Вот, ныне Святая Церковь воспоминает собор святых семидесяти апостолов: посмотрим же, чего стоило им распространение веры Христовой и что они претерпели за неё. Первый из семидесяти апостолов, святой Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, был сброшен иудеями с кровли церковной, затем был побиваем камнями и, наконец, от удара деревом по голове умер. Евангелист Марк был связан язычниками и влачим по камням. Симеон, также сродник Господень, второй епископ Иерусалимский, был распят. Варнава был побит камнями. Иосий, сказано, страдальчески скончался. Ананий побит камнями, первомученик архидьякон Стефан тоже. Прохор мученически скончался. Никанор убит с двумя тысячами уверовавших во Христа. Тимон был брошен в разженную печь. Пармен умер мученически. Сила претерпел многие страдания, раны и темницу. Силуан, сказано, многие беды о вере поем, к подвиговенчателю Христу взыде. Крискент мученически скончался в царство Траяново. Амплий, от Эллинов убиен, скончася. Урван мученически скончася. Аристовул умер после многих трудов и страданий. Олимпан усечён мечом. Тертий мученический стяжал венец. Климент утоплен в море. Кодрат принял мученический венец при царе Адриане. Трофим усечён мечом. Ахила, наконец, был убит неверными. Итак, почти все апостолы добровольно за распространение веры Христовой приняли раны и смерть; но доказывает ли, однако, это истинность христианской веры, которую они проповедовали? Да, доказывает, и самым очевидным образом. Согласитесь, братие, если бы мы стали перед кем-нибудь хотя бы просто говорить ложь и если бы в ней обличили нас, стали бы мы далее в ней упорствовать до того, чтобы пожертвовать за неё жизнью? Может быть, разве один из миллиона нас таковых согласился бы на это, а уж прочие, во всяком случае, – никогда. А тут смотрите: побивают камнями, распинают, вешают, сбрасывают с крыш, изобретают всевозможные виды мук, чтобы заставить апостолов отречься от их проповедования, а они и при этом пребывают непоколебимыми, как скала, и смотрят, часто после страшных мучений, на смерть телесную не более лишь как на переход из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную. Что же заставляло их так поступать? Конечно, единственно убеждение в том, что проповедуемый ими Христос поистине есть Единородный Сын Божий, пришедший в мир грешников спасти, и что поэтому и распространяемое ими учение Его – есть учение правое. А отсюда и все мы должны убедиться в том, что вера наша подлинно есть вера Божественная, правая, истинная и святая. И в этой истине и убедимся. А убедившись, будем чаще приводить себе на память следующее к нам обращение святого апостола Павла: «Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы... бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.15:58, 16:13 ). Аминь. 5-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

552. Авва Ахила отказался делать невод двум совершенным в духовной жизни монахам, но по просьбе третьего, немощного в духовной жизни, сразу же согласился, чтобы не огорчить его См. также: Грешник ; Рассудительность . Пришли однажды к авве Ахиле три старца, из которых об одном шла худая молва. Один из старцев попросил: “Авва, сделай мне невод.” Ахила отвечал: “Не сделаю.” Другой старец сказал: “Окажи эту милость, чтоб в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе!” Авва отвечал: “Мне недосуг.” Наконец, сказал ему и тот самый, о котором шла худая молва: “Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из твоих рук!” Ахила тотчас согласился: “Для тебя сделаю.” После наедине два старца спросили авву Ахилу: “Почему, когда мы просили тебя, ты не захотел для нас сделать, а ему пошел навстречу?” Авва Ахила отвечал им: “Я сказал вам: “Не сделаю,” – и вы не оскорбились, веря, что мне некогда. Если я ему так ответил бы, то он бы подумал: “Старец, услышав о моих грехах, не захотел сделать для меня.” Я тотчас стал отрезать веревку и благодаря этому ободрил его душу, чтобы он не был поглощен печалью.” (Достопамятные сказания. С. 39. 1). 553. Чтобы избежать тщеславия, авва Нистерой, увидев дракона, бежал вместе с другими, хотя у него и не было страха См. также: Тщеславие . Авва Нистерой Великий однажды прохаживался по пустыне с одним братом. Увидев дракона, они побежали. Брат спросил его: “И ты, отец, боишься?” Старец отвечал ему: “Нет, сын, я не боюсь, но польза требовала, чтобы я бежал, иначе мне не убежать бы от духа тщеславия.” (Достопамятные сказания. С. 177. 1). 554. Авва Ефрем привел блудницу, пытавшуюся обольстить его, в многолюдное место и, когда она сказала о стыде перед людьми, напомнил ей о стыде перед Всевидящим Богом См. также: Безгневие ; Блудница ; Искусительница ; Страх Божий . Однажды авва Ефрем шел, а блудница по чьему-то внушению стала подходить к нему, чтобы обольстить его или, по крайней мере, привести его в гнев, ибо еще никто никогда не видал его гневающимся. Ефрем говорит ей: “Иди за мной!” Приблизившись к одному месту, где толпилось множество народу, авва Ефрем сказал ей: “Здесь делай, как ты хотела.” Блудница же отвечает ему: “Как можно нам это делать в присутствии такого множества людей? Не стыдно ли будет?” Он говорит ей: “Если мы стыдимся людей, то тем более должны стыдиться Бога, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор. 4:5 ).” Блудница со стыдом отошла, ничего не сделав. (Достопамятные сказания. С. 73. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

И старец не взял денег 174 . Живя трудами рук своих, иноки вырабатывали только то, что необходимо было для пропитания. Отцы определили, что все, превышающее нужду насущного пропитания и неизбежное требование плоти, относится к печали и заботе житейской. Например, это забота житейская, когда, имея возможность удовлетворить нуждам нашего тела одним динарием, мы работаем и трудимся, чтобы приобрести два или три, и когда для одеяния достаточно двух одежд, мы хотим приобрести три или четыре; – когда для жительства достаточно одной келлии, мы строим их несколько и притом пространнее и изысканнее отделанных 175 . Рукоделье иноков Скита было самое простое – плетение рогож, корзин из тростника, вязание сетей и подобное. Такие рукоделья имели то преимущество, что они от людей, изнуренных постом, не требовали усильного труда, совершались в келлии и, по простоте своей не развлекая мысли иноков, давали уму свободу устремляться к Богу. Во время жатвы иноки нанимались у поселян жать хлеб. О плате они не договаривались; ждали молча, как бы долго её ни откладывали. Без позволения хозяина они не осмеливались сорвать и колоса для себя. Случалось, что, если во время работы один брат заболевал, другие, сделав за него дело, принуждали его взять часть платы, как бы он сам работал 176 . Даже не имея нужды в работе, иноки трудились, чтобы не быть в праздности. Пришли однажды к Авве Ахиле иноки за назиданием и увидали, что он ночью плел большую веревку. «С вечера и до сих пор, сказал Ахила, я свил двадцать лактей, а не имею нужды в них. Но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю; потому тружусь и делаю по силам своим» 177 . Другой подвижник, Павел, живший в Каламе, находя в плодах пальмы и небольшого сада все нужное для жизни и не имея возможности работать для продажи, потому что провоз его работы стоил бы более, нежели за сколько она могла быть продана, – несмотря на это поставил себе непременным правилом каждый день делать известное число корзин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Пользуясь его отсутствием на полуострове, губернатор Бетики (с резиденцией в Кордове) Родерик занял столицу, Толедо, и провозгласил себя королем. Ахила послал против него войско, оно потерпело поражение, и Родерик остался хозяином почти всего полуострова, кроме Каталонии, оставшейся под властью Ахилы. 283 Подробные сведения о положении дел в готском королевстве Тарик, а через него и Муса, могли получить от Юлиана, который если и не был вассалом готских королей (как утверждают некоторые источники), 284 то все равно знал о событиях в соседней стране от купцов и моряков. Он полон был желания отомстить Родерику за поруганную им честь своей дочери, посланной по обычаю знати на воспитание при королевском дворе. 285 Единственным орудием мести для него могли быть мусульмане, вассалом которых он стал по заключенному с ними договору. Прыжок через море В «Книге об имамате и правлении» есть легендарный, но очень характерный рассказ о том, как к ал-Валиду одно за другим прибыли послания от Кутайбы б. Муслима и Мусы б. Нусайра о победах, 286 еще более символично известное изображение на одной из стен бани Кусайр Амра, построенной в конце правления ал-Валида, фигур четырех побежденных врагов Халифа – византийского императора, Родерика, сасанидского царя и негуса. 287 Не все они были побеждены при ал-Валиде, не все были повержены и позже, но настрой последнего пятилетия правления ал-Валида был именно таков – победа над всеми врагами. И основания для такого самообольщения были – никогда еще после головокружительных побед при Умаре мусульманские войска не одерживали таких побед одновременно на востоке и на западе. На западе Халифат достиг крайних пределов – берега Окружающего моря, за которым кончается мир. Арабская армия, избалованная легкими победами в Магрибе и богатой добычей, словно наткнулась с разбега на непреодолимое препятствие, сила инерции толкала еще вперед. Оставались острова Средиземного моря, на север от Сеуты – Пиренейский полуостров, южная оконечность которого в хорошую погоду туманной полоской проступала на краю горизонта, маня новыми победами и добычами. В июле 710 г. мавла Тарика или самого Мусы, Тариф б. Маллук (по некоторым свидетельствам, бербер), с тремя сотнями пеших и сотней конников переправился через пролив и высадился на самой южной оконечности полуострова, в месте, получившем у арабов название Остров Тарифа (Джазира Тариф), и возникший позже на этом месте город сохранил имя Тарифа (г. Тарифа в Испании). Пройдясь по побережью, грабя и убивая, Тариф возвратился с богатой добычей и с убеждением, что за морем мусульман ожидает успех и несметные богатства. 288

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не имея ничего сказать «о самарянстве (больше, как) только повторить то, что сказал уже в своей первой критической статье» (стр. 20), г. Рыбинский «преуспевает» теперь на счёт тона и «технических приёмов». В атмосфере его последней критики слышится как бы стонущее эхо: уязвлён! уязвлён! уязвлён..., как тянул без конца это слово зазевавшийся бас у Лескова, знаменитый в последствии Ахила Десницын. За «уязвление» г Рыбинский своеобразно мстит... Он принимает какой-то горделивый, напыщенный тон. Какое – подумаешь – место такому тону в учёной критике!?... Но ему не до подобных вопросов. Он не на шутку обижен, огорчён. Скорбит он глубоко и искренно, как набалованный особым вниманием мальчик. Но кем же или чем же собственно «набалован» г. Рыбинский? Откуда у него такое самомнение? Что-то не помню, где бы когда бы следовали в учёной литературе взглядам г. Рыбинского, в роде того, напр.: что установил «наш учёный» г. Рыбинский, или имея в виду столь же основательную, сколь и остроумную гипотезу нашего известного г. Р-го. Так, я говорю, что-то не встречал хоть какого-нибудь преклонения пред г. Р-м в учёной литературе. Да едва-ли и ещё кто л. припомнит, что-то подобное по той простой причине, что... учёных заслуг за г. Р-м не имеется. Значит, эта «набалованость» у г. Р-го из какого-то другого источника, или места. И вот г. Рыбинский свои обывательские нравы переносит в литературу... В своём роде дверью ошибся. Что I22 же – случается с некоторыми лицами иногда. Высокомерный тон и раздражительное настроение его невыгодно отражаются на «технических приёмах» Рыбинского, в которых единственно остаётся ему «провоцировать». Я обвиняю г. Рыбинского в инсинуации и провокации. Он по этому поводу упрекает меня в пристрастии к иностранным словам (стр. 5). Этот упрёк удивителен, будто бы я гимназист или семинарист младших классов чтобы мог интересоваться набором иностранных слов. Потом г. Рыбинскому очень хорошо известно, какие действия суть инсинуации, или какие поступки называются провокаторскими. Пусть он подберёт для выражения или обозначения их русские слова, не прибегая к описательным оборотам. Г. Рыбинский теоретически, конечно, понимает, что прибегать к инсинуациям и провокациям – очень предосудительно; поэтому он пытается избавиться от подобных обвинений. Но отрекаясь на словах, г. Рыбинский тотчас же на деле инсинуирует:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Чтобы подвигнуть себя к благим делам и духовной работе в этой жизни, всегда надо помнить и размышлять о славных и безчисленных плодах, которые будут тебе доходом в вышнем Иерусалиме, – за малые труды, понесенные здесь. Земледелец, возделывая землю, копает ее и сеет, работает под ветром и дождем, невзирая на холодные зимние бури, и стойко выдерживает все несчастья, надеясь на летний прибыток, хотя он часто не оправдывается, так что бедняга даже не возвращает посеянного, а терпит ущерб в своих трудах. Так сколь же более благословенно и полезно духовно трудиться и, мучаясь, бороться с грехом в нынешней краткой жизни? Ты ведь служишь великому дарами и щедрому нашему Владыке, надеясь на доход в будущей безконечной жизни. Вера во единого Господа пронизывает все Божественное Писание, давая нам неложное обетование в земной жизни. Солдат не думает о скорбях и злосчастьях армейской службы и войны. Он оставляет родной город, друзей и родственников, жену и детей, и жизни своей не жалеет, попадает в различные беды. И все – для получения временной чести, тленной награды и малого дара. Почему же ты не потрудишься немного, чтобы получить вечные почести и неувядаемый венок? Любой наемный рабочий: строитель, землекоп или другой мастер, не думает о трудах и поте всего дня, потому что помнит о вечернем заработке. Почему же ты не работаешь в этой жизни с радостью за ту великую и неизмеримую плату, которую, без сомнения, получишь в Небесном Царствии? А ее никто не удостоился без злосчастий и скорбей! Подумай о жесточайших и страшных страданиях, уготованных в вечном мучении для того, кто не трудился из-за пренебрежения, кто не сохранял заповеди Господа. Он погиб, как безплодное дерево, без всякой пользы. Если будешь часто так мыслить, то поступишь мудро и стойко выдержишь всякий труд и тесноту. Как сказал авва Ахила, когда его спросил один брат: «Отче, почему хотя я и предаюсь ленности в своей келлие, но не могу отдохнуть из-за великого уныния?» – «Потому, что ты не видел вечного отдыха, на который мы надеемся, и нескончаемого мучения, которое постигает ленивых бездельников. Если ты будешь думать об этих двух вещах, то у тебя никогда не будет уныния и ленности, как если бы келлия твоя была полна змей».

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Единоличное изображение М. представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы мастеров Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) и находится на стене у раки святого в Дальних пещерах лавры. М. показан мужем старше средних лет, вьющиеся с проседью волосы открывают лоб с небольшой залысиной, борода окладистая, менее средней длины; представлен в 3/4-ном повороте влево, почти поколенно, облачен в соответствии со своим служением в стихарь, под широкими рукавами к-рого виден подрясник, на запястьях - поручи, препоясан крестообразно орарем; в правой руке держит кадило, левая прижата к сердцу. Преподобные Мартирий и Ахила диаконы. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского мон-ря в Александрове) Преподобные Мартирий и Ахила диаконы. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского мон-ря в Александрове) Близок по возрастной характеристике, несмотря на седую бороду, образ святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры. М. изображен также в момент служения: левая рука поднята перед грудью в жесте возглашения, в опущенной правой держит край ораря, перекинутого через левое плечо. В составе богослужебного облачения - камилавка на голове (длинные волосы зачесаны назад), стихарь зеленого цвета. Фигура показана в легком развороте вправо. В нимбе надпись: «Прп: Мартрй Даконъ». Образ святого включается в состав композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, начало сложения к-рого связано с процессом соборной канонизации печерских чудотворцев и приходится на 2-ю пол. XVII в. Эта схема воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в. В большинстве случаев местоположение М. остается неизменным - в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, в верхней части композиции, обычно в 8-м снизу ряду, в центре группы из 5 святых, рядом со святым того же служения - диаконом прп. Ахилой; оба этих святых выделяются диаконским облачением, контрастным по цвету темным монашеским одеждам; фигура М., как правило, показана развернутой от центра, словно в духовной беседе с прп. Ахилой.

http://pravenc.ru/text/2562458.html

Схиархимандрит Серафим (Романцов Отец Серафим поселился в Сухуми и был духовником для пустынников, которые спускались к нему с гор, чаще по ночам, для исповеди и духовного окормления. В горах Абхазии пустынножители появились давно. «Огромные горы, – пишет один современный исследователь, – среди которых человек кажется таким ничтожно маленьким, молча взирающие на проносящиеся мимо них столетия, возникающие и бесследно исчезающие города, племена и целые государства» 8 . Кто хотел жить в пустыни, должен был обязательно получить благословение отца Серафима В начале 1960-х годов началась новая волна гонений против Церкви и верующих. В массовом порядке закрывались храмы и монастыри. Предъявлялись требования по сокращению монастырских штатов, ограничению прописки иногородних. Иноки и послушники, оставшиеся вне стен обителей, вставали перед выбором: либо жить в миру на нелегальном гонимом положении, либо скрываться в удаленных местах от преследований. Наличие на Кавказе тайной монашеской жизни и опытных наставников притягивало гонимых. В горах вновь выросло число скитов и келий. Монашеские общины обосновываются в Цебельде, Азанте, Амткеле, Двуречье, Псху и других местах. Кто хотел жить в пустыни, должен был обязательно обращаться к отцу Серафиму (Романцову) за разрешением 9 . Там, в горах, к тому времени уже жили отцы Кассиан, Меркурий, Виталий (Сидоренко) , Ахила 10 . Отец Мардарий (в схиме Алексий) был духовным чадом Серафима (Романцова). Под руководством такого духовника он усвоил Священное Писание и учение святых отцов на практике 11 . “На вертолетах делали облавы на монахов, заталкивали их силой в вертолет, а потом судили за тунеядство, сажали в тюрьму…” По свидетельству отца Мардария, в Сухумском отделе милиции на самом деле имелся приказ из Москвы, согласно которому все должны были выйти из гор. Власти предпринимали усилия, оказывали давление всеми возможными способами. Для осуществления этого были также привлечены сотрудники КГБ. «На вертолетах делали облавы на монахов, заталкивали их силой в вертолет, а потом судили за тунеядство, сажали в тюрьму… В таких почти военных условиях служили монахи Богу и молились за весь мир. Господь покрывал их в нелегком подвиге, и они были с Ним» 12 .

http://pravoslavie.ru/82277.html

Предстоятель Украинской православной Церкви совершил отпевание духовника Киево-Печерской лавры архимандрита Аврамия (Куявы) 23 сентября 2020 г. 10:48 22 сентября 2020 года в Успенском соборе Киево-Печерской лавры состоялось прощание с новопреставленным архимандритом Аврамием (Куявой), который 26 лет исполнял послушание духовника Киево-Печерской обители. Чин отпевания совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , сообщает сайт Лавры . Гроб с телом почившего был установлен в Успенском соборе Лавры накануне вечером, были отслужены парастас и панихида. Перед отпеванием наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил заупокойную Божественную литургию. Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к собравшимся со словом , в котором рассказал о жизненном пути новопреставленного духовника обители. «Будем молиться, дорогие братья и сестры, чтобы Господь упокоил в селениях праведных отца Аврамия, где пребывают все святые угодники Божии, дабы и нам в установленный день дать добрый ответ перед Престолом Всевышнего!» — сказал Блаженнейший владыка. По окончании богослужений сонм архиереев, духовенства и верующих простились с почившим. Затем был совершен крестный ход к кладбищу на Дальних пещерах, где состоялось погребение. Архимандрит Аврамий (в миру Куява Адам Макарович) родился 24 апреля 1926 года в Волынской области. В 1954 году был зачислен в число братии Киево-Печерской лавры. Нес различные послушания, в том числе келейника епископа Нестора (Тугая). В 1959 году рукоположен в сан диакона, через год — в сан пресвитера. Перед закрытием обители в 1961 году был тайно пострижен в схиму с именем Агапит в честь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. Сподвижниками отца Аврамия были известный кавказский пустынножитель Мардарий, в схиме Алексий (Данилов), почаевский старец Ахила, в схиме Феодосий (Орлов), схиархимандрит Исаия (Коровай), схиархимандрит Феофил (Россоха), возродивший Свято-Троицкий Китаевский монастырь г. Киева, схиархимандрит Серафим (Соболев), монах Руф (Резвых) и многие другие. После возобновления монашеской жизни в Киево-Печерской лавре отец Аврамий вернулся в обитель. С 1994 года до последних дней своей жизни исполнял послушание духовника братии, а также окормлял киевлян и паломников, приезжавших за духовным наставлением из других городов и стран. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5694801.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010