804-й); нет взменки о нем в Прологу, ниже мы в нашем писании его воспомянухом. Да положится убо где-либо». Затем это зачеркнуто и написано другое: «Положи... его марта 8-го але сокращение». Лл. 370-й и 389-й. Житие преп. Иеронима, разбитое, – начало на л. 389-м. продолжение на 370-м. Это черновая рукопись, написанная не Святителем, но им тщательно особенно в начале, исправленная. Л. 390-й. «М ца Июня в 15 день. Житие пр п д ного (отца нашего) Иеронима (учителя церковного) от книг его собранное вкратце (Маркианом Викторией) иже поживе лета от Рождества Х ва ТПИ Начало: «Иероним преподобный бе от града Стридона»... Это исправленный и совсем готовый к печати список жития. Л. 397-й. Рукою Святителя написано: «Camputatio annorum ex sacra scriptura», но никакого расчета лет далее не имеется. Л. 398-й. «Июля 22. Житие св. равноапостольной Марии Магдалины, списанное неким Илиею мнихом и пустынножителем ... из разных книг харатейных и достоверных свидетелей собранное». – Начало: «Св. Мария Магдалина родися от родителей честных и благородных, ибо отец Магдалины бе князь в Сирии, яже есть при мори. Сего жена именем Евхария роди три чада: сию св. Марию, Марфу и Лазаря». Рукопись прислана Святителю из Сибири Филофеем Лещинским, что свидетельствуется надписями в конце «Великому господину Митрополиту» – это, вероятно, адрес; ниже – «О ст. Жарии Магдалине от преос ш. Сиберского септемвриа 28-го, 1706 г.», – заметка самого Святителя. Л. 415-й. «М ца августа в 5 день. Мучение святого Евсегниа». Начало: «Иулиан царь отвертел Христа»... (Ср. Макарьевские Великие Четии-Минеи, августа 5, л. 81). Л. 420-й. «Житие и жизнь преподобного отца нашего Григория Синаита . Списано святейшим архиепископом Константина града Кир Каллистом». Заметка: «Августа 8-го. Сего святого в месяцесловах нигде не положено. Положити убо его августа в 8 день, понеже в реестру проложном так положено. Его творение «Достойно есть», Троице святей поемое на недельной полунощници по троичном каноне. Се не так историа, как панегирик, словес преумножение, а самых дед менш и за распространением словес едва уразумети историю».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Начало: «Аз убо друзи и братья надеясь на всяку неделю». В издании Сухомлинова стр. 74–78, – Калайдовича стр. 53– 55; 22) синаксарь в неделю слепаго (348–349 об). Начало: «В тот же день в неделю 6-ю по Пасце еже от рожениа слепого»; 23) в неделю 6-ю по Пасце слово Кирилла мниха от евангельскых указаний како Христос отверзе очи слепому (349 об.–354). Начало: «Милость Божию и человеколюбие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В издании Сухомлинова стр. 43–49, – Калайдовнча стр. 56–64; 24) синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (354–355). Начало: «В ти же день в четверг 6 недели по Пасце Вознесение празднуем»; 25) в четверг 6-й недели по Пасце слово на Вознесение Господне Кирилла мниха от пророчьскых сказани о воскресении всеродного адама (355–359). Начало: «Приди ныне духом священный пророче Захариа». В издании Сухомлинова стр. 50–56, – Калайдовича стр. 65–73; 26) синаксарь в неделю 7-ю Святых Отец (359–361). Начало: «В неделю 7-ю по Пасце иже в Никеи 1-й сбор празднуем»; 27) в неделю пред Пентикостием слово Кирилла мниха от святых книг указание о Христе Сыне Божии и на Собор Святых Отец 318 и похвала отцем святого Никейского собора (361–366). Начало: «Якож историци ветия рекше летописци и песнотворци прекланяют своя слухы бывша межю цари». В издании Сухомлинова отр. 57–64, – Калайдовича стр. 74–85.); 28) синаксарь в неделю Пятидесятници (366–367). Начало: «В ти же день в неделю 7-ю по Пасце святую Пятидесятняцу празднуем»; 29) поучение Иоана Златоустаго в неделю Пентикостную (367–368). Начало: «Присно жадая Бог нашего спасения всхоте своим милосердием». В издании Сухомлинова стр. 68–69, – Калайдовича стр. 86–88; 30) синаксарь в понеделник Пятидесятный (368–370 об.). Начало: «В тий же день понеделник Пятидесятный самого того»; 31) слово о Святей Троици (370 об.–372 об.), без конца. Начало: «Слава Тебе Пресвятая Троице Отче и Сыне и Пресвятый Душе». 252. Триодь Цветная , в лист, без конца, 364 л., полууставом конца XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете, от которого сохранилась только верхняя доска, разбита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

306 Сторожевая башня. 15. 11. 1994.С. 31. 307 Рогозин П.И… Лжесвидетели. «Свет на Востоке». 1995.С.12. 308 Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. Составил М. Барсов. «Скит». с.312. 309 Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. Составил М. Барсов. «Скит». с.312. 310 Ранние произведения Елены Уайт. Калининград. С. 190–192. 311 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989.С. 191 312 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с.370–371. 313 Но ведь Бог может дать подарок бытия и не отобрать его и у того, кто ушел от Него. 314 Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993.С. 77. 315 Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993.С. 76. 316 Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993.С. 76. 317 Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993.С. 76. 318 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/24.htm 319 Гарольд Дж. Берри. Во что они верят. М. 1994.с. 76. 320 В чем смысл жизни? Как его найти?. 1993. С. 17. 321 К слову, Библия вовсе не говорит, что погибшие будут детьми Божьими. Ведь погибшие отбросили усыновление, а по природе человек вовсе не является чадом Господа, а просто Его творением. Очень опасную идею разделяют многие, когда говорят, что все мы дети Божии. Если они правы, то Христос напрасно умер для того, чтобы нам дать усыновление Отцу. 322 Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993.С. 73–75. 323 Рогозин П.И… Лжесвидетели. «Свет на Востоке». 1995.С. 36. 324 «Для того, чтобы привести в исполнение приговор суда, будут раскрыты книги записей. «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах» (Откр. 20, 12). После этого Бог огласит приговор. Зачем Богу воскрешать этих людей только для того, чтобы затем опять истребить? Во время тысячелетнего царства все искупленные имели возможность убедиться в справедливости Божьего отношения к каждому сознательному существу во вселенной. Теперь сами погибающие, включая сатану и его ангелов, — признают справедливость путей Божьих. Именно на этом суде перед белым престолом исполняются слова апостола Павла: «Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10). Там все Божий создания — непавшие и павшие, спасенные и погибшие преклонят колени и исповедают, что Иисус Христос есть Господь (Флп. 2, 10,11; ср. Ис. 45, 22,23). Таким образом, вопрос о справедливости Божией будет разрешен навсегда». В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с.370–371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Василий, посещавший его ежедневно, убеждал его оставить шумный город и переселиться в пустыню для подвижнических целей. И хотя в 370 году св. Иоанн был сделан «чтецом» свящ. Писания (какая скромная должность для христианина с такими блестящими талантами, какими обладал св. Иоанн!) в главной Антиохийской церкви, он тем не менее было окончательно решился последовать советам своего друга. Убеждения и слезы матери, по удалении сына имевшей остаться совершенно одинокой, однако, еще раз оказались сильнее пламенных и красноречивых описаний прелестей аскетической жизни, коей св. Иоанн в душе глубоко сочувствовал. Мать говорила ему: «Потерпи до моей кончины. Может быть жизнь моя не долго продлится… Когда предашь тело мое земле и прах мой соединишь с прахом твоего отца, тогда предпринимай далекие путешествия… Но пока я дышу, не разлучайся со мной… Если я делаю со своей стороны все, чтобы удалить от тебя малейшее попечение о нуждах жизни, то пусть хотя бы это привяжет тебя ко мне " … Златоуст послушался матери, которая еще не долго жила. Ей суждено было с высоты небес созерцать борьбу, торжество и страдания, которые суждены были ее любимому сыну. И св. Иоанн после ее смерти получил полную свободу действий, которой воспользовался для того, чтобы, покончив счеты с миром, удалиться в монастырь. Это случилось в 373–374 году, когда св. Иоанну было не более 26,5 лет. Но в это время случилось еще одно событие, которое сначала было препятствием, а потом поводом для того, чтобы скорее скрыться в монастырь. Император Валент, арианин по исповеданию, начал с 370 года преследовать православных епископов, из коих многих (даже св. Мелетия Антиохийского) отсылал в заточение, вследствие чего многие епископские престолы остались без епископов. Православным Антиохийцам уже теперь настолько были известны и любезны имена Василия и Иоанна, что собор епископов решил поставить сих «юношей», по уважению к их православию, учености и нравственной крепости, епископами, не смотря на то, что св. Иоанну, например, тогда едва минуло 27 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Историческое значение аномиев в том, что своим выступлением они содействовали распадению противоникейского союза ариан с омиусианами, раскрыв в глазах последних истинную суть арианства. С другой стороны, так как именно аномии пытались научно разработать арианскую доктрину, то с ними и приходилось защитникам православия считаться на научной почве; в полемике против них и против македониан получило окончательную определенность положительное православное учение о Троице. б) Аномии были строгими арианами, последовательными в проведении арианского учения. Но эта последовательность обрекала их на обособленное существование. Удержать за собой прежнее положение в Церкви и государстве ариане могли, более или менее и теперь, лишь скрывая свои крайние воззрения. Омии, или евдоксиане, и являются настоящими продолжателями прежней политики арианства, и за ними именно по преимуществу удерживается теперь и само имя ариан. Они держатся арианских взглядов, но на первом плане стоит у них не догма, а политика, и под знаменем их неопределенной формулы могли объединяться с ними и несогласные по догматическим убеждениям, но сходные по характеру и готовности к компромиссам лица вроде Акакия Кесарийского. Вождями этой партии выступают в рассматриваемое время в Константинополе епископы Евдоксий (360–370) и Димофил (370–380). Учение о третьей ипостаси Св. Троицы, Св. Духе, было раскрываемо в Церкви в тесной связи с учением о второй Ипостаси, Сыне, и по аналогии с ним. Основания для веры в божественное достоинство Св. Духа и для учения о личном образе бытия Его находились в Св. Писании уже в одном поставлении Его наряду с Отцом и Сыном (Мф. 28,19). Но для научного сознания уяснение вопроса о божественной ипостаси Духа представляло, можно сказать, еще большие затруднения, нежели уяснение вопроса о Сыне. Для апостолов, например, понятие Логоса и Духа почти отождествлялось иногда в понятии Мудрости (Σοφα), хотя это определение прилагается обычно к Логосу. Неопределенность и неясность их воззрений зависит, между прочим, и от того, что слово Дух, πνεμα, будучи именем третьей Ипостаси, означает в то же время и духовную природу Божества, прилагается также и к сотворенным существам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

292-293 293-294 294-295 295-298 299-306 ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 307-310 310-312 ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический 312-315 315-316 316-317 322-344 344-349 349-350 350-351 317-318 ИОВИЙ (кон. IV в.), еп. (кафедра неизв.), умеренный последователь учения Аполлинария Лаодикийского 351-352 ИОВИЛЛА мц. (пам. 16 янв.; пам. греч. 17 янв.) - см. в ст. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и Леонилла, мученики 352-353 ИОВ ЛЬГОВСКИЙ (Лихачёв Иван Тимофеевич; 1594-1681), возобновитель и основатель нескольких монастырей, деятель раннего периода старообрядчества 318-320 ИОВ ШИШАТОВАЦ серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне 320-321 ИОВ ЭДЕССКИЙ [Айюб ар-Рухави аль-Абраш (Рябой)] (ок. 760 - ок. 835), восточносир. переводчик и писатель 321-322 ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II 353-356 356-367 ИОИЛЬ (Озерянский, † ок. 1687-1688), преподобноисп. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых) 367-368 368-369 369-370 370-372 ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков 372-392 ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) 392-404 ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 404-408 ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 408-419 ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

III. Братия! Великое дело – добродетель послушания! Нет пути в Царствие Небесное прямее сего пути! Будем же послушны Церкви Божией и пастырям, от Бога поставленным; будем поменьше верить себе и своему смышлению, и почаще просить совета у отца духовного, и Господь, за смирение наше, скажет нам чрез него волю Свою святую и, яко добрых послушников, не лишит благой части в Царствии Своем с такими ревнителями послушания, каким был преп. Акакий. (Составлено «Троицких листков» и другим источникам). Поучение 2-е. Св. мученик Парамон (Всегда должно говорить правду) I. Bocnoмuhaeмый ныне свят. мученик Парамон пострадал в царствование римского императора Деция, в III веке. В то время правителем восточных провинций империи был вельможа Аквилин, гонитель христиан. Проезжая однажды через Вифинию, Аквилин вел за собою 370 мучеников христианских для заключения в темницы. Когда они проходили мимо языческого храма, Аквилин хотел принудить христиан принести жертву идолам, христиане же отказались. Случайно проходил там один благочестивый муж по имени Парамон и, видя такое множество христиан, которых ожидали истязания, воскликнул: «О, как много праведников убивает нечестивый повелитель безвинно! И за что же? За то, что они не кланяются немым и бездушным идолам». Аквилин повелел слугам своим схватить Парамона и убить его, что и было исполнено: ему вытянули язык и тело пронзили остриями копий. Затем 370 мучеников, отказавшиеся принести жертву идолам, были усечены мечом (250 г.). II. Братия! По примеру св. мученика Парамона, не убоявшегося сказать правду грозному мучителю, что он поступает нечестиво, убивая ни в чем не виновных христиан, будем и мы всегда говорить лишь одну правду. а)  Надобно ли объяснять, как нужна правда? «Вообрази, что ты окружен людьми, которые не говорят правды, не делают правды; что, следовательно, уверениям в доброжелательстве нельзя верить; что на обещания нельзя полагаться; что призываемый тобою, или посылаемый на дело скажет: пойду, – и не пойдет; что должник скажет: заплачу, – и не заплатит; что выслушавший твою просьбу о защите скажет: защищу, – и не защитит. Можно ли между такими людьми хотя день провести спокойно и безопасно? Не видишь ли, что без правды нельзя жить?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В русской патрологической науке отсутствуют специальные монографии, посвященные эпистолярному наследию святителя Василия. Впрочем, во многих общих обзорных трудах по патрологии письма используются как источник для характеристики мировоззрения и личности Святителя. Некоторые из них содержат и классификацию писем 21 . Из специальных монографий о святителе Василии особо стоит отметить труды А.В. Горского 22 и архимандрита Порфирия (Успенского) 23 (у архимандрита Порфирия описанию писем Святителя посвящен специальный раздел). Более подробно переписка Архипастыря исследуется в, вероятно единственном до 1917 года, специальном труде: статье И. А. Чистовича «Письма святого Василия Великого » 24 . В этой небольшой работе автору удалось в основных чертах рассмотреть главные направления и характер переписки, причем им активно использованы и выдержки из писем. Специальное внимание анализу писем как источника по вопросам канонического права, церковного суда и состояния общества уделяется в статье «Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни», опубликованной без имени автора 25 . В качестве источника для изучения пастырской деятельности Святителя его переписка рассматривается в работе В. Георгиевского «Святитель Василий Великий как пастырь и учитель Церкви (преимущественно по его письмам)» 26 . В кандидатском сочинении выпускника Ленинградской Духовной Академии священника П. Дарманского «Письма святителя Василия Великого как источник сведений о его жизни и деятельности» (Л., 1956) содержатся серьезный анализ писем, их классификация и систематизация всех изложенных в них сведений о жизни, учении и личности Василия. О классификации писем Собрание писем Святителя (по Maran – Garnier) подразделяется на три большие группы: 1–43(46): письма, написанные между 357–370 годами, до его епископства; 44(48)-283(291): письма, написанные между 370–378 годами, относящиеся к периоду его епископского служения; 284 (292)–(365): письма, датировка которых затруднительна, поскольку отсутствуют какие-либо указания на время их составления, причем авторство Василия в ряде случаев сомнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение остального времени деятельности Евсевия Василий является устроителем церковной жизни, церковной дисциплины, постоянно проповедует. Григорий Богослов пишет: «Он был у предстоятеля всем: добрым советчиком, правдивым представителем в делах, жезлом в старости, опорой веры, самым верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». Наряду с церковной активностью, Василий продолжает благотворительную деятельность. К 368 году в этой провинции было несколько неурожайных лет – жителей провинции ожидал голод. Василий Великий раздал всё свое имение после смерти своей матери и направлял это, как мог, на пропитание голодных и умирающих. Своими проповедями он настолько оказал влияние, что многие люди, которые имели запасы и хотели получить на продаже этих продуктов большую прибыль, не только отдавали продукты за себестоимость, но многие открыли свои амбары и раздавали пищу бесплатно. В 370 году умирает Кесарийский епископ Евсевий. Для любого честного церковного человека другой кандидатуры, кроме Василия Великого , быть не могло. Этому избранию содействовал и Григорий Богослов , и его отец Григорий старший (тоже епископ). Невозможно было сделать лучшего выбора для этой кафедры. Василий Великий обладал обширным образованием, красноречием, глубоким знанием христианского вероучения и административным талантом. Не всегда сочетается глубокая образованность и красноречие с административным талантом. Афанасий в своим послании к пресвитеру Палладию с восторгом говорит, что Господь даровал Каппадокии такого епископа, истинного служителя Божия. Его епископство продолжалось немного меньше 10 лет. В 370 году он стал епископом, 31 января 379 года он отошел в вечность. Здесь много трудов, борьбы и огорчений. То, что он умер в таком раннем возрасте, свидетельствует о том, что он сгорел в этом огне, который пылал на Востоке. Нашлось много несогласных с ним каппадокийских епископов, которые не были согласны с его избранием на кафедру, потому что он был человек принципиальный и даже строгий, особенно в отношении церковной дисциплины, а подчиненные не любят сильных и требовательных начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010