разделы   рассылка  распечатать Ко дню рождения св. Царя-страстотерпца Николая II Источник:  Седмица О роли личности верховного правителя в судьбе государства историки всегда судят неоднозначно, в особенности это касается оценки правления Николая II. Одни исследователи видят в последнем Российском самодержце идеал правителя, при котором население страны увеличилось на 60 млн. человек, общая длина железнодорожных путей возросла на 58.251 тыс. км., более чем в 6 раз увеличился бюджет Министерства Народного Просвещения, а " столыпинская " аграрная реформа вывела страну в лидеры мирового рынка сельскохозяйственной продукции. Другие, напротив, утверждают, что столь высокий экспорт продовольствия не отвечал интересам государства, усиливал имущественное расслоение общества, провоцировал рост социальной напряженности, чем, в частности, и обусловлено поражение России в войне с Японией. Среди православных верующих также нет единообразного отношения к святому страстотерпцу Николаю Александровичу Романову. Некоторые почитают его как благоверного Царя, принявшего мученический венец за весь народ, и молятся ему о восстановлении российского самодержавия, которое, как они ожидают, сменит безбожную власть, и тогда все в России станут жить благочестиво и счастливо. Другие же до сих пор, вопреки Деянию Юбилейного Архиерейского Собора, не признают Николая II святым и даже обращаются с жалобами на незаконное, по их мнению, почитание в гражданские суды. Уинстон Черчилль (1874-1965), премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и в 1951-1955 гг. так написал о Николае II и итогах его правления: " Представление о царском режиме как об узкосердечном и гнилом отвечает поверхностным утверждениям наших дней. Но один только взгляд на тридцатимесячную войну против Германии и Австрии должен изменить это представление и установить основные факты. По тем ударам, которые Российская империя пережила, по катастрофам, которые на нее свалились, мы можем судить о ее силе. Почему мы можем отрицать, что Николай II выдержал это страшное испытание? Он наделал много ошибок – какой вождь их не делает? На тех высотах человечества, где все проблемы сводятся к " да " или " нет " , где события перерастают человеческие возможности, решение принадлежало ему: война или не война? направо или налево? демократия или твердость? Справедливость требует признания за ним всего, чего он достиг. Жертвенное наступление русских в 1914 году, которое спасло Париж, упорядоченный отход, без снарядов, и снова медленно нарастающая сила. Победы Брусилова – начало нового русского наступления в 1916 году, более мощного и непобедимого, чем когда бы то ни было. Несмотря на большие и страшные ошибки, тот строй, который был в нем воплощен, которому он давал жизненный импульс, к этому моменту уже выиграл войну для России. Пусть его усилия преуменьшают. Пусть чернят его действия и оскорбляют его память, но пусть скажут: кто же другой оказался более пригодным? "

http://religare.ru/2_65104.html

  Церковь «Искупитель мой жив». Святой праведный Иов и Царь-страстотерпец Николай II Протоиерей Александр Шаргунов   Очевидно для всех чудо, явленное Промыслом Божиим в самом дне рождения Царя-страстотерпца Николая Александровича — дне памяти святого Иова. Сам Государь видел в этом факте прообраз своей судьбы. Вот его слова: «Я имею больше, чем предчувствие, но полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Сколько раз я применял к себе слова Иова: “Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и все несчастья, которых я опасаюсь, падают на меня”» (Из воспоминаний М. Палеолога — со слов министра иностранных дел Сазонова и председателя Совета Министров Столыпина). И еще: «Я питаю твердую и абсолютную уверенность, что судьба России — моя собственная судьба, и судьба моей семьи находится в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил». Книга Иова, как и всякое слово Божие, освещая историю человечества лучами Божественного света, помогает нам понять глубины недавних событий и то, что произошло с нашим последним Царем. Мы знаем по благодати Духа Святого, что Царь наш — святой. И поэтому мы можем сравнивать его с другим святым, с праведным Иовом. Имя «Иов» означает, согласно одному толкованию, «ненавидимый» или «почитаемый за врага». Другие толкуют его как «тот, кто исполнен горя» и «тот, кто стенает». Об Иове говорится прежде всего, что он был человек благочестивый. Он был «непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов 1, 1). «Непорочен» не означает «безгрешен», как он сам признает это: «Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня» (Иов 9, 20). Но когда человек старается с благоговением хранить все заповеди Божии, устремляясь к совершенству, сердце его непорочно и взгляд — чист. Все это в полной мере относится и к Императору Николаю II. Достаточно взглянуть непредвзято на фотографии Царя, чтобы убедиться в этом. Да, Государь был праведен в своих отношениях с Богом и с людьми, никогда не обманывал ничье доверие. Страх Божий определял все его поведение. Самое главное, что можно сказать об Иове и о Государе — они были верующими людьми, искренними в своей вере.

http://moral.ru/st_Job.html

Борисоглебск. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба – самый древний в городе и районе. Здание его расположено на месте, где в XVII веке стояла Павловская крепость. Первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 году. В 1706 году она сгорела, и вместо нее был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося до нынешнего дня. Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1792 году. Колокольня и трапезная были пристроены в начале XIX века. «Четверик храмовой части был завершен массивным восьмигранным фигурным куполом с луковичной главкой на фигурном основании. К квадратной четырехстопной трапезной примыкала трехъярусная колокольня с аттиковым глухим ярусом и шатром. Четырехгранный первый ярус был завершен ложными закомарами. Тамбур входа в колокольню оформлен в виде перспективного портала. В декоративную отделку фасадов включены элементы классицизма» (Кригер Л. В.). В 1937 году храм был закрыт и осквернен, церковная утварь разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов. (Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27-33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского обл­исполкома). Колокольня и купол были снесены. Окна – заложены кирпичом. Былое благолепия Дома Божия было уничтожено. Обезображенное здание было сокрыто от взоров горожан высоким дощатым забором. В годы перестройки, начиная с 1992 года, Администрация города Борисоглебска начала реставрационные работы. В конце 2004 года в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Храму решено было возвратить древнее наименование в честь святых братьев-миротворцев. С 2009 в храме начались регулярные Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=11533

Бураково-Погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1869 и 1876. Адрес: Респ. Карелия, Пудожский р-н, с. Бураково Координаты: 62.02417, 36.07836 Проезд:Со стороны Пудожа недоезжая Авдеево свернуть направо, через 1 км на развилке налево, переехать по мосту протоку Шалицу и по отсыпанной дороге до конца, церковь стоит на кладбище возле берега Купцкого озера. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По сведениям из писцовой книги 1628 года известно, что в " Купецкой волостке " была церковь " во имя Георгия Победоносца " , стоявшая " у часовни " , и служили в ней " поп Арист Миронов, дьячек Кирилко Кирилов и пономарь Фомка Иванов " . Более подробную характеристику этой церкви дает " список с писцовой книги князя Долгорукова " , согласно которой в 1628-1629 годах существовала волостка " на Купецком озере у часовни, а в ней поставлена церковь вел[икого] Георгия деревяна клецки теплая с трапезою верх шатровой, а в церкви образов: обр[аз] м[естный] Страстотерпца Хр. Георгия в деянии на золоте, у Георгия венец серебрян, а усмен золочен, обр[аз] м[естный] Покров пр. Богородицы на золоте; обр[аз] великомуч[еника] Георгия на краске у Георгия венец и гривенка серебряны:золочены, обр[аз] м[естный] Пр. Богородицы, Одегитрии на золоте, да перед теми образ три свечи поставные не велики; Деисус и праздники, и пророки, и двери царскии, и сень, и столпцы на краске. Да в олтаре за крестом обр[аз] Пр. Богородицы воплощения, а на др[угой] стороне образ Юрия Страстотерпца на краске; крест благословящей на краске и крест выносной; индитья выбойчатая, сосуды потир и блюда древяные, воздух выбойчатой, покровцы крашеные, кадило медное, да в трапезе образов Деисус поясной на краске. Да книг: Евангелие напрестольное тетр[адь] писм[а] в 1/2 десть, позолочено крашениною. Евангелисты и средина медная; Ев[ангелие] Толковое печатное в десть, пслтырь следов. письм. в 1/2 десть, апостол письм. в 1/2 десть, две треоди посная да цветная письм. в десть, два пролога во весь год письм. в десть, два охтая, два минея, да две триоди, да трефолой письм. в 1/2 десть, ермолой в 1/2 десть. Да на колокольнице колокол по смете пуда в 3, да доска железная. Строение церковное, образа и книги и ризы и сосуды и колокола тоеж волости крестьян " .

http://sobory.ru/article/?object=16739

В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия: Сие заповедаю вам, да любите друг друга, – говорит Господь Своим ученикам. – Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня ( Ин. 15:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Во славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы Отца, Сына и Святаго Духа – книга сия, глаголемая Жития Святых и Богоносных Святителей и Страстотерпцев земли Казанския, иже в добродетели поживше и страну Казанскую, во тьме неведения сущую, светом Христианския веры просвятивше, венец мученичества и нетления восприимша, и их же память подвиги и труды страны Казанския жителям всегда свято хранити и чтити должно есть – написася в душевную пользу чтущим и послушающим сынам паствы Казанския, повелением Господина нашего Боголюбезнейшаго Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго Кира Арсения и издадеся собственным иждивением того же Боголюбезнейшаго Архиепископа в Богоспасаемом граде Казани в лето от сотворения мира семь тысящ четыреста осьмое, от Рождества же по плоти Господа нашего Иисуса Христа в тысящу девятисотое. Святитель Христов Гурий, чудотворец Казанский Первый Архиепископ Казанский и Свияжский Казанский чудотворец Святитель Гурий происходил из небогатой, проживавшей в городе Радонеже (отстоящем верст на 10 от Троицко-Сергиевой лавры), боярской семьи Руготиных. Родился он в княжение Uoahha III Васильевича в конце XV или в самые первые годы XVI столетия. При святом крещении ему дано было имя Григорий, какое носил и отец его. Детские годы Григорий провел в родительской семье. Под благотворным влиянием благочестивых родителей из него, наделенного от природы выдающимся умом, воспитался юноша тихий, кроткий, вполне благонравный и в высшей степени религиозный. Он любил возможно чаще присутствовать при Богослужении в церкви, усердно молился дома, строго соблюдал посты, всегда, когда имел возможность, оказывал помощь ближним, и, вообще, всей душой заботился о том, чтобы угодить Богу. Данное Григорию прекрасное религиозно-нравственное воспитание под родительским кровом было, ввиду происшедшей в ранней еще юности перемены в его жизни, для него бесценно. Это прекрасное, полученное им в доме родителей, воспитание дало ему возможность безопасно переплыть, как увидим ниже, бурно волновавшееся на пути его житейское море.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вопросы времени и такта Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24-31 мая. – Паломничество по России. – Донести до сердца. – Встреча в Ново-Огареве. – Хлестаков и маленькая гордая птичка. – Томительное желание скандала. – Служить Богу и русскому народу. – Святые равноапостольные братья. – Чтобы язык не умер. – Христианский бунт в Европе. – Балтийское соревнование на беспамятность. – Просвещение вместо православной культуры. – Праздник Святой Троицы.  Завершившаяся неделя прошла под знаком визита делегации Русской Зарубежной Церкви в Россию. Почти все последние дни пребывания в России иерархи РПЦЗ путешествовали по разным регионам страны. С 21 по 23 мая делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром находилась на Урале. «Целью поездки стало посещение памятных мест, тесно связанных с новейшей историей Русской Православной Церкви», - сообщает «Благовест-Инфо» . «22 мая, в субботу, в день святителя Николая Чудотворца, члены делегации отправились в монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, в урочище Ганина яма, где кислотой и огнем были уничтожены останки убиенной в Екатеринбурге Царской Семьи», - рассказывает сайт «Православной газеты» . Следующим местом паломничества зарубежных гостей стал Алапаевск: «Свято-Троицкий собор Алапаевска известен тем, что здесь в последние дни своей земной жизни молились Великая Княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара. Здесь же, после зверского их убийства большевиками, они были отпеты». «За воскресной Литургией делегация, возглавляемой Митрополитом Лавром, молилась в Свято-Троицком Кафедральном соборе. После службы … Митрополит Лавр сказал, что Его Высокопреосвященству и всем членам делегации было весьма отрадно и умилительно молиться у святых мест страданий и мучений Царственных Страстотерпцев, где их подвиги ударяют души русских людей, посещающих эти места с одним намерением и уходящих совершенно другими, обновленными», - сообщает официальный сайт РПЦЗ  . Там же можно увидеть фотографии из Екатеринбурга и Алапаевска , где молились иерархи РПЦЗ. О пребывании зарубежной делегации на Урале сообщает и сайт «Newsru.com».

http://pravoslavie.ru/4898.html

Девятнадцатый день. Св. мученик Уар. (О преданности Богу). I. Когда св. мученик Уар, память коего совершается ныне, живший в царствование римского императора Максимиана в Египте, за исповедание имени Христова среди ужаснейших мучений предан был мучительной смерти и тело его было выброшено мучителями вне града на съедение псам, то одна благочестивая вдова христианка, по имени Клеопатра, с преданными ей слугами ночью тайно взяла тело св. мученика и схоронила на время в доме своем. Эта Клеопатра была родом из Палестины и недавно лишилась своего мужа, бывшего военачальником. Она питала такую веру к св. мученику, что, возвращаясь на родину с единородным сыном своим Иоанном, она решилась взять с собою священные останки мученика, чтобы положить их на родовом своем кладбище. Клеопатра выпросила у правительства дозволение перенести тело мужа своего, но под видом его перевезла на родину тело св. мученика Уара. Такое усердие и почтение блаженной Клеопатры к памяти и священным останкам страстотерпца привлекли на нее Божие благословение: единородный сын ее благополучно приходил в совершенный возраст, готовясь вступить на службу царскую. Блаж. Клеопатра решилась устроить в честь св. мученика Уара храм, в который и были перенесены мощи св. мученика. В избытке радости при исполнении искреннего своего желания, Клеопатра во время совершения литургии в новоосвященном храме особенно усердно молила у св. страстотерпца ходатайства пред Богом за нее и сына ея, да устроит для них Господь по Своей благой и совершенной воле то, что им благопотребно и полезно. По окончании литургии Клеопатра сделала угощение духовенству, народу, нищим и странникам и сама вместе с сыном служила при столе. В тот же день к вечеру сын ее разболелся и к полуночи скончался. Пораженная неутешным горем мать побежала в церковь св. мученика Уара и, припадши к гробу его, вопияла: «угодниче Божий! такую ли помощь оказал мне за все мое усердие к тебе? Погибла надежда моя: кто в старости меня пропитает, кто предаст гробу тело мое? Возврати мне сына моего, как некогда Елисей воскресил сына Соманитяныни, или же возьми теперь душу мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. благоверные кнн. и страстотерпцы Борис и Глеб Святой Владимир, сын Святослава, внук Игоря, просветивший святым крещением всю землю Русскую, имел 12 сыновей, и младшие были Борис и Глеб, которые родились от царевны Анны, сестры греческих императоров Василия и Константина. И посадил их отец на княжение по разным землям, каждому дав удел: Борису — Ростов, Глебу — Муром. Печенеги, кочевой народ тюркского происхождения, шли ратью на Русь, и Владимир был в великой печали, потому что не имел сил выступить против безбожных. Отец дал Борису много воинов и послал его против безбожных печенегов. С радостью пошел Борис, сказав отцу: «Вот я перед тобой, готов сотворить что требует воля сердца твоего». На возвратном пути к нему прибыл вестник и сказал, что отец его Владимир, нареченный во святом крещении Василием, умер месяца июля 15-го дня 1015 года. А Святополк утаил смерть отца, ночью разобрал пол палат в селе Берестовом, обернул тело усопшего в ковер, спустил его на веревках, отвез на санях в Десятинную церковь Пресвятой Богородицы, построенную и украшенную святым князем Владимиром, и поставил там. Все это было сделано тайно. Идя своим путем, Борис горько плакал; хотел удержаться от слез, но не мог, и все, видя его в слезах, плакались о его благородной красоте и добром разуме. Но святого Бориса укрепляла мысль о том, что, если его брат, по научению злых людей, и убьет его, то он будет мучеником и Господь примет дух его. Святополк же призвал к себе вышегородских мужей и сказал: «Если вы обещаете положить за меня головы, идите тайно, братья мои, найдите брата моего Бориса и, улучив время, убейте его». И обещались они. Блаженный Борис на возвратном пути остался на реке Альте в шатрах (он выходил против печенегов). И сказала ему дружина его: «Иди в Киев и сядь на княжеском престоле отца своего, ибо и воинство отчее с тобою». Он же отвечал им: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца». Услышав сие, воины ушли от Бориса, и он остался только с отроками своими. Был тогда день субботний.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. Царственные страстотерпцы Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликс — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания. 20 октября Император Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010