Плач Иеремии. Содержит в себе плач пророка о бедствиях, постигших его отечество. Книга пророка Варуха. Книга эта содержит в себе послание из Вавилона к иудеям, оставшимся в отечестве. Писатель послания убеждает их молиться Богу о прекращении плена. Книга пророка Иезекиля. Иезекиль предсказал плен и возвращение иудеев из плена и восстановление Иерусалимского храма. Кроме сего, он пророчествовал о царстве Мессии и призвании в него язычников ( Иез. 34:23–31, 37:21–28 ). Книга пророка Даниила. Первая половина ее содержит историю жизни Даниила и трех друзей его и описание некоторых приключений царей вавилонских. Вторая половина содержит пророчества Даниила о четырех всемирных царствах и о царстве Мессии. Книга пророка Осии. Осия пророчествовал при Иеровоаме II, царе Израильском. Он особенно сильно изобразил беззакония иудеев и израильтян и предсказал им за них наказание Божие, но предвозвестил и обращение их к Богу и избавление людей от смерти и ада ( Ос. 3:5, 13:14 ). Книга пророка Иоиля. Иоиль пророчествовал при иудейских царях Озии и Иоафаме. По случаю опустошения полей саранчою, он убеждал иудеев прибегнуть к покаянию и молитве, предсказал излияние Духа Святого на всякую плоть и суд Божий над всеми народами ( Иоил. 2:28–29, 3:1–3 ). Книга пророка Амоса. Амос призван Богом к пророческому служению в царствование Озии, из пастухов. Книга отличается особенной простотой изложения. В ней сначала пророк предсказывает бедствия соседним народам, потом обличает израильтян, особенно богатых, в роскоши, притеснении бедных, в неправде на суде, в обмане в торговле и предсказывает рассеяние израильтян между народами. Но предсказывает и утешительные события: восстановление дома Давидова и обращение народов к истинному Богу ( Ам. 9, 11, 12 ). Книга пророка Авдия. В своей книге пророк Авдий, живший при Ахазе, предсказывает гибель идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима. Книга пророка Ионы. Содержит в себе историю посольства его к ниневитянам. Книга пророка Михея. Он в царствование Езекии предсказывал падение Израильского царства, плен иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. Он предсказал рождение Спасителя в Вифлееме ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Эти слова Спасителя могли иметь свою убедительную силу только в том случае, если он говорил о действительном факте. Знамением чуда воскресения Христова могло быть другое аналогичное ему и непременно историческое (а не вымышленное) чудо. В такой же мере Спасителем засвидетельствован исторический характер и другого события кн. Ионы – покаяние ниневитян. Он сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной и вот здесь больше Ионы» ( Лк 11.32 ). Ставить ниневитян примером отзывчивости на слово Божие Своим современникам Спаситель мог только тогда, когда и Он Сам, и Его слушатели принимали рассказ об этом книги Ионы за подлинную историю. Но книга пророка Ионы не только историческое повествование, а вместе с тем и писание пророческое. Ее пророчественно-преобразовательный смысл указан в приведенных выше словах Спасителя ( Мф 12.40 ). Иона своим трехдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трехдневное пребывание Спасителя в сердце земли. Это главный пункт книги, но все же им ограничивать весь пророчественный смысл книги нельзя, ибо в таком случае все остальное содержание ее, кроме II-й главы, будет совершенно ненужным прибавлением, непонятно для чего рассказанным. Затем, указанный Спасителем прообразовательный смысл книги становился понятным только христианам, а не иудеям, – между тем именно иудейская церковь включила ее в число пророческих книг. Ввиду всего сказанного нужно пророчественный смысл и значение находить не в отдельных только частях книги, а во всем ее целом, в основной идее, раскрываемой на протяжении всей книги. Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не иудеям только, но и язычникам. Иегова не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Феократия (богопроявление) распространяется на все человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех – нравственное усовершенствование. Раскрывая эту идею в историческим рассказе, книга Ионы приготовляла евреев к усвоению главной мессианской идеи о духовном и универсальном характере Царства Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги: 1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь. 3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней. 4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг " малых " пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. 5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых " неканоническими " : Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих " неканонических " книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия. (Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии. Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце " 2-ой Кн. Паралипоменон " , части " Кн. Есфирь " , не обозначенные счетом стихов, последний псалом " Псалтири " , песнь трех отроков в " Кн. пророка Даниила " , история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.) Краткие сведения о важнейших переводах Писания

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: «возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего» (Втор. 31:26). Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, — как бы в одной книге. Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги: 1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь. 3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней. 4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. 5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

http://pravmir.ru/bibliya/

Описанные выше события могут неверующим и скептичным людям показаться абсолютно невероятными. Однако верующий человек понимает, что для Бога нет ничего невозможного. «Человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? «Наверное, перед нами сказка», – говорят одни. «Нет, – отвечают им другие, – это – чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы» 7 – замечает А. Десницкий в статье «Иона, неправильный пророк». Следует уточнить: дерево, о котором говорит автор статьи, упоминается в четвертой главе книги пророка Ионы. Оно выросло за одну ночь. Пророк ему очень обрадовался, однако вскоре оно погибло. Иона очень огорчился, «даже до смерти» ( Иона 4, 9 ). Эпизод с быстрым произрастанием и скорейшей гибелью дерева был результатом желания Божия вразумить пророка: он был огорчен проявлением Его милосердия к жителям Ниневии, которые раскаялись в своем нечестии и встали на путь исправления. Господь сказал пророку: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Иона 4, 10–11 ). Примечательно, что на святого пророка Иону ссылался Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея. В беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, Спаситель сказал, что роду лукавому и прелюбодейному не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка ( Мф. 12, 39 ). Далее Господь прямо указал на прообразовательное значение трехдневного пребывания пророка во чреве кита: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). 1.2. Пророчества о Мессии в книге пророка Амоса Книга пророка Амоса – более по объему, нежели книга пророка Ионы: первая состоит из девяти глав, вторая – всего из четырех. Время пророческого служения Амоса определяется достаточно ясно уже в начале книги: в первом стихе первой главы упоминаются Озия, царь Иудейский (783–742 гг. до Р. Х.), и Иеровоам II, царь Израильский (ок. 793–753 гг. до Р. Х.). Говорится также, что пророк был «одним из пастухов Фекойских» ( Ам. 1, 1 ). Однако можно предполагать, что он не был простым пастухом, а занимался разведением скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

– Мы подошли к важной теме – мессианское значение книги Ионы. В Евангелии от Матфея и от Луки отражен – немного по-разному, но явно один и тот же диалог меж Христом и фарисеями. Фарисеи требуют от Господа знамения, то есть чуда, чудесного знака Его Божественности. Он отвечает: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12, 39 ). Значит, пребывание Ионы в чреве рыбы было знамением? – Да, это прообраз смерти Христа и Его воскресения. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что Христос воскрес в третий день по Писаниям, он имеет в виду два ветхозаветных текста: один – книга пророка Ионы, а другой – книга пророка Осии (6, 1–2): пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Но евангелист Лука (см.: 11, 30) передает слова Спасителя чуть иначе: ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Христос тоже призывает людей к покаянию, к изменению жизни, иначе – погибель; но Он несравнимо больше Ионы, Он не просто человек, но Сын Бога Живого. Потому ниневитяне, язычники, которым оказалось достаточно проповеди Иониной ( Лк. 11, 32 , Мф. 12, 41 ), поставлены выше обступивших Христа правоверных иудеев, не желающих каяться: язычники получают право суда над ними. – Но в неканонической книге Товита мы читаем о том, что судьба Ниневии была печальной. Товит перед смертью убеждает своего сына Товию, что из Ниневии, где они жили, лучше выйти: Отправься в Мидию, сын мой, ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона; а в Мидии будет спокойнее до времени… непременно исполнится то, что говорил пророк Иона ( Тов. 14, 4, 8 ). И это пророчество Товита сбылось, оказывается, Ниневию разрушил Навуходоносор, тот самый, который взял Иерусалим и обратил евреев в рабство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

вдохновение французов на борьбу Жанною Д’Арк, возбуждение народных масс к крестовым походам Петром Пустынником и др.). Почему этого явления, столь согласного с психологией масс, не могло случиться в Ниневии? Впечатлительность восточного народа, усиленная в ниневитянах изнеженностью и роскошью, их высокое уважение к мантике, вера во всякого рода прорицания – создавали благоприятную почву к тому, чтобы они отозвались на вдохновенную проповедь и страшное пророчество чужеземного пророка. Особенно сильное впечатление должен был произвести на ниневитян рассказ Ионы о своем трехдневном пребывании во чреве кита; в этом чуде они увидели для себя знамение божественного посольства пророка и истинности его проповеди, как на это указывает евангелие: «Иона был знамением для ниневитян» ( Лк 11.30–31 ; Мф 12.40 ). Может быть, они даже сопоставили его рассказ с распространенными у них мифами об Еа-Оаннесе, выходящем из моря, чтобы учить людей почитанию богов и святой жизни; в таком случае, вдохновенный Иона с грозным обличением и властною речью мог показаться им самим Оаннесом (за это говорило и созвучие имен). Таким образом, всеобщее покаяние в Ниневии по слову пророка – факт весьма вероятный. Участие в этом деле Ниневийского царя и издание им особого указа не уменьшает исторической вероятности факта. Царь Ниневии, вместе с тем, был и верховным жрецом, а его вельможи занимали следующие за ним иерархические должности, поэтому их участие в охватившем народ религиозном подъеме было неизбежно. Что касается форм покаяния, то тут вызывает недоумение привлечение к этому домашних животных. Древние люди ближе стояли к животному миру и думали, что и сами животные могут принимать участие в их жизни, поэтому делили с ними и печаль, и радость. Геродот, напр., рассказывает, что персы после битвы при Платее, когда пал их полководец Масист, в знак траура остригли волосы всем животным в лагере; то же самое и в разбираемом нами месте. (7–8). Эта подробность может быть отмечена только, как глубоко правдивая историческая черта. В заключение следует сказать, что историческая достоверность покаяния ниневитян по проповеди Ионы удостоверена Евангелием. Спаситель сказал, что «ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной» ( Лк 11.32 ). Очевидно, Спаситель и его современники считали покаяние ниневитян действительным событием, в противном случае, ссылка на них не имела бы значения. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Ионы. 290-316 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Великим постом в храме читаются те страницы Ветхого Завета, в которых предизображено страдание Праведника, смерть и погребение Бессмертного. На Страстной Седмице читается Книга Иова, на первом часе в Великий Четверг и на девятом часе в Великую Пятницу — Книга пророка Иеремии, где описывается, как враги хотели Иеремию отравить: козни врагов пророка — прообраз того, как иудеи искали убить Господа Иисуса Христа. Очень интересна паремия из Книги Иова на вечерне Великой Пятницы: мы воспоминаем Страсти Христовы, мы вчера на утрене и сегодня утром на часах слушали Страстные Евангелия, и вдруг — вторая паремия из Книги Иова рассказывает уже не о страданиях ветхозаветного праведника, а о возвращенном ему Богом благосостоянии: И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц (Иов 42, 12). Толкование здесь двоякое. Во-первых, обрушившиеся на Иова несчастья и, в конце концов, избавление от них и возвращение к заслуженному благоденствию рассматриваются как подобие смерти и воскресения: Иов как бы умирает на какое-то время, а затем воскресает. Во-вторых, слова благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние — говорят о том, что слава Христа после Его Воскресения превзошла Его славу при земной жизни. В храме прочитывается также и неканоническое добавление к Книге Иова, которое отсутствует в еврейской Библии; впервые оно возникло в некоей «сирской книге», затем вошло в текст Септуагинты (греческого перевода Библии семьюдесятью толковниками) и других переводов Библии. После заключительных слов канонического текста и умер Иов в старости, насыщенный днями — «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь». Паремии Великой Субботы — одни из самых древних чтений, они упоминаются уже в источниках IV века. Большинство из них — предизображения Воскресения. Многие из этих паремий необычно пространны. Например, небольшая Книга пророка Ионы прочитывается полностью. Тридневное пребывание Ионы в чреве китовом и затем его освобождение — прообраз Воскресения тридневного Иисуса Христа. Об этом говорит и Сам Господь: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4). Чтения из 3й и 4й книги Царств заставляют нас вспомнить о древних воскресениях, о пророке Илии, вернувшем к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 17), и о пророке Елисее, воскресившем мальчика, сына сонамитянки (4 Цар. 4).

http://pravoslavie.ru/75251.html

и жребий пал на Иону ( Ион 1:7 1146 ). Поскольку наружный вид пророка и его поведение на корабле не показывали в нем человека порочнаго, то начальствующие и все бывшие на корабле потребовали от Ионы обяснения о том, откуда он, куда идет и из какого народа ( Ион 1:8 )? Иона сказал им, что он Еврей, чтит Господа – Бога небесного, Который сотворил море и сушу, и присовокупил к ужасу всех слушавших, что он убежал от лица Господня ( Ион 1:9–10 1147 ). Спутники спросили: что же нам делать с тобою? Иона отвечал: возьмите меня и бросьте в море; потому что я узнал (из соображения обстоятельств, а может быть и из особого откровения), что из-за меня постигло вас это великое волнение ( Ион 1:11–12 1148 ). Тут бывшие на корабле начали стараться пристать к берегу; но не имели успеха, так как в бурю волнение всегда бывает сильнее и опаснее у берегов. Истощив зависящие от них средства к сохранению жизни пророка, бывшие на корабле вознесли молитву к Богу о невменении им погибели Его раба; бросили Иону в море – и утихло море от ярости своей ( Ион 1:13–15 ). Последовавшая тишина моря еще более ясно, нежели предшествовавшая буря, обнаружила беспредельное всемогущество Всевышнего спутникам Ионы, конечно не из дальных стран и знавшим Бога Еврейского по слуху о чудесах; ибо, по свидетельству Псалмопевца, исполнися вся земля славы Его ( Пс 71:19 ; 1149 ср. Чис. 14:13–14, 21 1150 ). Они произнесли обеты, которые, конечно, и выполнили впоследствии установленным порядком в Иерусалимском храме, в котором был особый двор язычников ( Ион 1:16 ). Отверженный людьми, пророк нашел безопасное пристанище там, где зияла смерть. По повелению Божию Иону проглотило чудовище, которое названо у пророка  dag-gadol  – большое морское животное, прожорливое, под каковым наименованием здесь очевидно надобно разуметь акулу, а не кита в собственном значении; потому что: 1) акулы следуют за кораблями во время бури, тогда как киты скрываются в глубину; 2) акула бросаемые с кораблей вещи и упадающих людей глотает целиком; гортань ее и желудок способны к большому расширению; тогда как горло кита весьма узко, и желудок его или кишки весьма тесны; 3) было несколько примеров, что в желудке акулы находили проглоченных людей живыми, тогда как кит не может проглотить и малой рыбы, не разжевавши; и, наконец: 4) греческое слово  κητος , которым семьдееят толковников перевели еврейское  dag , в древности служило общим наименованием морских огромных животных; только ученые изыскания позднейшого времени показали различия китов, кашалотов, акул, дельфинов и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Ибо и апостол в Агаре и Саре видит образ двух заветов (Галат. 4); однако мы не можем иносказательно объяснять все то, что истории сообщает о них. Также в послании к Ефесянам, говоря об Адаме и Еве, он сказал: «сего ради оставит человек отца и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину; тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь» (Ефес. 5:31—32). Можем ли мы все начало книги Бытия, и сотворение мира, и создание людей отнести к Христу и церкви на том основании, что в таком смысле употребил это свидетельство апостол? Положим, что слова: «сего ради человек оставить отца своего» мы можем отнести ко Христу в том смысле, что Он оставит Бога Отца на небе, чтобы присоединить языческие народы к церкви; но как мы можем объяснить следующие за тем слова: «матерь свою»? Разве, может быть, в том смысле, что Он оставил небесный Иерусалим, который служит матерью святых? Много есть и других, гораздо больших затруднений. Также написанное тем же апостолом: «пияху бо от духовного последующего камене; камень же 6е Христос» (I Кор. 10:4; сн. Исх. 17) отнюдь не обязывает нас относить всю книгу Исход ко Христу. Ибо что мы можем сказать? Только то, что Моисей ударил в этот камень не один раз, по два раза, что потекла вода и наполнила потоки (Числ. 20). Неужели по этому поводу все историческое повествование в этом месте мы должны объяснить аллегорически? Не должно ли, скорее, каждое место, соответственно тому или другому характеру повествования, получать различный духовный смысл? Таким образом как эти свидетельства имеют соответствующее им объяснение, и предшествующее не требует такого же аллегорического объяснения, как последующее; так и книга пророка Ионы не может, без опасности для толкователя, вся быть отнесена к Господу, хотя в Евангелии говорится: «род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощы» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010