«Ad ecclesiam el ad manirium St. Thomae». Эта фраза вызывала споры и разногласия между учеными (смотри вступление). Но очевидно, что из слов паломницы нельзя вывести точнаго заключения: находилась ли гробница св. апостола Фомы в церкви, построенной в юго-западном углу города, или за стенами города, согласно традиции хоронить умерших вне городских стен? Этот римский закон соблюдался до 350 года. Позднее, возможно из-за угроз нападения персов или кочевников, мощи стали сохраняться в церквах внутри города. Так преп. Ефрем Сирин упоминает о мощах св. Иоанна (?), находившихся в Большой крещальне, построенной в 369–370 г. Из эдесской хроники. Согласно преданию, первая церковь , – «церковь христиан» – была построена в западной части города над источником воды, на месте языческаго храма. Эта церковь , построенная на низком месте, была уничтожена наводнением 201 года. Она была посвящена Спасителю. Церковь была прекрасно украшена, посередине ея стояли мраморныя колонны. Предание говорит, что в ней проповедовал ап. Фаддей. В 313 году епископ Конон положил основание кафедральному собору, возможно, на месте «церкви христиан». Затем, в 345 году (приблизительно), епископ Авраамий соорудил «дом» (храм) в честь мучеников Гурия, Самона и Авива. В 369–370 годах епископом Варсисом была построена Большая Крещальня как часть собора. В 379 году епископ Евлогий соорудил храм св. Даниила. В августе 394 года рака св. ап. Фомы была перенесена в великий храм, посвященный ему при епископе Кире, на севере от пруда с рыбами. При мощах св. ап. Фомы существовал храм и до 394 года, который паломница описывает как «храм прекрасный и построенный в новом стиле». Сократ, описывая события 372 года, рассказывает о «славном и знаменитом мартириуме апостола Фомы, где ради святости места беспрерывно совершаются собрания» (Помяловский). Однако некоторые ученые считают, что это замечание паломницы относится к храму Двенадцати Апостолов, «знаменитому своей роскошью и красотою пропорций», построенному в 435 году (Сегал).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г.М. Прохорова. СПб., 2002. С. 429. 14 Быт. 1, 31 . 15 Афинагор. Прошение о христианах 13; Григорий Палама. Сто пятьдесят глав 22 и др. 16 Тертуллиан . Против Гермия 29. 17 Святитель Ириней Лионский. Против ересей 2.25. 18 См.: Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав 22, 23. 19 Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав 23, пер. А. И. Сидорова , цит. по изд.: Богословские труды. Вып. 38, 2003. С. 27. 20 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 125 к «О Божественных именах», цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г.М. Прохорова. СПб., 2002. С. 367. 21 Преподобный Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии 2.3, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 29. 22 Преподобный Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 4.7, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 315. 23 Быт. 2, 8–14 . 24 Быт. 2, 9 . 25 Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и недоумения 44, цит. по изд.: Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения/Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова; науч. ред. Г. И. Беневич; отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2010. С. 102–103. 26 Краткое житие Ефросина-повара, 370–371, перевод С. Поляковой, цит. по изд.: Жития византийских святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. С. 370. 27 1Кор. 2, 9 . 28 Имеется в виду – переводится с еврейского языка. 29 Преподобный Никита Стифат. Трактат о Рае 3, цит. по изд.: Священник Николай Ким. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003. С. 91. 30 Быт.1:27 . 31 Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово 6, цит. по изд.: Григорий Нисский, святитель. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 19. 32 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 138 к «О Божественных именах», цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Преставился с ними от меча, при Диоклетиане, в 303 году. Пролог. Мес. В. Март. Р. 27 ноября. Имеет канон на повечерии. 29 Свв. мучч. Парамона, и с ним 370. В царствование Декия, Аквилин, князь на Востоке, принуждал 370 христиан принести жертву идолам. Прохожий Парамон, при виде такого множества страдальцев, воскликнул: «сколько невинных умирает за то, что не кланяются бездушным болванам». Его пронзили копьями; прочих мечами посекли, в 250 году. Чет. Минея. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Филумена. Из Ликаонии. Торгуя хлебом в Анкире Галатской, взят, строган н жжен, по приказанию Феликса. Умер от гвоздей, вонзенных в голову, руки и ноги его, в царств. Аврелиана, ок. 274. Пролог. Мес. Вас. Март. Р. Преп. Акакия Синайского. Ученик одного злонравного старца, знаменитый послушанием и терпением. По смерти, на вопрос, умер ли он, из гроба отвечал: «не умер, потому что делателю послушания невозможно умереть». Чет. Минея от Лествичника, ст. 4. Вторично воспоминается 7 июля. Имеет канон иа повечерии, тот же, что 7 июля. 30 Св. апостола Андрея Первозванного. Сын Ионин, брат ап. Петра, рыбарь Вифсаидский, ученик Иоанна Крестителя. Проповедовал в Скифии и примории Понта Евксинского, и умер на кресте в Патрах Ахайских. Чет. Минея. (Martyrium Ар. Andreae in Galland, Bibl. рр. I. 143. et in Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 245 Хр. Чт. 1824. XVI. 264. Fabr. X. 194). Мес. В. Март. Р. В соборе 12 апп. июня 30. В службе два канона, один – Иоанна монаха. Св. Фрументия, архиепископа Индийского. Рукоположен св. Афанасием Великим , в царствование Константина II. Преставился ок. 360 года. Пролог. (Theodoret. I. 24. Sacr. I. 13. Soz. I. 23. Or. Chr. II col. 643). Март. Р. 27 окт. Декабрь 1 Св. пророка Наума. Родился в Елкесе, Галилейском местечке; пророчествовал на Ниневию, около времен Езекии. Чет. Минея от св. Епифания и Дорофея Тирского. Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. Анании Персянина. Из Арвила. Скончался перед вступлением в подвиг мученичества. Пролог. Мес. В. Март. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Поскольку благодать – это проявление любви Божией, поскольку она открывает, что Бог есть любовь, и поскольку человеку, принимающему ее, она дает способность любить, то такой человек ощущает потребность разделить ее с другими людьми, дать и им ощутить благость божественной благодати. Вот почему восклицает святой Силуан: «О Господи, как же Тебя благодарить за эту новую неисповедимую милость... Господи, не могу я один, дай всему миру познать Тебя!» (с. 53). Как полнота любви Божией распространяется на всякое творение, так и полноту благодати человек, принявший ее, стремится распространить на всех людей. «Познавшая сладость Духа Святого, душа всем желает того же, ибо сладость Господня не дает душе быть самолюбивою, но дает ей любовь, которая истекает из сердца» (с. 449). Приявший Святого Духа, познавший Господа и обретший в Нем свое блаженство тотчас «от великой радости жалеет весь мир и сильно желает, чтобы все люди познали Бога...» (с. 516). Святой Силуан восклицает: «Как дал Ты мне грешному познать Тебя Духом Твоим Святым, так да познают Тебя народы земли и да хвалят Тебя день и ночь» (с. 302); «Душа моя познала Тебя, Господи, и я пишу милости Твои народу Твоему» (с. 370); «О, народы... пишу вам о милости Господней, которую дал мне Господь познать Духом Святым; и Дух Святой научил меня любить народ. О, я посадил бы вас на высокую гору, чтобы с высоты ее вы могли увидеть кроткое и милостивое лицо Господа...» (с. 370). Как видно из многих приведенных цитат, старец жалеет людей-грешников и, сам стремясь спастись, желает им спасения, болезненно переживая их несчастное состояние, знакомое ему на собственном опыте. Еще более определенно он уточняет: «И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые, подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге» (с. 325). Вместе с тем старец твердо уверен в том, что Господь любит грешников, потому что, как Он сам говорит, Он пришел призвать не праведников, но грешников... ( Мк. 2:17 ) и взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Призрите милостиво на его положение. И жить ему негде, и есть нечего. Напишите, как идет дело с Вашею книгою о главенстве. Еще прошу вас навести справку о записке, поданной в Синоде протоиереем из Охотного ряда Ив. Виноградовым по поводу новой книги Каптерева о Патр. Никоне, которую Вы, кажется, получили. По слухам, записка О. Виноградова обвиняет Каптерева в ереси. Я нынешнюю зиму провел менее здоровым, чем предшествующую. Жена моя Вам кланяется. Уважающий Вас и душевно преданный, Прот. С. Смирнов. 27 февраля 1888 г. Письма профессоров МДА Дм. Ф. Голубинского, А.Ф. Лаврова-Платонова (архиеп. Литовского Алексия), В.Д. Кудрявцева, П.И. Горского-Платонова, Е.Е. Голубинского, А.П. Лебедева, Н.И. Субботина, Д.Ф. Касинына, П.И. Цветкова, В.Ф. Кипарисова и И.Н. Корсунского к протоиерею Петроградского Казанского собора Александру Алексеевичу Лебедеву//Богословский вестник 1916. Т. 3. 10/11/12. С. 370–490 (2-я пагин.) 1720 —370— Письма Дм. Ф. Голубинского I Добрейший и Любезнейший Александр Алексеевич ! Усердно благодарю Вас за письмо Ваше и за Вашу искреннюю любовь и расположение; о Вашем желании трудиться с известным намерением 1721 я постараюсь написать в следующем письме: теперь ещё не собрал сведений о сем. А теперь пишу о деле, которое тревожит меня. Получив Ваше письмо Февраля 24, я послал рукопись на имя Отца Феодора 1722 в Алекс. Лавру, в Цензурный Комитет Февраля 25, а замечания свои послал Марта 4, а ещё письмо —371— к О. Феодору послал Марта 11; но недавно получил известие от Н.И. Субботина бывшего в СПб., что О. Феодор в начале Марта уехал уже из Лавры и Марта 3 его не было там. Значит, мои письма пришли, когда его уже не было, а рукопись, вероятно, он получил. Вот теперь и не знаю, что делать и обращаюсь к Вам с просьбой. Именно: 1) если О. Феодор находится в С. Петербурге или недалеко, если Вам известно – где он теперь и если при том печатание рукописи или не началось ещё, или только что началось; то нельзя ли будет Вам, хоть через письмо по городской почте, или лично обратиться к другим Цензорам, живущим в Лавре или в канцелярии Цензур.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

358-359 ПАМФАМИР мч. Халкидонский (пам. 17 мая) - см. в ст. Солохон, Пафалон и Памфамир, мученики Халкидонские 361-365 ПАМФИЛ мч. Кесарие-Палестинский (пам. греч. 5 нояб.) - см. в статье Домнин, мч. Кесарие-Палестинский ПАМФИЛ И КАПИТОН мученики Оливрийские (К-польские) (пам. 12 авг.; пам. визант. 13 авг.; пам. греч. 12 авг.) 365-370 ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству 370-373 ПАН в греч. мифологии божество стад, лесов, полей, входит в число олимпийских богов, особенно почитался в Аркадии 373-374 ПАНАГИИ КИРИОТИССЫ МОНАСТЫРЬ также - Богородицы в квартале Кира (Богородицы Кира), средне- и поздневизант. обитель в К-поле 372-376 376-378 ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула383 378-383 383-384 ПАНАГИЯ в православном богослужении: 1) небольшая икона на цепочке, составляющая часть облачения епископа; 2) хлеб, возвышаемый во время торжественной трапезы в мон-ре 384-387 387-399 399-400 400-401 ПАНВАВИЛОНИЗМ Панвавилонизм, теория в нем. востоковедении кон. XIX - нач. XX в., согласно к-рой все древние культуры сформировались из культуры Месопотамии 401-402 ПАНДЕКТЫ утвердившееся в совр. историко-филологической науке название нек-рых визант. церковно-канонических и аскетических сборников, переведенных на церковнослав. язык в X-XIV вв. и сохранившихся во мн. десятках списков 402-403 ПАНЕНТЕИЗМ форма философского и религ. мировоззрения, в рамках к-рой постулируется бытийное единство Бога и мира, вслед. к-рого мир существует в Боге, а Бог существует в мире 403-425 ПАНИКАДИЛО светильник со множеством восковых свечей, масляных или (в совр. практике) электрических ламп, подвешенный в центре храма (обычно в подкупольном пространстве) или в боковых приделах

http://pravenc.ru/vol/liv.html

л. 285. Богородичны и крестобогородичны, иже глаголются на слава и ныне по тропарих на вечерни и на утрени. л. 286 об. Последование св. Четыредесятницы и Пятидесятници. В конце приписан в XVII в. тропарь и кондак Ризе Господни. л. 313. Канон (общий) преподобным и богоносным отцем Сергию и Никону чюдотворцем. Напечатан в Москве в средине XVII в. См. Оп. староп. кн. Царск. 117. л. 321. Два канона Пресвятей Троице, творение кир Козмы и кир Иоанна. Приписаны в XVII в., равно как и предыдущий. л. 327. Служба к Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока студийскыа обители. л. 336. В пяток 5 недели поста св. великиа Четыредесятницы, творим службу акафисту, сиречь неседалному, пресв. Богородици. л. 354. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение кир Феофана. л. 359 об. Канон радостен к пресв. Богородици, творение Игнатия священноинока. л. 365 об. Канон честному Кресту. л. 370 об. Мес. августа 20, Усекновение честныя главы Крестителя Господня Иоанна, канон творение господина Андреа критскаго . л. 370. Канон молебен к своему ангелу хранителю души и телу, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскына. л. 384 об. Канон св. Николе, творение Феофаново. л. 388 об. Канон препод. игумену Сергию чюдотворцу. л. 395 об. Канон препод. игумену Никону чюдотворцю, ученику великаго чюдотворца Сергиа, творение Пахнутиа (вм. Пахомия) инока. л. 402. Последование ко св. причащению. См. 267. На л. 2 и 3 почерком XVII века: Живоначалныа Троицы Сергиева монастыря в маковце радонежском. 352. (958.) Часослов с молитвами, полууст. крупный, небрежный исх. XVI или нач. XVII века, в лист, 446 листов. Заставки и заглавные буквы с красками плохи, список преисполнен ошибками, но из правописания и ошибок писца видно, что списан с древней рукописи. л. 1. Спальныя стихи по вся дни и начало правилу келейному. л. 9. Собрание молитв Кирилла епископа туровского на всю седмицу по заутрени, часах и вечерне с тем же предисловием, какое под 652 л. 7. л. 133 об. Устав всякому, егда во сне случится искуситися от диавола кому.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских 593-613 366-368 368-370 370-389 389-399 399-402 403-414 414-417 417-424 КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Костомукшской и Кемской епархии Карельской митрополии), находится в г. Кемь Республики Карелии 425-426 426-427 613-618 427-431 431-445 КЕННЕШРЕ [Кеннешрэ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр 445-446 КЕНОСИС обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира 446-453 453-468 КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия) 468-475 475-477 477-480 КЕРАМЕВС Даниил (1-я пол. XVIII в.- 6.04.1801), мон., дидаскал и ученый из школы ап. Иоанна Богослова при Патмосском монастыре (Патмиада) (1769-1801) 480-481 КЕРАМИКА изделия из обожженной глины (в т. ч. в смеси с др. веществами) прикладного или декоративного назначения; одно из древнейших умений, распространенное в связи с доступностью материала и технологий обработки 481-485 485-486 487-489 КЕРЖЕНЕЦ (Керженские скиты), один из главных центров старообрядчества в кон. XVII - сер. XIX в., находившийся в лесных труднодоступных районах нижегородского Заволжья 489-494 КЕРИГМА в либеральной теологии ХХ в. раннехрист. устная проповедь об Иисусе Христе как о Мессии и Спасителе, предшествовавшая созданию первых письменных текстов, вошедших в канон НЗ 494-499 499-505 506-507 507-516 516-519 КЕСАРИАНИ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богорородицы, недействующий, принадлежит Элладской Православной Церкви 519-522 КЕСАРИЙ (469 или 470 - 542 или 543), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель, свт. (пам. зап. 27 авг.)

http://pravenc.ru/vol/xxxii.html

(Продолжение следует) Протоколы [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1891 год.//Богословский вестник 1892. Т. 2. С. 307–370 (7-я пагин.) (С. 307–370) —307— Василия Корсунского, Феодора Преображенского, Василия Сенатора и Михаила Сеславинского обратно в Академию на теже курсы, а студента III курса Ивана Орловского на казенное содержание – с начала наступающего учебного года. IX. Рассуждали о производстве поверочного испытания студен­тов семинарий и других лиц, прибывших и имеющих прибыть в состав нового (L) академического курса по назначению началь­ства и по собственному желанию, а также испытаний для студен­тов Академии, которые не держали оных в конце минувшего учебного года. Определили : 1) 17 и 19 августа назначить письменные упражнения, – одно по философии, а другое по библейской истории. Тему для первого упражнения дать и. д. доцента Академии Алек­сею Введенскому, для второго – экстраординарному профессору Андрею Смирнову с тем, чтобы темы были предварительно представлены на благоусмотрение о. Ректора Академии. 2) 20:21 и 22 августа произвести испытания по Священному писанию Нового Завета посредством комиссии из о. Ректора Академии Архимандрита Антония, доцента Митрофана Муретова и и. д. до­цента Александра Жданова . 3) 23 августа произвести испытания по новым языкам; по немецкому языку комиссию составят: о. Ректор Академии и лектор Василий Лучинин; по француз­скому и английскому – экстр., профессор Василий Соколов и до­цент Митрофан Муретов . 4) 24 августа назначить письменное упражнение по догматическому богословию: тему дать доценту Александру Беляеву с тем, чтобы она предварительно пред­ставлена была на благоусмотрение о. Ректора Академии. 5) 26:27 и 28 августа произвести устные испытания по церковной исто­рии – общей и русской – посредством комиссии из ординарных профессоров Евгения Голубинского и Алексея Лебедева и экстраординарного профессора свящ. Димитрия Касипына. 6) 31 августа и 2 сентября произвести испытания по греческому и латинскому языкам; по греческому языку комиссию составят экстраординар­ные профессоры Павел Горский и Иван Корсунский ; по латинскому языку – и. д. Инспектора Академии Архимандрит Петр и орди­нарный профессор Петр Цветков. 7) 3 сентября произвести испытания студентов Академии, которые не держали оных в конце минувшего учебного года, посредством комиссий из пре­подавателей Академии, назначенных в утвержденном 15 апреля сего года Его Высокопреосвященством расписании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И благодаря этому на Востоке Василий сменил в 370 году на кафедре своего епископа Деания, который покаялся и умер. Василий был тогда очень молод, ему было только 32 года, а надо было для епископа 40 лет, но его выбрали, потому что как такого человека не выбрать? Выбрали Евсевия — хорошо, и до 370 жил Евсевий, и когда осенью выбирали наследника Евсевию, то Василия не хотело большинство епископов, и его выбрали только перевесом в один голос старика Григория Старшего. Вот такая история. Так что не бойтесь, что история Церкви бурная, но если верите, что Дух Святой руководит Церковью, то будете спокойны. И когда Василия избрали епископом, во время императора Валента началось гонение на православных, а святитель Афанасий признал восточных православными, и многие из них уже начали признавать и PmooЪsioj, и Никейское исповедание. Так возобновилось правое исповедание, а на Западе получилось, что все епископы, кроме изгнанных трех-четырех, подписали арианское исповедание веры. Это было падение, потому что наши очень хитрые епископы с Востока, Урсакий из Белграда и Валент из Мурсии, и Сирмиумнский Герминий (из Митровицы), добились того, что те сразу же подписали арианское исповедание. И так получилось, что все 400 епископов подписали его на Соборе в Римини (Северная Италия) в 358 году. Впоследствии большинство из них покаялось и вернулось в Православие. А на Востоке началась здоровая реакция на то, что победило арианство и то же савеллианство, монархианизм, и Афанасия на Востоке больше не судили, хотя раньше судили его из-за того, что будто бы он какому-то священнику отрезал руку и чародействовал с этим, а Афанасий привел с собою на Собор этого священника Арсения, когда был суд. Святитель облачил Арсения в обширное одеяние, чтобы рук не было видно, и спрашивает у обвиняющих: “Какую же руку я ему отрезал?”. Говорят: “левую”. Он: “подними левую”, и Арсений показывает целую левую руку. Говорят: “тогда правую”, он поднимает правую, а Афанасий говорит: “не ищите третьей, третьей руки у человека нет”.

http://pravmir.ru/kappadokiyskie-ottsyi/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010