История канонизации Царственных страстотерпцев За многими страданиями последних дней Царской Семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины 9 марта, 2009 За многими страданиями последних дней Царской Семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины Московская епархия Русской Православной Церкви Протоиерей Георгий Митрофанов является членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Отец Георгий — автор курсов по предметам «История Русской Церкви», «История России» в СПбДАиС, нескольких учебников и множества публикаций. Доклад был прочитан на конференции «Прославление и почитание святых» 16 февраля 2009 года Канонизация Царственных страстотерпцев занимает особое место в ряду многочисленных канонизаций российских мучеников и исповедников ХХ в., которые имели место за последние двадцать лет. В этот период, когда у Русской Православной Церкви наконец появилась возможность начать прославление сонма новомучеников, образованная 11 апреля 1989 г. Синодальная Комиссия по канонизации святых должна была не только восстановить в церковной жизни почти полностью прерванную традицию прославления святых, но и разрешить целый комплекс научных и исторических проблем, связанных с процессом канонизации. Одной из важнейших среди этих проблем являлась проблема почти полного отсутствия в сознании значительного большинства современных русских православных христиан достоверных исторических сведений о жизни и подвигах российских новомучеников ХХ века. В то же время на протяжении всего советского периода личности последнего российского Государя и членов его семьи в широко тиражировавшейся академической и пропагандистской литературе являлись предметом самых недобросовестных, порой просто кощунственных «исторических» инсинуаций. Именно эта литература во многом определяла представление о семье последнего Государя в сознании наших соотечественников, как чуждых церковной жизни, так и воцерковленных. Подчас некоторые принимали с доверием созданный советской пропагандой демонизированный образ «Николая Кровавого», а иные были склонны противопоставлять ему диаметрально противоположный в своей идеализации «советскому», но порой столь же далекий от исторической реальности мифологизированный образ «ритуально умученного жидами-сатанистами Царя-Искупителя».

http://pravmir.ru/istoriya-kanonizacii-c...

Разделить судьбу своего народа. Памяти Царственных страстотерпцев Последнего русского Царя и его семью уместно вспоминать с вопрошанием: готовы ли нынешние сильные мира сего до конца разделить судьбу своего народа? 17 июля, 2014 Последнего русского Царя и его семью уместно вспоминать с вопрошанием: готовы ли нынешние сильные мира сего до конца разделить судьбу своего народа? Вспомним вновь о том, что святой был прославлен при деятельной поддержке последнего русского Государя, о почитании батюшки в Царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима. …Господь не иначе воздвигает святых Своих, заставляя Церковь Свою канонизировать их, как только тогда, когда она в членах своих тяжко страдает каким бы то ни было несчастием. Преподобный Серафим Саровский В день памяти святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии – мы молимся всем Новомученикам и Исповедникам Российским, поминаем невинно убиенных и пострадавших героев русской трагедии ХХ века, все имена которых знает только Сам Господь. И еще в этот день мы обращаемся с молитвой к преподобному Серафиму Саровскому. Вспомним вновь о том, что святой был прославлен при деятельной поддержке последнего русского Государя, о почитании батюшки в Царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима. Вспомним о письме преподобного, которое передала Николаю II Паша Саровская. Вспомним, наконец, о рождении Наследника Алексея после посещения Сарова Царской четой. Непритязательный и смиренный батюшка Серафим оказывается непосредственно связанным с судьбами российской государственности. Прославление преподобного Серафима совершалось в преддверии тяжелейших для России лет. В 1903 году, практически одновременно с саровскими торжествами, в Брюсселе открывается II съезд РСДРП. В 1914 году начинается мировая война. В 1918 году гражданская война рвет Россию на части, Церковь подвергается невиданному со времен Римской империи избиению, а Государя и его семью убивают.

http://pravmir.ru/razdelit-sudbu-svoego-...

Святые Борис и Глеб, первые русские святые (Ольгу, Владимира и др. стали почитать много позже), освятившие начало христианства на Руси, были сыновьями крестителя Руси Владимира, отказавшимися участвовать в жестоких, братоубийственных играх за власть их современников: они предпочли умереть. Сейчас может удивить их «пассивность» в политической борьбе: почему они не «сопротивлялись злу силой»? Но такова вера Христова: христианину должно отречься мира. Подвиг братьев-князей не в «пассивности», но напротив — в радикальной, активной, скандальной политике не-насилия: легче было бы подлинно-пассивно действовать по мирской логике насилия-борьбы, а не прикладывая огромное усилие поступить («пассивно») вопреки ей, уничтожая ее — собой. Наши предки в подвиге Бориса и Глеба нашли для себя непосредственный пример этого отречения, который, несмотря на все дальнейшие «компромиссы» Русской Церкви навсегда светил русским христианам как пример — или как укор: характерный радикализм первых христиан — ведь Борис и Глеб как раз «первые христиане», «первое христианское поколение» для Руси: русское первохристианство, как бы наш «Новый Завет». Этот же подлинно христианский радикализм свойственен и отцу князей-страстотерпцев — Владимиру с его попытками евангелизировать всю общественную жизнь по образцу общины, описанной в книге Деяний, которого лишь епископы (достаточно традиционные, чтобы не быть «радикалами») отговорили от отмены смертной казни (как гласят, во всяком случае, древнерусские тексты). На Руси Бориса и Глеба чтили без всякой официальной канонизации, в Константинополе не понимали подвига страстотерпцев и сдались лишь после долгого давления русских: так, собственно, и появился особый чин «страстотерпцев» — не мучеников за Христа в строгом смысле, но праведников, принявших на себя вольное, невинное страдание. Страстотерпчество, вольная, невинная смерть, лишь бы не совершать зла — древнерусский вклад в агиографию. Характерно, что князья Борис и Глеб не были какими-то «мироотрицателями»: «Сказание и страдание и похвала» как раз показывает их жизнелюбие, молодость, явное, откровенное нежелание умирать, желание жить (совершенно слезные и гениальные места посвящены этому в «Сказании») — но не ценой братоубийства, не ценой участия насилии.

http://blog.predanie.ru/article/vlast-i-...

Семья императора Николая II ЖМП 5 май 2018 /  16 июля 2018 г. 14:29 Много званых, мало избранных Духовники царственных страстотерпцев в последний год жизни августейшей семьи В эти дни Русская Православная Церковь молитвенно поминает 100 -летие со дня гибели царственных страстотерпцев. Более года после отречения император Николай II и его семья по решению Временного правительства , а потом правительства большевиков провели под арестом. Лучшим утешением для будущих страстотерпцев в это время, по их собственным словам, стала молитва. Кто были священники, которые духовно окормляли августейшую семью месяцы ее заточения, «Журналу Московской Патриархии» рассказал историк и краевед Уральского церковно-исторического общества Юрий Сухарев. ПДФ-версия В Царском селе 8 марта 1917 года Главнокомандующий войсками Петроградского военного округа генерал Л. Г. Корнилов объявил в Александровском дворце Царского Села императрице Александре Федоровне Романовой: она и вся царская семья по решению Временного правительства арестована. 9 марта в Царское Село приехал император Николай II, и семья воссоединилась. Во время царскосельского ареста императорской семьи службы в домовом храме дворца совершал протоиерей Афанасий Беляев, настоятель Феодоровского государева собора. Отец Афанасий не входил в штат Ведомства протопресвитера придворного духовенства и был приглашен во дворец в связи с тем, что протоиерей Александр Васильев, духовник императора и законоучитель его детей, не смог (или не захотел) поддержать узников. После заключения семьи под стражу он ни разу не совершил богослужения во дворце. Дочь отца Александра и отец Афанасий Беляев объясняют это болезнью отца Александра, а фрейлина императрицы Анна Вырубова — тем, что «о. Васильев побоялся служить во дворце, когда его вызывали Их Величества», «отвернулся, уехал в санаторий и отказал в духовной поддержке в такие минуты»(1). Отец Афанасий служил в домовой церкви Александровского дворца в выходные, в церковные праздники, по особым случаям (именины, благодарственный молебен за удачные военные операции на фронте и др.), в Страстную седмицу. Сохранились его записи о первом молебне, совершенном для царственных особ 2 марта 1917 года, когда из Знаменской церкви Царского Села была принесена чудотворная икона Божией Матери. «Начался молебен... Можно себе представить, в каком положении оказалась беспомощная царица, мать с пятью своими тяжко заболевшими детьми? Горячо, на коленях, со слезами просила земная царица помощи и заступления у Царицы Небесной»(2).

http://e-vestnik.ru/history/duhovniki_za...

Скачать epub pdf 29.01 Служба священномученику Иоанну, во граде Валга убиенному Составитель: игумен Нестор (Кумыш) Г осподи, воззвах, глас 8-й: Радуйся, пастырю Христов Иоанне,/ты бо горния силы мучением своим возвеселил еси,/нам же на земли праздник добропобеднаго твоего преставления даровал еси,/в немже страдания твоя прославляюще,/яже за Церковь Божию претерпел еси,/славословим Христа, Бога нашего,/даровавшаго нам ходатая и молитвенника о душах наших. Радуйся, страстотерпче Христов Иоанне!/Ты бо кровию твоею честною землю нашу освятил еси,/и венец нетленный от руки Господней приял еси,/не от камений честных украшен,/но твоею кровию прозябен./Темже молися Христу Богу/даровати душам нашим мир и велию милость. Радуйся, священномучениче Иоанне,/иже во времена гонений лютых/от безбожников неповинно убиенный,/за распятаго и воскресшаго Христа,/и ныне росы небесныя наслаждающийся,/и благоухания рая исполняющийся,/и лицезрения божественныя доброты насыщающийся;/темже моли Спаса нашего умирити мир и спасти души наша. Слава, глас 6-й: Страстотерпче новый,/священномучениче Иоанне,/во граде Валга смерть за Христа претерпевый,/тя бо яви Господь предстателя о пастве земли Эстонския,/поминай нас, чтущих святую память твою,/да избавимся бед и скорбей молитвами твоими. И ныне, богородичен. Тропарь сщмч. Иоанну, пресвитеру, в Валге пострадавшему. Глас 4-й: Благодать иерейства от руки священномученика восприял еси/и по триех месяцех служения кровь свою за Христа пролиял еси,/страстотерпче отче Иоанне,/во граде Валга неповинно убиенный,/якоже и архипастырь твой жертвою непорочною оказался еси,/молися Христу Богу нашему,/да спасет души наша, яко милосерд. Слава и ныне, богородичен. Канон, глас 6-й. Песнь 1 На степень священства в годину лютую возшел еси, священномучениче Иоанне, отложивши боязливость и маловерие, и прият сердцеведец Господь дерзновение твое, вселив тя во обители радости нескончаемыя. Скончал еси житие твое мученически, пастырю Иоанне, жребия высокаго от Господа удостоившись, и пребываеши ныне тамо, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Страстотерпец князь Глеб: плач о пощаде Он был чистый, искренний, далекий от лицемерия. И неважно, что он не был героем-воином 18 сентября, 2015 Он был чистый, искренний, далекий от лицемерия. И неважно, что он не был героем-воином В год 1000-летия со дня преставления святого князя Владимира давайте вспомним и гибель одного из его сыновей – князя Глеба, которая произошла 18 сентября ровно 1000 лет назад Страстотерпец князь Глеб, он ведь – один из первых канонизированных святых на Руси. Не мудрая прабабка его Ольга, не равноапостольный его отец, Владимир-Василий… Он и его старший и любимый брат, родной, единокровный, единоутробный. Они всегда вдвоем – Борис и Глеб, неразлучные воины, всадники на конях, защитники людей. Только Глеб остался из них последним – и осталось у него время для скорби о гибели родных. Что такого героического в этом юноше? Юноше, который произносит буквально следующее: «О, увы мне, Господи! Вдвойне плачу и стенаю, вдвойне сетую и тужу. Увы мне, увы мне! Плачу горько по отце, а еще горше плачу и горюю по тебе, брат и господин мой, Борис. Как пронзен был, как без жалости убит, как не от врага, но от своего брата смерть воспринял? Увы мне! Лучше бы мне умереть с тобою, нежели одинокому и осиротевшему без тебя жить на этом свете. Я-то думал, что скоро увижу лицо твое ангельское, а вот какая беда постигла меня, лучше бы мне с тобой умереть, господин мой! Что же я буду делать теперь, несчастный, лишенный твоей доброты и многомудрия отца моего? О милый мой брат и господин! Если твои молитвы доходят до Господа, – помолись о моей печали, чтобы и я сподобился такое же мучение восприять и быть вместе с тобою, а не на этом суетном свете». Где тут благодарность за страдание, за то, что брат его Борис у Господа, где стойкость, где, наконец, та пресловутая «радость», радоваться которой нам повелевают суровые доморощенные аскеты, воспитывающие в других стоическую деревянность чувств и смиренную улыбку со словами «слава Богу за всё»? Но Глеб был живой. Он был чистый, искренний, далекий от лицемерия. И неважно, что он не был героем-воином. Он был как дитя, что Христос поставил посреди, – словно уже выросшее это дитя, Христов крестник, растерявшийся богатый юноша, который всё-таки решил раздать всё бедным. И Христос возлюбил его…

http://pravmir.ru/strastoterpets-knyaz-g...

2015-й – год 1000-летия мученической кончины князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – первых прославленных Церковью русских святых. В подмосковном Борисоглебском Аносином женском монастыре хранится редкая святыня – частицы мощей благоверных братьев, подаренные обители несколько лет назад семьей Шмаковых. О значении подвига святых мучеников для современного христианина, проблемах монашества и духовной жизни мирян и почему Борисоглебскую обитель называют «Женской Оптиной» – беседа с настоятельницей монастыря игуменией Марией (Солодовниковой). Игумения Мария (Солодовникова). Фото: Даниил Африн      Мнози монастыри богатством поставлени бывают, не суть же таковы, яко же сии, иже поставляются молитвою и слезами, пощением и бдением. Преподобный Нестор Летописец У иконы свв. Бориса и Глеба. Фото: Даниил Африн – Нынешний год для Борисоглебского Аносина монастыря – особый: 6 августа Церковь отмечает 1000-летие со дня убиения святых благоверных князей Бориса и Глеба . Чему современный христианин может поучиться, взирая на подвиг этих удивительных святых? Пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его еще надо заслужить – Память страстотерпцев Бориса и Глеба почитается в нашем монастыре уже два столетия, каждое воскресенье сестрами читается акафист. Житие и подвиг святых мучеников произвели глубокое впечатление на соотечественников, снискав бессмертную любовь у грядущих поколений. Главное, что мы должны вынести для себя из их жизни, – это братская любовь, богобоязненность, почитание родителей (они очень любили и уважали своего отца святого князя Владимира), достойное перенесение скорбей. Нужно учиться во всем и всегда полагаться на волю Божию. Господь Сам всё управит, наше дело – молиться и не унывать. Ну, а пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его еще надо заслужить. – Борисоглебскую обитель с начала основания отличал строгий устав, подобно уставу Оптиной мужской пустыни. В чем это проявлялось? – Первая игумения Аносино Евгения (Мещерская), стремясь воскресить дух иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, испросила у святителя Филарета (Дроздова) строгий устав для обители, и владыка дал сестрам чин общежития Феодора Студита.

http://pravoslavie.ru/81186.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > И всё-таки Касимов! Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб Валерий Камшилов   Олег Романов   19:29 04.12.2023 33874 Время на чтение 8 минут Фото: предоставлено автором В конце минувшего года Касимовский историко-культурный музей-заповедник получил ответ на свой запрос от директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА) В.А. Аракчеева. Музейщики просили дать пояснение по поводу двух вопросов, вызывающих споры. Можно ли считать датой основания города Касимова (ранее Городец Мещерский) 1152 год или ориентировочно 1015 год, когда, как предполагается, жители были крещены святым князем-страстотерпцем Глебом Владимировичем? Есть ли основания считать местом кончины святого благоверного князя Александра Невского Городец Мещерский, а не Городец на Волге? И ответ эксперта был положительным. Подробнее об этих проблемах в публикуемом ниже материале.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #dc39d9d6e0 Закрыть «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия Ирина Ахундова   22:32 15.10.2023 684 Время на чтение 14 минут 15 октября 2023 года в Санкт-Петербургской митрополии состоялся второй детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу», посвященный дню тезоименитства Цесаревича Алексия, которое отмечается 18 октября – в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца. Организатором этого и других Свято-Алексиевских крестных ходов является руководитель Общества ревнителей светлой памяти Цесаревича Алексия Владимир Знахур. Ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия в Знаменской земле Петергофа Юрий Тизяев рассказывает о том, почему Знаменку называют Землей Богородицы и «местом радости», о том, как он пришел к Богу и построил храм страстотерпца Цесаревича Алексия, и о том, как в 2018 году наследник Российского престола побудил оперного певца из Италии Элвиса Фантона и его учеников горячо полюбить святую Царскую семью и через нее – всю Россию. Храм страстотерпца царевича Алексия в Знаменке – 12 августа 2024 года мы отметим 120-летие со дня рождения святого Цесаревича Алексия, а 18 октября в честь его именин пройдет третий детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу». Почему он так называется? – Крестный ход начинается от нашего храма святого Царевича Алексия в Знаменке, а заканчивается в храме святого Царевича Алексия в деревне Разбегаево, настоятелем которого является иерей Олег Нечаев. Надеюсь, что в нашем детском крестном ходе примут участие и учащиеся воскресной школы Цесаревича Алексия Петропавловского собора Петергофа, прихожанином которого мы с Владимиром Знахуром были ранее. В октябре 2017 года я передал в дар школе стенды с фотографиями Царской семьи, потому что считаю, что дети должны знать о ней и видеть прекрасные лица, глядя на которые не захочется ни выругаться, ни сделать что-то плохое. Летом во время каникул директор школы Елена Владимировна Репина гостеприимно приняла наших крестоходцев на ночлег и выразила готовность сотрудничать с храмом Цесаревича Алексия в Знаменке, ведь у нас со школой один и тот же небесный покровитель.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/15/...

     Как-то сидя среди друзей, греясь у простой деревенской печки, Н.В.Гоголь сказал: «Да... Велико незнание России посреди России!» Россия настолько глубока, необъятна, непонятна, настолько таинственна, загадочна, странна, что всегда вызывала у других народов или священный трепет или страх; у друзей -почтительное благоговение и любовь, у врагов - злобу, непонимание и ненависть. Что это за страна, от западных границ которой и до восточных окраин нужно лететь на самолете 10 часов? И всегда под тобой люди будут говорить на одном языке! Русском. Что это за страна, которая отдала 27 миллионов своих сыновей и дочерей во Вторую мировую войну, чтобы сохранить мир на планете? Что это за страна, которая родила великих художников, ученых, поэтов, философов, спортсменов, военноначальников, мыслителей, имена которых знает весь мир? Но самое главное, самое удивительное, самое таинственное сокровище России - это ее святые! Святые - это соль Руси, ее духовное ожерелье, основание, на котором строилась вся духовная ее жизнь. Киреевский говорил, что все основные ценности пришли в нашу Отчизну с первым ударом христианского колокола. Сколько же их было за нашу многострадальную историю? Сколько их сейчас свидетельствует о нас к Богу? От первых страстотерпцев Бориса и Глеба до Царственных страстотерпцев, мужественно спустившихся в Ипатьевский подвал. От князя Владимира и княгини Ольги до преподобного Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадтского. От преподобного Сергия Радонежского до Оптинских старцев. Никакой календарь земной никогда не вместит их поименно. Никакое сердце не сможет до конца понять их подвига. Блистательным ожерельем раскинулась их святость над Россией и над всем миром! Преподобные, праведные, святители, блаженные, мученики, страстотерпцы, великие князья, юродивые, исповедники. Их молитвы - главное стратегическое оружие нашей Державы. Их любовь - мощная сила, цементирующая Церковь. Их заступничество - наша опора, упование и надежда! Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что, если мы воскликнем: «Вси святии, молите Бога о нас!», то все Небо сразу откликнется: «Помоги, Господи!»

http://pravoslavie.ru/104502.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010