Григорий Бар-Эбрей Абу-ль-Хасан бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Ава 10 , ученик Ефрема Сирина (IV в.) Ава (Map Ава) I Старший (Рабба), католикос Востока (540−552) Ава II бар Брих-Севьянех 11 из Кашкара, католикос Востока (741−751) Авгарь (Авгар) I, царь Эдессы, см. также Письма Авгаря и Спасителя Авгарь IX, царь Эдессы Авдишо 12 бар Бриха 13 , митр. Нисибинский и Армянский Авдишо бар Шаххаре (бар Шаарах) (Х в.) Авдишо Хаззайа – см. Иосиф Хаззайа Авдишо, друг Фомы Маргского (IX в.) Авдишо (Map Авдишо) Авель Аверкий Авзуд, учитель в Багдаде (IX в.) Авив, мученик – см. Хаббив Авида Авимелех, монах Авиценна (Ибн Сина) Авлавий Авраам бар Дашандад 14 (VIII в.) Авраам бар Лифе (VIII в.) Авраам из Бет-Раббана, глава Нисибинской школы (569) Авраам Картаминский, сир. антипатриарх (808−837) Авраам Кашкарский, основатель Великого монастыря на Изле (588) Авраам Кидунский (Кидунайа), затворник (IV в.) Авраам Мидинин (из Бат-Мадайе), ученик Нарсая (V в.) Авраам, глава Нисибинской школы, племянник Нарсая (нач. VI в.) Авраам Нефтарский (Натпарский) – вв.) Авраам, автор Жития Баридты (VII в.) Авраам, диакон, друг Ишо бар Али в.) Авраам Затворник – см. Авраам Кидунский Авраам, священник в Эдессе (VI в.) Авраам, священник, корреспондент Иакова Эдесского (VII в.) Авраам, ученик Авдишо в.) Авраам, ученик Ефрема Сирина (IV в.) Авраамий из Лавры св. Саввы, переводчик Исаака Сирина Авсамья, священник в Эдессе (=Кириллона) (IV –Vbb.) (πα) Агапит I, папа Римский Адам – см. Завещание Адама, Книга Адама Аддай (Аддей, Фаддей), апостол; см. также Учение Аддая Аддай, священник, друг Иакова Эдесского (VII в.) Адельфий Адорпарва, мученик персидский (IV в.) Азазаил Айталаха (Италаха) 15 Мосульский (VII в.) Айталаха Ниневийский Айталаха Эдесский Акакий (Акак), католикос Селевкии (484/485−496) Акакий, еп. Верии (Алеппо) (Vb.) Акакий, патриарх Константинопольский Аксенайа – см. Филоксен Маббугский Александр Антиохийский Александр Великий – см. также Жизнь Александра Великого, История Александра Великого Алексий Человек Божий, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Священномученик Никита был родом из Албании; подвизался на Афонской Горе в посте и молитве. Однажды, почувствовав в сердце великую любовь ко Спасителю, пролившему Свою кровь на Кресте, пожелал сам пострадать за Него. Никита пришел к правителю города Серез и исповедал перед ним веру во Христа. Св. Никита мужественно переносил все муки и пострадал 4/17 апреля 1808 года, в вечер Великой Субботы. Его мощи прославились чудесами. Преподобномученик Евфимий Новый. В молодости произошло у него богоотступничество, а потом он стал горько плакать и бежал на Афон. Его помазали святым миром, и он вновь стал рабом Христовым и пребывал в подвиге поста, в безмолвии и слезной молитве. Он жаждал пострадать за Христа. После елеосвящения и причащения Евфимий, взяв крест и вайи в руки, явился к визирю и исповедал веру христианскую. Его отвели в темницу, где жестоко мучили. Однако Евфимий шел на смерть в веселии. Ему отсекли голову 22 марта/4 апреля 1814 года. Преподобномученик Прокопий сначала жил на Афоне, потом ушел в мир и совершил падение – перешел в магометанство. Но принес покаяние и просил благословения у духовника пострадать за Христа. Иноки пропели молебен Богородице, и Прокопий пошел к судье и исповедал себя христианином, за что его казнили 25 июня/8 июля 1810 года. Преподобномученик Игнатий, устрашенный турецкими солдатами, отрекся от Христа и бежал на Афон, где много трудился для добродетели и призывал Иисуса в сердце своем, просил в молитве своей мученической кончины. Приняв иночество, Игнатий пошел в Константинополь и объявил судье, что Иисус Христос есть Творец всего и истинный Бог. За это турки мучили его в темнице бесчеловечно и жестоко, а потом удавили 8/21 октября 1814 г. Глава мученика Игнатия находится в обители св. вмч. Пантелеимона. Преподобномученик Акакий. Мальчиком Акакий бежал от жестокого хозяина-башмачника, и его, плачущего, привели турчанки к богатому турку. Тот усыновил его и обратил в мусульманство. Жена хозяина соблазняла Акакия на грех и за отказ его изгнали из дома. Долго жил на Афоне Акакий в слезах и посте и наконец решился кровью искупить свое отречение. В судилище он исповедал Христа Истинным Богом, за что и пострадал 1/14 мая 1816 года. Мощи его находятся в обители св. вмч. Пантелеимона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

665 ...Пречистые обители Желтикова архимандритъ Саватей... – Тверской Желтиков Успенский монастырь был основан в 1394 г. при тверском вел. князе Михаиле Александровиче епископом тверским св. Арсением, скончавшимся здесь в 1409 г. В 1566 г. по случаю случившегося в монастырском храме Успения Богородицы чуда воскресения умершего епископ Акакий совершил крестный ход и испросил у Ивана Грозного учреждение архимандрии в Желтиковом монастыре. Получив позволение, Акакий поставил в архимандриты Савватия. Сам же епископ Акакий завещал, чтобы его похоронили в Желтиковом монастыре вне церкви против раки св. Арсения. 666 Отпуст – благословение, которое священник произносит по окончании службы, на отпуск из храма. В отпусте выражается желание, чтобы Господь спас и помиловал молящихся. 667 Трисвятое пение – название молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Молитва эта употребляется в богослужении с V в., с тех пор как во время сильного землетрясения в Константинополе в 440 г., когда весь народ молился на улице о спасении, один отрок был поднят на небо, где услышал ангельскую Трисвятую песнь. Будучи возвращен на землю, отрок научил этой песне народ, и землетрясение прекратилось. 668 .. Авраамово страннолюбив... – Авраам – ветхозаветный патриарх, праведник, родился почти за 2000 лет до Рождества Христова. Родоначальник еврейского народа. Удостоился нескольких явлений Бога. Однажды, когда Авраам во время дневного зноя сидел при входе в свой шатер, к нему приблизились три путника. Авраам принял их с радушием. Во время трапезы гости, оказавшиеся ангелами, предрекли Аврааму рождение сына Исаака ( Быт. 18, 1–14 ). 670 ...Иосифово цломудрие... – Иосиф – старший сын Иакова. Проданный братьями в рабство, Иосиф находился в услужении у Потифара, начальника телохранителей египетского фараона. Жена Потифара была прельщена молодостью и красотой Иосифа, но Иосиф не поддался соблазну ( Быт. 39, 1–20 ). 671 ...Иевлево терпние... – Иов – праведный и богобоязненный человек, живший в ветхозаветные времена, имевший большое богатство, семь сыновей и трех дочерей. Иов терпеливо переносил ниспосланные Богом испытания – лишение имущества, потерю всех детей, поражение проказой и другие беды ( Иов 1, 13–22; 2, 7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы испросить прощение у императора, антиохийцы согласились отказаться от своих прав избрания и просили Зенона избрать им епископа. Император избрал Стефана, который был посвящен в Константинополе Акакием. Это избрание не было согласно с канонами; в Константинополе это знали так же хорошо, как в Риме; но извиняли себя обстоятельствами и известили папу о совершившемся, дабы он не отказался войти в общение с новым епископом. Симплиций согласился с тем, что сделали император и Акакий, сильно однако же настаивая на том пункте, что подобное избрание, противоречащее Никейским канонам, не должно служить оправдывающим примером. В Константинополе согласились с этим; тем не менее достоверно, что смуты Антиохийской и Александрийской церквей способствовали распространению влияния константинопольского епископа на всю восточную церковь ; потому что император по необходимости вмешивался в эти смуты и в церковных делах пользовался епископом, находившийся при нем, советы которого он легко получал. Симплиций замечал этот успех соперничествующего престола; вот почему он так заботливо апеллировал к канонам, желая не допустить, чтобы вмешательство Акакия перешло в обычай. Между тем когда Стефан помер, император избрал преемником ему Календиона, и Акакий совершил над ним посвящение. Календион, по обычаю, обратился с общительною грамотою к римскому епископу, который и вошел в общение с ним. 193 Больше было затруднений относительно александрийского престола, после смерти Тимофея Солофакиола. Преемник его, Иоанн Талайа, был правильно избран и посвящен; но Акакий объявил себя против него, убедил императора в том, что Иоанн не достоин епископства, и склонил отдать престол Петру Моггосу, что в глазах его было средством к восстановлению мира; ибо Моггос, вместе со своими приверженцами, обещал отказаться от своего противления Халкидонскому собору и утверждал, что верные не будут отвергать его, когда он канонически будет восстановлен. Римский епископ не разделял мнений Акакия и объявил, что, не вступая в общение с Иоанном Талайей, он никогда не признает законным епископом Петра Моггоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Продолжая характеризовать эти школы, палестинскую и каппадокийскую, о. Иванцов пишет: «по своему богословствованию это направление» (одно! какое же? Непосредственно пред сим говорилось о двух направлениях, а теперь об одном – о каком? если не ошибаемся, речь идет опять об обеих школах) «ближе к новоалександрийцам (Афанасию), чем к староалександрийцам» (Оригену). Вот новость: неужели Евсевий Кесарийский ближе по своему направлению к Афанасию (едва ли они поблагодарили бы критика за его посредничество), чем к Оригену ? Такое замечание критика, поразительно, странно. Едва ли можно простить такой промах какому бы то ни было писателю, претендующему на ученость! Далее – ужели Кирилл Иерусалимский хоть в чем-нибудь, за исключением некоторой склонности к аллегории, может быть по направлению сближаем с Афанасием, Феофилом, Кириллом Александрийским ? Кирилл так же мало сближается с Афанасием, как и не стоит «под влиянием Оригена». Его имя совсем некстати введено здесь (о Кирилле будем говорить ниже). Конец характеристики указанных школ – палестинской и каппадокийской тоже, в своем роде, не дурен. О. Иванцов пишет: «в высоком уважении к Оригену и к греческой философии и литературе, оно более сходилось с последними (новоалександрийцами), чем с первыми (староалександрийцами)». И, так выходит по суждению о. Иванцова, что Кирилл и Акакий уважали Оригена. Уважал ли его Акакий, мы ничего не знаем, а уважал ли его Кирилл – об этом мы должны были бы знать, но, к сожалению, в сочинениях его ничего такого не оказывается. Откуда узнал об этом о. Иванцов? Уважал ли Кирилл философию (а также Иоанн Иерусалимский и Акакий), об этом нет никаких сведений, а, судя по тому, что Кирилл говорит в своих поучениях против Еллинов, можно заключать как раз обратное. Вообще, о. Иванцов довольно-таки перепутывает в голове читателя представления о богословских направлениях древней церкви. Подробности, какие даются критиком, касательно школы антиохийской, тоже не отличаются научной точностью. Он пишет: «первых ее представителей – Дорофея и Лукиана мы мало знаем».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Г. Левицкий (впосл. игумен Акакий) и С. де Вальмон, выпускница Смольного ин-та. 8 марта 1840 г. М. с новыми сотрудниками миссии покинул Москву. В миссию они прибыли лишь 20 июля, по пути заехав в Казань, где на базе Казанского ун-та алтайские миссионеры в течение 3 месяцев изучали татарский и монгольский языки, а также слушали лекции по анатомии, ботанике и даже астрономии. Здесь начальник АДМ познакомился с Н. И. Лобачевским и др. учеными Казанского ун-та. Одновременно он прошел курс лечения. В последние годы служения в АДМ преподобный значительно расширил деятельность миссии. Во многом благодаря привезенным московским пожертвованиям был обустроен Улалинский стан, миссионеры приступили к устройству 3-й походной церкви и открыли в Майме школу для девочек-алтаек. За 13 лет и 8 месяцев управления М. Алтайской миссией были крещены 675 взрослых инородцев и 1047 детей. М. взрастил целую плеяду миссионеров-просветителей, общее число сотрудников миссии составило 18 чел. Его сподвижниками были: семинаристы Попов и Волков; иеромонахи Анастасий и Парфений; священники Алексий Ионин, Алексий Глухарёв (брат Макария), Василий Весский, Михаил Чевалков, Стефан Ландышев; воспитанники духовных уч-щ Негрицкий и Т. Экзерцев; игум. Акакий (Левицкий), диакон Петр Тарбаев, ссыльный поселенец П. Лисицкий, отставной солдат А. Орлов (впосл. схииером. Макарий), крестьянин Ф. Гилев, П. Ландышева (мачеха свящ. С. Ландышева) и С. де Вальмон. Одни из них прослужили в АДМ недолго, другие - игум. Акакий (Левицкий; † 1874), протоиереи С. Ландышев († 1882) и М. Чевалков († 1901) - посвятили миссионерскому служению всю жизнь. М. не приписывал себе заслуг в обращении алтайцев. Узнав о готовившемся награждении орденом св. Анны 3-й степени, 12 февр. 1834 г. он подал рапорт архиеп. Тобольскому Афанасию с просьбой «не украшать его службы» никаким «отличием», а выделить средства для помощи нуждающимся новокрещеным. Эта просьба была удовлетворена, но вместо ордена в 1835 г. Высочайшим повелением М. был награжден наперсным золотым крестом, украшенным драгоценными камнями.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Так, митрополит Асторийский Пётр (Астифидис), Экзарх «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции в Америке, и митрополит Аттикийский Акакий (Паппас-младший) отказались поставить свою подпись под этим документом, за что были исключены из состава синода 388 . В 1975 году первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) заявил о разрыве церковного общения с «флоринитским» синодом церкви ИПХ Греции, за исключением митрополита Асторийского Петра, святогорских монахов и благочестивого народа 389 . Предприняв безрезультатную попытку войти в состав Архиерейского Синода РПЦЗ, митрополит Асторийский Пётр (Астифидис) в 1974–1985 годы автономно управлял своей малочисленной паствой, объединённой вокруг незначительного количества храмов, разбросанных по всему североамериканскому континенту. Кафедральный собор митрополит Петра, освящённый в честь святого Маркелла, находится в Нью-Йорке 390 . Вслед за митрополитом Петром в том же 1974 году из административного подчинения «флоринитскому» синоду церкви ИПХ Греции вышли следующие иерархи: 1 . Хризостом (Киюсис), митрополит Фессалоникийский; 2 . Акакий (Паппас-младший), митрополит Аттикийский и Диавлейский; 3 . Гавриил (Каламисакис), митрополит Кикладский; 4 . Акакий (Дускос), митрополит Канадский 391 . Отделение вышеперечисленных иерархов было обусловлено распоряжением архиепископа Афинского Авксентия (Пастраса) об их исключении из состава синодальной администрации. Отчасти такое решение было вызвано неодобрением вышеназванными иерархами Энциклики 1974 года. Основной же причиной раскола оказалось недовольство деятельностью архиепископа Авксентия, который без общего согласия архиереев часто совершал хиротонии лиц с сомнительной репутацией, иногда даже лишённых по нравственным причинам священного сана в новостильной Элладской Православной Церкви, Кроме того, причиной к недовольствам послужила лояльная позиция «флоринитского» архиепископа к некой скандальной публикации, обвинявшей святого Нектария Эгинского в ереси 392 . В результате раскола образовалось множество малых старостильнических групп, имеющих иерархическое возглавление и ведущих независимое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Здравствуйте, – обернулся Акакий Македонович, смотревший в другую сторону. Оглядев Чика и дядю, он подал дяде руку. Дядя пожал протянутую руку. Для начала было неплохо. – Это мой дядя, – сказал Чик и, как бы откровенно признаваясь, добавил: – Он плохо слышит. Акакий Македонович, взяв дядю под руку, стал прогуливаться с ним по веранде. Чик правильно сделал, что предупредил Акакия Македоновича о том, что дядя плохо слышит. Дядя и в самом деле плохо слышал. Но Чик заботился не о том, чтобы Акакий Македонович приспособился к его слуху. Нет, его хитрость состояла в том, что, предупредив, что дядя плохо слышит, он тем самым оправдывал некоторые странности, которые Акакий Македонович мог заметить за дядей. Чик точно не знал, о чем говорит Акакий Македонович с дядей. Он только услышал, когда они проходили мимо него, что Акакий Македонович читает ему свои последние грамматические стихи: …И теперь любому ясно, Как писать частицу «не» В нашей солнечной стране. – Спрашивается, что тут странного? – сказал Акакий Македонович, и они прошли мимо. Неизвестно, ждал ли Акакий Македонович на свой вопрос какого-то ответа. Чик ничего не слышал. Но он надеялся на характер Акакия Македоновича. Ему было важнее всего самому говорить, а не слушать, что ему говорят. По виду дяди было заметно, что он польщен разговором, который затеял с ним этот важный человек. А то, что человек этот важный, дядя мог понять потому, что тот был в галстуке и в шляпе. Акакий Македонович очень редко и неохотно расставался со своей зеленой велюровой шляпой. Вдруг в конце веранды появилась Сонька. Она никак не могла понять, почему Чик пришел в школу со своим сумасшедшим дядей. Чик сделал страшное лицо, давая ей понять, чтобы она ни за что на свете не приближалась к нему. Сонька в недоумении стояла в конце веранды, не понимая причины волнения Чика и еще больше не понимая, почему учитель прогуливается с сумасшедшим дядюшкой Чика. Снова прошли мимо него Акакий Македонович с дядей Колей. По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведет с ним серьезный взрослый человек.

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-chika-f...

Двадцать девятый день. Поучение 1-е. Препод. Акакий Синайский. (О добродетели послушания и в особенности о послушании духовным пастырям в деле спасения). I. Препод. ныне ублажаемый Акакий, живший в VI веке, был ученик одного старца – инока и представил в жизни своей образец дивного послушания. Несмотря на то, что старец каждый день укорял и бил его, препод. Акакий никогда не жаловался и в точности исполнял приказания старца. Когда его спрашивали, как он провел день, у него всегда был один ответ: «слава Богу, благополучно». Между тем, синие полосы под глазами, раны на голове и на шее ясно говорили о перенесенных им побоях. Девять лет служил преп. Акакий жестокому старцу и затем скончался... Преп. Акакий претерпел до конца и спасся. Чрез пять дней по смерти преп. Акакия, старец отправился к одному иноку и сказал: «отче, Акакий, ученик мой, умер». «Нет, не умер, спроси его и он сам тебе это скажет». Когда старец спросил, то преп. Акакий сказал: «разве может умереть делатель послушания? Готов, отче, еще служить тебе». Тогда старец раскаялся и поселился при гробе своего ученика. II. Препод. Акакий своим живым примером учит нас добродетели послушания. а) И во-первых, дети должны оказывать послушание родителям. Если это есть, семья счастлива; если же нет, тогда не только счастье погибло, сама семья погибла: ее члены не имеют тогда ничего такого, что связывало бы и скрепляло бы их в одно целое. И как стена, если между кирпичами выветрился цемент, должна развалиться, так и семья, если в ней не стало смирения и послушания, должна разложиться: ее члены по необходимости должны разойтись и жить в одиночку, каждый сам по себе; ко вреду для себя и для семьи. б) Во-вторых, жена должна оказывать повиновение своему мужу, как слово Божие заповедует: «жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава церкви» (Еффс. 5, 22. 23) Если это исполняется, то над семьею почивает благословение Божие, и такая семья даже в самом бедном состоянии наслаждается любовию, миром и благоденствием; а если жена смирение почитает для себя унижением и о повиновении не хочет слышать, тогда ни ей самой, ни мужу, ни детям не видать добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010