На «Господи, воззвах…» всегда поются только воскресные стихиры на 4. Кроме того, если не случится великий или полиелейный Богородичный праздник, то на «И ныне» поется Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком». По «Ныне отпущаеши…» впервые исполняется воскресный тропарь наступившего гласа. Великая вечерня Кафисма 1-я «Блажен муж…» (по Уставу поется полностью). Стихиры на «Господи, воззвах ...» всегда на 10. На «И ныне» почти всегда поется догматик настоящего гласа 419 . Прокимен всегда «Господь воцарися, в лепоту облечеся» со стихами псалма 92-го. Стихиры на стиховне: всегда поются 4 воскресные стихиры (называемые также «стихиры по алфавиту») со стихами псалма 92-го. По «Ныне отпущаеши…» почти всегда поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…», причем минимум дважды 420 . Утреня Седальны по кафисмам всегда из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при отсутствии тропаря святого или при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святому, что случается относительно редко), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»). Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-ю главу): – от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно); – в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную; – в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник. 17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника): – от 1-й Недели Великого поста до отдания Воздвижения; – от предпразднства Рождества Христова до Недели о мытаре и фарисее включительно. Поэтому по окончании чтения кафисм и седальнов возможны два варианта: – если нет полиелейного праздника: хор поет 118-й псалом ( «Блажени непорочнии…» ) или полиелей (если он полагается, псалмы 134-й «Хвалите имя Господне…» и 135-й «Исповедайтеся Господеви яко Благ…» ). В начале пения 17-й кафисмы или полиелея духовенство выходит на середину храма, затем совершается каждение всего храма. Хор: «Благословен еси, Господи…» и тропари «Ангельский собор…». По окончании тропарей поется «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Слава:  святаго. И ныне:  богородичен 1-й настоящаго гласа. Вход. Прокимен дне. И чтения святаго 3. На литии стихира храма, и святаго. Слава:  святаго. И ныне: богородичен по гласу святаго, или праздника. На стиховне стихиры святаго. Слава:  святаго. И ныне:  богородичен во глас святаго, или праздника. На благословении хлебов тропарь святаго, дважды: и Богородице Дево, единожды. Буди имя Господне: трижды, с пением, псалом, 33: Благословлю Господа на всякое время: до Не лишатся всякаго блага. И чтем от жития святаго. На утрени , на Бог Господь: тропарь святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен 1-й, настоящаго гласа. Аще ли предпразднство, или попразднство: тропарь праздника, дважды. Слава:  святаго. И ныне:  праздника. Таже, кафисма 17: ектения, и седален святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен. И чтение. И посем кафисма 17, непорочны. На нейже иерей не кадит, но на полиелеи кадит. Таже седален святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен. И чтение. Посем полиелей святаго, и седален дважды. Слава, и ныне: богородичен. И чтение. Степенна 4-го гласа, антифон 1. Прокимен святаго. и Всякое дыхание: Евангелие, и псалом 50. По 50-м псалме, стихира святаго. Таже, Спаси Боже люди Твоя: Посем иерей: Милостию и щедротами: Лик: Аминь. И поем канон Богородицы, со ирмосом на 6: ирмос по дважды, тропари на 4. Аще ли храм Христов, или Богородицы, или аще предпразднство, или попразднство, поем подобне канон со ирмосом на 6, и святаго на 8. Катавасия, по уставу. По 3 песни кондак предпразднства, или праздника. Таже седален святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен или праздника. По 6-й песни кондак святаго, и икос. И чтем пролог. По 9-й песни светилен святаго, дважды. Слава, и ныне: богородичен, или праздника. На хвалитех стихиры святаго на 4. Аще ли в попразднство: На хвалитех 6: праздника три, яже суть на стиховне того дне, и святаго 3. Слава:  святаго самогласен. И ныне:  богородичен по гласу святаго, или праздника. И славословие великое. Таже тропарь святаго. Слава, и ныне: богородичен воскресен гласа настоящаго, или праздника. Ектении, и отпуст, и час 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Текстовое последование полиелея составляют стихи 134 и 135 псалмов с припевом аллилуия и, согласно древнему чину стихословятся по примеру 103 псалма и кафисм. В нынешней богослужебной практике чаще всего поются по два избранных стиха из указанных псалмов. В Недели о блудном сыне, Мясопустную и Сыропустную к обычным полиелейным псалмам добавляются стихи 136 псалма «На реках вавилонских». Здесь необходимо сказать о некоторых особенностях воскресных служб касающихся полиелея. По уставу на Воскресной Утрене, если не празднуется память особо чтимого святого или Богородицы полиелей совершается только в определенные периоды года от отдания Воздвижения 22 сентября/5 октября до предпразднства Рождества Христова 20 декабря/2 января и в Недели о блудном сыне, Мясопустную и Сыропустную. В остальные воскресные дни года на Утрени вместо полилейных псалмов стихословится 17 кафисма, включающая в себя самый большой 118 псалом, состоящий из 176 стихов. Еврейский текст этого псалма состоял из 22 строф, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Каждая из строф включала в себя по 8 стихов. По словам М. Скабаллановича 118 псалом который в уставе также получил наименование Непорочны (по второму слову первого стиха «Блаженны непорочнии») представляет из себя «восторженный гимн закону Божню», изображая «горячую любовь праведника к этому закону, или точнее к Богу за Его столь совершенный и благотворный дар человечеству, закон называется разными именами «закон», «заповедь», «оправдания» (соб. «уставы»), «свидения» (т.е. откровения), «судьбы» (т.е. суды), «повеления» (в слав. Тоже «заповеди»), «пути», «слова», конечно все это с эпитетом «Твои», т.е «Божии», этим обозначаются разные стороны закона Божия» (18, 227). Ввиду столь высокого своего духовного назначения 118 псалом исполняется как надгробная песнь при погребении Господа Иисуса Христа на Утрени Великой Субботы, а также на заупокойных службах и отпеваниях. В контексте службы воскресной Утрени 17 кафисма примыкает к двум предшествующим кафисмам и подготовляет дальнейшее последование богослужения – пение воскресных тропарей Иоанна Дамаскина «Ангельский собор», повествующих о приходе жен мироносиц ко гробу Спасителя, явлении им Ангела, возвестившего о Христовом Воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Устав и особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях 23 сентября (Зачатие Иоанна Предтечи) и 23 октября (святого апостола Иакова, брата Господня). Также некоторые уставные указания можно найти в 8-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона. Основная отличительная черта праздника в честь святого со славословием в седмичный день (кроме субботы) – пение Октоиха на утрене (строго говоря, из Октоиха поются только каноны). Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихи­ры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: 3 стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. Отпуст вседневный. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. По Трисвятом: кондак святого (см. 23 сентября). Полунощница Вседневная полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря. Кафисмы 2 по Уставу; если славословие совершается в период зимнего расписания, то 3-я кафисма переносится на вечерню грядущего дня 393 . Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. Канон: 1-й канон Октоиха на 4, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого на 6. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

118 Кстати, именно поэтому на великие праздники святых (24 и 29 июня, 29 августа) не поется на утрене канон Богородице, тогда как на праздники святых бденных и полиелейных обязательно полагается канон Богородице или праздника (в предпразднство или попразднство). 121 Число 532, составляющее пасхальный цикл или период, является произведением (наименьшим общим кратным) чисел 19 (цикл Луны, то есть через 19 лет повторяются фазы Луны) и 28 (круг воскресных дней, то есть через 28 лет повторяется последовательность воскресных дней). 129 Такой принцип можно метко охарактеризовать словами: «все что можно опускается, остальное – растягивается». 130 В богослужебных книгах словом последование называется собрание молитвословий одного рода, то есть или изменяемых, или неизменяемых, относящихся к определенному богослужебному дню. Одни последования содержат только неизменяемые молитвословия (в Служебнике и Часослове), другие же заключают в себе одни изменяемые песнопения (Октоих, Минея, Триодь). Само название «последование» (ακολουθα – «следование, порядок») произошло оттого, что молитвы и песнопения, которые находятся в последовании, следуют за молитвами, находящимися в других богослужебных книгах (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 95). 131 Исключением является 17-я кафисма (118-й псалом), которая разделяется не только на три «Славы», но и на две половины: перед 94-м стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово «среда», то есть середина. 132 В современных изданиях Псалтири Следованной устав о чтении Псалтири расположен на с. 211–215. 133 «Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (Типикон, глава 17-я). 134 Аллилуйные службы – богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа». Аллилуйные службы полагаются в определенные дни Рождественского, Петрова и Успенского постов (например, 19, 26 ноября, 7 и 10 июня, 3 и 4 августа). Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина , часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. И хотя Поместный Собор 1917–1918 г рекомендовал возобновить аллилуйные службы и в ежегодных «Богослужебных указаниях» излагаются особенности их совершения, все равно в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока не находят достойного места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

135 имел два аллилуиа после каждого стиха своего и одно после припева «Яко в век милость Его» («Исповедайтеся Господеви яко благ, аллилуиа 2, Яко в век милость Его аллилуиа 1», — так и ныне по Киево-Печерскому напеву); во втором же случае, при 6 гл., аллилуиа оба раза по однажды. (Во всем этом зародыш позднейшего полиелея). 2-я и 3-я славы 19-й кафисмы пелись с аллилуиариями приключившегося гласа. Если эта кафисма приходилась и на часах, она пелась таким же образом, при чем происходила перестановка этой кафисмы на другой час, если общей глас часа (т. е. глас его тропаря) не соответствовал ее напеву. Кроме «полиелейных» псалмов выделялись из обычного исполнения Псалтири на утрени 2-я слава 7-ой кафисмы «Бог богом…» и последняя (3-я) слава последней, 20-й кафисмы «Хвалите Господа с небес…» Первое пелось со 2-м из числа особых аллилуиариев 6 гл., второе — с 3-им из них же (но последний псалом 150 вместо аллилуиа имел припев «Слава Отцу…»). Наконец особых аллилуиарий 8 гл. существовал специально для праздничного «Блажен муж…», т. е. для 1-й славы 1-й кафисмы; 2-я же и 3-я славы ее пелись со 2-м и 3-м аллилуиариями приключившегося гласа [ 64 ]. При столь тождественном пении и обыкновенных, а особенно некоторых чередных кафисм (влияние песненного последования) Студийско-Алексиевский устав не отмечает особыми кафисмами праздников, а отмечает лишь из, как и воскресенья, «степенными» [ 65 ], нынешними нашими, но певшимися со стихами степенных псалмов (пс. 119–133 =18-я каф.) и аллилуиами с нененайками [ 66 ]. Но все прочие уставы Студийского типа дают для праздников особые кафисмы. Все западные для каждого Господского праздники назначают пред степенными трехантифонную, т. е. трехпсалмную, кафисму из специально подобранных к чествуемому событию псалмов, например, для Рождества Христова 134, 109 и 86 (Криптоферратский, другие иные), причем к некоторым, подходящим к празднику стихам последнего псалма был припев (κφνησις или πακο), очень напоминающий нынешнее величание, например, в Криптоферратском Тип.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

172 На практике «Сподоби, Господи…» на вседневной вечерне нередко поется на 8-й глас (тропарный), кроме периода Святой Четыредесятницы, когда сами принципы совершения великопостного богослужения требуют непременного чтения данной молитвы. 173 Выбор Богородична во 2-м приложении определяется не только гласом, но и днем седмицы, в который совершается данное богослужение. При этом на «Господи, воззвах...» и на стиховне вечерни на «И ныне» поются Богородичны, обозначенные «в неделю вечера»; «в понедельник вечера» и так далее, а на «Хвалите...» и на стиховне утрени в те же дни поются другие Богородичны, которые обозначены «в понедельник утра», «во вторник утра» и так далее. 174 В некоторые дни после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уста­ву поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября). Подобное добавление стихиры возможно также в случае шестеричного святого и двух святых (например, 11 ноября, 22 января). 175 Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (η αγρυπνα) на Православном Востоке и в Русской Церкви. С. 57. 176 Эта особенность характерна только для двунадесятых Богородичных, великих, бденных и полиелейных праздников, а также 1 сентября (новолетие), когда поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Также «Блажен муж…» поется в воскресные дни, но здесь поется вся 1-я кафисма, которая полагается в субботу вечером согласно расписанию (см. Типикон, 17-я глава) и является в данном случае рядовой кафисмой. 177 Однако в некоторые полиелейные праздники (28 сентября, 11 января, 24 февраля и другие), на Господские двунадесятые праздники вечером (когда великая вечерня совершается ради великого прокимена), на Обновление храма Воскресения (13 сентября) и Преполовение Пятидесятницы (среда 4-й седмицы по Пасхе), в Великую Пятницу и все дни Светлой седмицы стихиры на «Господи, воззвах…» на великой вечерне поются на 6. 178 На великой вечерне не бывает паремий в воскресные дни (если не случится святой или праздник, имеющие паремии), на Светлой седмице и в тех случаях, когда великая вечерня совершается ради великого прокимена (на Господские двунадесятые праздники и в недели Великого поста вечером).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1, 2 и 64 («Тебе подобает песнь Боже!…) с припевами 1. «Заступи мя Господи», 2. Аллилуиа, 3. Тропарь, гл. 3: «прибежище и сила» с Богородичным гл. 4: «Яже вресноту и истинно Богородица»; архиерей произносил три ектенийных прошения: «О свышнем мире… о царях и о городе и стране с троекратным «Господи помилуй» и возгласом «Яко свят еси…»; прокимен, Апостол и Евангелие нынешние индикта; диакон литийную ектению (λιτα υ εοντος) с «великим Господи помилуй» и возгласом: «Яко Милостив…»; на возгласах архиерей благословляет; молитва главопреклонения и тропарь «Всея твари…» при возвращении. (В общем — строй песненной вечерни) [ 33 ]. Наряду с описанным типом богослужения, который справедливо называется песненным, с самого начала настоящего периода существовал и имел не меньшее, если не большее распространение другой тип, — тот, описание которого сохранилось до нас еще в рассказе о посещении Софронием и Иоанном Мосхом аввы Нила Синайского и который следовательно еще в VI b. достиг и довольно законченного развития и немалого применения. Отличаясь по строю и составу, хотя в точности неизвестно чем, от тогдашних соборных служб, этот тип богослужения продолжал свою самостоятельную жизнь подле второго, и в самом начале IX b. мы застаем его в ряде церквей, притом не только монастырских, но и соборных, причем разница между тем и другим типом с течением времени не уменьшилась, а скорее увеличилась. Так в IX b. мы застаем его из соборных церквей у старшей сестры Великой Константинопольской Церкви — в Святогробской Иерусалимской Церкви. Дошедший от IX–X b. отрывок Святогробского Типикона, содержащий устав только страстного и пасхального богослужения [ 34 ], дает для суточных служб вполне нынешний строй: на вечерне 103 пс., кафисма, Господи воззвах со стихирами, прокимен, Евангелие (иногда; чаще, чем ныне у нас), Сподоби Господи, стихиры, Ныне отпущаеши и отпустительный «седален» (тропарь), иногда лития; упоминаются и ектении, но место их указывается неясно; на утрени: шестопсалмие, Бог Господь или аллилуиа, кафисмы и седальны, в воскресенье Непорочны с воскресными тропарями, седален, 50 пс.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

21. Преподобнаго отца нашего и исповедника Иакова епископа. Аллилуиа. Стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: На утрени, канон, глас 2. По 3-й песни, седален, глас 4. 22. Святаго священномученика Василиа, пресвитера Агкирския церкве. Аллилуиа. Стихиры, глас 4. Подобен: Званный свыше: На утрени, канон, глас 6. По 3-й песни, седален, глас 3. По 6-й песни, Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Законно течение совершив, и веру соблюл еси священномучениче Василие: сего ради мучения венцев сподобился еси, и церкве столп непоколебимь явился еси, Сына Отцу собезначальна, и Духу, исповедав Троицу нераздельную: юже моли, избавитися от бед чтущим тя, да зовем ти: радуйся Василие богомудре. 23. Святаго преподобномученика Никона и дву сту ученик его, с ним мучившихся. Аллилуиа. Стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: На утрени, канон, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 4. 24. Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы. И преподобнаго отца нашего Захарии: И иже во святых отца нашего Артемиа, епископа Фессалонитскаго. Вечер, обычная кафисма. На Господи воззвах самогласен дне дважды, и мученичен, и подобны триоди три: и предпразднства, на 4: глас 4. Подобен: Яко добля: Слава, и ныне, глас 2: Благовествует Гавриил: Вход. Прокимен: и чтения дне, и прочая служба преждесвященных. А идеже несть преждесвященных, на Господи воззвах, стихиры, подобны триоди три: и предпразднства 3. Слава, и ныне: Благовествует Гавриил: На стиховне самогласен триоди дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства, глас 2: Еже от века: На утрени, Аллилуиа, и троичны гласа. Аще случится в субботу, или в неделю, на Бог Господь. Тропарь, глас 4: Днесь всемирныя радости начатки, предпразднственное воспети повелевают. се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к ней вопиет: радуйся благодатная, Господь с Тобою. И обычныя кафисмы, и прочая по обычаю. Канон предпразднства, со ирмосом на 6, глас 4: и триоди по чину их. По 3-й песни, седален, глас 4. Подобен: Явился еси: Нашествием Духа Всесвятаго: Слава, и ныне, другий: глас 3. Подобен: Красоте: Днесь вся тварь радуется: По 6-й песни,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4) Евергетидский Типикон, т. е. монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в предместье Константинополя, основанного в 1048 г. иноком Павлом († 1054 г.); преемник его Тимофей увеличил монастырь и дал ему устав, который в синаксарной части переделан и дополнен ок. 1150 г., и в таком виде дошел до нас, что видно из памяти в нем Лазаря Галисийского († 1053 г.), впервые встречающейся в месяцесловах с XII b. (Коаленевом), и из памяти самих ктиторов Павла и Тимофея (служба им 16 апр. вместе и как преподобными и заупокойная); в Типиконе часто ссылки на практику Великой церкви (что и естественно для константинопольского монастыря), но в общем строй службы Студийский с наклоном к Иерусалимскому [ 49 ]. Вечерня по ктиторским Студийским Типиконам В унаследованный от Святогробского храма и палестинских монастырей и переданный им Ипотипосисом и Диатипосисом чин суточного богослужения все эти Типиконы внесли некоторые особенности, хотя из-за неполноты предыдущих памятников и отсутствия современных этим уставам палестинских Типиконов трудно установить, какие из этих особенностей получены ими и общи с современным им палестинским уставом и какое принадлежат исключительно им. Что касается вечерни, то эти уставы указывают на ней вслед за Диатипосисом [ 50 ] для воскресений и праздников кафисму «Блажен муж» на 8 гл., а для будней «Ко Господу внегда скорбети» (18-ю) на глас дня [ 51 ], причем последняя кафисма опускается в воскресенье и в великие праздники вечером, в 12-дневие (между Рождеством Христовым и Богоявлением), Пятидесятницу, неделю сыропустную [ 52 ] и пятницы Великого поста [ 53 ] (В Евергетидском и для великих свв.) [ 54 ]. На Господи воззвах вслед за Ипотипосисом Студийско-Алексиевский устав назначает для воскресений и праздников «Господских» (Спасителя и Богоматери) 9 стихир (утрояются 3 стихиры), для великих же свв. и будней — 6 [ 55 ], а западные и Евергетидский для праздников Господских и воскресений — 8, для великих свв. — 6, а для будней (при одном святом) — 4 [ 56 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010