А. Конев Глава 2. Фома Аквинский об обожении 2.1 Терминология обожения в схоластике (до Фомы Аквинского) Нет сведений о том, что различение благодати на сотворённую (gratia creata) и несотворённую (gratia increata) возникло в западном богословии ранее первой половины XIII века. Вероятно, впервые оно появилось у Александра Гэльского (1186–1245) 63 , и затем закрепилось в латинском богословии. В общем смысле благодатью называется любой дар Бога. Когда Бог дарует Святого Духа, который обитает некоторым образом в сердце человека, то, согласно Александру Гэльскому, можно говорить о Святом Духе как несотворённой благодати, gratia increata. 64 В этом смысле Третье Лицо и является даром благодати, преображающим того, кому он послан (будучи преображающей формой, forma transformans). Душа же человека, получившего такую благодать Бога, является преображаемой формой (forma transformata); но она не может быть идентична Богу, будучи сотворённой реальностью, а потому уподобление души человека Богу может быть названо сотворённой благодатью, gratia creata. Александр Гэльский говорит о ней как необходимом приготовлении души к тому, чтобы она могла принять несотворённую благодать. 65 Другой термин, gratia unionis, обозначает благодать соединения с Богом. Он был введён Петром Ломбардским в XII веке. Изначально термин относился к действию Бога, причиняющего соединение человеческой и божественной природ Сына Божия, но впоследствии стал преимущественно обозначать создаваемую Богом предрасположенность души человека к познанию Бога и любви к Нему, став по сути синонимом для gratia creata. 66 В трудах Фомы Аквинского дискурс обожения, выражающий обретение человеком причастности к Богу, выражается терминами deifico, deiformis, deiformitas. Но чаще Фома, говоря об обожении, не задействует эксплицитной терминологии. Так, он не использует существительного deificatio, которое соответствует греческому слову ϑωσις, за исключением тех случаев, когда комментирует византийских авторов. Чаще он в контексте обожения говорит об unio (союзе с Богом), beatitudo, VIsio beatifica или любви и познании. 67 2.2 Учение Аквината о причастности к Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций) Источник Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др., чтобы с их помощью описать догмат о Божественной Троичности. Так, Марий Викторин проводил различие между Отцом как чистым Бытием (esse), тождественным с Божественной сущностью, и Сыном как его определяющей формой (ens, esse formatum). Он рассматривает Отца в качестве потенции, Сына – в качестве акта, а Св. Духа как Их внутреннюю связь (connexio). Августин также относит к Богу категорию сущности и отношения и рассматривает Лица Троицы в качестве трех отношений внутри одной сущности. Боэций придал этому учению совершенную логическую форму, где отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом интерпретируются в соответствии с законом тождества (А=А), как отношения Бога к Самому Себе. Этот вариант тринитарной доктрины, основанный на аристотелевских Категориях, был унаследован западной средневековой схоластикой, где он трансформировался в учение о «субсистентных отношениях» в Боге. Как известно, логико-философское наследие Аристотеля, начиная с XIII в., оказало определяющее влияние на развитие западной средневековой философии и теологии, что хорошо видно на примере таких выдающихся христианских теологов, как Александр Гэльский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Боэций Дакийский и др. Однако о влиянии мысли Стагирита на латинскую патристику (II–VIII вв.) известно гораздо меньше. Исключение, пожалуй, составляет Северин Боэций, знаменитый своими переводами аристотелевского «Органона» и комментариями к «Isagoge» Порфирия. Но и до Боэция можно найти примеры обращения латинских христианских мыслителей к логико-философскому наследию Аристотеля. Особенно это касается такой специфической сферы теологического дискурса, как тринитарная теология 1 . Данная статья призвана заполнить имеющуюся в отечественной историко-философской науке лакуну и систематизировать наши знания о влиянии Аристотеля на формирование тринитарной доктрины в латинской патристике 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Б. получил образование в Оксфорде, где изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales ), а также физику и метафизику Аристотеля . В кон. 30-х - нач. 40-х гг. стал преподавателем: читал лекции по Аристотелю на фак-те искусств Парижского ун-та. В Париже Б., возможно, изучал богословие. Его пребывание во Франции было недолгим: многочисленные конфликты с начальством и коллегами, вызванные непростым характером Б., а также его бескомпромиссностью в отдельных вопросах философии, вынудили его ок. 1250 г. вернуться в Оксфорд. Вероятно, после этого он еще посещал Париж. Ок. 1257 г. вступил во францисканский орден. К этому времени Б. пришел к выводу о необходимости коренной реформы всей системы науки и образования. Стремясь претворить свои идеи в жизнь, он обратился за поддержкой к кард. Фульку (буд. папа Римский Климент IV ), и тот, заинтересовавшись взглядами Б., предложил изложить их в специальном сочинении. Этим сочинением стала самая известная работа Б.- «Opus Majus» (Большое сочинение), копию к-рого Фульк и получил ок. 1265-1266 гг., уже во время своего понтификата. В 1266-1267 гг. Б. написал для папы еще 2 трактата, «Opus Minus» (Меньшее сочинение) и «Opus Tertium» (Третье сочинение), в к-рых разъяснялись и углублялись идеи «Opus Majus». Кончина Климента IV в 1268 г. перечеркнула надежды Б. на исполнение его реформаторских планов. В 1277 или 1278 г. генерал ордена францисканцев Иероним из Асколи (буд. папа Николай IV ) осудил учение Б. за некие «подозрительные новшества» и приговорил философа к тюремному заключению. Неизвестно, в чем собственно состояли обвинения, предъявленные Б., во всяком случае благодаря страсти к опровержению тех, кого он называл «ложными авторитетами» (практически всех известных парижских профессоров, в т. ч. Александра Гэльского , Альберта Великого ), Б. нажил недоброжелателей среди людей, обладавших большим влиянием. К тому же, ведя переписку с папой в обход орденского руководства, Б. нарушал обет монашеского послушания. После освобождения из тюрьмы (между 1280 и 1290 или в 1292) Б. прожил недолго. Похоронен во францисканской церкви в Оксфорде. В зап. традиции Б. имеет почетное именование «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Сочинения

http://pravenc.ru/text/153757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОНАВЕНТУРА [лат. Bonaventura; наст. имя - Иоанн Фиданца] (1217 (или 1221), Баньорея (совр. Баньореджо), Тоскана -15.07.1274, Лион), еп. Альбанский, св. католич. Церкви (пам. 15 июля), средневек. зап. богослов, кардинал. Жизнь Б. был сыном Иоанна Фиданца и Марии Рителли. Его отец был врачом и имел значительное состояние. В крещении Б. получил имя Иоанн. Позже его называли различными именами - Bonaventura, Bona Ventura, Bona Adventura, Bonafortuna,- 1-е из к-рых впосл. стало общеупотребительным. В юности Б. тяжело заболел, но получил чудесное исцеление благодаря заступничеству св. Франциска Ассизского . По-видимому, именно этот случай побудил его в дальнейшем принять монашество и вступить в орден францисканцев . В 1225-1234 гг. Б. обучался в одном из францисканских мон-рей в Баньорее. Ок. 1234 г. уехал в Париж, где поступил на фак-т искусств Парижского ун-та, вскоре стал магистром. В 1243 г. вступил в парижский францисканский мон-рь, где изучал богословие у Александра Гэльского . После его смерти Б. продолжал обучение у Одо Ригальда и Вильгельма Мелитонского. В 1248 г. стал библейским бакалавром и мог читать курс по Свящ. Писанию под руководством профессора. После того как Б. составил Комментарий к Сентенциям Петра Ломбардского , он в 1253 г. получил от канцлера Парижского ун-та право преподавания (licentia docendi) и титул доктора богословия, однако из-за оппозиции преподавателей ун-та из белого духовенства к монашеским орденам он смог преподавать только во францисканской школе в Париже. В 1257 г. Б. тем не менее предоставили кафедру на богословском фак-те ун-та, но в том же году он был избран генералом францисканского ордена, после чего навсегда оставил преподавательскую деятельность; встретился с папой Александром IV . В первые годы нового служения Б. посетил большую часть ордена, чтобы узнать его проблемы и нужды. В 1259 г. он побывал в Ла-Верне, где написал соч.

http://pravenc.ru/text/Бонавентуры.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Бонавентура известен как средневековый западный богослов-схоластик и генерал францисканского ордена. Однако в отечественной патрологической науке его богословские взгляды до сих пор остаются практически не изученными. В данной статье мы попытаемся частично восполнить этот пробел. Бонавентура Ф. Сурбаран, Св. Бонавентура. 1640-1650 I. Жизнь Бонавентура родился около 1217 года в Баньорее в Тоскане. Он был сыном Иоанна Фиданцы (Фиданца — имя деда Бонавентуры) и Марии Рителли. Его отец был врачом и имел значительное состояние. В крещении Бонавентура получил имя Иоанн (Джованни). Позже его называли различными именами — Bonaventura, Bona Ventura (лат. ‘счастливое будущее’ или ‘счаст­ливое потомство’), Bona Adventura, Bonafortuna (‘счастли­вое событие’); первое из этих имен впоследствии стало общеупотребительным. В юности Бонавентура тяжело заболел, но получил чудесное исцеление благодаря заступничеству святого Франциска Ассизского. По-видимому, именно этот случай побудил его впоследствии принять монашество и вступить во францисканский орден. С 1225 по 1234 Бонавентура обучался в одном из францисканских монастырей в Баньорее. Около 1234 года он уехал в Париж, где поступил на факультет искусств и вскоре стал магистром. В 1243 году Бонавентура вступил в парижский францисканский монастырь меньших братьев, или миноритов, где изучал богословие у Александра Гэльского и Иоанна Рошельского. После их смерти в 1245 году Бонавентура продолжал обучение у Одона Риго и Уильяма Мелитонского, а в 1248 году стал библейским бакалавром и читал лекции по Священному Писанию. После составления Комментария к Сентенциям Петра Ломбардского он в 1253 году получил от канцлера Парижского университета право преподавания и титул доктора богословия, однако из-за оппозиции преподавателей Парижского университета из белого духовенства к монашеским орденам смог преподавать только в парижской францисканской школе. В 1257 году Бонавентуре все-таки предоставили кафедру на богословском факультете университета, но в том же году он был избран генералом францисканского ордена, после чего навсегда оставил преподавательскую деятельность. Тог­да же он встретился с папой Александром IV.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Надежда шотландцев. Святые Андрей и Коламба. (к 18 сентября 2014 г.) 15.09.2014 08:48:03 Протоиерей Александр Шабанов Шотландия! Смелых людей колыбель, Стремлений моих неизменная цель, С тобой я расстался, но в каждом краю Люблю я и помню Отчизну мою! Роберт Бёрнс «На чужбине» (Перевод О. Чумина) Из всех наследников древнего прошлого кельтских стран, их истории, культуры и церковности, шотландцы – самая труднопрочитываемая народность. Ирландской поэтичности, валлийской мистичности, корнуольской пасторальности, бретонской изысканности – у скоттов предостаточно. Но особая героика Высокогорья, аскеза Гебридских и Оркнейских островов все эти общекельтские черты густо, как ингредиенты хаггиса, перемешивает. На нашем пороге появляется рыжеволосый горец в килте, гетрах и с Андреевским флагом, в том его изначальном варианте – белый косой крест на синем фоне, – что ещё не был вывернут наизнанку Петром I в  1720 году.     Правильнее шотландцев было бы называть иро-скоттами, хотя британская история последних семисот лет эту возможность свела к минимуму. Гэльский (ирландский) компонент шотландского наследия не исчез, но войны с датчанами, норманнами, карательные рейды Нокса и Кромвеля превратили его в отзвук звонкой и далёкой мелодии, слышимой в горах «Рождённой в битвах страны». «Голые разрушенные хоры, где недавно сладко пели птицы», – сказал об этом Шекспир в 73-м сонете. Легенда о баснословной шотландской древности, происхождении страны и её народа, трогательнее всего запечатлена в поговорке: «A muliera Scota/Vocitatur Scotia tota», то есть: «От женщины Скоты зовётся вся Шотландия». В кратком изложении история такова: у одного из египетских фараонов была дочь по имени Скота, и её близкие родичи через Испанию в древние времена добрались до Ирландии, откуда, уже во главе с мужем Скоты Эрком и её сыном Гэлом, переселились на земли соседнего острова, в Британию и основали королевство Аргайл (Argyll=Erc + Cael). Ими же был доставлен священный символ власти – Камень Судьбы. Письменная фиксация этой истории в шотландсих анналах относится к раннему Средневековью (Chronicles of the Picts, Chronicles of the Scots and Other Early Memorials of Scottich History.

http://radonezh.ru/analytics/nadezhda-sh...

Роджер Бэкон (1214–1294) [лат] – философ, естествоиспытатель и астроном. Францисканец. Представитель оксфордской школы, ученик Роберта Гроссетеста. Отличался энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Как и его учитель, призывал в изучении природы использовать математику, но не менее необходимым считал обращение к опытному изучению природы. В самом опыте Р.Б. различал три его формы: опыт, приобретаемый с помощью человеческих чувств; опыт внутренней жизни, с помощью которого познаются духовные сущности и который сопровождается мистическими озарениями; праопыт, которым Господь по благодати наделил Святых Отцов. В целом познание не может осуществиться  без благодати веры, тем более познание той совершенной мудрости, что заключена в Священном Писании. К этой Истине человек будет стремиться всегда, но находить ее в той мере, в какой Бог Сам сообщит ее. Оставаясь прежде всего схоластом, Р.Б. понимал схоластику совсем иначе, чем многие его современники. Полная мудрость, утверждал он, дана одним Богом одному миру и с одной целью. Как и Бонавентура, Р.Б. сводил все науки к теологии, – есть одна совершенная мудрость и одна наука, превосходящая все остальные. Вместе с тем Р.Б. полагал, что современная ему теология не отвечает своему высокому назначению; его  поражало неумение и нежелание теологов постигать подлинный глубочайший смысл Божественного откровения, содержащегося в Священном Писании и поражало невежество схоластических теологов, не умеющих и не желающих использовать знания, накопленные язычниками. Р.Б. не отвергал авторитеты, но причину невежества видел в преклонении перед неосновательными авторитетами. Поскольку философия – есть лишь толкование божественной премудрости, опирающееся на нравственное учение и поведение, то Р.Б. неизбежно ощущал в себе пророческую миссию. Его негативное отношение к современной теологии в целом, его жесткие порицания Александра Гэльского, Альберта Великого и Фомы Аквинского определяются не только и не столько интеллектуальными оценками, сколько оценкой их как ложного пророчества. Это позволяет яснее понять причину преследований, которым подвергался Р.Б.  Осознание доставшейся ему высокой миссии объясняет его самоуверенность, которое он демонстрировал в отношении других людей, даже в отношении к папе. Ему не прощали его презрительной надменности и агрессивности. Несмотря на то, что ему оказывал покровительство папа Климент IV (свое основное произведение " Большой труд " Р.Б. написал по поручению папы) идеи Р.Б. (прежде всего в области астрологии) были осуждены главой ордена францисканцев, и некоторое время Р.Б. пребывал в монастырской тюрьме.

http://bogoslov.ru/person/3087169

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ [Галенский, лат. Alexander Halesius] (ок. 1185, Гэльс, Шропшир, Англия - 21.08.1245, Париж), богослов-францисканец, схоласт. Учился в Парижском ун-те, в 1210 г. получил степень магистра свободных искусств, с 1212 г. учился на теологическом фак-те, в 1220 г. стал магистром богословия, а к 1236 г. А. Г. уже в течение 20 лет был деканом этого фак-та, в своих лекциях первым прибегнул к цитированию Свящ. Писания по Книге Сентенций Петра Ломбардского . Между 1226-1239 гг. А. Г. как представитель англ. короля Генриха III (1216-1272) вел переговоры с франц. королем Людовиком IX Святым о прекращении вражды между Англией и Францией. Вернувшись в Париж, он ок. 1236 г. вступил в орден францисканцев и стал его первым представителем в университетских научных кругах. А. Г. называли «неопровержимым доктором» (Doctor Irrefragabilis), на Лионском I Соборе (1245) его чествовали как «великого доктора богословия», «монарха теологов». Основные сочинения А. Г.: «Glossa in IV libros Sententiarum» (Глоссы на четыре книги Сентенций [Петра Ломбардского]), «Questiones» (Вопросы). Совместно с учениками он предпринял составление труда «Summa universae theologiae» (Сумма богословия, 1235-1245) в 4 книгах, последняя из к-рых, посвященная философии морали, не была закончена. После смерти А. Г. труд, получивший название «Summa Fratris Alexandri», был продолжен Вильгельмом Мелитонским, Жаном из Ла-Рошели и др. последователями А. Г. Но уже в кон. XIII в. Р. Бэкон сомневался в авторстве А. Г., отзываясь скептически об этой работе, стиль к-рой казался ему «тяжелее лошади». По ней действительно трудно судить о богословской мысли А. Г., скорее, можно говорить об умонастроении и способе философствования ранних францисканцев, в т. ч. св. Бонавентуры , учившегося у А. Г. и находившегося под его сильным влиянием. Это была первая из сумм, в выборе проблем и их решений опиравшаяся на сочинения Аристотеля .

http://pravenc.ru/text/64348.html

Карта Шотландии Замечательный фольклорист Александр Кармайкл родился в 1832 году на западе шотландской области Хайленд, на острове Лисмор, а отошел в вечность в 1912 году в Эдинбурге. Писатель и собиратель фольклора, он, прежде всего, известен тем, что составил шесть томов под общим названием «Carmina Gadelica», то есть «Песни народа гэлов». Это собрание древних, относящихся к тому времени, когда в Шотландии еще не была введена ересь filioque, христианских молитв в форме гимнов, а также благословений, стихотворений, прошений и языческих заклинаний, связанных с сельским хозяйством, представлявших особый интерес для фольклориста. Работая акцизным чиновником, Кармайкл во время своих многочисленных поездок по стране смог накопить огромный фольклорный материал, особенно с западных островов Шотландии – Внешних Гебридов. Этот материал он собрал не только на островах Льюис и Харрис, но, в первую очередь, на островах Уист (Северный Уист и Южный Уист), где до сих пор сильно католическое влияние. Гимны и песнопения «Carmina Gadelica» примечательны тем, что в них сохранилась древняя духовность гэлов – кельтского шотландского народа, говорившего на гэльском языке. Гэльская духовность родилась в мире, полном песен и музыки, которую исполняли все гэлы – в одиночку или вместе с другими. «Жизнь людей того времени была полна гимнов и молитв, музыки и песен, радости, изливаемой в мелодиях, и простодушного веселья», – рассказывал Кармайклу один певец с островов Уист. Музыка и песни исполнялись народом как во время работы, так и во время досуга. Люди вместе трудились в течение дня, а потом, по вечерам, вновь встречались, приходя друг к другу в гости, и «рассказывали друг другу сказки и истории, возносили молитвы и прошения, пели гимны и песни, руны и народные баллады – сладкие, красивые, нежные». Это были так называемые ceilidh (в переводе с гэльского – «посещения»), то есть неофициальные встречи с рассказыванием различных историй, героических баллад, довольно длинных, так что их хватало на несколько вечеров.

http://pravoslavie.ru/51598.html

Состоялась презентация нового издания книги Йозефа Ратцингера (Папы Бенедикта XVI) о Бонавентуре 29 февраля 2008 г. 16:57 26 февраля в Папском университете Антонианум состоялась презентация книги Йозефа Ратцингера «Св. Бонавентура. Богословие истории», сообщает ватиканская газета «Оссерваторе Романо». Речь идет о дополненном издании книги нынешнего Папы, впервые опубликованной в Мюнхене в 1959 году. Первое итальянское издание появилось в 1991 году. Председательствовал на презентации нового издания кардинал Клаудио Хуммес. Ватиканская газета публикует обширные фрагменты доклада архиепископа Анджело Амато, секретаря Конгрегации вероучения и выступления директора Отдела рукописей Ватиканской Апостольской библиотеки Паоло Виана, озаглавленного «Без традиции богословие — дерево, лишенное корней». Справка Бонавентура (ок. 1217-1274 гг.) — монах-францисканец, впоследствии кардинал и епископ, крупный католический богослов и философ, именуемый doctor devotus (Благочестивый учитель) и doctor seraphicus (Серафический учитель). Его называют вторым основателем Ордена францисканцев. Начальное образование Бонавентура получил в школе при францисканском монастыре. Обучался в Парижском университете у знаменитого схоласта-францисканца Александра Гэльского. В 1245 Бонавентура получил степень лиценциата, а в 1248 стал бакалавром. Его преподавательская деятельность в стенах Парижского университета продолжалась с 1248 по 1257. В Париже он познакомился, а затем и подружился с Фомой Аквинским. Известность Бонавентуры-проповедника не уступала его славе как богослова. В Париже и во всей Франции, в Германии, Испании и Италии красноречие, простота и глубина его проповедей одинаково увлекали и высших церковных сановников, и мирян. Доминиканец Фома Аквинский и францисканец Бонавентура, одновременно преподававшие в Парижском университете, сыграли одинаково важную роль в поддержке и реабилитации новых нищенствующих орденов: доминиканского ордена братьев-проповедников и францисканского ордена братьев-миноритов.

http://patriarchia.ru/db/text/372026.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010