15 мая 1846 г. епископ Филарет доносил обер-прокурору Святейшего Синода о том, что, со слов командированного им в Пернов священника Д. Верещагина, помещики заставляли своих крестьян, принявших православие, каждое воскресенье ходить к священнику за наставлениями в вере, а неповиновавшимся угрожали штрафом в размере 1 руб. 50 коп., поркой розгами по 40 ударов и др. По словам епископа Филарета, все это делалось для того, «чтобы поставить священника в затруднение и наказать принявших православие тратою дорогого времени на путешествие за 80 верст; так показывали священнику крестьяне, являвшиеся по 60 человек в день с одной мызы за наставлениями. Таким образом, в день оказывалось... по несколько сот уже давших показания о желании православия и столько же таких, которые в первый раз изъявляли желание православия» . Одновременно с этим помещики и местные власти стали доносить генерал-губернатору, что в Пернове могут вспыхнуть волнения, крестьяне якобы оказали неповиновение помещику Ранненкампфу. В город были посланы два эскадрона казаков, но усмирять было некого. Действуя аналогичным образом, помещики добились присылки казаков на остров Эзель. За ложные донесения по распоряжению Николая I местному орднунгсгерихтеру был объявлен строгий выговор. Несмотря на притеснения, на острове в православие записалось более 1000 крестьян .   Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 194.   Ibidem.   Jannau H. G. v. Vene-oigeusutulekust Louna-Eestis 1845—1846a.Tartu, 1927.   Ibid. L. 14.   Ibid. L. 17.   Ibid. L. 19.   Ibid. L. 24.   Ibid. L. 5.   Ibid. L. 24.   Ibid. L. 7,11.   Ibid. L. 93,98, 33, 34, 45, 77.   Ibid. L. 61, 62,11, 22, 27, 89.   Ibid. L. 16,21, 26,32,43,44, 71, 87, 96.   Ibid. L. 59-60.   Ibid. L. 78-79.   Ibid. L. 76-77.   Преосвященный Филарет. Православное дело в Прибалтийском крае//Странник. 1884. Т. 1. С. 62.   Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1894. Вып. 2. Ч. 1. С. 74-75. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/430274/

Соч.: Les bulles métriques dans la sigillographie byzantine. Athènes, 1932; La Chronologie des patriarches de Constantinople de 996 à 1111//EO. 1936. T. 35. N 181. P. 67-81; Aux origines de l " Église russe: L " établissement de la hiérarchie Byzantine//Ibid. 1939. T. 38. N 195. P. 279-295; La liste épiscopale du Synodicon de la métropole d " Andrinople//Ibid. N 193. P. 1-34; Rome et Byzance: Sous le pontificat de Célestin III (1191-1198)//Ibid. 1940. T. 39. N 197. P. 26-58; La Notitia d " Antioche: Origine et tradition//REB. 1947. T. 5. P. 67-89; Aux origines de l " Église de Moldavie: Le métropolite Jérémie et l " évêque Joseph//Ibid. P. 158-170; Le titre de patriarche oecuménique et la signature patriarcale: Rech. de diplomatique et de sigillographie Byzantines//Ibid. 1948. T. 6. P. 5-26; Les droits de l " empereur en matière ecclésiastique: L " accord de 1380/82//Ibid. 1955. T. 13. P. 5-20; La direction spirituelle а Byzance: La correspondance d " Irène-Eulogie Choumnaina Paléologine avec son second directeur//Ibid. 1956. T. 14. P. 48-86; Le rituel de la proscomidie et le métropolite de Crète Élie//Ibid. 1958. T. 16. P. 116-142; L " assaut avorté de la Horde d " Or contre l " empire byzantin (printemps-été 1341)//Ibid. 1960. T. 18. P. 145-162; Les préliminaires du concile de Florence: Les neuf articles du pape Martin V et la réponse inédite du patriarche de Constantinople Joseph II (Octobre 1422)//Ibid. 1962. T. 20. P. 5-60; La succession épiscopale de la métropole de Thessalonique dans la première moitié du XIIme siècle//BZ. 1963. Bd. 56. S. 284-296; L " oeuvre canonique du concile in Trullo (691-692), source primaire du droit de l " Église orientale//REB. 1965. T. 23. P. 7-41; Les premiers patriarches de Constantinople sous domination turque (1454-1476): Succession et chronologie: D " après un catalogue inédit//Ibid. 1968. T. 26. P. 229-263; La chronologie des patriarches de Constantinople au XIIIme siècle (1208-1309)//Ibid. 1969. T. 27. P. 129-150; Notes de chronologie et d " histoire byzantine de la fin du XIIIme siècle//Ibid. P. 209-228; Le trisépiscopat du patriarche Matthieu Ier (1397-1410): Un grand procès canionque à Byzance au début du XVe siècle. P., 1972.

http://pravenc.ru/text/2110730.html

Steve Vogel, “New Controversy Under Old Banner; Prisoners’ Descendants Want Confederate Flag in Cemetery”, Washington Post, October 18,2000, p. 1. Fern Shen, “Group Rebels over Recall of Auto Tags; Confederate Flag Logo at Center of Maryland FighU, Washington Post, January 4,1997, p. 1. David L. Greene, “Civil War Buff Stands His Ground as Antietam Proposal Draws Fire”, Baltimore Sun, September 24, 2000, p. 1. “Plan to Change City’s Confederate Park into Cancer Memorial Draws Complaints”, Associated Press, May 10, 1999. Jack Hurst, Nathan Bedford Forrest: A Biography (New York: Vintage Books, 1994), p. 361. Ibid., p. 385. Ibid. Walter Williams, “Overlooked Black Confederates”, Washington Times, January 31,2000, p. 13. Stephen Dinan, “Gilmore Surrenders Virginia’s Heritages., Washington Times, March 21, 2001, p. 1. R. H. Melton, “Va. Scraps Tribute to Confederacy”, Washington Post, March 21, 2001, p. 1. Ibid. Ibid. “Carry Me Back, RIP”, Richmond Times Dispatch, February 26, 1997, A12. Justin Kaplan, “Selling ‘Huck Finn’ Down the River”, New York Times, March 10, 1996, p. 27. Linda Grant, “In Search of Harper Lee”, Independent, December 15, 1991, p. 36. Rod Dreher, “Banning Flannery; Down and Out in Louisiana”, Weekly Standard, September 11, 2000, p. 33 Ibid. Ibid. Ibid. Ibid. Ibid. African-American Lawyers Criticize’ Rehnquist for Singing’Dixie’ ”, Associated Press, August 12, 1999. Ibid. Craig Timberg, “Rehnquist’s Inclusion of “Dixie” Strikes a Sour Note”, Washington Post, July 22, 1999 P.I. Ibid. Robert Stacy McCain, “Black Leaders Refuse to Pledge Allegiance to Flag; Call Stars and Stripes Symbol of Slavery”, Washington Times, June 22, 1001, p. 1. Ibid. Paul Kelso, “Mayor Attacks Generals in Battle of Trafalgar Square”, Guardian, October 20, 2000. Ibid. Gregory M. Grant, “What If It Becomes Desert Sword?” Chicago Tribune, September 20, 1990, p. 29. Otto Scott, “The War Against the Past”. Compass, October 1,2000, p. 11. “Super Bowl Closer After Arizona Vote”, USA Today, November 5, 1992, p. 1.

http://azbyka.ru/fiction/smert-zapada/8/

Духовные существа (spiritus) - это ангелы, «служители и вестники Бога», предстоящие пред престолом Божиим и воздающие Ему должное поклонение (Ibid. 26. 11). Часть их ниспала с небесной чистоты в тину земных страстей, лишилась чистоты своей сущности, развратилась, осквернила себя пороками и отделилась от Бога (Ibid. 26. 8). Это - «лживые духи» (spiritus insinceri, vagi), или «демоны» (Ibid. 26. 9-12). М. Ф. считает демонами и богов языческой народной мифологии во главе с их царем Зевсом (см.: Ibid. 27, 35). По его мнению, от них произошли на земле все виды зла - как нравственного (пороки), так и природного (болезни, уродства, катаклизмы). Для того чтобы отвратить людей от Бога, демоны изобрели ложные религии (pravae religiones) и возбудили гонения на христиан (см.: Ibid. 26-27). Человек также был сотворен, образован и одушевлен Богом (Ibid. 17. 1; ср.: Ibid. 34. 9). Он есть образ Божий (Dei simulacrum - Ibid. 32. 1) и отличается от животных тем, что одарен словом и разумом (Ibid. 16. 5; 17. 2). Даже внешнее телесное строение человека - прямая осанка и устремленный вверх взор - указывает на его высшее достоинство и небесное призвание (Ibid. 17. 2, 11; ср.: Plat. Tim. 90a; Cicero. De natura deorum. II 140; Ovid. Met. I 84-86). Дух человека обладает свободой (mens libera) и в своих действиях не зависит от судьбы ( Min. Fel. Octavius. 36. 1). По мнению М. Ф., судьба (fatum) есть не что иное, как определение Божие о каждом человеке, ведь «Бог может предвидеть способности [человека] и сообразно с заслугами и свойствами каждого определяет его судьбу» (Ibid. 36. 2; ср.: Seneca. Ep. 107. 9). Душа человека продолжает жить и после смерти тела, однако она не переселяется в другие человеческие тела, тем более в тела животных, но ожидает воскресения своего собственного тела ( Min. Fel. Octavius. 34. 6-8). Христианское богослужение и этика Сообразуясь с требованиями полемики против языческой религии и культа, М. Ф. делает сильный акцент на духовной стороне христ. богослужения. Он говорит, что Бог не нуждается в материальных жертвоприношениях, храмах и изображениях; Его следует почитать в глубине нашего духа, посвящать Ему сердце (Ibid. 32. 1-2; ср.: Cicero. De natura deorum. II 71; Seneca. Ep. 41. 2; 95. 50). По мнению М. Ф., угодная Богу жертва - это добрая душа, чистые помыслы и незапятнанная совесть ( Min. Fel. Octavius. 32. 2). Кто сохраняет невинность, тот молится Господу, кто поступает справедливо, тот приносит жертву Богу, кто удерживается от обмана, тот умилостивляет Его, кто помогает ближнему в опасности, тот приносит Ему самую лучшую жертву (Ibid. 32. 3).

http://pravenc.ru/text/2563300.html

Молитва в понимании П. Д. есть дар Божий ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 10), и по заповеди ап. Павла (1 Фес 5. 17) она должна быть непрестанной, т. е. человек должен стремиться постоянно помнить о Боге, во всех местах и при любых жизненных обстоятельствах ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 68, 83). Каждый должен иметь «правило молитвы» (Ibid. Σ. 31; ср.: Ibid. Σ. 43, 102). В мон-рях следует молиться не только в положенные по уставу часы, но и вне уставных служб. После службы повечерия монах должен прочитать Символ веры и Молитву Господню (см. «Отче наш» ) и затем повторять «Господи, помилуй» много раз (Ibid. Σ. 102). Из сохранившегося изъяснения «Письма монахам», приписываемого свт. Иоанну Златоусту, следует, что П. Д. был знаком с практикой Молитвы Иисусовой. Он описывает и определенные внешние аспекты молитвы: если молитва произносится сидя, необходимо сидеть лицом на восток (Ibid. Σ. 33), качая головой вперед и назад с душевным сокрушением, как бы оплакивая усопшего (Ibid. Σ. 102). В отдельных случаях молитву следует совершать стоя (Ibid. Σ. 41). Нек-рые во время молитвы падают на колени, простирают руки и взирают на Крест Христов (Ibid. Σ. 42). После завершения молитвенного правила должно следовать размышление (σννοια) о каком-то изречении Свящ. Писания или о жизни и страданиях Иисуса Христа (Ibid. Σ. 31, 47). Помимо Свящ. Писания христианину полезно читать труды св. отцов и Жития святых (Ibid. Σ. 5). Цель духовного чтения - удержать ум от скитания (εμβασμς, слав.- «парения») и уныния (Ibid. Σ. 69). Внимательное чтение в уединении помогает стяжать чистую молитву (Ibid. Σ. 19). Находясь на стадии «делания», человек часто думает, что знает то, о чем читает; на самом же деле он лишь слышит слова тех, кто действительно обладают опытным знанием. П. Д. считал себя таким же собирателем мыслей святых, получивших откровение от Духа (Ibidem). Испрашивание совета у опытных подвижников он рассматривает как необходимое условие правильной духовной жизни, т. к. оно помогает избежать самонадеянности и ошибок (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Основные положения учения И. С. нашли отражение в его оросе. Структурно он распадается на неск. частей. В 1-й части приводятся краткие сведения о том, кем и где созван И. С. ( Mansi. T. 13. P. 208, 209). Во 2-й части изложена история возникновения иконопочитания, названного в оросе «ересью»: ненавидя установленный Богом порядок и спокойствие, денница заставил человека поклоняться твари вместо Творца, однако Бог через Воплощение (Ibid. P. 212-213) освободил человека от идольского служения и научил поклонению «в духе и истине» (Ин 4. 23). Учение Христа и апостолов защищалось св. отцами, которые собирались для этого на Вселенские Соборы (Ibid. P. 216-217). Диавол не вынес такого благолепия и «под личиной христианства» (ν προσχματι χριστιανισμο) вновь обманом ввел идолопоклонство, убедив «почитать Богом тварь, называя ее именем Христа» (Ibid. P. 221). В 3-й части рассказывается о том, как был созван И. С. (Ibid. P. 225, 229). В 4-й - изложена история 6 Вселенских Соборов и декларируется преемственность И. С. по отношению к ним: перечисляются имена императоров, при к-рых были созваны Соборы, имена еретиков, чьи учения были осуждены, приводятся основные положения этих еретических учений. 4-я часть завершается кратким фрагментом вероисповедного характера, суммирующим христологическое учение Вселенских Соборов (Ibid. P. 232-237). В действительности орос И. С. прямо противоречит 82-му прав. Трулльского Собора (см. ст. Вселенский VI Собор ), что было позже отмечено правосл. полемистами ( Niceph. Const. Refut. 18; Mansi. T. 13. P. 220). 5-я часть представляет собой осуждение иконописи и содержит следующую христологическую дилемму: изучив соборные определения, участники И. С. пришли к выводу, что «искусство живописи» (ζωϒραφικ τχνη) противоречит им, поскольку напоминает одновременно и ересь Нестория (Ibid. P. 240-241), и ересь Ария (Ibid. P. 244). Поэтому цель ороса заключается в том, чтобы доказать заблуждения создающих иконы и поклоняющихся им (Ibid. P. 245). Иконописец пытается совершить нечто невозможное (Ibid. P. 248): поскольку к иконе применимо имя Христос, к-рое обозначает и человека и Бога, то иконописец либо «описал (т. е. ограничил)… вместе с описанием тварной плоти и неописуемое Божество» (συμπεριϒραψεν... τ περϒραφον θετητος τ περιϒραφ τς κτιστς σαρκς), либо «подверг слиянию неслитное… соединение» (συνχεε... τν σϒχυτον νωσιν - Ibid. P. 252). Возможный ответ иконопочитателей: изображается лишь видимая и осязаемая плоть, ведет к несторианству, поскольку ни плоть, ни душу Христа нельзя мыслить отдельно от Божества. Изображение Христа ведет либо к признанию полного слияния природ и описуемости Божества, либо к признанию плоти отдельным лицом, «имеющим собственную ипостась» (πρσωπον διοπστατον π τς σαρκς), что ведет к прибавлению четвертого лица к Троице. Эти ереси противоположны друг другу, но одинаково нечестивы (Ibid. P. 256-260).

http://pravenc.ru/text/293668.html

Практика присоединения внепсалмовых текстов парадоксальным образом получала большее развитие в псалмах полиелея, чем в антифонах. Это произошло, несомненно, благодаря деятельности прп. Иоанна Кукузеля, составившего ряд праздничных песненных аллагм, к-рые заняли (с XIV в. и далее) видное место в том же разделе полиелея Λατρινς. Это были пространные произведения, к-рые исполнялись на важнейшие праздники церковного года, они были широко распространены до кон. XVIII в. ( Χαλδαικης. 2003. Σ. 584-587). К ним относятся: 1) богородичные аллагмы: «Παντνασσα, πανμνητε, λπς πηλπισμνων» (Всецарице, всепетая, надеждо ненадежных) (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 94; 2406. Fol. 95), «Ασωμεν, πντες, σωμεν, τν μνην θεοτκον» (Поим вси, поим Единую Богородицу) (Ibid. 2406. Fol. 95), «Ελπς πντων, χραντε, σζε τος σ μνοντας» (Надеждо всех, непорочная, спаси Тебя воспевающих) (Ibid. Fol. 96-96v), «Αγν παρθνε, χραντε κρη» (Чистая Дево, Непорочная Отроковица) (Ibid. 2458. Fol. 93v - 94v; 2406. Fol. 95), «Δετε, τ πανγν βοσωμεν συμφνως» (Приидите, Всечистой возопиим согласно) (Ibid. 2458. Fol. 93v; 2406. Fol. 95v); 2) аллагма на Рождество Христово «Εμμανουλ παιδον, κατ τ γεγραμμνον» (Еммануила Сына, согласно написанному) (Ibid. 2406. Fol. 95v - 96); 3) аллагмы архангелам или Собору бесплотных сил: «Αγγελοι μνσατε κα νθρωποι δοξσατε» (Ангели воспевайте и людие славьте) (Ibid. 2458. Fol. 94-94v; 2406. Fol. 96), «Αγγελοι νμνουν τ δξα ν ψστοις» (Ангели воспевают: слава в вышних) (Ibid. 2406. Fol. 132), «Ανεσιν προσγει, φσις τν γγλων» (Хвалу приносит естество ангельское) (Ibid. 899. Fol. 94v - 95), «Ανοσ σε, στρατια τν γγλων» (Хвалят Тя вои ангельстии) (Ibid. 2458. Fol. 92-92v; 2406. Fol. 96), «Αρχγγελοι, γγελοι, θρνοι, κυριτητες» (Архангели, ангели, престоли, господства) (Ibid. 2458. Fol. 93; 2406. Fol. 95v), «Υμνοσιν ν ψστοις, χορο τν ρχαγγλων» (Воспевают в вышних лики архангелов) (Ath. Iver. 1280. Fol. 80); 4) аллагма императорам «Τος ρθοδξους νακτας, τος κ ψυχς σε, κρη» (Православных государей от души Твоея, Дево) (Athen.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне“ ( Ин.6:44,45 , ср. Ин.6:65 ). Наконец, спасение не от дел, но от веры по благодати Божией засвидетельствовано в Откр.12:11 , где речь идет о победителях дракона кровью Агнца (ср. Откр.7:14; 22:14 ), что опять соответствует тому значению крови Христовой, какое ей приписывается в других писаниях Иоанна 1236 . Дела – τ ργα не только не занимают самостоятельного места в качестве орудия спасения, но даже мы не имеем данных на основании Апокалипсиса смотреть на них только, как на внешние поступки, – так, чтобы τ ργα относились исключительно к внешнему поведению человека. В самом деле, почти все послания к семи церквам начинаются торжественным οδα τ ργα σου ( Откр.2:2 ), οδ σου τ ργα ( Откр.2:19; 3:1, 8:15 ). После такого начала иногда суммарно указываются добродетели адресата послания, как, например, любовь, терпение ( Откр.2:19 ); но иногда начинается прямо речь, представляющая анализ внутреннего содержания этого адресата. Так, ангелу Сардийской церкви Христос говорит: οδ σου τ ργα, τι νομα χεις τι ζς κα νεκρς ε ( Откр.3:1 ). Ангел Лаодикийской церкви заслуживает со стороны Господа такой упрек: οδ σου τ ργα, τι οτε ψυχρς ε οτε ζεστς ( Откр.3:15 ). Ввиду этого, вполне возможно понимать под τ ργα не внешнее исключительно поведение человека, но и всю его внутреннюю жизнь, все факты его веры и идейного одушевления, из которых происходят внешние поступки. В этом случае вполне понятно, что в Апокалипсисе, с одной стороны, утверждается взгляд на вечную жизнь, как исключительно на дар Божий, а с другой, говорится о воздаянии по делам κατ τ ργα. При таком же взгляде на дела гораздо понятнее и соединение: „дела Иисуса“ – τ ργα μου в устах Самого Господа ( Откр.2:26 ). Кроме того, в данном случае и выражение: τ (γρ) βσσινον τ δικαιματα τν γων στν ( Откр.19:8 ) теряет тот смысл, какой ему придают Fr. Chr. Baur и H. J. Holtzmann. В понимании его можно присоединиться к мнению Prof. C. F. Nösgen’a, который полагает, что содержание нравственной жизни здесь рассматривается, как не по природе свойственное человеку, но данное ему в дар 1237 . Равным образом и слова Откр.14:13 : τ (γρ) ργα ατν κολουθε μετ ατν могут указывать на продолжение начавшейся здесь духовной жизни в мире потустороннем 1238 . Считая такой взгляд на понятие τ ργα в Апокалипсисе совершенно правильным, мы хотели бы обратить внимание на то, что в 4 Евангелии вера в посланного Богом Сына Его называется τ ργον το θεο ( Ин.6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Κανν α», δ η« χος δ» Ερμς «Παδας εαγες ν τ καμν, τκος τς Θεοτκου διεσσατο, ττε μν τυπομενος, νν δ νεργομενος, τν οκουμνην πασαν, γερει ψλλουσαν. Τν Κριον μνετε τ ργα, κα περυψοτε, ες πντας τος ανας». Νεσεσι πρς σ τας νενδτοις Ματθαος ερτατος θεομενος, θσει χρηματσας τε, φσει περ πφυκας, τν οκουμνην Δσποτα, ελκυσε ψλλειν σοι. Τν Κριον μνετε τ ργα, κα περυψοτε, ες πντας τος ανας. σπερ στραπν τ οκουμν, Λγος τν Θεολγον ξαπστειλε, ζφον μν δικοντα, θνη δ φωτζοντα, θεολογας δγμασιν· θεν κα ψαλλε· Τν Κριον μνετε τ ργα, κα περυψοτε, ες πντας τος ανας. Λγ καθαρ κα διανο, Θε σοι προσομιλσαι ξεγνετο· λην γρ ς τεμες, τοτ προσεπλασας, κα συνεκρθης, νδοξε· θεν κα ψαλλες· Τν Κριον μνετε τ ργα, κα περυψοτε, ες πντας τος ανας. Θεοτοκον π» εεργεσ τν νθρπων, Λγος σωματωθναι κατηξωσε· πλην παρθενας γρ, δευσεν Κριος, κα Θεοτκον δειξε· δι κραυγζομεν. Τν Κριον μνετε τ ργα, κα περυψοτε, ες πντας τους ανας. Ερμς «Παδας εαγες ν τ καμν, τκος τς Θεοτκου διεσσατο, ττε μν τυπομενος, νν δ νεργομενος, τν οκουμνην πασαν, γερει ψλλουσαν· Τν Κριον μνετε τ ργα, κα περυψοτε, ες πντας τους ανας». Κανν α», δ θ« χος δ» Ερμς «πας γηγενς, σκιρττω τ πνεματι, λαμπαδουχομενος, πανηγυριζτω δ, λων Νων φσις γεραρουσα, τν ερν πανγυριν τς Θεομτορος, κα βοτω· Χαροις παμμακριστε, Θεοτκε γν ειπρθενε». Κλλους νοητο, δξω διδημα, θεον πστολε, κα τς βασιλεας δ, επρεπεσττ στφει κεκσμησαι, χειρ το Παντοκρτορος, κα διαλμπεις σοφ, σν γγλοις, θρν παριστμενος, το Δεσπτου Χριστο παμμακριστε. Ξλου τς ζως, ξως τετχηκας, κρυξ το ζντος Θεο, εαγγελισμενος, ζως τ κσμ θεαν πσκεψιν· τ γρ φυτ τς γνσεως, ο διεφθρης τν νον, διαμενας, σειστος κρδαντος, κκλησας κρηπς παμμακριστε. Νμφην το Χριστο, νθως κσμησας, Εαγγελ σου, σπερ διαδματι, τν κκλησαν θεομακριστε, κα νν τν θεαν μνμην σου, πανηγυρζει φαιδρς, ν υσθναι, πσης περιστσεως, κα κινδνων δεινν καθικτευε. Θεοτοκον Κλπων οκ κστς, νρχου Γενντορος, Λγος ναρχος, ς εαγγελζεται, Ματθαος γρφων, Θες σεσρκωται, κ σο γν πανμνητε, τν τν νθρπων μορφν, λοτρπως, πσαν νδυσμενος, κα τ τατης λαβν διματα. Ερμς «πας γηγενς, σκιρττω τ πνεματι, λαμπαδουχομενος, πανηγυριζτω δ, λων Νων φσις γεραρουσα, τν ερν πανγυριν τς Θεομτορος, κα βοτω. Χαροις παμμακριστε, Θεοτκε γν ειπρθενε».

http://azbyka.ru/otechnik/greek/mineja-n...

Облачение, – как уже сказано, – совершает νδοχος. Он же приносит и великосхимнические одежды, взяв их из θαλλασοδιον’а: 474, л. 165. Возложение каждой одежды на нового монаха сопровождается особым возгласом священника и благословением одежды. Так, при облачении в хитон (χιτν; по 213 – μτιον) священник говорит: Брат наш облачится в ризу правды и радования великаго и ангельскаго образа: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа; рцем о нем: Господи помилуй. При возложении кукуля: Брат наш облачится в кукуль беззлобия, в шлем спасительнаго упования: во имя Отца... При возложении аналава: Брат наш приемлет аналав: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце Христу... При возложении пояса ( λρος): Брат наш препоясует чресла своя силою истины, во имя Отца... При возложении паллия (παλλον; в 604 – μανδα): Брат наш приемлет мандию Великаго ангельского образа, во одежду нетления и чистоты: во имя Отца... При обувании в сандалии: Брат наш обувается в сандалиа во уготование благовествования мира, во имя Отца... По окончании облачения, священник возглашает: Брат наш прият великий ангельский образ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, рцем о нем: Господи помилуй. Наши памятники держатся одного, указанного сейчас порядка при возложении великосхимнических одежд, так что, может быть, простой случайностью надо объяснить перестановку паллия и пояса (один – на место другого) в 213 341 . Однообразны наши памятники и в передаче слов священника при возложении одежд; один только 604 приводить слова при возложении аналава в такой редакции: δελφς μν δε λαμβνει τν νλαβον, τ σταυρ τειχιζμενος κα τ πστει κατακοσμομενος, ες τ νομα το Πατρς κ. τ. λ. 342 . Евхологий 73 (274) указывает в числе великосхимнических одежд τ ποσιολικν 343 , а Евхологии XVI века: 217 Афоно-Филофеевского монастыря 344 и 367 Иерусалимской патриаршей библ. 345 – τ σουδριον. При возложении τ ποστολικν на схимника, священник говорить: δελφς μν, δενα, λαμβνει τ ποστολικν παγγλμα το εαγγελου τς ερνης, ες τ νομα, κ. τ. λ. При возложении τ σουδριον: δελφς μν, δενα, λαμβνει τ οουδριον το γου κσ γγελικο σχματος, ες τ νομα, κ. τ. λ.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010