В середине XX в. в Карее было построено новое здание Протата – единственная крупная постройка на Афоне за последние полвека. Котломуш (Кутлумуш)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Когда воцарился Иоанн Acehь II, далеко расширивший пределы своего царства, была выстроена, по царскому желанию, в Тернове, церковь во имя 40 мучеников, в которой и положены были мощи св. Илариона.   Тропарь, глас 3: Чудо явився извещения,/делы возсиял еси добродетелей Божиих,/монашествующих лики упасл еси,/архиерейская седалища изчистил еси,/еретическаго же нападания не усумневся,/церкви Христовы воздвигл еси,/преподобие Иларионе,/умер, яко спя,/тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/и подает цельбы болящим от различных недуг,/и демоны прогоняет,/сего ради молим тя:/моли спастися душам нашим.   Кондак, глас 3: Яко светоносная явися, архиерее, память твоя, тьму разруши уныния, и свет облиста даров небесных, вся созывающи ина радость: от Бога бо Иларионе, благодать обрел еси, и монахом был еси степень. Память святых мучеников Дасия, Гаия и Зотика Святые Дасий, Гаий и Зотик, находясь в Никомидии, вошли однажды в идольское капище и разрушили жертвенники. За то они были подвержены всевозможным истязаниям и мучениям. Они были подвешены на дереве, при чем их строгали конскою скребницею и терли тела их волосяными полотнищами. Видя, что они презирают всякие муки и при этом обличают суетность идолов и громогласно проповедуют Христа Бога, единосущного со Отцом и Святым Духом, мучители повесили им на шею камни и бросили в море, где святые и нашли свое упокоение [ 1 ]. Память 22 октября Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского В царствование Марка Аврелия [ 1 ], сына Антонина, в городе Иераполе [ 2 ], населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и все неверующие, собравшись в свой храм, ликовали и покланялись своим бездушным богам — идолам, принося им жертвы. Святой Аверкий, при виде такого зрелища, прослезился, скорбя о том, что люди, ослепленные безумием, оставив Бога, покланяются бесам, и, забыв Создателя, чтут творение рук человеческих. Затворившись у себя дома, епископ молился, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда святой оставался после сего в Риме еще некоторое время, утверждая в вере церковь Христову, ему в видении явился Христос и сказал: – Подобает тебе, Аверкий, быть в Сирии и там проповедовать имя Мое, утвердить Мои церкви и исцелить множество болящих. После сего видения Аверкий просил царя, чтобы он отпустил его; тот же не соглашался на его просьбу, боясь, как бы бес в отсутствие святого снова не вошел в его дочь. Святой увещал его оставить свой страх, уверяя, что бес не может возвратиться; только тогда, и то с неохотой, отпустил царь святого. Сев на корабль, Аверкий отплыл в Сирийскую область; сперва посетил он Антиохию, затем отправился в Апамею 6892 и в другие окружные города, восстановляя мир в церквах, потрясенных ересью маркионитов 6893 . Переправившись чрез Евфрат, святой посетил церкви в Низибии 6894 и во всей Месопотамии, оттуда он отправился в Киликию 6895 и Писидию 6896 , посетил также Синад 6897 , митрополию Фригийскую. Во всех тех областях и городах он принес Церкви великую пользу, многих неверных обратил в веру Христову, посрамил и заставил удалиться еретиков, верных утвердил в вере, заблудших наставил на путь истины, изгнал из многих людей нечистых духов, исцелил весьма многих, страдавших различными болезнями. Все стали называть его равноапостольным, ибо никто, кроме апостолов, не обошел так много стран и городов. Так святитель распространил славу Христа Бога и много послужил людям на их спасение и просвещение. После сего он возвратился в Иераполь. Жители Иераполя, услышав, что святитель их возвращается к ним и находится уже недалеко от города, все, от мала до велика, с женами и детьми, устремились навстречу ему, и с величайшею радостью, припадая к нему, как дети к отцу, принимали у него благословение, получить которое уже давно желали. Войдя в город, Аверкий отправился в церковь и, воссев на свой престол, преподал всем мир и стал поучать народ. И все радовались возвращению святого мужа, особенно же были утешены убогие и бедные, так как Аверкий принес с собою царский указ, повелевающий выдавать им каждый год по три тысячи мер пшеницы из царских податей. И выдавалась сия пшеница до времени Юлиана Отступника, который отменил указ и отобрал назад грамоту. По заботам святого, царским повелением, выстроены были также и бани при источнике теплых вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

один из значительных городов Болгарии, в древности бывший даже столицею. < >< back 1) > < >< back 2) > Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского с 161 по 180 г. богатый город в Фригии, области Малой Азии считались от восхода солнца так, что 9-й час соответствовал нашему 3 часу пополуночи. деньми — так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, — говорит св. пророк, — что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». лица, управлявшие провинциями Римского государства. место конских скачек и состязаний в езде на колесницах. занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. один из городов Сирии. еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого. или Низибида — большой и многолюдный город провинции Мигдонии, в Месопотамии. юго-восточная береговая страна Малой Азии. область Малой Азии. или Синнады, город на севере Фригии, близ горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне развалины близ Ескикари — Гассаф. около 167 года. Память святых мучеников Александра епископа, Ираклия воина и четырех жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии пострадали в Адрианополе в III веке. Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. — Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Которость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Остальные годы жизни своей святой Аверкий провел в преподобии и правде, разумно управляя своею паствою. О своей кончине он был извещен заранее: в видении ему явился Господь и сказал: – Аверкий, уже приблизилось время почить тебе от трудов твоих. После сего Аверкий собрал всю свою паству и, возвестив, что скоро окончится жизнь его, стал по обычаю поучать всех, умоляя слушателей своих, чтобы они всегда были непоколебимы в вере, не отчаивались в надежде и нелицемерно любили друг друга. Затем, приготовив себе гроб и подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую свою душу. Так окончил свое земное поприще святой равноапостольный Аверкий на 73 году жизни 6898 . Оплакав его, жители Иераполя благоговейно погребли его честное тело и возложили с большим трудом на могилу святого тот камень, который некогда повелением святого принесен был из Рима. И по молитвам святого много подавалось исцелений, как от его гроба, так и от источника теплых вод, изведенного его молитвами, коими и нам Господь да подаст Свою милость во веки. Аминь. Кондак, глас 8: Яко священника превеликаго, и апостолов совсельника, церковь почитает тя вся верных, Аверкие: юже твоими молитвами соблюдай блаженне, непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну, яко приснопамятный. 6888 Ветхий деньми – так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, – говорит св. пророк, – что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». 6891 Парфяне – занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. 6893 Маркиониты – еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отдельной темой является история Церкви святоотеческого периода. Святоотеческая литература является одним из главных источников церковной истории. Это, в первую очередь, великие историки, идущие вслед за отцом церковной истории Евсевием Кесарийским , а затем разбросанные свидетельства в писаниях прочих Святых Отцов. Это история таких событий, как великие гонения в доникейскую эпоху, богословские споры и соборы в посленикейскую. Историческую литургику патристическая литература снабжает важнейшими сведениями: текстами молитв и гимнов. Это история церковных институтов, роль епископата, общественного покаяния и покаянная дисциплина в соборных канонах. Это история агиографии, начинающаяся с мученических актов и первых жизнеописаний святых. Это история народного благочестия со свойственной ему склонностью к чудесному, фиксируемая, начиная со II в. в романтической апокрифической литературе: в христианских ветхозаветных апокрифах, апокрифических евангелиях, апокрифических апостольских деяниях, апокрифических посланиях апостолов, апокрифических апокалипсисах; мы находим ее также в сочинениях, приписываемых Клименту Римскому , в так называемых псевдоклиментинах, в актах мучеников, по меньшей мере в тех, которые по времени отстоят от описываемых событий, в жизнеописаниях святых, таких, как «Житие» святого Григория Чудотворца , написанного святым Григорием Нисским . И, наконец, невозможно обойти молчанием связь между патристикой, археологией и древней эпиграфикой. Некоторые эпитафии, такие, как Аверкия Иерапольского или Лектория Отенского, имеют большую богословскую ценность. Таково широкое поле, которое открывается для исследований патролога. Оно предполагает немалый набор отдельных специализаций в соответствии со смежными дисциплинами, эпохами и авторами. Основная связь между различными исследователями осуществляется на конференциях, проходящих раз в четыре года в Оксфорде, в которых принимают участие ученые из разных стран и различных конфессий, богословы и миряне, преподаватели университетов. Доклады конференций регулярно издаются в сборнике Studia Patristica в берлинской патристической серии Texte und Untersuchungen. Публикации оставляют сильное впечатление обилием исследований, составляющих патристическую науку. Недавно была основана Международная ассоциация патристических исследований (Association Internationale d " Etudes Patristique), которая публикует ежегодный информационный бюллетень (Bulletin et de liaison), где собираются сведения о состоянии исследований. Первый бюллетень отражает состояние науки на 1968 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Параклисы или отдельные храмы здесь следующие: 1) св. Иоанна Златоуста ; 2) св. Николая Чудотворца: 3) трёх Иерархов; 4) св. Предтечи; 5) св. Архангелов: 6) св. Марины и 7) всех Святых. Святой Филофей, основатель монастыря, подвизался в 11 веке. Монастырь этот был населяем некогда Славянами, как видно из жития св. Дионисия, признаваемого в Филофеевском монастыре за ктитора обители (Жит. см. в Афон. Пат. ). Близ монастыря св. Филофея замечательно место, где прежде находился скит, под названием Маиула. Там в 14 веке уединенно проводил жизнь Каллист, впоследствии патриарх Константинопольский, бывший ученик св. Григория Синаита , там же несколько времени подвизавшегося, и имевшего, кроме Каллиста, нескольких и других учеников (см. Афонский Патерик). 14. Каракалл (киновия) Соборный храм во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Кроме того, есть еще здесь придельные храмы: 1) Преображения Господня: 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) св. Пророка Илии; 4) св. великомученика Георгия; 5) Святителя Николая; 6) св. великомученика Пантелеимона. Части мощей следующих святых: верхняя часть главы св. Апостола Варфоломея; глава и кость от плеча св. великомученика Меркурия; часть от ноги св. Иоанна Милостивого; две части св. Иоанна Предтечи Господня; кость от локтя священномученика Харалампия; кости от ноги. св. муч. Ореста и св. Аверкия Иерапольского . От Каракалла до лавры полагают расстояние на четыре часа ходу. На половине этого пути находится источник Богоматери и св. Афанасия; а вправо от Морфино (Амальфи) в глубине оврага находится Молдавский скит, называемый Лак. Церковь его во имя св. Димитрия Солунского. Происхождение монастыря Каракалла неизвестно. 15. Лавра св. Афанасия (идиоритм) От Карии – семь часов ходу. Соборный храм во имя св. Афанасия; в приделе сего храма находится гроб его. Среди двора, в смиренном киоте, стоить икона Пресвятой Девы Богородицы – божественной Экономиссы лавры. Есть еще чудотворная икона Божией Материи, называемой Кукузелиссой. Между святынями собора особенно замечательны: часть от пелен Христовых, части орудий божественных страстей, – губы, трости и проч.: части эти содержатся в одном кресте; части животворящего древа Креста Господня: они находятся драгоценными и крупными перлами – дар св. Афанасию от друга его, императора Греческого Никифора Фоки, как видно из подписи. Крест этот хранится в золотом ковчеге; он употребляется для водосвятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По благословению апостола Павла святая Фекла поселилась в окрестностях Селевкии, где прожила долгие годы, проповедуя Евангелие и исцеляя молитвами множество больных. Святая Фекла именуется не только равноапостольной, но и первомученицей, несмотря на то, что скончалась в мире, не претерпев мучений. По всей вероятности, это связано с полной решимостью святой пострадать за верность Христу, Который Сам явился ей и укрепил ее, приняв намерение девы как само действие. Имя святой Феклы упоминается при пострижении женщин в монашество. Подвиг св. равноапостольного Аверкия Иерапольского 204 (память 4 ноября н.ст., †ок.167 г.) также относится к первым векам христианства. В его служении совмещались святительский и апостольский подвиги. Святой Аверкий жил во Фригии в царствование Марка Аврелия (161–180 гг.) и был епископом г. Иераполя, который в то время был населен преимущественно язычниками. Во время одного из языческих празднеств, когда Аверкий молился Богу о спасении своих сограждан, ему предстал Господь, вручил ему жезл и повелел сокрушить идолов. Святой Аверкий исполнил повеление Божие. Язычники пытались схватить святителя, но исцеление святым трех бесноватых юношей так на них подействовало, что они попросили епископа научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святой Аверкий отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. Он обошел с проповедью Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим, обратил ко Христу множество людей. В начале IV века проповедь о Христе Воскресшем услышала Грузия из уст св. равноапостольной Нины 205 (память 27 января, ок. 280–335). Узнав, что Грузия еще не просвещена христианством, святая Нина долго молилась Пресвятой Богородице об обращении Грузии и обретении Хитона Господня. Царица Небесная явилась ей во сне, вручила крест, сплетенный из виноградной лозы, и повелела идти в Иверию для проповеди Евангелия. В 319 г. святая пришла в Грузию, а уже к 324 году благодаря ее трудам христианство в Грузии было окончательно утверждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010