Осталось немного для ликвидации вспышек, которые всегда являются наследием старого порядка после его упразднения. Сохранялся еще «дракон, змей Древний, который есть Диавол и Сатана» (XX, 2). И сошедший с неба Ангел, имевший ключ от бездны и большую цепь в руке (XX, 1), сковал его и заключил в преисподнюю, чтобы он не прельщал народы, на тысячу лет, а после того был бы освобожден на малое время (XX, 3). Тут цифры, разумеется, условные и символические, и тысяча, по контрасту с малым числом, означает лишь великое множество в продолжение времени весьма и весьма длинного, но все-таки ограниченного предрешенным пределом. Поэтому и вообще нельзя говорить о каком-либо хронологическом тысячелетии, ибо речь идет просто о безмерной протяженности. Тогда все, пострадавшие за Имя, веру и исповедание Господа Спасителя, и неизменные в своей приверженности Ему, ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится названная тысяча лет (XX, 5). Это – первое воскресение, тем более важное, что все участники его, будучи внутренне уже блаженными и всецело светлыми по существу, избавлены от смерти второй, которая не имеет над ними власти; они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (κα βασιλε σουσιν μετ’ α το ) тысячу лет (XX, 4–6). Как это понять и представить в приемлемой форме? Первое воскресение, очевидно, предполагает и соответствующую, тоже первую, смерть. Но в ней продолжают пребывать прочие из умерших, которые не ожили (XX, 5: ο λοιπο τ ν νεκρ ν ο κ ζησαν χρι τελεσθ τ χ λια τη) как вышеназванные праведники, почему о последних надо думать, что они были в одинаковом состоянии и, следовательно, все находились в равном положении посмертного бытия по причине неизбежной для всех физической смерти. Термин «прочие» (ο λοιπο ) в таких комбинациях всегда означает однородность по общей для разумеемых членов категории, например, «прочие от семени жены» (XII, 17: μετ τ ν λοιπ ν το σπ ρματος α τ ς) или «прочие», кроме брошенных в озеро огненное зверя и лжепророка, но из их приверженцев и с равными качествами, потому что и они убиты мечом Сидящего на коне (XIX, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пророчества Исаии чтение. (Гл. 1, 9–16). Так говорит Господь: горе душе их [[Горе душе их! ибо сами себе воздают злом за зло. Скажите праведнику, что блого ему: ибо все будут вкушать плоды деяний своих. Горе беззаконнику злосчастному! ибо за дела рук его будет ему возмездие. Народ мой! Правители его мальчики, и женщины над ним господствуют. Народ мой! вожди твои уводят в сторону, и путь стезей твоих поглотили. Возстал Иегова на суд, и стоит готовый судить народы….. (Макар.).]]! ибо они против себя самих умыслили совет худый, говоря: свяжем праведнаго, потому что он непотребен для нас. итак плоды дел своих вкусят. горе беззаконнику. по делам рук его сдастся ему. народ мой! приставники ваши отнимают у вас последнее. и сборщики господствуют над вами. народ мой! ублажающие вас вводят вас в заблуждение. и стезю ног ваших искривляют. но ныне возстанет Господь на суд с народом своим. сам Господь вступит в суд с старейшинами народа и с начальниками его. вы же за что запалили виноградник мой? и отнятое у беднаго – в домах ваших? вы же за что обижаете народ мой, и лица смиренных посрамляете [[В Паремейнике 1054 года читается: κα τ πρ βατα τ ν ταπειν ν καταισχ νετε. Но тут слово πρ βατα ошибочно написано вместо πρ σωπα. В александр. тексте сего пророчества (1821 год.) читается: κα τ πρ σωπον τ ν πτωχ ν καταισχ νετε.]]? говорит Господь Савваоф. Час третий Пророчества Амоса чтение. (Гл. 8, 9–13). Так говорит Господь: в день оный закатится солнце в полдень. и померкнет на земле свет днем. и обращу праздники ваши в печаль. и все песни ваши в плач. и на все чресла надену вретище. а на всякой голове сделаю плешь. и заставлю его плакать, как о любимце [[Произведу у ней плач, как по единородном, и конец ея, как день горести. (Мак.).]]. и сущим с ним будет день скорби. вот, наступают дни, говорит Господь. и я пошлю голод на землю. не голод хлеба, ни жажду воды. но голод слышания слова Господня. и поднимутся воды даже до моря. и от севера до востока будут скитаться, ища слова Господня. и не найдут его. говорит Господь Бог [[И будут бродить от моря до моря, и от севера до востока; будут скитаться, чтобы найти слово Иеговы, и не найдут. (Макар.).]]. Час шестый

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мф.28:11–15 A некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам обо всем бывшем. И они, собравшись со старейшинами, и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили как научены были; и пронеслось это слово между Иудеями до сегодня 162 . …τ γαπντι μς κα λσαντι μς κ τν μαρτιν μν ν τ αματι ατο. Κα ποησεν μς βασιλεαν ερες τ θε κα πατρ ατο ατ δξα κα τ κρτος ες τος ανας τν ανων μν. – Тому, Который возлюбил нас и омыл нас от грехов наших в Крови собственной Своей (и сделал нас царями и Иереями Богу и Отцу Своему), Ему слава и власть во веки веков, аминь ( Откр.1:5, 6 ). События, предшествовавшие страданиями Господа Иисуса Христа 1 Полагают, что самаряне – смесь евреев с теми полчищами ассириан, который Салманасар, царь ассирийский (724 г. до P. X.) выслал для заселения Палестины, им самим обезлюденной. Иудеи никогда не хотели признать самарян за своих братьев, сколько за их смешанное происхождение, столько и за то, что из всего Ветхого завета они принимали лишь одно Пятикнижие. Отринутые иудеями, самаряне построили себе храм на горе Гаризим, близ Сихема, и воздавали поклонение Богу по законоположению Моисееву. Иоанн-гиркан (пятьдесят первый первосвященник и князь иудейский) разрушил этот храм около 127 л. до I. Х., тем не менее, гора осталась навсегда священной для самарян. Они, как и евреи, ожидали Мессию, и когда явился ожидаемый, многие из них уверовали в него. Весьма важно и многозначительно то обстоятельство, что Господь Иисус основу всей христианской религии, «о поклонении Богу в духе и истине», открыл именно – Самарянке. Теперь Самария населено арабами; и в главном городе ее – Наблусе насчитывают собственно самарян едва до пятисот. Из Галилеи в Иудею, например, в Иерусалим лежали две дороги: или прямо через Самарию, или восточным берегом («обон-пол», тем берегом) Иордана. В первом случае дорога лежала через самарийский город Сихем ( Ин.4:4 и далее); во втором случае, через Иордан переправлялись близ Вифавары, а затем чрез Иерихон в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛО [греч. κακα, τ κακν, πονηρς, τ ασχρν, τ φαλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага . Ветхий Завет Терминология и семантика В ВЗ предметы, явления, события, действия и переживания, так или иначе противопоставленные благому, полезному, соответствующему принятым нормам или эталонам, т. е. оцениваемые негативно в к.-л. отношении, характеризуются словами, производными от корня   (глаголы         имена существительные и прилагательные:        ). При этом «плохое», «дурное», т. е. неупорядоченное, неправильное, и «вредное», «опасное», т. е. приносящее вред или способное его причинить, а также З. как нравственная характеристика людей и их поступков и З., переживаемое человеком, т. е. страдание, беда, несчастье, различаются только контекстуально, но не терминологически. Так, слова с корнем   служат определениями предметов и явлений, опасных и вредоносных по своей природе, и т. о. подчеркивают эти свойства. Напр., «злой» (  ) нередко называется болезнь: «Поразит тебя Господь злою (  ) проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей» (Втор 28. 35; ср.: Втор 28. 59: «...болезнями злыми (  ) и постоянными»; Втор 7. 15; Иов 2. 7: «...проказою лютою (  ) от подошвы ноги его по самое темя его»; Еккл 6. 2: «тяжкий (  ) недуг»; 2 Пар 21. 19). Когда речь идет о диких зверях, представляющих собой угрозу для человека, используются те же эпитеты: «хищный зверь», «лютые звери» (     - Быт 37. 20, 33; Лев 26. 6; Иез 5. 17; 14. 15, 21; 34. 25). В этом значении такие слова могут употребляться и менее конкретно, обозначая беду, несчастье как совокупность опасных, гибельных событий или обстоятельств: «...за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло (  ) на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар 21. 12); «За это Я наведу беды (  ) на дом Иеровоамов...» (3 Цар 14. 10); после смерти Авессалома Иоав говорит Давиду: «...клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий (  ), какие находили на тебя от юности твоей доныне» (2 Цар 19. 7 (МТ 19. 8)).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Это общее соотношение между началом божественным и тварным, ософиение in actu, определяется как благодать во всех многоразличных значениях этого понятия. 166 поставил в Церкви»... (далее идет снова перечень даров и служений в Церкви: 28–30). Это сопоставление Христа и Духа Св. как бы в безразличном рядоположении имеет первостепенное экклезиологическое значение. К этому присоединяется еще учение о различии членов тела и соответствующих даров. Эта общая мысль об единстве тела Христова при множественности членов находит для себя выражение еще в Р. 12, 4–5; «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». И далее (6–8) дается то же перечисление разных даров и служений в церкви, соответственно различию членов, «по данной нам благодати» (6). Только здесь эти дары не возводятся к одному источнику – Духу Св., как в 1 Кор., но, конечно, здесь руководственное значение должно иметь учение именно этого послания. Аналогичное значение в применении к единству Церкви во Христе имеет и евхаристическое учение 1Кор. 10, 16–17 : «один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного тела». Наконец, согласно учению послания к Ефесянам, это многоединство церковное в своем многоразличии и связанности раскрывается, как полнота Христова: «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его (τ σμα ατο), полнота (τ πλρωμα) наполняющего все (τ πντα) во всем» (1, 23). (Употребление члена подчеркивает онтологическое значение всех этих понятий). Здесь аспект христологический соединяется так же, как и в 1 Kop., с пневматологическим: о Христе говорится, что Он примирил нас с Богом, «ибо – мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» ( Еф. 2, 10 ), «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Христа» (15–16). И далее продолжает апостол: потому что чрез Него и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе … имея самого Христа краеугольным (камнем),.. на котором и вы устроятесь в жилище Божие в Духе» (18–22). 167 Наконец, в посл. к Кол. 2, 19 , говорится о «главе, от которого все тело составами и связями соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

4Цар.22:3 .  В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: 4Цар.22:4 .  пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, 4Цар.22:5 .  и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, 4Цар.22:6 .  плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; 4Цар.22:7 .  впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. «В восемнадцати год царя Иосии...» LXX точнее определяют время важного события открытия книги закона, добавляя: ν τ μην τ γδο, или по кодексам 52, 64, 72, 92, 106, 119, 121, 123, 134, 144, 236, 242, 245, 247 и др. – ν μην τ ββμφ, слав.: «в седмый месяц». Книга закона найдена была при реставрации храма, последовавшей теперь, спустя около 230 лет, после бывшей при царе Иоасе ( 4Цар.12:5 и далее), необходимо вызванной теперь нуждой очистить храм от языческих нечистот, введенных в него при Манассии и Амоне. Упоминание об этой новой реставрации храма близко напоминает рассказ XII гл. о прежней и в XXII главе более кратко, только предполагая то, что в XII гл. прямо высказывается; притом речь о реставрации храма здесь является лишь поводом к рассказу о найденной при этом книге закона. Реставрация храма началась, вероятно, не в 18-м только году царствования Иосии, а гораздо прежде, так как по ( 2Пар.34:3 ) Иосия уже на 8-м, а еще более на 12-м году царствования своего начал проявлять особенную ревность по Боге. О должности писца, евр. софер, LXX: γραμματες, Vulg.: Scriba, см. комментарий к ( 3Цар.4:3 ). По ( 2Пар.34:8 ), кроме Шафана, царь посылает в храм еще градоначальника Маасею и дееписателя Иоаха. Хелкия – первосвященник (ср. ст. 8, ( 4Цар.23:4 )) из рода Садока ( 1Пар.9:11 ). По почину Климента Александрийского , некоторые толкователи отождествляли его со священником Хелкиею, ( Иер.1:1 ), отцом Иеремии (Ейхгорн, Боген и др.), но против этого говорит как полное неупоминание книги пророка Иеремии о первосвященническом достоинстве отца пророка, так и то, что в Акафофе, родном городе пророка, жили священники не из линии Елеазара и Садока, а из линии Ифамара и Авиафара (ср. 3Цар.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еф. 3:3, 4 . Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой. Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, τ μυστριον το Χριστο. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» – σωματικς ( Кол. 2:9 ), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия – вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк. 24:45 ), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек такого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: «мне через откровение возвещена тайна» – κατ ποκλυςψιν γνωρσθη μοι τ μυστριον. Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь погрузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и благовестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой – νοσαυ τν σνεσν μου ν τ μυστηρ το Χριστο. А душа этой тайны – Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2Кор. 12:1 ). Для чего? Дабы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» ( Еф. 3:9 ), дабы «показать, какое богатство славы в тайне сей» ( Кол. 1:27 ), дабы «возвещать тайну Христову» ( Кол. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Положительная часть законоположения Второзакония о левирате гласит следующее. «Если братья живут вместе ( τ ατ), и один из них умрет, не имея у себя сына ( σπρμα δ μ ν ατ), то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею. И первенец ( τ παιδ ον), которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле ( κατασταθ σεται κ το νοματος το τετελευτηκ τος, κα οκ ξαλειθ σεται τ νμα ατο ξ σραλ)» ( Втор.25:5–6 ). Употребленное здесь условное выражение «если братья живут вместе» говорит о совместном жительстве братьев на одном земельном участке и на одном общем хозяйстве; по толкованию же Мидраша, оно, кроме того, имеет в виду лишь братьев по отцу (агнатов), которые одни талмудическим правом считались законными и полноправными родственниками и наследниками, братья же по матери (единоутробные), но имевшие разных отцов, в этом праве не считались и родственниками (вопреки Быт.20:12 и др.). Таким образом, левират обязателен для деверя, прежде всего, при наличности двух условий: 1) природного и юридического сродства его с умершим и 2) экономической общности ведения ими одного хозяйства. Эти условия вполне соответствуют двоякой цели левиратного брака: сохранению имени умершего в Израиле и нераздробленной передаче потомству его земельного удела. Что касается первой цели левирата, то иудейская традиция ( Втор.26:5 по LXX: σπρμα δ μ ν ατ. И. Флав., Древн. IV, 8:23; XVIII, 5:4, Мидраш и Талмуд) правильно и согласно понимала выражение еврейского текста «не имея у себя сына» ( «бен-эйн-ло» ) в общем смысле неимения детей, так что, если после покойного брата деверя оставалась только дочь, которая в этом случае, по закону Моисееву о наследовании ( Числ.27:8, 36:1 ), наследовала удел отца своего, – то левират не должен был и не мог иметь приложения. На вторую цель левирата, – хотя лишь косвенно, – указывает выражение рассматриваемой нами статьи закона «если братья живут вместе»: если бы дело шло лишь о браке вдовы со всяким деверем, то выражение это было бы ненужным плеоназмом. В действительности же брату, живущему вместе (с умершим), здесь противополагается «чужой человек» («иш зар»), живущий «на стороне» («гахуца»), – всякий мужчина, не принадлежащий к семейству и не имеющий участия в его земельном владении. Коль скоро деверь еще при жизни своего брата жил совершенно отдельно от него, левират опять не мог иметь места (иначе, по-видимому, представляется дело в вопросе саддукеев Спасителю, Мф.22:24 ); по талмудистам, на подобном же основании не обязателен брак левиратный и для брата, родившегося в семье отца своего уже после смерти старшего своего брата, оставившего бездетную вдову («Мишна, Иевамот II, 1»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Злыми они стали впоследствии, по злоупотреблению собственной свободой, не побуждаемые к этому никакою необходимостью. Так учит откровение и церковь о происхождении злых духов. I. В ветхозаветном откровении не говорится прямо о падении существ мира духовного, однако оно предполагается общим учением ветхого завета о том, что Бог – не виновник зла, что все существующее создано благим и прекрасным. ( Быт.1:31 ), и в первозданном мире не было зла и беспорядка. Но в новом завете, в учении И. Христа и апостолов, о грехопадении ангелов говорится прямо и ясно. Спаситель, обличая неверие в Него иудеев, говорил, им: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине (ν τ ληθε οχ στηκεν), ибо нет в нем истин ( Ин.8:44 ). – ν τ ληθε οχ στηκεν (perfectum означает в греч. яз. действие, совершившееся в прошедшем и простирающееся до настоящего времени) собственно значит: дьявол не устоял в истине и теперь не стоит. Истина, в которой не устоял дьявол , без сомнения, есть истина нравственная, о которой Спаситель говорил: познаете истину, т. е. истинное назначение свое, и истина сделает вас свободными, разумеется от рабства греху ( Ин.8:32 ). В этой истине – верности своему назначению не устояли духи злобы. Смысл слов Спасителя, следовательно, таков: падшие духи не остались верными своему назначению, которое состояло в том, чтобы жить для Бога, в Нем одном полагая цель своего бытия. Апостолы также ясно учили о падении ангелов. Ап. Петр говорит: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Подобно сему и ап. Иуда пишет, что Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). И тот, и другой апостол указывали в приведенных изречениях примеры наказания Богом за грех с целью предостережения людей от греха. Такая цель наставления в связи с прямым утверждением, что Бог не пощадил ангелов согрешивших (μαρτησντων), что они не сохранили своего начала (τν ρχν), но оставили свое жилище (τ διον οκητριον), ясно указывают на происшедшее в мире ангельском грехопадение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Другое – по евангельскому сравнению 14. Если Бога не видел никто никогда, как Единородный Сын Отца, Сам, будучи Богом, открыл ( Ин. 1:18 ), то как же Он говорит прозревшему слепому: и видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин. 9:37 )?Итак, Один и Тот же и видим и невидим, но невидим Он по неописуемой природе, так как невидимо то, что неописуемо, а видим по описуемому человечеству, ибо видимо то, что описуемо, – это истинно. Возражение со стороны иконоборцев 15. Если Христос чудесно воспринял плоть в собственной Ипостаси, то она неизобразима, как обозначающая не какого-либо [отдельного человека], но человека вообще. Как же возможно, чтобы она оказывалась осязаемою и изображалась различными красками? Пустая речь и выдумка ложная. Разрешение этого Если Христос чудесно воспринял плоть в Своей собственной Ипостаси и она в Нем, как вы говорите, неизобразима, как обозначающая не какого-либо отдельного, но вообще человека (τν καθλου νθρωπον), то как она в Нем существовала? Ведь общие свойства (τ καθλου) имеют существование в отдельных лицах (ν τμοις), как, например, человечество существует в Петре и Павле и в остальных [представителях] того же рода 7 . А коль же скоро не существуют отдельные личности, то уничтожается и человек вообще. [Col. 397] Поэтому и человечества не было бы во Христе, Человечество если бы оно не существовало в Нем, как бы в некотором (ς ν τιν) [отдельном человеке]. Остается [вам] говорить, что Он и воплотился в представлении. Но в силу этого Он не мог бы ни быть осязаемым, ни быть изображаемым различными красками. Но это – рассуждение [еретиков] манихеев. Другое 16. Общие свойства (τ καθλου) созерцаются умом и мышлением, а частное (τ καθ’ καστα) – глазами, которые видят воспринимаемое чувствами. Итак, если бы Христос воспринял общую нашу природу, которая не созерцается в отдельном лице (ν τμ), то Он был бы видим только умом и осязаем только мышлением. Но Он говорит Фоме: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ). И снова: подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20:27 ); подлежащее чувствам Он сопоставил с тем, что чувством и воспринимается. Итак, Христос доступен восприятию внешними чувствами – осязаем и видим телесными очами, а следовательно, Он и описуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010