Скачать epub pdf Память святого пророка Наума Память 1 декабря Святой пророк Наум, – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, – происходил из Галилеи, из селения Елкоша 7927 . Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии 7928 , предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима 7929 на Иегову 7930 . Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии ( Ион. 2:2 ) не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение. Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем 7931 . Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя 7932 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По переводу LXX толковников, в ряду двенадцати пророков после Ионы следует Наум, потому что они пророчествовали, по-видимому, об одном и том же городе. Ибо у Ионы написано: «было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину, говорящее: встань, и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем» ( Ион. 1, 1–2 ). Начало же книги Наума следующее: взятие (assumpmio) «Ниневии; книга видения Наума, Елкесеянина» (Elcesaei) ( Наум.1, 1 ). Таким образом оба они пророчествуют о Ниневии, столице ассирийской, которая теперь называется Нином (Ninus). Далее, в еврейском тексте в след за Ионою стоит Михей, а за Михеем следует Наум, имя которого значит «утешитель». Ибо десять колен были уведены асссириянами в плен уже при Езекии, царе иудейском, при котором и видение теперь является против Ниневии для утешения переселенного народа. И не малым утешением как для тех, которые уже были порабощены ассириянами, так для остальных, принадлежавших к Иудину и Вениаминову колену и подвергавшихся при Езекии осаде со стороны тех же врагов, было услышать, что ассирияне, в свою очередь, будут взяты в плен халдеями, как будет показано далее в этой книге. Но так как слово «Ниневия», в переводе с еврейского на нашем языке значит «прекрасная», а прекрасным называется мир, который вследствие этого у греков получил наименование χσμος что означает «украшение», нужно знать, что все то, что теперь говорится против Ниневии, служит образным (figuraliter) предречением о мире. Поэтому вместо «взятия», что LXX перевели λμμα и Акида ρμα, в еврейском тексте стоит «massa», то есть «тяжкое бремя», ибо оно подавляет ту, против которой направлено это видение, и не дозволяет ей поднять головы. Относительно присоединенных к этому слов: «Наума Елкесеянина» (Elcesaei) некоторые полагают, что Елкесей был отцом Наума и что он, согласно с еврейским преданием, сам был также пророком, между тем как в Галилее доселе существует селение Елкеси (Elcesi); хотя оно мало, и развалины едва указывают на следы древних зданий, однако оно известно иудеям и было также указано мне проводником. При этом должно обратить внимание и на то, что это самое взятие, «бремя» или «тяжесть» составляет видение пророка. Ибо он не говорит в χστσει (исступлении), как бредят Монтан, Приска и Максимилла, но пророчество его составляет книгу видения, в которой он понимает все то, что говорит, и дает своему народу видеть бремя врагов. Таким образом пророчество это, Павла и Евстохия, в таинственном смысле ( αναγωγν) имеет своим предметом кончину мира, для утешения святых, чтобы они все то, что видят в этом мире, презирали, как преходящее и тленное, и приготовлялись к дню суда, на котором Господь будет мстителем против истинных ассириан 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пророк Иона      Иона жил в VIII веке до Р. Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. Предание не без основания считает его учеником пророка Елисея. Господь посылает Иону проповедовать в языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Но безграничный в Своем милосердии Господь во все времена желает спасения всем. Книга пророка Ионы, повествующая о посольстве его в языческую Ниневию, — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете. Ионе еще предстояло понять, что Бог, хотя и избрал еврейский народ и заключил с ним завет, не оставляет и другие народы. Поэтому пророк, вместо того чтобы исполнить повеление Божие, отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в Финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. Иона же полностью покорился воле Божией. Он спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. Его разбудил начальник корабля и сказал: встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем (Иона 1, 6). Моряки решили бросить жребий, чтобы узнать: из-за кого случилась буря? В древности не только у евреев, но даже и среди язычников было распространено мнение, что бедствия постигают людей за какие-то грехи. Жребий пал на Иону. Моряки спросили его: кто он и где его страна? Пророк Иона исповедал Единого Бога — Господа Вселенной: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Иона 1, 9). Затем Иона сказал, что бежит от лица Господа. Моряков охватил страх. Они спросили, что им сделать с ним, чтобы утихла буря. Иона попросил бросить его в море, уверяя, что море утихнет. В этой просьбе — и глубокое сознание своей вины перед Богом, и жертвенный подвиг. Пророк поднимается до высоты евангельской любви. Смерть свою он воспринимает как единственный способ спасти невиновных спутников. Пророк Иона является здесь прообразом Спасителя, Который пострадал до смерти, чтобы спасти людей.

http://pravoslavie.ru/104084.html

Содержание Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет   Быт – Бытие    Исх – Исход    Лев – Левит    Чис – Числа    Вт – Второзаконие    Нав – Книга Иисуса Навина    Суд – Книга Судей израилевых    Руф – Книга Руфи    1Цар – Первая книга Царств    2Цар – Вторая книга Царств    3Цар – Третья книга Царств    4Цар – Четвертая книга Царств    1Пар – Первая книга Паралипоменон    2Пар – Вторая книга Паралипоменон    1Езд – Первая книга Ездры    Неем – Книга Неемии    2Езд – Вторая книга Ездры    Тов – Книга Товита    Иудиф – Книга Иудифи    Есф – Книга Есфири    Иов – Книга Иова    Пс – Псалтирь    Пр, Притч – Притчи Соломона    Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника    Песн – Песнь песней Соломона    Прем – Книга премудрости Соломона    Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова    Ис – Книга пророка Исаии    Иер – Книга пророка Иеремии    Плач – Плач Иеремии    Посл Иер – Послание Иеремии    Вар – Книга пророка Варуха    Иез – Книга пророка Иезекииля    Дан – Книга пророка Даниила    Ос – Книга пророка Осии    Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля    Ам – Книга пророка Амоса    Авд – Книга пророка Авдия    Ион – Книга пророка Ионы    Мих – Книга пророка Михея    Наум – Книга пророка Наума    Авв – Книга пророка Аввакума    Соф – Книга пророка Софонии    Агг – Книга пророка Аггея    Зах – Книга пророка Захарии    Мал – Книга пророка Малахии    1Мак – Первая книга Маккавейская    2Мак – Вторая книга Маккавейская    3Мак – Третья книга Маккавейская    3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет   Господа Иисуса Христа Святое Евангелие    Мф – От Матфея святое благовествование    Мк – От Марка святое благовествование    Лк – От Луки святое благовествование    Ин – От Иоанна святое благовествование    Деян – Деяния святых апостолов    Соборные послания апостолов    Иак – Послание апостола Иакова    1Пет – Первое послание апостола Петра    2Пет – Второе послание апостола Петра    1Ин – Первое послание апостола Иоанна    2Ин – Второе послание апостола Иоанна    3Ин – Третье послание апостола Иоанна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3707...

Каждому по заслугам так и не досталось Диакон Павел Сержантов о пророке Ионе 5 октября, 2015 Диакон Павел Сержантов о пророке Ионе Пророческий путь святого пророка Ионы не назовешь образцовым. Про духовное окормление врагов, верную смерть во чреве кита, возвращение к жизни и о том, почему любовь выше самой благородной справедливости – диакон Павел Сержантов. Необычайна книга пророка Ионы, память которого наша Церковь празднует 5 октября. Книга крошечная, содержательная. Судьба пророка Ионы впечатляет. Господь в Новом Завете особо помянул Ионино трехдневное пребывание во чреве кита и чудесное возвращение пророка в новую жизнь на земле. Подобно этому и Христос был во гробе и вошел в жизнь – воскрес. Диакон Павел Сержантов Между тем, пророческий путь святого Ионы не назовешь образцовым. Он предстает читателю как бы «пророком поневоле», под давлением высших обстоятельств. В чем заключалось дело пророков? Миссия ветхозаветных пророков часто обличительная, святой Иона не исключение. Непростое дело – обличать. Бытовые обличения чужих грехов, привычное осуждение, так называемая борьба за справедливость и людские свары – правды Божией не творят. У пророков обличение получалось особенное, благодатное. Что же произошло с Ионой и его обличениями? Несправедливо помилованный город Господь посылает Иону духовно окормлять стан врагов , в город Ниневию. С пророчеством о скорой погибели города, если ниневитяне не покаются перед Богом. Весть о скором уничтожении города была для Ионы понятной: заслужили. А вот проповедовать врагам покаяние и отвести от них заслуженную погибель – дело совсем другое. Иона поверил Божию откровению и… не стал исполнять Божию волю. Пусть исчезнет Ниневия, поделом ей! На корабле он отправился в противоположную от Ниневии сторону. Тогда гнев Божий обрушился на пророка, море поднялось страшным штормом. Во время бури выяснилось: Иона догадывается, кому адресовано это несчастье. Для того чтобы море успокоилось, пророк предлагает корабельщикам бросить его за борт, на верную смерть. То есть пророк против того, чтобы за его поступки отвечали другие люди, и он готов за свой поступок умереть (но проповедовать врагам не готов). Иона опять рассудил справедливо.

http://pravmir.ru/kazhdomu-po-zaslugam-t...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово Иерей Михаил Браверман Краткая и динамичная, непохожая на все другие ветхозаветные писания книга пророка Ионы, что это – притча, иносказание? Образный рассказ о том, как человек, не желая исполнить волю Бога, бежит от Него, а Бог через скорби и жизненные обстоятельства человека настигает? Или же действительно был Иона три дня «во чреве китове», а затем Бог спас его? Обязательно ли должно быть реальностью то, что является прообразом реального события – в данном случае Воскресения Христова? Так или иначе, всю историю мироздания и всю священную историю знает один Господь Иисус Христос, и Он указывает на чудо Ионы как на прообраз Своей смерти и Воскресения. Когда книжники и фарисеи, прекрасно видевшие на Господе исполнение пророчеств и видевшие совершаемые им чудеса, но искавшие отговорки, чтобы не принимать Его в свою жизнь и в свое сердце, просили у Господа еще знака и чуда – «знамения», то Господь, очень нелицеприятно охарактеризовав их, отвечал, что вот – «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; а знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф: 12:39-40). То есть, самое чудесное в истории Ионы – то, как проглотил его кит, – есть образ Христовой смерти и Воскресения, а «чрево китово» есть аллегория ада – места, лишенного света, в которое Господь, умерев, сошел душой, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших. И, прославляя Христа воскресшего, Церковь утверждает, что Он «из чрева адова избавил нас» (Воскресный тропарь третьего гласа). И совершенно бессмысленно рассуждать о том, мог или нет кит проглотить Иону (с точки зрения его, кита, физиологии), или о том, какие именно китообразные обитали три тысячи лет тому назад (время, когда жил пророк) в Средиземном море (именно по нему из Иоппии (Яффы) в испанскую Киликию увозит корабль бегущего от Бога Иону). Согласно еврейскому тексту, Иону проглатывает «даг гадол» – «большая рыба», чудище морское, которое греческий, а за ним славянский и русский тексты передают словом «кит», обозначающим самое большое из обитающих в море существ.

http://zavet.ru/a/rss_1288942504.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пророк Иона, неправильный пророк 6 мин., 05.10.2015 Пророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг — в них всё наоборот. Он говорит, вслед за пророком Наумом, о погибели Ниневии , но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка — оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной. Иона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира). Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты. Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение.

http://foma.ru/iona-nepravilnyij-prorok....

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Simon Webster Кто такой пророк? 11 мин., 02.08.2014 Библия много говорит о пророках и пророчествах. В наше время тоже популярны разного рода предсказатели будущего — от гадалок до футурологов. Были ли библейские пророки кем-то вроде них? Или они передавали людям то, что открывал им Бог? И как они вообще становились пророками — этому где-то учили, как ремеслу, или каждому Господь указывал особый путь? Иона — неправильный пророк Начнем с примера «неправильного» пророка. Есть в Библии книга, которая совершенно четко показывает, чего настоящий пророк делать не должен — это книга пророка Ионы. Но вместе с тем она дает нам понять, в чем, собственно, смысл пророческого служения. Итак, Иона. Господь отправляет его проповедовать в Ниневию, столицу Ассирийской империи (для израильтян этот город был примерно тем же, чем для нас — гитлеровский Берлин). Иона действительно отправляется в путь… но ровно в противоположном направлении! У него нет ни малейшего желания связываться с ассирийцами, и он пытается бежать на корабле за море. Тогда Господь насылает бурю, и Иона оказывается в морской пучине, где его целиком проглатывает огромная рыба. Попав в желудок монстра, Иона чудом остается жив, но у него просто не остается иного выбора, кроме как призвать на помощь Господа и принять Его волю. Молитва пророка была услышана — и через три дня, выброшенный на сушу, он отправляется в Ниневию. «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» — так проповедовал Иона на улицах города. Ниневитяне поверили его словам, объявили всенародный пост, перестали творить зло. И Господь их простил, а Ионе преподал урок милосердия к раскаявшемуся врагу. Книга Ионы, по-видимому, что-то вроде притчи – рассказа, который передает нам некие важные истины, не будучи при этом документально точным. Дело даже не в том, что Иона три дня провел во чреве огромной рыбы (в конце концов, при отсутствии естественнонаучных аргументов это можно объяснить чудом), а в том, что у нас нет никаких исторических данных, свидетельствующих о том, что столица Ассирии когда-либо обращалась к Единому Богу. Я бы отнес рассказ об Ионе к жанру альтернативной истории: что могло бы случиться, если бы все, кто слышит голос Божий, в точности исполняли Его волю, пусть даже и нехотя!

http://foma.ru/kto-takoj-prorok.html

Павел Басинский. Книга о том, как стать человеком Читаем в пост. “Приключения Пиноккио” — больше, чем сказка 13 марта, 2017 Читаем в пост. “Приключения Пиноккио” — больше, чем сказка Если говорить о каком-то душевно полезном чтении, я бы вспомнил книгу, которая произвела на меня в детстве колоссальное впечатление — «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Подчеркиваю, что речь именно о «Приключениях Пиноккио», а не о «Золотом ключике» Алексея Толстого. Павел Басинский «Золотой ключик» —  замечательное произведение, но я очень рад, что книга Толстого попалась мне уже после книги Коллоди.  «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — прекрасная, добрая сказка о том, как кукла может стать счастливой в своем мире, получить свое волшебное кукольное счастье. Толстой был невероятно талантливым человеком, и  это одна из лучших его книг. Но, она все-таки просто увлекательная, хорошо написанная, сказка. К тому же — немного пародия на Серебряный век: там зашифрованы  какие-то аллюзии на символистов, на богему рубежа XIX-XX веков, которые не совсем понятны, да и не нужны детям. А вот книга «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, которая, собственно, послужила источником для Толстого – больше, чем сказка, хотя волшебства там тоже хватает. Это большая серьезная история о том, как деревянная кукла может стать человеком. В конце произведения Пиноккио становится человеком, пройдя различные испытания, в том числе и духовные. Эта книга пронизана цитатами из Библии, в том числе из Книги пророка Ионы (понятно, что в детстве я этого не понимал). То есть читателям в форме сказки рассказывается  о том, от чего нужно отказаться, и что нужно приобрести,  чтобы, в конце концов, стать человеком. Эту  книгу, я считаю, полезно иногда перечитывать даже взрослым. А уж для семейного чтения это просто идеальный вариант. Фото: julia-raskova.livejournal.com Лично я читал «Приключения Пиноккио» с иллюстрациями Либико Марайа, изданную в Болгарии.  И это яркое издание большого формата я особенно рекомендую. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/pavel-basinskiy-kniga-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Олег Варов/ foto.patriarchia.ru Священники говорят, что служат Богу. Но разве Богу нужны слуги? 15 мин., 03.06.2022 Мы собираемся в храмах для участия в богослужениях , а людей, которые их совершают — епископов, священников и диаконов, — называем священнослужителями . Получается, они служат Богу. Но в чем смысл этого служения? И разве всемогущему Богу нужны слуги? Многие, может быть, удивятся, но — да, Богу действительно нужны люди, готовые Ему послужить. Всемогущему, всеведущему, ни в чем не нуждающемуся Богу нужны те, кто будет исполнять Его волю и возвещать ее другим людям. И подтверждения тому мы находим в самых разных местах Священного Писания, или Библии. Что же именно говорит об этом Библия? В книге Исход Господь повелевает Моисею: Пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых  (Исх 3:10). Как ни страшится Моисей такой миссии, сколь ни сомневается в своих способностях совершить вверенное ему дело, но ему приходится идти в Египет и исполнять Божие поручение. Пророк Исаия в начале своей книги описывает видение — Господь ищет, кого бы направить к людям возвестить Его волю: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия откликается: вот я, пошли меня (Ис 6:8), — и Господь поручает ему идти проповедовать, говорить и не умолкать, возвещать людям (в том числе вельможам и царям) очень нелицеприятные подчас вещи. Пророка Иеремию Бог призвал к служению еще до его рождения: Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил Освящение в ветхозаветной терминологии связано с обособлением, отделением человека, когда Бог избирает его из многих для служения Себе. — Прим. ред.  тебя: пророком для народов поставил тебя… Ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер 1:5, 7). Книга пророка Ионы повествует о безуспешной попытке ее героя уклониться от Божия поручения проповедовать в Ниневии Ниневия — древняя столица Ассирии, один из самых могущественных городов древнего мира, находился на территории современного Ирака. — Прим. ред. . Жители Ниневии вели порочную жизнь, и им предстояло услышать из уст пророка грозные слова: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!  (Иона 3:4). Иона боялся, что ниневитяне попросту убьют его за такие речи, и пытался бежать… от лица Господня (Иона 1:3), но Тот устроил события так, что пророк оказался в Ниневии и был вынужден проповедовать ее жителям. Которые, кстати, вняли его проповеди, покаялись и оставили свою безобразную жизнь. И наказание было отменено!

http://foma.ru/svjashhenniki-govorjat-ch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010