Закрыть Вы — соль Земли Русской, Дорогие Соратники! Будьте стойкими и не отчаивайтесь! Выступление на конференции «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года» 20.03.2017 1171 Время на чтение 12 минут По материалам выступления на конференции «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском Селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года. Подвиг Императора Николая II и будущее Русского Царства» 17 Марта 2017 года. Сегодня утром вернулся из поездки в Санкт-Петербург, где в области (увы, до сих пор «ленинградской»), в приходе храма Святых Царственных Мучеников в Сологубовке, настоятелем там известный православный царист Протоиерей Александр Захаров, проходила международная конференция «Почитание Царственных Мучеников и прославление царских слуг в России и зарубежье». В самом завершении форума ведущий конференции - главный редактор «Русской Народной Линии» Анатолий Дмитриевич Степанов выразил общую благодарность организаторов и участников конференции выдающемуся российскому православно-патриотическому общественному деятелю Василию Вадимовичу Бойко-Великому, который не только обезпечил проезд иногородним, иностранным участникам конференции (в том числе и мне), но и пожертвовал Христа ради средства на приобретение технических устройств для связи конференции по скайпу с другими участниками, которые по тем или иным обстоятельствам не могли лично присутствовать. Так, со своими приветствиями по прямой видеосвязи обратились Владыка Вениамин (Пушкарь), Митрополит Владивостокский и Приморский; Епископ Егорьевский Владыка Тихон (Шевкунов) ; Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель монастыря Рукумия (Сербия) Игумен Симеон . Из-за организационной оплошности, к сожалению, не удалось связаться с самим Василием Вадимовичем... Но я имею честь передать горячую благодарность ему от всех участников той конференции ... На ней я собирался выступить с сообщением, которое готовил и к той конференции, и к нашему собранию. Из-за его объемности хотел прочитать часть выступления в Сологубовке, а другую здесь - в Коломенском . Но так получилось, что в ходе вчерашней конференции возникли полемические поводы вокруг титульного наименования Святого Государя Николая Второго «Страстотерпец», якобы умаляющего духовный Подвиг Государя, а также терминов «отрешение», «отречение» и «свержение Самодержавия». Участник конференции Владыка Митрофан (Баданин), Епископ Североморский и Умбский, предложил принять некое обращение от всех участников конференции, которое предлагало бы обоснование предпочтения употребления того или иного термина. Поскольку вопрос мне видится весьма трудоемким и неоднозначным, чтобы избежать поспешных решений, вместо подготовленного текста я выступил с импровизированным рассуждением по данным темам, кстати, используя примечание В.В.Бойко-Великого к моей книжке «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму " Повести Временных Лет " » относительно титула «Страстотерпец».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/20/vy...

Закрыть К 16-й годовщине обретения останков Цесаревича Алексея и Великой княжны Марии Архимандрит Тихон (Затекин)   03:25 31.07.2023 1609 Время на чтение 21 минут Источник: Вознесенский Печерский мужской монастырь Святые Царственные Страстотерпцы Из книги архимандрита Тихона (Затёкина) «Я понял, что это меня уже никогда не отпустит. Романовы: убийство, поиск, обретение». Архимандрит Тихон (Затёкин) с Л.Г.Вохмяковым в древлехранилище Вознесенского Печерского монастыря 2022 г О том, как миру были явлены Останки Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, написала монахиня Иаиль (Наталия Розанова) в своей книге " Царственные Страстотерпцы. Посмертная судьба: " ...В Екатеринбурге живут два краеведа, связанные давней дружбой, В. В. Шитов и Н. Б. Неуймин. 1 из 4 В.В.Шитов в Поросенковом логу Виталий Васильевич Шитов, фотограф-журналист, большой знаток истории Ипатьевского дома, в котором он проработал несколько лет. В 1977 году скрытой камерой Шитов снимал снос Ипатьевского особняка. Пережив его уничтожение, как гибель дорогого существа, В. Шитов не смог примириться с этим. Он решил увековечить память о доме Ипатьева созданием книги-альбома. Общая любовь к истории привлекла Шитова и Неуймина к совместным исследованиям. Николай Борисович Неуймин - квалифицированный юрист, 11 лет проработавший в суде и имеющий опыт работы следователем. Он заинтересовался темой гибели Романовых через увлечение историей гражданской войны. Когда-то в детстве бабушка Николая рассказывала ему о расстреле Царской Семьи. Рассказывала и плакала: «Детей убили!!!» Эти слезы упали на добрую почву сердца Николая - сердца сострадающего, неравнодушного, способного глубоко вдумываться в минувшее. Прошло время, в 1983 году Николай Неуймин, вернувшись со сверхсрочной службы, приобрел популярную в то время книгу М. К. Касвинова «Двадцать три ступени вниз». Так впервые он серьезно прикоснулся к истории убийства Царской семьи. С начала 1990-х годов Неуймин начинает свою деятельность в военно-историческом клубе «Горный щит», становится архивистом-краеведом, и тема гибели Романовых оказывается предметом его тщательного изучения.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/31/k_16i_...

Игнатьево. Храмовый комплекс. Старая и новая церкви Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1773 и 1868. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Раменский район, село Игнатьево, д. 29. Координаты: 55.601062, 38.511147 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь страстотерпца Христова Георгия деревянная, построена исстари «на погосте, у речки Дорки», находилась в 1587 г. Московского уезда, в дворцовой Гжельской волости. По окладу 1628 г. «церковной дани 5 алтын 5 денег, заезда гривна, кормовая гривна». За последующие 1635 – 1739 гг. пишется: «в приселе Георгиевском, у речки Дорки, Гжельской волости, дани рубль, 27 алтын, заезда гривна». По писцовым книгам 1631 – 33 гг. значится: «в Гжельской волости, на речке Дорке, погост, а в нем церковь страстотерпца Георгия, да в деревне Игнатовской, во дворе поп Федор Григорьев; пашни паханые поповы 4 чети, да лесом поросло 12 чети в поле, сена 100 копен, леса пашенного десятина, да непашенного 2 десятины; пустошь Исакова и тою пустошью владеет с Воронцова Ильинский поп Василий, луг – место, что у него взят на Воронцове поле государевым легковым лошадям в пастбище». По переписным книгам Московского уезда 1646 г.: «Раменской волости погост, на речке Дорке, у церкви во дворе поп Степан, во дворе дьячок Якушко Семенов, во дворе просвирница Анница»; в деревне Игнатовой 3 двора крестьянских. 15 января 1652 г. «запечатана благословенная грамота, по челобитью Московского уезда, Гжельской волости, церкви св. муч. Георгия попа Стефана с прихожаны, на три престола; пошлин 10 алтын». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. «в деревне Игнатовской, что на речке Дорке, погост, на нем церковь великомученика Георгия, у церкви во дворе поп Алексей Алексеев, во дворе дьячок Марко Максимов, во дворе дьячок Федка Иванов, во дворе просвирница Натальица Ефремова; церковь построена исстари; пашнею церковною и сенными покосами, по писцовым книгам, владеет поп с причетниками».

http://sobory.ru/article/?object=60480

Канон первый великомученика Георгия Победоносца глас 2 Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися. Теплою верою и любовию призывающия тя, мучениче Христов, венценосче Георгие, предстоя всесветел честному престолу всеми Владущаго, твоими молитвами и предстательствы сохрани. Благородно возделание Христу был еси, Георгие, мученическими возделан деянии, и, яко богатство преславно, в Небесных тя сокровищах положи Подвигоположник, яко преизящне храбрствовавшаго. Твердо и терпеливно устремился еси, самозван, к подвигом, преблаженне Георгие, и, низложив свирепое мучителей ополчение, молитвенник о всех, призывающих тя, был еси. Блаженную, славне, жизнь ныне восприем, во Христе сокровенную, Георгие, о нейже подвизался еси до крове, верою поющим тя моли спастися от всякаго, страстотерпче, обстояния. Богородичен: Небо была еси словесное, Слово Небесное в Твоей утробе, Богомати, вмещшая, Имже вся быша: Небо же, и земля, и яже вышше сих. Темже со дерзновением моли спасти поющия Тя. Песнь 3 Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь, пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце. Венцем страдания сияя, славне, благочестно призывающии тя моли Избавителя и Бога от всякия нужды, блаженне, избавити. Богатыми просвещаемь сиянии, премудре, мрачную отжени печаль и мглу страстей от нас, верою восхваляющих тя. Надеждею утверждаемь и любовию, верою же ограждься, Георгие, и силою укреплься Христовою, идольскую прелесть низвергл еси. Богородичен: Просвещшаго концы, Пречистая, родила еси с плотию Безплотнаго и прежде всех Отцу Собезначальна, темже Тя, Богородицу, вернии, чтим. Седален, глас 8. Благочестия образы мужески храбрствуя, нечестия прелесть низложив, мучениче, попрал еси врага шатания и, Божественным желанием присно разгараемь, мучителей угасил еси безбожное сверепство. Темже достойно возмездие мук приял еси венец и подаеши исцеления верою притекающим. Страстотерпче Георгие, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

http://pravmir.ru/velikomuchenik-georgiy...

Коломна. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм «за рекою за Коломенкою святых страстотерпцев Бориса и Глеба» упоминается среди других церквей города в документах XVI в. До XVII в. он оставался деревянным. Каменная церковь была построена в 1716—1726 гг. на средства состоятельных жителей Запрудской слободы К.Житникова и Н.Набокова. Во второй половине XVIII — начале XIX вв. к Борисоглебской церкви присоединили трапезную с алтарем во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. Входы украсили колоннами, круглые закомары заменили карнизами, четыре барабана расставили вокруг центральной главы. Святыней храма была икона святых братьев начала XIV в. — в полный рост, с житийной каймой по краю. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Потом здание использовали под ремонтные мастерские, под склады. В Великую Отечественную войну здесь ремонтировались танки. В советское время была разрушена колокольня, стерты росписи на стенах, в трапезной части пробита стена для въезда транспорта, в полу выкопана большая яма. В момент передачи общине в 1995 г. Борисоглебская церковь являлась самой порушенной и пострадавшей в Коломне. С 1995 г. началось ее возрождение. Написана и установлена в иконостасный ряд икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — копия прежней. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=314 Храм в честь св. князей Бориса и Глеба расположен в старой части г. Коломны – Запруды, которую населяли раньше купцы и ремесленники. Впервые он упоминается в документах XVI в. До XVII в. церковь была деревянной. Храмовая икона XIV в. «Святые Борис и Глеб с житием» сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Каменная церковь была построена в 1716-1726 гг. неизвестным зодчим в стиле русского барокко, на средства местных состоятельных жителей К. Житникова и Н. Набокова. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. храм перестроили: была пристроена трапезная в честь праведных Захарии и Елисаветы. Пятиглавие на тонких световых барабанах сохранилось, но в окончательном варианте главы оказались широко расставленными по углам. Нарядные оконные наличники упростили. К южному пределу пристроили крыльцо с колоннами. Дом, в котором родился писатель И.И. Лажечников, крещенный в Борисоглебской церкви, стоял неподалеку от храма. Вероятно, его родители были прихожанами этого храма. Сохранились сведения, что в начале XX в. Борисоглебский храм неоднократно посещал Ф.И. Шаляпин, которому нравилась акустика храма. При храме действовала церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=08654

Марчуги. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженская церковь в селе Марчуги построена в 1768 г. на месте деревянной в родовом имении князей Пожарских тщанием А.М. Милославской. Храм кирпичный, на белокаменном известняковом фундаменте. В 1848 г. князем А.Б.Черкасским к храму были пристроены приделы - во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святителя Николая. В 1840-х гг. на средства князей А.Б. и М.Н.Черкасских была перестроена трапезная, а в 1858 г. - сооружена колокольня. Живопись на стенах и сводах - конца XIX в. В 1894-1895 гг. установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. В годы гонений церковь не закрывалась, но настоятель ее - священник Михаил Взоров - был расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово. http://www.vosvera.ru Первоначальная деревянная церковь в селе Марчуги предположительно была построена в двадцатых годах XVII века. Писцовая книга отмечает наличие в селе деревянной церкви, освященной в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В конце XVII века река Москва изменила свое русло и церковь, которая находилась на берегу, оказалась на острове. В 1768 году на новом месте «тщанием» вдовы лейтенанта флота А. М. Милославской (урожденной Пожарской) была построена кирпичная церковь существующая и поныне. Трапезная и приделы храма (один был освящен во имя святого Николая, а другой – во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба) были построены в 1848 году хлопотами гвардии полковника князя А. Б. Черкасского. А в 1858 году была построена каменная колокольня. В дальнейшем Крестовоздвиженскую церковь не раз перестраивали, достраивали, ремонтировали. В 1894-1895 годах проводился большой ремонт, во время которого в храме были установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. Из инвентарной ведомости храма за 1913 год мы узнаем, что с 15 мая 1910 года здесь служил священник Михаил Пятикрестовский. Пришлось пострадать за Христа до смерти в годы репрессий и настоятелю храма священнику Михаилу Взорову. Он в возрасте 67 лет был расстрелян 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне. А в это время ключница храма Анна Жбанова пряталась с ключами от церкви в подполе у чужих людей больше месяца, тем самым внесла свою лепту в сохранение святыни. Церковь была спасена от разграблений, и на протяжении всего времени в ней проходили богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00416

Месяцеслов с Богом святым всего лета Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело Благослови венец лета благости Твоея, Господи. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти, Блаже, души наша. Месяц март 1/14 Преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603). Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 8 Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/тленных и красных и временных забытием претекла еси,/яко Слова ученица,/пощением страсти первее умертвивши,/страдальчески второе врага посрамила еси./Тем Христос сугубых венцев сподоби тя,/славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Во страдании твоем добре подвизавшися,/и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/верою прибегающий в Божественную церковь твою,/и торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие,/да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евдокие,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь преподобному Мартирию Зеденецкому, Великолукскому, глас 2 От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/отечество оставил еси/и, всех мирских мятежей уклонився,/в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси;/отнюдуже уведев непроходную пустыню,/крестовидною зарею показаную,/желательне ю обрел еси/и, в ней вселився,/иночествующих собрал еси,/и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/Емуже молися, Богомудре Мартирие,/даровати душам нашим велию милость. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/и, в пустыню вселився,/тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/и о всех правоверных, да зовем ти:/радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Амфилохий: «В Екатеринбурге самое для меня трогательное – Царственные Страстотерпцы» Источник: Православный телеканал «Союз»           - Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». И сегодня нашу встречу мы посвятим ответам на вопросы телезрителей. Но отвечать на них будет не батюшка, а Владыка митрополит. У нас в гостях митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, иерарх Сербской Православной Церкви. Здравствуйте, Владыка!           - Здравствуйте!           - Благословите, пожалуйста, наших зрителей.           - Бог благословит всех зрителей православного телевидения. Желаю всем очищения души и тела и радостного праздника Воскресения Христова!           - Итак, первый вопрос, который нам прислали: «Каково отношение Церкви к книгам Льва Толстого?»           - Это вопрос достаточно серьезный. Все знают, что в начале XIX столетия Лев Толстой был в трудном положении в отношении к Церкви. Церковь его фактически отлучила. В это время жил и святой батюшка Иоанн Кронштадтский, который был человек огромной, как мы это все знаем, любви. Но и он тоже был очень, очень строг к учению Льва Толстого. Многие роптали и на Церковь, и на святого Иоанна Кронштадтского: почему они такого великого гения и писателя критикуют, так относятся к нему? Ведь Толстой был религиозным человеком. Но такое отношение Русской Церкви к нему не случайно.           Почему? Потому что Лев Толстой, очень глубокий и великий писатель, оказавший глубокое влияние не только на Россию, но и на весь мир, в то же самое время в понимании личности Христа Господа очень заблуждался. Его понимание образа Христа было как бы философским, моралистическим, под влиянием, кажется, и восточных религий. Лев Толстой не понял основную истину Евангелия, христианства, без которой христианство – не христианство. Это истина о Христе как Богочеловеке. Он – Бог совершенный, и Он же совершенный Человек. Эта истина очень ясна была старшему современнику Толстого Достоевскому. Достоевский глубже понял Таинство Христа Господа, чем Толстой. Толстой, и не только он, но многие другие, был под влиянием морализма – как современного европейского, так и, может быть, религиозного восточного. А эта истина – основание христианства: отношение подлинное между Богом и человеком, между Божественной природой, Божественной личностью и человеческой природой, личностью. Толстой тут не шел так глубоко – остался, так сказать, на поверхности морализма протестантского типа, и как я сказал, восточного, буддийского. Поэтому Церковь, защищая именно эту истину о Христе, была так строга к писателю. Но не из ненависти к Толстому, а именно из любви, заботясь о спасении его души.

http://pravoslavie.ru/37152.html

Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II Илья Галкин. Николай II. 1898 г. 20 августа 2000 года в Храме Христа Спасителя в Москве в присутствии глав и представителей всех Православных Автокефальных Церквей состоялось прославление Царской Семьи в полном составе. Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века гласит: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке». Оснований к пересмотру решения Русской Православной Церкви (РПЦ) нет никаких, однако, дискуссии в российском обществе о том, считать ли последнего Императора Российской империи святым, продолжаются до сего дня. Заявления о том, что, дескать, РПЦ «ошиблась», причислив Николая II и его семью к лику святых, далеко не редкость. Аргументы противников святости последнего Государя Российской империи основываются на типичных мифах, в большинстве своем созданных советской историографией, а иногда и откровенными антагонистами Православия и независимой России как великой державы. Сколько бы ни выходило прекрасных книг и статей о Николае II и Царской Семье, представляющих собой документально обоснованные исследования профессиональных историков, сколько ни снималось бы документальных фильмов и передач, многие почему-то остаются верны негативной оценке как личности Царя, так и его государственной деятельности. Не внимая новым научным историческим открытиям, такие люди упрямо продолжают приписывать Николаю II «слабый, безвольный характер» и неспособность руководить государством, обвинять его в трагедии Кровавого воскресенья и расстрелах рабочих, в поражении в русско-японской войне 1904-1905 гг. и вовлечении России в Первую мировую войну; заканчивается это все обвинением Церкви в том, что она причислила Царскую Семью к лику святых, и угрозой, что она, РПЦ, «еще об этом пожалеет».

http://pravoslavie.ru/42025.html

Наиболее аргументированным на наст. момент можно считать взгляд, что СС возникло не позднее 1072 г. (в нем не упоминается о происшедшем в том году торжественном перенесении мощей Б. и Г.), но вряд ли при Ярославе Мудром († 1054), вероятнее всего в киевское княжение Изяслава Ярославича , при подготовке торжеств 1072 г. Изяслав был наречен в Крещении в честь вмч. Димитрия Солунского - в СС Б. и Г., как заступники Русской земли, сравниваются со св. Димитрием Солунским, а Вышгород, где покоились мощи св. страстотерпцев,- со «вторым Селунем» ( Абрамович. Жития. С. 50). Это помогает датировать и летописную повесть. Во-первых, бесспорно, что из 2 редакций, в к-рых она сохранилась,- в ПВЛ и в НПЛ младшего извода, к СС ближе последняя, т. е. редакция, содержавшаяся в предшествовавшем ПВЛ т. н. Начальном своде 90-х гг. XI в. Во-вторых, несмотря на то что в науке не раз высказывалось мнение о зависимости летописной повести о событиях 1015-1019 гг. от значительно более пространного СС (митр. Макарий (Булгаков), Е. Е. Голубинский, Н. Н. Ильин, О. Кралик, А. Поппе), более обоснованным выглядит обратный тезис - что СС явилось расширенной житийной переработкой летописного рассказа (А. И. Соболевский, А. А. Шахматов, Н. И. Серебрянский, С. А. Бугославский, Л. Мюллер и др.). В летописи, в частности, более исправно переданы заимствования из слав. перевода греч. хроники Георгия Амартола (вернее, «Хронографа по великому изложению»). Тем самым первоначальную летописную повесть о Б. и Г. нужно отнести к киево-печерскому летописанию 60-х - нач. 70-х гг. XI в. По-видимому, в повести отразились достаточно ранние устные предания, иначе трудно было бы объяснить мн. сообщаемые ею детали, напр. имена убийц Б. (Путьша, Талец, Елович, Ляшко) и Г. (Горясер, повар Торчин). В то же время едва ли подлежит сомнению, что в Вышгороде с началом чудотворений от мощей св. страстотерпцев уже при Ярославе Мудром стали вестись записи, к-рые отразились прежде всего в СЧ и ЧН. Высказывалась также гипотеза о существовании созданного будто бы уже в 30-х гг. XI в. житийного сочинения о Б. и Г., может быть на греч. языке (Д. В. Айналов, Мюллер).

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010