в 381 г. В 403-404 гг., во время обострения конфликта вокруг церковной кафедры К., к-рую занимал свт. Иоанн Златоуст , в городе в течение почти года происходили столкновения между сторонниками и противниками святителя, а также войсками гарнизона. Одним из главных объектов соперничества была базилика Св. Софии, к-рую каждая из сторон стремилась захватить и контролировать. 20-21 июня 404 г. произошел пожар, полностью сгорела базилика и несколько соседних с ней зданий, в т. ч. здание сената ( Pallad. Dial. 10//PG. 47. Col. 35-36; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 18; Sozom. Hist. eccl. VIII 22; Zosim. Hist. V 24; Marcell. Comit. Chron. P. 404; Chron. Pasch. P. 568). Пожар и разрушения не прекратили беспорядков, т. к. сторонники свт. Иоанна не соглашались принять вынесенное Соборами постановление о его низложении. Иоаннитов обвиняли в поджоге базилики; в ходе судебного разбирательства по решению префекта К. Оптата неск. человек были казнены, нек-рые из сторонников свт. Иоанна были вынуждены покинуть К. Реакцией властей на беспорядки были и рескрипты имп. Аркадия, к-рыми запрещались собрания христиан вне храмов, а клирикам, не состоявшим в штате храмов, предписывалось покинуть К. (CTh. XVI 2. 37, 4. 6). Восстановление пострадавших кварталов затянулось на 10 лет; вновь отстроенная базилика Св. Софии была освящена в окт. 415 г. ( Marcell. Comit. Chron. P. 415; Chron. Pasch. P. 572). Низложение свт. Иоанна позднее было переоценено как неправедное деяние; в 438 г. мощи святителя были торжественно перенесены в К. и положены в храме святых Апостолов ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 45; Theodoret. Hist. eccl. V 36; Marcell. Comit. Chron. P. 438; Zach. Rhet. Hist. eccl. II 5; Theoph. Chron. P. 92-93). Церковь св. Иоанна Предтечи Студийского мон-ря. 454–463 гг. Церковь св. Иоанна Предтечи Студийского мон-ря. 454–463 гг. Древнейшими святыми, культ которых был связан с К., были мученики, пострадавшие в Византии во время Диоклетианова гонения в нач. IV в. Это Акакий Сотник (пам. 7 и 8 мая), пресв.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено ( Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто. Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен ( Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163). Известные епископы К. П. ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13//PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Агафангел муч., с Климентом Анкирским ок. 312 года. 23 янв. Агафия, мученица Катанская при Декии в 251 году. 5 Февр. Агафия девица, мученица Никомидийская ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Агафодор, муч. Пергамский при Декии, с Карпом еп. и др. 13 окт. Агафодор, еписк. Херсонский, постр. в начале 4 века. 7 марта. Агафоклия мученица, постр. от госпожи своей, арианки. 17 сент. Агафоника, мученица Пергамская при Декии, с Карпом и др. 13 окт. Агафоник, Зотик. Феопрепий, Акиндин, Севериан и др. мучч. при Максимиане. 22 авг. Агафон, препод. Скитский 4 века. 2 марта. Агафон препод., папа Римский, ум. 682. 20 февр. Агафопод диакон и Феодул чтец, мучч. Солунские ок. 303 года. 5 апр. Агофопус и 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Аггей пророк. 10 дек. Аглаий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Агния, дева, мученица Римская ок. 304 года. 21 янв. Агн, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Агриппина, мученица Римская при Валериане. 23 июня. Агриппа, муч. при Ликинии. 18 февр. Адам праотец. В Нед. свв. Праотец. Адам преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Адриан, муч. Коринфский ок. 251 года. 17 апр. Адриан, муч. Никомедийский при Максимиане, и Наталия. 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии Палест. от Фирмилиана ок. 309 года. 3 февр. Астий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Астий, из 42 мучч. Амморейских ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Аза, муч. Исаврийский при Диоклетиане. 19 ноября. Азадан диакон, муч. Персидский ок. 380, с Иаковом пресв. 10 апр. Азария иророк. 3 февр. Азария, из трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Азат, скопец, муч. Персидский 341 или 342 г. С 1000 мучч. 14 апр., с дщерью, еп. Симеоном и др. 17 апр. Азат, скопец, муч. Персидский 343 г., с Нирсой еп. и др. 20 ноября. Аифала, муч. Аравильский, с Акепсием. 11 дек. Аифал диакон, муч. Персидский в 380 году. 1 сент. С Акепсимом еп. и Иосифом пресв. 3 ноября. Акакий, муч. Птолемаидский (в Исаврии) ок. 273 г., с Павлом и Иулианией. 4 марта. Акакий, сотник, муч. Византийский ок. 303 года. 7 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

А послушание с терпением отворят вам двери и в самое Царствие Небесное. Преподобный Иоанн Савваит о монахе Акакии рассказывал следующее: «Был, – передавал он, – некоторый старец, весьма ленивый и с неуживчивым характером. Он имел юного ученика по имени Акакий, доброго нравом и целомудренного умом. Акакий много терпел от старца, который не только каждый день оскорблял его словами, но и каждый день наносил ему и побои. Акакий же все оскорбления и побои переносил не только с терпением, но и с радостью, хорошо понимая, что безропотным перенесением обид он приобретал себе благодать Божию, которая в своё время освободит его от вечных мучений. Я, – продолжает Савваит, – видя, что Акакий каждый день жестоко страдает, как купленный раб и пленник, нарочно постоянно выходил к нему навстречу и спрашивал: «Ну как, брат Акакий? Как ты нынешний день провёл?» – «Ничего, – большей частью отвечал он мне, – провёл очень хорошо», при этом обыкновенно указывал или на посинелый от удара глаз, или на покрытую синяками же шею, или на пораненную голову. Я же на это обыкновенно говорил ему: «Хорошо, хорошо, брат Акакий, терпи, и спасён будешь». И пребыл Акакий у немилостивого старца девять лет, до самой своей смерти. Когда же он скончался и был погребён, старец его пошёл к одному из великих подвижников и сказал: «Отче, брат Акакий, мой ученик, умер». – «Неправда, – отвечал подвижник, – Акакий не умер». – «Пойди, в таком случае, посмотри сам», – сказал старец. Тогда великий подвижник, быстро поднявшись, тотчас пошёл к могиле Акакия и тут громким голосом воскликнул: «Брат Акакий, умер ли ты?» Умерший же, сказано, и по смерти послушание показуя, великому старцу отвечал: «Нет, отче, не умер, ибо делателю послушания умереть невозможно». Ужаснулся старец-учитель такому ответу своего умершего ученика и после сего, вскоре, устроил при могиле его келью, затворился в ней «и поживе в ней», заключает сказание, «добре, творя попечение о спасении души своея и много подвизався, отъиде к Господу Богу " ». Итак, подлинно, молодые иноки, наказание, возлагаемое на вас настоятелем или старцами, должно развивать в вас терпение и послушание; а послушание с терпением, как сейчас слышали, и дверь в райские обители инокам отворяют.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Тогда разъяренный князь послал своих слуг, чтобы они умертвили Парамона. Слуги догнали святого мученика, схватили его и сначала острым шипом прокололи ему язык, а затем, обнажив его, искололи ему [такими же шипами] всё тело. Святой Парамон с молитвой в сердце предал свою душу Богу. Потом и те 370 мучеников, великих, как сыны Божии, и невинных, как агнцы, были зарублены мечами и перешли в бессмертное Царство Владыки Христа. Пострадали они в 250 году. 2. Преп. Акакий Синайский . В своей славной книге «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник описывает житие сего святого. Юный Акакий был послушником у некоего злого старца в Синайском монастыре. Гневливый старец ежедневно укорял и ругал Акакия, а нередко и бил, всячески издеваясь над ним и мучая его. Однако Акакий не жаловался, но всё это переносил терпеливо, будучи уверен, что сие полезно для его спасения. Если когда-либо кто-то спрашивал его, как он живет, Акакий отвечал: «Как перед Господом Богом – [так мне] хорошо!» После девяти лет послушания и мучений Акакий скончался. Старец похоронил его и пошел и пожаловался некоему другому (святому) старцу: «Акакий, ученик мой, умер». Тогда оба они отправились на могилу усопшего, и тот святой старец прокричал: «Брат Акакий, умер ли ты?» И послушливый Акакий, послушный и по смерти, ответил: «Не умер я, отче, ибо невозможно умереть тому, кто обязался творить послушание [букв.: невозможно умереть послушному. – Ред.]». Тогда сей [первый] злой старец раскаялся [в содеянном] и затворился в келье близ могилы Акакия, где провел остаток своей жизни в покаянии и молитве. [Первый] старец послушнику громко прокричал: «Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас?» Ответа не дождавшись, паки возгласил: «Акакий, мертв ты или жив еси?» – «Живя, как и прежде, когда жил в бренном! – Монах из могилы ответствовал смиренно. Нет смерти для того, кто верен послушанью». Старец [второй], поражен необычайно, От изумления и страха прослезился! И горько зарыдал, и страшно устыдился, И покаянье в злых делах своих принес И, наложивши на себя сугубый пост, В пустыню тотчас удалиться поспешил, Чтоб вымолить спасенье для своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Акакий описывается так: «подобием сед, борода аки Богословля, ризы святительския и в омофоре» (Филимонов, стр. 43). На иконе «Тверских Святых» святитель Акакий изображён согласно подлиннику: в левой руке держит на персях Евангелие, а правой рукой благословляет. Изображения св. Акакия находятся в Апостольской церкви в городском архиерейском доме, в церкви св. Николая, что в Капустниках, в церкви на колокольне кафедрального собора... Несмотря на продолжительное святительство Акакия, немногое сохранилось в Тверской епархии об его деятельности, и то благодаря сочинениям Максима Грека , который из Волоколамского монастыря, и вероятно, по ходатайству его (Акакия), был перемещён в Тверской  Отроч монастырь (в коем пробыл 20 лет). Несмотря на преследование Максима сильными мира сего (Великим князем Василием) владыка Акакий нередко приглашал его к себе для бесед и на трапезу, утешал невинного страдальца. – Из сочинений его видно, что епископ Акакий много заботился о благоукрашении Тверского кафедрального собора. Так, им обложены были местные иконы серебром и золотом и украшены драгоценными камнями. Акакий устроил в соборе величественный амвон, для которого Максим Грек составил похвальные надписи. К сожалению, страшный пожар (22 июля 1537 г.), истребил почти весь город, и кафедральный собор сделался жертвой огня; не могли спасти церковной утвари; иконы, сосуды, книги, облачения – всё сгорело, и самого епископа едва спасли, умчали из пылавшего города, «промеж двух коней». (Карамзин, т. VIII, прим. 66). Впоследствии святитель Акакий возобновил кафедральный собор. – Видно святитель в беседе с Максимом нередко выказывал свою печаль об истреблении огнём великолепных дорогих украшений в соборе; а это подало повод Максиму написать сочинение: «Какие речи рекл бы к Содетелю всех епископ тверской Акакий», наполненное укоризнами не только к жителям Твери за их наружное благочестие, но и в отношении к самому святителю, что охладило доброе расположение его к узнику. – Епископ Акакий принимал участие в церковном управлении того времени, потому часто проживал в Москве; так он был при избрании и поставлении Московского митрополита Иоасафа (Скрыпицына) в 1539 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Приняв в свое руководство Афанасия, старец Акакий поместил его в отдельной келье и назначил ему подвиги больше первых, каковые Афанасий проходил с любовью, и от сердечного умиления Бог даровал ему слезы, так что глаза его сделались как бы неиссякаемым источником, постоянно точащим слезы. Достигнув такого состояния, он стал просить духовника удостоить его ангельского образа. Духовник, видя его преуспеяние в добродетели и твердость в мыслях против искушений, постриг его в монашество с именем Акакия, и чрез несколько времени видя, что Акакий уже созрел в добродетелях и достиг совершенства, благословил его отправиться в мученический подвиг, при этом дав ему в спутники старца Григория, который в свое время был спутником преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Вскоре после этого был нанят корабль, и они, простившись со св. старцами, 1 апреля оставили Св. Гору и отплыли в Константинополь. Во время плавания Григорий рассказал начальнику корабля и матросам, кои все были православные христиане, о намерении Акакия, просил их содействовать в этом деле, на что они согласились с полной охотой. 22 апреля прибыли они в Галату Константинопольскую, а на другой день Григорий и Акакий в сопровождении начальника корабля отправились к одному знакомому христианину – Григорию – и остановились у сего доброго мужа. В тот день, когда Акакий должен был выдать себя турецким властям, они приобщились св. Христовых Таин и прямо из церкви отправились на привезший их корабль. Здесь Акакий переоделся в турецкие одежды, которые заблаговременно приготовил ему начальник корабля, и, сокрушаясь о разлуке со старцем Григорием, со слезами припал он к ногам его и просил благословения. Старец, проливая слезы, облобызал Акакия и благословил идти на священный и великий подвиг. Затем Акакий, простившись со всеми и дав всем о Христе целование, пошел в оттоманскую Порту в сопровождении брата начальника корабля, который добровольно вызвался проводить Акакия, ибо Акакий не знал туда дороги. Достигнув Порты, Акакий расстался со своим путеводителем и вошел на крыльцо судилища; здесь его остановил преддверник, который спросил его, кто он и зачем пришел сюда.

http://isihazm.ru/?id=1826

Преподобный Акакий Кавсокаливит Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица неподалеку от города Аграфы Фессалийские. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Акакий бежал из родительского дома, чтобы избежать женитьбы, которую готовила для него мать, и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским (память 23 января). Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий. Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, преподобный Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался святой Максим Кавсокалив (память 13 января). Он вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.

http://pravoslavie.ru/53125.html

Сия же яз, нпотребный чернец, святого владыкы Акакиа духовник Васиян написал себъ на прочитание памяти для, что Богъ сподобил мя от такаваго святого благословение прияти и чесным мощем его коснутися. 636 Акакий – родился в семье священника, принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре. С 1517 г. Акакий был архимандритом Возмицкого Рождества Богородицы монастыря в Волоколамске, а с марта 1522 г. до своей смерти 14 января 1567 г. занимал кафедру епископа Тверского и Кашинского. Акакий был участником многих церковных соборов: поставления русских митрополитов Иоасафа (1539 г.) иМакария (1542 г.), канонизации русских святых (1547 г.), Стоглавого собора (1551 г.), собора, осудившего как еретика бывшего Троицкого игумена Артемия (1554 г.), поставления казанского архиепископа Гурия (1555г.). На соборах 1564 и 1566 гг. Акакий уже не присутствовал из-за «великой старости и болезни». Будучи сторонником иосифлян, Акакий отличался от них своими умеренными взглядами. Когда под его надзор в Тверской Отрочь монастырь был отправлен из Иосифо-Волоколамского монастыря осужденный Максим Грек (жил в заточении в Тверском Отроче монастыре в 1531–1553 гг.), Акакий отнесся к нему доброжелательно. Сказание о Максиме Греке отмечает, что Максим «во граде Твери во епископии неизглаголанными судьбами человеколюбца Христа Бога ослабу улучи от епископа Тверскаго Акакия» (РНБ, Соловецкое собр., 495, л. 718). Максим Грек посвятил Акакию сочинение, названное «Сложение вкратце о бывшем пожаре Тферском, тако ж и похвала о обновлении церковнаго украшения, бывшаго боголюбивым епископом Тферскым Акакием». Речь идет о большом пожаре в Твери в 1537 г. («...и весь град выгоре... а владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша». – ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 303). При епископе Акакии в Твери был построен Троицкий храм; в тверских пределах на острове Столбном на озере Селигер монах Нил основал свой монастырь. Акакий занимался переписыванием книг – сохранилось Евангелие от Иоанна, переписанное его рукой (ТИМ, Епархиальное собр., 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Акакий, епископ Мелитинский, родился во второй половине IV века в армянском городе Мелитина близ реки Евфрат. Его родители были богобоязненными христианами. Они долго не имели детей и усердно молились о даровании им наследника, которого обещали посвятить Богу. Молитва благочестивых христиан была услышана, и у них родился сын. Научив его правилам христианского благочестия, родители отдали мальчика епископу Мелитины Отрию на служение Церкви Христовой. Святитель Отрий был твердым поборником Православия. Вместе со святителем Григорием Богословом и другими отцами Церкви он в 381 году на Втором Вселенском Соборе в Константинополе обличил ересь Македония. Под мудрым руководством святителя Отрия преподобный Акакий утверждался в Православной вере, изучал Священное Писание, совершенствовался в добродетелях. Сначала он был поставлен в Церкви чтецом, после рукоположен епископом Отрием во диакона и затем в сан пресвитера. Со временем святой Акакий стал наставником не только юношей, но и взрослых. Он обучал их Священному Писанию , наставлял в истинах Православной веры. У преподобного Акакия учился в отрочестве великий светильник Православной Церкви – преподобный Евфимий Великий († 473; память 20 января), уроженец Мелитины. После смерти святителя Отрия преподобный Акакий, добродетельная жизнь которого была уже всем известна, был единодушно избран епископом Мелитины. Святитель Акакий мудро управлял вверенной ему паствой, отличался добротой и милосердием. Свой дом он превратил в больницу и убежище для нищих и убогих. Святитель часто посещал эту больницу, снабжал больных всем необходимым и сам прислуживал им. Господь наделил Своего угодника даром чудотворений. По молитвам святителя в год засухи пошел дождь и земля дала обильный урожай, а во время наводнения разлившаяся река вернулась в границы, указанные ей святым. Однажды во время богослужения в селении Самурия святитель Акакий произносил проповедь. Его слова заглушались громким криком ласточек, свивших себе гнезда под сводами храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010