Что же касается заявления патриарха, что будто бы ранее он совсем не знал ничего об Арсении, то это опровергается показанием Арсения во время производства следствия над ним, что он обо всем рассказал ранее патриарху Паисию, который его простил, благословил и дал ему от себя разрешительную грамоту, которая теперь и находится у него, Арсения. Против этого показания Арсения ничего не возразили. Очевидно, что разрешительная грамота Паисия действительно была у Арсения. 511 Этот Акакий в письме к племяннику Досифея Хрисанфу называет себя его двоюродным братом, заклинает его именем Бога Вышнего и душою общего великого их дяди и госпожи тетки, чтобы не был против него в Москве, куда он едет, причем замечает: «От дяди же своего (Досифея) никакого добра не видали, как сам он (Хрисанф) знает». Со своей стороны, Хрисанф показывал в Посольском приказе, что Акакий, родом из Пелопоннеса, пришел в Иерусалим, где сделался диаконом и служил брату Досифея Каллисту, но потом обокрал его и бежал в Кипр, причем захватил у старца часть Животворящего Древа и другую святыню. Затем Акакий появляется в Морее, где обманом сделался епископом, а потом пробрался в Венецию, а теперь едет в Москву. Хрисанф просил арестовать Акакия и отобрать у него украденную им часть Животворящего Древа. Когда 18 марта 1693 года епископ Акакий приехал в Москву, то спрошенный о честном древе, показал, что при нем есть часть оного, ради святыни и исцеления болящих, что он приобрел эту часть древа в Иерусалиме, живши восемь лет у патриаршего брата, который был ему двоюродный дядя и любил его, как сына, и благословил его сам крестом, от которого многие получили исцеление. Бывши в венецианском лазарете и увидав здесь одного беснующегося солдата, осенил его трижды этим крестом, и тот исцелился. И у него самого дорогою опухло лицо, он попросил ехавшего с ним архимандрита осенить его честным древом, и болезнь миновалась. Попросили епископа дать список находящихся у него мощей, но он отказался исполнить эту просьбу, заявив, что держит мощи у себя как неоцененное сокровище, ставленную же свою грамоту объявил, которая, однако, по рассмотрении показалась очень сомнительною, почему Акакий и заключен был пока в Новоспасский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Однажды, стоя на молитве, он пришел в восторженное состояние и увидел стоящего возле него преподобномученика Романа в белой одежде, у которого лицо сияло, как солнце. Старец было обрадовался, что видит страдальца Христова в такой славе, но Роман стал отворачиваться от него и показывать вид неудовольствия. Старец понял, за что негодует на него святой мученик, т.е. за то, что он оставил прежнюю пещеру, в которой они долгое время провели вместе в постнических трудах и где он приготовлялся к мученическому подвигу. А потому преподобный Акакий, сознавая свою вину, пал к ногам св. преподобномученика Романа и стал просить у него прощения. Когда же старец встал на ноги, то преподобномученик стал невидим. Вследствие этого видения Акакий возвратился обратно в прежнюю свою пещеру, где удостаивался несколько раз видеть преподобномученика Романа, который, как видно и после страдальческой своей кончины, духом не разлучался от старца. Впоследствии преподобный Акакий возле этой пещеры устроил собственными трудами небольшую келью, в которой неисходно пребывал до самой своей кончины, а если когда и выходил, то ради таких посетителей, которые близки были к нему в отношении духовной жизни. Между тем, слава о его созерцательной жизни разнеслась на далекое пространство, и несмотря на его совершенное удаление, все-таки к нему приходили многие за советами, а другие, получив от него наставление, не желали возвращаться обратно, но строили при его пещере для себя кельи и оставались его учениками, предав себя его руководству. Преподобный Акакий имел благоговение ко всем святым, а наипаче к преподобному Максиму Кавсокаливиту, который, говорил он, многократно удостаивал его своего явления. А когда враг наводил на него уныние, он призывал сего святого в помощь и чувствовал благодатное его предстательство. Преподобный Максим являлся ему обыкновенно в священническом облачении, осияваемый небесной славой и сопутствуемый безмерным множеством монахов, озаренных райским светом. Кроме тех Божественных утешений, которые Господь посылал чрез откровения Своему угоднику, он удостоился получить от сладчайшего Иисуса Христа дар прозорливости: многим предсказывал то, что должно было с ними случиться, и открывал сердечные их тайны. Самый вид преподобного производил дивное действие на страдавших от помыслов. Стоило только посмотреть на его лицо, чтобы умиротворить сердце и чувства! Имя Иисусово он постоянно носил в своем сердце; когда же случалось ему произносить оное устами, то всегда из уст его исходил пламень, что неоднократно удостоился видеть один благочестивый духовник иеромонах Сильвестр.

http://isihazm.ru/?id=579

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Акакия Память 7 мая Святой Акакий пострадал за исповедание имени Христова в царствование Максимиана 3002 и именно в третье гонение на христиан, воздвигнутое этим императором по наущению диавола. Происходил святой Акакий из Каппадокии 3003 , был саном воин в звании сотника и служил в полке мартисийском 3004 под начальством полковника Фирма. В то время царем Максимианом было приказано отыскивать христиан не только в городах, но и в рядах воинов; и если находился в числе воинов кто-либо веровавший во Христа, такого повелено было предавать суду и мучениям; в том случае, если христианин не оказывал повиновения указу царскому, его должно было предавать смерти. Вследствие такого распоряжения, полковник Фирм призывал к себе каждого воина поодиночке и расспрашивал всякого, какова его вера: и если оказывалось, что кто-либо из его воинов веровал во Христа, то Фирм всячески, и ласками и угрозами, принуждал его к идолопоклонству. Действуя так, Фирм многих, нетвердых в вере и боязливых, христиан совратил в язычество. Когда Фирм призвал к себе сотника Акакия, то сей последний во всеуслышание сказал: – Среди христиан рожден я, христианином я и останусь; свидетелем в этом да будет мне Сам Господь Иисус Христос; не только отец и мать моя, но и мои деды и прадеды были христианами: потому христианином останусь и я. После этих слов святого, Фирм начал склонять его к идолопоклонству и ласками, и угрозами; он три раза призывал его к себе и увещевал его исполнить приказание царское. Однако видя, что Акакий остается непреклонным, Фирм приказал заключить его в оковы и отослать к военачальнику Вивиану. В то время, как военачальник Вивиан восседал на судилище и допрашивал других исповедников Христовых, к нему подошел комментарисий 3005 Антонин и сказал: – Вчера полковник мартисийского полка Фирм заключил в оковы своего сотника Акакия; ныне он присылает его к тебе, потому что Акакий не повинуется указу царскому и исповедует веру христианскую. Тотчас Акакий был представлен на допрос к военачальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сначала Акакий ревностно подвизался в постах, бдениях и молитвах, но потом поддался искушениям дьявольским и, никому не сказавшись, в глубокую и мрачную ночь вышел из скита Предтечи, сам не зная куда. После семичасового блуждания он пришел в обитель Котломушскую, а из нее в монастырь Симопетрский. Тут он стал просить у игумена позволения остаться в Симопетре. Позволение дано, но Акакий через несколько дней произвел соблазн в обители и за это его выслали оттуда. Господь вразумлял Акакия: ему явился однажды во сне некоторый из старцев Афонских, уже отошедший в мир горний, и повелевал возвратиться к духовнику Никифору, но Акакий оказался непослушным и при этом, и пошел в монастырь Хилендарский; но и тут опять не ужился. Что оставалось ему делать? В одном месте не уживается, из другого высылают. К счастью тут Акакий понял, что должно искать счастья не в селе, а в самом себе; возвратился к духовнику, стал беспрекословно принимать и исполнять все назначаемое ему, а чрез это и нашел мир своему сердцу и достиг такого нравственного совершенства, что от духовного умиления глаза его сделались приснотекущими источниками, изливающими обильные слезы (Аф. Пат. Ч. 2, стр. 265–267). Теперь смотрите: нашел ли себе счастье и покой Акакий, когда ушел из скита Предтечи, в котором указал ему жить Бог ? Увы, напротив видим, что переходя с места на место он пришел в нравственное расстройство и близок был к падению. И только тогда, когда возвратился в свой скит, опять стал на путь спасительный. Так бывает почти и со всяким из иноков, которые без нужды бегут из одного монастыря в другой. Частое перехождение указывает ясно, что в таких людях нет настоящего сознания того, в чем состоит истинное монашество, а есть только малодушие и нерассудительность. А при таком положении, понятно, человек нигде не найдет себе покоя и все далее и далее будет от собственного спасения. В виду же этого и живите, будущие иноки, если Господу угодно будет исполнить ваше желание быть таковыми, там, где Бог велел и будьте терпеливы и великодушны.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Поселившись на Малее, преподобный Фома подвизался в посте и молитве, ведя непрестанную брань со злыми духами. Там святой Фома удостоился Божественных видений и откровений и получил благодатные дары чудотворений и исцелений. О жизни подвижника стало известно людям, многие стали приходить к нему и получали исцеления от различных недугов. По молитве святого также изгонялись бесы из душевнобольных. После кончины преподобного Фомы его святые мощи прославились многочисленными чудесами. Литература: 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского , кн. 11. М., 1910, с. 138–140. 2 . Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. Под ред. Е. Поселянина. Июль. СПб., б/г, с. 70–71. Преподобный Акакий жил в VI веке и был послушником в одном из монастырей. Он получил благодать от Господа и наследовал вечное блаженство в обителях Отца Небесного за свое великое терпение и послушание. О жизни преподобного Акакия рассказывает преподобный Иоанн Лествичник (†649; память 30 марта) в своей «Лествице». Преподобный Акакий был послушником некоего старца, отличавшегося грубостью и жестокостью нрава. Старец изнурял святого Акакия непосильным трудом, жестоко его бил, морил голодом. Но преподобный Акакий со смирением и незлобием переносил такое обращение, за все благодарил Бога и всегда оставался послушным своему старцу. Однако тяжелый труд изнурил его тело, и преподобный Акакий через девять лет преставился к Богу, будучи еще молодым (†ок. 550). Когда старец поведал о его кончине одному великому подвижнику, тот не поверил и через пять дней после погребения пришел к могиле и спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?». Из могилы послышался ответ: «Нет, отче, не умер, послушливому невозможно умереть». Присутствовавший при этом старец святого Акакия раскаялся в своей жестокости и, поселившись близ могилы преподобного, в молитве и покаянии окончил свою жизнь. Литература: 1 . Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§ 126. Св. Кирилл Иерусалимский. Жизнь его. Кирилл Иерусалимский архиепископ четвертого века был великим светильником Иерусалимской Церкви. Из собственных поучений его видно, что он родился и получил воспитание в недрах Иерусалимской Церкви; здесь он проводил жизнь подвижническую; около 346 г. посвящен в пресвитера и в сем сане в 346 г.–349 г. говорил поучения готовящимся к Крещению и новокрещеным 299 . В 350 г, во смерти Максима, посвящен он в сан архипастыря Иерусалимской Церкви Акакием Кесарийским с теми же надеждами, как и св. Мелетий для Антиохийской Церкви 300 . Пастырская жизнь св. Кирилла тяжела была для него, но ознаменована необычайными знамениями Божьими. Церковь Иерусалимская и при Максиме, и при Кирилле страдала от ариан, иудеев и манихеев. В 351 г. 17 мая около 9 часа утра явилось на небе крестное знамение, простиравшееся от Голгофы до Елеона; сияние креста так было ярко, что сияние солнца не было сильнее его; явление продолжалось несколько часов сряду, в виду изумленных обывателей и посетителей Иерусалима. Множество иудеев и язычников обратилось ко Христу. «Все же видели, писал Кирилл к арианскому императору, что благочестивая вера христианская состоит не в презрительных человеческой премудрости словесах 301 . Недолго после сего, Акакий епископ Кесарийский поднял ссору с Кириллом. Иерусалимский епископ, как епископ кафедры апостольской, со времен апостольских, пользовался честью первенства между областными епископами и вследствие того независимостью в управлении 302 . Акакий требовал себе подчинения от Иерусалимского архиепископа. Но это более вид дела, чем самое дело: Акакий требовал от Кирилла согласия и на мнения ариан 303 . Акакий потребовал Кирилла на суд Собора. Блаженный Кирилл не обращая внимания на незаконное требование, отправился на Собор Мелитинский, где с твердостью противодействовал насилию ариан 304 , Акакий на Соборе 357 г. с немногими единомышленниками объявил Кирилла лишенным кафедры за то, что он во время голода продал в пользу бедных церковные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  IV.7.1. Восстановление «флоринитской» иерархии Русской Зарубежной Церковью Оставшаяся в без архиерейского возглавления «флоринитская» юрисдикция Церкви ИПХ Греции на своем Соборе Духовенства, проходившем 16/29 сентября 1955 г., препоручила административное управление группировкой Церковному Совету, состоящему из 12 архимандритов. Председателем Совета был избран архимандрит Акакий (Паппас-старший) 337 , а секретарем архимандрит Пантелеимон (Цалупис). В состав Совета вошли архимандриты Лонгин (Хатзистефану), Меркурий (Калоскамис), Хризостом (Киюсис), Герман (Афанасиос), Авксентий (Пастрас), Хризостом (Наслимис), Каллиопий (Яннакулопулос), Матфей (Лангис), Акакий (Паппас-младший) и иеромонах Григорий (Папавлаху) 338 . Первостепенной задачей Церковного Совета являлся поиск путей возрождения епископского преемства в «флоринитской» юрисдикции 339 . В 1956 г. генеральным секретарем Совета был избран архимандрит Хризостом (Киюсис). Собор Духовенства был созван 10/23 января 1957 г. и длился три дня при участии практически всего «флоринитского» духовенства. Собор выдвинул кандидатуры трех возможных претендентов на архиерейское звание. В их число вошли архимандриты Акакий (Паппас-старший), Хризостом (Киюсис) и Хризостом (Наслимис) 340 . Кроме того, было принято решение обратиться к представителям Поместных Православных Церквей с просьбой о каноническом возглавлении или рукоположении независимых «флоринитских» архиереев. Результатом этого обращения было безуспешное ходатайство патриарха Александрийского Христофора от 20 ноября 1958 г. за старостильников перед греческим правительством и священноначалием Элладской Православной Церкви 341 . В 1960 г. при посещении Святой Земли миряне «флоринитской» группировки были представлены начальнику Духовной Миссии Русской Православной Церкви Заграницей в Иерусалиме архимандриту Антонию (Граббе). Последний, после беседы с греческими старостильниками, обещал письменно сообщить об их проблемах Синоду Епископов РПЦЗ в Нью-Йорк 342 . Племянник архимандрита Акакия (Паппаса-старшего) архимандрит Акакий (Паппас-младший), совместно с архимандритом Хризостомом (Киюсисом), проводил переговоры с иерархом РПЦЗ архиепископом Брюссельским Иоанном (Максимовичем) , который позитивно отнесся к их устремлениям, но не согласился на несанкционированное проведение архиерейских хиротоний 343 . Вслед за этим, в декабре 1960 г., архимандриты Акакий (Паппас-старший) и Акакий (Паппас-младший) направились в Нью-Йорк для ходатайства перед Синодом РПЦЗ о возможности епископских поставлений для «флоринитского» направления греческого старостильничества. Однако на свою просьбу получили отказ от Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского) , который желал взвешенного подхода к решению сложившейся проблемы и не видел надобности в спешке 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

в) Когда на константинопольскую кафедру взошел Акакий, то невозможно было ожидать, чтобы он был приверженцем Халкидонского собора — чистой крови. Прошлое Акакия сомнительно. Он, еще будучи пресвитером, поддерживал сношения с монофиситами, и дело доходило до того, что грозили даже сломать скамью, на которой он сидел при богослужении, если он не прекратить своих сношений с еретиками. Возведение его было благоприятно для врагов церкви, и они были правы. Акакий был не прочь пойти на мировую. Недаром монофиситы считали его своим. Однако, когда Василиск в 476 или 477 г. издал на имя Тимофея Элура свое γκκλιον: « " Οπσους μν υπρ ορθς», которым отменял «решительно все, сделанное в Халкидоне» (παν το γενμενον), предавал анафеме и под страшными угрозами запрещал учить согласно с томосом Льва и халкидонским вероопределением или даже только упоминать об этих двух памятниках, из-за которых произошла такая смута и нестроения во святых Божиих церквах, — то патриарх константинопольский Акакий не только не принял этого окружного предписания, но в союзе с Даниилом столпником и другим ревнителями стал на защиту Халкидонского собора, одел черными тканями престолы в церквах, и произвел такое впечатление на умы, что в Константинополе поднялось волнение, стоившее Василиску престола. Напрасно этот узурпатор думал поправить свой ложный шаг изданием ντεγκκλιον’а: «Τν νωθεν και ξ αρχς». Было уже поздно. Тем не менее содержание этого «противоокружного предписания» весьма характеристично: значение томоса Льва и халкидонского вероопределения восстановляется несколько глухо (император объявляет, что древняя апостольская православная вера имеет оставаться нерушимо и во всей силе, все распоряжения императора относительно веры в γκκλιον или других документах отменяются), авторитет Халкидонского собора — яснее (Несторию и Евтихию — анафема, и другому собору по вопросу об этих ересях не бывать), a значение 28 правила — уже совсем explicite («благоговейнейшему и святейшему патриарху и архиепископу Акакию возвращаются епархии, в которых престол царствующего града имеет право хиротонии»). Это показывает, какою стороною рассчитывал Василиск подействовать на Акакия. В свою очередь Акакий едва ли сам не был составителем «соединительного послания» (νωτικν) Зинона (482 г.) к епископам египетским: «Αρχν και σστασιν», которое о Халкидонском соборе только умалчивало, но отнюдь его не отменяло. И Акакий, поддерживая «энотикон», зорко следил, чтобы и Петр Монг александрийский ничего не затевал против Халкидонского собора. Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Житие во святых отца нашего Акакия, епископа Мелитинского Святой угодник Божий Акакий был уроженец армянского города Мелитины [ 1 ] и происходил от благочестивых и богобоязненных родителей, которые, не имея детей, молитвою и постом испросили себе у Бога сей благословенный плод. Воспитав сына в учении книжном, родители отвели его к епископу того города и отдали на служение Богу, ибо так обещали, когда просили у Бога себе дитя. Епископом города Мелитины тогда был блаженный Отрий. Это был тот самый Отрий, который на втором Вселенском Соборе святых отцов, собранном в царствование Феодосия Великого [ 2 ] против духоборца Македония [ 3 ], из числа ста пятидесяти отцов был особенно твердым поборником благочестия. Вместе со святым Григорием Богословом [ 4 ] и с другими ревнителями и защитниками православия, он крепко защищал его и ратовал против ереси. Такому-то благочестивому мужу, святому Отрию, и был поручен родителями блаженный отрок Акакий. Святой епископ Отрий, провидя в отроке божественную благодать, поставил его в церковные клирики. Акакий же возрастал от силы в силу, преуспевая в добродетелях, ревностно исполняя церковные труды, совершенствуясь в добродетели и святости, стараясь быть каждому полезным. У него учился наукам и преподобный Евфимий Великий [ 5 ], будучи отроком. Но святой Акакий был учителем не детей только, но и взрослых, назидая всех, и словом, и примером своей добродетельной жизни, особенно когда достиг священнического сана и обязан был заботиться о спасении порученных ему душ человеческих. Как избранный сосуд Святого Духа, он был в свое время возведен в архиерейский сан, как вполне этого достойный. Когда святой Отрий, епископ Мелитинский, перешел из сей жизни ко Господу, то вместо него всеми единогласно был избран блаженный Акакий и по чину возведен на святительский престол, как горящая свеча, поставленная в золотом подсвечнике для просвещения всей вселенной (Мф.5:15–16). Епископ сей так угодил Богу и был столь велик по своей святости, что сподобился дара чудотворения. Мы расскажем здесь в кратких словах некоторые из многих чудес его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010