I. Соборный каменный храм во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты столпника. Построен в 1564 году царём Иоанном Грозным в благодарность за рождение и исцеление от болезни сына, царевича Иоанна. В длину с папертью 1 храм имеет 18 сажен м], в алтаре 4 сажени м]; средняя глава на храме в окружности имеет 20 сажен м], а прочие по 11-ти м]. В 1759 году вместо малых древних окон сделаны большие. В этом храме находятся следующие древние иконы: 1) Образ спасителя, благословляющего десницею, а в шуйце держащего евангелие, написан в 1769 году. Весу в ризе серебра около 9 фунтов 686 г]. 2) Образ великомученика Никиты храмовой. Вклад Никиты Ведерницына в 1677 году. 3) Образ преподобного Никиты с чудесами и изображениями обретения в реке Волге вериг и крестов. Письмо на образе XVII столетия. Иконостас сделан в 1759 году; прочие иконы письма XVIII столетия. Стенное писание в храме устроено в 1885 году, письма XII века. 4) У правого клироса рака над мощами преподобного Никиты Столпника. В 1788 году рака обита серебряными досками с 3 сторон, весом в 1 пуд 12 фунтов кг]. Сень над ракой устроена в 1835 году. У раки образ преподобного Никиты с венцом серебряным и финифтью. Значился уже по описи 1701 года. II. Придел во имя преподобного Никиты Столпника. Он помещается с правой стороны алтаря соборной церкви против правого клироса. Древнего в нём только храмовая икона времён XVI столетия, а иконостас новый, устроен в 1865 году. С левой стороны алтаря вверху был другой придел во имя Всех Святых; но он, по неудобству входа в него, был упразднён и назначен для библиотеки и архива. Из других предметов древности в соборной церкви замечательны: 1) Две вышитые шелками и золотом хоругви – дар и труды супруги Грозного Анастасии Романовны. На одной вышит образ Благовещения и Господа Саваофа, святой Троицы и преподобного Никиты. Подпись вокруг шита золотом по зелёному атласу. На другой хоругви – с одной стороны образ пресвятой Богородицы, вышит золотом и серебром по красной камке, а с другой – образ великомученика Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Александр Рудаков: Занимаясь социальными вопросами, Церковь обращается к святоотеческому преданию Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Александр Рудаков: Занимаясь социальными вопросами, Церковь обращается к святоотеческому преданию Координатор инициативы " Дekaлor-XXI " прокомментировал Обращение епископа Аристарха к руководителям предприятий и организаций Кузбасса Александр Рудаков   Мировой экономический кризис   01.07.2009 430 Время на чтение 3 минуты " С этим можно только согласиться, это действительно так и даже более того, тут уместно вспомнить слова из послания апостола Иакова rл.V ст.4 " Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа " , в данном отрывке этот момент раскрывается напрямую. Невыплата зарплаты работнику здесь приравнивается ко греху, который имеет не только личностное, но и некоторое эсхатологическое значение, если учесть тот текст, который идет дальше. Здесь идет явная перекличка с темой, которая есть у Иоанна Богослова в Апокалипсисе. Поэтому конечно очень хорошо, что такие слова прозвучали, хорошо, что Церковь затронула социальные вопросы, связанные с темой социальной справедливости " , - заявил в интервью " Русской линии " координатор инициативы " Дekaлor-XXI " Александр Рудаков , комментируя Обращение епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха к руководителям предприятий и организаций Кузбасса , в котором невыплата зарплаты работникам и эксплуатация трудящихся называются грехом. " В принципе так оно и должно быть, потому что отцы Церкви, такие как святители Василий Великий и Иоанн Златоуст в своих проповедях, в письмах постоянно поднимали эту тему. Тема социального неравенства, социальной несправедливости, социальной ответственности богатых перед бедными, работодателей перед работником звучала в их трудах очень остро " , - отмечает он.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/07/01/al...

Боровичи. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В центре нашего города, на площади (в настоящее время часть проезда Гагарина) находился Введенский собор. Недалеко от колокольни Введенского собора в 1835 г. началось строительство нового собора по проекту губернского архитектора М. Праве. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е.И. Марин. Строительные работы закончились в 1859 г. Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон над колонами написано в сиянии - «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие полукруглые окна собора были также вставлены железные решетки. С западной, серной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=11655

И.П. Ювачев XXXVIII. Сион Топография Иерусалима. – Сион. – " Город Давидов». – Дом Тайной вечери. – Гробница Давида. – Обозначение святых мест. – Сионские кладбища. – Вышний Сион Нового Завета.·– Армянский монастырь св. Иакова. – Мусульманская процессия. – Место побиения камнями св. Стефана. Через весь Иерусалим, с севера на юг по меридиану, проходит прямая улица. Начинается она у Дамасских ворот, а оканчивается у Сионских, или Баб-ен-неби-Дауд. Эта улица делит Иерусалим на две почти равные части, если принять во внимание, что город растет на запад вне стен своих. Восточную часть, исключая южного угла, то есть, огражденный двор с мечетью Омара, можно разделить в свою очередь на северную и южную. В первой живут преимущественно мусульмане, а во второй – иудеи. В западной половине Иерусалима, в которой находится храм Гроба Господня, сосредоточены христиане разных исповеданий. Русские вышли за стены города на северо-запад, а армяне подались на юг, к Сиону. Собственно гора Сион, где когда-то был дворец царя Давида, а теперь указывают его гробницу, выступает высоким мысом за южную стену города и круто спускается в Гинномову долину. «Давид взял крепость Сион: это – город Давидов. Давид жил в той крепости, потому и называли его городом Давидовым». Вот свидетельства св. писания ( 2Цар. 5: 7, 9 ; 1Пар. 11: 5, 7 ). До времен Неемии выделяли «город Давидов» из всего Иерусалима, как это мы видим из его описания постройки стен ( Неем. 3: 15 ). Пророк же Исаия (2: 2) Сион назвал «горою дома Господня»; на этом основании некоторые (в том числе и покойный Георгий Властов, см. его «Священную летопись», т. 4, стр. 117) разумеют под горою Сион возвышенность Мориа, на которой Соломон выстроил храм Иеговы. Так это или иначе, но гора Сион с времен Давида стала лозунгом избранного народа. На горе Сионе воцарится Господь. Там будет спасение. Оттуда идет благословение. Одним словом, в Сионе сокрыты все чаяния Божьего народа. К нему он стремится, как к главной святыне на земле. Я тоже собрался посетить Сион и его чтимые паломниками места. Подвигаясь на юг города, мы запутались в кривых улицах еврейского квартала. Пришлось и нам, по выражению пророка Иеремии (50: 5 ), встречных «спрашивать о пути к Сиону, к месту имени Господа Саваофа» ( Ис. 18: 7 ). На юге города становилось все менее и менее людно. А на самом Сионе едва встретишь человека. Было около второго часу дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иером. Иоасаф (Спасский) Местные предания о Троице-Реконском подвижнике-схимонахе о. Амфилохие и некоторые другие достопримечательности той обители Источник Иноческий труд иеромонаха Иоасафа, бывшего Н. И. С-ского, составителя изданного в 1870 и 1872 годах, описания пустыни с несколькими биографическими сведениями об о. Амфолохие Местные предзнаменования до открытия Реконской пустыни Когда о. Амфилохий ходатайствовал о восстановлении пустыни, везде в судах встречал препятствия и многие считали труды его об этом напрасными, то, как к утешению его самого, так и к уверению других, что хлопоты старца окончатся успешно, замечались иногда на месте необыкновенные случаи, именно: 1) В один год, в день Богоявления Господня, по освящении воды, в речке Реконе появилось бесчисленное множество черненьких насекомых, в роде головастиков. Это необыкновенное явление старец понял и другим объяснил в таком смысле, что сплою Животворящего Креста Христова, скоро, скоро из всей Реконской местности изгонит вся нечистая вражия сила. По отношению к Троицкой обители нужно здесь обратить внимание преимущественно на то еще, что праздник Богоявления может быть назван днем св. Троицы, так как, при крещении Спасителя в Иордане, было самое ясное свидетельство Троичного поклонения Божеству. 2) В таком же таинственном Троичном значении, за год до учреждения монастыря на Реконе, две Св. иконы Господа Саваофа с Духом Святым и Иверской Божией Матери с Предвечным Младенцем, по особому устроению Божию, были принесены из Иверского монастыря в Троицкую церковь одною благородною девицею Мариею Ксенофонтовной с необыкновенно торжественными встречами и проводами по пути народом во всех селениях и Священниками с Св. иконами из сельских церквей до самой Рекони. В этом девице той никто не осмелился тогда и воспрепятствовать. 3) Внутри старинного Троицкого деревянного храма, на полу в щелях, в одно время оказалась сама собою зелень с цветами. 4) Одна благочестивая, престарелая вдовица деревни Горок Гликерия Афанасьева видела во сне, что будто бы о. Амфилохий показал ей близ алтаря старинной Троицкой церкви, в открытом в землю отверстии, великолепный освещенный храм с золотыми колоннами, наполненный множеством иноков. После этого, как встретилась она с старцем наяву и в простоте сердца объявила ему свое сновидение, то он с восторгом сказал ей: «будь уверена, что сон этот от Бога, что монастырь на Реконе непременно будет, – и новый хороший храм устроится».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лазарево. Лазаревское подворье Спасо-Преображенского монастыря. Карта и ближайшие объекты Село Лазарево находится в 120 верстах от Владимира и в 5 верстах от Мурома. По писцовым книгам 1629-30 гг. село Лазарево значится вотчиною губного старосты муромца Дружины Юрьева с братьями. В селе была тогда деревянная церковь во имя прав. Лазаря и другая церковь собор Архистратига Михаила. В 1811 г. деревянная церковь сгорела, а вместо сгоревшей церкви на средства Пелагеи Артемьевны Бычковой устроен каменный храм с таковою же колокольнею. В 1893-95 гг. трапеза этого храма была расширена. Престолов в этом храме три: главный – во имя Архистратига Михаила, в теплой трапезе – во имя св. Николая чудотв. и прав. Лазаря – Четверодневного. В холодном храме у северной стены устроена гробница над местом упокоения праведной Юлиании Лазаревской. В 1889 г. вместо прежде бывшей здесь гробницы устроена новая. Гробница сделана из кипарисового дерева, обложена позолоченною и посеребренною медью. На верху крышки гробницы чеканное изображение Господа Саваофа. На поклонение праведной Иулиании приходят богомольцы из Мурома и окрестных селений. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Лазарево на реке Ильинке в начале XVII в. значится старинной вотчиной губного старосты муромца Дружины Юрьева с братьями. Согласно писцовым книгам 1629—1630 гг., в селе в это время уже была деревянная церковь во имя праведного Лазаря и другая церковь в честь Архистратига Михаила. При церквях были два священника, дьячок и 2 пономаря, пашни церковной «худые земли» по 20 четвертей в поле, сена 40 копен, в селе двор вотчинников и 10 крестьянских дворов. Согласно окладным книгам 1676 г. в селе Лазарево имелась «церковь Архистратига Михаила, у тое церкви двор попа Илариона, пономарев, да в том селе приходских дворов: три двора помещиковых, 15 дворов крестьянских и 1 бобыльский». В приход входили также деревни Подболотная, Кривицы, Растуева и Максимовка, мельницы Жемчужина, Подболоцкая, Антипина и Потехина.

http://sobory.ru/article/?object=40924

Новые Дубяги. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1880 и 1898. Адрес: дер. Новые Дубяги, Гдовского района, Псковской области Координаты: 58.533811, 28.372656 Проезд: от Гдова по асфальтовой/грейдерной дороге на Струги Красные (развилка у б/к Сургутнефтегаз) на ЮВ ок. 35 км до дер. Голышкино, где будет поворот направо (Ю) и еще ок. 8 км. по хорошему грейдеру до дер. Новые Дубяги. На картах (в т. ч., электронных) показана дорога со стороны шоссе Гдов - Первомайск ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от Гдова по асфальтовой/грейдерной дороге на Струги Красные (развилка у б/к Сургутнефтегаз) на ЮВ ок. 35 км до дер. Голышкино, где будет поворот направо (Ю) и еще ок. 8 км. по хорошему грейдеру до дер. Новые Дубяги. На картах (в т. ч., электронных) показана дорога со стороны шоссе Гдов - Первомайское. На самом деле этой дороги нет ни в каком виде. Мне удалось пробиться на внедорожнике с применением бензопилы и реечного домкрата, но повторять этот путь не рекомендую. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Дубяги, в 250 верстах от Петербурга, и в 50-ти от Гдова, находится при Дубягском озере, прежде называлось: " Выставка Дубяги, Прибужского погоста " . Церковь явилась здесь не позже 1651 г., на что указывают надписи на колоколах и свидетельства писцовых книг. Впоследствии церковь поддерживал ктитор, губернский секретарь, Лев Егорович Детковский. Он в 1834 г. исправил и покрыл железом купол и колокольню, обил церковь снаружи тесом, а внутри обтянул холстом и выкрасил; в 1851 г., он же с прихожанами обновил иконостас; в 1858 году, усердием прихожан и священника, церковь обнесена каменною оградою, складенною " по деряге " , и поставлены ворота, с 6-ю иконами, работы дворянина Михаила Григорьевича Шишковского. Эти иконы: Великомученика Георгия, Св. Николая, Господа Саваофа, Введения, Архистратига Михаила и Василия Великого. В 1863 г. часть церкви перекрыта, а в притворе устроена ризница, " выручка " и библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=14678

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Великий пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елисаветы — матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Ее Блаженной и Благословенной. За Божественной литургией в воскресенье Великого поста, после пресуществления Святых Даров, мы поем: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный». Это происходит, когда в Церкви среди нас является благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию. Когда поется эта песнь хвалы Божией Матери, священник молится о всей Церкви протяженносложенной молитвой. Эта молитва о всех в скорбях и нуждах сущих, о всех, в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих, о всех, кто от нечистых духов стужаем, кто погибает в грехах. Эта молитва — о всех людях, имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, Которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу. «Се, бо отныне ублажат Мя вси роди», — говорит Божия Матерь, и это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за утреней: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу. Один из самых величайших людей — пророк Исаия говорит: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами… — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда к нам приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом устами ветхозаветного пророка. А Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем.

http://moral.ru/pohvala/

прот. Александр Прокопчук Пятнадцатая Глава Образ виноградной лозы «Я – истинная виноградная лоза» (15:1). Это последнее в четвёртом Евангелии самоопределение, начинающееся с «Я есмь»; оно продолжено словами: «и Отец Мой – виноградарь» 181 . В этом сравнении, как и в некоторых других случаях (6:31, 15:11), Господь пользуется идеями и образами, которые были частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» ( Ис 5:17 ). «Я насадил тебя как благородную лозу», – говорит Бог Израилю через пророка Иеремию ( Иер 2:21 ). В пятнадцатой главе книги Иезекииля пророк уподобляет Израиль лозе. И далее: «Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды» ( Иез 19:10 ). «Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод» (Ос 10:1). Лоза стала образом Израиля, она была эмблемой маккавейских монет. Одним из украшений храма была золотая лоза над входом в Святилище. Знаменательно, что лоза в Ветхом Завете всегда упоминается в связи с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил как благородную и самую чистую, «превратилась в дикую отрасль чужой лозы». Бог ждал от неё доброго плода, однако лоза выродилась и стала производить негодные плоды. Поэтому в том, что Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», присутствует идея замены. Израиль будет оставлен Богом из–за отвержения Его Сына. Иисус и те, кто приобщён к Нему своей верою, станут новой и истинной лозой. Виноградарь заинтересован в том, чтобы на лозе было «много плода». Для этого Он очищает её ветви, «чтобы больший плод приносили» (15:2). Очищение учеников через проповедь Иисуса Христа (15:3 «Вы уже чисты чрез слово, которое Я сказал вам») надо понимать не как произошедшую с ними нравственную перемену, а скорее как их готовность принести «плод» благодаря знанию Его учения 182 . Ранее Господь уже сказал, что принять Отца и Сына смогут лишь те, кто поверил в Его слова (14:26). Теперь Он пять раз повторяет призыв «Пребудьте во Мне» (в четырёх стихах, с 4–го по 7–й) и дважды указывает на взаимозаменяемость Своего слова и Себя Самого 183 : «Слово, которое Я сказал вам. Пребудьте во Мне, и Я – в вас», «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (15:3 – 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Наименование пророчества Пророчество Ссылка на Св. Писание Исполнение Ссылка на Св.Писание 1. Рождение от семени женщины «…И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» «…Но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону…» 2. Рождение от Девы «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» «…оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого… Иосиф…принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» 3. Спаситель – Потомок Авраама, в Котором благословятся все племена и народы земли «…И благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» 4. Пророчество о чудесном Младенце-Мессии «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это». «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» 5. Пророчество о Сыне Божием «…Возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя…» «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» 6. Пророчество об Искупителе – Господе нашем Иисусе Христе «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».

http://azbyka.ru/shemy/ispolnenie_proroc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010