последнего из напечатанных у Амелино памятников – именно, о переписке между Петром Монгом, патриархом Александрийским, монофизитом, и Акакием, патриархом Константинопольским, сохранившейся на коптском языке. (Переписка эта напечатана на стр. 196–228). Петр Монг и Акакий довольно значительные личности 5-го века. Поэтому всякое умножение достоверных сведений о них весьма желательно для церковного историка. К сожалению, напечатанная у Амелино переписка Петра и Акакия не отвечает даже самым скромным желаниям. Амелино очень подробно рассматривает вопрос о подлинности и исторической важности указанной переписки (introd. р. 31–66). Но в этом не настояло особенной надобности. Переписка, нет сомнения, – не подлинна; к этому же результату приходит и Амелино, в противоположность прежде упоминаемому нами Ревильу, который знал этот памятник и считал его, как ни странно это, совершенно подлинным. Чтобы наглядно убедиться в не подлинности рассматриваемой корреспонденции, достаточно познакомиться, хоть слегка, с содержанием первых писем Петра и Акакия. Как открывается из самого первого письма Петра к Акакию, патриарх Константинопольский будто бы пожелал отречься от учения собора Халкидонского в пользу монофизитства и пожелал об этом довести до сведения патриарха Александрийского, монофизита; посредником в этом случае он выбирает Монга, тогда еще простого архимандрита. Из этого же письма узнаем, что Акакий посылал от себя диакона Юлиана, который должен был объявить Монгу, что он, Акакий, готов отвергнуть указанный собор, и что таково его давнее желание. В ответ на это заявление, Монг пишет письмо к Акакию, желая удостовериться, верно ли все это. Вот первое письмо Монга, где рассказывается вышеизложенное. Акакий поспешил отвечать Монгу. Но последний не удостоил прочитать полученное письмо; он был недоволен как тем, что Акакий присваивает себе титул архиепископа, так и тем, что он прилагает тот же титул к Монгу, который еще был архимандритом. Мало того, что Монг не прочел письма Акакия; он, к тому же, возвратил письмо обратно, сопровождая эту отсылку своим пись-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Акакий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Акакий, муч. Милитский (в Карии) при Ликинии. 28 июля. Акакий, пресв. Прусский, муч от Иулия, правителя Вифинского, с Патрикием еп. 19 мая. Акакий преп., еп. Мелитинский, 5 века. 17 апр. и 15 сент. Акакий, преп. Синайский, иже в Лествице. 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., Иосиф пресв. и Аифал диакон, мучч. Персидские в 380 году. 3 ноября. Акепсим, преп. Сирийский. 3 ноября. Акепсий и Аифала, мучч. Аравильские. 11 дек. Акила, или Аквила, ап. из 70. 14 июля. Акила, муч. Трапезундский, с Валерианом и др. при Диоклетиане. 21 янв. Акилина, мученица Вивлийская (в Финикии) 290 года. 13 июня. Акилина, мученица Синопская ок. 310 г., с Руфином диаконом. 7 апр. Акиндин, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Виктором и друг. 18 апр. Акиндин муч. Фракийский при Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и друг., мучч. Персидские ок. 345 года. 2 ноября. Акутион, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и друг. 21 апр. Алвиан, еп. Апейский, и ученики его, мучч. при Максимиане. 4 мая. Алевтина Египтяныня. мученица Кесарийская (в Палест.) при Максимине, с Павлом, братом своим. 16 июля. Александра царица, супруга Диоклетиана, муч. ок. 303 года. 23 апр. Александра, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Александра, Клавдия, Евфрасия и др. мучч. Амисские при Максимиане. 20 марта. Александра, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Александр, муч. Римский, из 7 сынов св. Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Александр, муч. Африканский при Декии, с Терентием и друг. 10 апр. Александр, еп. Иерусалимский, муч. при Декии. 12 дек. Александр иерей, муч. Памфилийский при Аврелиане. 15 марта. Александр, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Александр муч. и с ним другой, того же имени, постр. ок. 305 г., с Агапием. 15 марта. Александр, Алфей, Зосима и др., мучч. Антиохийские в Писидии при Диоклетиане. 28 сент. Александр, из 10 мучч., постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В первую ночь после пострижения Акакий удостоился Божественного видения. Так, ему казалось, будто он держал горящий светильник, который разливал свет на далекое пространство; это видение означало его будущую добродетельную жизнь, которая будет светом и примером для ревнителей, ищущих спасительного пути. Прожив некоторое время в монастырских послушаниях и в покорении себя воле настоятеля и братии, он по стремлению своему к более уединенной жизни начал часто уединяться в пустынные леса и горы, где проводил время в посте и молитве, питаясь лишь одной только травой, чрез два, а иногда и через три дня. Подобный образ жизни смущал братию, а некоторые даже думали, что он находится в прелести, почему и посоветовали ему оставить свое удаление от братства, а идти наравне с братией, ибо Бог, по Своей великой милости, и малые подвиги примет за великие; между тем как - говорили они - безвременное уединение и отшельническая жизнь многим послужила глубоким падением и погубила их навсегда. Выслушав совет благоразумных мужей, Акакий хотя и соглашался с их мнением, но любовь к отшельнической жизни влекла его к безмолвию. А потому, не желая более смущать братию, он навсегда удалился из обители и прибыл на Святую Гору. Проведя несколько дней в малой пещере близ скита Св. Анны, он пожелал видеть другие скиты и старцев, проводящих высокую подвижническую жизнь, от которых желал почерпнуть образ духовного любомудрия. И таким образом проходя по всему Афону, посещая скиты и великих старцев, он, подобно пчеле, везде собирал сладкий мед от их медоточных назиданий и образа добродетельной жизни. Вблизи Григориатской обители он обрел в одной келье двух великих старцев, у которых пожелал остаться на время, чтобы научиться деланию ложек, более же, чтобы научиться от них духовному художеству. По истечении года оставив старцев, долго искал преподобный Акакий места по сердцу со всеми условиями безмолвия и пустынной тишины, но поиски эти были неудачны, и он начал уже падать духом и смущаться. Акакий пошел к духовнику Галактиону, жившему в уединении, на Катунаки, которому открыл смущавшие его помыслы и просил его совета, как ему поступить в отношении жизни. Духовник, выслушав Акакия, посоветовал ему поселиться в местности Кавсокалива, что и исполнил преподобный, поселившись там в келье с церковью в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа, где начал проводить жизнь в бдении и молитве, изнуряя плоть свою употреблением в пищу хлеба и воды, но и то через два, а иногда и три дня, большей же частью для порабощения плоти духу питался дикими травами и каштанами. И таким образом в постоянной борьбе со страстьми, диавольскими прилогами и мечтаниями он побыл в этой келье двадцать лет, занимаясь для пропитания своего деланием деревянных ложек.

http://isihazm.ru/?id=579

Труден и страстен подвиг мученичества, и сложно вести св. Григорию на этот подвиг св. Евфимия , они оба причащаются - силы и помощь Божья нужны и ведущему и ведомому... Василий 2017/02/20, 03:42:27 Между тем, не дремал и враг всякого добра – диавол: дабы отклонить Евфимия от мученичества, он старался всеять в его душу робость. Так, в одну ночь видит он во сне, будто собралось к нему множество безобразных эфиопов, которые сначала произвели страшный шум, потом развели большой огонь и, обратившись к Евфимию, сказали: «Вот, человек идет на мучения, а не рассуждает о том, что мы победим его. Бросим-ка его в этот огонь и посмотрим, сможет ли он перенести мученичество», – и тотчас как будто бы на самом деле схватили его и намеревались бросить в средину огня. Пробудившись, Евфимий призвал Божественную помощь и таким образом избавился от диавольского наваждения. Вот ещё один инструмент , чтобы ввести христианина в смятение - это лукавые сновидения, которые могут очень тонко искусить. Будем же возлагать надежды на промысел Божий и быть спокойным к сновидениям... Василий 2017/02/18, 05:10:58 Однажды Акакий в келье Евфимия нашел записку, в которой были написаны числа: пять тысяч, две тысячи, три тысячи и т.д. – Что это? – спросил старец. – Отче! Так как мы намереваемся отправиться в путь, а на море я не могу исполнить положенного мне правила, то удваиваю его теперь, да не осужден буду, как ленивый раб. Акакий одобрил такую его точность относительно монашеского правила, похвалил внимательность его к своей обязанности и такое приготовление к закланию за любовь Христову. Будущее людям не известно, и замысел Божий редко кому открывается, но, планируя свои поступки, надо иметь такую точность и внимательность к своим обязанностям , чтобы избежать повода полениться в служении Богу! Василий 2017/02/14, 03:31:29 В один день старец его Акакий, рассказывая ему (cbяmove новому преподобномученику Евфимию) о славе мучеников на небесах и об их дерзновении пред престолом Божиим в ходатайстве за всех просящих их помощи, просил его, чтобы он в час мученической своей кончины умолил Всевышнего о скорейшем его разрешении от тела и о сожительстве на небесах вместе с ним . Евфимий по своему смиренномудрию сначала отказывался, называя себя чуждым такого дерзновения, но когда Акакий еще настоятельнее стал убеждать его к тому, сказал: нет еще воли Божией, отче, отойти тебе из сей жизни : после меня придет к вам другой брат, которого прошу полюбить и позаботиться о нем, как обо мне, – ему суждено шествовать в горняя тоже путем мученичества. Предсказание блаженного вполне оправдалось, так как вскоре после святой его кончины на его место пришел св. Игнатий.

http://isihazm.ru/?id=1824

Но вот в притче, как в малой капле, отражено это безумие. Здесь не свою жизнь видит человек, а ему показуется жизнь людская, и он изумляется: где же его собственные глаза, какое страшное обольщение бесовское! Как же он, в самом деле, мог так жить, зная, что эта жизнь временная, а та жизнь – навсегда? Как он поддаётся этому обольщению бесовскому, и всё тащит этот хлам в свою житницу, и всё старается, все силы свои употребляет на то, чтобы тащить туда как можно больше, как можно больше. «Безумец!» – пусть каждый скажет это себе со всей твёрдостью, со всей скорбью, со всем покаянием душевным, пусть повторит эти слова Господа о безумии своем. Ведь в эту ночь душу твою возьмут от тебя, для чего же ты так живёшь? Какое всё время собираешь ненужное, временное, тленное. С чем ты пойдёшь к Господу? Что ты нажил? Какое богатство для Господа ты собрал в своей душе? Истинное безумие! Истинный ужас! Человек пойдёт в вечность с пустой душой, без всякого накопленного здесь богатства в сердце. Всё, что ему казалось таким нужным, из-за чего он так сердился, из-за чего он так хлопотал, из-за чего огорчался, за что боролся, за что так ненавидел людей, за что проливал слёзы, – всё это хлам, всё это останется здесь, на земле, ибо придёт для каждого та ночь, когда Господь возьмёт у человека душу. Аминь. 10 декабря 1927 г. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ныне я имею побуждение сказать похвальное слово достопочитаемому послушанию. Св. Иоанн Лествичник рассказывает об одном великом послушнике – преподобном Акакии, о том, как у этого послушника, по словам Великого Иоанна Савваита, был злой недобрый старец, который всячески притеснял, оскорблял и бил послушника Акакия, и когда знавшие это спрашивали Акакия, как он живёт, то удивлялись, слыша его ответ: «Как перед Богом – так хорошо». Девять лет был в послушании Акакий и девять лет переносил эти тяжкие испытания, которым подвергал его злой старец, и преставился ко Господу Акакий, и вот пришёл злой старец к некоему Великому Отцу и сказал ему: «Умер ученик мой Акакий». И ответил Великий Отец: «Не может быть». – «Пойди к его гробу и убедись». И пришёл Великий Отец ко гробу почившего послушника Акакия и вопросил его: «Умер ли ты?» И вдруг услышал ответ: «Нет, Отче, ибо тот, кто обязался послушанием, никогда не умирает». И так был потрясён этим старец, что просил игумена дать ему келию около того места, где погребён был Акакий, и сам стал подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Если же он и здесь будет все время охвачен тем же духом мирским, который он принес с собой, то и выйдя из храма, он не почувствует, что вынес ту твердость, которая нужна для сохранения духовной жизни, которую нужно вынести из храма, чтобы рано или поздно вовсе не отойти от Церкви. Чем ближе к антихристу, к последним временам, тем уже путь спасения – тем труднее будет идти по нему. Не увеличиваться будет благополучие церковное, а все более и более умаляться; об этом свидетельствует нам Слово Божие, Откровение Иоанна Богослова и горящие страницы пророческие в творениях святых отцов. Но они же утверждают нам и то, что до последних дней вселенной сохранится Бескровная Жертва. Вот наше утешение, вот наше утверждение, вот назидание сегодняшнего празднества. Аминь. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ныне я имею побуждение сказать похвальное слово достопочитаемому послушанию. Св. Иоанн Лествичник рассказывает об одном великом послушнике – преподобном Акакии, о том, как у этого послушника, по словам Великого Иоанна Савваита, был злой недобрый старец, который всячески притеснял, оскорблял и бил послушника Акакия, и когда знавшие это спрашивали Акакия, как он живет, то удивлялись, слыша его ответ: «Как перед Богом – так хорошо». Девять лет был в послушании Акакий и девять лет переносил эти тяжкие испытания, которым подвергал его злой старец, и преставился к Господу Акакий, и вот пришел злой старец к некоему Великому Отцу и сказал ему: «Умер ученик мой Акакий». И ответил Великий Отец: «Не может быть». «Пойди к его гробу и убедись». И пришел Великий Отец ко гробу почившего послушника Акакия и вопросил его: «Умер ли ты?» И вдруг услышал ответ: «Нет, Отче, ибо тот, кто обязался послушанием, никогда не умирает». И так был потрясен этим старец, что просил игумена дать ему келлию около того места, где погребен был Акакий, и сам стал подвижником. Славно и велико послушание! На послушничестве созидалась вся духовная жизнь. На послушничестве созидалась и великая православная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Но в эпоху Златоуста Церковь имела свои права. Нельзя было удалить епископа с кафедры административным порядком, без суда собора, хотя бы он и не пользовался расположением императора. Поэтому для низложения Златоуста императрице необходимы были орудия в лице епископов. Их не трудно было подобрать. Отсутствие строгих юридических норм касательно порядка созыва и состава собора, чем так восхищаются некоторые современные епископы, открывало для этого полную возможность. Собор при Дубе был составлен из врагов Златоуста, которые были его судьями, обвинителями и свидетелями. В одном из своих писем святитель сказал: " Никого я так не боюсь, как епископов, за исключением немногих " И действительно, самыми ожесточенными врагами его были именно епископы: Акакий Верийский, Антиох Птоле-маидский, Севериан Гавальский и Феофил Александрийский. Из них Акакий Верийский, за исключением участия в позорном деле низложения Златоуста, был самым почтенным! О нем рассказывают много хорошего. Воспитавшись в монастыре, он вел строгий образ жизни и на епископской кафедре. Между прочим, двери его жилища всегда были открыты. Всякий желающий мог войти в его дом и видеть его во время обеда и в часы сна. " Значит, - добавляет Созомен, - он или так жил, что всегда был уверен в самом себе, или придумал это с намерением противодействовать склонности нашей природы ко злу, ибо, ожидая, что приходящие всегда могут застать его врасплох, он был беспрестанно на страже и ни в чем не отступал от своего долга " Причина вражды этого человека к Златоусту не ясна. Палладий объясняет возникновение ее тем, что Акакий был оскорблен слишком простым обедом, предложенным ему святителем. Предметом для одного из обвинений против последнего на соборе при Дубе служило высокомерное обращение с Акакием. Если действительно Акакий не мог простить Златоусту простоту, с которой он им был принят, то это свидетельствует о низменности характера верийского аскета, которая легко может уживаться с внешней корректностью поведения. Антиох Птолемаидский (в Финикии) и Севериан Гавальский (в Сирии) воскрешали в своем лице тип языческих странствующих софистов, искавших славы и денег в больших культурных центрах Римской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/412/...

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведённого им огня. Он понял, что это - бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане. Подвигами и молитвами прп. Акакия в Кавсокаливиях была возобновлена монашеская жизнь. По его молитвам здесь также был изведен источник, существующий до сих пор. Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Многие из посетителей преподобного сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извёл из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: " Полчаса достаточно для истинного монаха " . Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром. Особую роль в духовной жизни преподобного Акакия играло молитвенное почитание преподобного Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на Акакия уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно преподобный Максим чудесно являлся ему, облачённый в священнические одежды, озарённый небесной славой и в сопровождении монахов, одетых в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

Отдельные голоса против VII вселенского собора в галльской церкви слышались до конца IX и даже до X в. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН   Курсивом обозначены страницы предыдущего III тома лекций, прямым шрифтом — страницы настоящего IV тома.   Абу Юсуф 191. Августин бл. 47. 81–3. 94. 95. 97. 102. 108. 130. 132. 141. 163. 174. 188. 203. 204. 269. 271. 272–3. 277-8. 199. 215. 269. 294. 393. 398. Август имп. 214. 256. Авдишо (Ebedjesu) 177. Авит имп. 185. Авксентий медиол. 74. 75. 76. 260. Авраамий диакон 165–6. Авраам католикос 446. Аврелиан арльский 425. Аврелиан имп. 46. Аврелий карфаг. 108. 270-1. Аврелит Симмах 53. 93. Агапит. I папа 140. 167. 309. 382. 383. Агапий еп. 226. Агафон папа 309. 291. 490. 493. 495. 199. Агафон чтец 159. Агобард 585. Адриан I папа 311. 518. 544–7. 530. 581. 582. 585. Адриан II папа 499–500. Азелл пресв. римск. 270. Аймерих антиох. 501. Акакий верийский 149. 169. 193. 194. 196. 199. 222. 223. 224. 225. Акакий кесар. 243. 64. 73. 74. 78. 80. 81. 85. 557. Акакий конст. 159. 184. 203. 300–2. 304. 311–2. 322 —331. 359. 363. 373. Акакий мелитинский 214. 227-8. 232. 322. Акепсим нодвижник 173. Акилан вивлский 237. Аларих 92. Александр авильский 427. Александр алекс. 22. 158. 188. 233. 2. 7. 8-10. 11. 13. 16–22. 25. 27. 29. 32. 45. 59. Александр антиох. 149. 212. 274. 280. 330. 119. 174. Александр архим. мон. Марона 503 Александр иерапольский 176. 225. 226. Александр иерус. 243. Александр команский 180. Александр конст. 19. 24. Александр Север 177. Александр фессал. 262. 20. 22. 47. Александр (имя русских импер.) 564. Алексий Мосиле 575–6. 579. Алкуин 313. Алипий тагастский 201. Али бну-Ахмад Муджибу-д-даулат 190. 192. Амантий 360. Амвросий медиол. 30. 73. 74-80. 91. 93. 97. 124. 125. 138. 141 148. 174. 187. 216. 225. 260. 276. 277. 110. 117. 224. 235. 269. Amélineau 281. Amelli 259. 264. Аммиан Маркеллин 109. 181. Аммоний 161–2. Аммон 239–240 . Амфилохий икон. 104. 526. Амфилохий сидский 238. 285. 299. 317. 327. Анастасий алекс. 449. Анастасий антиох. 310. 434. 551.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В это время прибыл в Рим Иоанн Талайя и подал папе формальную жалобу на Акакия. Новый папа Феликс III реагировал чисто в римском духе. Он послал в Константинополь двух епископов и одного юриста (дефенсора Тутуса) с письмом к императору и Акакию. Посольству даны были инструкции держать связь с акимитами, как твердыми защитниками Халкидона. Легатов сразу по прибытии в Константинополь взяли под почетный арест. Письма у них отобрали, убедив отдать их добровольно. Te сдались и согласились сослужить с Акакием. В их присутствии Акакий внес имя Петра Монга в диптихи. Это значило, что римская церковь публично признает положение, созданное Энотиконом. Но акимиты возмутились этой дипломатией и донесли в Рим. Возвратившиеся легаты нашли папу уже осведомленным и разгневанным. 28 июля 484 г. Римский собор из 77 епископов низложил легатов и отлучил их, а также низложил и дерзкого патриарха Акакия. В вину Акакию вменялось то, что он позволил императорской власти распоряжаться судьбой Халкидонского собора, не известив папу, который был одним из создателей этого собора. Сверх этого Акакий виноват в том, что не откликнулся на запрос папы и злоупотребил доверчивостью папских послов. «Multarum transgressionum reperivis obnoxius», — писал папа в отлучительном письме. «Ты лишен священства, отлучен от кафолического общения и от числа верных. Ты не имеешь больше права ни на имя иерарха, ни на священные действия. Таково осуждение, которое налагается на тебя судом Духа Святого и властию апостольскою, носителями каковой мы являемся». Но на Востоке трудно было провести в жизнь этот строгий приговор. Это был разрыв не с Акакием, а co всей Восточной церковью. Но, конечно, не папа Феликс его создал. Он его лишь выявил. Скрытно его создал Акакий. Он соединился с монофизитами, презрел Халкидонский собор и так же скрытно презрел Рим. Ничего не сообщил Риму и даже не ответил на прямой запрос его. а неприятности, вытекавшие из этого разрыва, переложил на папу. Акакий, конечно, мыслил себя главой всей имперской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010