Священник, благословляя открытые царские врата, отвечает: «Благословен вход святых Твоих…». Диакон отвечает: «Аминь» , кадит иерея (при соборном служении кадит и сослужащих священников), подходит к середине царских врат и встает лицом к ним. Диакон (по окончании догматика или стихиры, начертав кадилом крест): «Премудрость, прости». Хор: «Свете тихий...». Диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, горнее место и иерея, затем отдает кадило. Священник целует иконы на царских вратах и вслед за диаконом входит в алтарь, после чего священник и диакон целуют престол и идут к горнему месту. Священник становится справа от горнего места, а диакон – слева, лицом к народу. Диакон: «Вонмем» . Священник: «Мир всем». В это время свещеносцы творят поклон на горнее место, затем друг другу и после этого относят подсвечники на место, но не гасят свечей (их следует погасить лишь после пения прокимена). Диакон: «Премудрость. Вонмем». Затем диакон и хор исполняют прокимен дня. Если в честь праздника положено читать паремии , то назначенный чтец во время исполнения прокимена выходит северной дверью из алтаря, облаченный в стихарь, и становится посреди храма перед аналоем, на котором лежит икона праздника. Диакон: «Премудрость». В это время закрываются царские врата; однако если читаются паремии из Нового Завета (в праздники апостолов Устав назначает читать паремии из Соборных посланий), то царские врата остаются открытыми до конца паремий. Чтец: «…чтение» (объявляет надписание паремии). Диакон: «Вонмем». Чтец читает 1-ю паремию. Аналогичный диалог диакона и чтеца происходит и перед другими паремиями. В конце последней паремии диакон, поцеловав край престола с северной стороны, выходит на амвон для произнесения сугубой ектении. Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...». Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...». Хор: «Аминь». «Сподоби, Господи...». Во время исполнения этого песнопения диакон отходит к иконе Спасителя, где стоит, ожидая его окончания. Диакон произносит просительную ектению «Испол­ним вечернюю молитву нашу Господеви...». Священник (возглас): «Яко Благ и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Священник (благословляя народ): «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Священник: Поклонясь царским вратам. Целует икону Спасителя на них, поворачивается через правое плечо, благословляет свещеносца, стоящего перед амвоном, целует икону Божией матери на царских вратах и входит в алтарь. Диакон: Снова выходит из царских врат и кадит предстоящих. Священник: Поцеловав престол, идет на горнее место и стоит справа престола, обратясь лицом к западу. Диакон: Возвратясь в алтарь, кадит переднюю сторону престола и священника и, став на левой стороне престола у горнего места, возглашает: «Вонмем». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем». Диакон: «Прокимен, глас…» (дня со стихами. Царские врата после прокимна закрываются). Если есть паремии: Диакон: «Премудрость». Чтец: Например: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец: Читает паремию. Диакон: «Рцем вси…» (Выйдя северной дверью). Священник: «Яко Милостив и Человеколюбец…» Хор: «Аминь». Чтец: «Сподоби, Господи…» Диакон: «Исполним вечернюю молитву…» Священник: «Яко Благ и Человеколюбец…» Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Хор: «Тебе, Господи». Священник: тайно молитву: «Господи, Боже наш…» Священник: «Буди держава…» Если есть лития, то выход на литию северной дверью. При полиелейном святом литии нет. Лития Хор: Поет стихиру храма. Литийные стихиры, если нет литийных, то от стиховных или на «Господи, воззвах». (Диакон кадит храм). Хор: «Слава, и ныне», богородичен воскресный от стиховных по гласу предшествующего песнопения. ( В праздники на «и ныне» праздника). Диакон: «Спаси Боже, люди Твоя…» Хор: «Господи, помилуй» (40) Диакон: «Еще молимся о Великом Господине…» Хор: «Господи, помилуй» (50) Диакон: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему…» Хор: «Господи, помилуй» (3) Диакон: «Еще молимся о еже услышати…» Хор: «Господи. Помилуй» (3) Затем тайное поминовение живых и умерших. Священник: «Услыши ны, Боже…» Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон: Вонмем.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Премудрость.Чтец: Прокимен.Певцы: тот же прокимен.Диакон: Премудрость.Чтец: (такого-то) послания чтение.Диакон: Вонмем.Чтец читает Апостол.Иерей: Мир ти.Диакон: Премудрость.Певцы: Аллилуиа.Диакон: Благослови, владыко, благовестителя. Иерей: Бог молитвами.Диакон: Аминь.Иерей: Премудрость, прости, услышим.Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: (такого-то) Евангелия чтение.Певцы: Слава Тебе, Господи.Иерей: Вонмем.Диакон читает Евангелие.Певцы: Слава Тебе, Господи.Диакон: ектения: Рцем вси.Иерей: Яко милостив.Диакон: ектения за упокой.Ектения об оглашенных.Иерей: Да и тип с нами славят.Литургия верныхДиакон: ектения: Елицы верные паки и паки миром Господу помолимся.Иерей: Яко да под державою Твоею.Певцы: Иже херувимы (в Великий четверток: Вечери Твоея тайный. В Великую субботу: Да молчит всякая плоть).Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол.Диакон: ектения: Исполним молитву нашу Госиодеви.Иерей: Щедротами Единороднаго Сына Твоего.Певцы: Аминь.Иерей: Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: Возлюбим друг друга.Певцы: Отца и Сына и Святаго Духа.Диакон: Двери, двери премудростию вонмем.Певцы: Верую во единаго Бога Отца.Диакон: Станем добре, станем со страхом.Певцы: Милость мира, жертву хваления.Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Св. Духа, буди со всеми вами.Певцы: И со духом твоим.Иерей: Горе имеем сердца.Певцы: Имамы ко Господу.Иерей: Благодарим Господа.Певцы: Достойно и праведно есть.Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще.Певцы: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф.Иерей: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Певцы: Аминь.Иерей: Пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя.Певцы: Аминь.Иерей: Твоя от Твоих, Тебе приносите о всех и за вся.Певцы: Тебе поем, Тебе благословим. Тебе благодарим, Господи, и молимтися. Боже наш.Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей.Певцы: Достойно есть яко во истину, или ирмос 9-й песни с припевом, или один ирмос (задостойник).Певцы: И всех и вся.Иерей: И даждь нам единеми усты.Певцы: Аминь.Иерей: И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.Певцы: И со духом твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля, 9 марта) и в дни праздников храма (Тип., храмовая глава 35), случившиеся в 2, 3, 4, 5 и 6 седмицы Великого поста. Есть дни, в которые не положено совершать литургию, а именно: 1) в среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или праздник храма; 2) в понедельник, вторник и четверток седмиц Великой Четыредесятницы (если не случится праздник святого с полиелеем или храмовый; в 1-ю седмицу не бывает и в эти праздники); 3) в Страстной пяток, если не случится праздник Благовещения; 4) в пятки перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, если эти праздники случатся в воскресение или понедельник. Во все прочие дни в году, кроме указанных, совершается литургия святого Иоанна Златоуста . Литургия св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого Литургия Преждеосвященных Даров Литургия оглашенных. Вечерня. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство.Чтец: Приидите поклонимся.Чтец: Предначинательный псалом. Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Певцы: 1-й антифон.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Певцы: 2-й антифон.Певцы: Единородный Сыне.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон. Вход с Евангелием. Д иакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Владыко, Господи Боже наш.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.(В Господни дванадесятые праздники, в Пасхальную седмицу, в понедельник Св. Духа, в Сретение Господне – диакон: входное: входной стих). Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Чтец: 1-й антифон (1-я статия, слава) кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Чтец: 2-й антифон кафизмы. Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Ты еси Бог наш.Стихиры на «Господи воззвах».Вход с кадилом (а когда на литургии читается Евангелие – вход с Евангелием).Диакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Вечер и заутра.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Диакон : «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Иерей так же вторично читает тот же тропарь. Диакон : «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Иерей третий раз читает тот же тропарь. Диакон , преклонив главу, показывает орарем святой Хлеб и говорит «тихим гласом»: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Совершается самое преложение Даров. Литургия святого Иоанна Златоустого: «И сотвори убо Хлеб Сей, честное Тело Христа Твоего». Диакон: «Аминь». И опять диакон: «Благослови, владыко, святую Чашу». Иерей: «А еже в Чаши Сей, честную Кровь Христа Твоего». Диакон: «Аминь». И опять диакон: «Благослови, владыко, обоя». Иерей: «Преложив Духом Твоим Святым». Литургия Святого Василия Великого: «Хлеб убо Сей, Самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Диакон: «Аминь». И опять диакон: «Благослови, владыко, святую Чашу». Иерей: «Чашу же Сию, Самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Диакон: «Аминь». Иерей: «Излиянную за живот мира». Диакон: «Аминь». И опять диакон: «Благослови, владыко, обоя». Иерей: «Преложив Духом Твоим Святым». На это диакон в обеих литургиях отвечает: «Аминь, аминь, аминь», — и обращается к иерею: «Помяни мя, владыко, грешнаго». Священник отвечает: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». Диакон, отвечая «аминь», отходит в сторону. Венецианская редакция греческого служебника указывает диакону взять снова рипиду и веять ею. Разумеется, что священник, служа один, не произносит диаконских слов «Благослови… Святый Хлеб… Святую Чашу… обоя». Слово «аминь» он, однако, произносит при всех трех благословениях. По иерусалимскому служебнику, полагаются три коленопреклонения после совершённого преложения. Обычно же совершается земной поклон Святым Дарам. При историческом анализе вопроса о молитве призывания Святого Духа встает ряд тем, которые каждая в отдельности требуют к себе внимательного отношения литургиста. В главном эти темы сводятся к двум направлениям: Вопрос о древности этой молитвы, о ее апостольском происхождении, о ее содержании в первые века христианства; все это имеет свою одностороннюю, для нас мало благоприятную оценку и трактовку в католической науке; оценку, надо, впрочем, заметить, значительно изменившуюся в течение последних десятилетий благодаря добросовестным критическим трудам католических литургистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Священник: Благословен грядущий во имя Господне. Диакон: Благослови, владыко, Горний престол. Диакон: Благослови, владыка, горнее место. Иерей же: Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, Седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник же, благословляя горнее место: Благословен Ты на престоле Славы Царства Твоего, восседающий на Херувимах, всегда ныне и присно, и во веки веков. Аминь. По исполнении Трисвятаго, пришед пред святыя двери, диакон глаголет: Вонмем. По окончании Трисвятого диакон, подойдя к Царским вратам, возглашает: Будем внимать! Иерей же возглашает: Мир всем. И чтец глаголет: И духови твоему. И паки диакон: Премудрость. Священник: Мир всем! И чтец отвечает: И духу твоему. Диакон: Премудрость! И чтец: Прокимен, псалом Давидов. И чтец: Прокимен, (псалом Давидов, ) глас [такой-то ]. Посем диакон: Премудрость. Диакон: Премудрость! И чтец надписание Апостола: Деяний святых Апостол чтение. Или: Соборнаго послания Иаковля, или Петрова чтение. Или: К Римляном, или к Коринфяном, или к Галатом послания святаго Апостола Павла чтение. И чтец надписание Апостола: Деяний святых Апостолов чтение; или: Соборного послания Иакова или: Петра чтение; или: К римлянам, или: К коринфянам, или: к Галатам послания святого Апостола Павла чтение. И паки диакон: Вонмем. Диакон: Будем внимать! Апостолу же чтому, диакон, прием кадильницу и фимиам, приходит ко священнику, и прием благословение от него, кадит святую трапезу окрест, и олтарь весь, и священника. Во время чтения Апостола диакон, взяв кадило и ладан, подходит к священнику и, получив благословение, кадит св. престол вокруг, и весь алтарь, и священника. Чтение Апостола Апостолу же исполньшуся, глаголет священник: Мир ти. Священник: Мир тебе! И чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость. И чтец: Аллилуиа. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Чтец: Аллилуиа, глас [такой-то]. И поется Аллилуиа три раза по трижды, со стихами аллилуиария. Молитва перед чтением Евангелия Священник: Возсияй в сердцах наших, человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи, во Евангельских Твоих проповеданий разумение. Вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Таже глаголет диакон: Благослови владыко. Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь Лик: Аминь. Диакон: Миром Господу помолимся Хор: Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О граде сем (или: веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О рабе Божием (имя жениха) и рабе Божией (имя невесты), ныне обручающихся друг другу, и о спасении их, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон:О еже подати сим чадам в приятие рода, и всем яже ко спасению прошением, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон:О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон:О еже сохранитися им в единомыслии и твердой вере, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон:О еже благословитися им в непорочном жительстве, Господу помолимся Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

http://pravmir.ru/tainstvo-braka-posledo...

Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь. По окончании шестопсалмия и молитв священник и диакон творят поклон пред святыми вратами и кланяются друг другу. Затем следует великая ектения, которая всегда предваряет важнейшие церковные службы, являясь молитвой, выражающей душевные и телесные нужды христиан, обременяющие человечество со времени грехопадения прародителей (ее произносит диакон на солее, если же диакона нет – священник в алтаре). Диакон: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек, правящем епископе), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О граде сем (или: о веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг другу, и весь живот наш Христу Богу предадим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тритекти. За возгласом патриарха, певцы восходят на амвон и «вместо Трисвятого» поют тропарь. Тропарь этот поют и чтецы на солее. После троекратного исполнения тропаря, певцы (на амвоне) поют Слава, а (чтецы) на солее – прибавочный стих (περισσ) или особый тропарь, при этом патриарх восходит на горнее седалище и, по окончании тропаря, возглашает: «Мир всем»; диакон: «Премудрость»; чтец произносит прокимен «с тремя стихами, подобно Да исправится», – и читается на амвоне пророчество; затем – второй прокимен 94 . На страстной седмице иногда читалось и Евангелие 95 . Часы. Затем поется тропарь часа со стихами, до четырех раз; на «Слава и ныне» – богородичен. На шестом часе после этого полагается прокимен пророчества, паримия и второй прокимен. Далее на всех часах бывает чтение из Лествицы или из Студита. Тритекти. Далее диакон возглашает: «Премудрость, прости», и произносит сугубую ектению, а иерей тайно читает молитву с возгласом: «Яко милостив». – «Прочее, – как справедливо замечает Симеон Солунский , – совершается по уставу святой литургии после евангелия» 96 . – Диакон произносит ектению: «Помолитеся, оглашеннии». Иерей читает молитву об оглашенных, и диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите». Со среды четвертой недели и до великой пятницы произносится также ектения о готовящихся к просвещению. – Диакон: «Елицы ко просвещению, главы»... Иерей читает молитву. Диакон: «Спаси, помилуй, просвети и заступи их, Боже, Твоею благодатию»; иерей – возглас: «Яко Ты еси просвещение наше»; после чего диакон произносит: «Елицы ко просвещению, изыдите». Когда оглашенные удалятся из храма, иерей читает первую молитву верных. Диакон: «Заступи, спаси, помилуй... Премудрость (прости)»; иерей: «Яко Ты еси Бог наш». Диакон – «мирные прошения» (Симеон С.); иерей – вторую молитву верных. Диакон: «Заступи, спаси, помилуй... Премудрость»; иерей – возглас. Тритекти. Диакон: «Приклонше колена, паки и паки» (по Симеону Сол.: «Исполним молитву нашу Господеви»). Иерей – третью («великую», по Симеону Сол.) молитву, или отпуст. Диакон: «Заступи, спаси... Дне всего совершенна»... Иерей: «Яко Твоя держава... Мир всем». Диакон: «Главы наша», а иерей читает молитву главопреклонения. Диакон возглашает: «С миром изыдем» 97 , и произносится заключительная заамвонная молитва: «Благословенна слава Господня от места святаго Его, всегда, ныне и присно и во веки веков» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Предстоятель причащается святого Тела, говоря в себе: Тело Христово, затем причащает Диакона, произнося: Тело Христово, Диакон отвечает: Аминь. Когда же Предстоятель причастит Диакона, то берёт святой потир с платом, как обычно, и причащается по обычаю, говоря: Кровь Христова, чаша Жизни, причащает Диакона: Кровь Христова, чаша Жизни. Причащающийся Диакон отвечает: Аминь. Так проходит причащение. И Предстоятель и Диаконы принимают теплоту и промывают уста свои по обычаю, и лишь один Диакон, хотящий потреблять Святыню, не принимает теплоты. Когда же совершится во всём алтаре причащение и придёт время причащения мирян, Диакон, став справа от престола, говорит: Диакон : Господи, благослови! Предстоятель даёт чашу Диакону, говоря: Предстоятель : Слава Богу, освятившему и освящающему всех нас! Диакон, принимая от предстоятеля святую чашу: Диакон : Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя, и царство Твое пребывает во веки веков. Предстоятель: Благословенно имя Господа Бога нашего во веки веков. Также Предстоятель берёт дискос со святым Хлебом, и Диакон выходит с чашей в святые двери и, показывая чашу народу, возглашает: Диакон: Со страхом Божиим, и верою, и любовию приступите! Народ : Благословен Грядый во имя Господне. Диакон встаёт лицом к народу у иконы Пресвятой Богородицы, а Предстоятель с дискосом встаёт в святых дверях. И причащающиеся миряне подходят со смирением к Предстоятелю, и тот, держа в левой руке дискос со святым Хлебом, говорит: Тело Христово. И приходящий отвечает: Аминь. Предстоятель вкладывает частицу святого Хлеба в уста ему, и тот съедает её и подходит к Диакону, который говорит: Кровь Христова, чаша Жизни. Приходящий отвечает: Аминь. И Диакон даёт ему немного испить из чаши. Так причащается народ. По окончании причащения: Диакон: Господи, благослови. Предстоятель (благословляя дискосом народ): Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое. Слава Богу, освятившему всех нас. Предстоятель и Диакон входят в алтарь и ставят Святыню на святом престоле: Предстоятель — дискос, а Диакон — святой потир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=896...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010