Отсюда проистекает критика Епифанием действий московских властей, направленных на ущемление самостоятельности отдельных княжеств: см. характеристику княжения Ивана Калиты как «насилования» и описание «гонений» и «великой нужи» на «град Ростов» со стороны представителей московской великокняжеской администрации в Житии Сергия Радонежского 280 , а также слова о «тяжести» и «данях тяжких и насильствах» москвичей в Пермской земле, прозвучавших в Житии Стефана Пермского 281 . Такого же критического плана высказывания имеются и в Троицкой летописи. Например, под 6876 г. осуждающий характер носят слова о том, что «князь великии Дмитрии Ивановичь да Алексеи митрополит зазваша князя Михаила Алексан-дровичя Тферскаго любовью на Москву,… да его изымали, а что было бояре его около его, тех всех поимали, розно разведоша, и быша вси въ нятьи, и дръжаша их в истоме… Князь же Михаило съжали-си велми и о томъ негодоваше,… паче же на митрополита жаловашеся, к нему же веру имелъ паче всъх, яко по истинне святителю» 282 (напомним, что в Житии Стефана Епифаний специально выделил имя Михаила Александровича эпитетом «христолюбца»). Отметим другие фрагменты Троицкой летописи, находящие параллели в сочинениях Епифания Премудрого . Под 6848 г. выражению «наполнишася великыа печали и плачя» Троицкой летописи 283 соответствует «многа плачя и печали наполни-шяся» Похвального слова Сергию 284 . В Троицкой под 6879 г.: «новогородци ушкуиници разбоиници», то же самое в Житии Стефана Пермского: «новгородци ушкуиници. разбоини-ци» 285 . Ниже в Троицкой: «Рязанци же сурови суще … вязати москвичь, понеже суть слаби и страшливи», в Житии Стефана Пермского: «су-ровеишии мужи, невернии человецы», «слаби же и груби зело и страши-ви» 286 . Аналогично в Троицкой под 6900 г. о новгородцах: «человеци суровы, непокориви», и под 6901 г.: «сурови человеци, сверепии людие» 287 . Название Троице-Сергиева монастыря «великой лаврой» (под 6882, 6887 гг.) находит полное соответствие в текстах Епифания: «преслову-щеи лавре и велицеи ограде и в славнеи обители» (Похвальное слово Сергию) 288 , «сии великыи монастырь яко лавра» (Житие Сергия Радонежского – МДА, 88. Л. 315.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда, впрочем, короли должны были писать «жалованные» грамоты православным ясно и без всякой обоюдности. Так, преемник Казимира Александр в привилегии, данной в 1499 г. духовенству православному и подтверждающей права Ярославова устава, писал: «Все епископы, состоящие под митрополитом киевским, имеют судить и рядить, и все дела духовные исправлять, и христианство греческого закона по правам, уложенным в списке Ярославове, на вечные времена; и повелеваем, чтобы князья и паны нашего римского закона, как духовные, так и мирские, обиды Церкви Божией и епископам не чинили, в доходы церковные и во все дела и суды их духовные не вступались» 167 . Такие же привилегии, и почти теми же словами, подтверждены Сигизмундом I грамотою, данною в 1511 г. на генеральном сейме брестском «митрополиту, епископам и всем людям восточной греческой веры на духовные права по привилегиям вел. князя Витовта, королей Казимира и Алексан дра» 168 . Таким образом, польско-литовские короли издавали грамоты и к утеснению в областях волынских православия, и к охранению его целости. Понятно, что в этом случае они действовали не столько по собственной воле, сколько по настойчивости, с одной стороны, пап и бискупов, а с другой – по непреклонному требованию православных. Потому-то все эти грамоты на деле имели весьма мало значения и силы. Многие знатные лица православного исповедания пользовались такими же правами, как и римско-католики; церкви греко-российские были устрояемы в то самое время, когда строго запрещаемо было даже починять старые 169 ; число православных по временам не только не уменьшалось, но «со дня на день увеличивалось» 170 и «в русскую веру крещаемы были даже ляхи» 171 . Словом, не королевская воля, а произвол действовал с обеих сторон – со стороны римских католиков и со стороны православных; или лучше, со стороны первых действовал произвол, а со стороны последних – священный долг охранения древней правой веры. При таких обстоятельствах легко было реформатским сектам открыть себе вход в области земли волынской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 марта 1915 года он был перемещен на должность миссионера по г. Егорьевску, а 15 марта назначен еще и на штатную псаломщическую должность к Егорьевскому Успенскому собору с посвящением в стихарь. 5 апреля 1915 года определен в число указных послушников Рязанского Спасского монастыря с увольнением от должности псаломщика. 12 апреля 1915 года пострижен в монашество с именем Мина. 15 апреля 1915 года монах Мина (Шелаев) был рукоположен во иеродиакона, а 26 апреля того же года назначен Рязанским уездным миссионером с совмещением всех ранее ему определенных миссионерских должностей. 20 сентября 1915 года в Рязанском Спасском монастыре был рукоположен во иеромонаха. 10 июня 1916 года «за усердие и ревность в миссионерском деле» преподано ему архипастырское благословение епископа Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского). Теперь проповедническая и миссионерская деятельность иеромонаха Мины распространяется не только на Егорьевский уезд и граничащий с ним Клепиковский, но и на Рязанский уезд, а так же и г. Рязань. 1 января 1917 года иеромонах Мина (Шелаев) назначается епархиальным миссионером, каковую должность исполнял вплоть до ее упразднения в 1921 году. 23 января 1917 года награжден набедренником. Усердие и миссионерский дар его высоко ценили не только епархиальное руководство, но и многие знавшие его служители церковные, а также простые верующие христиане. 23 марта 1917 года за проповеднические труды ему была выражена благодарность егорьевских граждан. 8 октября 1919 года перемещен на место второго священника Алексан- дро-Мариинского женского монастыря Егорьевского уезда. Там он прослужил до закрытия обители в 1921 году. После этого он поселился в Рязани, в сторожке Николо-Ямской церкви, и уже в сане игумена, а затем и архимандрита время от времени служит как священник на приходах сел Дягилево, Березники и Никуличи. Последним местом непродолжительного приходского служения архимандрита Мины была Тихвинская церковь села Никуличи, закрытая в 1935 году. Не оставляет о.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

У нас в Чернигове не всегда купишь, сейчас в магазинах ничего нету, витрины пустые. Я очень благодарю Ц[арицу] Неб[есную], что она мне помогла, еще успела сахарку купить и прочее для о.М[ихаила], а сама терплю. Я переживаю, что я должна своей долей и Вам уделить за Ваш труд, что Вы молитесь за моих родственников и за меня, грешницу, но пока стараюсь заспокоить о. М[ихаила], а также свои недостатки поправила и еще надеюсь на Ц[арицу] Неб[есную], что она Вас и нас не оставит, послала нам кормильца батю Е[пископа] Гурия, который с радостью обещает допомогать Вам, а через Вас и нам хорошо. Все это милость Божия над нами, грешными. Моя просьба к Вам, родненький В[ладыка], да не смущается сердце Ваше, пусть Воля Божия творится над нами, ведь это Сама Ц[арица] Н[ебесная] печется и заботится на первых порах, пока о. М[ихаил] устроится и окрепнет, подкрепит свои силы. Я радуюсь день и ночь, что Господь печется о нас, грешных, но все это через Вас, золотой В[ладыка], Господу так угодно, родненький В[ладыка], будьте спокойны и не волнуйтесь. Господь печется о нас, а мы пручаемся 406 . Р[одной] В[ладыка], я думала, что это только я, как немощная, радуюсь Вашими такими дорогими письмами, теперь мне нисколько не стыдно и не грешно. В[ладыка] Гурий никак не нарадуется Вашими письмами. О. М[ихаил] в последнем письме пишет, чтобы я Ваши письма хранила: «Я, когда приеду, буду с удовольствием читать», а мне пишет, какая я счастлива[я], что утешаюсь хорошими письмами между своими жизненными скорбями. Я на днях шла в Церковь , встречаю соборного старосты жену. Она меня спрашивает: «Т[атьяна] Алексан[дровна], Вы писали Еп[ископу] Симону 407 письмо». Я удивилась: такую тайну она знает. Я говорю ей: «Да, писала». Она говорит: В[ладыка] Симон ее мужу хвалился: «Вот, я получил подарок на свои именины от Дудукаловой, вот подарок», и радость не вмещалась в его душе – «я узнал о своем любимом Е[пископе] Афанасии». Вот, золотой В[ладыка], я много примеров Вам написала, во всех любовь есть. Письма Ваши читать, Ваши письма как св.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В какие годы занимал кафедру Евстафий, точно неизвестно, но всего удобнее считать его современником первого правления Фотия 626 . Письмо свидетельствует о любви и дружбе, связывавшей двух патриархов, их взаимном желании увидаться друг с другом, препятствием чему является значительность отделяющего их расстояния и опасение врагов; тем не менее, Фотий ждет прибытия Евстафия. Все это вынуждает признать 627 , что антиохийская кафедра состояла в общении с Фотием 628 , и следовательно, не могла не послать своего представителя в К-поль. Трудно сомневаться, чтобы отказал в своем легате и патриарх иерусалимский 629 . Что касается алексан- —375— дрийского патриарха Михаила (859–872), то его отношение к К-полю менее ясно. Михаил писал в 870 г., что он не был осведомлен о споре двух патриархов. Тем не менее, отсюда еще никак нельзя заключать, что он не стоял в общении с Фотием и не участвовал в той или иной форме в соборе 867 г. Спор патриархов мог остаться ему неизвестным просто потому, что Византия ему ничего о нем не сообщала. В свое время он получил энтронистику Фотия, принял ее к сведению, но мог и не вступать в дальнейшую переписку. При всем том, общение подразумевалось само собой. Фактически оно могло ни в чем не выражаться, вплоть до получения в Александрии энциклики Фотия. На энциклику необходимо уже было ответить. Нет причин думать, что Михаил уклонился от участия в соборе: на это у него не было оснований, и это было бы неблагоразумно в его положении 630 . Но трудно сказать, послал ли он на собор апокрисиария с такими же формально определенными полномочиями, с какими был отправлен в 870 г. архидиакон Иосиф 631 ; или же воспользовался каким либо случайным лицом, въехавшим в К-поль по другим делам, и не вдаваясь в соблюдение больших формальностей, поручил ему исполнить просьбу Фотия 632 . Неизвестно также, чем завершилась поездка делегата. Ясно только одно, что акты собора не дошли до Александрии, как впрочем и никуда, потому что это не было в интересах Василия Македонянина, захватившего власть после сентябрьского переворота.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У самой стены левого же предела покоится прах иерея Божия о. Иоанна Як. Соломина. На могиле его поставлен чугунный памятник с крестом, в виде колонки, с надписью: «Сей благочестивый Иерей Иоанн, 60 лет честно и благоговейно служил Богу в Храме Знамения Пресвятой Богородицы – для девичьего монастыря на Каменной горе. Почил о Господе 1860 года 81-м году своей жизни. Близ него покоится прах его жены Е. А. И 7 малюток внуков». Во втором ряду – памятник чугунный с крестом, обнесённый чугунной решёткой, с надписью: «Здесь покоится прах девицы Вар. Алексан. Решетовой. Скон. 1830 г. 25 марта, на 18 году от рождения». Памятник серого мрамора с крестом, обнесённый чугунной решёткой, с надписью: «Под сим памятником погребено тело супруги Елецкого купца Вукола Лаврова – Евдокии Трифоновны Лавровой род. 1802 г. 27 фев. Сконч. 1864 г. 15 января, на 61 г. от рождения». В третьем ряду стоит серого мрамора памятник с крестом, обнесённый чугунной решёткой с надписью: «Здесь погребено тело Елецкого купца Вукола Михайловича Лаврова. Родился 1800 г. 6 фев. Скон. 1872 г.». От вышеозначенной группы памятников тянутся между двух рядом иноческих келий по направлению к юго-восточной башне, второй группы, более скромные памятники, принадлежавшие к XVII и XVII столетиям. Так, встречается здесь первый небольшой памятник, сложенный из кирпича в виде колонны в 1½ арш. Выш. (ок. 107 см. – прим. Ред.), покрытый железом и увенчанный крестом. Этот памятник знаменует место, на коем стояла первая деревянная церковь ; во имя Пресвятой Богородицы Знамения, построенная в 1629 году руками благочестивого инока Елецкого Троицкого мужского монастыря, старца Савватия, сгоревшая в 1769 году. Можно предположить, что близь сего храма погребены его строитель монах Савватий и бывшая затем с 1683 года настоятельницы сего Знаменского девичьего монастыря: а) игуменья Иулита. Сконч. 1697 г. б) сподвижиница её, казначея монастыря монахиня Васса. в) игуменья Капитолина. 1705 г. г) игуменья Вера. 1720 г. д) игуменья Пелагия. 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Посему-то большая часть анахоретов и находилась в среднем Египте, между Нилом и Чермным морем. Однако ж, пустынники эти не чуждались братии; они принимали из монастыря пищу, посещали общественные собрания для молитвы и считались, так сказать, членами того же братства, из которого вышли или около которого жили. Кто хотел перейти из обители в уединение, тот делал это не без совета опытных старцев-подвижников и не без благословения своего отца-настоятеля. В сем случае не поступали скоро и без осторожности; позволение и благословение на отшельническую жизнь давалось только тем, кого находили, по опытам прежней жизни, способным к такому трудному и высокому делу. Впрочем, с большим и большим устройством обителей число таких отшельников сокращалось, потому что в самых монастырях старались соединить образ жизни пустынной с образом жизни общественной. h3 История первого Вселенского собора Есть предание, что святой Петр, епископ алексан-.дрийский, увидал однажды во сне отрока Иисуса в хитоне, разодранном с верху до низу. «Господи! – сказал Петр. – Кто дерзнул коснуться одежды Твоей?» – «Арий раздрал ее», – отвечал Господь. Арий, родом из Ливии, в 300 году по Р. Х. принял участие в расколе Мелетия; но вскоре оставил его и с раскаянием обратился к Петру, епископу александрийскому. Отличные умственные способности и обширное образование Ария обратили на него внимание Петра, который и возвел его на степень диакона. Но когда открылось, что Арий тайно продолжает связь с мелетианами и, оправдывая их заблуждения, вместе с этим обвиняет своего епископа за отвержение последователей Мелетия, Петр навсегда отлучил его от Церкви. После мученической смерти Петра Арий притворным раскаянием успел снискать благоволение преемника его – Ахиллы; этот святитель не только освободил его от церковного осуждения, но и вскоре рукоположил в пресвитера. По смерти Ахиллы, Арий, несомненно, надеялся занять его место, но клир и народ избрали пресвитера Александра (в 313 году по Р. Х.), мужа, отличавшегося красноречием, кроткого, милостивого к бедным, любимого и уважаемого всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ал-ия Алексан. Ансерова Богородице-Рождественской, в Путинках, Мих. Никит. Апостольского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феок. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Никол. Алдр. Ивановского Богородице-Рождественской, за Смолен- —35— скими воротами, свящ. Владим. Андреевича Воскресенского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больн., свящ. Ал-ия Ал-еев. Лебедева Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, свящ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Вас. Модестова Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Иаковл. Березкина Богоявленской, в Ямской Дорогомилов. слободе, прот. Конст. Троф. Остроглазова Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, прот. Мих. Иоан. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанна Симеон. Шарова (по двум подпис. листам) Варваринской на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского Василие-Кесарийской, на Тверской, свящ. Арсения Иоаннов. Разумихина Введенской, на Лубянке, свящ. Никол. Петров. Антушева Введенской, в Мариинском епар. жен. училище, свящ. Сергея Алексеев. Булатова Введенской, в Мариинск. женском училище Дамск. Попечит., свящ. Серг. Вас. Страхова Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенский, в Семеновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина Власиевской, в Старо-Конюшенной, свящ. Дим. Петр. Некрасова Вознесенского девичья м-ря свящ. Ал-ра Иоанн. Пшеничникова —36— Вознесенской, на Гороховом поле, свящ. Ал-ия Вас. Румянцева Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Петра Феод. Смирнова Вознесенской, близь Сретенки, свящ. Серг. Ал-др. Суворовского Вознесенской, у Никитских ворот, свящ. Иоанна Дим. Арбекова Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас. Иоанн. Постникова Воскресенской, в мал. Бронной, свящ. Петра Иоанн. Виноградова Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, свящ. Вас. Андреевича Быстрицкого Воскресенской, в Гончарах, свящ. Васил. Тимоф. Терновского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

47 Cfr. Räbiger: Apostolo licuisset simpliciter scribere οχ ρπασε, non rapuit τ ε. ι. θ., sed ut sententiam etiam graviorem redderet et Christum, de illo ne cogitasse quidem significaret, propterea scripsit οχ ρ. γ. (Thomasius, S. 152, Anm.). 48 Ср. р. пер. Лонд. изд. 1854·: Он, будучи образом Божиим, не превозносился тем, что Он равен Богу. 49 Interpr. ер. ad Phil. Migne, col. 569, – p. п. стр. 465. Ближе всего из предшествующих экзегетов и богословов Феодорит стоит к Оригену in Ioh. t. 1, с. XXXVII: Migne, s. gr. t. XIV, 85; in Rom. V, 2: 1022. 50 Впрочем, Иоанн Злат. принимает слово ρπαγμς то в значении ρπαγμα, добыча, за которую жадно держатся («если кто-либо восхитит что, περ ν ρπση τις, то не осмеливается оставить это и удерживает его постоянно»: ρπαγμς= ρπαγμα), то в активном значении («так и Сын Божий отложил естество или достоинство [здесь все ещё ρπαγμς= ρπαγμα]... потому что οχ ρ. γ., т. e. имел власть непохищенную»: здесь ρπαγμς имеет активное значение. Hom. VII, 1: col. 228 sequ. passim). В каком значении слово употреблено им в том или другом случае, определяется каждый раз контекстуальною связью. 52 I. – Chr... n’a point regardé comme une proie à ravir l’égalité’ avec Dieu. Cfr. Recolin, La personne de I. – C. et la théorie de la kenosis, Paris 1890, p. 32 sequ. 53 The humiliation of Christ, p. 363–364; также Gore, The incarnation of the Son of God, Lond. 1893, p. 157; Ebrard, Christl. Dogm. 2, S. 34. 56 См. 3 изд. Богослужебных канонов, Спб. 1875, стр. 215. Такое понимание апостольских слов особенно развито у Weiffenbach’a, Zur Ausleq. S. 26, который мысль апостола приблизительно перефразирует так: «Христос Иисус не замыслил злоупотребить Своею небесною славою так, чтобы сделать хищение». У Назарьевского Послание св. an. Павла к Филиппийцам – толкование стр. 71 (Серг. Пос. 1893) γσατο=non arbitratus est, не смотрел как на похищенное, без дальнейшего раскрытия понятия. 58 Кирилл Алексан. Glaph. in Exod. lib. 1, с. 8 de visione Moysis in rubo: Migne, s. gr. t. LXIX, 413; cfr. Феодорита repreh. III anath. Migne, s. gr. t. LXXVI, 401–404 и возражение восточных на это же анаф. ibid. 325.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Оглашаемые, прежде крещения их, должны быть испытаны от епископа, или кому он поручит, насколько они успели, в период оглашения, в познании веры, в чувствах благочестия, в заучении молитв и в знании ответов, которые должны быть даны ими при самом совершении крещения (Лаодик. соб. пр. 46. VI всел. пр. 78). Со дня оглашения – первого дня, в который дается имя христианское иноверцу (иудей, магометанин или язычник), ищущий крещения, обыкновенно в продолжении 40 дней, под руководством священника должен изучать христианскую веру и по 40 днях креститься. Впрочем, это время может быть сокращено или увеличено, смотря по успехам и поведению оглашенного (Чин прин. иноверц.). Если оглашенный, во время приготовления к крещению, впадет в тяжкий грех , то крещение его должно быть отложено до раскаяния его и исправления. Но если и затем снова впадет в тяжкий же грех, то должен быть удален от Церкви (Неокес. соб. пр. 5). Удаление таковых от Церкви в этом последнем случае должно продолжаться три года, а по истечении трех лет, они могут быть крещены (I Всел. соб. пр. 14). Но если до истечения этого срока оглашенный будет находиться в смертной опасности, то должен быть крещен (Кирил. Алексан. 5). При этом наблюдается – во-первых, чтобы к крещению таких лиц приступать по надлежащем удостоверии в том, что они не находятся в состоянии беспамятства, лишающего их возможности с сознанием и разумением выразить свою волю, и во-вторых – чтобы о совершении крещения по нужде было безотлагательно доносимо епархиальному начальству (Уст. Д. Консист. ст. 31). Больные. Сокращается также и вообще не обязателен этот срок для больных, которые, «и мало что научившись о Святой Троице и о Христе Иисусе», могут быть крещены; но по выздоровлении они обязаны восполнить свои познания о православной вере (Кн. о долж. пресв. §51. Чин прин. инов. Лаодик. соб. пр. 47. Ук. Св. Син. 1849 г. 20 февр.). Больные, которые сами за себя не могут отвечать (по слабости, лишению языка и пр.), да будут крещены, если, по их желанию, будут отвечать при крещении другие под собственной ответственностью в том, что крещающийся искренне обращается к христианской вере (Карфаг. соб. пр. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010