Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Артемий Антиохийский вмч. 422. Великомученик Артемий Антиохийский Артемий Веркольский 423. Праведный Артемий Веркольский 1211. Святые мученики Уар и Артемий Веркольский Артемон Лаодикийский сщмч., пресвитер 424. Священномученик Артемон Лаодикийский Афанасий Афонский игумен 1677. Афанасий Афонский Афанасий Брестский сщмч., игумен 1678. Афанасий Брестский Афанасий Великий, Александрийский патриарх 161. Афанасий Великий,патриарх Александрийский Афанасий Серпуховской прп. 1679. Афанасий Серпуховской Афанасий Сяндемский, Вологодский прп. 1680. Афанасий Сянжемский Вологодский Афанасий Серпуховской прп. 426. Преподобный Афанасий Серпуховской Афанасий Печерский затворник 620. Преподобный Афанасий, затворник Печерский Афанасий Великий, Александрийский патриарх 879. Святители Афанасий и Кирилл 310. Святители Кирилл и Афанасий, патриархи Александрийские 425. Святитель Афанасий Великий 91. Святитель Афанасий Великий 39. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский Афанасий Сидящий, Константинопольский, Лубенский патриарх 427. Святитель Афанасий Сидящий, патриарх Цареградский Афанасий Брестский сщмч., игумен 309. Священномученик Афанасий Брестский Аффоний Персидский мч. 1682. Аффоний Персидский Ахила Печерский диакон 1683. Ахила, дьякон Печерский Борис страстотерпец 435. Борис и Глеб 211. Князья страстотрпцы Борис и Глеб 492. Страстотерпцы Борис и Глеб с Борисоглебским монастырем Брэннок Браунтонский 1686. Брэннок Браунтонский Вадим Персидский сщмч., архимандрит 1688. Вадим прмч. 1687. Прмч. Вадим 339. Священномученик Вадим Персидский Вакх Римлянин мч. 1689. Вакх Сирийский 474. Мученики Сергий и Вакх Валентин Доростольский мч. 1690. Мученик Валентин Валерий Севастийский мч. 1691. Валерий Севастийский Варлаам Индийский пустынник, иерей 340. Беседа Варлаама и Иоасафа Варлаам Серпуховской прп. 1693. Варлаам Серпуховской Варлаам Хутынский прп. 1695. Варлаам Хутынский 1694. Варлаам Хутынский Варлаам Печерский игумен, (1й) 437. Преподобный Варлаам Печерский Варлаам Хутынский прп. 438. Преподобный Варлаам Хутынский 1050. Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский 1269. Святые Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский

http://days.pravoslavie.ru/Images/alln.h...

Преподобный отец наш Ахила диакон (XIV b.), возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергши мир, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Здесь он принял на себя ангельский образ и проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников, ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи, зелие же употреблял весьма редко и то в малом количестве. Обыкновенно пищей его была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахила провел в затворе. К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие избавиться от «порабощения чревных страстей» (от чревоугодия) и желающие научиться воздержанию (3-я песнь канона преподобным, почивающим в Дальних пещерах). Память преподобного Ахилы совершается также 28 августа/10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах, преподобного Феодосия, почивающих) и в неделю 2-ю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских). Январь, 8 Або Тбилели (Тбилисский), мученик Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в XIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17–18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучал грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и все чаще посещать храмы Божии. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он принял святое крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Он часто призывал святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кассиан, затворник. Арсений, трудолюбивый. Евфимий, схимник. Тит, воин. Ахила, диакон. Паисий, преп. Меркурий, постник: в церкви преп. Феодосия игум. Печерск. Макарий, диакон. Пимен, постник. Леонтий, кононарх. Геронтий, кононарх. Захарий, постник. Силуан, схимник. Агафон, чудотворец. Игнатий, архимандрит. Отсюду недалече мироточивая глава неизвестного святого: преп. Логин вратарь и св. мироточивые главы тридесять, и едина голень. Память их 28 августа. Каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник. Станови утром и вечером самовар, да грей воду, подкладывая углей, ибо горячая вода очищает и тело и душу. Учись умной молитве сердечной, как учат святые отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу. Учись творить молитву чрез ноздряное дыхание с сомкнутыми устами. Это искусство есть бич противу плоти и плотских похотений. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: Богородицею помилуй нас. Не туши огня, который тебя не жжет. Льстец всегда найдет в сердце уголок. Человече, имей две печали: 1. где и как помру. 2. где душа покой найдет. Сказание о явлении Толгской иконы Божией Матери 8 августа 1314 года Много икон Богоматерь явила в нашем отечестве в разных местах, с ними всегда благодатная сила – верным в спасение, недругам в страх. Ими Заступница дух подымала всех изнывавших под гнетом скорбей, ими недуги телес исцеляла с верой, надеждой молившихся Ей. Счастлив тот город, он не беспризорный, где есть Владычицы лик чудотворный: точно стеной нерушимою он, Вышняго силой всегда огражден. Прохор, смиренный епископ Ростова, область обширную стада Христова, паствы духовной своей, объезжал. Сверху по Волге он путь совершал, в град Ярославль вожделея прибыть. Шесть только поприщ осталось проплыть. День вечерел. «К Ярославлю до ночи, нам не добраться днесь, други мои, здесь остановимся мы против рощи», – клиру епископ сказал и ладьи к правому брегу велел направлять. Берег высокий, довольно простору, тишь и безлюдье, жилья не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Преп. Арсений трудолюбивый никогда не был праздным, а всегда – то молился, то выполнял монастырское послушание; пищи никогда не принимал прежде захождения солнца. Преп. Евфимий схимник жил чисто и безмолвно, подражая добродетелям великих святых. Кальнофойский пишет, что ременным крестом преп. Евфимия благословляются приходящие к нему, и некоторые больные получают исцеление. По древнему известию, он с тех пор, как облекся в схиму, ни с кем не говорил ни слова: пищи вареной никогда не вкушал, а только одно суровое зелье. Преп. Тит воин, будучи на войне, смертельно был ранен в голову, вследствие чего оставил военную службу. Немного оправившись от болезни, он пришел в печерский монастырь и был принят в число иноков; постригшись, он усердно подвизался в посте и молитве, воюя с невидимым врагом – диаволом; усердными молитвенными слезами он снискал у Бога такую благодать, что ему еще при жизни было возвещено об отпущении его грехов. Преп. Ахила диакон не только никогда не вкушал вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею ему служила просфора, вкушаемая раз в неделю. При таком посте «он был тверд в молитвенных бдениях». Препп. Паисий и Меркурий живя между собою в неразлучной братской любви и единомыслии, непрестанно просили Бога о том, чтобы Он не разлучил их друг с другом ни в сей жизни, ни в будущей. И Господь дал им по молитве и вере их: на земле они жили всегда в одной кельи и по смерти были положены в одном гробе. Ныне, неизвестно с какого времени, они почивают в особых раках друг против друга, по обоим сторонам пещерного коридора. Преп. Макарий диакон, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и, по выздоровлении, отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму удостоился монашества и диаконства, в каковом сане еще усерднее служил Богу в посте и молитве, так что сподобился дара чудес. Преп. Пимен постник был игуменом печерского монастыря с 1132 года до 1141 года; при нем подвизались св. князь Николай Святоша, преп. Спиридон и Никодим.Он имел от Господа ту благодать, что вкушал еду только один раз в неделю и то весьма мало и никогда не ослабевал от поста и труда в монастырских послушаниях: днем он молол в жерновах, носил дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преп.Кассиан в затворе (28 авг.) Преп. Арсений трудолюбивый (8 мая) Преп. Евфимий схимник (20 янв.) Преп. Вениамин (13 октября) Преп. Тит воин (27 февраля) Преп. Ахила диакон (4 янв.) и 38) Преподобные Паисий и Меркурий (19 июля и 24       ноября) Далее следует церковь во имя преподобного Феодосия. Потом почивают мощи следующих угодников: Преп. Макария диакона (19 янв.) Преп. Пимена постника (7 авг.) Следует келия преп. Феодосия. Потом почивают следующие угодники: Преп. Силуал схимник (10 июля) Преп. Агафон чудотворец (20 февраля) Преп. Захария постник (24 мар.) Преп. Игнатий, архим. печерский (20 декабря) Далее следует гроб преп. Феодосия, устроенный на месте первоначального погребения его. Против гроба преп. Феодосия на стене находится изображение иконы Богоматери с предстоящими преподобными – Антонием и Феодосием, именуемой Печерскою (3 мая). Вблизи отсюда, в нише, помещается св. мироточивая глава. Далее следует Рождественская церковь и в ней хранятся: Часть мощей младенца, Иродом убиенного, принесенная в Киев иерусалимским патриархом Феофаном (29 дек.) Мощи преп. Логгина вратаря (16 октября) Описание жизни и подвигов всех этих чудотворцев, почивающих в Дальних пещерах, молено читать в книге под заглавием: „Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер». Как при Близких, так и при Дальних пещерах имеются особые корпуса каменные, в которых живут иноки, совершающие богослужение в пещерных храмах и исполняющие другие послушания при пещерах. На дворе Дальних пещер погребены тела многих знатных мирских лиц (генералов: Кайсарова, Красовского, Остен–Сакена и др.) и печерских иноков, чем–либо особенным ознаменовавших свою жизнь (схимонаха Вассиана слепца и др.) Лаврская странноприимница После поклонения печерским угодникам, почивающим в Дальних пещерах, богомольцы большею частию направляются на Лаврский странноприимный двор – одни для отдыха и подкрепления себя пищею и чаем, а другие потому, что там они имеют остановку. Закончим и мы с тобою, благочестивый паломник, свое путешествие по святыням Лавры обозрением странноприимного Лаврского двора. К нему ведет прямая дорога от Дальних пещер в западном направлении, с поворотом в конце на юг. При повороте в Лаврскую странноприимницу находятся книжная и иконная лавки, в которых можно приобрести книги, равно как и другие священные предметы религиозного употребления, напр., крестики, иконы и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

V. Утешение печального. «Утешайте ( увещавайте) друг друга, и созидайте кийждо ближнего» ( 1Фес.5:11 ), – «вразумляйте безчинныя» ( 1Фес.5:14 ). Это наставление апостола относится не к одним служителям веры, а вообще ко всем христианам, как членам единого Тела Христова – Церкви ( 1Кор.12:26 ). Тех, которые не почитают для себя обязанностью помышлять о душевном спасении других, св. Иоанн Златоустый так вразумляет: «Как? Овча твоего соседа пораженною лежит на пути, и ты не подымешь ее, не скажешь о ней соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближнего, когда бы ты увидел ее пораженною или заблудшею? Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно смотреть на его бедствие; почему же нимало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? И еще: если захотите, то больше, нежели мы, друг друга исправить можете; вы больше друг с другом находитесь, больше, нежели мы, знаете друг друга» 124 (Толк. на посл. к евр., бес. 10). Вот из жизни святых назидательные рассказы об этой добродетели: а) В одном монастыре один из братии согрешил и по совету отшельника, подвизавшегося в тех местах, был изгнан из монастыря. Изгнанный был весьма опечален, он поселился в пещере и горько плакал о своем бесчестии. Проходившие мимо пещеры иноки увидали скорбящего и советовали ему идти к преп. Пимену. Но тот не хотел и говорил: «Я здесь умру». Иноки рассказали о печалящемся брате Пимену. Тогда преподобный попросил их сходить к печальному и сказать ему от его имени: «Авва Пимен зовет тебя». Падший брат пришел на зов Пимена. Старец, видя его печаль и сокрушение, приветствовал его, обращался с ним ласково и попросил вкусить пищи. Печальный брат был, таким образом, утешен преподобным и успокоился. Но Пимен не ограничился этим, но упросил простить падшего у настоятеля монастыря, в котором тот жил, и у отшельника, по совету которого он был изгнан из монастыря» («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. оо.», стр. 224–226). б) Вот рассказ об авве Ахиле: пришли к нему три старца, из коих об одном носилась худая молва. Один из старцев говорит авве Ахиле: «Авва, сделай мне невод». Ахила отвечает: «Не сделаю». Другой старец просит о том же. И ему авва отвечает: «Мне недосуг». – Наконец говорит и тот самый, о коем была худая молва: «Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из рук твоих». – Ахила тотчас с радостью отвечал ему: «Для тебя сделаю». – После два старца спросили его наедине: «Почему, когда мы просили тебя, ты не хотел для нас сделать, а ему сказал: для тебя сделаю?». Авва Ахила отвечал им: «Я сказал вам – не сделаю, и вы не оскорбились на меня, поверили, что мне недосуг; а если я ему не сделаю, он скажет: старец услышал о моих грехах и потому не захотел сделать для меня. – Через это я ободрил душу его, чтобы он не был поглощен чрезмерной печалью» (Скит. пат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Случилось неким отцам войти в дом одного христолюбивого человека. В числе их был авва Пимен. За столом предложили им мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена. Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему он не ест. Когда встали из-за стола, спросили его: «Ты Пимен, а что сделал?» Старец отвечал им: «Простите мне, отцы! Вы ели, и никто не соблазнился; но если бы я стал есть, то многие приходящие ко мне братия соблазнились бы и стали бы говорить: Пимен ел мясо, почему же и нам не есть?» И старцы удивились его рассудительности (97, 222). Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некий пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: «Как ты, меньший из всех, осмелился принять услужение от пресвитера?» Он отвечал: «Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все ее принимают, как получающий большую награду. По этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему воздаяние. Как бы он огорчился, если б никто не принял от него чаши» (106, 295). Пришли однажды к авве Ахиле три старца. Об одном из них шла худая молва. Один из старцев попросил: «Авва, сделай мне невод». Ахила отвечал: «Не сделаю». Другой старец сказал: «Окажи эту милость, чтобы в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе!» Авва отвечал: «Мне недосуг». Обратился к нему и третий, о котором шла худая молва: «Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из твоих рук». Ахила тотчас согласился: «Для тебя сделаю». После наедине два старца спросили авву: «Почему, когда мы просили тебя, ты не захотел для нас сделать, а ему пошел навстречу?» Ахила отвечал им: «Я сказал вам: не сделаю, и вы не оскорбились, веря, что мне некогда. Если я ему так ответил бы, то он бы подумал: старец, услышав о моих грехах, не захотел сделать для меня. Я тотчас стал отрезать веревку и благодаря этому ободрил его душу, чтобы он не был поглощен печалью» (97, 39).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пустынники Скита были самыми строгими по подвигу воздержания. Они разрешали себе только одно сухоядение. Считалось грехом чревоугодия, если кто вкушал варево в простые дни кроме воскресенья. Авва Ахила сделал выговор Авве Исаии за то, что тот подлил несколько воды в соль, которую ел с хлебом, потому, что от трудов во время жары у него пересохло горло и он не мог иначе проглотить куска. Посмотрите, сказал Ахила, на Исаию, как он хлебает похлебку в Скиту. Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет 162 . Иоанн Колов говорил: «Отцы скитские вкушали хлеб с солью и говорили: не должно нам обременять себя хлебом и солью. Потому они и сильны были в деле Божием 163 . Многие принимали пищу только раз в неделю. Строгость поста ослаблялась только для гостей. У скитских иноков было такое правило: в какое бы время кто ни пришел, всякий должен был сотворить молитву, а они во время этой молитвы занимались приготовлением трапезы и потом вместе вкушали пищу. Некоторые иноки тогда только и вкушали, когда кто-нибудь к ним приходил. Зная это правило Феодор Александрийский, живший в Теренуфе, ходил каждую субботу к Аммонию, чтобы заставить его вкусить пищу 164 . Впрочем, мудрые отцы, изнуряя себя подвигами воздержания, считали пост только средством к обузданию страстей. «Мы учились, говорил Пимен Исааку, умерщвлять не тело, а страсти» 165 . Отцы тщательно заботились, чтобы излишнее воздержание не питало в неопытных подвижниках помыслов тщеславия. – «Если подвизаетесь в посте, говорил пресвитер скитский Исидор, не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться» 166 . Потому признавали лучшим, чтобы подвижники каждый день понемногу принимали пищи и даже подбавляли в нее каплю елея не для вкуса, ибо её нельзя и ощутить, но для того, чтобы предохранить себя от превозношения строгим воздержанием. «Неумеренность в посте и неумеренность в пище, говорил подвижник Скита Моисей, приводят к одному концу. Ибо ослабевший от излишнего воздержания приходит в то же состояние, в каком находится нерадивый от безпечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арий. Раскрашенная гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) [греч.Αρειος] (256, Ливия (?) - 336, К-поль), Александрийский пресвитер, еретик, с его именем связано возникновение в IV в. лжеучения (см. Арианство ). А. появился в Александрии во время гонений на христиан при имп. Галерии (305-311). Ревность в вере сделала его сторонником Мелития Ликопольского , к-рый придерживался крайне ригористической позиции в вопросе о принятии в Церковь тех христиан, кто из страха перед мучениями или смертью отрекся от Христа, но желал возвратиться в Церковь. Мелитий выступал в этом вопросе против архиеп. Александрийского Петра I , более снисходительно относившегося к падшим (см. Мелитианский раскол ). По одним источникам, А. был рукоположен во диакона еп. Мелитием, по др.- архиеп. Петром ( Sozom. Hist. eccl. I 15). Впосл. А. был отлучен архиеп. Петром от церковного общения за то, что публично осуждал его противоборство со сторонниками Мелития: он отлучал приверженцев еп. Мелития или отказывал им в Крещении. После мученической кончины архиеп. Петра (311) А. соединился с Александрийской Православной Церковью . Александрийский еп. Ахила рукоположил его во пресвитера и определил к городской ц. Бавкалеос ( Epiph. Adv. haer. 68. 4; 69. 1), ему было поручено толкование Свящ. Писания ( Theodoret. Hist. eccl. I 2). А. принадлежал к школе антиохийского экзегета и богослова Лукиана Антиохийского , к-рый, в свою очередь, в значительной степени испытал влияние ереси динамистического монархианства Антиохийского еп. Павла I Самосатского . А. не был оригинальным мыслителем и в значительной степени опирался на богословие своего учителя Лукиана. Определенное влияние на его еретические воззрения оказали также нек-рые элементы богословия Александрийской школы (см. Богословские школы древней Церкви ). В числе его сторонников и покровителей были как епископы, вышедшие из школы Лукиана, так и та часть последователей Оригена , к-рая отрицала его учение о вечности мира. Причиной для возникновения арианских споров стало столкновение А. с еп. Александрии Александром (в 318) относительно вопроса о Божестве Христа и Его равенстве с Отцом, к-рое он отрицал, полагая, что Христос имел иную сущность и был созданием Отца, хотя и сотворен был раньше мира.

http://pravenc.ru/text/75942.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010