Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй (40). И поклонися, елико ти мощно. Таже молитва Святей Живоначальней Троице Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон). Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы сие: «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая. ДАВИДА ПРОРОКА И ЦАРЯ ПЕСНЬ Кафисма первая Псалом 1 Псалом Давиду, не надписан у еврей 1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, 2 но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. 3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. 4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. 5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. 6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Псалом 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание). Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Служебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня. В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма. В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь. В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении. В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря. Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу. Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

Так давайте же поговорим о псалмах, чтобы понять их мудрость, почувствовать красоту и незаменимость для нас. Кафисма первая Псалом первый Первый псалом не имеет надписания – заглавия, предваряющего остальные псалмы: Псалом Давиду, не надписан у еврей, 1. Эту особенность отмечали все исследователи Псалтири. В VII веке блаженный Феодорит , ссылаясь на древних переводчиков, говорил: «Они не осмелились при переводе к словам Духа приложить что-либо от себя». И, в частности, дать заглавие псалму. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (1–2). Блажен муж, который не идёт на совет нечестивых, и на путь грешников не встаёт, и на седалище губителей не садится... Обратите внимание: слово блажен торжественно утверждает подлинного Автора псалмов – Духа Святого. «Никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). В начальных стихах псалма сразу раскрывается внутреннее состояние человека. Оно двойственное: мы имеем в себе бессмертную душу, дыхание Духа Божия – и в то же время поражены грехом. Образ Божий в человеке искажён, но он не уничтожен. Блаженство – то же счастье, его ищут все люди. Но счастье не преходящее, переменчивое, а постоянное, неизменяемое. Блажен тот, кто понял: жизнь – это благо, дар Божий. У блаженного человека чистая совесть, он усвоил разумом и сердцем истины, открывающие радость бытия, его смысл. Слова блажен муж: относятся и к женщинам. Древним языкам было свойственно такое обобщение. Муж – начальник рода. Но без женщины-матери род обречён на бесплодие и вымирание. Прекрасной иллюстрацией этому является евангельское родословие Спасителя (см. Мф.1:1–17 , Лк.3:23–38 ). Там перечисляются имена праотцев. За каждым из них, как само собой разумеющееся, стоит имя женщины – продолжательницы рода. И только иногда включаются женские имена – словно некие вехи, указывающие путь развития рода. Блаженство – ещё не святость, но уже причастность ей. С приходом в мир Сына Божия провозглашены новозаветные заповеди блаженства (см. Мф.5:3–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

На 1й, 2й, 3й, 4й и 6й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8я), а на 1м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18й, как на остальных седмицах). На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с Великого Понедельника по Великую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17я кафизма читается с похвалами на утрени Великой Субботы. Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста? Здесь все строже: даже в праздники читаются все уставные кафисмы. Единственное исключение – отменяются кафизмы на двух вечернях праздника Благовещения: на вечерне перед праздником и на вечерне в день праздника. Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе? Это период от Великого Четверга до Светлой субботы (10 дней), в который чтение кафисм отменяется полностью (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17я с «похвалами»). Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм? Современное деление Псалтири на 20 кафизм появилось в Палестине примерно в VIII веке; в X веке это деление распространилось по всему Востоку благодаря тому, что монастыри Византии стали принимать палестинскую практику служб суточного круга. Это деление до XIII века употреблялось параллельно принятому в Константинополе делению Псалтири на 76 антифонов, которое практиковалось в кафедральном богослужении. После XIII века (вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) кафедральная традиция исчезла и деление на 20 кафизм стало безальтернативным.

http://azbyka.ru/kafizma

3 . Полунощница (при желании ее совершить, ибо эта монастырская служба на приходах в принципе не совершается) вычитывается без особенностей, кафисма для нее (в седмичные дни – 17-я, в субботы – 9-я) читается по Псалтири. 4 . Изобразительны в седмичные дни поста совершаются по Часослову без отпуста (после молитвы преподобного Ефрема Сирина сразу осуществляется переход на вечерню). Единственная уставная трудность – чтение кондаков по «Отче наш…». Здесь можно рекомендовать такую упрощенную схему: кондак дня, святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...»; «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...». Все перечисленные тексты есть в Часослове на ряду, кондак святого дня можно взять из Минеи (или, например, из популярного «Православного церковного календаря с тропарями и кондаками»). К изменяемым службам следует отнести вечерню и утреню, а также изобразительны в субботние и воскресные дни. Эти богослужения имеют внушительное количество изменяемых песнопений, и их совершение в полном виде на дому людьми, не искушенными в церковном уставе, весьма затруднительно. Тем не менее именно эти службы являются основными и более значимыми, нежели рассмотренные выше богослужения часовые. При их совершении мирянами дома в седмичные дни Великого поста можно рекомендовать, во-первых, популярную книгу «Службы первой седмицы Великого поста». Хотя в этой книге, как следует из ее названия, содержатся службы только первой седмицы, там же даются подробные последования всех великопостных служб, так что на последующих седмицах можно читать последование вечерни и утрени по указанной книге, заменяя только тексты Минеи и Триоди актуальными для конкретного дня. В крайнем случае можно совершить предельно сокращенное последование, состоящее только из неизменяемых молитвословий этих служб, которое опубликовано в указанном выше «Часослове для мирян». По мере возможности каждый благочестивый христианин может добавлять в такой краткий чин утрени изменяемые тексты: каноны (в седмичные дни поста прочитать канон Минеи и трипеснец Триоди), кафисмы, стихиры. Отметим также, что в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, христианин на дому может прочитать вместо нее вечерню великопостным чином (это позволяет делать наш Типикон, который каждый раз после указаний для Литургии Преждеосвященных Даров делает оговорку «аще великия ради нужды несть Литургии» и представляет последование вечерни великопостным чином).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Псалом 50 – самый известный псалом; его известность обусловлена и покаянным содержанием, и частым употреблением в богослужении. Псалом 50 используется в богослужении чаще всех других псалмов: только в рамках служб суточного круга он читается 3 раза в течение суток: на повечерии, утрене и 3м часе. Кроме того, 50 псалом употребляется в различных последованиях, которые представляют собой модифицированный вариант утрени: в панихиде, молебнах и в таинстве Елеосвящения. Также псалом 50 входит в состав последований, составляющих келейное правило: в утренние молитвы и в Последование ко Святому Причащению. Наконец, не будем забывать, что он читается в составе 7 кафисмы (всегда, когда эта кафисма используется). И еще один факт: Устав назначает читать 50 псалом в отдельных случаях совершителям богослужения «про себя»: звонарь читает 50 псалом во время благовеста к всенощному бдению (Типикон, 2 глава), также диакон читает 50 псалом во время каждения после проскомидии и на Великом входе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-50.h...

  Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. ( Трижды ) Господи, помилуй. ( 12 раз ) Глас 8-й Стих 1:  Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Припев:  Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих 2:  Блажен, егоже избрал и приял еси, Господи ( или:  Блажена, юже избрал и приял еси, Господи, или:  Блажени, яже избрал и приял еси, Господи). Припев:  Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих 3:  Память его (ея, их) в род и род. Припев:  Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих 4:  Душа его (ея) во благих водворится ( или:  Души их во благих водворятся). Припев:  Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Тропарь, глас 8-й Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего. ( Дважды ) Слава, и ныне,  Богородичен : Тебе и стену, и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Кафисма семнадцатая ( поется на 2-й глас или читается ) 1  Блажени непорочнии в путь, ходящия в законе Господни. Припев:  Помяни, Господи, души раб Твоих (душу раба Твоего, рабы Твоея) . 2  Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его,  3  не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша.  4  Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело.  5  Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя.  6  тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя.  7  Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научити ми ся судьбам правды Твоея.  8  Оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела.  9  В чесом исправит юнейший путь свой; внегда сохранити словеса Твоя.  10  Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих.  11  В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе.  12  Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Припев:  Помяни, Господи, души раб Твоих (душу раба Твоего, рабы Твоея). 13  Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих.  14  На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве.  15  В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя.  16  Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих.  17  Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя.  18  Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего.  19  Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя.  20 Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время.  21  Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих.  22  Отьими от мене понос и уничижение,

http://pravmir.ru/panixida-chto-takoe-pa...

В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ, благословляет священник, и поем яко обычно предначинательный псалом. Таже стихословие, первая кафисма. На Господи воззвах, поставим стихов 10, и поем стихиры воскресны осмогласника 3, и Анатолиевы 3, и честнаго Креста 4, глас 5: В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди, святому Кресту: Подобен: Радуйся постников: Возсияй Господень Кресте,/светолучныя молния твоея благодати,/в сердца чтущих тя,/и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне,/имже слезное потребися сетование,/и смертных сетей избавихомся,/и к присному веселию приидохом./Покажи красоты твоея благолепие,/воздаяние подаждь воздержания рабом твоим,/верно просящим твое богатное заступление,/и велию милость. Осияй, Господень Крест,/светозарными молниями Твоей благодати/сердца Тебя чтущих/и с боговдохновенною любовью обнимающих, миру вожделенный!/Тобою исчезло слезное уныние,/и от сетей смерти мы избавились,/и перешли к непрестанной радости./Покажи красоты Твоей благолепие,/воздаяние за воздержание подавая рабам Твоим,/с верою просящим щедрого покровительства Твоего,/и великой милости Радуйся живоносный Кресте,/Церкве красный раю,/древо нетления, прозябшее нам/вечныя славы наслаждение:/имже бесовстии отгоняются полцы,/и ангельстии свеселятся чинове,/и совокупления верных празднуют./Оружие непобедимое,/утверждение нерушимое, верных победо,/священников похвало,/Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути,/и велию милость. Радуйся, живоносный Крест,/Церкви прекрасный рай, древо нетления,/произрастившее нам вечной славы наслаждение;/Тобою бесовские полчища отгоняются,/и веселятся Ангелов воинства,/и собрания верных празднуют./Оружие непобедимое, твердыня нерушимая,/царей победа, священников похвала, –/ныне даруй и нам достигнуть/Христовых страстей и воскресения. Радуйся живоносный Кресте,/благочестия непобедимая победа,/дверь райская, верных утверждение,/Церкве ограждение:/имже тля разорися и упразднися,/и попрася смертная держава,/и вознесохомся от земли к небесным:/оружие непобедимое, бесов сопротивоборче,/славо мучеников,/преподобных яко воистинну удобрение,/пристанище спасения,/даруяй миру велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-t...

Глас 8-й Стих 1: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Припев: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих 2: Блажен, егоже избрал и приял еси, Господи (или: Блажена, юже избрал и приял еси, Господи, или: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи). Припев: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих 3: Память его (ея, их) в род и род. Припев: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих 4: Душа его (ея) во благих водворится (или: Души их во благих водворятся). Припев: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Тропарь, глас 8-й Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего. (Дважды) Слава, и ныне, Богородичен: Тебе и стену, и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Кафисма семнадцатая (поется на 2-й глас или читается) 1 Блажени непорочнии в путь, ходящия в законе Господни. Припев: Помяни, Господи, души раб Твоих (душу раба Твоего, рабы Твоея) . 2 Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его, 3 не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша. 4 Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело. 5 Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. 6 тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. 7 Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научити ми ся судьбам правды Твоея. 8 Оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела. 9 В чесом исправит юнейший путь свой; внегда сохранити словеса Твоя. 10 Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих. 11 В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. 12 Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Припев: Помяни, Господи, души раб Твоих (душу раба Твоего, рабы Твоея). 13 Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих. 14 На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. 15 В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя. 16 Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих. 17 Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя. 18 Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. 19 Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя. 20 Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время. 21 Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих. 22 Отьими от мене понос и уничижение,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1737...

Малая вечерня назначается Уставом перед всенощным бдением и совершается всегда в тех случаях, когда всенощное бдение начинается великой вечерней 167 . В этом случае бдение начинается «по еже заити солнцу мало» (Типикон, 2-я глава), то есть позже обычного времени, назначаемого для вечерни. А «чтобы не оставить без привычного молитвенного освящения обычный час вечерни, для него положена малая вечерня» 168 , которая совершается «прежде солнечного захождения» (Типикон, 1-я глава), то есть до заката. Малая вечерня следует сразу за 9-м часом и совершается в храме, при закрытой завесе царских врат. Служащий священник на протяжении всей малой вечерни по уставу облачен толь­ко в епитрахиль. Также на малой вечерне (в сравнении с вседневной и великой) опускаются кафисма и почти все ектении. В силу указанных обстоятельств чин малой вечерни приближается к богослужению часов, отличаясь только наличием изменяемых частей (стихир и тропарей). Последование малой вечерни находится в 1-й главе Типикона, а особенности ее указаны также в 3-й, 4-й, 15-й, 48-й, 49-й и 50-й главах Типикона. §2.1. Последование малой вечерни В конце 9-го часа священник выходит на амвон и, дож­давшись окончания молитвы 9-го часа, начинает малую вечерню возгласом: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов). Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды) (вместо ектении) , «Слава, и ныне». Хор: «Господи, воззвах…» (по гласу 1-й стихиры). Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116, см. Часослов) до слов «От стражи утренния до нощи...». Хор далее поет стихиры на 4 по Уставу, а затем исполняет песнопение «Свете тихий...». Священник: «Вонмем» . «Мир всем». «Премудрость. Вонмем» 169 . Затем священник и хор исполняют прокимен дня (если малая вечерня совершается в субботу вечером, то поется прокимен «Господь воцарися…» с одним стихом (первым стихом «Облечеся Господь…»), а не с тремя, как это бывает на великой вечерне).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010