В позднейшее время возвышеннейший образец исповедания веры в Бога Творца явила благочестивая мать Маккавеянка. Убеждая во время гонения Антиоха к терпеливому мученичеству за веру отцов одного из сыновей своих, она выразила исповедание этой веры так: Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (τι ξ οκ ντων ποησεν ατ Θες – 2Мак.7:28 ), из ничего т. е. все создано одною силою всемогущества Божия, а не из какого-либо готового начала (οκ ξ ντων, – не из чего либо, как сказано в алекс. списке кн. Маккавеев, в Вульгате ex nihilo – из ничего) 21 . В новом завете во всей силе подтверждается ветхозаветное учение о творении, но с тем восполнением, что показывается участие особенно Сына Божия в деле творения. Так о Боге говорится, что Он называющим несуществующее, как существующее (καλν τ μ ντα ς ντα) т. е. несуществовавшее призывает к бытию ( Рим.4:17 ; сн. Быт.17:5 ). О Сыне Божием еванг. Иоанн учит: Все чрез Него начало быть (πντα т. е. все, что ни существует, следовательно и материя), и без Него ничто не начало быть (усиление и подтверждение прежней мысли), что начало быть ( Ин.1:3 ; сн. Откр.4:11 ). О том же ап. Павел говорит так: Им (Сыном Божиим) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ( Кол.1:16 ; ср. Евр.3:4 ); еще: все из Него, Им и к Нему (τι ξ Ατο κα δι Ατο κα ες Ατν τ πντα – Рим.11:36 ), т. е. все, что не есть Бог , все бытие временное, имеет начало и причину бытия своего не в самом себе, но в Боге, и только в одном Боге, а следовательно напрасно было бы предпочитать что-либо подобное материи существовавшим, или существующим, вне или независимо от Бога. Итак, все существующее вне Бога есть произведете творческого всемогущества Божия. О таком способе происхождения мира, т. е. чрез творение из ничего, сообщает нам только одна откровенная религия, из которой мысль о творении перешла и в т. н. естественные религии, напр. магометанство, а также и в философию. Естественный разум собственными усилиями не дошел до нее, и даже теперь, когда эта истина возвещается человеку с детства и кажется весьма простою и понятною, человек или извращает ее, или же не принимает ее всякий раз как только отрывается от почвы откровения и отдается собственным умозрениям. Собственными силами человек мог лишь возвысится до мысли, что Бог есть вообще Первопричина мира, его Художник или Мирообразователь, но не мог перешагнуть бездны, отделяющей бытие от небытия, иначе – возвысился лишь до идеи мирообразования, но не до идеи чистого творения, впадал и впадая при этом, как показывает история многоразличных систем древней и новой философии, в дуализм, или в пантеизм, а при отвержении бытия Божества – и в материализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Обратим внимание также на то, что две скрижали, принятые Моисеем от Господа в первый раз, были написаны перстом Божиим (LXX: τ δακτλω το θεο) или, как пишет Псевдоварнава, перстом руки Господней в Духе ( τ δακτλω τς χειρς κυρου ν πνεματι). Это выражение Псевдоварнавы понималось некоторыми так, что автор, прибавляя εν πνεματι, хотел лишь предотвратить представление о руке Господней как о руке человека 92 . Однако, принимая во внимание общий характер послания, когда положения ВЗ истолковываются духовно, в христианском контексте, здесь следует видеть то, что Моисей воспринял завет в духе, ибо «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий» ( Исх. 32:16 ). К этому же пониманию нас подводит и сама последовательность событий у горы Синай. Узнав, что народ поклонился тельцу, Моисей разбил духовные скрижали 93 , написанные рукой Божией, ибо он «принял завет, но они не были достойны его» 94 . Тем самым для народа было закрыто непосредственное, духовное ведение заповедей Божиих до времени пришествия Христа. Моисей же, умолив пощадить народ, во втором восхождении на гору «пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» ( Исх. 34:28 ). Мы видим, что теперь, «по причине преступлений», закон преподается «через Ангелов, рукою посредника ( ν χειρ μεστου)» ( Гал. 3:19 ) – Моисея 95 , который единственный из всего народа оказался способным понести скрижали заповедей духовно и от которого Бог хотел 96 начать многочисленный новый народ ( Исх. 32:10 ). Но, не начав нового народа, Бог вручил тому народу, который остался с Моисеем, закон, имевший временный характер, как и грех – причина, его вызвавшая. А действие закона ограничено временем прихода веры и благодати ( Гал. 3:25 ). И вот новый народ, начавшийся не от Моисея, но через Иисуса Христа, созидает новый нерукотворный храм истинный и угодный Богу – духовный храм ( πνευματικς νας) в сердцах своих 97 . 2.3. Послания Климента

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

10 апостол говорит о людях, которые сидят «за столом в капище». В 9:4 спрашивает: «или мы не имеем власти есть и пить?» и затем рассуждает подробно и об этом предмете. В 10 главе говорит об евреях, которые «все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие» (2:3). Мы видим, что речь об этом предмете, перемешиваясь с речью о других предметах, продолжается до конца 10 главы. В начале 11-й она прерывается; но с 20 стиха той же главы она снова возобновляется. Здесь апостол говорит, что когда коринфяне собираются в одно место на вечерю, то последняя у них не по надлежащему совершается. «Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве нет у вас домов на то, чтобы есть и пить?». Затем апостол говорит об установлении вечери Господней и заканчивает свою речь словами: «а если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (ст. 34). Всю эту речь апостола можно было бы обозначить одним кратким греческим выражением: τ σωματικ– телесное, или относящееся к телу. Если так, то нам было бы еще понятнее, почему он говорит далее о τ πνευματικ, противополагая свою дальнейшую речь предыдущей. Такими выражениями он, по-видимому, хочет обозначить две стороны христианских вечерей любви: одна из этих сторон вещественная, внешняя, заключавшаяся преимущественно во вкушении пиши, хотя бы это была и духовная пища, и в питии, хотя бы это было и духовное питие: другая – духовная, заключавшаяся в учении, молитве, славословиях, песнопениях и проч. В тогдашней языческой греческой жизни встречаем аналогии этим христианским вечерям любви и их внешней и внутренней сторонам. Так как предмет этот довольно важен, то позволим себе несколько подробнее на нем остановиться. Происхождение агап приписывают «попытке первых христиан установить общее имущество; и след этого остался в вечерях любви. Когда этот обычай есть вместе и отдавать деньги в общую кассу перешел из Палестины в Грецию, то нашел здесь сродную себе почву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Ибо «когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал. “Не бойся принять Марию, жену твою”» ( Мф.1:20 ). [Этим он как бы говорит:] «И не помышляй о том, чтобы скрыть грех неуместными подозрениями. Ведь ты назван праведным, а праведному мужу не подобает молчанием покрывать беззаконие». «Не бойся принять Марию, жену твою», [говорит ангел]. Это показывает, что [Иосиф] отнюдь не пришел в негодование или исполнился презрением, но он испугался Ее потому, что она была исполнена Духа Святого, «ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» ( Мф.1:20 ). Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не «зачатое» (Τ κυηθν), но «родившееся» (Τ γεννηθν). Итак, эта плоть, будучи образована от Святости (ξ γιωσνης) 4 , была достойна того, чтобы соединиться с Божеством Единородного. «Родит же Сына, и наречешь имя Ему: Иисус» ( Мф.1:21 ). Мы знаем, что имена, намеренно даваемые кому-нибудь, выражают лежащую в их основе природу, как, например, [имена] Авраам, Исаак, Израиль. Имя каждого из них скорее выражает достигнутую ими личную добродетель, чем телесные особенности. Это же относится и к имени «Иисус», то есть «Спаситель народа». И вот уже приоткрывается тайна, предопределенная прежде веков и проповеданная издавна пророками: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: “С нами Бог”» ( Мф.1:23 ). Здесь открывается смысл этого древнего имени, [заключающего в себе] все Таинство [явления] Бога среди людей, ибо, как сказано, имя «Еммануил» означает «С нами Бог». И пусть никого не приводит в смущение коварные ухищрения иудеев, которые утверждают, что у пророка [Исайи] сказано не «дева», а «молодица» 5 : «Се, молодица во чреве приимет». Прежде всего, было бы крайне неразумно полагать, что то, что должно было стать знамением, данным от Господа, представляет собой обыденное явление, согласующееся с природой вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Для того чтобы подчеркнуть, что обозначаемые книги имеют сверхъестественный характер, автор 1-ой и 2-ой книги Маккавеев использует выражение «Священные книги»: «...имея утешением священные книги (τ βιβλα τ γα [та вивлиа та агиа]), которые в руках наших» ( 1Мак.12:9 ). «Потом приказал Елеазару читать священную книгу (τν ερν βιβλον [тин иэран вивлон])...» ( 2Мак.8:23 ). Это выражение употреблялось и позже, что видно из «Иудейских древностей» (20:261) Иосифа Флавия. В христианском лексиконе термин «Библия» появился в конце I в. и мог обозначать как часть, так и весь корпус священных книг. Латинизированная форма Вівіа вошла в обиход во все европейские языки в средние века и уже в единственном числе. В русском языке это слово было заимствовано из Вульгаты и впервые встречается в Геннадиевской Библии . Название «Библия» подчёркивает единство Священного Писания. Блж. Иероним Стридонский , чтобы подчеркнуть единство священных книг, называл Библию «священной богодухновенной библиотекой» 14 . Несмотря на то, что в состав Библии входят произведения разных жанров, разного содержания и языков, написанных на протяжении столетий многими авторами, Библия является единым целым, поскольку все книги, вошедшие в её состав, не противоречат друг другу, а, напротив, раскрывают учение о едином истинном Боге 15 . Слово Божие или Слово Господне. Еврейский термин [давар] означает не «слово» как часть речи, а живое высказывание, разговор, наполненный смыслом. Когда Писание говорит о «Слове Божием», это не просто указание на факт прямой речи Бога к человеку, а, в первую очередь, выражение Его силы и воли. Если Слово Божие записано ( Исх.24:4 ), то такая запись становится учебником или наставлением для жизни верующего. Писание характеризует Слово Божие следующим образом: «Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» ( Иер.23:29 ); «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис.40:8 ); «... не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек» ( Втор.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Св. ап. Павел так же называет эти книги «Писанием»: «...Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях (γραφας γαις [графэс агиэс])» ( Рим.1:2 , см. Рим.4:3, 9:17; 10:8 ). Тот же термин встречается и у других апостолов (см., например, Иак.2:23; 4:5 ; 1Пет.2:6 ) 11 . Иногда как синоним используется слово γρμμα [грамма], например, «Как Он знает Писания (γρμματα [граммата]), не учившись» ( Ин.7:15 ). Св. ап. Павел пишет своему ученику Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания τ ερ γρμματα [та иера граммата], которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:15–17 ). Эти слова св. ап. Павла объясняют значение Священного Писания для всех верующих во Христа. Богодухновенность делает Писание «полезным для научения, обличения и исправления», потому что не содержит никакой лжи или заблуждения, а одну только неизменную Божественную истину. Этот дар делает всё более и более совершенным в праведности и вере читающего Писание, превращая его в Божиего человека или, как ещё можно сказать, освящая его 12 . Книги. Евреи для наименования отдельных частей или всего сборника Священного Писания использовали термин [сэфарим], то есть «книги», «свитки», от слова [сэфэр] – «свиток», «книга», например: «В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам () число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку...» ( Дан.9:2 ). «И читали из книги () закона Божия каждый день...». ( Неем.8:18 ). Похожее название с указанием на святость книги ( [сифрэй ха-кодэш] – «Священные книги») а так же [китвэй ха-кодэш] («Священное Писание») встречается в мишнаитских и талмудических трактатах 13 . Библия. Это название происходит от греческого слова βιβλα [вивлиа] – «книги» и является синонимом слова [сэфарим]. Слово βιβλα – форма множественного числа от βιβλον [вивлион] – «книга». Происхождение самого слова βιβλον связано с финикийским портом Библос (библейский Гевал). Через него шла торговля папирусом, главным писчим материалом древности. Впервые этот термин по отношению к Пятикнижию используется в Послании Аристея (СССХІ), датируемого примерно серединой II в. до Р.Х., в котором, правда, употребляется единственная форма (ν τ ββλ [эн ти вивло] – «в книге», т.е. «в Пятикнижие»). Примерно в то же время (в 132 г. до Р.Х.) термин βιβλα для обозначения для всего корпуса Священного Писания встречается в прологе книги Премудрости Иисуса сына Сирахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Каждый из нас должен быть готов к таким жестоким нападкам, о чем предупреждает и Евангельское повествование: « Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан. 15: 18,20). Будем готовы, по святому апостолу Павлу, для сего приняв « всеоружие Божие, дабы могли противостать в день злой [Греч.: ν τ μρ τ πονηρ.] и, все преодолев, устоять» (Еф. 6: 13). И далее там же: « Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Это из Апостола Павла послания к ефесянам, глава 6, стихи 14-17. Если духовно и молитвенно крепки, Господь, как мы видим, сам устраняет нечестивцев-сатанистов, отправляя их без лишних мучений в мире земном на Суд Небесный, где их ждет заслуженно страшный финал на веки вечные. Что подтверждают события на Украине и конкретно этот очередной эпизод борьбы со Христом и Его святой Церковью. «Перепрошить» там этих бесноватых сатанистов будет ох как непросто. Даже на новых территориях это еще долго будет серьезной и невероятно трудно разрешимой проблемой . Пора ускоренными темпами проводить не просто денацификацию и демилитаризацию Украины, а в первую очередь ее десатанизацию. Не будет всенародного покаяния за предательство помазанника Божиего, последнего монарха династии Романовых, царя-страстотерпца Николая II со сродниками и преданными царедворцами, не успеем духовно укрепиться и по-настоящему стать частью Вселенской Церкви, а не просто несколько раз в год по крупным церковным праздникам отмечаться в храме «для галочки» – растерзают и народы наши, всех до единого, кто на поклон к Велиару не придет, и Россию на куски разорвут. Бог с теми, кто с Богом всецело. Ор псевдопатриотов, прожектеров некоторых лукавых лиц, голосящих на федеральных теле- и радиоканалов безбожно скопированное у верующего до глубины души генералиссимуса Суворова « Мы – русские. С нами Бог!», к делу не относится. Клоунов не заказывали. Все там, на Украине. Нам здесь таких не надо, насмотрелись.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/12/desata...

1Сол.5:13 .  и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. 1Сол.5:14 .  Умоляем также вас, братия, вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. « Вразумляйте безчинных» – строго говоря «тех, которые не держатся строя» – намек на военную дисциплину. Ellicott думает, что здесь, вероятно, содержится намек на пренебрежение обязанностями и профессиями, которым грешили Ф., благодаря своим ошибочным взглядам на время пришествия Христа. Этот взгляд подтверждается такими местами как 1Сол.4:11, 12 . « Утешайте малодушных» – утративших равновесие духа, м. б. от излишней скорби по умершим, или от страха гонений. « Будьте долготерпеливы» – не давайте места раздражению против тех, которые слабы, но обращайтесь со всеми терпеливо, осмотрительно и любовно. 1Сол.5:15 .  Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Здесь Ап. повторяет урок, данный Христом у Мф.5:43 и д. « Ищите добра» – « τ αγαθν» не в смысле абсолютно доброго ( το καλν), а в смысле полезного (utile), противоположного всему, что можно назвать τ κακν. Это «искание» должно простираться не только на братьев по вере, но и на всех людей вообще. 1Сол.5:16 .  Всегда радуйтесь. Эти стихи содержат в себе ряд прекрасных афоризмов, касающихся разных сторон духовной и моральной жизни христианина. Сравни Флп.3:1 и Флп 4:4 . Источник этой радости ( Рим 14:17 ) – Дух Святый, излитый на христиан. Став причастником великих советов Божиих о спасении мира, христианин видит спасающую руку Божию повсюду в мире, даже в страданиях и гонениях. Это служит неиссякаемым источником его радости. 1Сол.5:17 .  Непрестанно молитесь. Здесь дается Ап. совет относительно непрестанной духовной молитвы, которая является естественным результатом того настроения, о котором речь идет в 1Сол.5:16 . 1Сол.5:18 .  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. 1Сол.5:19 .  Духа не угашайте. « Духа не угашайте». Связь этого стиха с 1Сол.5:20 дает основание думать, что тут речь идет о возникшем среди Ф. отрицательном отношении к духовным дарованиям, о которых Ап. говорит в 1Кор 12 , и 1Кор 14 . Реакция против них, м. б., поднялась потому, что они вносили известную долю беспорядка в собрания христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Сол.5:20 .  Пророчества не уничижайте. То же отрицательное отношение, по-видимому, было и в отношении «к пророчеству». Последнее не включает в себя идеи предсказания будущего. В Н. 3. эта идея стоит на заднем плане. «Пророчествование тесно связано с молитвою ( 1Кор 11:4–5 ). Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение ( 1Кор 14:3 ). Обличение во грехе, обнаружение тайн сердца – приписываются этому духовному дару как его дело (ibid. XIV:24–25). Кратко говоря, – пророчество – это страстное и вдохновенное слово о тайнах Божиих» (Lightfoot, op. cit. стр. 63). Подавление такого дара было бы большой утратой для духовной жизни Ф. общины христиан. 1Сол.5:21 .  Все испытывайте, хорошего держитесь. Продолжение мысли 1Сол.5:20 . Духовные дары – вещь прекрасная: их нужно поддерживать; но необходимо их и испытывать. Не все виды вдохновения приходят свыше. Мысль здесь отчасти та же, что и у 1Ин.4:1 . Τ καλν в нравственном смысле отлично от τ αγαθν; первое означает доброе само в себе: второе – доброе по своим последствиям. Первое здесь очень уместно, ибо указывает на доброе, принятое как результат испытания. «Твердо держите то, что вы приняли как результат вашего « δοκιμζειν». 1Сол.5:22 .  Удерживайтесь от всякого рода зла. Здесь мысль Ап. отчасти та же, что и в Рим 12:9 . Εδος – род, вид, форма ; – этот перевод находит себе подтверждение в недавно открытых папирусах в Египте, относящихся к II в. до Р. X. и II в. по Р. X. В обычной речи этого времени слово εδος имеет именно это вышеуказанное значение (см. Milligan – ор. cit. стр. 76–77). 1Сол.5:23 .  Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Мысль Ап. П. вновь возвращается к парусии Христа. Он молится чтобы Бог не только сделал их совершенными в парусии Христа, но и сохранил их в этом совершенстве ( λοτδλες и λκληρον). Здесь мы встречаемся с так называемой трихотомией, с трехчастным делением человеческой природы на дух, душу и тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.5:17 .  Первосвящен­ник же и с ним все, при­надлежав­шие к ереси саддукейской, исполнились зависти, Как видно из предшествующего изображения внутреннего состояния христианского общества и отношения к нему народа, Церковь Христова процветала внутренне и прославлялась народом. Естественно, что убийцы Господа, из зависти, между прочим, к Его славе, исполнились зависти и к Его ученикам, так прославляемым от народа. «Первосвященник» – вероятно, Каиафа, бывший тогда правящим, потому и не названный. «И с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской»..». греч. κα πντες ο σν αυτ ( η οσα αρεσις τν σαδδουκαων), точнее слав. «и вси, иже с ним, сущая ересь саддукейская»; это показывает, что сам первосвященник принадлежал к еретической секте саддукеев и был ее представителем. Флавий прямо говорит, что один сын Анана или Анны (тестя Каиафы) принадлежал к секте саддукейской (Археол. XX, 9, 1). Возможно было в это время национального разложения уклонение в ересь и самого первосвященника, может быть хотя негласное и с известными предосторожностями. Деян.5:18 .  и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. «Наложили руки свои на Апостолов» – употребили насилие, поступив с ними, как с преступниками. Деян.5:19–20 .  Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. «Став в храме, говорите», σταθντες λαλετε εν τ ιερ, правильнее слав.: «ставше глаголите в Церкви». Чем упорнее становится преследование врагов, тем явственнее Господь оказывает свою помощь гонимым, частью для вразумления и устрашения гонителей, вообще же для распространения и утверждения новоустрояемой Церкви. Ангел повелевает говорить «в храме» – смело, безбоязненно, не боясь угроз и преследований. «Все сии слова жизни», греч. πντα τ ρματα τς ζως τυτης, точнее слав.: «вся глаголы жизни сея» – все глаголы жизни сей, т. е. истинной, вечной, благодатной, в которой сами пребываете. Деян.5:21 .  Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвящен­ник и которые с ним, при­дя, созвали синедрион и всех старей­шин из сынов Израилевых и по­слали в темницу при­вести Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010