Иаков называет Творца неба и земли и Бога всего Богом отца своего, применяясь, может быть, к представлению жен своих о богах-идолах (какие, по ст. 19, были в доме Лавана), или же выражая, что Бог вселенной для него есть Бог обетований, данных отцам его (ср. Rosemuller, р. 481). Быт.31:7–8 . а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. Иаков указывает на то, в чем фактически проявилось недоброжелательство к нему Лавана: он десять раз или вообще несколько раз – 10 раз употребляется в неопределенном смысле, как круглое число (напр., в Чис. 14:22 ; Иов. 19:3 ) – переменял условную награду (упрек этот Иаков после делает самому Лавану, ст. 41), по произволу сокращая размеры ее, несмотря на все усердие Иакова (ст. 6). Слав:. «десять агнцев» – перевод греч. τν δκα μνν, чтения ошибочного, – по предположению толкователей (Капелла, Бохарта и т.д.) вм. μνν (Ахила: ριυμος; Vulg:. decem vicibus). Быт.31:9 . И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне. Но Бог не допустил восторжествовать произволу Лавана, напротив, передал большую часть скота его Иакову: о собственных усилиях в этом направлении Иаков умалчивает, хотя, конечно, и не отрицает вовсе; но особенно отмечает он небесное покровительство ему при всех неправдах Лавана. Быт.31:11–13 . Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]. Указав выше на факт, что постепенный переход большей части скота Лавана к Иакову есть дело благословения Божия последнему, дело защиты его от неправды Лавана, Иаков теперь показывает женам, как убедился он в божественном благословении к нему, он говорит о целом ряде сонных видений ему, из которых одни имели место в начале шестилетнего срока службы его, а другие – в конце этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фервуфа – апр. 4. Фива – снт. 3. Филикитата (Фелисата) – фвр. 1. Осчастливленная. Филиппия – апр. 21. Любящая коней. Филицата – янв. 25. Счастье . Лат. Филонилла – окт. 11. Фотина – мрт. 20. Светлая. Фотиния – фвр. 13. Харита – июня 1. Любезная. Харитина – окт. 5. Благодатная. Хариесса – мрт. 10, апр. 16. Милая, веселая. Хиония (Фиона) – апр. 16, июл. 16. Снежная. Хрисия – янв. –30. Христина (Крестина) – фвр. 6, мрт. 13, мая 18, июл. 24. Христова. Христодула – снт. 4. Раба Христова. Фекла – июн. 6, 9, авг. 19, снт. 24, нбр. 20. Совершение. Евр. Феодора (Феодора) – фвр. 11, мрт. 10, апр. 5, 16, мая 27, снт. 11, нбр. 14, дек. 30, 30. Божий дар. Феодосия (Федосья) – мрт. 20, апр. 3, мая 29, 29. Дар Богу. Феодотия – янв. 31, июл. 4, 29, снт. 17, окт. 22 нбр. 1, дек. 22. Богом данная. Феодулия (Феодула) – фвр. 5, снт. 25. Раба Божья. Феоктиста (Фектиста) – янв. 31, нбр. 9. Богом созданная. Феонилла – окт. 29. Феопистия – снт. 20. Богу верная. Феофания – дек. 16. Бога являющая. Феофила – дек. 28. Боголюбимая. Фессалоникия – нбр. 7. Победа фессалийцев. Фивея – снт. 5. Крепкая, верная. Фомаида – апр. 13. II. Указатель имен русских святых Авксентий – июня 12. Аврамий – (печенгский) фвр. 4, (печерский) снт. 28 (сн.719 стр.). Агафон – авг. 28. Адриан – (ондрусовский) авг. 26, (пошехонский) мрт. 5 (сн. 719 стр.). Александр – апр. 20. Алексий – снт. 28 (сн. 719 стр.). Аммон – авг. 28. Амфилохий – (глушицкий) окт. 12 и июня 1, (епископ) окт. 10. Анатолий – авг. 28. Андрей – (Боголюбский) июля 4, (белозерский) снт. 10. Андроник – июня 13. Анна – фвр. 10 (сн. 400 стр.). Антоний – (дымский) янв. 17, июня 24, (леохновский) в праздник Вознесения Господня и во 2 пятницу после 29 июня, (римлянин) янв. 17, (черноозерский) янв. 17. Аркадий – авг. 14, дек. 13. Арсений – (новгородский) июля 12, (печерский) авг. 28. Ахила – авг. 28. Афанасий – окт. 4 и июл. 20, (муромский) мрт. 8, (наволоцкий) янв. 18, (патриарх) мая 2, (печерский) авг. 28, (сяндемский) янв. 18. Варлаам – (керетский) нбр. 6, (шенкурский) июня 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Авва Ахила отвечал им: " Я сказал вам: " Не сделаю " ,– и вы не оскорбились сим, веря, что мне недосуг, а если ему я не сделаю, то он скажет: " Старец, услышав о моих грехах, не захотел сделать для меня " . Я тотчас стал отрезывать веревку и через то ободрил душу его, чтоб он не был поглощен печалью " . Дабы в надежде на благотворительность не вознерадеть о других заповедях любви христианской, внимай Апостолу: И аще раздам вся имения моя... любве же не имам, ни кая польза ми есть (1 Кор. 13, 3). Дабы из страха человекоугодия не остаться без творения милости, помни, что лучше творить ее по побуждению и не совсем чистому, чем не давать брату нужного. Пришли однажды к авве Памво два брата. Один из них сказал ему: " Авва, я пощусь по два дня и ем только по два куска хлеба: спасу ли через это душу мою или я в заблуждении? " .– " А я, авва,– сказал другой брат,– от рукоделия своего зарабатываю по два стручка каждый день, немного оставляю в пищу себе, а прочее отдаю в милостыню: спасусь ли или погибну? " .– Авва не дал ответа им, хотя они долго просили его. По прошествии четырех дней они хотели возвратиться в свое место, но клирики утешали их: " Не печальтесь, братия,– говорили они,– Бог не оставит вас без награды; у старца такой обычай: он ничего не говорит, если не внушит ему Сам Бог " . Братия вошли к старцу и сказали ему: " Помолись о нас, авва! " .– " Вы хотите идти от нас? " – спросил старец.– " Да " ,– отвечали они. Размышляя о их подвигах, авва Памво писал на земле и говорил: " Памво постится по два дня и ест два куска хлеба: хорош ли он из-за этого? Нет! Памво вырабатывает два стручка и дает их в милостыню: хорош ли он из-за этого? Нет еще! " . Потом он сказал им: " И сии дела хороши, но если при этом и совесть твоя будет безукоризненна перед ближним твоим, тогда спасешься " . Братия, довольные таким наставлением, пошли с радостью.Брат сказал авве Пимену: " Когда я подаю брату моему немного хлеба или другого чего, то демоны укоряют мою милостыню, будто она подается из человекоугодия " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Авва Арсений отвечал: " Хорошо, но смотря по способности человека; ибо если он не имеет сил для такого образа жизни, то опять насадит других овощей " .Однажды авва Ахила в Скиту пришел в келию аввы Исаии и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с солью. Старец, заметив, что авва Исаия спрятал блюдо за корзину, спросил его: " Скажи мне, что ты ел? " . Исаия отвечал: " Прости мне, авва! Резал я ветви, и настал жар; я взял в рот кусок с солью, но горло мое высохло от жара, и кусок не пошел. Поэтому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть. Но прости мне! " . Тогда старец сказал: " Пойдите, посмотрите на Исаию, как он хлебает похлебку в Скиту! Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет! " .Авва Вениамин, пресвитер из Келлий, сказывал: " Пришли мы в Скит к одному старцу и хотели дать ему немного масла, но он сказал нам: " Вот где лежит малый сосуд, который вы принесли мне назад тому три года; как вы положили его, так он и остался " . Услышав это, подивились мы добродетели старца " .Об авве Еладии говорили, что он ел только хлеб с солью.Авва Пиор ел, ходя. Кто-то спросил его: " Для чего ты так ешь? " . Авва отвечал: " Я не хочу заниматься пищей как делом, потому ем между делом " . Еще кто-то спросил его о том же. Старец отвечал: " Так делаю для того, чтобы, когда ем я, душа моя не чувствовала телесного удовольствия " .Сказывали об авве Сисое: он не ел хлеба. В праздник Пасхи братия упрашивали его разделить с ними трапезу. Старец сказал им: " Я одно что-нибудь могу сделать: буду есть или хлеб, или яства, вами приготовленные " . Они сказали ему: " Ешь один хлеб " . Так он и сделал.Авва Даниил сказывал, что авва Арсений не более одного раза в год переменял воду, в которой размачивал ветви, но только подливал новой воды. А из ветвей вил он веревку и плел корзины до шестого часа. Старцы убеждали его, говоря: " Для чего не переменяешь воды на ветвях? Она уже дурно пахнет " . Арсений отвечал им: " За благовония и масти, которыми наслаждался я в миру, надобно мне терпеть это зловоние " .Авва Даниил сказывал еще: " Когда авва Арсений слышал, что все плоды уже поспели, тогда говорил: " Принесите мне " ,– и один только раз вкушал понемногу от всех, благодаря Бога " .Авва Вениамин сказывал: " Пришли мы в Скит к одному старцу, и сей оставил нас у себя обедать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Старец увещевал его и говорил: " Не мсти ему, сын мой, а лучше предоставь Богу дело отмщения " . Брат сказал: " Не успокоюсь, пока не отомщу за себя " . Тогда старец сказал: " Помолимся, брат! " . Вставши, он так молился: " Боже! Мы не имеем более нужды в Твоем попечении о нас: мы сами хотим мстить за себя " . Брат, услышав сие, пал к ногам старца и сказал: " Не хочу более судиться с братом; прости меня, авва! " .Один старец пришел к авве Ахиле и видит: авва изо рта своего выбрасывает кровь. Старец спросил его: " Отец, что это такое? " . Ахила отвечал: " Это – слово брата, оскорбившего меня; я старался ничего не говорить ему; молил Бога, чтобы слово оскорбления было взято у меня. И слово в устах моих сделалось подобно крови. Я выплюнул его и стал спокоен, забыв оскорбление " . За зло плати добром, побеждай благим злое. Тебя обижают другие, а ты терпи; тебя обижают, а ты сожалей о них, что грешат; тебя обижают, а ты мысли о благе их, нельзя ли их как сделать добрыми, и подавай им добрый пример словом и делом. Авва Пимен говорил: " Зло никаким образом не истребляет зла; а потому ежели кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло " .Мать Феодора спросила папу Феофила (название папы часто усвоялось Александрийским епископам как почетный титул): " Что значит изречение Апостола: время искупующе (Кол. 4, 5)? " . Он отвечал ей: " Слова Апостола указывают на прибыль: тебе, например, предстоит время поношения? Искупи ты время поношения смирением и долготерпением и так извлеки для себя прибыль. Предстоит тебе время бесчестия? Опять искупи сие время терпением и получишь прибыль. Таким образом, если захотим мы, все неприязненные действия будут служить нам в пользу " .Мать Феодора рассказывала: " Один благочестивый муж терпел от кого-то ругательство. Он говорит ругателю: " Мог бы я отвечать тебе подобным, но закон Божий заграждает уста мои " " .Брат, отправляясь на торг, спросил авву Пимена: " Что ты присоветуешь мне делать? " .– " Будь другом того, кто тебя обидит,– отвечал ему старец,– и спокойно продавай свои вещи " .На Горе Афонской жил великий молчальник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

— Иоанн! Сколь многие в настоящий час беседуют с Богом и объемлют Его сердцем и умом, а ты, предаваясь сну, лишаешься сего света…» 8 Есть в житиях святых примеры, еще более поразительные в этом отношении, они будут приведены в других местах 9 . 2.  Пост. Святые отцы наблюдали крайнее воздержание во времени принятия пищи, в составе ее, в качестве и в количестве. Вот несколько примеров. Авва Вениамин, пресвитер из Келий, сказывал: «Пришли мы в скит к одному старцу и хотели дать ему немного масла. Но он сказал нам: — Вот здесь стоит малый сосуд, который вы принесли мне назад три года: как вы поставили его, так он и остался» 10 . Об авве Макарии Великом рассказали следующее. Когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для подкрепления давали ему вина, старец с радостию принимал его, чтобы после мучить себя. Но ученик его, зная, в чем дело, говорил братии: «Ради Господа, не давайте ему вина; иначе он будет мучить себя в келье». Братия, узнав сие, больше не подносили ему вина 11 . Св. Савин, сирийский подвижник, питался мукою, смоченной водою, да и то уже заплесневелою 12 . Преп. Марки-ан Халкидский питался одним хлебом (четверть фунта в день), и от такой меры у него «каждый день были еще остатки» 13 . Настоятель Коринфской обители Евсевий сам принимал пищу через 3–4 дня, а сожителям позволял принимать через день; Симеон же Ветхий мог быть без пищи целую неделю 14 . Обыкновенный образ жизни св. Макария Александрийского был такой же — поститься по целой неделе 15 . Многие из святых в подражание Самому Господу проводили без пищи и пития всю св. Четыредесятницу. Но особенно в подвижническом отношении ценилось воздержание не от пищи, а от пития. И святые отцы делали в этом отношении удивительные вещи, которыми приводили в изумление друг друга. Однажды авва Ахила, в ските, пришел в келью аввы Исайи и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с солью. Старец, заметив, что авва Исайя спрятал блюдо за корзину, спросил его: «Скажи мне, что ты ел?» Исайя отвечал: «Прости мне, отец! Резал я ветви, и настал жар. Я взял в рот кусок соли, но горло мое высохло от жару, и кусок не пошел. Поэтому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть. Но прости мне!» Тогда старец сказал: «Пойдите, посмотрите на Исайю, как он хлебает похлебку в ските! Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет» 16 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Пост. Святые отцы наблюдали крайнее воздержание во времени принятия пищи, в составе ее, в качестве и в количестве. Вот несколько примеров. Авва Вениамин, пресвитер из Келий, сказывал: «Пришли мы в скит к одному старцу и хотели дать ему немного масла. Но он сказал нам: – Вот здесь стоит малый сосуд, который вы принесли мне назад три года: как вы поставили его, так он и остался» 523 Об авве Макарии Великом рассказали следующее. Когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для подкрепления давали ему вина, старец с радостию принимал его, чтобы после мучить себя. Но ученик его, зная, в чем дело, говорил братии: «Ради Господа, не давайте ему вина; иначе он будет мучить себя в келье». Братия, узнав сие, больше не подносили ему вина 524 Св. Савин, сирийский подвижник, питался мукою, смоченной водою, да и то уже заплесневелою 525 Преп. Маркиан Халкидский питался одним хлебом (четверть фунта в день), и от такой меры у него «каждый день были еще остатки» 526 Настоятель Коринфской обители Евсевий сам принимал пищу через 3–4 дня, а сожителям позволял принимать через день; Симеон же Ветхий мог быть без пищи целую неделю 527 Обыкновенный образ жизни св. Макария Александрийского был такой же – поститься по целой неделе 528 Многие из святых в подражание Самому Господу проводили без пищи и пития всю св. Четыредесятницу. Но особенно в подвижническом отношении ценилось воздержание не от пищи, а от пития. И святые отцы делали в этом отношении удивительные вещи, которыми приводили в изумление друг друга. Однажды авва Ахила, в ските, пришел в келью аввы Исайи и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с солью. Старец, заметив, что авва Исайя спрятал блюдо за корзину, спросил его: «Скажи мне, что ты ел?» Исайя отвечал: «Прости мне, отец! Резал я ветви, и настал жар. Я взял в рот кусок соли, но горло мое высохло от жару, и кусок не пошел. Поэтому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Старец сказал ему: «Пока котел разогрет горящим под ним огнем, не смеют прикоснуться к нему ни муха, ни пресмыкающиеся. Когда же котел остынет, тогда свободно садятся на него все гады. Подобно этому происходит и с человеком – пока он пребывает в духовном делании, враг не находит возможности победить его!» § 125 В Древнем патерике есть такая история о воздержности и смиренном перенесении оскорблений. § 126 Один старец пришел к авве Ахиле и увидел, что тот выплевывает кровь изо рта своего. Он спросил его: «Что это такое, отец?» Ахила отвечал: «Это слово оскорбившего меня брата. Я старался не открывать его и молил Бога, чтобы оно было взято от меня, – и слово сделалось кровью в устах моих. Я выплюнул его, успокоился и забыл оскорбление». § 127 Монашеские братия, подвизавшаяся в пещерах и хижинах, созвана была как-то в скит на общие работы: очищать плетение. Один из братии был тяжело болен от подвижнических трудов своих – кашлял, имел мокроту и сплевывал ее. Случилось так, что слюна его против воли упала на одного брата, сидевшего рядом. Брат этот немедленно мысленно возмутился и решил сказать болящему: «Перестань плевать на брата твоего!» Но тут же он уловил себя на этом помысле и, чтобы победить искушение, тотчас взял слюну и хотел ее съесть. Но остановился и сказал самому себе: «И не ешь, и не говори». § 128 Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в монастырь; там их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда они вышли, ученик нашел воду на дороге и хотел напиться. Силуан говорит ему: – Захария, ныне пост! – Разве мы, отец, не ели? – сказал ученик. – Что мы ели там, это было дело любви, – отвечал старец, – но мы должны соблюсти свой пост, сын мой! § 129 Один старец-подвижник был болен. Так как он много дней не мог принимать пищи, то ученик уговорил его принять немного сладкой похлебки. Вскоре он принес варево. Старец вкусил и, не сказав ничего, молча съел. Ученик стал просить старца покушать еще немного – и старец вкусил с принуждением. Ученик предлагал ему и в третий раз, но старец взмолился:«Поистине не могу, чадо!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Онда философ постави овакво од свих у одговорише: Човек има разумну душу, створену по лику - На то философ продужи: Зато су неразумни они говоре да да се у утроби смести Бог, а да се Он при смештао у купини. Зар купина, бездахна и од и разумне твари, има боголику душу? Не само у купини, него и у облаку и у диму и у Бог се смештао, када се и И шта онда чудновато што се Бог сместио у твари, да се на и да са поживи, да би их исцелио од ране смрти, нанесене роду Адамовим грехом. реците ми, од кога ако не од самога Творца, требало очекивати лек и таквом многовредносном - роду био пао у трулеж греха и смрти? Не претсказа ли Давид: Посла Реч и исцели их (Пс. 106, 20). Зато Реч Очева, Бог Син, и исцели природу Како би Реч Очева могла исцелити човека, да се са човеком и као фластер прилепила за човека? Еда ли лекар, да излечи човека, фластер на дрво или на камен, а не на болесног човека? Стога и Бог стави Реч као фластер, не на дрво, мада се Она и у купини; не на камен, мада се Она и у каменим горама и Хорива; него на човека, смртно оболелог од болести греха; стави и чврсто човеку, пошто Реч, Бог Син благоволи да се Духа свог Светог усели у чисту девичанску, а не просто женску, утробу, и да се оваплоти и роди од као што о томе пророкова Ето, затруднети и Сина, и му име Емануил, што значи с нама Бог (Ис. 7, 14). Овде пророк говори да се Бог Син родити на од чисте и небрачне А да Богу било потребно да се ради нашег усели у девичанску утробу, сетите се шта написано у вашим Ваш равин Ахила каже да се пруживши руке к Богу, молио: Господе милосрдни, не нам се више у грому и у гласу трубном, него се усели у утробе наше, уклонивши грехе наше. - Ако се дакле молио Богу да се усели у утробе наше, зашто нас ви онда корите што ми исповедамо да се Бог уселио у женску утробу, и то не просто женску, него у девичанску, чисту, непорочну и небрачну? Он се и у наше утробе, када се ми у Жртви. Као што видите, древна молитва по сведочанству равина Ахиле записана у вашим испунила се: Бог се уселио у наше утробе, уклонивши грехе наше.

http://pravoslavie.ru/103780.html

По входе в алтарь всех священнослужителей, 3-й диакон закрывает Царские врата и затягивает завесу, а диакон передаёт первен. священнику «воздух» и кадило. После обычного каждения священником «воздуха» и принесённых даров и чтения « Благообразный Иосиф»...и пр., 1-й диакон, после слов священника «помяни мя, брате»..., говорит; «Да помянет Господь Бог»... и пр. Вместо: «Помолися о мне».. и «помяни мя»... говорит: «помолись о нас»... «помяни нас» «Просительную ектению» выходит читать 2-й диакон; «Возлюбим друг друга» произносит он же, также и слова: «Двери, двери, прем»... произносит всё второй диакон. (Стоящий в алтаре диакон оттягивает завесу), он же, т.е. 2-й диакон произносит и слова: «станем добре, станем со страхом»... После сего входит в алтарь и становится на своём месте, с правой стороны алтаря. Нужно знать ещё и то, что диаконы при произношении ектении и пр., вне алтаря, на солее, должны стоять «прямо пред Царскими вратами». Вероятно, известно, что каждое чтение ектений и др. должно начаться и оканчиваться поясным поклоном (с крестным знамением ) «горнему месту» и первому священнику (ему конечно, без крестн. знам.). Звездицу с дискоса снимает 3-й диакон, а если его нет, то 2-й диакон. Стихи: «Сердце чисто созижди »... и «не отвержи мене от лица Твоего», а также» слова «благослови, Владыко, св. хлеб»... и пр. произносит 1-й диакон, он говорит: «помяни нас, владыко св.». При пении «Достойно есть» кадит третий диакон. Он же получает кадило от пономаря. «Просительную ектению» пред молитвой Господней читает 3-й диакон, а если его нет, то 2-й диакон. Читавший эту ектению диакон произносит и слова: «Главы ваша Господеви приклоните» и «вонмем». Стоящий в это время в алтаре один из диаконов затягивает завесу. 1-й диакон произносит (негромко) «раздроби Владыко св. хлеб». «исполни. Вл. св. Потир», Благослови, Вл. теплоты веры «. Причащаются сначала все священники, а потом все диаконы; св. и пречис. Тело диаконы принимают сейчас же после священника, из руки перв. священника, – так что Тела Христова диаконы причащаются, одновременно с священниками; а пречистой и св. Крови Христовой диаконы «по чину» причащаются у 2-го. священника; после всех священников 3-й диакон (по предварительному между ними соглашению ) по причащении не запивает, как имеющий употребить остаток Св. Даров, 3-й диакон «собирает » Св. Дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010