675 Таким образом, г. Смирнов приходит в сущности к тому заключению, что строгая созерцательность и внешняя деятельность стоят друг к другу в отношении внутреннего антагонизма; они с трудом мирятся друг с другом, хотя примирение их все же, тем или иным способом, необходимо, т. к. того требует христианство, заповедующее не только любовь к Богу, но и к ближнему, и при том любовь именно деятельную. 676 Но это примирение достигается только по-видимому, а не на самом деле. Любовь к ближнему в созерцательном подвижничестве теряет свое самостоятельное значение, и в лучшем случае является переходной ступенью на пути стремления к действительному совершенству, 677 а в худшем даже – «компромиссом“. Не уясняется автором и тот способ или путь, каким «созерцание“ и «деятельность“ фактически совмещались в одних и тех же лицах. Очень характерно его собственное признание: «каким образом тот и другой – надзиратель и учитель – совмещали педагогику с иночеством, мы не знаем. Но как -то совмещали. 678 Таким образом разбираемая статья г. Смирнова, серьезная и ученая, по свойству самой своей основной задачи не дает точного ответа на интересующие нас принципиальные вопросы, к которым она, однако, постулирует. Осуществления же своей прямой задачи она достигает с успехом, благодаря своей достаточной научной солидности и твердой обоснованности: исторический материал, привлекаемый им, отличается обилием, точностью, ценностью, а отсюда- и доказательностью. 426 Стр. 188–169. Ср. А. Л. Нечаев . Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения. СПБ. 1901 г. «Анализируя внимание, как состояние наибольшей ясности сознания, мы видим, что это явление обыкновенно сопровождается состоянием рассеянности (или пониженной ясностью) по отношению к тем явлениям, которые в данном случае не являются объектом внимания. Экспериментальные исследования показали, что направляя внимание на одно раздражение, мы этим самым отвлекаем его от другого». 428 Ibidem. По словам проф. В. С. Серебреникова , человеческое сознание узко не с точки зрения получаемых впечатлений, а с точки зрения созерцаемых предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В приведении автором «Пом. Отв.» доказательства от неизвестного списателя жития в пользу двоения аллилуйя Феофилакт видел великую слепоту и злобу раскольническую: слепоту в том, что они иным показуют то, чего сами не видят; злобу в том, что они видя не видят, т. е. «притворяют себе неведение». Здесь автор «Обличения» имеет в виду одно свидетельство в пользу троеперстного сложения, принадлежащее иподиакону Дамаскину в сочинении его «Θησαυρς» и приведённое Феофилактом в трактате о двуперстии для установления достоверности и доказательности троеперстия в опровержение Денисова, как оспаривавшего свидетельство Дамаскина на основании непринадлежности последнего к числу святых и неподкрепления означенного свидетельства свидетельствами святых. «Аще убо вы сицевых ради вин по совести усумневаетеся о Дамаскиновом учении, еже есть о треперстном сложении, для чего сицевых же ради вин не усумневаетеся о повести списателя жития Евфросинова о двугубой аллилуйя, для чего о нем не глаголете: той списатель в лице святых Божиих нигдеже поминается, и со святыми в книгах древне-церковных не числятся. Не обретается в числе учителей церковных, и не токмо учительств его, но ниже имени его в России слышася когда. Еже о двугубой аллилуии написа, не утверди писания своего свидетельствами святых, но кому вы верите, приемлюще повесть о двугубой аллилуии написанную в житии преп. Евфросина, ино что отвещати невозможно имени того списателя неведущим, какими ни есть ухищренными словесы, кроме сего: не ведаем кому верим, понеже и имени того списателя не знаем. Обаче вы на повести того списателя о двугубой аллилуии утверждаетеся доброй вашей совестью; о, исполненные всякой злобы и неправды, премерзкие плуты» 132 . Автор «Обличения» подробно и основательно рассмотрел повесть о житии преп. Евфросина потому особенно, что житие его послужило «Стоглавому Собору» основанием для известного постановления о двоении аллилуйя. Таким образом, ослаблением основания Феофилакт опровергал самое постановление Собора, через что отвергал каноническое значение Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Второе место из Номоканона, приводимое беспоповцами, заключается в следующих словах, взятых из ответа на вопрос: «Достоит ли не священному иноку, или освященному исповедания человеческая приимати самовольне, или ни»?... «Неосвященному иноку наказание его искуства дает власть примирения, аще убо себе самого безбедно соблюдает, и исповедающихся Богови да примиряет». Действительно, выписанные слова говорят нечто в пользу беспоповщинского учения. В них говорится, чго неосвященный инок имеет власть примирения, что он исповедающихся примиряет с Богом – все это такие выражения, которые напоминают о власти духовных отцев, разрешающих кающихся. Но чтобы определить значение доказательности этого места нужно опять прочитать весь ответ. «К богопроповедником рече Господь апостолом: вы есть соль земли, и елика аще свяжете и елика разрешите на земли, разрешена суть на небеси. Тем же от божественных отец наших узаконися, да же исповедающимся примирители бывают епископи, приемшии апостольское место от Бога. Освященный же инок, множае паче неосвященный чрез волю епископскую Богови примирити не может исповедающихся». Затем идет речь о том, что освященный инок может примирять с Богом по повелению епископа, а неосвященному его искуство дает власть примирения. Прежде всего, совершенно непонятным представляется, почему это неосвященному иноку искуство его дает власть примирения, тогда как иноку освященному этой власти искуство не дает, и насколько бы он опытен ни был, и как бы «безбедно» ни соблюдал себя, только по повелению епископа он может примирять исповедающихся. Оттуда явилось такое преимущество неосвященного инока пред освященным, значит и мирянина пред иереем? Это – нечто весьма сомнительное. А затем, между первой и второй половиной ответа находится полное противоречие; в первой половине говорится, что и освященный инок, тем более неосвященный не может примирять исповедающихся «чрез волю епископскую», а во второй, – что неосвященный якобы может. Мы не беремся, и не находим никакой возможности примирить означенное противоречие; и в сочинениях беспоповщинских учителей нигде не находим и попыток к такому примирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Писание. Ибо огрубевает сердце людей, и они ушами с трудом слышат, и очи свои смыкают, «да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтобы Я исцелил их», говорит Господь ( Ис.6, 9–10 ; Деян.28:26–27 ). Таким людям и голос Божий будет казаться громом небесным ( Ин.12:29 ), и явившийся из мертвых – призраком. Для исцеления такого болезненного состояния души, каково зарождающееся или .зародившееся уже в душе человека неверие, нужны не доказательства о Боге, не указание на домостроительство Божие в Св. Церкви, а принятие самим человеком средств против его духовной болезни, осуждение в себе диавольского духовного прелюбодейства мысли относительно Бога и покаяние: в противном случае самые непреложные и очевидные доказательства истины бытия или свойств Божиих для неверующего останутся не то чтобы неубедительными или мало доказательными, этого нельзя сказать, потому что Бог в самой душе человека положил печать Свою, дал прирожденно человеку мысль о Себе, а останутся мало на него действующими, так как сама вера есть более нравственная истина, чем умственное отвлеченное знание, и внедрение веры в душе человека требует не перемены только убеждения, но самообличения, самоосуждения и покаяния в духовном прелюбодействе, т. е. в зарождающемся неверии. Поэтому большая даже вескость доказательств для неверующего может только послужить к большей изворотливости его разсудка найти во чтобы ни стало, хотя бы самые нелепейшие и неосновательные, но такие все-таки положения и предположения, которые, казалось бы, ослабляют или подрывают в глазах неверующего доказательность истины бытия Божия, или откровенное учение о домостроительстве Божием, о пути ко спасению и вечной жизни. В этом последнем случае с неверием вполне сходится и тепло-хладность в вере. И хотя в основе сего состояния в душе человека не лежит стремление подавить и заглушить в себе веру, тем не менее жизнь и деятельность тепло-хладных в вере людей идет как бы своим чередом, не устрояясь по учению и водительству сокровищницы веры и нравственности – Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Первое предположение, что человек современен мамонту, может быть верно; но жизнь самого мамонта требует еще более точного определения. В нынешнем столетии в Сибири найден был во льду мамонт, кожа и шерсть которого, по-видимому, приспособлены к жизни в холодном климате, – а мясо сохранилось до того, что эскимосы готовы были употреблять его в пищу. Если за льдом признать большую сохраняющую силу, то и в таком случае будет невероятно, чтобы это животное могло сохраняться не только 100,000, но даже и более 6,000 лет. Вероятно также, что человек существовал уже в то время, когда животные, теперь обитающие только в тропическом климате, жили еще в лесах Европы. Но сколько лет требовалось для того, чтобы климат Европы из тропическая сделался умеренным, – вопрос этот трудно разрешить. Перемена в направлении теплого потока – Гольфштрема, изменение в относительном возвышении воды и суши, вызванные какими-либо особенными причинами, могли сравнительно быстро изменить климат Европы. Притом и в земных отложениях и пещерах вместе с мамонтом открываются только кремневые орудия, но не человеческие кости, что также уменьшает силу доказательности этого факта, так как кремневые орудия могли очутиться вместе с остатками мамонта и помимо прямого сожительства и современности с ним человека. – Есть и другие факты, представляющие неразрешимые трудности для признания громадной древности человека. Принимая во внимание теперешнюю скорость возрастания населения, нужно полагать, что-то количество народонаселения земного шара, которое существует в настоящее время, от одной четы могло образоваться не более как в 6,000 лет. 19 О таковом же сравнительно незначительном количестве лет жизни человека на земле свидетельствует то обстоятельство, что искусства, науки, изобретения и вообще все проявления творчески изобретательного духа человека существуют весьма недавно в истории. В самом деле, совершенно непонятен факт, что люди целые сотни тысяч лет жили жалкими дикарями – с своими кремневыми орудиями, а потом как бы по мановению волшебного жезла в шесть тысяч лет создали все чудеса цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pervob...

В философии нет логики доказательства, так как вообще нет логики философии, нет ничего логически предшествующего интуиции философа. Доказанное в философии не было бы творческим познанием, было бы лишь приспособлением. Убедительна в философском познании творческая интуиция, а не доказательность дискурсивной мысли. В философии истина показывается и формулируется, а не доказывается и обосновывается. Задача философии — найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции, и синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул, их острота и ясность, исходящая от них свет, а не доказательства и выводы. Доказательства всегда находятся в середине, а не в началах и не в концах, и потому не может быть доказательств истин начальных и конечных. Доказательства, в сущности, никогда не доказывают никаких истин, ибо предполагают уже принятие некоторых истин интуицией. В середине же можно доказать какую угодно ложь. Доказательство есть лишь техника логического аппарата и к истине отношения никакого не имеет. Все это еще раз приводит к острому сознанию того, что философское познание предполагает высшую степень духовного общения и тогда лишь убедительно, тогда лишь непроизвольно. Философия предполагает общение на почве начальных и конечных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли. Тогда обязательна и убедительна будет не критически пониженная, а догматически повышенная философия. Истину философского познания можно понять и принять лишь тогда, когда есть зачатки той интуиции бытия, которая достигла высшего своего выражения в творческом познавательном акте философа. Общение в философском познании предполагает известный максимум жизненного общения, единство, соборность избирающей любви. Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь вселенский соборный дух. Соборность сознания есть единая познавательная любовь. Доказательства не нужны для соборного сознания. Доказательства нужны лишь для тех, которые любят разное, у кого разные интуиции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Из приведенного обзора можно заключить, что виды переводов, которые предполагают внесение внешних по отношению к тексту элементов, неприменимы к святоотеческим текстам, поскольку читателю необходимо прикоснуться к Священному Преданию и живому опыту Церкви, который там зафиксирован, а не к измышлениям переводчика по темам, изложенным в оригинале. Поэтому необходимо приложить усилия по максимальному достижению целей, которые ставит точный (адекватный) вид переводов. Полное соответствие, конечно, невозможно из-за той разницы, хронологической и культурной, которая отделяет нас от «золотого века святоотеческой письменности», но движение должно идти в данном направлении. 3.2 СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРЕВОДА В анализируемом тексте преобладает рассуждение как тип речи, для которого характерны строго логическое развитие повествования с посылками и следующими из них заключениями. Ему присуща доказательность, то есть все выводы обладают аргументационной базой. Все эти черты определяют стиль текста как научный, для которого характерны предложения с использованием однородных членов, разные типы сложных предложений с подчинительными союзами, обилие вводных предложений с целью внесения большей ясности. В переводе длинные распространенные предложения для облегчения читательского восприятия приходится разбивать на части. Приведем лишь несколько примеров. «χεις δ επεν ετο πατρα δρσου – βλους δ δρσου τς συστσεις φησ το δρσου – κρυστλλου πχνης, τις συνισταμνη περ τ στερωμα – ορανν γρ νταθα τν ες ψος ρα λγει» – «Можешь ли назвать отца дождя или росы (каплями росы называет скопление влаги) или льда или инея, который скрепляется вокруг твердой основы (ибо небом называет воздух в вышине)?» (комм. на Иов 38: 28–30). В данном случае автор раскрывает для современников значение слова, которое, видимо, уже выходило из употребления. Необходимо отметить, что в данном случае вводное предложение вставлено в риторический вопрос, то есть происходит взаимодействие научного и художественного стилей. «παλεφων δ ατν τος λγοις κα ναρρωννς κα παρατενων ατ τν διλεξιν – δκαιος γρ ν παρ τος λλους πλεονος μιλας πολασαι θεο, σ κα πλεονα χρνον τος πθεσιν νεκαρτρησε – διδσκει κα τ περ τς νανθρωπσεως το μονογενος μυστρια» – «Утешает же его словами и, вновь укрепляя и продолжая с ним беседу – ибо праведный больше, по сравнению с другими, отведал общения Божия, – учит и о таинствах вочеловечения Единородного» . Здесь вводное носит разъяснительный характер, раскрывая значение не одного слова или термина, а целого предложения.

http://pravoslavie.ru/64067.html

Как нам воспринимать, подписанную Премьером «Стратегию» в её нынешней редакции? Как победу тех немногочисленных представителей общественности, лишёные доступа к СМИ, которые боролись с тайно создаваемым институтом политического феминизма, легализующего извращения, или очередная перегруппировка сил лоббистов мировой диктатуры Содома? То, что организаторы этой уловки и те, кто незримо стоит за ними пошли на попятную, не означает, что грубая и опасная для общества провокация снята с повестки дня. Я намеренно избегаю приводить анализ целей, изложенных в первоначальной редакции Стратегии, которая была спешно изменена за день(!) перед подписанием документа Премьером. Считаю, что в данном случае повторение опубликованных аргументов вне контекста или их сокращённое изложение может ослабить доказательность и убедительность. Заинтересованная общественность может ознакомиться с ними в многочисленных публикациях, например, Л. Рябиченко на РНЛ или комментариях на сайте «Любовь, Семья, Отечество». Эксперты уже забили тревогу: в России создана прямая угроза для демографической и национальной безопасностью. ( См. материалы экстренного совещания участников экспертной группы Общественно-политического клуба (ОПК) в связи с принятием в России «Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022гг.». РНЛ - «Ювенальная юстиция» 04.04.2017). Я бы остановился лишь на некоторых важных обстоятельствах. Когда «Стратегия» вскоре станет законом, законодатели напомнят Церкви, что в нынешней редакции(!) Стратегия «нацелена на создание равных возможностей для самореализации женщин во всех сферах жизни для преодоления стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины, в соответствии с принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации» и т.д . , как во всех цивилизованных странах, например, в Швеции, где лесбиянки могут быть епископами, находящимися хоть в однополом браке, хоть в трансгендерном. Существует международное обязательство, (см. Рекомендация СМ/Rec(2010)5 Комитета министров ПАСЕ) которое от лица РФ подписал в апреле 2010 года чрезвычайный и полномочный посол Александр Алексеев, замещавший тогда на постоянной основе в ПАСЕ министра иностранных дел Лаврова, который в свою очередь, напрямую подчиняется Президенту. В Рекомендации Совета министров Совета Европы говорится:

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/22/...

Для девочки отсутствие отца может сказаться не так явно, но не менее трагично. Делая собственный выбор, она может приписывать своему избраннику несуществующие достоинства просто потому, что не знает, как они должны подтверждаться в жизни. Помню, как одна немолодая уже женщина с горечью рассказывала, что прогнала свою первую любовь только из-за того, что парень не сдержал газы в ее присутствии. - Если можно, расскажите о интересных случаях в практике. - С самыми контрастными случаями умной и неумной родительской любви я столкнулась в военкомате на приписной комиссии. В один день на комиссию пришли два 16-летних подростка. Первый пришел в сопровождении мамы, которая утверждала, что её сын не может служить в армии, поскольку у него периодически возникает нистагм (легкое подергивание глазных яблок). Это явление было у ребенка с рождения, не приносило ему никаких страданий, не мешало общаться с друзьями, играть, гулять, но мать панически этого боялась, поэтому при возникновении нистагма немедленно освобождала сына от всяких нагрузок. Мальчишка быстро просек материнский страх и ловко им пользовался, когда не хотел делать домашние уроки или получал плохую оценку. В результате, здоровенный детина отличался примитивным кругозором, бытовой беспомощностью и полным безволием, фактически являлся бытовым инвалидом. Второй подросток пришел на приписную комиссию самостоятельно, хотя с детства страдал ДЦП (детский церебральный паралич), и ходьба давалась ему с трудом. Но он ни в коем случае не считал себя инвалидом. Когда невролог задала ему вопрос: «На что жалуетесь?» он бодро ответил: « Ни на что». «Но ведь тебе трудно ходить», - удивилась врач. «Да, но если это невозможно изменить, то зачем жаловаться?» Эрудиция этого парня делала его интересным собеседником, рассуждения отличались зрелостью, доказательностью, а судя по характеристике из школы, он пользовался уважением не только парней, но и девушек. Безусловно, это заслуга не только его личная, но и в огромной мере его родителей, которые, несмотря на страшный диагноз, не отчаялись, не опустили руки, смогли преодолеть естественную, но излишнюю жалость и вместо инвалида вырастили достойного гражданина.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/17/so...

— Смогут ли появиться в ближайшем будущем новые кандидаты наук по теологии? — И кандидаты, и доктора. Давайте уже оставим прошлому дискуссию на тему, является ли богословие наукой. Потому что этот вопрос задают либо от незнания, либо из вредности. Конечно, богословие — наука. Согласно тем критериям научного знания, которые сегодня существуют в гуманитарной области. Конечно, если вспомнить, что одними из критериев точных и естественных наук являются доказательность и практическая эффективность, то у богословия таких характеристик нет. Но их нет, простите, и у истории, и у филологии. Но никто же не подвергает сомнению их научный статус. Поэтому надо эту тему закрыть и отметить, что появление теологии в числе научных дисциплин — это как раз вхождение в этом вопросе российской науки в современное академическое пространство. И в этом теология позиции российской науки усилила. — Станет ли больше образованных пастырей? — Надеюсь, что да. Ведь в реформированную систему церковного образования включены и программы переподготовки тех, кто уже в сане. Клирикам Русской Церкви постановлено проходить повышение квалификации не реже одного раза в семь лет. Исключение сделано для клириков, обладающих ученой богословской степенью, а также для тех, кому прохождение таких курсов будет затруднительно по причине преклонного возраста. Раньше такой системы не было. Зато в 90-е годы прошлого века мы пережили так называемый «университетский призыв»: священниками нередко становились люди не просто с высшим образованием, а часто уже сложившиеся профессионалы в какой-то области, порой кандидаты или доктора наук. Сейчас «университетский призыв» закончился или по крайней мере очень сильно сократился. Больше нет идеологических преград, и тот, кто хочет стать священником, сразу после школы идет в семинарию. Но для нас значит в том числе и то, что в семинариях мы сталкиваемся со всеми «родовыми травмами» современной школы — так же, как и светские вузы. Иными словами, к нам приходят абитуриенты, подготовленные в системе ЕГЭ.

http://patriarchia.ru/db/text/5134816.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010