Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался обосновался в местности великих подвижников, известной ныне под названием Кавсокалива. Поселившись в келье при Преображенском храме, он прожил здесь 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в своё время подвизался святой Максим Кавсокаливит. Преподобный Акакий вёл превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего. В награду за неустанное борение Господь сподобил святого дара чистой молитвы и доверил ему тайны, сокрытые даже от ангельского разумения, тайны, которые будут явлены избранным в будущем веке. Стоя на молитве, человек Божий оставался недвижим, как столп, а ум его возносился к небесам, отложив всякое попечение о мире, тело же излучало радость и приобретало невыразимо прекрасный вид. Некоторые из приходивших к нему, люди благочестивые и достойные доверия, рассказывали, что, когда святой произносил слова молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», языки пламени исходили из его уст. Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта), святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира. Преподобный уже несколько лет пребывал в пещере, когда к нему пришел святой Роман Карпенисийский. Он хотел пребывать вместе с ним, чтобы подготовиться к мученическому подвигу. Акакий, после бывшего ему видения, постриг Романа в великую схиму и позволил принять мученический венец. После его ухода Акакий некоторое время жил в пещере святого Афанасия Афонского. Там пред ним в видении предстал святой мученик Роман в неизреченной славе, с ликом, сияющим подобно солнцу.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

— Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе. В таком положении блаженный Акакий оставался у того строгого старца девять лет и, проболев немного пред кончиной, отошел ко Господу [ 3 ]. Когда он был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: — Отче, брат Акакий, ученик мой, умер. Отец, услыхав это, сказал: — Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер. Старец сказал: — Отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его. Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженного страдальца и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому: — Брат Акакий, умер ли ты? Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил: — Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть. Когда старец, у коего жил Акакий, услыхал это, то испугался и упал со слезами на землю; потом попросил у игумена келлию возле его гроба и, затворившись в ней, прожил еще благочестиво, заботясь о спасении души и, после многих подвигов, отошел ко Господу Богу, Которому слава во веки. Аминь. Память святого мученика Парамона В царствование нечестивого царя Декия [ 1 ] был на востоке князь Аквилин, сильно преследовавший христиан. Однажды собрал он в темницу христиан, числом триста семьдесят, и, отправляясь на Валсайтийские теплые воды [ 2 ], приказал вести с собою и мучеников; намереваясь проходить мимо идольского храма Посейдона [ 3 ], он хотел принудить их к принесению идольской жертвы. Достигнув капища, он долго принуждал святых принести жертву идолу лживого бога Посейдона, но не мог склонить их ни лаской, ни угрозами. В это время случилось приходить мимо одному благочестивому мужу, по имени Парамону, по вере христианину. Увидав такое множество святых мучеников, осужденных на смерть, он стал перед капищем идола и громким голосом воскликнул:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Арсению 2 марта установлено в 1542 г.; но в Твери праздновали ещё с 1483 г. по благословению Тверского епископа Вассиана. Служба св. Арсению печатается в служебной Минее под 2 марта. Есть сему святителю акафист. Празднование св. Арсению отправляется 2 марта и в первый воскресный день после 29 июня, когда бывает из Твери крестный ход в Желтиков монастырь. – Тропарь св. Арсению глас 8-й: «Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, охране Пречистыя вельми подвизався и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже, яко апостольского престола наместника и святителя великого чтуще тя, молим чада твоя, блаженно: от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов, Арсение, отче наш». 25. Святитель Акакий, Епископ Тверской Акакий был родной младший брат Иосифа Волоцкого и был постриженником Иосифова Волоколамского (Волоцкого) монастыря (Чтения Общества Истории и Древностей Российских, 1847 г., Опись Волоколамских книг, стр. 5). Хиротонисан в сан Тверского Епископа Митрополитом Даниилом 30 марта 1522 г. (Никоновская Летопись ч. VII, стр. 218). Святитель Акакий был пастырь добрый и благочестивый и имел дар прозорливости. Во время своих нередких путешествий в Москву по церковным делам он неоднократно предрекал св. Варсонофию, тогда бывшему ещё иеродиаконом, что он будет в Твери Епископом и после него будет управлять людьми Божиими (Житие св. Варсонофия, СПб. 1853), что впоследствии и сбылось. Святитель Акакий управлял Тверской епархией 45 лет и оставил по себе незабвенную память, как архипастырь святой жизни. По смерти его часто изображали на иконах вместе со святителем Арсением. Так он был изображён на воротах Успенского Отроча монастыря. Святитель Акакий в списках русских святых помещался как местно чтимый, хотя и не канонизованный. В «Книге о святых» сказано: «Святый Акакий, Епископ Тверской, преставился в лето 7075 (1567), генваря в 14 день». (Рукопись Савваитова, л. 17). В «Иконописном Подлиннике» св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Скачать epub pdf Житие во святых отца нашего Акакия, епископа Мелитинского Память 17 апреля Святой угодник Божий Акакий был уроженец армянского города Мелитины 2593 и происходил от благочестивых и богобоязненных родителей, которые, не имея детей, молитвою и постом испросили себе у Бога сей благословенный плод. Воспитав сына в учении книжном, родители отвели его к епископу того города и отдали на служение Богу, ибо так обещали, когда просили у Бога себе дитя. Епископом города Мелитины тогда был блаженный Отрий. Это был тот самый Отрий, который на втором Вселенском Соборе святых отцов, собранном в царствование Феодосия Великого 2594 против духоборца Македония 2595 , из числа ста пятидесяти отцов был особенно твердым поборником благочестия. Вместе со святым Григорием Богословом 2596 и с другими ревнителями и защитниками православия, он крепко защищал его и ратовал против ереси. Такому-то благочестивому мужу, святому Отрию, и был поручен родителями блаженный отрок Акакий. Святой епископ Отрий, провидя в отроке божественную благодать, поставил его в церковные клирики. Акакий же возрастал от силы в силу, преуспевая в добродетелях, ревностно исполняя церковные труды, совершенствуясь в добродетели и святости, стараясь быть каждому полезным. У него учился наукам и преподобный Евфимий Великий , будучи отроком. Но святой Акакий был учителем не детей только, но и взрослых, назидая всех, и словом, и примером своей добродетельной жизни, особенно когда достиг священнического сана и обязан был заботиться о спасении, порученных ему, душ человеческих. Как избранный сосуд Святого Духа, он был в свое время возведен в архиерейский сан, как вполне этого достойный. Когда святой Отрий, епископ Мелитинский, перешел из сей жизни ко Господу, то вместо него всеми единогласно был избран блаженный Акакий и по чину возведен на святительский престол, как горящая свеча, поставленная в золотом подсвечнике для просвещения всей вселенной ( Мф.5:15–16 ). Епископ сей так угодил Богу и был столь велик по своей святости, что сподобился дара чудотворения. Мы расскажем здесь в кратких словах некоторые из многих чудес его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

и Макария в 1542 г.; участвовал на Московских соборах 1542 и 1547 г., (когда были сделаны постановления о канонизации русских святых). В это время, по представлению епископа Акакия, были причислены к святым Арсений 1-й, Епископ Тверской, и Макарий Колязинский. Святитель Акакий присутствовал на Стоглавом соборе 1551 г., на Соборе 1553–1554 г., осудившем Матфея Бакшина и др., и на Соборе 1555 г., рассуждавшем о многоразличных церковных чинах. В 1564 г. престарелый Тверской святитель уже не мог принимать лично участия на Московских соборах и только присылал на оные свои повольные грамоты: так на избрание и поставление Митрополита Филиппа в 1564 г. и в 1566 г. он (Акакий) отправлял от себя в Москву грамоты (Карамзин, т. IX). – Святитель Акакий по своей душевной доброте и детской простоте нередко печаловался пред великими князьями за опальных: в 1525 г. он поручался в верности царю за князя Ивана Михайловича Воротынского и за Максима Грека , (как это видно из продолжения Несторовой летописи, стр. 381); в 1522 г. за князя Василия Васильевича Шуйского, в 1531 г. за князя Феодора Михайловича Воротынского, в 1547 г. за князя Ивана Пронского, в 1562 г. за князя Ивана Дм. Бельского и др. В 1564 г. в Твери епископ Акакий освящал церковь Пресвятой Троицы, что за р. Тьмакой (Белая Троица), а также церковь св. Николая Чудотворца, что в Капустниках. По его ходатайству царь Иоанн Грозный повелел быть Архимандрии в Отроче монастыре, а также и в Желтикове (вследствие чуда при мощах святителя Арсения – воскрешения утопшего рыбака Терентия). – Святитель Акакий скончался 14 января 1567 г. и, согласно завещанию, погребён в Успенском Желтикове монастыре, в самом соборе. По мнению Востокова, к епископу Акакию было написано пр. Максимом Греком «Описание устройства Римско-католических орденов – Доминикан и Францискан. (Описание Рукописей Румянцевского Музея, XIX. – Архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, январь, стр. 130–132). 26. Св. Варсонофий 2-й, епископ Тверской, Чудотворец Казанский

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. Первоначальным виновником бедствий св. Кирилла сделался Акакий, митрополит Кесарии Палестинской, рукополагавший его во епископа. Акакий начал враждебно относиться к архиепископу Иерусалимскому. В качестве митрополита Палестинской области, он стал унижать честь и достоинство кафедры Иерусалимской, не смотря на то, что первый вселенский собор своими определениями поставил ее выше кафедры Кесарийской. Св. Кирилл защищал права Иерусалимской кафедры против притязаний Акакия и тем возбуждал еще большую неприязнь со стороны последнего. К тому же Акакий был жаркий арианин и старался всячески вредить св. Кириллу, не разделявшему его догматических воззрений. Под влиянием своих разногласий с св. Кириллом, он искал предлога, чтобы подвергнуть церковному наказанию Иерусалимского святителя. Такой предлог и действительно скоро представился ему. В Иерусалиме обнаружился страшный голод. Бедствие удручало жителей, которые целыми толпами обращались к своему архипастырю за помощию. Сердобольный Кирилл роздал бедствующим все церковныя деньги, а так как этих денег все же не хватило на удовлетворение нуждающихся, то св. Кирилл решился распродать все драгоценные церковные сосуды и занавесы и вырученныя от продажи деньги роздать тем же голодающим. Действия Иерусалимского святителя заслуживали похвалы, но не так отнесся к ним Акакий, воспользовавшись при этом, во вред св. Кириллу, следующим обстоятельством: какой-то гражданин увидал на актрисе одну из тех вещей, которыя он пожертвовал в Иерусалимскую церковь , узнал от нея, что она приобрела вещь от купца, а купец сообщил ему, что вещ продана ему св. Кириллом. Это обстоятельство дало Акакию возможность обвинять св. Кирилла в растрате церковной собственности. В качестве местного митрополита, Акакий собрал собор из подвластных ему епископов и заставил их объявить св. Кирилла низложенным с кафедры. Это было в 357 году. Иерусалимский святитель принужден был покинуть и кафедру и свой родной город.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Что касается действий Геласия против Петра, то корни их лежат в политике папы Феликса III (см. прим. 184), кото-рый принял в Риме бежавшего Иоанна Талайю и отлучил Акакия Константинопольского и Петра Монга. Геласий же, став папой, составил послания, в которых утверждал, что Акакий без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, ранее (в 477 г.) низложенного, так как Акакий – всего лишь подчиненный (суффраган) митрополита гераклейского, а епископ Александрии, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры, т.е. папе римскому. 580 Акакий (ум. в 489 г.), патриарх Константинополя с 472 г. Он был пресвитером в Константинополе и поддерживал сношения с монофизитами. В начале своего понтификата Акакий демонстрировал свою лояльность Риму, отвергнув энциклику императора Василиска (476 г.), который осуждал учение Халкидонского собора. Однако когда Зенон восстановил свою власть, Акакий вернулся к некоторым своим взглядам: его считают автором «генотикона», изданного в 482 г. Тогда же он прилагает много усилий для усиления прерогатив Константинопольского патриархата. В частности, ярким примером такого усиления были события в Александрии – борьба Петра Монга и Иоанна Талайи за место патриарха (см. прим. 200). См. также прим. 184 об Акакиевой схизме. 581 Гонорат Антонин, жил во время правления короля вандалов Гизериха (429–477 гг.). Ок. 437 г. он написал Epistola cohortatoria испанцу Аркадию (причиной ссылки православного Аркадия можно назвать то, что вандалы были арианами, см. об этом у Виктора Витенского). Константина (бывш. Цирта), столица Нумидии, расположенная на берегу реки Ампсагас. 582 Цереалий, епископ Castellum Ripense в Африке. Он присутствовал на семинаре католиков и ариан, который состоялся в 484 г. по приказу короля вандалов Гунериха. Цереалий написал «Книгу против Максимина арианина». Максимин был епископом Наррагары в Проконсульской Африке. 583 Король вандалов Гунерих в 480/481 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Акакий, епископ верейский, живший в конце 4-го и первой половине 5-го века, был великий подвижник и славный деятель на поприще служения христианской Церкви. 12 Подвижничеству учился Акакий у преп. Астерия в лавре Гиндарской, в которую поступил еще в молодости. На первых уже порах он столько преуспел в подвигах воздержания, молитвы, терпения, что сравнился с самыми строгими подвижниками лавры, давно уже несшими благое иго Христово. Посещая нередко, вместе с Астерием, месопотамского подвижника Иулиана, Акакий от этого подвижника усвоил себе многие прекрасные качества: ревность о благе Св. Церкви, снисходительность к немощам ближних, простоту в обращении, благоразумие и рассудительность в делах. Природный здравый ум его, просвященный чтением и изучением слова Божия, еще более был возвышен и укреплен благодатию Христовою. Акакий владел даром слова и необыкновенною силою убедительности. Неудивительно поэтому, если он сделался скоро известен и за пределами своей обители, и на него уже в это время православные обращали взоры, особенно в бедственные для Церкви дни. Так в жестокое гонение преданного арианской ереси императора Валента, в Антиохии господствовали еретики и всеми силами склоняли на свою сторону православных, отнимали у них храмы и не позволяли им собираться в городе для богослужения; был тогда изгнан и сослан в заточение и предстоятель Антиохийской Церкви Мелетий и враги распространили в народе слух, что и великий отшельник Иулиан с ними единомыслен. В это бедственное время пресвитеры Антиохийской Церкви Флавиан и Диодор, единственные защитники православных, обратились в Гиндар к преп. Акакию и убедили его идти вместе с учителем его Астерием к Иулиану, этому общему светилу Церкви, защитнику евангельского учения, просить его оставить жизнь пустынную и прийти на помощь к тысячам православных, погибающих от обольщения, и росою своего пришествия потушить арианское пламя. Поспешил в отдаленную пустыню Акакий, сопровождаемый Астерием, и силою своего слова убедил великого отшельника прибыть в Антиохию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в) Когда на константинопольскую кафедру взошел Акакий, то невозможно было ожидать, чтобы он был приверженцем Халкидонского собора – чистой крови. Прошлое Акакия сомнительно. Он, еще будучи пресвитером, поддерживал сношения с монофиситами, и дело доходило до того, что грозили даже сломать скамью, на которой он сидел при богослужении, если он не прекратит своих сношений с еретиками. Возведение его было благоприятно для врагов церкви, и они были правы. Акакий был не прочь пойти на мировую. Недаром монофиситы считали его своим. Однако, когда Василиск в 476 или 477 г. издал на имя Тимофея Элура свое εγκκλιον: «πσους μεν υπερ ορθς», которым отменял «решительно все, сделанное в Халкидоне» (παν το γενμενον), предавал анафеме и под страшными угрозами запрещал учить согласно с томосом Льва и халкидонским вероопределением или даже только упоминать об этих двух памятниках, из-за которых произошла такая смута и нестроения во святых Божиих церквах, – то патриарх константинопольский Акакий не только не принял этого окружного предписания, но в союзе с Даниилом столпником и другим ревнителями стал на защиту Халкидонского собора, одел черными тканями престолы в церквах, и произвел такое впечатление на умы, что в Константинополе поднялось волнение, стоившее Василиску престола. Напрасно этот узурпатор думал поправить свой ложный шаг изданием ντεγκκλιον’а: «Τν νωθεν κα εξ ρχς». Было уже поздно. Тем не менее содержание этого «противоокружного предписания» весьма характеристично: значение томоса Льва и халкидонского вероопределения восстановляется несколько глухо (император объявляет, что древняя апостольская православная вера имеет оставаться нерушимо и во всей силе, все распоряжения императора относительно веры в εγκκλιον или других документах отменяются), авторитет Халкидонского собора – яснее (Несторию и Евтихию – анафема, и другому собору по вопросу об этих ересях не бывать), а значение 28 правила – уже совсем explicite («благоговейнейшему и святейшему патриарху и архиепископу Акакию возвращаются епархии, в которых престол царствующего града имеет право хиротонии»). Это показывает, какой стороной рассчитывал Василиск подействовать на Акакия. В свою очередь Акакий едва ли сам не был составителем «соединительного послания» (ενωτικον) Зинона (482 г.) к епископам египетским: «ρχν κα σστασιν», которое о Халкидонском соборе только умалчивало, но отнюдь его не отменяло. И Акакий, поддерживая «энотикон», зорко следил, чтобы и Петр Монг александрийский ничего не затевал против Халкидонского собора. Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Акакий Новый Акакий Новый     Преп. Акакий Новый               Преподобный Акакий Новый родился в селении Голица, в Эпире. Он происходил от простых, но благочестивых родителей и во святом крещении назван был Анастасием. Едва только Анастасий достиг юношеского возраста, как должен был заняться домашним хозяйством, по случаю смерти его отца, который оставил его с малолетним братом и матерью сиротами. Прискорбно было добронравному юноше Анастасию в тот период жизни, когда ему желательно было заняться учением грамоте, лишиться родителя и вместо него заправлять домашним хозяйством, вследствие чего он остался неграмотным. Но Творец Небесный за лишение грамотности умудрил его премудростью свыше и оградил его страхом Своим. Анастасий с особенной ревностью любил ходить в церковь Божию, где, со вниманием слушая чтение Священного Евангелия и также поучительные беседы о совершенной евангельской жизни и о последователях оной, которые доблественно кончили свои подвиги и после многотрудной постнической жизни отошли в вечный покой. Все это воссеменяло юное его сердце: он хотя млад был телом, а ум имел взрослого и вместо обычных детских игр старался ревновать о той высокой жизни, которую указал Господь наш Иисус Христос в священном Своем Евангелии. Когда Анастасий пришел в совершенный возраст, тогда его мать предложила ему сочетаться законным браком, но целомудренный юноша и слышать не хотел о женитьбе, ибо сердце его, горевшее любовью к Иисусу Христу, влекло его подобно жаждущему еленю на источники водныя, т.е. не к семейной, а уединенной жизни, вследствие чего он в свободное от хозяйственных трудов время уединялся от всех и где-либо в тишине воссылал молитвы к Богу. Начало такой жизни юному подвижнику весьма нравилось, и он со всей ревностью начал усердно проходить добродетельную жизнь, которая со временем сделалась для него как бы необходимой потребностью, так что иногда случалось, что он из своего уединения от сладости молитвы и Божественного утешения забывал возвращаться домой. Подобный образ жизни смущал его мать, у которой было одно лишь желание - видеть Анастасия поддержкой ее в старости, а потому неоднократно увещевала его жениться. Но ни просьбы, ни угрозы матери не могли поколебать его, ибо он положил твердое намерение сохранить себя целомудренным. Его душа желала иноческой жизни и работать Господу в удалении от мира. Вследствие этого он на 23-м году своего возраста удалился в пределы Загоры и там поступил в монастырь, называемый Суровия, основанный святым Дионисием Олимпийским во имя Св. Троицы, близ селения Макриницы, где, после обычного искуса в монастырских послушаниях, был пострижен в монашество с именем Акакия.

http://isihazm.ru/?id=579

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010