Я помню, что в советское время у нас кино использовалось для поддержания советской идеологии, в том числе атеистической. Сейчас на Западе кино используется для поддержания тех стандартов, которые усиленно пытаются ввести в норму, в частности, для поддержки ЛГБТ-сообщества, а также в некоторых случаях для нападок на религию и Церковь. Мы с Вами в одной из недавних передач обсуждали последний фильм Пола Верховена, где в карикатурном свете изображается Католическая Церковь и католическое женское монашество. Я думаю, что все это относится к определенной идеологической борьбе, которая разворачивается в том числе и на политическом фронте и неизбежно находит свое отражение в кинопродукции. Е. Грачева: Например, на Каннском кинофестивале в этом году делегация от России официально не присутствует: ей было отказано. Стоит ли России, российским режиссерам принимать участие в кинофестивалях, если официальная делегация туда не допущена? Как Вам кажется? Митрополит Иларион: Я думаю, что никогда не надо стучаться в закрытую дверь. Остается много открытых дверей: есть отечественные кинофестивали, нужно там и представлять новинки нашего кино. Е. Грачева: Владыка, а теперь к вопросам телезрителей этой недели. Вопрос: «Мог ли Иуда Искариот избежать своей доли предательства благодаря человеческой свободе воли? Если да, то как тогда исполнилось бы это пророчество?» Митрополит Иларион: Святые отцы, в частности, святой Иоанн Дамаскин, который жил в VIII веке, говорили: Бог все знает, но не все предопределяет. Для Бога будущее открыто так же, как настоящее. Когда Бог дает откровение людям, в частности, пророкам, то он приоткрывает перед ними завесу, закрывающую от других людей события будущего. Но это вовсе не значит, что эти события предопределены, что какой-то человек, например, рождается для того, чтобы совершить некое беззаконное деяние. Классический ответ на этот вопрос — книга пророка Ионы, которая содержится в Ветхом Завете. Там рассказывается о том, как Бог повелел пророку пойти в город Ниневию и сказать, что этот город будет уничтожен Богом за его беззакония, а пророк отказывался идти, потому что он знал, что Бог милосерден и если люди покаются, то пророчество не исполнится. Это довольно длинная история о том, как он отказался выполнить волю Божию, отказался исполнить эту миссию. Он сел на корабль, который двигался в другую сторону, разыгралась буря и его выбросило в море, где его проглотил кит. В конце концов Бог повелевает ему идти в этот город и сказать то, что люди должны услышать. Действительно, люди услышали голос Бога, покаялись, объявили трехдневный пост, оплакали свои грехи, и Бог отменил наказание, которое было уже Им объявлено.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5932533...

Самое содержание книги во многих своих частях не охватывается такой мыслью, как основной. Подробное изображение поведения корабельщиков и поэтическое изложение молитвы Ионы не имеют никакого отношения к этой мысли; между тем как изложение самой проповеди пророка, имеющей своей целью обращение ниневитян, сокращено на два стиха. Так легко опровергается мнение Гитцига о Маккавейском происхождении книги пр.Ионы, всё построенное на предположениях мелочных по содержанию, по характеру своему искусственно-фальшивых, которые держатся только одно другим и с падением одного падают все. Среди самых противников подлинности книги пр.Ионы не нашлось ещё, кроме Гитцига, ни одного сторонника его мнения. Иначе, конечно, и быть не может; ибо говорить о Маккавейском происхождении книги пр.Ионы значит идти против прямых и непререкаемых свидетельств о раннейшем происхождении книги пр.Ионы. «Сирах, писавший около 190 г. пред Р.Х., говорит Нёльдеке – сам защитник вымышленного понимания книги пр. Ионы 254 , знает книгу двенадцати малых пророков (49, 10), следовательно, и нашу книгу; на неё указывает и книга Товита, написанная около этого же времени (14, 8). Принятие же книги пр.Ионы в канон св. книг, в число книг 12 пророков, делает вероятным даже то, что книга пр.Ионы уже в V столетии пред Р.Х. существовала, так как собрание и заключение в канон книги 12 пророков едва ли можно полагать позже 400 года» 255 . Но Нёльдекке, отвергнув возможность происхождения книги пр. Ионы позже V века пред Р.Х., в своём определении времени написания книги не пошёл к раннейшему времени, a остановился на этом периоде, как времени написания книги. Основания, по которым он признал это время временем происхождения книги пр.Ионы, мало развиты у него; он лишь кратко указал на те данные, которые подробно разъяснены другими защитниками этого времени происхождения книги. Этих других, как мы видели, очень много; к тому же данные в пользу этого времени происхождения книги говорят и в пользу тех из противников подлинности книги, которые стоят за ещё более раннее время её написания; вот почему данные эти выяснены ими полно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

2. Мемра «О Ниневии и Ионе» Мемра «О Ниневии и Ионе» представляет собой большое поэтическое произведение, состоящее из 2142 строк, написанных изосиллабическим размером 7+7. Как ясно из названия, в этом произведении интерпретируется книга пророка Ионы. Но представленный в нем вид экзегезы отличается от греческих и латинских комментариев, где толкуется каждый стих библейской книги. К характеру экзегезы, представленной в мемре «О Ниневии и Ионе», приложимо следующее замечание: Ефрем интерпретирует не сам библейский текст per se, а библейский нарратив [Lund, 220]. Результатом такой экзегезы является новый нарратив; этот вид экзегезы получил название нарративной экзегезы. Нарративная экзегеза в мемре «О Ниневии и Ионе» избирательна, автора практически не интересуют события первых двух глав книги пророка Ионы. Его интерес сосредотачивается на событиях третьей главы, в которой речь идет о воздействии проповеди Ионы на ниневитян, и заключительной четвертой. Таким образом, именно ниневитяне, а не пророк Иона, являются главными героями сирийского произведения. После интерпретации событий заключительной четвертой главы книги следует не имеющее аналогов в экзегезе книги пророка Ионы значительное по объему небиблейское продолжение, согласно которому ниневитяне сопровождают пророка Иону на его родину, чтобы научиться на хороших примерах у иудейского народа, но, увидев прямо противоположное ожидаемому, отвергают иудеев.  После краткого знакомства с мемрой перейдем к более подробному анализу антииудейской полемики в этом произведении. 3. Антииудейская полемика в мемре «О Ниневии и Ионе» Уже с первой строчки произведения, в кратком введении (ст. 1–35), Ефрем намечает противопоставление иудеев и ниневитян, обозначая Иону как «иудея», «еврея», а ниневитян как «необрезанных», «языческие народы»: Вот в Ниневии Иона проповедовал,//иудей ( (среди необрезанных () (ст. 1–2) Город языческих народов () опечалился//из-за еврейского () проповедника (ст. 5–6) . Далее Ефрем переходит к описанию беспрецедентно го покаяния ниневитян, занимающего значительную часть мемры. Из лаконичных библейских стихов книги пророка Ионы 3:3–10 автор создает грандиозную картину всеобщего покаяния жителей Ниневии, в котором принимают участие мужчины и женщины всех возрастов и социальных категорий. Ниневитяне, даже воры и убийцы, демонстрируют всевозможные виды религиозного покаяния: уничижение с ношением вретища и посыпанием головы пеплом, хождение босиком, плач, непрестанные молитвы, пост, раздачу милостыни, воздержание. Они являют идеальное социальное поведение: всеобщее равенство, примирение, солидарность со слабыми и неимущими, взаимную приязнь, прощение долгов и многое другое. Всему этому они учат друг друга, становясь в покаянии как одно тело (например, ст. 180–226; ст. 981–1052 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6177829

В первый раз, как бы мимоходом, эту мысль высказал раввин Исаак Абарбанель ещё в XV ст. 162 и лишь в прошедшем столетии Гриим, воспользовавшись ею, решил из неё своё объяснение позднейшего сравнительно с веком Ионы происхождения книги. Доказывая, что книга пр. Ионы в её настоящем виде – легенда, записанная лишь после плена вавилонского, он говорит, что в действительности дело было так. Иона почувствовал в себе призвание идти в Ниневию в качестве проповедника покаяния, но, убоявшись трудности этого путешествия, решился сделать его невыполнимым для себя и для этого сел на корабль в Иоппию. Скоро поднялась буря; она привела Иону к тяжёлым размышлениям о своём положении, среди которых он и уснул. Эти размышления пророка об его предприятии и настоящем, положении и породили то сновидение, которое, как действительное событие, и описано в Ион. 1:6–2:11 . Против гипотезы Гримма, вскоре же после её появления, высказаны были возражения некоторыми богословами даже отрицательного направления 163 . Прежде всего, против неё указывали на то, что в книге нет никаких указаний, что Ион.1:6–2, 11 должно считать за сон; это место стоит в неразрывной связи с предыдущими и последующими стихами, которые сам Гримм считает за рассказы о бывшем на самом деле. Если бы указанная цитата говорила о том, что происходило действительно во сне; то это так и было бы обозначено составителем книги, как то находим мы в других местах Библии (ср., например, Быт.28:12; 16:1–26; 37:5 ; Чис.12:6–10 ; 1Цар. 1:3, 4 и др.). Далее. Берценбергер справедливо также возражал против Гримма, что если пребывание пр.Ионы на корабле, плывшем в Фарсис, было на самом деле, а рассказ о том, что он выброшен был в море и уже из чрева рыбы снова попал на землю, обозначал собой не больше, как сновидение пророка, виденное им всё на том корабле плывшем в Фарис; то непонятно, как Иона, плывший в Фарсис, следовательно, на запад от Ионии – в сторону, противоположную от Ниневии, мог на этом же самом корабле приближаться к Ниневии и, слезши с него, действительно очутиться в этом последнем городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Второе по значимости место после Пятикнижия должно быть отдано пророческим книгам, представляющим собой сборники записанных слушателями пророческих проповедей, скомпонованных позднее (вероятнее всего, уже после Вавилонского плена). Все пророческие проповеди имели, как правило, поэтическую форму, и потому пророческие книги представляют собой замечательные образцы древней еврейской поэзии. К пророческим книгам примыкают по смыслу (но не по жанру) книги исторические. Собственно, книги эти (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, четыре Книги Царств, из которых две первые в иудейской традиции носят название Книг Самуила, а две последние – Книг Царей, и две Книги Паралипоменон) представляют собой обработанные летописи, составлявшиеся при дворе израильских правителей, начиная с Соломона (X в.). Менее всего такая обработка заметна в Книгах Паралипоменон, более всего – в Книге Иисуса Навина. Следует заметить, что эта последняя составлена во многом на основе древних еврейских эпических поэм и героических песен, что сказывается на её весьма своеобразном колорите. Наконец, существеннейшую часть Ветхого Завета составляет учительная литература, к которой относят произведения т.н. хокмического жанра (т.е. жанра письменности мудрых) – Книга Притчей, Екклесиаста, Иова, Премудрости Соломона, а также Премудрости Иисуса, сына Сирахова и притчевую литературу (Книга Руфи, Книга Есфири, Книга Юдифи, Книга Товита, а также Книга пророка Ионы, представляющая собой притчу о пророке). В целом и хокмический жанр, и притчи очень напоминают соответствующую литературу Египта и Вавилонии; о ней у нас ещё пойдёт речь в дальнейшем. Отдельно следует упомянуть апокалиптическую литературу, к которой относятся прежде всего видения Даниила (Книга пророка Даниила) и Апокалипсис Исайи ( Uc.25 – XXVII ). По жанру эти тексты ближе всего к визионерским пророческим текстам, насыщенным символикой и не всегда отчётливым. Наконец, совершенно особое место в ветхозаветной традиции занимает гимнография, о которой нам ещё придётся говорить подробно. Ветхозаветная гимнография в жанровом отношении весьма разнообразна и в этом смысле напоминает гимнографию соседних семитских народов – вавилонян, финикийцев и жителей Угарита. Но всё описанное нами жанровое разнообразие служит одной цели – свидетельству об опыте живого богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Надеюсь, что книга достигнет своей цели. Она не вываливает на голову читателя множество второстепенных фактов и спорных теорий (этим грешат многие издания по библеистике), но она и не впадает в проповеднический пафос — на самом деле трудно сохранить такой баланс. Книга, действительно, помогает читателю разобраться, оценить, привыкнуть. Спокойно, конкретно, неназойливо. Она говорит о слове Божьем, но не упускает из виду и человеческого аспекта пророчеств, более того, она постоянно подчеркивает их двуединую природу. Ведь пророк — не медиум, который, впадая в транс, вступает в мистическую связь с иным миром и вещает то, что говорят ему духи. Нет, пророк остается человеком, со всей полнотой сознания и воли, и его речь сочетает в себе Слово Божие и человеческое слово. Пророки несли свою весть разными способами; они даже воспринимали ее по–разному — одни слышали голос, другим были видения. И сегодня психологи говорят о том, что люди бывают «аудиалами» и «визуалами», и то же самое мы находим в Библии. Пророки могли состоять при храме, а могли при царском дворе, могли они и быть независимыми. Одни из них оставили свои книги, о других мы узнаем только по рассказам библейских повествователей. В этом многообразии личного опыта — важнейшее свидетельство человеческой стороны Писания, которую так часто упускает из виду современный «слишком благочестивый» читатель. Особо стоит отметить, какое внимание уделяет книга свободе человеческой воли. Казалось бы, причем здесь она? Бог объявляет, чего Он хочет; людям остается только умолкнуть. Но Господь не просто диктует — Он скорее призывает и предлагает: «Вот, я сегодня предложил vie6e жизнь и добро, смерть и зло» (Втор 30:15). Человек волен принять или отвергнуть Его волю, и даже грех не обязательно будет наказан — есть место и покаянию, и прощению. Пророчество — это общение. Как пишет об этом Гриц, «голос Божий никогда не заглушает голос человеческий». Это общение Бога и пророка, которого Бог призывает к Себе, поручает ему весть — и, к примеру, книга Ионы отлично показывает нам, как непросто бывает принять ее самому пророку. Но это еще и общение Бога и Его народа, который не просто пассивно выслушивает Его волю, но отвечает на нее своей верой и своими делами, всей своей жизнью. Поэтому пророчество, если можно так сказать — нерв священной истории, подобно тому, как закон — это ее скелет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Открытие Ботта стало мировой сенсацией. С ЭТОГО МОМЕНТА НАЧАЛОСЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОТКРЫТИЕ АССИРИИ и зародилась новая наука – АССИРИОЛОГИЯ – одна из ветвей археологической науки, получившая своё наименование на основании того факта, что наиболее ранние раскопки велись в Сев. Ираке, земле ассирийского народа. Совсем неожиданно для всего мира раскрылась первая страница одной из удивительнейших летописей человечества. Человеку, побывавшему сегодня в Южном Ираке, трудно поверить, что пять-шесть тысячелетий назад здесь был самый цивилизованный уголок нашей планеты. Сейчас эти пустынные места выглядят очень неприглядно: палящее солнце излучает зной; всё гладко, жёлто и сухо; всё спит и безмолвствует; сильные ветры гонят тучи песка; скудные дожди выпадают редко; никаких обитателей кроме зверей пустыни. Что касается городов, то их нет, а лишь на многие сотни километров по всей территории Месопотамии разбросаны развалины тех из них, которые существовали здесь несколько тысяч лет тому назад. Зрелище этих песчаных холмов, возвышающихся над пустыней на 7–29 метров впечатляюще. Между этими печальными остатками древности, огромным кладбищем человеческой культуры, привлекают к себе внимание своей обширностью три кургана. Первый из них расположен на левом берегу Тигра, напротив нынешнего города Мосула. Он делится на два холма, разделённых между собой небольшой речкой. Северный холм, известный под турецким названием Куюнджик, заключает в себе развалины знаменитой Ниневии. Южнее расположен второй холм меньшего размера – Неби Юнус. На его вершине и сейчас ещё стоят дома арабской деревушки, в центре которой находится мусульманское святилище, связанное с именем пророка Ионы, по местному преданию – гробница пророка. Южнее Куюнджика находится второй курган – развалины Нимруда, современное название библейского города К а л а х а ( Быт.10:12 ). Размеры кургана Калах-Нимруд наполовину меньше развалин Ниневии. Калах, город Нимрода, был раскопан в 1845 году английским археологом Генри Лэйярдом. К северо-востоку от Куюнджика на реке Хоср находится третий из упомянутых курганов – Хорсабадский, названный так по имени находившейся здесь когда-то деревни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Богословие Паума коренится в книге Исход 34:67 и в библейском понятии о характере Бога. Бог – свят и справедлив, и поэтому зло не может оставаться ненаказанным. Более того, Бог любит свой народ и поэтому его стремление к их верности и процветанию не позволит другим притеснять их без последствий. Божий гнев и мщение – это библейский способ выражения его справедливого суда за грех и зло. Бог долготерпит грех, но не позволит греху остаться безнаказанным ( Исх.34:7 ). Наум объявляет о том, что время суда над Ассирией, которая правила на территории Иудеи и Израиля и контролировала весь Ближний Восток веками, наконец, наступило. Ассирийцев, с их надменностью и жестокостью, нельзя было сравнить ни с одним народом. Исайя объяснил, что, хотя Бог использовал Ассирию для наказания Израиля ( Ис.10 ), это не сняло с них ответственность за их злодеяния. Иона объявил о разрушении Ниневии за ее грехи, но когда город покаялся, Бог задержал наступление суда. Теперь же настало время справедливого возмездия. Бог никогда не зависел от чьих-либо мнений, Он единолично правил вселенной и народами земли. Он – Бог-мститель, обладающий огромной силой, рядом с которой никто не в состоянии устоять (1:2,3:6). При желании, для осуществления Своих планов, Он мог бы использовать и других (2:1,3 и далее). Поэтому Иудея должна понять, что грядущее падение Ассирии перед Мидией и Вавилоном будет делом рук Божьих. Такое восприятие Бога опасно «только для тех, кто хочет быть богом сам для себя и править землей по своему усмотрению, но для тех, кто доверяет Богу, это представление приносит комфорт и уверенность в его всевластии». 1052 С другой стороны, Бог, который мстит Своим врагам, еще и защищает Свой народ. Для них Он – убежище (1:7). Его дела – это благовестие (или евангелие) любящим Бога (1:15). Это означает, что ярмо порабощения, которое несла Иудея с дней Ахаза, наконец, будет сброшено. То есть Бог – благ (1:7), и Его благость подтверждается и тем, что Он медлен на гнев и тем, что Он не оставляет без наказания виновных (1:3). Были, конечно, времена, когда иудеи сомневались в Его благости, в те времена, когда они были в порабощении у Ассирии, но Бог был готов предоставить шанс покаяния даже Ниневии (книга Ионы). Бог медлен на гнев, потому что велик. 1053

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

И воцарился Захария, сын его, вместо него. Дата воцарения Иеровоама II израильского согласуется с показанием ( 4Цар.14:1–2,17 ), по которым Амасия иудейский царствовал 29 лет, из них 14 лет совместно с Иоасом израильским, а 15 – с сыном последнего Иеровоама II. Но указанная в ( 4Цар.14:21 ) продолжительность царствования Иеровоама II 41 год не мирится со свидетельством ( 4Цар.15:8 ), что сын и преемник Иеровоама II Захария воцарился только в 33 и год Азарии-Озии иудейского, сына и преемника Амасии: если Иеровоам 15 лет царствовал одновременно с этим последним и еще 38 лет с Озиею, то общее число лет царствования Иеровоама II будет 53 года или, принимая, что 15 и 38 лет были неполными годами, 51 год, а не 41 год; можно поэтому допустить ошибку смешения цифр (буквы нун с мем: 50 и 40). В пользу удлинения срока царствовании Иеровоама II говорит и хронологическая дата пророческого служения Осии в надписании к его пророческой книге ( Ос.1:1 ; ср. стихи 4–5; ср., впрочем, у проф. И. А. Бродовича. Книга пророка Осии, Киев. 1901, с. XI-XVI. ) О столь продолжительном и несомненно славном царствовании Иеровоама II израильского свящ. писатель сообщает, однако, лишь самые общие сведения (может быть, ради нечестия этого царя с теократической точки зрения 4 , ср. стих 24 и ( 4Цар.13:2 ) или, вернее, по неимению подробной биографии этого царя); упоминает о знаменательном и впервые лишь после Соломона ( 3Цар.8:65 ) осуществившемся восстановлении древних обетованных Богом пределов земли Израиля от Емафа Сирийского ( 2Цар.8:9 ; Onomast. 52) до моря пустыни (евр. айм гаараба, Vulg.: mare solitudinis ст. 25). т. е. Мертвого моря ( Втор.3:17 ; Hab.3:16, LXX : θλασσα τς Αραβα, слав.: «до моря Аравитского», Onomast. 495). Иеровоам, довершивший в этом случае дело отца своего Иоаса ( 4Цар.13:25 ), мог воспользоваться слабостью Дамаска после побед над ним ассирийских царей Салманассара III и Ассурдана III (Meyer, Geschichte des Alterth. I, s. 146). Об этом подвиге Иеровоама II предсказал известный пророк Иона, с именем которого известна пророческая книга ( Ион.1:1 ), конечно, не заключающая этого специального предсказания, лишь содержащая пророчество Ионы о Ниневии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И бысть слово Господне ко мне рекущее: Еда, якоже скуделник сей, не возмогу сотворити вас, доме Исраилев? рече Господь: се якоже брение в руку скуделника, тако вы есте, доме Исраилев, в руку Моею ( Иер. 18:3–6 ). И оное написанное: Я всем звездам дал заповедь дает некоторым повод [думать], что звезды разумны и что они имеют душу и чувство. Ибо, говорят они, Он мог заповедовать только разумным [существам], не припоминая того, чти написано у Ионы: «заповедал Господь ветру знойному» ( Ион. 4:8 ), и опять: «заповедал червю утреннему» (там же, ст. 7), и что Спаситель в Евангелии запретил ветрам и морю ( Лк. 7 ), которые, очевидно, не имеют чувства и разума. Ст. 14–17. Так говорит Господь: труд Египта и торговля Ефиопии не савейцы, люди высокие, к тебе перейдут и будут твоими: они последуют за тобою; связанные ручными узами приидут и будут преклоняться пред тобою и умолять тебя: в тебе только Бог, и нет Бога, кроме тебя. По истине, Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель, Постыжены и посрамлены все: вместе [с ними] ушли со стыдом виновники заблуждений. Израиль спасен в Господе спасением вечным: вы не будете постижены и посрамлены во веки веков. LXX : Так говорит Господь Саваоф: утрудился Египет и торговля ефиоплян и савейцев: люди высокие приидут к тебе, и будут твоими рабами и последуют за тобою, связанные ручными узами, и прийдут к тебе, и будут преклоняться пред тобою и умолять тебя: ибо в тебе Бог, и нет Бога, кроме Тебя. Ибо Ты Бог, а мы не знали: Бог Израилев, Спаситель. Да будут постыжены и посрамлены все противники Его и да идут со стыдом. ÷ Обновляйтесь у Меня острова Израиль спасется Господом спасением вечным: не будут постижены и посрамлены во веки . И в этом месте следующие историческому пониманию говорят, что Египет и ефиопляне и савейские народы, находящиеся за Ефиопиею, были порабощены Киром, ему были подчинены и самые отдаленные народы, которые из необычайной победы поняли, что в нем был Господь, и что не было другого Бога кроме того, который обитал в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010