Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Будет время — вся воля народа вновь сольётся в одной точке; тогда в ней должна возникнуть необоримая и чудесная сила, и — воскреснет бог! Он-то и есть тот, которого вы, Матвей, ищете!» (9,361–362). Передовое учение, которым руководствуются богостроители, отвергает, разумеется, прежде всего, Церковь, видя в ней вред и бессмыслицу. Даже в деле Христа эти люди не видят никакой пользы: «Ничего и не вышло!» (9,376). На место прежних святых они думают вознести новых подвижников, «подобных первомученикам за Христову веру» (9,370). Любопытен обобщающий образ, который использует один из рабочих наставников героя повести, говоря о цели истинного богостроительства: «…Вы теперь как бы на площади стоите, и виден вам посреди её весь создаваемый храм во всей необъятности и красоте..» (9,370). Храм строят… Знакомый образ. Принять участие в этом строительстве мешают Матвею его индивидуалистические стремления, его тяга сознавать себя героем нового дела. Но это противоречит идее единства, создаваемого богостроителями, — и они прямо говорят ему об этом. В рассуждения этих передовых рабочих необходимо вдуматься: « — Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный злой комок мелких желаний, комок, который наречён был — «я» . Вот это самое «я» и есть злейший враг человека!» (9,354). Это утверждение внешне очень легко принять за подлинно православное: точно так же писал, например, Тютчев, осуждая «человеческое Я», видя в нём причины бед личности и общества. Разберёмся. Тютчев, говоря о «человеческом Я», противопоставлял индивидуальность — личности. Личность — нераздельна и неслиянна с соборным единством, которое строится на стремлении человека к Богу истинному, Богу-Троице, в Котором человек обретает смысл единства всечеловеческого (едва ли не лучший образ соборности — графический образ круга с Богом-центром и центростремительными радиусами-личностями, данный аввой Дорофеем ).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде основан в XIV в. митрополитом св. Дионисием ( †1395 г.), в конце XVI в. из-за обвала горы был перенесен вверх по течению Волги, с 1764 г. первоклассный. Закрыт в 1924 г. В советское время на территории обители располагались жилые помещения, кинотеатр, реставрационная мастерская. В 1994 г. возрожден. Так в рукописи. Слово вписано над строкой. Так в рукописи. Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем ( †1393 г.), с 1764 г. второклассный, в XIX в. первоклассный. Закрыт в 1918 г. В советское время на территории обители располагался политизолятор. В начале 1990-х гг. монастырь возобновлен. В правом углу нижнего колонтитула страницы буквенное обозначение числа 3. -1 6 В рукописи написано дважды. Богородице-Рождественский женский монастырь в селе Лыскове Нижегородского уезда, основан в 1624 г., упразднен в 1764 г. Имеется в виду церковь в приписной к московскому Симонову монастырю Великовражской пустыни. См. о пустыни: Давиденко Д. Г . Великовражская пустынь в XVII веке//Вестник церковной истории. 2006. 3. С. 208–224. -1 9 Вписано над строкой. Далее в тексте пропуск. Л. 358–358 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. Слово вписано над строкой. Толоконцевский Спасский мужской монастырь в Нижегородском уезде упоминается с середины XVI в. Упразднен в 1764 г. Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский мужской монастырь (ныне поселок Макарьево Лысковского района Нижегородской области), основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским ( †1444 г.), с 1764 г. второклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располгался детский дом, эвакуационный лагерь, хранилища зверотехникума. В 1991 г. возрожден. Л. 368–368 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. Л. 370–370 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. Л. 371 об. без записей. Л. 381–386 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На нижнем колонтитуле Л. 387 справа буквенное обозначение числа 6.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Будет время— вся воля народа вновь сольётся в одной точке; тогда в ней должна возникнуть необоримая и чудесная сила, и— воскреснет бог! Он-то и есть тот, которого вы, Матвей, ищете!» (9,361-362). Передовое учение, которым руководствуются богостроители, отвергает, разумеется, прежде всего, Церковь, видя в ней вред и бессмыслицу. Даже в деле Христа эти люди не видят никакой пользы: «Ничего и не вышло!» (9,376). На место прежних святых они думают вознести новых подвижников, «подобных первомученикам за Христову веру» (9,370). Любопытен обобщающий образ, который использует один из рабочих наставников героя повести, говоря о цели истинного богостроительства: «...Вы теперь как бы на площади стоите, и виден вам посреди её весь создаваемый храм во всей необъятности и красота..» (9,370). Храм строят... Знакомый образ. Принять участие в этом строительстве мешают Матвею его индивидуалистические стремления, его тяга сознавать себя героем нового дела. Но это противоречит идее единства, создаваемого богостроителями,— и они прямо говорят ему об этом. В рассуждения этих передовых рабочих необходимо вдуматься: «— Началась,— говорит,— эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный злой комок мелких желаний, комок, который наречён был— «я» . Вот это самое «я» и есть злейший враг человека!» (9,354). Это утверждение внешне очень легко принять за подлинно православное: точно так же писал, например, Тютчев, осуждая «человеческое Я», видя в нём причины бед личности и общества. Разберёмся. Тютчев, говоря о «человеческом Я», противопоставлял индивидуальность— личности. Личность— нераздельна и неслиянна с соборным единством, которое строится на стремлении человека к Богу истинному, Богу-Троице, в Котором человек обретает смысл единства всечеловеческого (едва ли не лучший образ соборности— графический образ круга с Богом-центром и центростремительными радиусами-личностями, данный аввой Дорофеем).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

оно должно было платить установленные в 1704 г. оброчные сборы с пчельников 591 , с бань и т. д., и по-прежнему терпело иногда большие притеснения со стороны сборщиков. Наприм. святитель Иннокентий жаловался губернской канцелярии на одного сборщика Засухина, что он требовал с одного священника банного оклада, несмотря на то, что баня была даже не поповская, а церковная, за которую должны были платить прихожане, засадил этого священника под арест и, когда священник протестовал против такого самовольного самоуправства без сношения с духовным начальством, нехорошо обозвал и само духовное начальство 592 . При первых преемниках Петра, когда началась реакция реформе, а вместе с тем ослабело несколько и страшное напряжение материальных сил государства, бывшее следствием реформы; духовенство оставалось еще некоторое время сравнительно спокойным от сборов. Но при Анне Иоанновне, особенно с началом турецкой войны, сборы эти опять налегли на его материальное благосостояние. Неизвестно отчего, вследствие ли турецкой войны или вследствие известной страсти фаворита Бирона к лошадям, в это время снова явился знакомый нам сбор с духовенства драгунскими лошадьми. Сначала в 1733 г. вышел указ собирать этих лошадей со всех светских и духовных лиц, у которых есть вотчины или которые получают казенное жалование, по одной лошади с каждых 370 вотчинных душ или 370 рублей жалования, а в 1736 г. – с 353 душ или рублей 593 . Потом в том же году велено произвести сбор лошадей специально с духовных лиц, имеющих конские заводы, т. е. пояснял указ, по нескольку наприм. до 15 лошадей, взимая по одной лошади с 5. Это распоряжение подтверждалось затем несколько раз, причем указы изъявляли большое неудовольствие на то, что требуемых лошадей присылалось мало. По всей вероятности разные ревнители казенных сборов сильно прижимали духовенство из-за этого лошадиного сбора, по крайней мере в следующем же году правительство нашло нужным ограничить их усердие и остановить незаконные поборы; велено было удержаться от взятия лошадей у тех попов, у которых есть только езжалые и рабочие лошади и в количестве меньшем указного, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

— А что со Сталиным? — У нас, к сожалению, не было процесса освобождения от тоталитаризма, как это было с нацизмом в Германии. Мы не отреклись от нашего страшного прошлого. Что такое «сильная рука Сталина»? Он в ряду первых злодеев 20-го века. Я не знаю, как можно повесить где-то его портрет? Ведь это же ужас, что происходило в России в его эпоху. Я недавно был в Бутово, в день памяти одной замечательной женщины, мученицы Татьяны Гримблит, она работала фельдшером, деньги свои тратила на посылки заключенным архиереям, священникам, писала им письма. Архиереи благодарили ее, говорили, что она поддерживает их дух. Она была расстреляна в Бутово. И когда мы молились, диакон сказал: «Еще молимся о 370 убиенных в этот день». То есть, в один только день в Бутово было расстреляно 370 человек. Свалено в ров, закопано землей. А что делалось в лагерях? Людей морили голодом, непосильным трудом, отдавали на растерзание шпане, это же ад на земле был устроен этим человеком, портеры которого теперь поднимают на щит. Говорят, что он смягчился к Церкви — но если бы он не смягчился, мы бы не выиграли в войне. Он понимал, что если фашисты открывают на оккупированной территории храмы, а он не открывает, верующие будут относиться к нему отрицательно. Кроме того, он понимал, что вера может объединить людей. Вспоминали прошлое, национальных героев, святых Дмитрия Донского, Александра Невского. Это было связано именно с тем, что надо было выиграть войну. Нам бы не помогли союзники. Это было условие помощи союзников в этой войне. С его стороны это был политический шаг, а не обращение к вере. А Ленин? Свою собственную страну он растерзал, обрек на страшный 20-й век, лишил основы, положил начало всем бедам, страданиям, трагедиям, которые были в каждой семье. Лучшие люди среди интеллигенции, крестьян, казачества, духовенства, дворянства были уничтожены. Буквально в каждом слое общества был произведен геноцид. Ну как можно его останки держать на главной площади столицы? Я понимаю, что есть политические причины, но это ужасно.

http://pravmir.ru/mir-pohozh-na-bolnitsu...

В. Яблонский. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб.,1908. Е. Е. Голубинский . Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. 2-е изд., М., 1909 2 В этом году уже были внесены в «Служебную минею» написанные им в Новгороде служба и похвальное слово Варлааму Хутынскому (Н. С. Тихонравов, отд. 2, стр. 189) 5 Ключевский, стр. 100. – Его смущало при этом одно обстоятельство: список типа Е из собрания Ундольского, 370 он считал относящимся к XV веку. Однако этот список, в котором главы расположены в ином порядке, чем в других списках редакции Е, относится к XVI веку (см.: Тихонравов, отд. 2, стр. 199)Тот факт, что в списке Унд. 370 главы объединены в другом порядке, свидетельствует, что в XVI веке еще не установился твердый канонический порядок этих глав и делалась не одна попытка создания «свода» или «сводной редакции». 6 Ограничимся указанием на следующие главы: редакции Г и Е – о изведении источника, о воскрешении отрока, о беснующемся вельможе, о видении братства; редакции Д и Е – о посещении богоматери, о видении огня, о пришедшем епископе, о провидении еже посланных брашен причастившуся, о лихоимце. 7 Глава «О изобиловании потребных» содержит три варианта одного и того же повествования. Первый начинается словами: «Понеже убо исперва, егда». второй: «Егда исперва...», наконец, третий: «Исперва, егда...». В главе «О начале монастыря иже на Киржаче» сначала кратко (как и в редакции Б) рассказано о возвращении Сергия в Троицкий монастырь, а затем то же событие рассказано более пространно словами редакции Г (где этот рассказ выделен в особую главу – «Возвращение Сергиево с Кержача». 8 Так, за повествованием о рождении Сергия следует длинное рассуждение о значении «чудесных знамений» и о значении числа «три», а далее – ряд приме ров из других житий. 10 Так, по Ключевскому (стр. 111), епифаниевское перо – «утомительно-многословное и неистощимое в тавтологическом «плетении словес», умеющее для характеристики нрава Сергия подобрать 18 прилагательных так же легко, как 2S эпитетов для характеристики Стефана в его житии». Ставя своей задачей исследовать жития как исторический источник, ища реальных подробностей в житиях, Ключевский естественно должен был пройти мимо художественных особенностей подобной словесной орнаментации.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

327-328 328-329 330-331 331-334 334-335 335-336 «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) 336-337 337-338 338-340 340-358 358-361 БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики 361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/vi.html

случаев их разрушения или переделки (см.: Socr. Hist. eccl. III 23; Theodoret. Hist. eccl. V 20). Преемник Иовиана Валентиниан I, ставший императором на Западе, тоже придерживался принципа религ. беспристрастия, отразив его в своем законодательстве (CTh IX 16. 9; ср. Amm. Marc. Res gest. XXX 9. 5). Этот император, убежденный сторонник Никейского вероисповедания, искренне считал, что, как мирянин, он не должен судить о вопросах веры ( Sozom. Hist. eccl. VI 7). Поэтому в его владениях ариане играли заметную роль, удерживая за собой нек-рые кафедры на севере Италии и в Иллирике. Его брат и соправитель на Востоке Валент, покровитель ариан и гонитель православных, предоставил полную свободу язычникам ( Theodoret. Hist. eccl. V 20). Оба императора постановили, что ни гадания гаруспиков, ни религия предков не считаются преступными (законы от 19 мая и 6 дек. 371 - CTh IX 16. 9-10); запрещались под угрозой страшных наказаний лишь колдовство, астрология и ночные жертвоприношения (законы от 9 сент. 364 и 12 дек. 370 (или 373) - CTh IX 16. 7-8). В 370 г., после перемещения в К-поль еп. Димофила, сменившего умершего Евдоксия, у к-рого Валент крестился двумя годами прежде ( Theodoret. Hist. eccl. IV 12; Hieron. Chron. s. a. 367), началось преследование православных. Гонение вспыхнуло в Никомидии и охватило постепенно весь Восток. Особенно много пострадавших было в Сирии, среди них и свт. Мелетий Антиохийский, в 3-й раз отправившийся в ссылку. Действия Валента встретили сильное недовольство; духовным главой правосл. оппозиции был свт. Василий Великий , к-рый своим нравственным авторитетом по сути приостановил гонение в Каппадокии. После смерти свт. Афанасия (2 мая 373) от православных Египта требовали подписать арианское вероопределение. Однако в 376 г. Валент либо по политической необходимости (ввиду войны с готами), либо по причине перемены образа мыслей изменил религ. политику в сторону терпимости: в 377-378 гг. на свои кафедры возвратились ранее сосланные правосл. епископы Востока.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Ep. 1. 11). Свт. Григорий Великий намеренно уклонился от офиц. ответа: открытое заявление папы о неправоте К. поставило бы святого в трудное положение ( Charles-Edwards. 2000. P. 370). Возможно, свт. Григорий Великий рассматривал ирл. пасхалию как «допустимое отклонение» от практики Вселенской Церкви: отвечая на вопросы св. Августина Кентерберийского, понтифик признавал существование локальных литургических традиций и рекомендовал миссионерам проявлять к ним терпимость, если это не нарушало чистоту веры ( Beda. Hist. eccl. I 27). Согласно свт. Григорию Великому, разнообразие обычаев и традиций не противоречило единству христианской веры (см.: Meyvaert P. Diversity within Unity: A Gregorian Theme//Heythrop J. 1963. Vol. 4. P. 141-162; Leso. 2013. P. 370-371). К. придерживался противоположного мнения (multum namque nocuit nocetque ecclesiasticae paci morum diuersitas et uarietas traditionum - Columban. Ep. 2. 5). По-видимому, К. успешно отстаивал независимость своих монастырей от галльских епископов благодаря покровительству кор. Бургундии Теодориха II (596-613) и его бабки кор. Брунхильды, хотя Иона почти ничего об этом не сообщает. Согласно Житию, юный король неоднократно посещал Луксовий и просил К. молиться за него; возможно, монахи получали от короля не только пожертвования, но и привилегии ( Wood. 1998. P. 108-109; Bullough D. A. The Career of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 14-15; Fox. 2014. P. 21-23, 43-44). Однако образ жизни Теодориха II был далек от идеалов христианской нравственности: вместо того чтобы вступить в брак, король держал наложниц и имел незаконных детей. По свидетельству Ионы, в ответ на обличения К. Теодорих II неоднократно обещал исправиться, но этому препятствовала Брунхильда: старая королева, движимая властолюбием, поощряла поведение внука, т. к. опасалась утратить власть, если он вступит в законный брак. Во время посещения королевской виллы Брокариак К. навлек гнев Брунхильды отказом благословить детей короля и предсказанием, что никому из них не суждено править.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010